ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

1 должностная инструкция классного руководителя. Функциональные обязанности классного руководителя. Должная инструкция классного руководителя

Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей, сложившихся между ними взаимоотношений, строя отношения с каждым ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя - содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Первый уровень – педагогические и социально-гуманитарные функции, которые относятся к группе целевых.

Эти функции направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить три, определяющие основное содержание деятельности классного руководителя: воспитание учащихся; социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды; интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач. Среди них приоритетной является функция социальной защиты ребенка.

Под социальной защитой понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.

Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребенка в существующих социально-экономических условиях. Деятельность классного руководителя по социальной защите ребенка - это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную поддержку и социальные услуги.

Социальная защита как функция классного руководителя - это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, отводить от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут возникнуть.


Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком и узком смысле слова. В последнем - это деятельность, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Таковыми являются дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и т.п., которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широком смысле слова, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.

Для достижения целей воспитания и социальной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют второй уровень его функций - социально-психологических , к которым относится, прежде всего, организаторская .

Главное назначение организаторской функции - поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Другими словами, классный руководитель не столько организует учащихся, сколько оказывает им помощь в самоорганизации разнообразной деятельности: познавательной, трудовой, эстетической, а также свободного общения, являющегося частью досуга.

Важной на этом уровне представляется функция сплочения коллектива , выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя при этом является развитие ученического самоуправления.

Третий уровень функций классного руководителя выражает требования, вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления воспитательным процессом. Это управленческие функции ,к которым относятся: диагностическая, целеполагания, планирования, контроля и коррекции.

Реализация диагностической функции предполагает выявление классным руководителем исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребенка, на поиск причин неэффективности результатов и на характеристику целостного педагогического процесса.

Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, определять результативность своей деятельности, во-вторых, диагностика из инструмента изучения личности может превратиться в инструмент развития индивидуальности ребенка.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива.

Цели воспитательного процесса определяют задачи управления процессом развития личности ребенка. Их можно подразделить на общие и частные. Общие конкретизируются в соответствии с основными сферами социальных отношений, в которые включается ребенок, а частные связаны с организацией деятельности учащихся.

Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование - это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности. Назначение плана - упорядочение педагогической деятельности, обеспечение выполнения таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

В планировании важно тесное сотрудничество классного руководителя с коллективом класса. При этом степень участия детей зависит от их возраста. Планировать следует то, что ведет к цели. Поскольку цели определяются как стратегические и тактические, то и планы могут быть стратегическими, или перспективными, тактическими, или рабочими.

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя - это обеспечение постоянного развития воспитательной системы.

Реализация функции контроля предполагает выявление, с одной стороны, положительных результатов, а с другой - причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля осуществляется коррекция работы классного руководителя как с классом в целом, так и с конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работы классного руководителя - это не столько контроль со стороны администрации школы, сколько самоконтроль с целью коррекции. Коррекция - это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.

Рассмотренные уровни функций определяют содержание деятельности классного руководителя.

Права классного руководителя. Классный руководитель - административное лицо. Он имеет право:

Получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;

Контролировать успеваемость каждого ученика;

Контролировать посещаемость учебных занятий детьми;

Координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);

Организовывать воспитательную работу с учащимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

Выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;

Приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях, решая вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся;

Получать помощь от педагогического коллектива школы;

Определять индивидуальный режим работы с детьми (свободно, т.е. исходя из конкретной ситуации);

Отказываться от лежащих за границами содержания его работы поручений.

Классный руководитель имеет право вести опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической (разрабатывать авторскую программу по своему предмету, если он является еще и учителем-предметником) и воспитательной (разрабатывать программу воспитательной работы) деятельности.

Обязанности классного руководителя заключаются в следующем:

Организации в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

Оказании помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога);

Установлении контактов с родителями и оказании им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Планирование работы классного руководителя

План работы классного руководителя - конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях. Отсюда - целесообразность органичного сочетания перспективного плана воспитательной работы и планов конкретных воспитательных мероприятий.

Опыт показывает, что лучше, когда классный руководитель имеет перспективный план работы на весь учебный год, а затем последовательно разрабатывает детальные планы на учебные четверти. Однако это определяется опытностью педагога, а также сложившимися традициями школы и возможными указаниями со стороны органов управления образованием.

Л.Ю.Гордин считает, что чем старше школьники, тем реальнее составление плана на более длительный срок, т.е. на весь учебный год, и в тех классах, где классный руководитель уже не первый год знает ребят, имеет представление об уровне их воспитанности, возможностях и интересах. И наоборот, чем младше учащиеся, чем меньше времени классный руководитель проработал с данным коллективом, тем целесообразнее планировать воспитательную работу на четверть или полугодие .

Классный руководитель должен начинать работу над планом в конце предшествующего учебного года, когда становится известным распределение учебной нагрузки и классного руководства на новый учебный год. Если классный руководитель принимает новый класс, ему необходимо познакомиться с личными делами воспитанников, их семьями, изучить сложившуюся систему воспитательной работы в классе, традиции, официальную и неофициальную структуру коллектива. Все это поможет осуществлению преемственности в воспитательной работе.

В конце учебного года целесообразно провести с помощью школьного психолога диагностические «срезы» в классе с целью выявления психологической атмосферы, сплоченности, ценностно-ориентационного единства и других существенных параметров коллективной жизнедеятельности. Полезно выявить преобладающие отношения воспитанников между собой, а также к учебе, труду, природе, искусству и другим явлениям и процессам окружающей действительности.

Таким образом, подготовительный этап к составлению плана воспитательной работы классного руководителя сводится к сбору информации о классном коллективе и отдельных воспитанниках, которая определит характер доминирующих воспитательных задач.

