ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Значение письменности для человечества. Происхождение и основные этапы развития письма. Значение письма в истории развития общества

Письмо представляет собой знаковую систему фиксации речи, которая позволяет передавать информацию в пространстве и во времени.

Первичным способом общения является устная речь, возникшая примерно 500 тысяч лет тому назад. Вторичным способом общения является начертательное письмо, появившееся около 6 тысяч лет тому назад (древнеегипетское письмо известно с конца 4-го тысячелетия до н.э., критское, китайское – со 2-го тысячелетия до н.э. и т.д.); буквенное письмо существует около 3 тысяч лет.

Письменность является величайшим изобретением человечества, закрепляющим достижения науки, техники, культуры, оказывающимся основой цивилизации.

Предметное письмо как предыстория начертательного письма

Можно выделить два этапа развития письма: 1) письмо, не связанное с языком, с его лексикой, грамматикой и фонетикой, – предметное письмо, символическая или условная сигнализация; 2) письмо, связанное с языком, – начертательное письмо.

Первоначально возникло предметное письмо, в котором средствами общения яв-лялись предметы, звери, птицы и т.д.

Письмо, не связанное с языком, предметное письмо, подразделяется на символическую и условную сигнализацию.

При символической сигнализации предмет оказывается символом. Примером сим-волической сигнализации является послание скифов персам, упоминание о котором содержится у греческого историка Геродота в V веке до н.э. Скифы послали лягушку, мышь, птицу и пять стрел; это послание предостерегало персов от возможности быть осыпанными стрелами при вступлении на землю скифов, если персы не научатся прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в норы, как мыши, летать, как птицы.

При условной сигнализации предметы сами по себе являются не символами, а условными знаками, о значении которых договариваются заранее. В качестве примеров условной сигнализации можно привести перуанское письмо кипу, состоящее из палочки, к которой привязаны шнурки разных цветов и размеров с узелками; письмо североамериканских индейцев; ирокезское письмо вампум, в котором использовался пояс или жезл с ракушками разного цвета и размера.



Значение узелков на шнурках и комбинаций ракушек обычно было известно жрецам. Таким способом передавалась схематичная, заранее определенная информация, например, предупреждение о бедствии.

Элементами письма можно считать стрелки, показывающие направление пути, семафоры, светофоры, морские и речные сигналы флагами, фонарями; поднесение хлеба и соли как признак гостеприимства у славян, брошенная перчатка как вызов на дуэль, тыква как отказ от супружества на Украине; использование цвета предметов: белого как символ чистоты, красного как символ любви, черного как символ траура и печали; использование числа предметов: четное число цветов – покойнику, семь – символ хорошей семьи.

Начертательное письмо, т.е. собственно письмо, связано с использованием специальных графических знаков и имеет большие, чем предметное письмо, возможности для общения и сообщения информации.

Письмо. Происхождение, основные этапы развития письма. Графика. Алфавит.

Письмо является дополнительным средством общения. Возникло оно из-за необходимости передать мысль другому племени и потомкам. Письмо относится к величайшим изобретениям человечества. Письмо помогает людям общаться в тех случаях, когда общение звуковым языком или невозможно, или затруднительно.

1) Первым историческим типом письма была пиктография , т.е. картинное письмо. Пиктограммы – единицы такого письма выцарапывались, а затем и рисовались на стенах пещер, камнях, скалах, костях животных, на бересте. В пиктографии обозначающим служит схематический рисунок человека, лодки, животных и т. П.

2) Идеограмма . Идеография – это такое письмо, в котором графические знаки передают не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а те значения, которые за этими словами стоят.

Переход от пиктографии к идеографии связан с потребностью графической передачи того, что не обладает наглядностью и не поддается рисуночному изображению. Так, например, понятие «бодрствование» нельзя нарисовать, но можно нарисовать тот орган, через который оно проявляются. т. е. через изображение глаза, Таким же образом «дружбу» можно передать изображением двух рук, пожимающих одна другую, «вражду» – изображением скрещенного оружия и т. п. Рисунок в этих случаях выступает в переносном, а тем самым и в условном значении.

Китайское письмо. Потребность убыстрения письма и возможность передавать более сложные по содержанию и длинные по размерам тексты привели к схематизации рисунков, к превращению рисунков в условные значки – иероглифы.

