ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Кто помогал править борису годунову. Все цари России по порядку (с портретами): полный список. Смерть Ивана Грозного и дальнейшее усиление Годунова

Смерть Федора Ивановича 6 января 1598 года, а также тот факт, что он не оставил после себя наследника, привели к весьма печальным событиям на Руси. Формально власть должна была перейти к Ирине, но она не соглашалась на престол, продвигая к нему своего брата Бориса. Для этого она даже ушла в монастырь. Но все оказалось намного сложнее, и Борис Годунов к царству шел очень тяжело. Правление Бориса Годунова должно было начаться сразу после ухода Ирины в монастырь, но Боярская дума не признавала в нем царя, а Романовы выступили с резкой критикой Бориса.

В итоге Борис перебрался в Новодевичий монастырь. С 20 января по 10 февраля 1598 года к нему туда пошли шествия, которые организовал патриарх Иов. Приходящие просили Бориса на царство. Борис поставил условие - созвать Земский собор. Кстати в этом и есть весь Годунов - внешне он говорит: "Нет не хочу, чтобы меня только узкий круг избирал, хочу чтобы на Земском соборе избрали". Он прекрасно понимал, что на узком кругу его никогда не изберут, поэтому нужно созвать широкий Земский собор, и на нем переиграть Боярскую думу.

Земский Собор против Боярской Думы

17 февраля собрался Земский собор, который избрал Бориса Годунова на царство. Но это еще ничего не означало. Потому что Боярская дума должна была это зарегистрировать, но она отказалась это делать. То есть Земский собор избрал Бориса, а Боярская дума отклонила его кандидатуру. Она предложила ввести в стране Боярское правление (другими словами - олигархию), но против этого выступил уже Земский собор.

Раскол в верхах привел к тому, что вопрос о престолонаследии был перенесён на улицы. И здесь у Годунова было преимущество, потому что контролируя политический сыск, он имел очень много агентов, которые начали активную агитацию за него на улицах.

20 февраля было организовано шествие к Борису и Ирине, чтобы Борис занял трон. Но Годунов категорических отказался. Он повязал платок вокруг головы, говоря, что он скорее повесится, чем станет незаконно избранным царем.

21 февраля манифестация повторилось, и, наконец, Годунов дал согласие. Однако Дума стоял на своем и 26 февраля Борис возвратился в Москву и Иов его благословил на царствование. Формально - началось правление Бориса Годунова, но Дума все равно хранила молчание. То есть получается, что Годунов всё равно незаконный царь. В результате Борис опять уезжает в Новодевичий монастырь.

Хитрость Годунова в борьбе с Думой

Члены Боярской думы начали плести новую интригу. Они решили сделать ставку на Симеона Бекбулатовича. Напомню, что в какой-то момент Иван Грозный посадил великим князем московским Симеона Бекбулатовича, крещеного татарина. На момент начала Смуты он был совсем уже старый человек, но Боярская дума (может быть и из-за этого) сделала на него ставку. И тогда Годунов придумал очень интересный ход (то что это ход выспалась потом). Вдруг гонцы прискакали и сказали: "Крымское угроза. Крымцы идут на Москву!". Годунов стал собирать войско в поход. На Руси был издревле такой порядок - все видные представители боярской думы автоматически становились военноначальниками. А все военачальники перед началом похода приносили клятву верности царю. Если ты не приносишь перед военным походом присягу верности царю, то ты предатель и автоматически: либо ссылка, либо на плаху. Поскольку Борис Годунов был благословлен патриархом и Земским собором на царствование, Боярской думе пришлось целовать крест и присягать на верность Годунову. Казачье войско выступило к Оке, а там оказался никаких крымцев нет. Так Годунов переиграл Боярскую думу. Те после возвращения из "похода" опять были вынуждены целовать крест Борису и тогда уже случилась настоящая иногурация царя.

Борис Годунов тайно дал обед боярам 5 лет не проливать кровь ни в коем случае чего бы они ни сделали. Молодой царь понимал, что от знати зависит будущее его династии. Поэтому он стремился показать боярам, что он их царь. Он вернул в Боярскую думу, тех кто пострадал от Опричнины, и попытался сделать их противовесом Шуйским и Романовым. Ведь на тот момент Шуйские и Романовы выступали как союзники.

Личность Бориса Годунова

Будучи болезненным и суеверным человеком Годунов очень боялся порчи. Ему все казалось, что его противники наводят на него порчу. И поскольку недоверие было с обеих сторон рано или поздно этот "гнойник" должен был прорваться. И оно порвалось. Первым пал Богдан Бильский. Его поставили к позорному столбу, выщипали по одному волосу всю бороду, и отправили в ссылку в Нижний Новгород. Затем в октябре 1600 года в злонамерении относительно жизни царя были обвинены Романовы. В думскую комиссию по решению этой проблемы были специально подобраны противников Романовых из числа знатного боярства. Почему выбраны было именно знатное боярство? Потому, что с точки зрения табеля о рангах Годуновы стояли намного выше Романовых. Федора, лидера клана Романовых, постригли в монахи под именем Филорета (это отец Михаила Романова, будущего русского царя), а троих его братьев отправили в Сибирь, где они все умерли в тяжелых условиях.

Нужно сказать что, Борис, при всех своих достоинствах, был человек очень мнительный. Он боялся покушений и порчи, относясь к этому очень серьезно.

Ключевский

Что сказать о самом Борисе? Современники, даже не расположенные к нему, писали о том, что он очень хорош лицом, что у него очень хорошие манеры и приветливые речи. Борис обладал несокрушимой волей, которую он прятал под личиной мягкого, сомневающегося и колеблющегося человека. Он был очень хорошим актером, был отличным оратором и был очень хорошим семьянином. Годунов был первым русским царем, который отправил детей боярских учиться за границу. 10 человек он отправил на учебу - ни один не вернулся. Известно даже, что один из этих "детей" в дальнейшем стал пастором в Шотландии. При нем в Кремле появился водопровод, строились новые мосты и каменные лавки. Поэтому даже противники Бориса говорят, что если бы ему чуть больше повезло и было бы чуть больше времени в его распоряжении, то он мог много чего хорошего сделать.

Но Годунову не повезло. Дело в том, что его основная стратегия была - "подковерные игры". Там он был настоящим мастером. "Под ковром" он себя чувствую очень хорошо, но проблема в том, что царю нужно действовать еще и "над ковром". Недостаточно одних интриг. Иногда нужно выходить к людям и внушать им уважение, доверие и почитание. Этого Борис не умел. Его личность блестяще соответствовала эпохе, которая предшествовала Смуте, но когда Смута в России уже началась - Годунов не мог быть всенародным царем. Для смуты он был слабоват, потому что здесь уже игры заканчивались, и нужно было быть готовым к битве за трон. Он оказался неготов.

Внутренняя и внешняя политика Годунова

Основные этапы внутренней политики России периода правления Бориса Годунова следующие:

  1. "Налоговая амнистия". Населению были прощены все задолженности перед государством.
  2. На 5 лет была отменена смертная казнь (примечательно, что само правление Годунова продлилось немногим более 5-ти лет).
  3. Благоустройство Кремля и Москвы. Строительство крепостей на Юге страны.
  4. Обучение боярских детей в Европе (неудавшаяся затея).
  5. Попытки открыть массовые учебные заведения для всех. Попытка неудачная.

Сложности правления Годунова

Что работал тогда против Годунова? Казалось всё. Правление Бориса Годунова ознаменовалось сильным голодом 1601-1602 годов. Вот что к этому привело. В начале 17 века в Европе начался "малый ледниковый период". Связанно это с многими факторами, начиная от систематического извержения вулканов в районе Тихого океана, которые продолжались всю вторую половину 16 века, и заканчивая более серьезными климатическими движениями. В России лето 1601 года было холодным и дождливым. Весной 1602 года ударили морозы, которые уничтожили семенной фонд. В результате 1602 и 1603 годы - сильный недород урожая. Если в конце 16 века хлеб продавали за 3-4 копейки за «Четвертину», то уже в 1603 году за 3-4 руб. В результате население стало массово гибнуть от голода.


