ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Легендарный корабль террор. «Террор» во льдах: главные тайны погибшей экспедиции Франклина. Каннибалы во льдах

Новость конечно не космическая, но так как меня всегда интриговала эта история, не могу пройти в стороне. Канадская экспедиция нашла «Террор» — тот самый корабль из знаменитой пропавшей экспедиции Джона Франклина. Если кто не знает про эту эпопею — в принципе, на Википедии об этом в принципе достаточно подробно насписано. Ну а может кто-то читал роман «Террор» Дэна Симмонса, по мотивам которого AMC скоро выпустит сериал.
Итак, в 1845 году суда королевского военно-морского флота «Эребус» и «Террор» отправились на покорение Северо-Западного прохода и исчезли. Долгие годы судьба экспедиции оставалась неизвестной. Лишь в 1859 была найдена записка, из которой следовало, что 12 сентября 1846 года (т.е. ровно 170 лет назад) корабли были затерты во льдах у острова Бичи. К весне 1848 года из 129 членов экспедиции в живых осталось 104. Из записки следовало, что офицеры и команда решили покинуть корабли и отправиться на юг к реке Бака. Что было потом, до сих пор остается предметом споров. Точно известно лишь, что никто из моряков так и не добрался домой.

Многочисленные спасательные экспедиции, пытавшиеся разгадать тайну экспедиции Франклина, нашли останки некоторых членов экипажа, шлюпку, их вещи, а также собрали большую коллекцию рассказов инуитов, из которых сложилось общее представление о последних днях экспедиции, которое можно описать как: умирающие от голода, холода и болезней люди + каннибализм. Также, сохранилось предание о том, что инуиты поднялись на борт большого корабля, внутри которого нашли улыбавшегося мертвеца. Многие сомневались в достоверности подобных рассказов, но в 2014 году исследователи действительно обнаружили «Эребус» именно там, где об этом говорили инуитские легенды — и намного южнее района его предполагаемой последней стоянки.

Найти же «Террор» помогло… селфи. Один из местных жителей, поведал главе экспедиции историю о том, как шесть лет назад во время поездки на снегоходе он увидел торчащий изо льда одного из заливов кусок дерева, похожий на мачту. Он сделал с ним селфи, но когда вернулся домой, обнаружил, что фотоаппарат пропал. Он списал все на злых духов, по местным легендам населяющие эти места и погубившиХ экспедицию Франклину. Есть духи злые духи или их нет — науке об этом неизвестно, а вот «Террор» действительно оказался в месте не получившегося селфи.

Корабль лежит на глубине 24 метра, в и отличие от сильно поврежденных останков «Эребуса» находится в прекрасном состоянии. Исследователи говорят о том, люки корабля закрыты, снасти укомплектованы, уцелела металлическая обшивка, видны следы того, что якорь был спущен. В каюте капитана сохранились стекла в трех из четырех иллюминаторов, в столовой удалось заснять две бутылки вина, столы и пустые стеллажи. По этой ссылке можно посмотреть видео, заснятое подводным роботом.

«Террор» покоится в 30 милях к северу от «Эребуса». Учитывая состояние и положение судна, общепринятую версию гибели экспедиции возможно придется пересмотреть. Если исключить вариант того, что брошенные корабли были отнесены льдами на юг, где потом и затонули, можно предположить следующее. Поняв, что никто из них не дойдет живым до реки Бака, уцелевшие члены экспедиции (по крайней мере какая-то их часть) вернулись на «Террор» и «Эребус» и предприняли отчаянную попытку вырваться из ледяного плена. Через некоторое время они по каким-то причинам оставили «Террор» и перебрались на «Эребус», сумев преодолеть еще некоторое расстояние. Будь это сюжетом голливудского фильма, наверно они бы вырвались из льдов, после чего их бы чествовали как героев. Но увы, в жизни далеко не все заканчивается хэппи-эндом. Остается надеяться, что дальнейшее изучение «Террора» поможет поставить окончательную точку в одном из самых знаменитых исчезновений в истории.

Последний раз их видели в августе 1845 года. Два британских корабля под жуткими названиями Erebus («Мрак») и Terror («Ужас») с 129 моряками на борту ожидали в море Баффина недалеко от берегов Гренландии подходящей погоды, чтобы плыть дальше, в неизведанные воды Канадского Арктического архипелага. Оснащенная по последнему слову тогдашней науки и техники экспедиция во главе с сэром Джоном Франклином должна была поставить точку в поисках заветного Северо-Западного прохода, но исчезла в безжалостных полярных льдах, а загадка ее гибели с тех пор не дает покоя уже которому поколению искателей приключений.

Лишь в 2014 году канадские ученые обнаружили затонувший «Эребус», а совсем недавно, 3 сентября, после 170 лет поисков был найден и «Террор».

Открытие Америки при всей монументальности этого события для истории человечества не сняло с повестки дня другую сверхактуальную на то время задачу - поиска нового пути в Индию. Феноменальные богатства новой части света еще не стали известны европейцам, и обе Америки воспринимались пока как досадная помеха, преграждавшая путь в Азию. В 1522 году экспедиция Фернана Магеллана завершила первое кругосветное плавание в обход южноамериканского континента. На повестке дня оставался вопрос так называемого Северо-Западного прохода - перспективного морского пути вдоль северного берега Северной Америки.

