ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Что такое дмрв в машине и где. Как проверить дмрв: диагностика неисправностей в домашних условиях

Режим работы ДВС определяется многими факторами – нагрузкой на двигатель, состоянием дороги, загрузкой машины и т.д. Мотору для работы в оптимальных условиях требуется строго определенное соотношение бензина и воздуха. Количество последнего определяется ДМРВ (датчиком массового расхода воздуха), именно под него контроллер управления двигателем рассчитывает, сколько надо бензина. Неисправность датчика нарушает работу мотора, и зачастую возникает проблема, как проверить ДМРВ, чтобы установить окончательный диагноз.

Неисправность ДМРВ, симптомы

О том, что нужна проверка ДМРВ, можно определить по внешним признакам работы двигателя. Симптомы, говорящие о том, что как минимум работоспособность датчика массового расхода воздуха нуждается в проверке, следующие:

  • появляется на панели приборов транспарант Check Engine;
  • увеличивается расход бензина;
  • пропадает динамика при движении автомобиля, машина «тупит»;
  • не заводится горячий двигатель;
  • теряется мощность мотора.

Описанные признаки неисправности ДМРВ не являются исчерпывающими. Все нарушения в режимах привычной работы двигателя могут быть свидетельством того, что надо проверить ДМРВ.

Чем могут быть вызваны неисправности датчика массового расхода воздуха

Когда прошло внедрение впрыска практически во все машины, наличие в них ДМРВ можно считать обязательным. По разным оценкам, на сегодняшний день существует более пятидесяти различных типов датчика массового расхода воздуха. В каждом из них используется свой принцип измерения, тем более что существуют разнообразные варианты методов измерения массового расхода воздуха.

Надо отметить, что все они основываются на работе чувствительных элементов и датчиков, зачастую представляющих собой достаточно сложную и рассчитанную на работу в определенных условиях конструкцию. Поэтому изменение этих условий, появление дополнительных факторов, таких, как грязь на чувствительных элементах, попадаемая с потоком воздуха, вызывает если не неисправность, то как минимум, искажает показания ДМРВ.

Об этом же свидетельствует состояние внутренней поверхности воздуховода и воздушного фильтра. Зачастую туда попадает масло через вентиляцию картера двигателя , вызывающее нарушения в работе датчика. Поэтому если диагностика ДМРВ показывает его неисправность, то порой достаточно почистить и промыть датчик для восстановления его работоспособности.

Как определить неисправность ДМРВ

Проверка ДМРВ, позволяющая определить его неисправность, может быть выполнена несколькими различными способами.


Для этого на панели управления мультиметром задается измерение постоянного напряжения на пределе два вольта. В разъеме датчика надо подключиться к желтому и зеленому проводам. Это будут первый и третий контакты разъема (со стороны лобового стекла). Цвета проводов могут быть и другие, но нумерация контактов будет та же самая.

Включается зажигание, но двигатель не заводится, и проверяются показания ДМРВ. У нового датчика напряжение составляет (0,996-1.01)В. Чем больше его величина, тем хуже состояние ДМРВ. Превышение напряжением величины (1,03-1,04)В свидетельствует о том, что датчик находится в предсмертном состоянии, а напряжение больше 1,05В о том, что ДМРВ пора выбросить и поставить новый.

На видео подробно показано, как проверить датчик. Необходимо отметить, что в некоторых моделях бортовой компьютер выдает напряжение на его выходе.

Чистка датчика массового расхода воздуха

Ремонт ДМРВ не проводится, но его можно почистить. Для этого выполняется промывка датчика. Отношение к этой процедуре далеко не однозначное, по мнению некоторых такая чистка только убивает датчик, другие утверждают, что промывка позволяет восстановить его работоспособность. Во всяком случае, есть многочисленные свидетельства, что правильно выполненная чистка позволяет эксплуатировать ДМРВ дальше и избежать дорогостоящей замены.

Скорее всего, все определяется конструктивными особенностями датчика и правильным выполнением работ. Во всяком случае, когда проводится чистка, нельзя применять:

  1. эфиры;
  2. сжатый воздух;
  3. ватные палочки;
  4. ацетон.

Опять же, по разным отзывам, для этих целей используется жидкость для очистки карбюраторов или WD 40. Как проводится чистка, показано на видео

ДМРВ является неотъемлемой частью современного автомобиля, и от него во многом зависят эксплуатационные параметры вашей машины. Проверить его работоспособность можно несколькими способами, в том числе с помощью внешнего мультиметра. Это позволяет достаточно точно оценить его текущее состояние и принять необходимые меры.

Двигатель автомобиля потребляет, не чистый бензин или солярку, а топливную смесь, в состав которой входит некоторое количество воздуха. Последнюю характеристику определяет, как раз датчик ДМРВ, по сигналам которого ЭБУ смешивает топливо с воздухом в оптимальной пропорции.

Назначение датчика ДМРВ

В системах электронного зажигания соотношение топлива и воздуха в топливной смеси, впрыскиваемой внутрь цилиндров ДВС, задает бортовой компьютер. Поэтому датчик массового расхода воздуха необходим для корректировки этих параметров в каждый отдельный момент времени работы двигателя.

В противном случае в камеры сгорания будет поступать или обедненная, или обогащенная смесь, что приведет к увеличенному расходу горючего, перегреву мотора , интенсивному износу деталей трения. Снизится мощность, нарушатся характеристики ДВС, глохнет двигатель.

Место установки

Для экономии топлива современные авто оснащены инжекторными двигателями с электронным зажиганием. В упрощенном виде инжектор представляет собой точечный впрыск смеси через форсунку в цилиндр либо тракт впускной. Блок управления ЭБУ обычно называют «мозгами» машины, именно этот орган корректирует четыре основных параметра электронной системы управления ЭСУД:

  • частота впрыска;
  • момент впрыска;
  • доза топливной смеси;
  • соотношение топлива и воздуха в ней.