Годунов пытался решить проблемы - он расширил строительные работы, организовал раздачу зерна. В обстановке голода 1601- 1602 годов он объявил о временном восстановление Юрьева дня. Для чего это делалось? Чтобы крестьяне, которые относились к бедным помещиками могли перейти к тем, кто богаче, чтобы просто пережить голод. Но в результате Годунов этим решением настроил против себя ту часть дворян, которые были бедными. То есть Годунов оказался в очень сложной ситуации, когда у него не было полезных шагов. В шахматах это называется "цугцванг". Он делает 1 ход, решает одну проблему, но она создает другую (иногда и несколько). В результате в 1603 году Годунов отменяет свое решение по крестьянам. Теперь уже крестьяне недовольны, потому что они не могут перейти на работу к богатому помещику. То есть социально-экономическая ситуация в стране резко ухудшалась.

Борьба с Лжедмитрием 1

Войско Лжедмитрия было слабым. После первой же серьезной и окончившейся вничью перестрелки на берегу Десны в декабре 1604 года поляки, знаменитые польские гусары, решили, что легкой прогулки тут не получится, и дальше пусть Лжедмитрий идет сам. 21 января 1605 года состоялась битва при Добрыничах. В ней царские войска разгромили войска самозванца. Причем сам Лжедмитрий действовал очень храбро. Он отличился в сражении, но ее исход решила царская пехота. Треть войска самозванца погибла, а он сам он бежал (причем изначально думали, что он погиб и только потом узнали, что бежал). Русские воеводы были убеждены, что на этом проблема Лжедмитрия решена и одержана окончательная победа.

Борис Годунов приказал, однако, продолжать боевые действия и его воеводы Шереметьев, Шуйский, Мстиславский начали осаду города Кромы. В Кромах засела армия союзников, в которой было 200 человек и 500 казаков. Всего 700 человек. Их окружила 80-ти тысячная армия, которая никак не могла сломить сопротивления осаждаемых. Настолько армия и воеводы не хотели воевать. Поэтому и эта армия начала разлагаться, что также привело к еще одному очагу недоверия к Годунову.

Окончание правления Бориса Годунова

Фактически после этого правление Бориса Годунова было окончено. В стране начались новые восстания в южных районах, на Брянщине, и особую роль в этом сыграли казаки. Годунов регулярно получал сообщения, что не идут боевые действия так как надо. В результате царь был сильно деморализован. Он не был тем человеком, который может в сложной ситуации принимать сложные, волевые решения. Он стал безразличным ко всему. 13 апреля 1605 года он встал из-за стола, и у него пошла кровь из носа, из ушей и горла. Всего через 2 часа он скончался, успев благословить на царство своего сына Федора.

Ответы на вопросы читателей

Мы предлагаем Вам ознакомиться с краткими ответами на основные вопросы читателей, которые наиболее часто приходят в адрес нашего сайта:

  • Какие возможности открывались перед страной в период правления Бориса Годунова? Период правления данного царя больших перспектив перед Россией не поставил. Связано это с тем, что народные движения были слишком сильны, в результате чего приходилось большие силы тратить на усмирение ситуации. Сомнительность претезаний данного царя на российский трон в конечном итоге привела к тому, что его убыли простые люди.
  • Какие новые черты в государственной жизни появились перед страной в период правления данного царя? Среди новых черт, которые стали появляться в России при Годунове, необходимо выделить смягчение отношения к своим подданным. Фактически Годунов отказался от того, чтобы проводить политику устрашения, которая заключается в массовых репрессиях. Также необходимо выделить, что именно при данном царе в России начались активные восстания, которые были во многом направлены против царя Бориса.
  • Причастен ли Борис Годунов к смерти царевича Дмитрия? Однозначно дать ответ на этот вопрос невозможно. Комиссия, которая расследовала дело смерти царевича пришла к выводу, что Дмитрий играя с ножом сам заколол себя. Это абсурдное предположение, которое ни как не объясняет каким образом была получена рана в виде глубокого и длинного пореза в области шеи. Более того, Дмитрий был законным претендентом на российский трон и только его гибель открыла туда дорогу для Годунова. Конечно, сегодня тяжело находить доказательства причастности других лиц к гибели молодого царевича, поскольку расследованием руководил сам Годунов, а в подчинении у него были его родственники. Примечательно, что жители Углича (место где произошла трагедия) без суда и следствия убили чиновников, которых Борис отправил в города для слежки за Дмитрием.
  • Дайте оценку внутренней и внешней политики царя Годунова . В основном разделе текущей статьи подробным образом описаны особенности внутренней и внешней политики в России данного периода.

Правление Бориса Годунова (кратко)


Правление Бориса Годунова (кратко)

Кончина Ивана Грозного в 1584 году стала началом острой борьбы за престол среди бояр. Причиной данной борьбы стал наследник престола Фёдор – слабый, безвольный и не способный править твёрдой рукой государством. Именно это побудило Грозного создать ещё при жизни регентский совет для управления государством.

Среди этого круга бояр находится бывший опричник, волевая личность Борис Годунов, который постепенно отстранил от власти других конкурентов, а также используя родственные связи, становится фактическим правителем страны.

В 1591 году в Угличе при трагических обстоятельствах умирает царевич Дмитрий и в народе ходит слух о причастности Годунова к данному событию.

За весь период своей деятельности Годунов смог проявить себя в роли реформатора и талантливого политического деятеля. Будучи сторонником жёсткой власти, он понимал все негативные моменты власти Ивана Грозного, но продолжил его политику закрепощения крестьян, так как считал, что это единственный выход из состояния запустения.

В 1597 году издаётся указ, согласно которому были введены так называемые «урочные лета» являющиеся пятилетним сроком сыска беглых крестьян, в который их могли снова вернуть господину. Была значительно усилена зависимость холопов. Так, они потеряли право выкупа собственной свободы, оставаясь в зависимости до самой кончины господина. Те же, кто служил по вольному найму, после полугодичного срока службы у хозяина были обращены в холопов.

Царь Борис стремился к обобщению господствующего сословия. Вся его внутренняя политика была полностью направлена на уравновешивание положения внутри государства. С данной целью в 1589 году он и проводит реформу патриаршества, в результате которой русская церковь стала независимой от патриарха Константинополя, однако попадает под полный контроль царя.

При Годунове возникает множество новых городов (Воронеж, Царицын, Самара, Саратов и пр.).

Все, занимающиеся торговлей и промыслами объединяются в посадские общины, которые облагались одним государственным налогом.

Однако неурожайные годы (1601 – 1603 годы) стали причиной голода на Руси. Со всей страны к Москве потянулись голодающие и Годунов пытался обеспечить голодающих хлебом и работой.

В 1603 году вспыхивает восстание, после которого авторитет царя упал.

Борису Годунову (1552 — 1605) в русской истории отведено незавидное место. Считается, что именно в его царствование началась Великая Смута, в ходе которой Россия чуть было не утратила свою государственность. Да и в личном плане историки царя Бориса не жалуют: и царевича Дмитрия то ли умучил, то ли заказал умучить, и интриговал бессчётно, и политических противников не жаловал.

Досталось Борису Годунову и от мастеров искусств. Даже несведущий в истории человек наверняка читал или слышал в кино реплику булгаковского Ивана Васильевича Грозного: » Какого Бориса-царя? Бориску?! Бориса на царство?.. Так он, лукавый, презлым заплатил царю за предобрейшее!.. Сам хотел царствовати и всем владети!.. Повинен смерти!» Всего несколько слов, но образ Годунова — коварного, хитрого и подлого уже готов. Только вот Иван Грозный, в число ближайших сподвижников которого входил Годунов, такого не говорил и говорить не мог. А слова эти Булгаков взял из переписки Андрея Курбского с Грозным, причём именно из письма Курбского.

В одноимённой трагедии Пушкина образ Бориса Годунова показан с достаточной достоверностью. Пушкинского Бориса, правда, мучают сомнения, действительно ли мёртв царевич Дмитрий, и слишком много внимания уделяется закрепощению крестьян, но в целом Годунов у Пушкина получился схожим с оригиналом.