Первая попытка обнаружить его была предпринята англичанами еще в 1497 году, но в конечном итоге поиски растянулись на четыре столетия. Справиться с задачей пытались лучшие мореплаватели своего времени - от Генри Гудзона до Джеймса Кука. Но на пути у героев вставали непроходимые льды Арктики, запутанный лабиринт проливов и заливов Канадского Арктического архипелага и экстремальная погода, что оставляло мало шансов на успех, зато исправно брало за покорение себя самую высокую цену - человеческие жизни.

Исследования канадской Арктики активизировались в XIX веке, и, несмотря на все объективные сложности, к середине столетия размер белого пятна на географических картах Северной Америки сократился до минимума площадью меньше территории современной Беларуси. Британскому адмиралтейству казалось, что оставалось сделать последний, но решительный шаг длиной в сотню миль, и совершить его было поручено Джону Франклину - опытному, хотя и довольно пожилому к тому времени 59-летнему полярнику, уже совершившему три масштабных арктических экспедиции.

С финансированием проблем не было. Для плавания Британский королевский флот предоставил два корабля, уже побывавших в арктических (и антарктических) походах. На «Эребус», ставший флагманом, и «Террор» погрузили почти сто тонн еды (муки, галет, солонины, овощных и мясных консервов). Не забыли и о средстве против цинги, этого бича всех мореплавателей: четыре тонны лимонного сока должны были помочь с ней справиться.

Корпуса парусников для плавания в сложной ледовой обстановке были укреплены металлическими листами, на них же в качестве дополнительных силовых установок смонтировали снятые с локомотивов паровые двигатели. Отопительная система и система дистилляции воды завершали передовое на тот момент техническое оснащение кораблей. Все было готово к многолетнему путешествию, целью которого был долгожданный Северо-Западный проход.

Экспедиция Франклина вышла в плавание 19 мая 1845 года. Сделав остановку в гренландском заливе Диско, где борт «Эребуса» и «Террора» покинули пять провинившихся матросов (тем самым спасших себе жизнь), корабли с 129 людьми на борту отправились дальше вглубь Северного Ледовитого океана. В августе китобои в последний раз видели их в море Баффина, после чего следы парусников и их обитателей были потеряны почти на десятилетие.

Тревогу в адмиралтействе забили только спустя два года. С одной стороны, было понятно, что покорение Северо-Западного прохода потребует зимовки (и, скорее всего, даже не одной), с другой - отсутствие всяких вестей начинало настораживать. В 1848 году на поиски Франклина и его отряда отправилась экспедиция авторитетного полярного исследователя Джеймса Росса, который сам плавал на «Эребусе» и «Терроре». Это мероприятие закончилось полным провалом, но у Росса появилось много последователей, чему в немалой степени способствовала объявленная британским правительством награда в £20 тыс. - значительная по тем временам сумма.

В августе 1850 года, спустя пять лет после того дня, когда корабли Франклина видели в последний раз, были наконец-то обнаружены какие-то их следы. На небольшом островке Бичи у Девона, крупнейшего необитаемого острова на планете, команда капитана Горация Остина обнаружила следы зимовки, а неподалеку - три могилы матросов из экипажа Франклина.

В безжизненном каменистом ландшафте забытого богом и людьми острова свое последнее убежище нашли кочегар Джон Торрингтон, матрос Джон Хартнелл и рядовой морской пехоты Уильям Брейн, умершие в январе - апреле 1846 года. Стало ясно, что они стали жертвами первой зимовки экспедиции, которую зажатые льдами «Эребус» и «Террор» провели у острова Бичи.

В 1854 году во время исследования полуострова Бутия отряд путешественника Джона Рэя собрал целый ряд рассказов местных инуитов. Аборигены в один голос утверждали, что видели группу из нескольких десятков «белых людей», умерших от голода в устье крупной местной реки Бак. При этом пришельцы, судя по свидетельствам эскимосов, перед смертью ели трупы своих товарищей. Предполагаемый каннибализм среди членов экипажа «Эребуса» и «Террора» глубоко возмутил их коллег, оставшихся в Великобритании, и вдову Франклина. Общественность напрочь отвергла инсинуации, предполагавшие, что моряк королевского флота мог опуститься до поедания себе подобных.

Кроме устных свидетельств, Рэй собрал и вещественные доказательства гибели экспедиции, выкупив у инуитов найденные ими столовые приборы с «Эребуса». Этого оказалось достаточно, чтобы Франклина и компанию признали умершими, а их поиски официально прекратились. Тем не менее история обреченных в полярной пустыне на этом совсем не закончилась.