Для получения этих данных использован принцип выносных датчиков. Например, момент впрыска определяется по показаниям датчика коленвала ДПКВ , а за пропорции смеси отвечает именно ДМРВ. Весь поступающий в двигатель машины воздух проходит через дроссельную заслонку, которая находится между коллектором впускным и фильтром воздушным .

Поэтому логичнее всего искать ДМРВ непосредственно перед дроссельной заслонкой, где он и стоит.
Внимание: На контроллер передается информация с семи датчиков: распредвала ДРВ, детонации ДД, лямбда-зонда , дроссельной заслонки ДПДЗ , системы охлаждения ДТОЖ , волюметра ДМРВ и коленвала ДПКВ. На основе этих сигналов происходит отключение модуля зажигания, включение бензонасоса и форсунок, вентилятора и регулятора ХХ .

Конструкция ДМРВ

Автолюбители именуют датчик ДМРВ расходомером, в специальной литературе он обозначен, как волюметр. Внутри этого электронного прибора фактически измеряется, не объем воздуха, сквозь него проходящего, а его масса в единицу времени, причем, сжатого.

Поскольку закон Ома знаком каждому выпускнику школы, устройство ДМРВ понятно для 100% автолюбителей:

  • прибор является аналогом анемометра, измеряющего скорость потока;
  • внутри трубчатого корпуса с воздушным дефлектором и сетчатым металлическим экраном на входе перпендикулярно потоку вставлен сам датчик с разъемом, выходящим наружу;
  • внутрь датчика на нить или пленку подаем ток 500 – 1200 мкА, снимаем величину напряжения 0 – 1 В при обратном потоке или 1 – 5 В в обычном режиме;
  • при прохождении тока элемент разогревается, увеличивается его сопротивление (500 – 700 Ом), соответственно изменяется напряжение;
  • воздушный поток охлаждает провод, сопротивление уменьшается, напряжение увеличивается.

Производится подключение ДМРВ по нижеприведенной схеме:

  • зеленый – на массу;
  • бело-серый – напряжение на выходе;
  • желтый – сигнал входной;
  • темный – сигнал выходной.

В пленочный ДМРВ встроен платиновый резистор на керамической пластине. В нитяном датчике сопротивление изготовлено из сплава иридия и платины. Первые модели ВАЗ комплектовались датчики, контролировавшие расход по частоте выходного сигнала. В настоящее время на отечественных машинах и иномарках стоят ДМРВ, определяющие расход по напряжению.

Для повышения функционала в работающем датчике используется два термозависимых элемента. Поскольку разница температуры воздуха может вносить в показания прибора ошибку, второй нитяной элемент ее компенсирует, измеряя температуру среды. Общим для всех приборов является наличие регулировочного винта, которым своими руками корректируется СО. Отличаются конструкции разных производителей следующими деталями:

  • толщина нити – 0,07 – 1 мм;
  • способ крепления термозависимого элемента – лазерная сварка, зацепление петлей на упругом подвесе;
  • геометрия нити – V-образная либо П-образная;
  • конструкция стойки – квадратная исключает ошибку при повороте элемента вокруг оси.

Кроме этих отличий следует учесть факторы:

  • нитяные приборы начала выпускать компания Бош и Дженерал Моторс, затем появились взаимозаменяемые аналоги завода АПЗ и АОКБ Импульс;
  • внедрила пленочный ДМРВ Сименс, его скопировал Калужский НПП АВТЭЛ;
  • нить разогревается до 140 – 170 градусов, пленка до 100 градусов;
  • точность измерения пленочных модификаций ниже – 4%, нитяных выше – 1%;
  • между собой приборы взаимозаменяемые, но только вместе с пучком проводов, так как распиновка провода не совпадает.

В настоящее время нитяные датчики сняты с производства в Европе по ряду причин:

  • низкий уровень технологичности производства нити;
  • наличие корректирующих лямбда-зондов;
  • автоматическая тарировка пленок на продувочых установках.

Другими словами, производители пожертвовали быстродействием и высокой точностью ради значительного снижения себестоимости пленочных ДМРВ.

Внимание: Для пленочных датчиков принята схема подключения к контроллеру МИКАС-7.1 исполнения 241.3763-31. Эксплуатируются нитевые датчики ДМРВ МИКАС-5.4 и МИКАС-7.1 (исполнение 241.3763-01).

Существует датчик ДМРВ М отечественного производства с защитой от «переплюсовки», КЗ и кондуктивных помех.

В нитяные датчики по умолчанию заложен принцип самоочищения термозависимого элемента. После остановки двигателя ЭБУ самостоятельно подает на нить ток для разогрева до 1000 градусов в течение 1 секунды. Налипшая грязь при этом полностью выгорает.

Основные неисправности

В плёночном датчике практически нечему ломаться, поэтому они считаются «вечными». Спираль нитяных ДМРВ менее надежная, однако ремонту эти электронные устройства не подлежат в принципе, за исключением прочистки, замены. Помогут, как определить неисправность именно этого датчика, следующие симптомы:

  • самопроизвольное снижение мощности мотора;
  • снижение динамики разгона;
  • двигатель не заводится «на горячую»;
  • необоснованное стилем вождения увеличение расхода горючего;
  • загоревшиеся ошибки Check;
  • изменение оборотов ХХ в любую сторону, появление рывков;
  • машина глохнет при переключении скорости.

При диагностике низкого уровня сигнала возможны варианты:

  • отпал штекер;
  • оборвана питающая сеть;
  • окисление или обрыв массы;
  • обрыв провода сигнального.

Поскольку электроприбор не ремонтопригоден, но имеет простую конструкцию, диагностика может быть выполнена собственными силами по принципу увеличения ее сложности.

Диагностика ДМРВ

В принципе, датчик массового расхода воздуха не настолько критичен для запуска мотора, как, например, ДПКВ. Его можно отключить, выдернув разъем, ЭБУ перейдет в аварийный режим, будет определять порции воздуха в топливной смеси по другому датчику – положения дроссельной заслонки ДПДЗ.