Разработка плана воспитательной работы классного руководителя. Подготовка к составлению плана работы классного руководителя завершается составлением характеристики классного коллектива и отдельных учащихся. Это начальный этап развертывания технологической цепочки разработки программы жизнедеятельности класса и учащихся на предстоящий период.

Следующий этап предполагает знакомство классного руководителя с общешкольным планом воспитательной работы, который, как правило, готов к началу нового учебного года. Из него необходимо отобрать все те общешкольные мероприятия, а также общественно полезные дела по параллелям и группам классов, в которых класс должен принять участие. Будучи соотнесенными с конкретными датами, эти мероприятия заложат основной каркас плана жизнедеятельности коллектива. Здесь необходимо подчеркнуть недопустимость отождествления планов работы классного руководителя и жизнедеятельности коллектива класса.

Опытные педагоги после этих двух этапов приступают к формулированию конкретных задач воспитательной работы с классом на учебный год, продумыванию системы мероприятий и отбору реально выполнимых общественно полезных дел. А начинающим классным руководителям целесообразно предварительно соотнести информацию, полученную на предыдущих этапах, с общими данными об особенностях возраста учащихся класса и имеющимися рекомендациями в помощь классным руководителям.

При определении доминирующих воспитательных задач надо исходить из принятого нами целостного подхода к организации педагогического процесса. Не разрозненные мероприятия по направлениям воспитательной работы, а реальные дела и разнообразные виды деятельности должны составлять основу планов. Задачи воспитания, а, следовательно, и конкретное содержание на строго очерченный период времени должны определять социальная, возрастная и индивидуальная ситуации развития. Социальная ситуация как бы диктует идеи коллективных дел (что делать коллективу), возрастная - обусловливает выбор форм деятельности, а ситуация индивидуального развития придает содержательной стороне работы с детьми неповторимость. Соответственно выделяются и три основных объекта внимания классного руководителя: коллектив, деятельность и индивидуальность .

В целях обеспечения гармоничного развития личности каждого школьника, отбирая содержание, классный руководитель должен включить в план, а затем и в реальный педагогический процесс познавательную, трудовую, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную, ценностно-ориентационную и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы и внутри названных видов деятельности достигалось достаточное разнообразие их конкретных видов.

Когда план в целом сформирован, наступает период его «доводки». Классный руководитель обсуждает его отдельные разделы с коллегами, учителями, работающими с классом, родителями и учащимися, а также осуществляет корректировку с планами работ класса, детских общественных организаций. План классного руководителя богаче плана жизнедеятельности коллектива, поскольку содержит воспитательные мероприятия, касающиеся как коллектива в целом, так и отдельных воспитанников, их изучения, направления работы с родителями. Он, образно выражаясь, составляет своеобразный фон, на который налагается план работы класса, его актива, органов ученического самоуправления и отдельных учащихся. В своей совокупности, дополняя друг друга, эти планы предусматривают необходимое содержание тех учебных и общественно полезных дел, организация и выполнение которых направлены на формирование ценных деловых и нравственных качеств у школьников.

Заключительный этап в технологической цепочке создания плана воспитательной работы - это его обсуждение на классном собрании, закрепление ответственных за организацию тех или иных мероприятий, распределение поручений активу и отдельным воспитанникам.

Структура плана. В реальной школьной практике планы работы классных руководителей имеют различную структуру. Это связано с различными условиями функционирования школ и отдельных классных коллективов как педагогических систем. Структура, а, следовательно, и сами формы планов работы зависят и от уровня педагогической квалификации классного руководителя. Если опытный педагог может ограничиться кратким планом работы, то начинающим учителям целесообразно рекомендовать составление подробных, развернутых планов.

Традиционная структура плана работы классного руководителя имеет пять разделов: краткая характеристика и анализ состояния воспитательной работы; воспитательные задачи; основные направления и формы деятельности классного руководителя; координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе; работа с родителями и общественностью.

Все планы классного руководителя должны открываться кратким анализом состояния воспитательной работы за предыдущий год и характеристикой класса. Характеристика отражает уровень общей воспитанности коллектива, его успеваемость и дисциплину, а также сформированность таких качеств, как трудолюбие, ответственность, организованность, общественная активность и др. Анализируется структура межличностных взаимоотношений (лидеры, аутсайдеры, микрогруппы), преобладающее настроение в классе, содержание ценностных ориентаций, определяющих общественное мнение. Дается характеристика отдельных воспитанников, в частности допускающих отклонение от принятых норм поведения, отстающих в учебе и др.

Во втором разделе формулируются основные, доминирующие воспитательные задачи, которые будут решаться в новом учебном году. Их должно быть немного, чтобы гарантировалось их действенное, а не формальное, выполнение. Важно, чтобы задачи учитывали состояние классного коллектива, уровень его развития, а также общие задачи, стоящие перед школой. Поскольку нет одинаковых коллективов, то и задачи не могут быть одинаковыми даже в параллельных классах. Во многом они зависят и от опытности, и квалификации классного руководителя.

Третий раздел несет основную содержательную нагрузку, определяя как основные виды деятельности (общественная, познавательная, трудовая, художественная, спортивная, ценностно-ориентационная, коммуникативная), так и способы решения воспитательных задач. Именно этот раздел определяет структурное своеобразие плана, поскольку в нем отражаются те или иные подходы к развитию и формированию личности.

В четвертом разделе традиционного плана намечаются конкретные мероприятия по координации воспитательных воздействий всех учителей, работающих в классе. Это могут быть педагогические совещания, специальные консилиумы, индивидуальные беседы с отдельными учителями и другие формы работы.

Заключительный раздел – «Работа с родителями» – содержит круг вопросов, предполагаемых для обсуждения на родительских собраниях, хотя темы лекций и бесед могут корректироваться в зависимости от складывающихся обстоятельств; намечаются сроки посещения семей с целью изучения условий жизни и воспитания детей; планируются формы индивидуальной работы с родителями, связь с родительским комитетом и возможности привлечения родителей к участию в жизни класса и школы.