Спустя еще четыре года очередной поисковый отряд, профинансированный на этот раз лично вдовой Франклина, во время изучения крупного острова Кинг-Уильям, расположенного между полуостровом Бутия и устьем реки Бак, сделал долгожданную находку. Среди полярных экспедиций, особенно когда что-то шло не так, было принято на всякий случай оставлять своим возможным спасателям послания под специальными каменными пирамидами - гуриями. Именно такой документ был обнаружен на Кинг-Уильяме, а его содержание пролило свет на судьбу путешественников.

Послание, по сути, представляло собой две записки, сделанные в разное время. Первая была написана после второй зимовки:

«28 мая 1847 года. Корабли Ее Величества „Эребус“ и „Террор“ зимовали во льду под 70°5′ с. ш. и 98°23′ з. д. Зиму 1846-1847 годов провели у острова Бичи под 74°43′28″ с. ш. и 91°39′15″ з. д., предварительно поднявшись по проливу Веллингтона до 77° северной широты и вернувшись по западной стороне острова Корнуоллис. Экспедицией командует сэр Джон Франклин. Все в порядке. Партия из двух офицеров и шести матросов покинула корабль в понедельник 24 мая 1847 года».

После ознакомления с этим текстом оставалось сразу несколько вопросов. Во-первых, очевидно, что ситуацию сложно было охарактеризовать как «все в порядке». Среди членов экипажей уже были первые жертвы, а целых восемь человек успели бросить свои корабли и товарищей, отправившись навстречу смерти. К тому же авторы послания по неизвестной причине запутались в датах. Зимовка у острова Бичи случилась годом ранее. Летом 1846 года освободившиеся корабли дрейфовали среди островов Канадского Арктического архипелага, в конце концов спустившись на юг к острову Кинг-Уильям, где они провели зиму 1846-1847 годов, а весной описали свои приключения в указанном документе.

Вторая записка была сделана годом позже на полях первой:

«25 апреля 1848 года. Корабли Ее Величества „Эребус“ и „Террор“ были покинуты 22 апреля в 5 лигах к северо-северо-западу от этого места, будучи затерты льдами с 12 сентября 1846 года. Офицеры и экипаж в составе 105 человек под командой капитана Ф. Р. М. Крозье стали лагерем здесь, под 69°37′42″ с. ш. и 98°41′ з. д.

Сэр Джон Франклин умер 11 июня 1847 года, общие потери экспедиции на настоящий момент - 9 офицеров и 15 матросов.

Джеймс Фитцджеймс, капитан корабля Ее Величества „Эребус“, Ф. Р. М. Крозье, капитан и старший офицер. Завтра выступаем на рыбную реку Бак».

В этом тексте верная хронология восстанавливается. Итак, у Кинг-Уильяма «Эребус» и «Террор» в конечном итоге провели целых две зимы: лето 1847 года оказалось слишком коротким и холодным, лед вокруг кораблей так и не успел растаять. К весне 1848-го из 129 членов экипажа умерло 24 человека, включая главу экспедиции Джона Франклина. Оставшиеся в живых моряки, чувствуя свое бессилие перед окружавшей их полярной полупустыней и оказавшись под угрозой голода и неминуемой смерти, пошли на отчаянную авантюру. Они решили с остатками припасов и снаряжения попробовать добраться до Большой земли. Ближайшая база компании Гудзонова залива в Форт-Резолюшне находилась в 2210 километрах к югу.

Обреченные полярники соорудили из шлюпок импровизированные сани, которые они вынуждены были тащить сами. Изможденные тремя зимовками, страдая от болезней, экстремальной погоды, голода, они из последних сил волокли эти сани, периодически теряя своих товарищей. Одна из шлюпок была найдена в 1854 году. Кроме двух скелетов, в ней обнаружили книги, мыло, швейные принадлежности, матросские перчатки, ружья и ножи, два рулона листового свинца, ботинки и шелковые платки - вещи как необходимые, так и абсолютно ненужные в предпринятом походе.

Скелетированные останки моряков периодически находились и на протяжении следующих десятилетий. Судя по всему, бо́льшая часть экипажа «Эребуса» погибла еще на Кинг-Уильяме. Выжившие сумели добраться до желанного устья реки Бак, где их и увидели эскимосы. Скорее всего, на этом этапе у них закончилась провизия, что привело к каннибализму: его следы были зафиксированы на обнаруженных позже человеческих костях.

В середине 1980-х годов канадские ученые решили провести эксгумацию тел трех моряков, погибших на острове Бичи еще во время первой зимовки в 1846 году. Сначала была вскрыта могила Джона Торрингтона, и фотографии его прекрасно сохранившейся за 140 лет в вечной мерзлоте мумии облетели весь мир.

Патологоанатомическое исследование останков показало, что несчастный кочегар, умерший 1 января 1846 года, страдал от истощения и пневмонии. Кроме того, в его тканях было обнаружено повышенное содержание свинца. Немедленно возникли версии, что причиной смерти Торрингтона (а вместе с ним и остальных членов команды Франклина) могло стать свинцовое отравление. Консервные банки, найденные на их стоянках, были запечатаны второпях, с использованием свинцового припоя, вступавшего в прямой контакт с пищей. Высокое содержание свинца было и в пресной воде, которую давали системы дистилляции, установленные на кораблях.