Поэтому поломку определяют в несколько этапов по степени сложности:

  • осмотр визуальный и отключение датчика;
  • определение соответствия конкретной модификации ДМРВ прошивке ЭБУ;
  • диагностика тестером в режиме вольтметра.

Это позволит снизить трудоемкость процесса. Например, перед тем, как проверить ДМРВ тестером, следует убедиться, что датчик совместим с конкретным контроллером МИКАС, не производилась прошивка оригинальных мозгов.

Осмотр визуальный

Осуществляется проверка ДМРВ после обеспечения доступа к этому датчику. Для этого потребуется частично демонтировать элементы воздухозаборника (обычно гофра). Зная, как работает волюметр, визуально можно обнаружить механические повреждения или следы жидкостей/грязи в патрубке.

Масло попадает внутрь гофры из-за забитого маслоотбойника вентсистемы картера либо при повышении внутри него уровня смазки. При нарушении графика ТО машины на стенки патрубка попадает пыль и грязь, так как забивается фильтр воздушный.

После демонтажа датчика из корпуса фильтра воздушного входная сетка должна быть чистой. Если не ней имеется налет пыли, скорее всего, резиновое уплотнение было установлено не герметично, внутрь попадал не фильтрованный воздух. В любом из этих случаев работа ДМРВ по умолчанию нарушается.

Диагностика в движении

Следующая методика, как проверить датчик воздуха, позволяет выявить его работоспособность. Для этого не понадобится тестер и прочие инструменты:

  • диагностика ДМРВ производится после отключения разъема ЭБУ;
  • двигатель заводится, на панели загорается Check, указывая на неисправности датчика;
  • однако контроллер переходит в аварийный режим, обеспечивая работу ДВС;
  • если динамические характеристики мотора улучшились при поездке с отключенным датчиком воздуха, значит ДМРВ неисправен.

Внимание: Подобное отключение не является решением проблемы, эксплуатировать машину без датчика ДМРВ не рекомендуется.

Соответствие ДМРВ прошивке ЭБУ

По мере необходимости владельцы перепрошивают мозги ЭБУ для улучшения характеристик, получая при этом побочные проблемы. Например, если для контроллера МИКАС произведена прошивка ДМРВ может работать не корректно.

В этом случае говорить о неисправности датчика в принципе не верно, но его сигналы не предназначены для новой версии МИКАС контроллера, которую на него установили. Выявить в ДМРВ признаки неисправности в этом случае можно единственным способом:

  • изменить угол положения заслонки дроссельной (обычно 1 мм прокладкой возле упора заслонки);
  • отключить датчик ДМРВ при работающем двигателе (выдергивается фишка из разъема).

Если мотор не остановится, то причина в несовместимости МИКАС и ДМРВ. Придется искать снять ДМРВ поискать его аналоги для измененной версии контроллера.

Проверка мультиметром

Если на предыдущих этапах диагностировать неисправности датчика не удалось, и он совместим с версией используемого контроллера ЭБУ, производится проверка тестером по технологии:

  • мультиметр переключается в режим 2 В (вольтметр);
  • перед глазами размещается схема распиновки пучка;
  • включается зажигание, черный щуп тестера на массу, красный на желтый провод.

После чего при заглушенном двигатели мультиметром считываются показания с учетом факторов:

  • новый прибор покажет 0,99 – 1,01 В;
  • в пределах 1,02 В считается хорошим состоянием датчика;
  • 1,03 – 1,04 В свидетельствует об окончании эксплуатационного ресурса прибора;
  • больше 1,5 В говорит о необходимости замены.

Нижеприведенная таблица содержит параметры распиновки пучка:

Указанные симптомы можно диагностировать бортовым компьютером в группе параметров Uдмрв.

Очистка расходомера воздуха

Поскольку ремонт ДМРВ производителями не предусмотрен, этот электроприбор считается «расходным». Единого мнения по возможности очистки для восстановления работоспособности не существует, даже среди профессионалов СТО. Если владелец машины все же решил почистить ДМРВ самостоятельно, необходимо учесть нюансы технологии:

  • очиститель не должен содержать ацетон, эфир;
  • запрещены ватные палочки и сжатый воздух;
  • чаще всего применяется WD-40 либо Air Senso Clean производителя CRC;
  • после извлечения прибора спрей наносится на него равномерно мощной струей, грязь растворяется и стекает под собственным весом.

Установка ДМРВ на место возможна после высушивания поверхностей без использования фена.

Замена ДМРВ

Если после очистки не удалость восстановить работоспособность волюметра, двигатель работает неустойчиво, и потерял динамику разгона, следует заменить датчик. В руководстве каждого транспортного средства подробно описана замена ДМРВ штатного, выработавшего ресурс, идентичным датчиком.

Гораздо сложнее владельцам, на машинах которых стояли нитяные датчики, снятые с производства. Либо пользователь решил сэкономить, выбрав более дешевый пленочный ДМРВ. Устанавливая заменители, следует учесть нюансы:

  • вместе с ДМРВ нужно использовать новый пучок проводки;
  • в штатной версии прошивки снимаются чик-буксы с пунктов «Потенциометр СО» и «ДМРВ с прожигом»;
  • перекоммутация заключается в соединении 1 и 4 контактов на разъеме датчика.

В некоторых моделях машин придется выпаять из контроллера несколько деталей, и добавить новые полупроводниковые элементы, как на нижнем фото.

Таким образом, диагностика датчика ДМРВ возможна своими силами без посещения СТО. Зато при переходе на волюметр другой конструкции следует обратиться к специалистам, так как потребуется перепайка контроллера или перепрошивка ЭБУ.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Все современные двигатели оснащаются ДМРВ (расшифровка – датчик массового расхода воздуха). Этот датчик необходим для нормальной работы автомобиля. Признаки неисправности ДМРВ проявляются в , так как неправильно формируется топливная смесь. Ездить на машине с нерабочим датчиком нельзя, это может привести к другим, более серьезным поломкам.