Сцена из оперы М. Мусоргского по трагедии А. Пушкина «Борис Годунов»

Как же жил и умер царь, правивший Россией на стыке 16 — 17-го веков:

1. Сведений о происхождении и детстве Бориса почти нет. Известно, что он был сыном костромского помещика, который, в свою очередь, был сыном дворянина. Сами Годуновы вели родословную от татарского князя. Вывод о грамотности Бориса Годунова делается на основании собственноручно написанной им дарственной. Цари же по традиции рук чернилами не марали.

2. Родители Бориса умерли рано, его и сестру опекал близкий к Ивану Грозному боярин Дмитрий Годунов, приходившийся им дядей. Дмитрий, несмотря на «худородность», сделал блестящую карьеру в опричниках. Он занимал при царе примерно то же место, что и Малюта Скуратов. Совершенно закономерно женой Бориса Годунова стала средняя дочь Скуратова Мария.

3. Уже в 19 лет Борис был дружкой жениха на свадьбе Ивана Грозного с Марфой Собакиной, то есть царь уже тогда успел оценить молодого человека. Ту же должность дружки Годунов исполнял и когда царь вступал в брак в пятый раз.

Свадьба Ивана Грозного и Марфы Собакиной

4. Сестра Бориса Годунова Ирина была замужем за сыном Ивана Грозного Фёдором, позже наследовавшим трон своего отца. Через 9 дней после смерти мужа Ирина постриглась в монахини. Умерла царица-монахиня в 1603 году.

5. В день, когда Фёдор Иванович венчался на царство (31 мая 1584 года), он присвоил Годунову сан конюшего. По том временам боярин-конюший относился к самому близкому к царю кругу. Однако как ни ломал Иван Грозный родовое начало, полностью искоренить его не удалось, и Годунова даже после венчания на царство представители более старых родов называли «рабоцарь». Такое вот было самодержавие.

Царь Фёдор Иванович

6. Фёдор Иванович был очень набожным человеком (само собой, историки 19-го века считали подобное свойство души если не сумасшествием, то уж формой слабоумия точно — царь много молился, в раз в неделю отправлялся на богомолье, шутка ли). Дела административные потихоньку начал решать Годунов. Начались большие стройки, государевым слугам повысили жалованье, начали ловить и наказывать взяточников.

7. При Борисе Годунове в России впервые появился патриарх. В 1588 году в Москву приехал Вселенский Патриарх Иеремия II. Сначала пост русского патриарха предложили ему, но Иеремия отказался, сославшись на мнение своих клириков. Тогда созвали Освящённый собор, который выдвинул три кандидатуры. Из них (в строгом соответствии с принятой в Константинополе процедурой) Борис, руководивший тогда делами государства, выбрал митрополита Иова. Его интронизация состоялась 26 января 1589 года.

Первый российский Патриарх Иов

8. Через два года русское войско под командованием Годунова и Фёдора Мстиславского обратило в бегство крымскую орду. Чтобы понять опасность крымских набегов достаточно нескольких строк из летописи, в которых гордо сообщается, что русские преследовали татар «до самой Тулы».

9. В 1595 году Годунов заключил удачный для России мирный договор со шведами, по которому в состав России вернулись земли, потерянные в неудачном дебюте Ливонской войны.

10. Царь-пушку Андрей Чохов отлил по указанию Годунова. Стрелять из неё не собирались — у пушки даже нет затравочного отверстия. Создавали орудие как символ мощи государства. Чохов также изготовил и Царь-колокол, но тот до наших дней не сохранился.

11. Начиная с Карамзина и Костомарова, историки обвиняют Годунова в жутком интриганстве. По их словам, он последовательно дискредитировал и удалил от царя Фёдора Ивановича нескольких членов Опекунского совета. Но даже знакомство с событиями в изложении этих историков показывает: родовитые бояре хотели, чтобы царь Фёдор развёлся с Ириной Годуновой. Фёдор супругу любил, а Борис сестру всеми силами защищал. Пришлось господам Шуйскому, Мстиславскому и Романову отправиться в Кирилло-Белозёрский монастырь.

12. При Годунове Россия впечатляюще приросла Сибирью. Был наконец-то разгромлен хан Кучум, основаны Тюмень, Тобольск, Берёзов, Сургут, Тара, Томск. Годунов требовал вести дела с местными племенами «лаской». Такое отношение заложило хороший фундамент на следующие полвека, когда русские вышли на берега Тихого океана.

Россия при Борисе Годунове

13. Историки давно ломают копья над «Угличским делом» — убийством царевича Дмитрия в Угличе. Очень долго главным виновником и выгодоприобретателем убийства считали именно Годунова. Карамзин так и прямо заявлял, что Годунова отделял от престола только маленький мальчик. Маститый и чересчур эмоциональный историк не учёл ещё несколько факторов: между Борисом и престолом лежали ещё минимум 8 лет (царевич был убит в 1591, а царём Борис был избран только в 1598 году) и собственно избрание Годунова царём на Земском соборе.

Убийство царевича Дмитрия

14. После смерти царя Фёдора Годунов удалился в монастырь и в течение месяца после пострижения Ирины правитель в государстве отсутствовал. Лишь 17 февраля 1598 года Земский собор избрал Годунова на царство, а 1 сентября Годунов был венчан на царство.

15. Первые после венчания на царство дни оказались богаты на награды и льготы. Борис Годунов повысил вдвое денежное содержание всем служащим. Купечество было освобождено от пошлин на два года, а земледельцы от налогов на год. Состоялась всеобщая амнистия. Вдовам и сиротам раздавались значительные деньги. Инородцев на год освободили от ясака. Сотни людей получили повышение в чинах и званиях.

16. Первые студенты, отправленные за границу, появились вовсе не при Петре Первом, и при Борисе Годунове. Равно как и первые «невозвращенцы» появились не при Советской власти, а при Годунове — из десятка отправленных учиться отроков в Россию вернулся только один.

17. Русская Смута, которую страна едва пережила, началась не из-за слабости или плохого правления Бориса Годунова. Она началась даже не тогда, когда на западных окраинах государства появился Самозванец. Она началась тогда, когда часть бояр увидела для себя выгоды в появлении Самозванца и ослаблении царской власти, и начала негласно поддерживать Лжедмитрия.

18. В 1601 — 1603 годах Россию поразил страшный голод. Изначальной его причиной был природный катаклизм — извержение вулкана Уайнапутина (!!!) в Перу спровоцировало малый ледниковый период. Температура воздуха упала, и культурные растения не успевали вызревать. Но усугубил голод кризис управления. Царь Борис начал раздавать голодающим деньги, и в Москву устремились сотни тысяч людей. При этом цена на хлеб выросла в 100 раз. Бояре и монастыри (не все, конечно, но очень многие) придерживали хлеб в ожидании ещё более высоких цен. В итоге от голода умерли десятки тысяч человек. Люди ели крыс, мышей и даже навоз. Страшный удар был нанесён не только по экономике страны, но и по авторитету Бориса Годунова. После такой катастрофы любые слова о том, что наказание послано людям за грехи «Бориски», казались истинной правдой.

19. Едва закончился голод, появился Лжедмитрий. При всей абсурдности его появления он представлял немалую опасность, которую Годунов распознал слишком поздно. Да и сложно было набожному человеку в те времена предположить, что даже высокопоставленные бояре, прекрасно знавшие, что настоящий Дмитрий уже много лет как мёртв, и целовавшие крест при клятве Годунову смогут так легко предать.

20. Умер Борис Годунов 13 апреля 1605 года. Ещё за несколько часов до смерти царя выглядел здоровым и бодрым, но потом почувствовал слабость, из носа и ушей у него пошла кровь. Ходили слухи об отравлении и даже о самоубийстве, но, вполне вероятно, что Борис умер естественной смертью — на протяжении последних шести лет своей жизни он неоднократно тяжело болел.

В 1598 году, с кончиной царя Федора Ивановича, прервалась царская династия Рюриковичей, исчез обруч, стягивавший воедино все враждующие группы знати, все недовольные слои населения. Сразу же обнажились глубокие противоречия общества - внутри самой знати, между закрепощаемым народом и властью, между бывшими опричниками и их жертвами, между элитой общества, князьями и боярами, и средним и мелким дворянством.

Именно в это тяжелейшее переходное время на русский трон был избран боярин Борис Годунов, который попытался уже на рубеже XVI - XVII вв. основать в России новую династию.