Само по себе отравление свинцом убить моряков не могло. Однако оно, судя по всему, существенно ослабило иммунитет членов экипажа, после чего они стали легкими жертвами погоды, голода, цинги и других заболеваний. Торрингтон и его товарищ Уильям Брейн, чьи тела сохранились до наших дней, умерли от пневмонии. Третий из похороненных на острове Бичи - матрос Хартнелл - погиб от туберкулеза. Скорее всего, подобная же участь ждала и остальных их коллег.

Для полного понимания случившегося с пропавшей экспедицией Франклина ученым не хватало только одного - найти ее пропавшие корабли. Десятилетия бесплодных поисков завершились совсем недавно. В 2014 году к югу от острова Кинг-Уильям на глубине в 11 метров был обнаружен «Эребус». Канадцы подняли на поверхность его судовой колокол и одну из десяти пушек.

3 сентября 2016 года нашли и «Террор». Корабль прекрасно сохранился и был законсервирован его командой: все двери, окна и другие отверстия были аккуратно закрыты. Оставление судна считалось в королевском флоте тяжким преступлением, и экипаж, по всей видимости, не терял надежды вернуться к нему. Спасения «Террор» не дождался, в конце концов затонув в бухте, носящей теперь его имя, к юго-востоку от побережья Кинг-Уильяма.

Находка «Эребуса» и «Террора», ответив на некоторые вопросы исследователей судьбы экспедиции Франклина, сразу же поставила новые. Исходя из содержания записки, найденной под пирамидой камней еще в 1854 году, оба корабля были покинуты одновременно в точке, находящейся в сотне километров от тех мест, где их в итоге обнаружили. Возможно, это связано с естественным дрейфом затертых льдами кораблей, затонувших в конечном итоге в разное время. Вторая версия утверждает, что по крайней мере некоторые члены экипажа, оставив парусники 22 апреля 1848 года, могли впоследствии вернуться на них, чтобы продолжить свой путь к устью реки Бак.

Сама по себе экспедиция Франклина, целью которой было окончательное покорение Северо-Западного прохода, завершилась полным крахом в самом начале этого пути. Куда больше полезной информации для человечества принесли ее драматичные и затянувшиеся на десятилетия поиски. Еще в 1853 году одна из многочисленных спасательных партий во главе с Робертом Мак-Клуром, двигаясь с запада, фактически прошла этот столь желанный маршрут, правда, бросив по дороге свой корабль и закончив его на санях по земле. Окончательно же Северо-Западный проход на корабле осилил лишь знаменитый норвежец Руаль Амундсен только в самом начале XX века.

Спустя столетие из-за таяния льдов этот заветный проход стал доступен для навигации в летние месяцы без сопровождения ледоколов. Летом 2016 года дорогой, мечта о которой погубила сотни путешественников, прошел первый большой круизный корабль. Около тысячи пассажиров, выложив из собственного кармана от $22 тыс., за месяц с небольшим добрались из Анкориджа на Аляске в Нью-Йорк. По пути лайнер Crystal Serenity миновал и остров Кинг-Уильям, и остров Бичи. 129 моряков, три года проживших в ледяном аду, отдали свои жизни в том числе и ради этого.

По мотивам истории на днях вышел сериал Террор.

«Террор» - американский телесериал, основанный на одноимённом романе американского писателя Дэна Симмонса. Премьера в США состоялась 26 марта 2018 года, в России - 29 марта.

В 1845 году экспедиция под командованием опытного полярного исследователя сэра Джона Франклина отправляется на судах «Террор» и «Эребус» к северному побережью Канады на поиск северо-западного прохода из Атлантического океана в Тихий - и бесследно исчезает. Поиски ее затянулись на несколько десятилетий, сведения о ее судьбе собирались буквально по крупицам, и до сих пор картина происшедшего пестрит белыми пятнами.

В завершении трейлер.

Сериал 2018 года «Террор» по бестселлеру фантаста Дэна Симмонса - мистический триллер. Реальная история пропавшей полярной экспедиции Джона Франклина, лежащая в основе сюжета, без всякой мистики считается самой мрачной загадкой Арктики. Разгадывают ее уже 170 лет.

Кадр из сериала «Террор». 2018 год

Покидая Британию в мае 1845 года, сэр Джон Франклин не имел причин опасаться, что два корабля под его началом поплывут так, как их назвали. «Террору» (в переводе с английского - «ужас») и «Эребусу» (от греческого Ἔρεβος - «мрак», божество тьмы и область в античной преисподней) - бывшим военным кораблям - имена давали на страх врагам.

Суда оснастили перед экспедицией по последнему слову техники. На них поставили мощные паровые двигатели, корпуса укрепили сталью. Запасов провизии должно было хватить на три-четыре года, а если сокращать рацион, то на все пять. Возглавляли экспедицию знаменитые полярники - сам Франклин и капитан «Террора» Фрэнсис Крозье. Сэр Джон надеялся войти в историю как первооткрыватель Северо-Западного прохода из Европы в Азию между арктическими льдами и Северной Америкой.