Иероглифы – «священные письмена» резали на кости и других материалах.

3)фонография – тип письма, отражающий произношение слов. Звуковая азбука для писания; фонетическая система письма. А) слоговое (каждый письменный знак обозначает определённый слог) б) вокально – звуковое (буквы обозначают в основном звуки речи)

Этапы развития письма:

В результате эволюции пиктограммы, идеограммы и силлабограммы возникает буква – знак вокально – звукового письма. (пр: древнегреч. Буква А называлась «альфа» и обозначала гласный [a]).

Но история письма – это не только история начертания букв, вместе с тем это и история становления современных алфавитов, графики.

Алфавиты.

Буквенно – звуковое письмо сейчас образует 4 наиб. распростр. семьи алфавитов – латинскую, славяно – кирилловскую, арабскую и индийскую. Образование современных семей алфавитов – результат истор. развития народов и их письменности. Семьи алфавитов не совпадают с семьями языков по их происхождению (славянские яз. Используют кириллицу и латиницу)

Алфавит – совокупность букв какого-либо фонографического письма, расположенных в исторически установленном порядке. «алфавит» образовано от названий двух первых букв греч.алфавита – альфы и беты, также как азбука = аз+буки.

Его происхождение уходит корнями в такие древние страны, как Египет, Финикия, Греция.

2 в. Тысячелетия – появление консонантно – звукового письма, нач. 1-го тысячел. – вокализированное звуковое письмо.

Возникли ветви восточного письма:

1. Еврейская ветвь

2. Сирийская

3. Иранская

4. арабская

развитие их связано с распространением 4х религий Переднего Востока – иудаизма (еврейское), восточного христианства (сирийское), зороастризма (иранское) и мусульманская (арабское). Из западного письма наиболее известны греческий алфавит, латиница и кириллица.

Греческий алфавит.

Греки изначально пользовались консонантным письмом. 403 г. До н.э. при Евклиде вводится классич. греч. алфавит (Афины). Состоял из 24 букв. Вклад греков в становлении алфавита в том, что были введены буквы для обозначения гласных (альфа, бета, гамма). Второе – греки стали писать не справа налево, а наоборот, как мы пишем сейчас.

* Эллинистический (4-1 вв до н.э.), римский (1в. До н.э. – 4 в. н.э.) и византийский периоды (4-5 в. н.э.) алфавит совершенствовался, так как развились скорописные почерки (благодаря исп-ю папируса и пергамента) и были созданы диакритические знаки.

В визант. период оформились 2 начертания букв – прописное и строчное. Затем возникла латиница на основе западногреч. Письма, а на основе византийского письма возник славянский и кириллица.

Латиница

753 г. До н.э. – образовался г. Рим. Объединение племён в один народ, развитие хозяйства и гос-ва потребовало упорядоченного письма. На возникновение латинского письма оказала влиянии письменность греческих колонистов и этрусков. Алфавит включал 23 буквы.

14 в. – появление бумаги и изобретение книгопечатания – решающее значение для распростр. единого письма. Латинский алфавит оказал большое влияние на формирование письма других народов, они сохраняют состав букв латинского алфавита + были добавлены пара букв -> звуков было больше, чем лат.букв -> усовершенствовали алфавит введением диакритик и лигату. Диакритики для уточнения или изменения звук.знач. букв. Лигатура – буква, составленная из двух или более букв. (ст-слав. «шта»)

Кириллица.

Конец 9 – нач. 10 в. – возникновение славянского алфавита, создано две азбуки – глаголица и кириллица. Связано с именем Кирилла и Мефодия.

Кириллица – переработка византийского алфавита 7-8 вв. Были введены дополнительные буквы (пр:буки, живете, йотированные, юсы). Кириллица получила распространение у южных и восточных славян.

Графика.

Графика – буквы алфавита и диакритические знаки в их отношении к звуковому строю языка. Она изучает соотношение букв и звуков языка.

Буквы обозначают звуки языка, его фонемы, но совпадение звуков и букв является неполным. В связи с этим появились правила чтения (графические) и правила написания слов (орфографические).