27 февраля 1598 года Земский собор избрал царем Годунова, и принес ему присягу на верность. Это был первый избранный правитель Московского государства. О том, как из вяземского помещика средней руки сделаться царем всея Руси - читайте на diletant.media.

Началось все с личных связей. В годы опричнины Иван Грозный назначил Дмитрия Годунова, дядю Бориса, главой Постельного приказа. Под крылом родственника Борис получил первый придворный чин стряпчего.

В атмосфере интриг и доносов, когда любой неосторожный шаг грозил опалой и даже смертью, Годуновы беспрестанно искали пути для упрочения положения. Перед ними стоял почти непреодолимый барьер худородства, ведь они происходили из неизвестного рода вяземских дворян средней руки.

Но Борис, хитрый и пронырливый, женился на дочери Малюты Скуратова, ближайшего приспешника Грозного, а свою сестру - Ирину - умудрились выдать замуж за самого царевича Федора. Именно в этот период перед Борисом забрезжила перспектива реальной власти, которую он сделал главной целью своей жизни.

Царица Ирина

Борис быстро стал «правой рукой» царевича, который, по свидетельству современников, «благоюродив бысть». Английский посол в одной из своих депеш королеве открыто называл царевича слабоумным.

Но после смерти Грозного Годунову предстояло справится с регентским советом, назначенным покойным царем в помощь слабоумному Федору. Годунову противостояли представители родовитых аристократических семей: князья Иван Мстиславский и Иван Шуйский, дядя царя боярин Никита Романов-Юрьев и выдвинувшийся в годы опричнины Богдан Бельский.

Сначала Бельский, поддержанный Годуновым, попытался силой отстранить от власти остальных членов совета. Мстиславский и Шуйский спровоцировали в Москве народные волнения. Сила была на стороне восставших, и Бельского отправили в ссылку.

Годунов вышел из схватки без потерь и упрочил свое положение. В связи с венчанием Федора на царство Борис в обход многих именитых бояр был пожалован в конюшие - один из высших в России чинов, что ввело его в круг правителей государства.

Годунову нужны были союзники, и он нашел их в лице регента Никиты Романова-Юрьева и думного дьяка Андрея Щелкалова, главы приказной бюрократии. При помощи Щелкалова Годунов постепенно забирал власть. Путем сложных интриг и подачей в Боярскую Думу умело скомпонованного компромата он вынудил Мстиславского постричься в монахи.

Но справиться со сторонниками опального князя было сложнее, и сын Мстиславского возглавил Боярскую Думу. Перспектива Годунова оставалась туманной: болезненный царь без наследника, при котором Борис мог бы рассчитывать лишь на роль соправителя.

Царь Федор Иоаннович

Годунов решился на опасный шаг: послал в Вену предложение в случае смерти Федора заключить брак между Ириной и немецким принцем, чтобы затем возвести его на российский престол. Но махинация Uодунова была вскрыта и предана огласке, Боярская Дума потребовала суда над Годуновым за измену и попытку отдать российский престол католику. Борис уже послал своего представителя в Лондон договариваться с английской королевой о предоставлении убежища.

Но лидеры оппозиции допустили ошибку, они спровоцировали волнения в Москве и попытались разгромить двор Годунова, а взять под контроль ситуацию не смогли. Волнения переросли в бунт, Кремль оказался в осаде. Группировки боярской оппозиции вынуждены были на время забыть распри и объединиться для противостояния общей опасности.

Годунов получил короткую передышку и успел состряпать обвинение против глав боярской оппозиции в тайных сношениях с Речью Посполитой и попытке привести на российский престол польского короля Батория. Основные обвинения он выдвинул против Шуйского. Преданные Годунову дворяне схватили несчастного, насильно постригли в монахи, а затем умертвили. Начались репрессии.

В конце концов, Годунов стал соправителем государства, принимающим самостоятельные решения от имени самодержца, и получил беспрецедентный в истории России титул: «царский шурин и правитель, слуга и конюший боярин и дворовый воевода и содержатель великих государств - царства Казанского и Астраханского».

Годунову недоставало поддержки аристократии, церкви и служилого дворянства. Переломить упорную оппозицию боярства не удавалось, и он сосредоточил усилия на привлечении на свою сторону церкви и дворян, особенно провинциальных.

Вначале Годунов весьма нехитрыми манипуляциями решил добиться влияния на церковь. Обещая крупные денежные субсидии, в 1588 году в Москву пригласили Константинопольского патриарха Иеремию.

Главе вселенской церкви был оказан торжественный прием, ему отвели роскошные покои, но изолировали от внешнего мира. Свободу ему обещали в обмен на учреждение в Москве патриаршества. Почти год Иеремия был невольным «гостем» русского царя.

26 января 1589 года на московский патриарший престол был возведен Иов, ставленник Годунова. Теперь предстояло выиграть борьбу за армию - привлечь на свою сторону служилое дворянство. Годунов понимал, что самый верный способ решения этой проблемы - экономические льготы и победоносная война.

Ущемляя интересы аристократии, он ввел для дворянского сословия ряд податных привилегий, «чтобы в службу служилым людем земли прибавливати».

В январе 1590 года русские войска начали наступление в Прибалтике. После некоторого времени был заключен мир, по которому Россия получала узкую береговую полосу от Нарвы до Невы и, в добавок к этому, разъяренного соседа - Швецию.

В 1591, году русские воеводы на подступах к Москве успешно отбили набег крымского хана Казы-Гирея. Этот успех Годунов тут же приписал себе. Теперь он мог рассчитывать на поддержку служилого дворянства.

Прочности власти мешало то, что в Угличе подрастал царевич Димитрий. В его окружении хватало кандидатов в соправители. И Борис принял меры.

Церковь запретила упоминать Димитрия в богослужениях как рожденного Грозным в шестом браке (православные могли вступать в брак не более трех раз). Жестоким преследованиям подверглись люди из окружения царевича. Угличское княжество было взято под контроль Москвы.

В мае 1591 года Димитрий погиб. По официальной версии, царевич случайно напоролся на нож во время детской игры. Историки продолжают спорить о причастности к его смерти Бориса Годунова, но даже если это была трагическая случайность, наибольшую выгоду из нее извлек именно Годунов. Пока был жив царь Федор, власти Бориса никто не угрожал. И вот 6 января 1598 года царь умер. Борьба за власть вступила в окончательную фазу.

Сначала вопреки воле Федора Борис попытался посадить на трон свою сестру, царскую вдову Ирину. По указу патриарха Иова в церквах начали приводить народ к присяге. Но боярская оппозиция опять спровоцировала народные волнения, и уже через неделю Ирина под давлением толпы отказалась от власти в пользу Боярской Думы и постриглась в монахини.

Карта Москвы конца XVI - XVII вв.

Дума попыталась собрать избирательный Земский Собор. По приказу Годунова все дороги к столице были перекрыты, и попасть на Собор могли только москвичи. В самой Думе развернулась жестокая борьба между сторонниками основных претендентов на престол, а таковых оказалось немало: Шуйские, братья Федор и Александр Романовы, Мстиславский. Борис укрылся в Новодевичьем монастыре.

Столица впервые превратилась в арену яростной предвыборной борьбы, первый этап которой Годунов проиграл. Только сильные противоречия в Думе, куда Борис провел многих своих сторонников, не позволили боярам лишить его поста правителя. Теперь все хлопоты в пользу Годунова взял на себя преданный ему патриарх Иов.

В середине февраля патриарх собрал Земский Собор, на который пригласили верных лиц. На Соборе была зачитана «хартия», подготовленная приверженцами Годунова во главе с его дядей. В ней умело обосновывались его права на престол, в действительности крайне сомнительные.

Руководимый патриархом Земский Собор принял решение об избрании Годунова и специальное «уложение», которое постановляло провести шествие к Новодевичьему монастырю и «всем единогласно с великим воплем и неутешным плачем» просить Годунова принять царство.

Решения принимались без лишних словопрений, следовало торопиться, так как Боярская Дума, не сумев выдвинуть из своей среды единого кандидата на престол, стала уговаривать народ присягнуть всей Думе целиком (беспрецедентная в российской истории попытка установить олигархию).