Отплытие «Эребуса» и «Террора». Иллюстрация из газеты The Illustrated London News . 1845 год

«Эребус» и «Террор» пропали без вести. Экспедиция Джона Франклина обернулась самой крупной катастрофой в мировой истории изучения Арктики: из 129 человек не вернулся никто. Расследование этой трагедии продолжается: последние важные открытия были сделаны в 2014–2016 годах.


Поисковая экспедиция Фредерика Сватки (1878–1880). Иллюстрация из газеты The Illustrated London News . 1881 год

XIX век: по горячим следам

«Какие могут быть разговоры о 1849 годе?!» - восклицала жена капитана Франклина леди Джейн, убеждая чиновников британского адмиралтейства в кратчайший срок снарядить поисковую экспедицию. Тщетно дожидаясь вестей от мужа, она отправляла письма в различные инстанции, написала даже американскому президенту. Сулила вознаграждение тем, кто добудет информацию о судьбе сэра Джона и его людей. Одна поисковая экспедиция вернулась ни с чем, затем другая…

В 1850 году адмиралтейство под давлением супруги и друзей пропавшего капитана организовало масштабную поисковую кампанию. В общей сложности семь английских и американских экспедиций прочесывали Арктику по воде и по суше. Появились находки: следы первой зимовки экспедиции Франклина 1845–1846 годов на острове Бичи и там же могилы троих ее участников.

В 1854 году врач и путешественник Джон Рей в ходе поисков на полуострове Бутия встретил аборигенов-инуитов, которые рассказали, что встречали белых людей, а позже нашли их уже мертвыми. Эскимосы продали Рею несколько вещей с «Эребуса» и «Террора». Отчет путешественника был напечатан в лондонской Times и вызвал бурю общественного негодования. Рассказывая об умирающих от голода полярниках, инуиты упомянули о каннибализме, и Рей не стал об этом умалчивать. Писатель и журналист Чарлз Диккенс раскритиковал «дикие россказни шайки варваров». Возмутилась и леди Джейн.

В том же году адмиралтейство официально объявило сэра Джона и его людей погибшими, чтобы прекратить поиски. Но леди Франклин не сдавалась. Она прибегла даже к спиритическим сеансам как единственному известному тогда виду оперативной связи. Организовала несколько поисковых экспедиций на собственные средства и деньги, собранные по подписке. Одна из них, под предводительством Фрэнсиса Макклинтока, исследовала остров Кинг Уильям и обнаружила записку в жестяной капсуле, вложенную в гурий - пирамиду из камней. «Все хорошо», - гласило сообщение, оставленное 28 мая 1847 года на бланке адмиралтейства. Приписки на полях были сделаны 11 месяцев спустя, 25 апреля 1848-го, капитанами Джеймсом Фицджеймсом и Фрэнсисом Крозье: корабли застряли во льдах полтора года назад, за это время умерло 24 человека, из них 9 офицеров. Сэр Джон Франклин скончался 11 июня 1847 года, и экспедицию возглавил Крозье. «Эребус» и «Террор» оставлены три дня назад, принято решение двигаться на юг, к реке Бак - вероятно, в надежде спуститься по ней к торговому посту Компании Гудзонова залива. До цели люди так и не добрались.


Экспедиция Фрэнсиса Макклинтока находит останки людей Франклина. Иллюстрация из журнала Le Voleur . 1877 год

XX век: новые технологии

Северо-западная оконечность арктического острова Кинг-Уильям вдруг стала оживленным местом. Стрекотали вертолеты, пехотинцы Канадских вооруженных сил ставили палатки, переговаривались по рациям, проклиная плохую связь и погодные условия, обходили с миноискателями побережье. Целью проекта «Франклин», затеянного Департаментом национальной безопасности к столетию государственности Канады в августе 1967 года, было найти могилу пропавшего капитана и два его корабля. Поиски проходили в нескольких точках Канадского Арктического архипелага и на материке. Летчики осматривали окрестности с воздуха, водолазы обшаривали морские глубины… Технический прогресс XX столетия предоставил поисковикам уйму новых средств, однако ничего существенного так и не обнаружили.

В конце века судьбой пропавших полярников заинтересовались антропологи и криминалисты. Остатки стоянок и кости моряков, найденные в разных местах острова Кинг-Уильям и на материке еще путешественниками XIX века, свидетельствовали, что бросивший корабли отряд вскоре распался на группы. Каждая искала способ выжить, но погибли все. В 1980-е годы профессор Университета Альберты Оуэн Битти с сотрудниками попытался установить причины смерти по сохранившимся останкам. Анализы выявили нехватку витамина C, характерную для больных цингой, а также заметно превышенное содержание свинца в костях и волосах. То есть ослабленные болезнями, терзаемые холодом люди, едва тянувшие за собой тяжелые лодки с провиантом, вероятно, страдали еще и от последствий хронического отравления свинцом: головных болей, обмороков, паралича, вплоть до комы. Битти решил, что виной тому скрепленные свинцовым припоем жестянки с консервами. Впрочем, в организме моряков этот металл начал накапливаться задолго до плавания. В те времена в городах Европы свинца хватало повсюду: в красках, тканях, лекарствах, водопроводных трубах. Любой британский матрос существовал в таких же условиях, однако почему тогда участники других экспедиций преодолевали тяжелые переходы и оставались в живых? Археолог Уильям Бэттерсби предположил, что люди Франклина получали убойную даже по викторианским меркам дозу свинца из-за опреснителей воды из этого металла, установленных на «Эребусе» и «Терроре».

