ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Курс по скорочтению от мифа. Безмолвное чтение

Издательство МИФ в конце мая запустило свой курс по скорочтению состоящий из семи уроков. На почту, раз в три дня приходили письма. Они содержали описания методик скорочтения, опыт людей читающих быстрее, чем средний человек и домашние задания. Я расскажу о своих впечатлениях о курсе и кратко поделюсь основными рекомендациями из него.

Урок 1. Как читать быстро и много

Авторы говорят, что чем больше мы читаем, тем лучше. Таким образом мы быстрее улучшаем себя. Говорят, что читают по 15 книг в месяц. Звучит логично. Больше информации потребляем — быстрее развиваемся. Но стоит обратить внимание на важный факт — не применяя знания, они обесцениваются.

И отсюда вытекает вопрос — так ли важно читать, условно по книге в день? Правильно я считаю говорить, что скорочтение позволит вам потреблять информацию в несколько раз быстрее, чем другие. Ведь мы читаем не только книги, а еще статьи в интернете и журналах. Посты в соц. сетях.

Что касается художественной литературы, я считаю не стоит гнаться за количеством. Такие книги нужно смаковать.

В этом уроке рассказывается как выбрать книгу. Что нужно подписаться на различные рассылки и следить за книжными экспертами.

Меня заинтересовало вот что. Внимание на подпись к фото.

Описание фотографии

Зачем мериться количеством книг. Книги же все разные. Какие-то содержат 1000 страниц, а какие-то 300. Все ли книги были прочитаны от корки до корки или из некоторых были взяты только главы? Считать ли такую книгу прочитанной?

Здесь же Игорь Манн выделяет ценные идеи:

  1. Чтение не самоцель. Важно понять зачем я это читаю.
  2. Интерес или явная необходимость (надо и хочу) — ключевые критерии выбора книг.
  3. Читая и выделяя ключевые идеи — я понимаю с кем я их обсужу. Без обсуждения иди умирают.

Здесь я полностью согласен. Те же принципы были описаны в недавно.

Авторы говорят о необходимости иметь список книг для чтения. Это помогает не метаться в поисках, что же почитать, и , а четко следовать плану. У меня такой список есть. На сайте библиотека (список в сервисе Trello)открыта для общего доступа.

Урок 2. Как выжать из книги максимум пользы

Перед чтением нужно подготовиться и определить цель чтения. Задать вопросы:

  • Для чего я это читаю?
  • Насколько это важно для меня?
  • Какую информацию хочу получить?
  • В кой области хочу использовать полученные знания?

Перед началом пробежать по книге и содержанию глазами. Обращать внимания на заголовки, слова и фразы. По ним можно понять стоит ли читать всю книгу или стоит ограничиться отдельными главами.

Повторяясь: Засчитывать такую книгу как прочитанную, если вы взяли из нее только пару глав? Если да, то тогда стоит засчитывать и статью-лонгрид из интернета. В некоторых информации на маленькую книжку.

Отмечайте важные места и храните заметки в одном месте. Все верно. Я храню заметки в течении чтения книги в Evernote, а потом они превращаются в читательские отзывы в блоге.

Хороший совет — после прочтения обсудить книгу с кем-нибудь. Так материал лучше закрепится. Но таких людей чаще всего можно найти только в интернете. Если у вас есть друг с которым вы читаете одну и ту же литературу, считайте вам повезло.

Перечитывайте. Здесь как раз подходит выделение в книге маркером или приклеивание стикеров. В электронных книгах тоже можно выделять текст и сохранять заметки.

как я делаю заметки

Урок 3. Визуальные заметки

Визуальные заметки или конспекты работают лучше. Потому, что мозгу легче запоминать образы На этом построена мнемотехника.

Визуальные конспекты представленные в курсе выглядят круто и я думаю авторы тратят на них много времени. Хороши они тем, что рисуя вы вспоминаете, что читали и закрепляете эту информацию в памяти. Но стоит ли тратить столько времени для выведения всего этого? Я считаю, что нет, поэтому визуальные заметки не для меня.