Пока в ней шли препирательства патриарх 20 февраля организовал шествие к Новодевичьему монастырю. Годунов ответил рискованным, но умело обдуманным образом: отказался принять престол.

Иов продолжал действовать. Тем же вечером во всех церквях начались всенощные, и на следующее утро к Новодевичьему монастырю двинулся крестный ход, сопровождаемый громадной толпой народа. На этот раз Годунов согласился принять царский венец.

Боярская Дума явно не собиралась утверждать решение Земского Собора, и только 26 февраля Годунов, так и не дождавшись этого утверждения, торжественно въехал в Москву. В Успенском соборе Кремля Иов вторично благословил его на царство. Представители думской оппозиции на торжества не прибыли, и Годунов снова вернулся в монастырь.

Тогда в начале марта Иов созвал новый Земский Собор, на котором было решено провести всеобщую присягу на верность царю. В провинцию, кроме текста присяги, было направлено денежное жалованье.

В Новодевичий монастырь направилось третье шествие - уговаривать Бориса сесть «на своем государстве». В ответ Годунов опять заявил о готовности отречься от царского венца. И тогда инокиня Александра (постриженная царица) издала указ, которым повелела брату возвращаться в Москву и венчаться на царство. Законодательное решение - приговор Боярской Думы - было заменено именным указом, сомнительным с юридической точки зрения.

Годунов вторично въехал в Москву, но короноваться не спешил. Думцы к тому времени попытались противопоставить ему кандидатуру татарского хана Симеона Бекбулатовича, который во времена Ивана Грозного один год формально возглавлял Земщину. Не рискнув вступать в открытую конфронтацию с Думой, Годунов нашел способ привести боярство к покорности.

На южных рубежах государства «внезапно» возникла военная опасность, и потребовался спаситель отечества. Борис возглавил поход против крымских татар, которые в этот год о набеге на Русь и не помышляли. Принцип, проверенный временем: если нужна война, а войны нет, ее надо придумать.

Армия два месяца простояла под Серпуховом. Около 6 недель проводились нескончаемые пиры и гуляния. Через два месяца было объявлено, что противник «убояша». Полки были распущены, Годунов торжественно вернулся в Москву.

Во второй половине лета Москва снова «целовала крест» царю, и когда 1 сентября в Новодевичий монастырь, куда Годунов выехал на богомолье, отправилось четвертое по счету торжественное шествие - уговаривать Бориса венчаться наконец «по древнему обычаю», в нем уже участвовали представители Думы. Годунов милостиво согласился, и через два дня в Успенском соборе был венчан царским венцом.

На последнем и самом ответственном этапе своей борьбы за шапку Мономаха Годунов обошелся без крови и серьезных общественных потрясений. Но итогом его царствования стало Смутное время.

Учреждение московской патриархии

Из внутренних мер царствования Федора Иоанновича главнейшим было учреждение русского патриаршества .

Хотя с середины XV века русская церковь была самостоятельной, митрополиты ее выбирались из среды русского духовенства и не ездили на утверждение к цареградскому патриарху, однако в Москве тяготились и номинальной зависимостью своей церкви от патриарха, ставшего рабом турецкого султана. Москва считала себя Третьим Римом, в чистоте сохранявшим древнее православие, и желала, чтобы её архипастырь сравнялся со старейшими греческими иерархами.

Греческие духовные лица часто приезжали в Россию для сбора милостыни; но в числе их еще не было ни одного патриарха. И вот в начале правления за царя Федора Бориса Годунова прибыл в Москву (1586) патриарх Иоаким Антиохийский. Царь принял его торжественно. Потом гостя проводили в Успенский собор к митрополиту Дионисию. Сей последний, стоявший в полном облачении посреди собора, первый благословил патриарха, а потом принял от него благословение. Иоаким слегка заметил, что пригоже было митрополиту сначала благословиться у патриарха. Но Дионисий так поступил не одной собственной волей, а по согласию с государем, в чем ясно сказывалась задняя мысль правительства Годунова. Затем государь отправил шурина своего Бориса к Иоакиму просить, чтобы он посоветовался с другими патриархами о том, как бы устроить в Московском государстве российского патриарха. Иоаким обещал. Он уехал из Москвы щедро одаренный. Другие патриархи, узнав о желании правительства Бориса Годунова и Федора, не спешили его исполнением, и дело могло затянуться, если бы случайно, через два года, в Москву не прибыл лично сам цареградский патриарх Иеремия, который был несколько раз свергаем и возводим на свою кафедру султаном. Так как его патриаршая церковь была обращена в мечеть, он намеревался строить новую и для сбора средств приехал через Литву в Московское государство.

Патриарха со свитой поместили на Рязанском подворье и снабжали обильными кормами, однако приставы не пускали к нему посторонних. Так обыкновенно поступали у нас с иноземными посольствами. Торжественный царский прием гостей состоялся 21 июля 1588 года. Потом патриарха отвели в Малую Ответную палату, где он беседовал с правителем Борисом Годуновым, рассказав ему о бывших своих цареградских злоключениях и о своем путешествии чрез литовские земли. Но, по-видимому, об учреждении русского патриаршества тут не было речи. Только спустя несколько месяцев, постепенно, правительство Годунова вовлекло Иеремию в переговоры об этом. Он не вдруг дал согласие на учреждение русского патриаршества; потом согласился, но под условием самому остаться для сего в России. Тогда только открыты были официальные переговоры, которые взял на себя Борис Годунов.

Правительство Бориса Годунова желало возвести в сан патриарха своего человека, митрополита Иова, а никак не приезжего грека. Оно поступило с обычной дипломатической ловкостью: Иеремии предложили быть русским патриархом и жить в древнем стольном Владимире-Залесском. Иеремия говорил, что патриарх должен жить при государе, в Москве. Борис Годунов отвечал ему, что царь не хочет обидеть своего богомольца митрополита Иова, удаляя его из Москвы. После долгих переговоров, щедрых даров и обещаний, Иеремия отказался от намерения остаться в России и согласился поставить для нее патриарха из русских. Созвали духовный собор, который избрал трех кандидатов на сие достоинство, митрополита Иова, архиепископов новгородского Александра и ростовского Варлаама, предоставляя окончательный выбор государю. Но этот выбор был известен заранее: государь и Борис Годунов указали на Иова. Торжественное посвящение его в патриарха происходило 26 января 1589 года в Успенском соборе; оно совершено было Иеремией в сослужении с русскими архиереями. После того происходил пир в государевом дворце. Во время обеда Иов встал из-за стола и отправился на осляти вокруг Кремля; потом того воротился во дворец. На другой день была торжественная трапеза у патриарха Иова. Тут он снова вышел из-за стола, и, сев на осля, объехал вокруг Белого города, только что построенного; часть пути его осля вел за повод сам правитель Борис Годунов.

Иов, первый патриарх московский. Миниатюра из царского титулярника

Спутник Иеремии, архиепископ елассонский Арсений, описал роскошь и великолепие Московского двора. С особым восторгом он рассказывает о приеме обоих патриархов 27 января у государя, а потом в покоях сестры Бориса Годунова, царицы Ирины. Он восхищается ее красотой, говорит о ее жемчужной короне с 12 зубцами, в ознаменование 12 апостолов, и унизанной жемчугом бархатной одежде. Она вручила Иеремии, кроме других подарков, драгоценную чашу, обильно жемчугом и самоцветными камнями, и просила молить Бога о даровании ей наследника Русской державы. Правительству Бориса Годунова недешево обошлось исполнение давнего желания Москвы относительно русского патриаршества.

Возвышение Московского архипастыря принадлежало к числу важнейших дел правления Бориса Годунова. Оно повело за собой и возвышение некоторых других архиереев. Четыре архиепископии были возведены в достоинство митрополий: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; а шесть епископов получили титул архиепископский: Вологодский, Суздальский, Нижегородский, Смоленский, Рязанский и Тверской. Кроме того, установлено быть семи или восьми епископиям, большая часть которых вновь учреждена, каковы: Псковская, Ржевская, Устюжская, Белозерская, Коломенская, Брянская, Дмитровская. Вселенский патриарх уехал, осыпанный щедрыми подарками. В мае 1591 года, в Москву прибыл тырновский митрополит Дионисий за милостыней и с грамотой, которой патриархи Антиохийский и Иерусалимский, совместно с Цареградским, подтверждали учреждение Русского патриарха. Ему назначено было пятое место, т. е. после четырех восточных патриархов, Москва была не очень довольна последним условием, ибо желала получить третье место на том основании, что считала себя Третьим Римом .