Устройство датчика массогвого расхода воздуха


Датчик ДМРВ отвечает за то, чтобы правильно формировалась топливная смесь на основе количества потребленного воздуха.

Датчик ДМРВ отвечает за то, чтобы правильно формировалась топливная смесь на основе количества потребленного воздуха. Он определяет, какое количество бензина должно поступить в цилиндры блока через форсунки, подавая соответствующие сигналы на . Для того чтобы определить количество воздуха, которое проходит к дроссельной заслонки, в датчике встроены высокочувствительные нити. Датчик массового расхода воздуха находится сразу за воздушным фильтром, и определяет количество уже очищенного воздуха. ДМРВ устанавливается на все современные бензиновые и дизельные двигатели.
В более старых двигателях без ДМРВ топливная смесь формируется только на основании . То есть чем сильнее водитель нажимает на педаль акселератора, тем богаче смесь. При этом не учитывается качество и плотность воздуха, и двигатель не всегда работает оптимально при изменении температуры или других факторов внешней среды.

Причины неисправности ДМРВ

Расположение датчика ДМРВ


Чаще всего датчик массового расхода воздуха работает некорректно из-за засорения.

  1. Засорение. Чаще всего ДМРВ работает некорректно из-за засорения. Сюда вместе с воздухом могут попасть картерные газы из дроссельной заслонки, или газ-пропан при его подключении к блоку дроссельной заслонки (Евро-2). В результате на нитях, которые считывают количество воздуха образуется слой отложений.
  2. Поломка нитей. Нити датчика могут выйти из строя из-за износа или неправильной эксплуатации. Как и любое другое устройство, ДМРВ имеет ограниченный срок службы, и, как правило, его хватает на 100-150 тыс. пробега. Кроме того, датчик может сломаться из-за детонации газа в дроссельном узле.

Основные признаки неисправности ДМРВ

  1. Двигатель работает с перебоями на холостом ходу. При неисправном датчике холостой ход у автомобиля будет нестабильным. Особенно при запуске двигателя до прогрева будут сильные колебания оборотов. Иногда двигатель просто глохнет, если добавлять обороты педалью акселератора.
  2. Обороты зависают. Также обороты могут зависать на отметке 2-3 тысячи при полном сбросе газа и держаться так несколько секунд.
  3. Пропала тяга двигателя. Если неисправный датчик будет обеднять смесь, то снизится мощность мотора. Автомобиль будет плохо разгоняться и ехать под гору.
  4. Увеличенный расход топлива. Низкий уровень сигнала датчика массового расхода воздуха может приводить к тому, что смесь будет слишком богатой, в результате расход увеличится на 20-30%.

Диагностика ДМРВ


При отключении ДМРВ можно обмануть ЭБУ - он включается на аварийный режим работы - по упрощенному алгоритму.

Перед тем как начать ремонтные работы, нужно выяснить, действительно ли проблема в датчике массового расхода. Проверить ДМРВ самостоятельно можно даже без приборов. Для этого нужно просто отключить этот датчик при заглушенном двигателе. Затем проверяется работа автомобиля без датчика. Если пропали проблемы, то в этом случае датчик не исправен. При отключении ДМРВ можно обмануть блок управления, и он переключается на аварийный режим работы, функционирует по упрощенному алгоритму. Но использовать постоянно автомобиль с отключенным ДМРВ не рекомендуется. В этом случае увеличивается расход топлива, и двигатель работает не совсем корректно.
Также можно проверить ДМРВ мультиметром. Для того чтобы прозвонить дмрв нужно подключить щупы к датчику при запущенном двигателе. Прибор должен показать 1-1,02 вольта. Если напряжение на датчике больше чем 1,05 вольта, то датчик не исправен и работает неправильно. Желательно его почистить, или заменить. Распиновка ДМРВ описана в инструкции к автомобилю, так как в разных машинах разные разъемы для подключения. Также можно проверить работоспособность ДМРВ считывая ошибки с бортового компьютера. Неисправный датчик обязательно передает на блок управления сообщение об ошибке.
Перед тем как проверить датчик массового расхода воздуха желательно исключить другие потенциальные проблемы. Похожие проблемы с обеднением или пере обогащением смеси могут быть вызваны датчиком положения дроссельной заслонки, регулятором холостого хода и лямбда-зондом.

Замена ДМРВ

В случае если ДМРВ неисправен и его не удалось почистить, необходимо выполнить замену на новый. В зависимости от модели автомобиля цена датчика массового расхода воздуха составляет 3-5 тыс. рублей.

  1. Отключить аккумулятор. Для того чтобы не повредить цепь электропитания желательно проделывать все процедуры при отключенном аккумуляторе.
  2. Демонтировать старый датчик. Вначале отключается штекер с проводкой, затем откручивается крепление и снимается датчик с воздуховода.
  3. Установить новый датчик. Новый датчик нужно ставить аккуратно, не касаясь нитей внутри датчика. Затем подключается штекер с проводами. Датчики имеют стандартный разъем для каждой марки автомобиля.
  4. Подключить аккумулятор.

Как почистить ДМРВ


Выполнить ремонт ДМРВ своими руками не получится, так как нити внутри датчика не заменяются.

Выполнить ремонт ДМРВ своими руками не получится, так как нити внутри датчика не заменяются. Поэтому его можно только заменить на новый или попытаться почистить. Датчик дмрв стоит достаточно дорого, поэтому желательно попробовать промыть нити. В половине случаев это помогает и после применения средства для чистки ДМРВ мотор начинает работать нормально.
Ни в коем случае нельзя использовать агрессивные растворы для очистки датчика. Если нанести ацетон или карбоклинер, нити скорее всего повредятся и датчик не получится восстановить. Желательно использовать очиститель ДМРВ Liqui Moly. Также достаточно качественным продуктом является очиститель ДМРВ Luftmassensensor Reiniger. Из народных средств часто применяют муравьиный спирт.
Для очистки датчик нужно аккуратно снять, не касаясь нитей. Затем внутри на нити наносится очиститель. Жидкость наносится несколько раз с интервалом полчаса, для того чтобы могли раствориться все отложения. После промывки датчик сохнет и устанавливается в автомобиль. Нельзя применять для сушки фен или другие устройства.
Дмрв является одним из самых важных датчиков в автомобиле, так как отвечает за формирование топливной смеси и нормальную работу двигателя. При его поломке ухудшается работа мотора и сильно возрастает расход. Поэтому желательно не затягивать с ремонтом и заменять или чистить датчик как можно быстрее.