В настоящее время считается общепризнанным, что планирование по разделам в соответствии с основными направлениями воспитания (трудовое, нравственное, эстетическое и др.) «разрывает» целостный педагогический процесс на части, не охватывает всего многообразия педагогических задач. Признание педагогической общественности в последние годы получил вариант плана, предложенный Н.Е.Щурковой, в котором в органичном единстве нашли отражение комплексный, деятельностный и личностный в его индивидуально-творческой интерпретации подходы . Выделяя в качестве основных объектов воспитания коллектив, деятельность воспитанников и развитие индивидуальности, Н.Е.Щуркова предлагает после обозначения доминирующих задач выделить три соответствующих раздела: организация коллектива, организация воспитывающей деятельности и организация работы по развитию индивидуальности.

Два вспомогательных раздела должны содержать характеристику классного коллектива и характеристику индивидуальных особенностей учащихся, в которых отражаются и условия жизни воспитанников в семье (особенно если имеются сложности); их интересы и склонности, и в связи с этим - какие кружки, секции, учреждения дополнительного образования они посещают, а если не посещают, то почему; состояние здоровья и наиболее ярко выраженные личностные особенности.

В практике воспитания сложились многообразные формы планирования работы классных руководителей, и, учитывая специфические условия различных районов страны, города и села, школ-новостроек и школ, имеющих давние традиции, нет нужды в жесткой унификации формы этого плана. Классный руководитель сам выбирает форму плана, ориентируясь на требования, которые к нему предъявляются, и на свою педагогическую «Я -концепцию».

Планирование и подготовка воспитательного мероприятия. На основе перспективного плана воспитательной работы классный руководитель составляет план работы на неделю, который конкретизирует воспитательные мероприятия. Этот план целесообразно совмещать с дневником классного руководителя.

Объект особого внимания - подготовка воспитательного мероприятия. Во многих случаях процесс подготовки намного значимее по силе воспитательного воздействия, нежели само мероприятие. Воспитательный эффект остается даже в том случае, если мероприятие по каким-либо причинам не состоялось (например, не смог прийти приглашенный гость и т.п.). Л.Ю.Гордин отмечает, что общим правилом планирования воспитательной работы с классом является план лишь тех дел и мероприятий, которые могут быть тщательно, без спешки и штурмовщины, подготовлены и качественно проведены, которые будут, безусловно, выполнены и принесут коллективу класса моральное удовлетворение, переживание радости успеха.

Каждое планируемое дело необходимо реально спроектировать во времени, отвести достаточно дней, а иногда и недель на его тщательную подготовку. Учитывая, что устойчивый воспитательный эффект может быть получен только тогда, когда организаторами и исполнителями дела являются сами учащиеся, целесообразно использовать опыт организации коллективных творческих дел по методике И.П.Иванова.

Предварительная работа воспитателей . Определяется роль данного коллективного творческого дела (КТД) в жизни коллектива, выдвигаются конкретные воспитательные задачи; намечаются варианты дела, которые будут предложены воспитанникам как возможные; строится перспектива возможного дела. На этой стадии идет поиск, разведка дел. Если коллектив на первом этапе развития, то педагоги сами выводят детей на общественно значимую работу; если на втором - то в поиске участвует актив; если на третьем - все члены коллектива проводят поиск по намеченным маршрутам (например, «класс», «микрорайон», «природа», «пресса», «малыши» и др.).

Коллективное планирование КТД . Оно происходит на общем собрании коллектива. Составляется общий план жизни коллектива на очередной период. Сначала работа идет в микрогруппах, а затем сообща решаются вопросы-задачи, например: для кого организуется КТД? Кому на радость и пользу? Кто будет участвовать? С кем вместе? Каким должен быть совет дела, кто в него войдет? Где лучше провести КТД? Как лучше его провести? В конце сбора сводятся воедино наиболее интересные, полезные предложения из микрогрупп, происходят выборы совета дела.

Коллективная подготовка дела. Совет дела уточняет план подготовки и проведения КТД, организует микрогруппы для подготовки добрых дел «по секрету». На этой стадии могут быть проведены встречи с людьми, способными оказать помощь в проведении дела, готовятся материалы, изучается литература, периодическая печать, создается пресс-центр и т.д. Опыт показывает, что в целом оправдавшей себя методикой организации коллективных творческих дел не стоит злоупотреблять. Нельзя отказываться и от традиционных бесед, диспутов, конференций и других положительно зарекомендовавших себя форм организации педагогического процесса. В этом случае классный руководитель готовит план или план-конспект, в котором отмечает: тему и форму организации работы; цель и задачи ее проведения, время проведения (дата, час); место проведения мероприятия; кому поручается его подготовка и проведение (распределение поручений); оборудование и оформление; форму учета результатов проведенной работы. Тщательно продуманный план конкретного мероприятия - необходимое условие его качественного проведения, условие достижения и предметного и воспитательного результатов.

Права и обязанности классного руководителя:

В основу должностных обязанностей классного руководителя положены следующие идеи:

  • Ребенок есть субъект своего развития.
  • Даже самый «трудный» ребенок хочет быть хорошим, только он нуждается в помощи.
  • Воспитывают не классные час, морализирование, указание ребенку его промахи и ошибки, воспитывает совместная и индивидуальная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
  • Педагог – это помощник, защитник своих воспитанников в коллизиях школьной жизни.
  • Воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, любят, образу жизни которого тайно или явно подражают.