Степень устойчивости чтения одной и той же буквы в разных языках неодинакова: бОльшая в русском и немецком, чем в английском. (table [‘teibl]– стол [стол]). Это несовпадение буквы и звука возникает из-за того, что одна и та же буква имеет несколько фонетических значений. (так, англ. «а» произносится то как [эй], то [э], русская О произносится различно дом [o] и вода [вАда]

1) слоговый принцип графики объясняет различное написание одной и той же фонемы, фонетическую многозначность многих букв. Принцип заключается в том, что чтение буквы определяется её сочетанием с другими буквами. (русская С читается различно в словах «сын», «синь», «сшить»: [c], , [ш"], англ: C – cat, circle – [k] )

Также этим принципом объясняется правило чтения я,ё,ю,е. В начале слова (после гласных и разделительных Ъ,Ь) эти буквы обозначают два звука – [j] и гласные [a][o][у][э], после согласного они обознач. Мягкость (мямля), (мою)

Считается, что письменность появилась в конце IV тысячелетия до н.э. в Шумере. Немногим позже письмо стали использовать египтяне, а к 2000 году до н.э. оно появилось в Китае. Развитие письменности происходило по следующей схеме: в начале смысл определенных понятий или процессов передавался с помощью рисунка, потом появились иероглифы и, наконец, в I тысячелетии до н.э. финикийцы придумали алфавит.

Возникновение речи является основной предпосылкой к появлению письменности. Ведь едва научившись говорить, первобытный человек столкнулся с необходимостью фиксировать свои мысли или слова для того, чтобы передать информацию сородичам либо сохранить уже накопленные знания для следующих поколений. В свою очередь письменность оказывает достаточно сильное влияние на сам язык. Она делает его более стабильным и оформленным, а также расширяет и укрепляет круг понятий и категорий, которые окружают человека в повседневной жизни.

Значение письменности в истории развития человеческой цивилизации невозможно переоценить. Внешний мир, повседневная жизнь, внутренние переживания – все это находит отражение в языке. И письмо становится одной из важнейших форм существования последнего, поскольку исключительно с помощью записей можно сохранить какую-либо информацию за пределами человеческой памяти. Так, археологи до сих пор находят древние образцы письменности, по которым восстанавливается картина развития той или иной культуры, а также определяются характерные особенности проживавших на определенных территориях этносов.

Известно, что появление письменности стало весьма энергичным импульсом в развитии человеческой цивилизации. Более того, история начинается именно с того момента, когда наши предки впервые попытались запечатлеть свои представления об окружающем мире. Основной предпосылкой к возникновению письма являлось развитие устной речи.

Цивилизация древних инков являлась крупнейшей на американском континенте. И довольно длительное время историки удивлялись тому, что на территории индейских поселений не было найдено ни одного намека на письменность. Ясно было только одно – такое крупное государство никак не могло обойтись без письма. Ведь с его помощью должны были заключаться договора и союзы, вестись торговля, да и в простом хозяйстве оно было бы весьма полезным инструментом.

«Узел судьбы» – так говорят, когда имеют в виду какой либо трудный период в жизни человека. И мало кто задумывается о том, откуда пошло это выражение. Здесь следует отметить, что узлы сопровождают человека с самых давних времен – без них не могли обойтись охотники, рыбаки, земледельцы, торговцы, солдаты и т.д. Более того, история свидетельствует о том, что даже письмо когда-то было узелковым – с его помощью осуществлялась передача самой разнообразной информации в закодированном виде.

Узелковое письмо Китая – одно из самых необычных явлений в истории человеческой цивилизации. Красивые и сложные узоры, которые сегодня может попытаться повторить только мастер, да и то лишь при помощи специальных приспособлений, китайцы плели еще в III тысячелетии до н.э.

С развитием речи и интеллекта человек понял, что далеко не все знания можно хранить в памяти – передаваясь из поколения в поколение, они будут неизбежно искажаться и теряться. Тогда и возникла письменность, которая позволяла фиксировать различную информацию для сородичей и потомков.

Пиктография – древнейший вид письменности, который сохранился у некоторых народов мира и по сей день. Следует отметить, что данная разновидность письма не является фонетической, то есть не передает звучания слов. Она представляет собой набор изображений предметов, событий или каких-либо действий. К примеру, с помощью пиктографии можно было запечатлеть успехи на охоте, передать соплеменникам предостережение о воинственных соседях или рассказать о природных явлениях, характерных для определенного времени года или определенной местности.