Предназначен для подачи информации о количества воздуха, поступающего в цилиндры двигателя внутреннего сгорания на ЭБУ. Эти устройства условно делят на несколько типов - механические, пленочные (термоанемометрические и диафрагменные), датчики давления. Первый тип считается устаревшим и используется редко, остальные же более распространены. Существует ряд типовых признаков и причин, по которым расходомер полностью или частично выходит из строя. Далее мы с вами рассмотрим их, а также поговорим о том, как выполнить проверку, ремонт или замену расходомера.

Что такое расходомер

Как указывалось выше, расходомеры предназначены для указания объема и регулировки потребляемого двигателем воздуха. Перед тем как перейти к описанию принципа их работы, необходимо коснуться вопроса типов. Ведь именно от этого и будет зависеть его работа.

Типы расходомеров

Внешний вид расходомера

Самые первые модели были механическими и устанавливались на следующие системы впрыска топлива:

  • распределенный впрыск Jetronic;
  • объединенная система электронного впрыска и электронного зажигания Motronic;
  • K-Jetronic;
  • KE-Jetronic;
  • L-Jetronic.

В корпусе механического расходомера расположены демпфирующая камера, измерительная заслонка, возвратная пружина, демпфирующая заслонка, потенциометр, а также байпас (обводной канал) с настраиваемым регулятором.

Кроме механических расходомеров также существуют следующие типы более продвинутых приборов:

  • расходомер с нагреваемой нитью;
  • расходомер с пленочным термоанемометром;
  • расходомер с толстостенной диафрагмой;
  • датчик давления воздуха в коллекторе.

Принцип работы расходомера

Схема механического расходомера. 1 – подача напряжения от электронного блока управления; 2 – датчик температуры поступающего воздуха; 3 – подвод воздуха от воздушного фильтра; 4 – спиральная пружина; 5 – демпфирующая камера; 6 – заслонка демпфирующей камеры; 7 – подача воздуха к дроссельной заслонке; 8 – заслонка напора воздуха; 9 – обводной канал; 10 – потенциометр

Начнем с механического расходомера . Его принцип действия основан на том, насколько переместится измерительная заслонка в зависимости от пропускаемого ею объема воздуха. На одной оси с измерительной заслонкой имеются также демпфирующая заслонка и потенциометр (регулируемый делитель напряжения). Последний выполнен в виде электронной схемы с напаянными резисторными дорожками. В процессе поворота заслонки ползунок перемещается по ним, и таким образом меняется сопротивление. Соответственно, напряжение, которое передает потенциометр измеряется в соответствии с положительной обратной связью, и передается на электронный блок управления. Чтобы корректировать работу потенциометра в его схему также включают датчик температуры всасываемого воздуха.

Однако механические расходомеры в настоящее время считаются устаревшими, поскольку им на смену пришли их электронные аналоги. Они не имеют подвижных механических частей, поэтому более надежны, дают более точный результат, а также их работа не зависит от температуры всасываемого воздуха.

Другое название таких расходомеров - датчик массового расхода воздуха . В свою очередь они делятся на два типа в зависимости от используемого чувствительного элемента:

  • проволочный (Hot Wire MAF Sensor);
  • пленочный (Hot Film Air Flow Sensor, HFM).

Расходомер воздуха с проволочным нагревательным элементом (нитью). 1 – температурный датчик; 2 – кольцо датчика с проволочным нагревательным элементом; 3 – прецизионный реостат; Qм – массовый расход воздуха в единицу времени

В основе работы устройств первого типа лежит использование нагреваемой нити из платины . Электрическая схема постоянно поддерживает нить в нагретом состоянии (платина выбрана из-за того, что металл обладает низким удельным сопротивлением, не окисляется и не поддается воздействию агрессивных химических факторов). Конструкцией предусмотрено, что проходящий воздух охлаждает ее поверхность. Электрическая схема имеет отрицательную обратную связь, в соответствии с которой по мере охлаждения нити на нее подается больший электрический ток с тем, чтобы поддерживать температуру на постоянном уровне.

Также в схеме имеется преобразователь, задача которого заключается в переводе значения меняющегося тока в разность потенциалов, то есть, напряжение. Между полученным значением напряжения и пропущенным объемом воздуха имеется нелинейная экспоненциальная зависимость. Точная формула запрограммирована в ЭБУ, и в соответствии с ней он принимает решение о том, какое количество воздуха нужно в тот или иной момент времени.

Конструкция проволочного расходомера подразумевает режим так называемой самоочистки. При этом платиновая нить разогревается до температуры +1000°С. В результате разогрева с ее поверхности испаряются различные химические элементы, в том числе пыль. Однако вследствии такого нагрева толщина нити постепенно уменьшается. Это приводит, во-первых, к погрешностям в показаниях датчика, а во-вторых, к постепенному износу самой нити.

Схема массового расходомера воздуха с пленочным термоанемометром. 1 - выводы электрического разъема, 2 - измери­тельный патрубок или корпус воздушного фильт­ра, 3 - вычислительный контур (гибридная схе­ма), 4 - вход воздуха, 5 - чувствительный эле­мент датчика, 6 - выход воздуха, 7 - обводной канал, 8 - корпус датчика.

Теперь рассмотрим работу пленочного датчика массового расхода воздуха . Они бывают двух типов - с пленочным термоанемометром и на основе толстостенной диафрагмы. Начнем описание с первого.