Визуальный конспект

Я пишу очень быстро и почерк мой похож на врачебные рецепты. Читал, что так пишут те, кто мыслит быстрее, чем рука может записывать. Может и так.

Урок 4. Скорочтение

Сначала определили, кто такой человек обладающий навыками скорочтения. Итак человек- скорочитающий:

  1. Имеет широкий угол зрения
  2. Не проговаривает текст
  3. Может концентрировать внимание
  4. Обладает образным мышлением
  5. Читает только вперед без возвратов
  6. Закрепляет прочитанное

У меня есть проблемы только с пунктами 2 и 5. Не проговаривать про себя текст очень сложно. Представьте вы читаете проговаривая про себя всю осознанную жизнь. А тут вам говорят, что это нужно отбросить, чтобы увеличить скорость. Сложно. Нужно много тренироваться. У меня пока получается, но очень плохо.

Что касается пятого пункта, то из-за того, что часть текста захватывается периферическим зрением, иногда он считывается неправильно. Приходится возвращаться.

Павел Палагин, эксперт по скорочтению выделяет пять скоростей чтения:

  1. Чтение по словам — до 1000 знаков в минуту (80% людей читают именно так). 500 знаков — обычная скорость.
  2. Чтение фразами от 1000 до 3000 знаков в минуту.
  3. Чтение по диагонали от 3000 до 5000 знаков в минуту.
  4. Вертикальное чтение от 5000 до 15000 знаков в минуту.
  5. Фото чтение от 15000 знаков в минуту.

Здесь мы прикоснулись к практике скорочтения. Первое практическое задание: Переверните текст. Поставьте таймер на 30 секунд.Читайте. По окончании ставьте таймер на 1 минуту и читайте как обычно. Повторить 3 раза. Скорость чтения должна подрасти и воспринимать текст будет легче.

Проверил. Вроде работает. Для каких-то ощутимых результатов нужно много практики.

Урок 5. Как читать, не проговаривая про себя слова

Цель к которой нужно стремиться — просто видеть текст и сразу его понимать. Хотя авторы признают, что совсем от проговаривания избавиться невозможно.
Практическое упражнение: Предлагают для избавления от проговаривания, водя глазами по тексту медленно считать то 1 до 9 и обратно. Затем пересказать, что удалось запомнить. Но мне так не очень удобно. В другом месте я прочел о таком способе — просто ведя глазами говорите про себя: -«Ла-ла-ла-ла-ла» . Нужно добиться того, чтобы воспринимать текст глазами, без «озвучивания» внутри себя.

Урок 6. Как сосредоточиться на чтении

В уроке даны несколько техник. Вот некоторые из них:

  • Нужно взять любой предмет и 5 минут думать только о нем. Рядом на листе бумаги нужно рисовать палочку каждый раз когда отвлекаешься. У меня мало палочек. Значит получается хорошо. Кроме этого я читал про другое упражнение — нужно смотреть на секундную стрелку часов и думать только о ней. Чем дольше получается, тем лучше.
  • Воспользоваться приложениями ограничивающими уведомления и работу программ, чтобы не отвлекаться.
  • Мысленно наденьте скафандр. Это психологическое упражнение типа того, как если вы говорите с неприятным человеком, мысленно наденьте на него стакан. Вам станет комфортнее.

Урок 7. Тренируем периферийное зрение

  • Таблицы Шульте. С их помощью периферийное зрение отлично развивается. Уже через пару месяцев тренировок заметны значительные результаты. Они также полезны водителям. Я пользуюсь сайтом в интернете , но можно нарисовать их на бумаге, суть не меняется.
  • Чтение узких колонок — можно взять журналы, где есть такие колонки. Или подходят статьи на смартфоне.

В итоге

Советы не уникальны и если вы давно крутитесь в книжном пространстве, то вы и так все это знаете. Рассылка подойдет для тех, кто только начал окунаться в мир книг и серьезно подходит к чтению. Они даны, чтобы помочь вам читать быстрее. Но вы вольны делать так, как вам удобнее.