Консервы, однако, сыграли в судьбе экспедиции роковую роль. Предприниматель Стефан Голднер поставлял их для Британского королевского флота около года, когда получил заказ на особо крупную партию для плавания Франклина. Бизнесмен не рассчитал мощность своей фабрики. Он не укладывался в сроки и торопил работников, которым при этом платил гроши. Те воровали мясо, наполняли банки субпродуктами и гнилью, запаивали их кое-как и сокращали время термической обработки. Свинцовый припой попадал в еду, а через дыры в швах банки проникал воздух, пища портилась. В 1850-е годы по результатам проверок Голднера лишили контрактов с флотом, но люди Франклина оказались в числе первых пострадавших. Возможно, на изнурительный поход полярники решились как раз потому, что значительная часть консервов, на запасы которых они так рассчитывали, не годилась в пищу и пережить следующую зиму на кораблях, застрявших в бедном дичью месте, не было шансов. Между тем ученые доказали, что инуиты не солгали Рею: люди Франклина ели своих мертвых.


Кадр из сериала «Террор». Фрэнсис Крозье (третий слева) - Джаред Харрис, Джеймс Фицджеймс (крайний справа) - Тобайас Мензис

XXI век: хорошо забытое старое

Давным-давно белые чужаки, явившись на больших кораблях, разозлили духов, говорили инуиты. И было несколько очень холодных, голодных лет подряд… Краевед Луи Камукак с острова Кинг-Уильям годами собирал легенды и воспоминания стариков об экспедиции Франклина. В этих рассказах обнаружились сведения, где могли затонуть ее корабли. По крайней мере, один был замечен намного южнее острова Кинг-Уильям. Камукак предположил, что искать надо у западного берега полуострова Аделаида. Возможно, инуитские названия островков в тех местах - это подсказки: Умиакталик означает «здесь есть лодка», а Кивевок - «где что-то затонуло». Другой исследователь, Дэвид Вудман, тщательно изучил полученные от эскимосов сведения в дневниках поисковых экспедиций XIX века и счел убедительными указания на окрестности острова О’Райли в том же районе. Там, рассказывали инуиты, они видели корабль с белыми людьми, а позже посещали его, уже опустевший, в надежде найти полезные вещи…


Памятник лейтенанту Жозефу-Рене Белло и другим погибшим в поисках экспедиции Франклина. Остров Бичи

1 сентября 2014 года в заливе Куин-Мод собралась целая флотилия: семь кораблей от государственных и частных организаций были готовы к кропотливым поисковым работам. Вертолет Канадской береговой охраны приземлился на одном из островков, и внимание пилота привлек ржавый кусок металла, лежащий на покрытой лишайником скале. Археологи определили, что это деталь шлюпбалки - устройства для подъема и спуска шлюпок с борта корабля. Значит, и сам корабль может быть совсем рядом! На следующий день гидролокатор, спущенный с водолазного судна, нащупал на дне крупный объект. Вскоре ученые подтвердили: это «Эребус». Он, судя по всему, больше сотни миль дрейфовал со льдами на юг, пока не застрял снова. Возможно, с людьми на борту; тогда получалось, что кто-то из участников экспедиции Франклина смог вернуться к кораблям.

Подсказка, где искать «Террор», появилась неожиданно. Инуит Сэмми Когвик, новый сотрудник частной организации «Фонд арктических исследований», тоже занимавшейся поиском кораблей сэра Джона, вдруг припомнил, как несколько лет назад ездил на рыбалку и видел торчащий изо льда шест, который вполне мог оказаться мачтой. По словам Сэмми, дело было у острова Кинг-Уильям в заливе Террор - названном, по совпадению, в честь пропавшего корабля. В результате 12 сентября 2016 года после двух с половиной часов поиска там-то «Террор» и обнаружили. «Судя по местоположению находки и состоянию останков корабля, - сообщил основатель фонда Джим Бэлсилли, - весьма вероятно, что моряки с „Террора“ спешно законопатили его, переместились на „Эребус“ и уплыли на юг». Дэвид Вудман предположил, что оставить корабль во второй раз полярники решились из-за нехватки рабочих рук: люди продолжали умирать от голода и болезней.


Кадр из сериала «Террор». В роли сэра Джона Франклина - Киаран Хайндс

Изучение сенсационных находок продолжается. Между тем франклинологи все еще мечтают отыскать могилу самого сэра Джона. А инуиты верят, что остров Кинг-Уильям проклят и населен злыми духами и что, возможно, проклятие будет снято, если останки капитана предадут земле на его родине.