Классный руководитель имеет право:

  • Получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;
  • Контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;
  • Координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся, через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и других форм коррекции;
  • Определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и родителями учащихся;
  • Приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение;
  • Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов школы;
  • Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой, вносить на рассмотрение административного совета, научно-методического совета согласованные с классным коллективом мнения и предложения;
  • Отказываться от не свойственных ему, не входящих в круг его обязанностей поручений;
  • Вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
  • Творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди»;
  • Выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку;
  • Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы в классном коллективе.

Классный руководитель не имеет права:

  • Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т. д.;
  • Использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика;
  • Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение;

Классный руководитель как административное лицо обязан:

  • Организовать учебно-воспитательный процесс;
  • Контролировать посещаемость учебных занятий учениками класса;
  • Вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классного и общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;
  • Изучать условия жизнедеятельности детей;
  • Фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, в сложных ситуациях информировать об этом администрацию;
  • Оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;
  • Содействовать их социальной и правовой защите;
  • Вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы (личные дела учащихся, классный журнал, дневник учащихся);
  • Вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных областей науки, искусства;
  • Постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания.

Организация работы классного руководителя

  • Общие правила организации работы школы и педколлектива вытекают из Кодекса законов о труде (КЗоТ) Российской Федерации, излагаемых в ст. 130.
  • Количество воспитательных мероприятий – не менее двух в месяц (одно из которых может быть общешкольным).
  • Количество классных родительских собраний – не менее одного собрания в четверть.
  • Отчеты о проделанной работе представляются администрации.
  • В каникулярное время и летнее время работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
  • Координацию деятельности классных руководителей и контроль за их работой осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.

Документация и отчетность

Классный руководитель ведет следующую документацию:

  1. классный журнал;
  2. план воспитательной работы с классным коллективом;
  3. дневники учащихся;
  4. личные дела учащихся;
  5. папки с разработками воспитательных мероприятий (по желанию).

Циклограмма для классного руководителя

Ежедневно

1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.

2. Организация питания учащихся.

3. Организация дежурства в классном кабинете.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно

1. Проверка дневников учащихся.

2. Проведение мероприятий в классе.

3. Работа с родителями (по ситуации)

4. Встреча с медсестрой по справкам о болезни учащихся.

Ежемесячно

1. Встреча с родительским активом.

2. Совещание по планированию работы (по графику).

Один раз в четверть.

1. Оформление классного журнала по итогам четверти.

2. Анализ выполнения плана работы за четверть.

3. Проведение родительского собрания.

Один раз в год.

1. Проведение открытого мероприятия.

2. Оформление личных дел учащихся.

3. Анализ и составление плана работы класса.


  • Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, направленной на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного процесса.
  • Классный руководитель, как административное лицо, назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы.
  • Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора школы/ заведующий учебной частью.
  • Основные задачи и содержание работы классного руководителя.
    1. Содействовать созданию благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого учащегося и условий для развития навыков коммуникативной культуры учащихся.
    2. В соответствии с возрастными интересами учащихся и требованиями Устава школы способствовать обновлению содержания жизнедеятельности класса. Участвовать в создании органов самоуправления учащихся.
    3. Участвовать в реализации федеральной экспериментальной программы «Школа как центр интеграции основного, дополнительного и домашнего образования», проектах «Дети в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург в детях», «Школьная библиотека-Дом детской книги», «Совместное планирование достижений учащихся», вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
    4. Использовать разнообразные приемы, методы и средства воспитательной работы, способствуя расширению интересов и форм познания, пробуждению в детях активных исследовательских интересов. Изучать индивидуальные особенности, интересы учащихся и содействовать созданию благоприятных условий для развития и нравственного формирования личности ребенка.
  • Режим работы классного руководителя.
    1. Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из Кодекса законов о труде Российской Федерации, излагаемых в ст.130.
    2. Час классного руководителя (классный час) - один раз в неделю (формы проведения классного часа могут быть самыми разнообразными: тематический классный час, классное собрание, подготовка к общеклассному или общешкольному делу, подготовка к экскурсии, подведение итогов экскурсии и т. п.).
    3. Количество воспитательных мероприятий – в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы.
    4. Количество классных родительских собраний – в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы.
    5. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
    6. С целью организации работы классных руководителей и оказания им методической помощи в работе создаётся методическое объединение.
    7. Координацию деятельности классных руководителей и контроль за их работой осуществляет заместитель директора школы заведующий учебной частью.
  • Классный руководитель должен уметь:
    1. общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;
    2. видеть и формировать свои воспитательные цели;
    3. составить план воспитательной работы в собственном классе;
    4. организовывать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер, классный час и т. д.;
    5. организовать и провести родительское собрание;
    6. пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами и корректно использовать их в воспитательной работе.
  • Должностные обязанности
      Классный руководитель:
    1. ведет журнал успеваемости учащихся (электронная и бумажная версия);
    2. осуществляет контроль по оформлению классных журналов (электронная и бумажная версия) по всем учебным дисциплинам в соответствии учебно-тематическим планированием;
    3. ведет личные дела учащихся и следит за их оформлением;
    4. организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных;
    5. организует дежурство по классу, школе и другим общественным помещениям;
    6. заботится о внешнем виде учащихся;
    7. работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости учащихся;
    8. создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т.д.);
    9. способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения учащихся, корректирует и регулирует их;
    10. контролирует учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;
    11. оказывает помощь учащимся в процессе адаптации к обучению;
    12. способствует участию учащихся школы в городских и международных конкурсах, олимпиадах по предметам («Медвежонок», «Кенгуру» и др.)
    13. заботится о здоровье учеников, вовлекает их в физкультурную, спортивную деятельность;
    14. проводит тематические классные часы периодичностью 1 раз в неделю, собрания, беседы с учащимися;
    15. обеспечивает защиту и охрану прав учащихся, особенно уделяя внимание "трудным" детям;
    16. осуществляет профориентационную работу с учащимися 9-11ых классов, способствующую самостоятельному и осознанному выбору учащимися дальнейшей профессии с учетом их способностей и жизненных планов;
    17. организует и проводит родительские собрания периодичностью 1-2 раза в триместр. Работает с родителями индивидуально, привлекает родителей к организации внеклассной деятельности;
    18. несет персональную ответственность за обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время внеклассных мероприятий. Сопровождает учеников во время экскурсий и других внеклассных и внешкольных мероприятий. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
  • Документация и отчётность.
    1. Ведет карту индивидуального развития ребенка, с учетом его психофизических возможностей, постоянно повышая уровень вовлеченности ребенка в учебный процесс, способствуя повышению эффективности усвоения учебного материала(1 раз в неделю пополнят ИКР работами учащихся по всем учебным дисциплинам). Систематически стимулирует интеллектуальные усилия ребенка. Создает условия для повышения уверенности ребенка в собственных силах и воспитания определенной независимости взглядов.
    2. Ежедневно выясняет причину отсутствия учеников, оперативно информируя администрацию школы и родителей об отсутствии ученика. Письменно фиксирует отсутствие ученика с указанием причины отсутствия в соответствующем журнале и классном журнале. Создает условия для усвоения ребенком пропущенного учебного материала.
    3. До 01 числа начала каждого триместра сдает завучу школы отчет по результатам исследований состояния социально-психологического микроклимата в детской группе.
    4. Один раз в учебное полугодие (декабрь, апрель - старшая школа, март -начальная школа) организует и проводит презентацию детских достижений, привлекая к обсуждению полученных результатов родителей учащихся школы как внешних экспертов образовательной программы и педагогических партнеров школы.
    5. До 25 числа окончания каждого триместра/полугодия осуществляет сбор качественных характеристик учащихся класса от учителей-предметников, обобщает и сдает аналитическую справку завучу школы.
    6. Ежемесячно совместно с учениками формирует портфолио. До 01числа начала каждого триместра представляет завучу на проверку портфолио учащихся. В конце учебного года на итоговом родительском собрании выдает родителям учащихся портфолио (накопленные за год творческие и контрольные работы учащихся).
    7. Ежегодно до 10 сентября выдает родителям «Табель прогресса учащегося» (по всем учебным дисциплинам) с целью выработки единых механизмов взаимодействия между взрослыми и детьми.
    8. Создает условия для написания учащимися школы обязательных сочинений: «Какой я вижу школу в новом учебном году», «Мой идеал учителя»-сентябрь; «Детская моих будущих детей», «Мой остров Гдетотам» - октябрь; «Мои достижения и достижения моих одноклассников» - май. До 25.09 и 25.05 сочинения сдает сочинения завучу для проведения анализа состояния учебно-воспитательного процесса школы, определения задач и путей решения выявленных проблем.
    9. Два раза в год (до 05 декабря и до 05 мая) готовит родителям письма о достижениях детей в образовательной деятельности. Письма сдаются завучу школы с целью уточнений и дополнения в полученной информации об учащихся школы для последующего их отправления родителям.
    10. Несет ответственность за своевременное оформление всех разделов классного журнала в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ведению этого рода документов:
      • до 05 сентября заполняет страницы классного журнала: «Общие сведения об обучающихся», «Лист здоровья», «Сведения о занятиях во внеурочное время»;
      • в первую неделю каждого триместра проводит инструктаж по технике безопасности;
      • за день до окончания каждого триместра выставляет итоговые оценки на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся»;
      • до 01 числа начала каждого триместра проверяет наличие записи о выполнении учебной программы в триместре за подписью преподавателя-предметника;
      • до 28.05 проверяет в журнале по каждому предмету наличие итоговых годовых оценок;
      • до 01.06 заполняет Личные дела учащихся и сдает на проверку завучу школы.
    11. Ежемесячно сдает классные журналы на проверку завучу школы.
    12. Один раз в неделю проверяет и оценивает ведение дневников учащимися класса.
    13. Один раз в неделю участвует в оперативных совещаниях, проводимых завучем школы.
    14. Ежегодно до 28 августа сдает планы воспитательной работы на предстоящий учебный год. Ведет воспитательную работу с учениками по плану, утвержденному администрацией школы.
    15. До 01 числа каждого месяца сдает отчет (по установленной в школе форме - чек-лист) о проделанной работе за прошедший месяц с одновременным подписанием акта выполненных работ для начисления заработной платы.
    16. Дежурит в школе по графику, организуя свободное время детей во время школьных перемен в целях безопасности жизни, здоровья детей и разумного их отдыха.
    17. В случае нетрудоспособности своевременно ставит в известность Администрацию школы.
    18. Создает условия для прохождения итоговой аттестации за курс основной (9кл.) и средней школы (11кл.): подготовка необходимой документации для сдачи экзаменов, решение организационных вопросов (оперативно информирует учеников и родителей о ходе итоговой аттестации, присутствует во время аттестации с учениками и оказывает им моральную поддержку). Контролирует готовность учеников к сдаче итоговой аттестации.
    19. В пределах профессиональной компетенции проводит работу с родителями. В случае конфликтной ситуации с учеником или родителями немедленно ставит в известность Администрацию школы для выработки совместного оптимального решения проблемы.
    20. Должностные обязанности классного руководителя являются неотъемлемой частью договора с НОУ «Частная общеобразовательная школы «Унисон».
    21. Должностные обязанности могут быть изменены администрацией школы в одностороннем порядке. В этом случае классный руководитель должен быть поставлен в известность за неделю до вступления изменений в силу. Права классного руководителя. Классный руководитель имеет право:
    22. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы и других общественных органах школы.
    23. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
    24. Знакомиться с документацией общеобразовательного учреждения.
    25. Получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей.
    26. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе (без права входить в класс во время урока без экстренной необходимости и делать замечания учителю в течение урока).
    27. Приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение.
    28. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за поступки, нарушающие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательного учреждения.
    29. Поощрять учащихся в порядке, установленном в школе.
    30. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних.
    31. Определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с учащимися и их родителями.
    32. Повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы.
  • Классный руководитель не имеет права:
    1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т. д..
    2. Использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика.
    3. Злоупотреблять доверием ребёнка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.
    4. Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребёнка.
    5. Обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.
  • Ответственность классного руководителя.
    1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и других правил, закрепленных в организационных документах школы, законных распоряжений директора, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законами РФ.
    2. За несвоевременное и неаккуратное оформление, ведение и хранение документов, а также за их утрату классный руководитель несет ответственность, предусмотренную локальными документами школы.
    3. Виновный в причинении школе ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством РФ.
    4. Классный руководитель может быть освобожден от обязанностей в соответствии с законодательством РФ за применение, в том числе однократное, методов психического или физического насилия над личностью учащегося.
  • Классный руководитель должен знать:
    • Конституцию Российской Федерации;
    • документы правительства России и органов управления образованием по вопросам образования;
    • Конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену;
    • основы доврачебной медицинской помощи;
    • основы гражданского законодательства;
    • педагогику детскую;
    • возрастную и социальную психологию;
    • психологию отношений: индивидуальные и возрастные особенности детей;
    • возрастную физиологию;
    • школьную гигиену;
    • педагогическую этику;
    • теорию и методику воспитательной работы;
    • программы и учебники;
    • средства обучения и их дидактические возможности;
    • основы трудового законодательства;
    • правила и нормы охраны труда;
    • техники безопасности и противопожарной защиты.
  • ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