По окончании курса, в дополнении к материалам авторы дают промокоды на книги и курсы от экспертов, саммари всех уроков и список материалов для тех, кто хочет стать гуру скорочтения

Проблема артикуляции. Артикуляция - проговаривание текста, является значительным элементом чтения. Артикуляция помогает придать прочитанным словам звуковое оформление. Как феномен артикуляция имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы артикуляции: артикуляция позволяет нам совершенствовать нашу речь, понимать, как звучат слова. Она очень важна при чтении поэзии и художественной литературы.

Минусы артикуляции: артикуляция сильно замедляет чтение, и в меньшей степени помогает быстро понять смысл прочитанного, выделить из текста нужную информацию.

Как бы ни была полезна артикуляция, для чтения информационного материала она является помехой. В результате проговаривания про себя прочитанного текста мы тратим гораздо больше времени, чем тратили бы, если бы просто видя текст и создавая в голове визуальные образы прочитанного, осознавали его.

Полностью избавляться от артикуляции не нужно, важно просто уметь подавлять ее в нужное вам время для ускорения чтения.

Когда вы читаете без артикуляции? Есть люди, изначально способные подавлять артикуляцию при чтении, у этих людей хорошо развиты зрительные навыки и воображение. В принципе, вы, скорее всего, тоже иногда читаете с минимальной артикуляцией. Вспомните, к примеру, когда вы читали интересную книгу с захватывающим сюжетом или неповторимыми портретными описаниями, вы могли не обращать внимания на слова и их звучание. Вы читали текст и одновременно представляли себе происходящее, строили в своем воображении картины, как будто вы смотрели фильм собственного производства. Если ваше внимание на определенном этапе чтения книги было занято именно созданием образов, игрой воображения, то в этот момент, скорее всего, вы читали быстрее, чем обычно.

При таком чтении акцент смещается с аудиальных на визуальные образы , которые воспринимаются человеческим мозгом быстрее. На практике избавление от артикуляции является важнейшим шагом для ускорения чтения. Только этот прием в отдельности, без использования остальных, поможет серьезно увеличить скорость чтения. Кроме того, чтение без артикуляции лежит в основе упражнений, направленных на развитие зрительных навыков при чтении, о которых говорится в УРОКЕ 3 .

Упражнения 2.1. Альтернативный текст

Для начала попробуйте почувствовать, как вы воспринимаете текст без артикуляции. Во время чтения вместо того, чтобы проговаривать про себя читаемый текст, попытайтесь проговаривать хорошо известные вам последовательности слов.

Ерунда. Можно начать с произнесения про себя (или вслух) каких-либо звукосочетаний, которые обычно используют популярные исполнители песен: тра-та-та, ла-ла-ла и так далее. Одновременно с этим речитативом попытайтесь вникнуть в содержание текста, который читаете. Возьмите книгу попроще и тренируйтесь понимать смысл текста, мешая себе проговаривать его путем произнесения выбранной вами ерунды.

Фразы. Также неплохо помогают различные пословицы, стихи, песни, скороговорки, главное, чтобы они делали проговаривание читаемого текста максимально неудобным или даже невозможным для вас.

Упражнения 2.5. Игра «Фоточтение»

Суть тренировки состоит в максимально быстром проглядывании текстов без артикуляции. Сначала вам будет предложен простой текст, который вы должны внимательно прочитать и запомнить за очень короткое отведенное время (примерно пару секунд). За такой короткий промежуток времени вы не успеваете прочитать весь текст "про себя" и его приходится быстро "пробегать глазами". Затем вы отмечаете правильный по вашему мнению ответ на заданные по тексту вопросы.

Затем вам будет показан следующий более сложный текст. Постепенно тексты становятся все больше и насыщеннее информацией. В случае ошибки вы теряете жизнь и начинаете сбор ответов сначала, но на этом же уровне. На ваш результат влияет общее время, число ошибок, сложность и число правильных ответов.

Выполняйте упражнения до тех пор, пока не достигните поставленной цели - умения читать текст без проговаривания (артикуляции). Затем переходите к следующему уроку . Однако не старайтесь всегда читать «молча», так как у артикуляции есть и положительные стороны.