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

След экспедиции

Места важнейших находок


1. Остров Бичи. Место первой зимовки (1845–1846), где в 1850 году найдены могилы трех людей Франклина. В 1984-м останки эксгумировали и исследовали. У умерших были обнаружены признаки туберкулеза, пневмонии, а также повышенное содержание свинца в организме.


Могилы с острова Бичи. Здесь лежат кочегар Джон Торрингтон, матрос Джон Хартнелл и рядовой Уильям Брейн

2. Пелли-Бей . Здесь Джону Рею в 1854 году инуиты продали несколько артефактов с «Эребуса» и «Террора» и первые сведения о встрече с людьми Франклина.


«Отчет с Виктори-Пойнт » озадачил исследователей тем, что годы зимовки на острове Бичи указаны неверно. Возможно, явная ошибка свидетельствует о расстройстве памяти, характерном для отравления свинцом

3. Виктори-Пойнт. Здесь экспедиция Фрэнсиса Макклинтока в 1859 году обнаружила «Отчет с ВикториПойнт», важнейшую находку поисковиков XIX века.

4. Залив Эребус . Наибольшее скопление артефактов экспедиции и останков ее участников. Здесь люди Макклинтока нашли повернутую носом на север лодку с останками двух матросов, ружьями, 40 фунтами шоколада и множеством лишних в походе предметов: книг, шелковых платков, гребней и т. д.


Документы Пеглара. Бумажник с удостоверением на имя Гарри Пеглара, старшины фор-марсовых с «Террора», вместе с записной книжкой с обрывками заметок, гребнем, щеткой и монетами найден при скелете в остатках формы стюарда. Историк Ричард Сириекс предположил, что стюард Томас Армитидж, и раньше служивший с Пегларом, мог быть другом моряка и хранить его вещи при себе

5. Мыс Гершель . Здесь экспедицией Макклинтока в 1859 году обнаружены останки с бумагами на имя Гарри Пеглара.

6. Лагерь Крозье с могилой лейтенанта Джона Ирвинга, третьего помощника капитана «Террора». Обнаружены в 1879 году экспедицией Фредерика Сватки.


Матросский сапог, найденный в бухте Голода в 1879 году

7. Бухта Голода . Самая южная точка, где найдены останки людей Франклина, продвигавшихся по суше. Погибшие лежали под перевернутой лодкой. Обнаружены в 1879 году экспедицией Сватки.

8. Острова Тодд с останками нескольких людей Франклина. Первыми кости обнаружила в 1869 году экспедиция Чарлза Холла.


Колокол с «Эребуса» Поднят с корабля в ноябре 2014 года

9. Залив Квин-Мод . Здесь в 2014 году нашли «Эребус».

10. Залив Террор . Здесь в 2016 году нашли «Террор».

Фото: EVERETT COLLECTION / LEGION-MEDIA , DIOMEDIA (X2), EVERETT COLLECTION, MARY EVANS (X2) / LEGION-MEDIA , DIOMEDIA (X3), AFP / EAST NEWS, EVERETT COLLECTION, IMAGEBROKER / LEGION-MEDIA , GETTY IMAGES

Исследователи обнаружили знаменитый корабль «Террор», пропавший в середине 19 века во время экспедиции Джона Франклина (John Franklin).

«Террор» во время экспедиции 1836-1837 годов

Команда британского полярника собиралась найти так называемый северо-западный проход через Северный Ледовитый океан, но пропала без вести. Об этом сообщает The Guardian.

Закончившаяся самой страшной трагедией в истории Королевского военно-морского флота Великобритании полярная экспедиция была четвертой для сэра Джона Франклина. В 1845 году в нее на двух судах, «Террор» и «Эребус», отправились 129 человек.

Безуспешные поиски пропавших кораблей и моряков под давлением общественности и супруги Франклина начались в 1848 году и закончились только спустя 11 лет после исчезновения судов. «Эребус» удалось найти только в 2014-м, а судьба «Террора» до сих пор оставалась неизвестной. Считается, что все участники экспедиции погибли после того, как им пришлось бросить суда, застрявшие в арктических льдах.

Как сообщается, «Террор» удалось найти 3 сентября благодаря «наводке» одного из членов экипажа (речь идет об оставленных записях). 11 сентября члены Фонда исследования Арктики (Arctic Research Foundation) запустили управляемый удаленно батискаф в одну из пробоин обнаруженного на дне арктического залива судна.

«Мы успешно проникли в кают-компанию, осмотрели несколько кают и нашли хранилище еды, тарелки в котором до сих пор стояли на полках. Мы нашли две бутылки вина, столы и пустой стеллаж. Нашли рабочий стол с открытыми ящиками, в дальнем углу одного из которых что-то лежало», — руководитель экспедиционного судна Martin Bergmann.

Рулевое колесо «Террора»

Корабль, подходящий под известные описания и чертежи «Террора», был найден в 96 километрах южнее от предполагаемого места затопления. Как отмечает The Guardian, из-за этого историкам придется предложить новую версию трагедии.