    Рассматривая весь спектр функций классного руководителя, следует отметить, что он обусловлен следующими факторами: условиями работы образовательного учреждения; особенностями воспитательной системы; экологическими возможностями школы и родителей; возрастными особенностями детей; уровнем их воспитанности, организованности, обученности, состояния здоровья и физического развития; подготовленности педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.

    Возможны варианты должностных функций классного руководителя (воспитателя), которые могут быть определены Уставом образовательного учреждения, программой развития школы.

    Должностная инструкция классного руководителя

    1. Общие положения

    1.1. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы, Программой обновления содержания воспитания подрастающего поколения региона.

    1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, не имеющего класса и работающего в данном классе.

    1.3. Классный руководитель должен иметь педагогическое образование или опыт работы с детьми не менее 5 лет.

    2. Функции классного руководителя

    Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

    2.1. Организация деятельности классного коллектива.

    2.2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся.

    2.3. Организация внеучебной жизни класса.

    2.4. Изучение личности и коррекция в воспитании школьников.

    2.5. Социальная защита школьников.

    2.6. Работа с родителями.

    3. Должностные обязанности классного руководителя

    Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:

    3.1. Ведет журнал.

    3.2. Ведет личные дела учащихся и следит за их состоянием.

    3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом, направляет учеников класса в совет школы, организует коллективное творчество, помогает в работе дежурного.

    3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой.

    3.5. Соблюдает санитарное состояние прикрепленного кабинета.

    3.6. Заботится о внешнем виде воспитанников.

    3.7. Организует питание. Ведет разъяснительную работу в классе с родителями по вопросу бесплатного питания и корректного отношения одноклассников к детям, получающим такое питание.

    3.8. Заботится о финансовом обеспечении классных нужд (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).

    3.9. Осуществляет строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель совместно с родителями контролирует учащихся, пропускающих уроки без уважительной причины, контактирует с социальным педагогом по поводу «трудных» детей.

    3.10. Создает обстановку, благоприятствующую учебе.

    3.11. Координирует деятельность учителей, работающих в классе.

    3.12. Работает с ученическими дневниками, контактирует с роди-телями по поводу успеваемости школьников.

    3.13. Создает условия для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организует экскурсии, посещение театров, выставок, поездки и т. д.).

    3.14. Привлекает психолога для работы с учащимися (цикл бесед, индивидуальные рекомендации).

    3.15. Создает положительный микроклимат в классе, формирует межличностные отношения, корректирует и регулирует их.

    3.16. Организует творческие дела в классе с привлечением отдельных учащихся или всего класса.

    класс во время урока без экстренной необходимости, делать замечания учителю в течение урока).

    3.17. Организует охрану здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепляет здоровье школьников, вовлекает учащихся в физкультурную, спортивную работу.

    3.18. Помогает деятельности различных детских общественных организаций.

    3.19. Ищет интересные формы, глубокое содержание каждого организуемого дела, определяет целесообразность и целенаправленность организации любой встречи классного руководителя с классом (классный час, классное собрание, беседа, откровенный разговор и т. д.), проводит один тематический классный час в месяц.

    3.20. Изучает личность школьников в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения учителей, работающих в классе, и родителей.

    3.21. Работает с характеристиками учащихся.

    3.22. Помогает учащимся в выборе профессий. Классный руководитель вместе с родителями определяет судьбу учащихся после 9-го класса, обращает при этом особое внимание на неблагополучные семьи.

    3.23. Обеспечивает охрану и защиту прав учащихся, оставшихся без попечения родителей, если такие есть в классе. Сотрудничает с социальным педагогом.

    3.24. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий.

    3.25. Выявляет и ведет учет детей из неблагополучных семей.

    3.26. Осуществляет наблюдение за поведением «трудных» подростков, детей «группы риска» и состоящих на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних (ИДИ).

    3.27. Проводит тематические родительские собрания один раз в четверть.

    3.28. Изучает условия воспитания в семье.

    3.29. Работает с родителями индивидуально.

    3.30. Привлекает родителей для организации внеучебной деятель-ности класса.