Таким образом, со времени правления Бориса Годунова русская церковь сделалась вполне самостоятельной и независимым от Царьграда патриархатом, чем возвысилась и в собственных глазах, и во мнении других христианских народов. Изменились и церковные отношения между Москвой и Западной Русью. Прежде возобновление в середине XV века особой Киевской митрополии разделило Русскую церковь надвое. Но после учреждения при Борисе Годунове московского патриархата, западнорусские митрополиты уже не могли считать себя равными с московскими архипастырями, и если не de facto, то de jure восстановлялось до некоторой степени русское церковное единство. Возвышение титула сопровождалось и новыми преимуществами в обряде и облачении: московский патриарх носил теперь митру с крестом наверху, бархатную мантию зеленого или багряного цвета; его церковный амвон, вместо прежних восьми ступеней, возвышался на двенадцати.

Учреждением патриаршества правитель Борис Годунов исполнил давнее желание русских людей и лично приобрел крепкую поддержку во главе Русской церкви: впатриархе Иове, всем ему обязанном, и в других архиереях, им возвышенных. Имея опору в духовенстве, Борис Федорович старался расположить в свою пользу и военное сословие. Поэтому он усердно радел о его поместьях и вотчинах. По этой причине ко времени правления Бориса Годунова приписывают также начало прикрепления крестьян к земле , а следовательно, начало крепостного права в России.

Годунов расчищает себе дорогу к престолу

Самым важным по своим последствиям событием начала правления Бориса Годунова оказалась внезапная смерть девятилетнего царевича Дмитрия , которого отправили с матерью и родственниками Нагими в его удельный город Углич. Следствие по делу царевича объявило, что Дмитрий сам убил себя в припадке падучей болезни, но это современники не верили этому. В народе упорно держался слух, что царевича убили по приказу правителя Годунова, который расчищал самому себе дорогу к трону после смерти бездетного царя Федора.

В народе распространялись подозрительность и недоверие к действиям Бориса Годунова, доходившие до нелепости. В июне 1591 года в Москве произошел большой пожар, сильно пострадал Белый город. В народе пошла молва, что это правитель Годунов велел поджечь город, чтобы отклонить царя Федора Ивановича от поездки в Углич, куда он будто бы собирался для личного расследования о смерти царевича Дмитрия. А когда Борис стал щедро помогать погорельцам, это истолковали в смысле заискивания перед народом по причине все того же преступления. В июле месяце совершился известный набег на Москву Казы-Гирея , и нашлись люди, которые стали обвинять Годунова, будто он подвел хана, чтобы отвлечь общее внимание от смерти царевича Дмитрия. Правительство Бориса старалось щедротами приобретать народное расположение; царские милости обыкновенно связывались с именем Годунова, раздавались как бы по его ходатайству; а немилости являлись «по совету» с боярской думой. Злая клевета сильно раздражила правителя. Начались розыски; оговоренных пытали, резали им языки, морили в темницах. В 1592 году жена царя Федора и сестра Бориса, Ирина Федоровна, разрешилась от бремени дочерью, но в следующем году маленькая царевна Феодосия скончалась. И тут обвиняли Бориса Годунова в ее смерти. Любопытно, однако, как быстро исчезло потомство царя Ивана III. В занятой поляками Риге проживала вдова титулярного ливонского короля Магнуса , Марья Владимировна, с маленькой дочерью Евдокией. Годунов обещанием разных благ убедил ее воротиться в Москву. Но тут ее заставили постричься, а ее дочь вскоре умерла, и смерть эту также приписали ненасытному честолюбию Бориса Годунова, который, стоя во главе правления, расчищал себе путь к престолу устранением всех возможных конкурентов. Крещеный касимовский хан Симеон Бекбулатович, которого Иван Грозный когда-то шутя поставил царем над земщиной, после смерти царевича Дмитрия лишился зрения – и в этом молва обвиняла правителя Годунова!

Стремление Бориса Годунова к престолу выражалось и в его обращении к ведунам, которых он призывал и спрашивал о будущем. Волхвы будто бы предсказали Годунову, что он действительно будет царствовать, но не более семи лет, а Борис на сие воскликнул: «хотя бы и семь дней, но только царствовать!» Подозрительность в отношении к нему достигла до того, что некоторые сказания приписывают ему отравление самого Федора Ивановича. После его смерти Борису оставалось только два исхода: или достижение трона, или падение, которое привело бы его в монастырь или на плаху. Конечно, он выбрал первый исход.

Избрание Бориса Годунова на царство

Болезненный Федор Иванович достиг только сорокалетнего возраста. Он скончался 7 января 1598 года. С ним прекращался царствовавший род, и все ожидали, какое распоряжение он сделает относительно престолонаследия. На этот счет существуют различные известия. По одним, перед смертью на вопросы патриарха и бояр, кому приказывает царство и царицу, он отвечал: «в сем моем царстве и в вас волен создавший нас Бог; как Ему угодно, так и будет». Но прощаясь наедине с Ириной, он, по тому же сказанию, «не велел ей царствовать, а повелел иноческий образ принять». По другим, более достоверным известиям, наоборот, он завещал престол Ирине, а исполнителями своей духовной назначил патриарха Иова, двоюродного брата своего Федора Никитича Романова-Юрьева и стоявшего во главе правления шурина – Бориса Годунова. При вести о кончине Федора, народ толпами устремился в Кремлевский дворец, чтобы проститься с усопшим государем. Народная горесть была вполне искренняя; давно уже Россия не испытывала такого сравнительно тихого и благополучного времени, как царствование Федора Ивановича. Федор за свою набожность и целомудренную жизнь был почитаем народом почти за святого человека. Русских людей удручали опасения за будущее.

Бояре, чиновники и граждане беспрекословно присягнули Ирине; она могла не только править государством подобно Елене Глинской, но и прямо царствовать. Но, весьма набожная и чуждая властолюбия, она привыкла руководствоваться советами своего брата Бориса, и теперь, по-видимому, имела одно намерение: добиться, чтобы Бориса избрали на царство. Из правителя-регента Борис Годунов должен был сделаться настоящим государём. На девятый день по кончине супруга Ирина удалилась в московский Новодевичий монастырь и там вскоре постриглась под именем Александры, предоставляя духовенству, боярам и народу избрать себе нового царя. Управление государством перешло в руки патриарха Иова и боярской думы; но душой правительства оставался Борис Годунов, которому Иов был предан всем сердцем. Правительственные грамоты продолжали выдаваться «по указу» царицы Ирины.

Жена Федора Иоанновича, царица Ирина Годунова, сестра Бориса, жена царя Федора Ивановича

Между знатнейшими боярами находилось немало потомков Владимира Великого, которые помнили о своих удельно-княжеских предках и считали себя вправе занять московский трон. Но никто из них не имел надежной опоры в народе. В последнее время ближе всех стояли к трону две боярские фамилии: Шуйские, или Суздальские, ведшие свой род от Александра Невского, и Романовы-Юрьевы, близкие родственники последних государей с женской стороны, двоюродные братья Федора Ивановича. Однако их время еще не наступило. Законной царицей почиталась Ирина, а у нее был родной брат Борис; на его стороне были все обстоятельства. Борис Годунов уже не менее десяти лет руководил всеми делами правления. В его пользу действовали два самых могущественных союзника: патриарх Иов и царица-инокиня Александра. Говорят, что первый разослал по России надежных монахов, которые внушали духовенству и народу о необходимости избрать Бориса Годунова на царство; а вторая тайно призывала к себе военных сотников и пятидесятников и раздавала им деньги, чтобы склоняли к тому же своих подчиненных. Еще сильнее в пользу Бориса Годунова говорило его прежнее умное правление: народ привык к нему; а наместники и чиновники, лично им поставленные тянули общество в его сторону. Нет оснований отвергать следующий рассказ иностранцев. Когда Ирина удалилась в монастырь, дьяк Василий Щелкалов вышел в Кремле к народу и предложил присягнуть боярской думе. «Не знаем ни князей, ни бояр – ответила толпа – знаем только царицу, которой присягали; она и в черницах мать России». На возражение дьяка, что царица отказалась от правления, толпа воскликнула: «да здравствует (или да царствует) брат ее Борис Федорович!» Тогда патриарх с духовенством, боярами и народной толпой отправился в Новодевичий монастырь, куда, вслед за сестрой, часто стал удаляться и ее брат. Там патриарх просил царицу, чтобы она благословила брата на царство; просил Бориса принять это царство. Но последний отвечал отказом и уверениями, что ему и на ум не приходило помыслить о царском престоле. Первое открытое предложение короны было отклонено Борисом. Это просто объяснить тем, что избрание царя должно было совершиться великой земской думой из выборных людей всей Русской земли, и правитель Борис Годунов только от нее мог принять избрание в монархи.