«Эта находка изменит историю. Судя по местонахождению «Террора» и состоянию судна, можно почти наверняка сказать, что корабль был намеренно «законсервирован», после чего его экипаж переместился на «Эребус», на котором и встретил свою трагическую судьбу», — руководитель экспедиционного судна Martin Bergmann.

По словам исследователей, судно настолько хорошо сохранилось на глубине 24 метров, что после откачивания воды оно вполне могло бы держаться на поверхности: все три мачты оказались сломанными, но все еще стояли, все люки были закрыты, некоторые оконные стекла остались невредимыми. Судя по всему, на момент затопления у корабля был сброшен якорь.

На подтверждение подлинности экипаж Martin Bergmann потратил неделю, составив подробную 3D-модель «Террора». Одним из главных доказательств того, что найдено было именно это судно, стал дымоотвод. На «Терроре» был установлен паровой локомотивный двигатель с винтом, который позволял кораблю пробивать лед.

Согласно найденной ранее записке капитана «Террора» Фрэнсиса Крозье, датированной 25 апреля 1848 года, Джон Франклин скончался 11 июня 1847-го. Под его командованием на тот момент находилось 105 человек, а 9 офицеров и 15 матросов уже погибли.

Согласно основной версии, 26 апреля оставшиеся члены экипажа отправились в сторону реки Бак на канадском побережье, но большая часть из них погибла по дороге. А тех, кто все же добрался до северной части материка, ждала та же участь, так как до ближайших поселений их все равно отделяли сотни километров.

Свою интерпретацию событий трагичной экспедиции в 2007 году предложил писатель Дэн Симмонс в популярном романе «Террор», добавив в историю элементы мистики.

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.

Корабли пропавшей экспедиции Франклина по изучению северо-западного прохода из Европы в Азию.

Корабли-бомбардиры с усиленным корпусом, который должен выдерживать удар мортиры. Размеры - приблизительно 35м на 7м, но водоизмещение - около 350 тонн. Для путешествий во льдах были переоборудованы - корпус укрепили листами металла, сделали специальные заслонки для винтов, поставили паровые котлы для локомотивных двигателей и отопления. Могли развивать скорость до 7.4 km/h только на двигателях. Так же на кораблях имелась библиотека - более 1000 книг. Запас провианта был заготовлен из расчета - 3 года.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/94/Franklinexpeditionnote.jpg

Заметка написана на одной из печатных форм, которые специально предназначены, чтобы оставить информацию о судне в случае каких-либо проблем. На форме на нескольких языках написана просьба отправить эту записку в Адмиралтейство Великобритании с указанием времени и места, где она была найдена. Текст на записке был написан по-видимому лейтенантом Гором. Было указано, что корабли вмерзли в лед на координатах 70°5" с. ш. и 98°23" з. д., сир Франклин управляет экспедицией и всё хорошо.

Итак, если восстановить хронологию:

Была зимовка на о. Бичи в 1845—1846гг. (дата в записке почему-то указана неверно), далее корабли повернули на юг...

24 мая 1847 года 2 офицера и 6 матросов сошли с корабля (Party consisting of 2 officers and 6 men left the ships on Monday).

28 мая 1847 года корабли уже полгода стоят севернее острова Кинг Вильям (3) - 70°5" с. ш. и 98°23" з. д. Тогда, судя по записке, Франклин был еще жив, и все было хорошо. (Sir John Franklin commanding the expedition. All well.) Записка подписана лейтенантом Гором.

Запись на полях от 25 апр 1848 года - корабли стоят во льду уже полтора года, и команда покинула корабли 22 апреля 1848 года . The officers and crews, consisting of 105 souls , under the command of Captain F. R. M. Crozier, landed here in lat. 69° 37" 42" N., long 98° 41" W. Сир Джон Франклин мертв, всего на этот момент потерь в экспедиции - 9 офицеров и 15 матросов.

Крозье возглавил экспедицию. Они должны были выдвинуться на следующий день 26 апр 1848 года на юг к реке Бак (до нее 300 км по прямой!!! запас провианта к этому времени должен был подходить к концу)

Координаты лагеря Крозье, скорее всего, указаны неверно, т.к., если предположить, что верно то, что они ушли на 5 лиг на ЮЮВ от кораблей, попадаем на самый северный мыс о. Короля Вильяма - Cape Felix, а указанные координаты - это пролив.

Так же в записке есть информация относительно переноса ее на текущую позицию из предыдущего места хранения (на 4 мили мили севернее около Point Victory), где она была ранее расположена бывшим коммандером Гором в июне 1847г в столбе (pillar) сира Джеймса Росса, сложенном в 1831 году.

КАРТЫ:


Найти корабли пытались на протяжении 170 лет. Было проведено несколько поисковых экспедиций... Эребус нашли севернее острова О"Райли (южнее о. Король Вильям) только в 2014 году. А Террор - в 2016, немного южнее о. Король Вильям около бухты Террор. При обследовании о. Короля Вильяма были найдены кости и остатки имущества экспедиции вдоль западного побережья острова - по ходу движения остатков команды Эребуса и Террора. Они почти достигли своей цели - реки Бак. Они дошли до о. Монтреал неподалеку от устья "Рыбной реки"...