    3.31. Влияет на общение ребят с родителями.

    ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

    ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

    ОСНОВНЫЕ ЗАДА ЧИ:

      Создание классного коллектива как воспитывающей среды, -обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

      Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей уч-ся в общественно-целостные отношения.

      Коррекция индивидуального развития уч-ся класса, способствующая свободному и полному раскрытию всех способностей школьника и их формированию совместно с семьей.

    ФУНКЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

    1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ

    Изучение индивидуальности учащегося;

    Анализ и изучение характера развивающего коллектива и

    личности;

    Анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;

    Анализ и оценка уровня воспитанности индивидуума и коллектива.

    2. ОРГАНИЗАЦИОННО-КООРДИНИР УЮЩАЯ

    Организация и стимулирование разнообразной деятельности детей;

    Установление связи школы и семьи;

    Работы с малым педколлективом;

    Индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектива

    как субъект этой деятельности.

    3. КОММУНИКАТИВНАЯ

    Регулировать межличностные отношения между детьми; -установить оптимальные взаимодействия учитель-ученик, содействовать общему благоприятному психологическому климату в коллективе; -помогать ученикам устанавливать отношения с людьми.

    ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

    Дискуссионные;

    Игровые;

    Состязательные;

    Творческого труда;

    Ролевого тренинга;

    Психологические (позволяющие ребенку осознать самого себя).

    ПОЛНОМОЧИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

      получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей;

      контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;

      контролировать успеваемость каждого ученика;

      координировать работу учителей-предметников, оказывающих

      воспитательное влияние на учащихся через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и других форм коррекции;

      выносить на рассмотрение администрации, Методического совета, Совета школы согласованные с классным коллективом предложения;

      приглашать родителей в школу, по согласованию с администрацией обращаться в комиссию или советы содействия семье и школе на предприятиях, организуя решение вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся его класса;

      отказываться от несвойственных ему, лежащих за границами содержания его работы, поручений;

      определять свободно индивидуальный режим работы с детьми;

      вести опытно-эксперементальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности;

      выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку;

      апеллировать к Совету школы в случае не согласия с оценками администрации, Методического совета состояния воспитательной работы в классном коллективе, результатов,уровня нравственного воспитания учащегося.

    КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЯЗЯН:

    - организовать учебно-воспитательный процесс в классе;

    • вовлекать учащихся в систематическую деятельность общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;

      фиксировать психические и педагогические отклонения в развитии школьников; оповещать об этом администрацию и находить активные способы педагогической коррекции;

      оказывать помощь ученику в решении его острых проблем;

      вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы, план самообразования, личный дневник учащегося;

      работать в контакте с родителями и оказывать им помощь в воспитании детей.

    ЦЕЛЬ - ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИ И НРАВСТВЕННО ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ, ЧЕЛОВЕКА-ГРАЖДАНИНА.

    ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ (ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ).

      Работать над формированием культуры личности.

      Воспитывать ответственность за результаты своего труда, за свои поступки.

      Прививать нормы нравственного поведения.

      Развивать коммуникативные способности учащихся.

      Воспитывать самостоятельность.

      Поиск идеи, форм и методов работы с детьми.

    ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ.

      СОЦИАЛЬНЫЕ: защита прав ученика, помощь семье.

      НРАВСТВЕННЫЕ : культура норм поведения, развитие личности: воля, организованность, умение отстоять свою точку зрения; найти свой стиль во всем, научиться понимать, что твое, а что не твое в этой жизни. (Девиз : всякая культура, прежде всего внутренняя, а от нее уже происходит внешняя. Создавая гармонию внутри себя, мы делаем гармоничным окружающий мир.)

    3. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ: (функции классного

    руководителя - диагностика воспитательной

    коммуникативности).

    1. Подростковый возраст - философский взгляд гуманиста

    К развитию

    Страсть к взрослению

    к свободе

    2. Наличие гуманной цели:

    а) создать свой собственный образ;

    б) развивать речевую культуру ребенка.

    Характер организационного воздействия
    Педагогический аспект имеет 2 стороны:
    1 -я - обмен информацией, дети кл. руководитель

    2-я - взаимодействие учитель ученик (взглядом, жестом,

    4. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ РЕБЕНКА В КЛАССЕ:

      Нравственность в своей ценности для окружающих.

      Не испытывать страха (насмешки...).

      Коммуникативная интеллектность.

    Структурные компоненты педагогики общения

    Функции педагогического общения

    Классный руководитель

    Педагогическая технология

    Инициирование активности

    Оснащение способами жизнедеятельности

    Стимулирование свободного выбора

    Субъективность ребенка

    Ребенок

    Педагогическое общение

    Открытие -соучастие - возвышение

    Положительное подкрепление

    Педагогическая оценка

    Внесение образа -стимулирование деятельности -коррекция отклонений

    «Я -сообщение»

    Педагогическое требование

    Привлечение к деятельности -включение в деятельность -привлечение к деятельности

    Безусловные нормы

    Информационное воздействие

    Внесение знаний -демонстрация отношений -вовлечение в деятельность

    Тезис Аргумент Иллюстрация

    Валеолотия - это :

    Наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья./И.И.Брехман/: наука о расширении жизненного потенциала человека /Т.А.Солдзтова/; наука и искусство жизни в гармонии с природой, людьми и с самим собой т.е. оптималь­ной адаптации к условиям существования, с достижением поставленных перед собой целей;

    интегральная область знаний о возможностях выживания человека, путем восстановления и укрепления физического, душевного и духовного здоровья; ... наука о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра /Н.К.Смирнов/.

    Кодекс здоровья.

      Здоровье не все, но все без здоровья - ничто!

      Здоровье не только физическая сила, но и душевное милосердие.

      Здоровье нужно не только тебе, но и стране, людям с которыми ты работаешь, живешь.