В феврале съехались в Москву выборные из городов и вместе с московскими чинами составили Земский собор . Число его членов простиралось свыше 450; большинство принадлежало духовному и военно-служилому сословию, которое было предано давно стоявшему во главе правления Годунову; самые выборы производились по распоряжению патриарха Иова и под надзором преданных Годунову чиновников. Следовательно, заранее можно было предвидеть, на ком остановится соборное избрание на царство. 17 февраля патриарх открыл заседание великой земской думы, и в речи своей прямо указал на правителя Бориса Годунова. Все собрание постановило «неотложно бить челом Борису Федоровичу и кроме него никого на государство не искать». Два дня сряду в Успенском соборе служили молебны о том, чтобы Господь Бог даровал им государем Бориса Федоровича. А 20 числа патриарх и духовенство с народом отправились в Новодевичий монастырь, где пребывал тогда Борис Годунов, и со слезами молили его принять избрание. Но и на сей раз получили решительный отказ. Тогда патриарх Иов прибегает к крайним мерам. На следующий день, 21 февраля, после торжественных молебнов по всем церквам столицы он поднимает хоругви и иконы и идет крестным ходом в Новодевичий монастырь, призывая туда же не только граждан, но и их жен с грудными младенцами. Патриарх и все архиереи уговорились, что если и на сей раз царица и брат ее откажутся исполнить народную волю, то отлучить Бориса от церкви, а самим сложить с себя архиерейские ризы, одеться в простое монашеское платье и запретить везде церковную службу.

Из монастыря вышел Борис Годунов; пал ниц перед иконой Владимирской Богородицы и со слезами говорил патриарху, зачем он воздвигнул чудотворные иконы. Патриарх со своей стороны укорял его в противлении воле Божией. Иов, духовенство и бояре вошли в келию царицы и со слезами били ей челом; народ, толпившийся около монастыря, с плачем и рыданием падал на землю и также молил царицу дать брата на царство. Наконец, инокиня Александра объявляет согласие и приказывает брату исполнить желание народа. Тогда и Борис, как бы поневоле, со слезами произносит: «Буди, Господи, святая Твоя воля!» После того все отправились в церковь, и там патриарх благословил Бориса Годунова на царство.

Трудно сказать, сколько в этих действиях было искренности и сколько лицемерия. Однако, можно предположить, что все делалось по тайному руководству Бориса Годунова, в чьих руках находились все нити управления. Есть известия, что приставы почти насильно сгоняли народ к Новодевичьему монастырю и принуждали его плакать и вопить; прибавляют, что клевреты, вошедшие с духовенством в келью царицы, когда сия последняя подходила к окну, из-за нее давали знак приставам, а те приказывали народу падать на колени, толкая непокорных в шею. Говорят, что многие желавшие изображать плач, слюной мазали себе глаза. Со стороны Бориса Годунова неоднократные отказы объясняются ожиданием избрания от великой земской думы и желанием придать своему согласию вид подчинения настойчивой всенародной воле, а наконец и русским обычаем, который требовал, чтобы даже простое угощение принималось не вдруг, а только после усиленных просьб. Рассказывают, что Шуйские едва не испортили дела: после отказа 20 февраля они стали говорить, что далее упрашивать Бориса Годунова не подобает и что надо избрать другого царя. Но патриарх отклонил их предложение и устроил крестный ход на следующий же день. Рассказывают также, что бояре хотели избрать Годунова на условиях, ограничивающих его власть, и готовили грамоту, на которой он должен был присягнуть. Узнав о том, Борис Годунов тем долее отказывался, чтобы при всенародных мольбах всякие ограничивающие условия сделались неуместными.

Собственное правление Бориса Годунова

Весь Великий пост и Пасху Борис провел подле сестры в Новодевичьем монастыре и лишь после того водворился в царском дворце с женой Марией Григорьевной, дочерью Ксенией и сыном Федором; это было обставлено торжественными церковными церемониями и роскошным пиром. Далее правление Бориса Годунова велось уже от его собственного имени. Борис хорошо понимал, что прочность его на престоле зависит от поддержки военно-служилого сословия, и старался приобрести его расположение.

Из Крыма пришли слухи, что хан Казы-Гирей готовится к новому набегу на Москву. Неизвестно, были ли эти слухи основательные или намеренно пущенные, но Борис ловко ими воспользовался. Он велел ратным людям спешить на сборные места и двинуть полки к Серпухову, куда и сам прибыл в начале мая с блестящим двором. Тут он лично устраивал собравшуюся огромную рать. Говорят, будто она простиралась до полумиллиона, будто никогда еще Россия не выставляла такого многочисленного войска. Дворяне и дети боярские, старались показать усердие перед новым царем Борисом Годуновым и почти все явились с полным числом вооруженных людей, а бояре на время отложили свои местнические счеты. Несколько недель царь провел в стане под Серпуховом, и осыпая ратных людей разными милостями. Наконец пришло известие, что хан, услыхав о царских приготовлениях, отменил свой поход; от него явились послы с мирными предложениями. Их провели к царю сквозь многолюдный лагерь, в котором раздавалась стрельба из орудий; послы татарские уехали, напуганные видом Русского могущества. Борис Годунов воротился в Москву, распустив ратников по домам и оставив необходимые для сторожевой службы отряды. Служилые люди были весьма довольны новым царем и ждали от него и впредь таких же милостей. Годунов въехал в столицу с торжеством, как после великой победы.

Только 1 сентября 1598 совершилось венчание Бориса Годунова на царство. Царь и патриарх говорили друг другу приветственное слово. Но что было вне обычая и поразило современников – это следующий обет, неожиданно и громко произнесенный Борисом в ответ на патриаршее благословение: «Отче великий, патриарх Иов! Бог свидетель, что не будет в моем царстве нищего и сирого»! Взяв себя за ворот сорочки, он прибавил: «и последнюю рубашку разделю с ними!» Иностранцы прибавляют, что Борис Годунов сверх того дал обет первые 5 лет своего собственного правления никого из преступников не казнить смертью, а только ссылать. Однако рядом с подобными обетами составлена была крестоцеловальная запись, которая слишком отзывалась недоверием царя к своим подданным, обличая его подозрительность и суеверие. Присягавшие по этой записи, кроме обещания помимо царя Бориса Годунова и его детей никого другого на Московское государство не искать, клялись также никакого лиха над государем и его семьёй не учинять ни в еде, ни в питье, ни в платье, лихого зелья или коренья не давать, ведунов и ведьм на государское лихо не добывать, по ветру никакого лиха государю не посылать, а если узнает о чьих-либо таковых замыслах, о том доносит без всякой хитрости.

Царское венчание Бориса Годунова сопровождалось роскошными пирами, угощением народа и многими милостями: пожалованиями в бояре, окольничие, выдачей служилым людям двойного годового жалованья, льготами торговым людям в платеже пошлин, а крестьянам и инородцам в податях и оброках. Из многочисленных родственников Годунова Дмитрий Иванович Годунов был пожалован на конюшие, а Степан Васильевич – в дворецкие. Борис старался примирить со своим избранием и старые боярские фамилии, которые считали за собой больше прав на сие избрание. Он породнился с Шуйскими и с Романовыми: брат Василия Ивановича Шуйского Дмитрий был женат на царской свояченице (младшей дочери Малюты Скуратова) Екатерине, а Иван Годунов женился на сестре Романовых Ирине.