Он является результатом эволюции проволочного расходомера, однако вместо проволоки в данном случае в качестве чувствительного элемента используется кристалл кремния, на поверхность которого напаяны несколько слоев платины, использующиеся в качестве резисторов. В частности:

  • нагревательного резистора;
  • двух термических резисторов;
  • резистора датчика температуры всасываемого воздуха.

По аналогии с проволочным расходомером чувствительный элемент расположен в канале, через который проходит воздух. Он находится в постоянно подогретом состоянии благодаря использованию нагревательного резистора. При попадании в канал воздух меняет свою температуру, что фиксируется с помощью установленных в двух концах канала терморезисторов. Разница в их показаниях на двух концах диафрагмы является разностью потенциалов, то есть, постоянным напряжением (в пределах от 0 до 5 В). Чаще всего этот аналоговый сигнал оцифровывается в виде электрических импульсов, которые передаются непосредственно на ЭБУ автомобиля.

Принцип измерения массового расхода воздуха пленочным термоанемометром. 1 – температурная характеристика при отсутствии потока воздуха 2 – температурная характеристика при наличии потока воздуха; 3 – чувствительный элемент датчика; 4 – зона нагрева; 5 – диафрагма датчика; 6 – датчик с измерительным патрубком; 7 – поток воздуха; М1, М2 – точки измерения, Т1, Т2 – значения температуры в точках измерения M1 и М2; ΔT – перепад температур

Что касается второго типа пленочного расходомера, то они основываются на использовании толстостенной диафрагмы, расположенной на керамической основе. Его активный датчик регистрирует изменения разрежения воздуха во впускном коллекторе, основываясь на деформации пленочной диафрагмы. При значительной деформации получается соответствующий купол диаметром 3...5 мм и высотой около 100 мкм. Внутри расположены пьезоэлектрические элементы, которые преобразуют механическое воздействие в электрические сигналы, которые в дальнейшем передаются на ЭБУ.

В современных машинах, которые используют электронное зажигание, используются датчики давления воздуха , которые считаются более технологичными, чем классические расходомеры, работающие по описанным выше схемам. Датчик расположен в коллекторе и определяет давление и нагрузку двигателя, а также количество рециркулируемых газов. В частности, он соединен с впускным коллектором при помощи вакуумного шланга. В коллекторе в процессе работы возникает разрежение, которое действует на мембрану датчика. Непосредственно на мембране находятся тензорезисторы, чье электрическое сопротивление меняется в зависимости от положения мембраны.

Алгоритм работы датчика состоит в сравнении атмосферного давления и давления на мембране. Чем оно больше, тем больше изменение сопротивления, а значит, и напряжения, подаваемого на ЭБУ. Питание датчика составляет 5 В постоянного тока, а управляющий сигнал - импульс с постоянным напряжением от 1 до 4,5 В (в первом случае это холостой ход двигателя, во втором - работа движка при максимальной нагрузке). Непосредственно ЭБУ вычисляет массовое количество воздуха, исходя еще и из плотности воздуха, его температуры, а также количества оборотов коленчатого вала.

Вследствие того что датчик массового расхода воздуха является достаточно уязвимым устройством и часто выходит из строя, приблизительно с начала 2000-х годов автопроизводители стали отказываться от его использования в пользу применения двигателей с датчиком давления воздуха.

Пленочный расходомер воздуха. 1 – измерительная цепь; 2 – диафрагма; 3 – камера эталонного давления; 4 – измерительный элементы; 5 – керамическая подложка

С помощью полученных данных электронный блок управления регулирует следующие параметры. Для бензиновых двигателей:

  • момент впрыска топлива;
  • его количество;
  • момент инициации зажигания;
  • алгоритм работы системы улавливания паров бензина.

Для дизелей:

  • момент впрыска топлива;
  • алгоритм работы системы рециркуляции отработанных газов.

Как видите, устройство датчика несложное, однако он выполняет ряд ключевых функций, без которых работа двигателей внутреннего сгорания была бы невозможна. Теперь перейдем к рассмотрению признаков и причин неисправностей этого узла.

Признаки и причины неисправностей

При частичном выходе расходомера из строя водитель заметить одну или несколько из перечисленных ниже ситуаций. В частности:

  • не заводится двигатель;
  • нестабильная работа (плавающие обороты) мотора в режиме холостого хода, вплоть до его отключения;
  • снижаются динамические характеристики машины (при разгоне двигатель «проваливается» при нажатии на педаль акселератора);
  • значительный перерасход топлива;
  • на приборной доске светится контрольная .

Перечисленные признаки могут быть следствием и других неисправностей отдельных элементов двигателя, однако среди прочего необходимо проверить и работу расходомера воздуха. Теперь рассмотрим причины, по которым возникают описанные неисправности:

  • Естественное старение и выход датчика из строя . Особенно это актуально для относительно старых машин, у которых установлен оригинальный расходомер.
  • Перегрузка двигателя . Вследствии перегрева датчика и его отдельных элементов он может выдавать неверные данные для ЭБУ. Это возникает по причине того, что при значительном нагреве металла изменяется его электрическое сопротивление, а соответственно, и расчетные данные количества проходимого через устройство воздуха.
  • Механическое повреждение расходомера . Оно может быть результатом различных действий. Например, повреждением при замене воздушного фильтра или других близко расположенных к нему узлов, нарушение контактов при установке и так далее.
  • Попадание влаги внутрь корпуса . Причина достаточно редкая, но она может иметь место в случае, если в моторный отсек по каким-либо причинам попало большое количество воды. Из-за этого может произойти короткое замыкание в цепи датчика.

Как правило, расходомер не подлежит ремонту (за исключением механических образцов), и при его выходе из строя необходимо выполнить замену. Благо, стоит устройство недорого, а процесс демонтажа и установки не занимают много сил и времени. Однако перед тем как выполнить замену, необходимо провести диагностику датчика и попытаться почистить чувствительный элемент средством для очистки карбюраторов.

Как проверить расходомер воздуха

Процесс проверки расходомера воздуха несложен, и его можно выполнить несколькими методами. Рассмотрим их детальнее.