      Здоровье - это твоя способность удовлетворять в разумных пределах наши потребности.

      Здоровый человек - ему нужен не только хлеб, но и духовная пища: не хлебом единым жив человек.

    6. Здоровье - это физическая и гигиеническая культура нашего тела: нет ничего красивее человеческого тела.

    7. Здоровье - это душевная культура человека: доброта, надежда, вера, любовь к тем, кто тебя окружает.

    8.Здоровье-это социальная культура человека, культура человеческих отношений. Относись к другому так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.

    9. Здоровье - это любовь и бережное отношение к природе

    10. Здоровье - это стиль и образ твоей жизни.

    11.Здоровье - это свобода от рабства телесных и духовных привычек (зависимостей).

    12.Хочешь быть здоровым - занимайся физической культурой, пользуйся всем, но ничем не злоупотребляй

    ПРОПИСИ Узелок на память

    АРТЕМА

    АРСЕНЬЕВА

    I . Ведите дневник.

    Если вы воспитываете детей, ведите хоть изредка дневник оглядывайтесь на свой рост и свои способности. Есть ли у гас те качества, которые вы хотите воспитать в детях?

    Скоро вы убедитесь в том, что ваша личность и есть глав­ное средство воспитания и что вы воспитываете, даже не задумы­ваясь об этом, одним своим существованием рядом с ним.

    2.Улыбайтесь .

    Вся ваша жизнь движется любовью. Охраняйте любовь вокруг себя, растите ее в себе, ищите и находите возможность легко и непосредственно улыбнуться каждому своему ученику.

    3. Состояние д у ш и учителя.

    Урок - это подъем на высокую гору. Если вы чувствуете себя усталым, войдите в класс быстрым шагом, начните урок без промед­ления.

    На уроках самое важное - состояние души учителя. Идите круто и прямо.

    Работа лечит, работа выравнивает, работа соединяет. Полюби­те эти восхождения в горы.

    4. Будьте доступными.

    Учить- значит открыть свое доброжелательное сердце, сказать каждому, как он бесконечно дорог и интересен вам.

    5. Н и слова лжи!

    Вы - учитель! О каждом вы можете говорить то, что думаете, к каждому обратить свое слово, ибо ни в одном вашем слове нет лжи.

    6. Доброкачественность,

    Не забывайте,что правильные решения, которых вы ждете от детей на уроках,- это результат знаний,которые вы даете.Откуда к вам приходят эти знания.

    7. Недоброкачественность.

    Недоброкачественность, учительствования яснее всего проявляет­ ся в легком переходе к раздражению. Раздражительность - разбаза­ ривание духовной энергии. Она от двойственности существования.

    Раздражаясь, вы обесцениваете профессию.

    8. Радость.

    Равнодушие учителя страшнее, чем принято об этом думать.Ра­ дуйтесь каждой встрече с учениками. Это сблизит вас.

    9. Великодушие сердца.

    Ваш ученик больно вас задел? Вы в гневе, досаде и печали? Попробуйте пересилить себя.

    Лучшее средство избавиться от зла - не отзываться на его зов. Это и есть творчество духа и великодушие сердца.

    10. П у т ь в бесконечность.

    Ведя урок, думайте о бесконечном океане, любите стихию воздуха, включите в свое сердце Вселенную.

    Ведь любовь – это путь в бесконечность. И те, кто идет по этому пути, не могут не любить друг друга.

    11. Победа ч е д о вечества.

    Не бойтесь поражения перед лицом детей. Его не будет, если вы знаете, что вы воспитываете детей для всего человечества. Тогда каждый миг пребывания среди детей - путь к прекрасному. И покой вашему сердцу.

    12. Торжество духа.

    Дел очень много. И всегда будет много. Но главное, встав на путь учительствования,- осознать: учитель - это судьба, учитель - как странник на единственном пути, ведущем в торжество духа,

    13. Т а и н с т в о вечного.

    Попробуйте угадать по своим ученикам судьбы их родителей «Думай­ те об этих судьбах.Отмечайте про себя, что удалось найти общего в родителях с их детьми, кроме внешнего сходства. Как важно развивать в себе слух на вечное!

    14. Привилегия ученика.

    Учительница сказала, что она вот уже 20 лет добивается умения правильно двигаться по классу.

    Сидеть во время урока, считает она - привилегия ученика.

    15. Стадион под окнами квартира.

    Учительница бегает по утрам на стадионе, расположенном под окнами ее квартиры. Она объясняет это так: "Я не хочу быть учителем с сорванным голосом и усталыми больными ногами".

    16. Общая трапеза.

    Общая трапеза с учениками - какое важное и редкое участие в жизни друг друга. Но и простой ваш жест не исчезнет впустую,если он наполнен значением.

    17. И з у м л е н и е.

    Испытайте изумление от того, что жизнь так распорядилась: есть школа, в которую вы ходите,есть класс,где вас ждут ученики. Обрадуйтесь этому. И пусть ваше сердце сожмется от понимания того, как это ответственно.

    18. Ч у м а.

    Вы чувствуете опустошение? Будьте милосердными - не пересту­ пайте порога класса в таком состоянии. Не разносите чумы. Вечереет. Пройдитесь по дворам,пропустите сквозь себя всю оголтелость подрост­ков и подумайте: её породила пустота в думах взрослых.

    19. Пустоты.

    Пустого пространства нет.Чем старше и сильнее человек,тем страшнее пустота внутри него.Страшнее потому,что они не пустые. Они заполнены затаившимся злом.готовностью ему способствовать. Отравлять других.

    20.Жизнь и смерть.

    Жизнь и смерть - понятия промежуточные. Каждое мгновение - это рождение нового времени и его умирания. Научитесь видеть это, не теряя в душе трепетной радости от присутствия при рождении времени и тихой скорби от его умирания.