Мы тренировали глаза и мозг, добиваясь ускорения сканирования и расширения области восприятия. Я думаю, вы ощутили прогресс в этих упражнениях, поэтому будете иногда их повторять. Теперь же мы перейдём к самому сложному и эффективному: надо читать "в мозг" , а не произносить слова про себя, а потом слушать их, передавая в голову. Зачем эти два лишних этапа? При передаче информации голосом очень быстро сталкиваешься с принципиальным ограничением. В то же время, информацию с бумаги или экрана можно считывать крайне быстро.

Мне известны два способа, отключающих произнесение:
1. Окружить себя речью, которую мозг автоматически слушает (родную речь). Можно включить музыку с русскими словами или читать в шумной комнате (где много людей громко разговаривают). В таком режиме мозг от произнесения читаемого текста переключается на распознование речи, что позволяет воспринимать страницу текста "прямо в голову".
2. Проговаривать про себя какие-то слова ("ла-ла-ла", например) или выстукивать пальцем по столу сложный ритм (можно придумать любой неравномерный), читая страницу текста. Когда голова уже занята произнесением чего-то, она даже не пытается говорить текст.

Оба способа хорошо работают - надо только выбрать тот, который удобнее лично вам. Сначала может быть трудно читать текст, пользуясь такими приёмами. Поэтому я рекомендую первые разы применять их, читая "для себя", а не по работе. За неделю-полторы так можно добиться ощутимого прорыва в скорости восприятия текста. Если вам понравилась идея, но хочется почитать не опыт одного человека, а более многосторонний и теоретизированный материал, то его в сети очень много . Честно признаюсь, что я мало изучал эту тему, потому что оказалось, что хорошие результаты получаются довольно легко вполне понятными и объяснимыми упражнениями.

Заканчивая эту тему, опишу ещё один важный элемент, который мне помогает читать быстрее - это переформатирование текста в узкую полосу. С бумажными книгами такое, конечно, не получится. Но почти любой электронный текст можно поместить в узкий столбец, что позволяет читать его сверху-вниз (не двигая глаза вправо-влево). Это даёт очень сильное ускорение, если проговаривание уже удалось победить. Кроме того, стоит выбрать удобный размер букв, чтобы глазу было комфортно их считывать. Дальнейшее наращивание скорости связано именно с увеличением ширины столбца (что мы и тренировали в первых двух заметках).

Желаю удачи всем, решившим попробовать эти упражнения и приёмы. Напишите, пожалуйста, о своём опыте поднятия скорости сканирования данных - это было бы очень интересно.

Мы тренировали глаза и мозг, добиваясь ускорения сканирования и расширения области восприятия. Я думаю, вы ощутили прогресс в этих упражнениях, поэтому будете иногда их повторять. Теперь же мы перейдём к самому сложному и эффективному: надо читать "в мозг" , а не произносить слова про себя, а потом слушать их, передавая в голову. Зачем эти два лишних этапа? При передаче информации голосом очень быстро сталкиваешься с принципиальным ограничением. В то же время, информацию с бумаги или экрана можно считывать крайне быстро.

Мне известны два способа, отключающих произнесение:
1. Окружить себя речью, которую мозг автоматически слушает (родную речь). Можно включить музыку с русскими словами или читать в шумной комнате (где много людей громко разговаривают). В таком режиме мозг от произнесения читаемого текста переключается на распознование речи, что позволяет воспринимать страницу текста "прямо в голову".
2. Проговаривать про себя какие-то слова ("ла-ла-ла", например) или выстукивать пальцем по столу сложный ритм (можно придумать любой неравномерный), читая страницу текста. Когда голова уже занята произнесением чего-то, она даже не пытается говорить текст.

Оба способа хорошо работают - надо только выбрать тот, который удобнее лично вам. Сначала может быть трудно читать текст, пользуясь такими приёмами. Поэтому я рекомендую первые разы применять их, читая "для себя", а не по работе. За неделю-полторы так можно добиться ощутимого прорыва в скорости восприятия текста. Если вам понравилась идея, но хочется почитать не опыт одного человека, а более многосторонний и теоретизированный материал, то его в сети очень много . Честно признаюсь, что я мало изучал эту тему, потому что оказалось, что хорошие результаты получаются довольно легко вполне понятными и объяснимыми упражнениями.