Идеография – это отдельная разновидность письма, знаки которого обозначают определенную идею. Это является фундаментальным отличием от пиктографии, изображения которой передают значение конкретных объектов или предметов. Появление идеографического письма напрямую связано с развитием мышления и, следовательно, языка, когда человек научился разделять речь на отдельные элементы – слова.

Развитие письменности напрямую связано с эволюцией человеческого интеллекта. В древнейшие времена примитивное предметное или пиктографическое письмо использовалось для передачи простейших понятий и обозначения наглядных предметов или вещей. Но с течением истории отмечено интенсивное развитие мышления и языка и, как следствие, появилась необходимость обозначения отдельных слов или словосочетаний. Их же совокупность позволяла фиксировать различные абстрактные понятия

Иерографическое письмо – одна из самых необычных разновидностей письменности. Дело в том, что любой иероглиф не передает фонетического звучания слова или словосочетания. В зависимости от контекста он имеет определенный смысл, образно описывая отдельные предметы, явления, понятия или категории. Иерографическая письменность характерна в основном для народов Востока, хотя и в других уголках мира встречаются порой свидетельства о том, что наши предки передавали информацию следующим поколениям с помощью иероглифов.

Китайская каллиграфия – это искусство изображения…слов. Она представляет собой нечто среднее между обычным письмом и рисунком – иероглифы, написанные методами каллиграфии, не только передают определенный смысл читающему, но и доставляют ему эстетическое наслаждение. Ключевой особенностью каллиграфии является наличие гармонии духа и движения. Это означает, что изображение мысли, которую пишущий желает передать на письме, должно быть оформлено так, чтобы читателю был понятен не только смысл написанного, но и настроение или душевное состояние, вызываемое им.

Письменность является характерной чертой нашей цивилизации. Ее появление напрямую связывают с развитием человеческого интеллекта. Усовершенствование системы письма стало основой для зарождения политических, экономических и социальных отношений. Но если ни один современный человек уже не мыслит себя и окружающий мир без письменности, то в давние времена она была доступна лишь избранным. Лишь особы, приближенные к божеству или правителю, имели право на получение знаний о письме – так от внимания недоброжелателей оберегалась важнейшая информация, касающаяся верований, ритуалов и научных знаний.

Слоговое письмо представляет собой фонетическую систему. Ее простейшими элементами являются отдельные знаки или совокупность символов, обозначающие определенные слоги, которые состоят из согласного звука с гласным или же одного гласного. Слоговые системы возникли на основе логографии, а следующей ступенью развития письменности является буквенно-фонетическое письмо, которое используется сегодня практически повсеместно.

Литература

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. Изд. 6-е, переработанное и дополненное. – М., 1984.

Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. – Л., 1971. – С. 90-107.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989. – С. 110-131.

Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1983.

Русское сценическое произношение / Отв. ред. С.М. Кузьмина. – М., 1986.

Графика

Понятие о графике

Графика (греч. graphikē, от graphō – пишу, черчу, рисую) – это, во-первых, совокупность средств письменности, система отношений между буквами и звуками (фонемами), а также сами начертания букв, знаков; во-вторых, раздел языкознания, изучающий начертания к звуковые значения письменных знаков, в первую очередь букв.

Как указывалось ранее, в транскрипции, которая является особым видом письма, используются также другие графические знаки (знак мягкости, долготы, слоговости и т.д.).

Степень совершенства графической системы языка определяется соответствием букв звукам (фонемам). Идеальной графической системой является система, обеспечивающая однозначное соответствие между буквой и звуком (фонемой).

Современная русская графика делится на рукописную и печатную. Рукописная графика русского языка основывается на древнерусском письме, Основы печатной графики были заложены реформой Петра I, в результате которой был введен гражданский шрифт с округлым очертанием букв и без надстрочных знаков.

Происхождение и основные этапы развития письма.
Значение письма в истории развития общества

Письмо представляет собой знаковую систему фиксации речи, которая позволяет передавать информацию в пространстве и во времени.