Первые годы собственного правления Бориса Годунова были как бы продолжением времени Федора Ивановича. Внутри государства опытный и деятельный правитель Годунов много трудился над поддержанием гражданского порядка и правосудия и действительно показывал заботу о низших классах населения. Он сокращал число кабаков, вновь дозволил некоторые случаи перехода крестьян от одного помещика к другому, строго наказывал воров и разбойников.

Внешняя политика периода собственного правления Бориса Годунова ставила задачи сближения России с Европой и упрочения новой династии на троне путём брачных союзов с правящими родами Запада . Годунов любил своих детей и заботился об их будущности. Свою дочь Ксению он пытался выдать замуж за одного из европейских принцев, а сына, Федора, воспитывал с особым тщанием, старался дать ему лучшее образование и, чтобы возбудить к нему любовь народа, выставлял заступником и миротворцем. Борис не только сажал Федора рядом с собой на торжественных приемах, но и поручал ему иногда принимать иностранных послов. Борис давал сыну значение соправителя – обычай не новый в Московском государстве, шедший еще от Византии.

Подозрительность Годунова и его гонение на бояр

Но все старания Бориса о прочности своей династии оказались тщетными. Годунову недоставало любезных народу открытого, мужественного характера и великодушия. (Этими качествами обладал его современник Генрих IV , родоначальник Бурбонской династии во Франции.) Вместо того чтобы показывать более доверия и уметь прощать, в годы своего собственного правления Борис Годунов все более обнаруживал мелочную завистливость и подозрительность. Клятвенными записями он думал оградить себя и свое семейство от покушений. Нечто подобное повторяется и в его указе о заздравной чаше. Прежде чем выпить эту чашу, надобно было теперь произносить особую молитву о здоровье и счастье царского величества и его семейства, о нескончаемости его потомства на «Российском царствии» и т. п. Опасаясь козней от знатнейших бояр, Борис Годунов тщательно следил за ними, поощрял шпионство и доносы. Последние скоро настроили его к таким действиям, которые окончательно лишили его народного расположения.

В числе бояр, пострадавших в правление Бориса Годунова от его подозрительности, находился Богдан Бельский, когда-то его приятель, удаленный из Москвы в начале царствования Федора Иоанновича и потом возвращенный из ссылки. Озабоченный постройкой крепостей на южной украйне против крымцев, Годунов в начале своего собственного правления послал Бельского строить там город Борисов. Но царю донесли, что Бельский щедро награждает ратных людей, а бедных оделяет деньгами и платьем; за что те и другие его прославляют. Доносили также о следующей его похвальбе: «Борис царем в Москве, а я в Борисове». Годунов распалился гневом на Бельского, приказал его схватить и посадить в тюрьму в дальнем городе. Один иностранец (Бруссов) прибавляет, будто Годунов велел своему иноземному медику выщипать у Бельского его густую бороду, вероятно в отместку за то, что он не любил иноземцев и был ревнителем старых русских обычаев. Пострадали и дворяне, находившиеся вместе с Бельским при постройке города.

В правление Бориса Годунова свирепствовали опалы и на других знатных бояр, большей частью по доносам их слуг и холопей. Слуга князя Шестунова донес на своего хозяина. Хотя обвинение оказалось неважным, и Шестунова оставили в покое, но доносчик был щедро награжден: на площади перед всем народом объявили, что царь жалует ему поместье и зачисляет в сословие детей боярских. После такого поощрения доносов слуги бояр начали часто взводить на своих господ разные обвинения. Доносы умножились до такой степени, что жены начали доносить на мужей, дети на отцов. Обвиняемых пытали и томили в тюрьмах. Печаль и уныние распространились по всему государству. Тех боярских слуг, которые не подтверждали на суде взводимые на их хозяев обвинения, подвергали жгли огнем и резали им языки, пока не вымучивали из них желаемых показаний.

Начав править самостоятельно, Борис добирался до Романовых-Юрьевых (родоначальников следующей царствующей династии), которые казались ему опасными по своей близости к последним царям Владимирова дома и по народному к ним расположению. Клевретам Годунова удалось подговорить Бартенева, дворового человека одного из пяти братьев «Никитичей», Александра. Семен Годунов дал Бартеневу мешки с разными кореньями; тот подбросил их в кладовую Александра Никитича, а потом явился с доносом, говоря, что его господин припас какое-то отравное зелье. При обыске подброшенные мешки были обнаружены. Делу постарались придать огласку: мешки привезли на двор к самому патриарху. Братьев Романовых взяли под стражу; взяли и их родственников князей Черкасских, Репниных, Сицких и др. Их слуг по приказу Годунова подвергли пыткам, стараясь вымучить от них нужные показания. В июле 1601 года последовал приговор. Старшего из братьев Романовых Федора Никитича , самого даровитого и предприимчивого, постригли под именем Филарета и сослали в Антониев Сийский монастырь, в Холмогорском краю. Жену его Ксению Ивановну, урожденную Шестову, постригли, под именем Марфы, и сослали в Заонежье. Александра Никитича сослали в Усолье-Луду около Белого моря, Михаила Никитича в Пермский край, Ивана Никитича в Пелым, Василия Никитича в Яренск. Трое из братьев не выдержали суровой ссылки и скончались, не дожив до конца правления Бориса Годунова. Остались в живых Филарет и Иван. Иван был возвращен Годуновым в Москву. Но Филарет Никитич оставался в заточении; шпионы доносили обо всех его речах. Филарет вначале был осторожен, и пристав Воейков сообщал: «Только, когда жену вспомянет и детей, то говорит: Малые мои детки! кому их кормить и поить? А жена моя бедная! жива-ли? Чай она туда завезена, куда и слух никакой не зайдет. Как их вспомнишь, так точно рогатиной в сердце толкнет. Много они мне мешают; дай Бог слышать, чтобы их ранее Бог прибрал». Спустя три года (в 1605) пристав Воейков уже жалуется на сийского игумена Иону за то, что он делает разные послабления старцу Филарету. А о последнем доносит, что он «живет не по монастырскому чину, смеется неведомо чему и говорит про мирское житье, про ловчих и про собак, как он в мире жил, и к старцам жесток, бранит их и бить хочет, и говорит им: увидите, каков я впредь буду». Эта перемена в поведении Филарета произошла после того, как и на отдаленный север достигли слухи об успехах самозванца и ожидания близкого падения Годуновых.

Бедствия конца правления Бориса Годунова

К унынию, распространенному опалами и казнями (вопреки обещанию Бориса во время царского венчания), прибавились и физические бедствия. Последние годы правления Бориса Годунова оказались для России очень тяжкими. В 1601 году настал страшный голод вследствие чрезвычайно дождливого лета, которое не дало хлебу созреть, и раннего мороза, который его окончательно побил. Люди щипали траву, подобно скоту; тайком ели даже человеческое мясо и во множестве умирали. Борис Годунов хотел милостями привлечь народ и велел раздавать деньги бедным людям. Но эта мера вызвала еще большее зло: в Москву двинулись жители окрестных областей и гибли голодной смертью на улицах и по дорогам. К голоду присоединилась моровая язва. В одной Москве, говорят, погибло около полумиллиона. Только хороший урожай 1604 года прекратил бедствие. Около этого времени, чтобы дать работу черным людям, Борис Годунов велел сломать деревянный дворец Грозного и на его месте возвел новые каменные палаты в Кремле. (В 1600 была окончена им знаменитая колокольня Ивана Великого.)

В связи с голодом и мором умножились и страшные разбои. Начиналось Смутное время . Многие бояре и дворяне, не имея чем кормить слуг, распустили своих холопей; от других холопы разбегались сами. Эти голодные, бродячие толпы составляли многочисленные разбойничьи шайки, которые особенно свирепствовали на Северской Украйне. Они появились под самою Москвою, под начальством удалого атамана Хлопки Косолапа. Борис Годунов выслал против них значительное войско с воеводой Иваном Басмановым. Только после упорного боя царское войско рассеяло разбойников, потеряв при этом своего воеводу. Хлопко был взят в плен и повешен (1604).

Недовольство царской подозрительностью и бедствия последних лет правления Бориса Годунова подкопали прочность его престола и подготовили умы к