Заканчивая эту тему, опишу ещё один важный элемент, который мне помогает читать быстрее - это переформатирование текста в узкую полосу. С бумажными книгами такое, конечно, не получится. Но почти любой электронный текст можно поместить в узкий столбец, что позволяет читать его сверху-вниз (не двигая глаза вправо-влево). Это даёт очень сильное ускорение, если проговаривание уже удалось победить. Кроме того, стоит выбрать удобный размер букв, чтобы глазу было комфортно их считывать. Дальнейшее наращивание скорости связано именно с увеличением ширины столбца (что мы и тренировали в первых двух заметках).

Желаю удачи всем, решившим попробовать эти упражнения и приёмы. Напишите, пожалуйста, о своём опыте поднятия скорости сканирования данных - это было бы очень интересно.

проговаривать

проговорить что, сказать или вымолвить, выговорить, высказать, промолвить. Он проговорил речь свою хорошо, ясно. Перед начальством всего не проговоришь. Этой скороговорки сразу не проговоришь.

Проговорить вечер, всю ночь, пробеседовать. Она одна проговорила все время, никому не дала слова молвить.

Поговаривать, распускать слух, молву. Проговаривают о наборе или о войне. Проговорить урок. Проговорить зорю, проголосить, проплакать, по обычаю, за воротами утром и вечером по покойнике в доме. -ся, быть проговариваему, в разн. знач.

Промолвиться, проболтаться, высказать, о чем бы должно умолчать. Невпопад проговорился. Смотри, знай про себя, не проговаривайся. Говори, да не проговаривайся. В чем проговорился, с тем и распростился. Проговариванье ср. проговоренье окончат. действ. по глаг. в знач. проговорить что; проговор м. проговорка ж. об. действ. по зичн. глаг., в знач. проговориться. На кого проговор не живет: бывает и на Сашку промашка! И за проговорку приплачиваются. Проговор не спор, промолвка, обмолвка, ошибка. Проговорный, -рочный, к проговорке относящ. Он проговорчив, ему не сказывай, болтлив, провирчив.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

проговаривать

проговариваю, проговариваешь. Несов. к проговорить.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

проговаривать

несов. перех. и неперех.

    1. Произносить, говорить.

      Выговаривать, произносить вслух (обычно ясно, раздельно).

  1. разг. неперех. Говорить о чем-л.; обговаривать.

    Говорить, разговаривать в течение какого-л. времени.

Примеры употребления слова проговаривать в литературе.

проговаривало

Привстал и финансист Ликок и с едва заметным ирландским акцентом, четко, по-дикторски проговаривая слова, сказал: - Допустим, все случится так, как вы говорите, так в чем же мы пострадаем?

До встречи в Беловежской пуще Борис Николаевич проговаривал и с Шушкевичем, и с Кравчуком, и с Назарбаевым варианты разъединения.

Алексий, доныне молча внимавший клирику, - он хорошо понимает по-гречески и не нуждается в переводе, - отставив тарель и твердо положив ладонь на столешню, проговаривает медленно и раздельно: - Старец Григорий Палама утверждает, яко от незримого божества истекают энергии, пронизающие тварный мир, и что энергии сии, именно они, а не сам непостижный божественный разум, постигаемы путем умной молитвы и даже видимы оком молящегося инока.

И разница здесь не в том, что Евтушенко писал для печати и не мог проговаривать все свои мысли - в отличие от Высоцкого, чья песня не была скована цензурными цепями.

Амок, - она помедлила, и ее губы беззвучно шевелились, словно она проговаривала про себя все возможные варианты, - существуют условия, лишь при соблюдении которых ты можешь вести нас дальше?

Я не скажу ничего, хотя не могу не заметить, что все в этом юноше, - который более похож на старца, чем на юношу, говоря в выгодном для него отношении, - все, начиная с цветущих ланит до самого асессорского, на нем лежавшего чина, все это в сию торжественную минуту только что не проговаривало , что, дескать, до такой-то высокой степени может благонравие довести человека!