Отключение датчика

Самый простой метод - это отключение расходомера. Для этого необходимо при отключенном двигателе отсоединить питающий провод, подходящий к датчику (как правило, красно-черный). После этого запустить двигатель и проехаться на машине. Если на приборной панели засветилась контрольная лампа Check Engine, холостые обороты превысили 1500 об/мин, а динамика машины улучшилась, значит, с большой долей вероятности можно утверждать, что ваш неисправен. Однако рекомендуем вам выполнить дополнительную диагностику.

Проверка с помощью сканера

Еще один метод диагностики - с помощью специального сканера выявления ошибок в системах автомобиля. В настоящее время существует большое разнообразие таких устройств. Более профессиональные модели используются на СТО или в сервисных центрах. Однако для рядового автовладельца есть более простое решение.

Оно заключается в установке специального программного обеспечения на смартфон или планшет с операционной системой Android. С помощью кабеля и адаптера гаджет подключается к ЭБУ автомобиля, а упомянутая программа позволяет получить информацию о коде ошибок. Чтобы их расшифровать необходимо воспользоваться справочной литературой.

Популярные адаптеры:

  • K-Line 409.1;
  • ELM327;
  • OP-COM.

Что касается программного обеспечения, то чаще всего автовладельцы пользуются следующим ПО:

  • Torque Pro;
  • OBD Авто Доктор;
  • ScanMaster Lite;
  • BMWhat.

Коды наиболее распространенных ошибок:

  • P0100 - цепь датчика массового или объемного расхода воздуха;
  • P0102 - низкий уровень сигнала на входе цепи датчика массового или объемного расхода воздуха;
  • P0103 - высокий уровень сигнала на входе цепи датчика массового или объемного расхода воздуха.

С помощью перечисленных аппаратных и программных средств вы сможете не только выполнить поиск ошибки расходомера воздуха, но и провести дополнительные настройки для установленного датчика или других узлов автомобиля.

Проверка расходомера с помощью мультиметра

Проверка ДМРВ мультиметром

Также среди автолюбителей популярен способ проверки расходомера с помощью мультиметра. Поскольку в нашей стране наиболее популярным является ДМРВ BOSCH, то алгоритм проверки будет описан именно для него:

  1. Включить мультиметр в режим измерения постоянного напряжения (в английской аббревиатуре - DC). Установить такой верхний предел, чтобы прибор мог определять напряжение до 2 В.
  2. Запустить двигатель автомобиля и открыть капот.
  3. Отыскать непосредственно расходомер воздуха. Обычно он находится на корпусе воздушного фильтра или за ним.
  4. Красный щуп мультиметра необходимо подсоединить к желтому проводу на датчике, а черный - к зеленому.
  5. Если датчик исправен, то значение напряжения на экране мультиметра не должно превышать 1,05 В. Если же напряжение значительно выше - значит, датчик полностью или частично вышел из строя.

Приводим для вас таблицу, где указано значение полученного напряжения и состояние датчика.

Визуальный осмотр и чистка расходомера воздуха

Если у вас нет под рукой сканера или соответствующего ПО для диагностики состояния датчика массового расхода воздуха, следует выполнить его визуальный осмотр с целью выявления неисправности расходомера воздуха. Дело в том, что нередки ситуации, когда в его корпус попадает грязь, масло или другие технологические жидкости. Результатом этого становятся погрешности в выдаваемых устройством данных.

Для визуального осмотра первым делом необходимо демонтировать расходомер. В каждой модели машины могут быть свои нюансы, однако в целом же алгоритм будет приблизительно следующим:

  1. Выключить зажигание автомобиля.
  2. С помощью гаечного ключа (как правило, на 10) отсоединить воздушный шланг, по которому к нему подходит воздух.
  3. Отключить от датчика перечисленные в предыдущем пункте провода..
  4. Аккуратно демонтировать датчик, не потеряв при этом уплотнительное кольцо.

Далее необходимо провести визуальный осмотр. В частности, нужно удостовериться, что все видимые контакты находятся в нормальном состоянии, не оборваны и не окислены. Также проверьте наличие пыли, мусора и технологических жидкостей как внутри корпуса, так и непосредственно на чувствительном элементе. Их наличие может вызвать погрешности в транслируемых показаниях.

Соответственно, при выявлении указанных загрязнений нужно выполнить чистку корпуса и чувствительного элемента. Для этого лучше всего использовать воздушный компрессор и ветошь (за исключением плёночного расходомера, его чистить или продувать сжатым воздухом нельзя ).

Процедуру очистки выполняйте аккуратно, чтобы не повредить его внутренние элементы, особенно нити.

Итоги

Напоследок дадим еще несколько советов по поводу того, как продлить срок эксплуатации расходомера воздуха. Во-первых, регулярно меняйте воздушный фильтр. В противном случае датчик будет перегреваться и выдавать некорректные данные. Во-вторых, не допускайте общего перегрева мотора и следите за тем, чтобы система его охлаждения работала в штатном режиме. В-третьих, в случае очистки расходомера воздуха выполняйте эту процедуру аккуратно. К сожалению, большинство современных ДМРВ не подлежат ремонту, поэтому при их полном или частичном выходе из строя нужно производить соответствующую замену.

Устойчивость работы и экономичность двигателя во многом зависти от исправности и состояния датчиков ЭБУ. Одним из таких устройств является датчик массового расхода воздуха. Точность его показаний определяет качество приготовленной горючей смеси, а возникшая неисправность сразу скажется на работе силового агрегата. Для проверки работоспособности прибора существует несколько простых способов, позволяющих оценить его состояние, а в случае неисправности принять решение о ремонте или замене устройства.

Назначение и принцип работы ДМРВ

Схема ДМРВ

ДМРВ располагают после воздушного фильтра с целью определения объема воздуха, проходящего через фильтр в цилиндры двигателя. Первые модели устройства рассчитывали расход по величине отклонения лепестка относительно напора воздуха. Современные версии прибора работают на основе датчика, имеющего платиновый или кремниевый термоэлемент с платиновым напылением.

Принцип работы платинового элемента заключается в скорости его охлаждения потоком воздуха. Для регулировки разности температур между ним и воздухом подается электрический ток, величина которого регулируется. Более интенсивный обдув вызывает подачу более высокого напряжения. Для снижения степени загрязнения к элементу подведена система самоочищения.

Платина имеет высокую теплопроводность, благодаря которой объем воздуха, проходящий через воздуховод, рассчитывают по скорости остывания разогретого термодатчика. Воздух, даже пройдя фильтр, полностью не очищается от частиц сажи, пыли и смол, присутствующих в атмосфере. Чтобы уменьшить отложения, платиновый элемент при включении зажигания выжигает органический налет, разогреваясь до белого каления электрическим током.

Признаки неисправности ДМРВ

Засор сетки перед ДМРВ

Неисправность ДМРВ проявляется в следующих симптомах:

  1. Сигнализация об ошибке «Check Engine».
  2. Ухудшение динамики разгона авто.
  3. Повышенный расход горючего.
  4. Падение мощности двигателя.
  5. Плохой запуск двигателя на горячую.

Искажение показаний датчика расхода воздуха заставляет двигатель работать на обедненной смеси с потерей мощности. Длительная эксплуатация силового агрегата в таком режиме ведет к расплавлению катализатора в выпускном коллекторе и прогоранию выпускных клапанов. Поводом для проверки датчика должны послужить следующие признаки:

  1. Перегретая атмосфера под капотом из-за раскаленного выпускного коллектора.
  2. Снижение приемистости и тяги двигателя вместе с увеличением на 10-15% расхода бензина.
  3. Провалы во время старта или ускорения сменяются нормальной работой. При этом свечи должны быть заменены на заведомо рабочие.

Возможные причины неисправности ДМРВ

Горит Check Engine

Главная причина поломки датчика воздуха – это загрязнение платинового элемента частицами мусора, прошедшими через воздушный фильтр. Остальные поломки связаны с проблемой отсутствия или нарушения контактов проводов, подходящих к устройству. Проблема может заключаться в их обрыве, окислении, трещинах в гофрированном шланге, ведущего от расходомера к дроссельному модулю. О поломке в цепи ДМРВ сообщит лампа «CHECK ENGINE», но точно установить ее причину можно только на специализированном СТО.

Проверка ДМРВ

Выявление неполадок ДМРВ может быть выполнено следующими способами:

Снятие ДМРВ вместе с корпусом

1. Визуальный осмотр датчика. Устройство снимают и осматривают внутреннюю поверхность и воздуховод. Там не должно быть следов масла или конденсата, а поверхность оставаться сухой и чистой. Если присутствуют загрязнения, то устройство необходимо вычистить и устранить причину попадания грязи, после чего датчик должен работать правильно.

ДМРВ с отключенной фишкой

2. Отключить разъем, соединяющий датчик и блок управления, после чего двигатель перейдет в аварийный режим работы, в котором состав горючей смеси рассчитывается не по количеству потребляемого воздуха, а по положению дроссельной заслонки. После отключения датчика частота оборотов двигателя повышается до 1500 об/мин. Далее на автомобиле следует проехать. Если его динамика движения улучшилась, значит велика вероятность неисправности ДМРВ.

3. Замена штатного датчика на заведомо исправный, после чего оценивается работа двигателя. Если он ведет себя заметно лучше, то устройство нуждается в чистке или замене.

Проверка ДМРВ при помощи мультиметра

4. Проверка датчика при помощи мультиметра. Для этого измеряют входное напряжение с устройства, выставив на измерительном приборе постоянный ток и шкалу пределом в 2 В. Щупами касаются зеленого и желтого проводов разъема, которые со стороны лобового стекла будут первым и третьим по счету. В различных марках авто цвет проводки может быть разный, но порядок расположения один и тот же.

После на включенном зажигании (двигатель не запускать) проводят измерения. Новый датчик выдает напряжение 0,996-1,01 В. При ухудшении его состояния показатель возрастает, а величина 1,03-1,04 свидетельствует о скором выходе ДМРВ из строя. При напряжении выше 1,5 В прибор меняют на новый.

Возможно, что некорректная работа ДМРВ связана с установкой в ЭБУ модифицированной версии прошивки. Это проверяется установкой пластины, толщиной 1 мм под упор заслонки. При повышении оборотов двигателя отсоединяют клемму датчика. Если мотор продолжает работать – в неисправности виновен ЭБУ, который не реагирует на аварийный режим работы без ДМРВ.

Ремонт ДМРВ

Снятый ДМРВ

Любой загрязнитель снижает теплоотдачу платинового термодатчика и делает его показания неправильными. Проверять точность работы в таком состоянии бессмысленно, и многие специалисты СТО меняют его на новый, не утруждая себя чисткой и проверкой прибора. Но в большинстве случаев процедура удаления грязи с платиновой поверхности оригинального датчика имеет смысл, так как стоимость нового устройства достаточно высока.

Жидкость LIQUI MOLY

Для этого используется жидкость в аэрозольном баллончике, применяющаяся для чистки карбюраторов. Перед началом процедуры ослабляют хомуты крепления, и датчик снимают с трубы воздуховода. Платиновую подложку аккуратно извлекают, отвернув пару винтов «звездочкой». Металлокерамику или тонкую проволочку обрабатывают средством, не касаясь детали руками. Расход жидкости и количество обработок выбирается по собственному усмотрению.

Альтернативной смесью для очистки может выступать раствор спирта и ацетона, который продувают вместе со струей очищенного сжатого воздуха. При обнаружении после разборки датчика черных пятен или сильной эрозии рабочей части, ее замачивают на несколько часов в ацетоне методом прикладывания к поверхности на несколько часов пропитанного тампона. После чистки и сборки прибор проверяют мультиметром. Часто работоспособность ДМРВ восстанавливается, хотя и на минимальном уровне.