Первичным способом общения является устная речь, возникшая примерно 500 тысяч лет тому назад. Вторичным способом общения является начертательное письмо, появившееся около 6 тысяч лет тому назад (древнеегипетское письмо известно с конца 4-го тысячелетия до н.э., критское, китайское – со 2-го тысячелетия до н.э. и т.д.); буквенное письмо существует около 3 тысяч лет.

Письменность является величайшим изобретением человечества, закрепляющим достижения науки, техники, культуры, оказывающимся основой цивилизации.

Предметное письмо как предыстория
начертательного письма

Можно выделить два этапа развития письма: 1) письмо, не связанное с языком, с его лексикой, грамматикой и фонетикой, – предметное письмо, символическая или условная сигнализация; 2) письмо, связанное с языком, – начертательное письмо.

Первоначально возникло предметное письмо, в котором средствами общения являлись предметы, звери, птицы и т.д.

Письмо, не связанное с языком, предметное письмо, подразделяется на символическую и условную сигнализацию.

При символической сигнализации предмет оказывается символом. Примером символической сигнализации является послание скифов персам, упоминание о котором содержится у греческого историка Геродота в V веке до н.э. Скифы послали лягушку, мышь, птицу и пять стрел; это послание предостерегало персов от возможности быть осыпанными стрелами при вступлении на землю скифов, если персы не научатся прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в норы, как мыши, летать, как птицы.

При условной сигнализации предметы сами по себе являются не символами, а условными знаками, о значении которых договариваются заранее. В качестве примеров условной сигнализации можно привести перуанское письмо кипу, состоящее из палочки, к которой привязаны шнурки разных цветов и размеров с узелками; письмо североамериканских индейцев; ирокезское письмо вампум, в котором использовался пояс или жезл с ракушками разного цвета и размера.

Значение узелков на шнурках и комбинаций ракушек обычно было известно жрецам. Таким способом передавалась схематичная, заранее определенная информация, например, предупреждение о бедствии.

Способы передачи сообщений при помощи предметов, имеющих условное значение:
а – вампум; б – кипу; в – бирки (целая и расколотая).

Элементами письма можно считать стрелки, показывающие направление пути, семафоры, светофоры, морские и речные сигналы флагами, фонарями; поднесение хлеба и соли как признак гостеприимства у славян, брошенная перчатка как вызов на дуэль, тыква как отказ от супружества на Украине; использование цвета предметов: белого как символ чистоты, красного как символ любви, черного как символ траура и печали; использование числа предметов: четное число цветов – покойнику, семь – символ хорошей семьи.

Начертательное письмо, т.е. собственно письмо, связано с использованием специальных графических знаков и имеет большие, чем предметное письмо, возможности для общения и сообщения информации.

Этапы развития начертательного письма

Первый этап начертательного письма – пиктография , т. е. письмо рисунками (от лат. pictus – живописный и греч. graphō – пишу). Археологами и этнографами обнаружены образцы пиктографического письма на стенах пещер, на скалах, камнях.

РИСУНОЧНОЕ ПИСЬМО ИНДЕЙЦЕВ СИУ

Эта надпись рисунками, судя по всему, гласит: четверо мужчин поймали буйвола. Один остановил его, накинув ему лассо на шею. Другой воскликнул: "Я набросил ему лассо на передние ноги". Третий закричал: "Я отрублю ему голову топором". Четвертый выпустил в буйвола четыре стрелы. В это время женщина говорит своему мужу: "Вот тебе твой лук и стрелы, помоги им убить буйвола".

Пиктограмма представляет собой схематический рисунок определенной жизненной ситуации (охоты, сражения, поездки и т. д.), передающий целое сообщение, не расчлененное на слова. В пиктограмме несущественна художественная выразительность, а важно, в какой степени рисунок отражает значение сообщения.

Известны, например, такие пиктограммы, как "дневник" эскимоса-охотника; в нём рассказывается об охоте человека на двух животных, о встрече с другим охотником, с которым он на лодке перебрался к жилищу; в пиктограмме "прошение" индейцев передано обращение к президенту семи племен (журавля, трех куниц, медведя, морского человека и морского кота) относительно права на рыболовство в некоторых озерах (см. рис. на с. ____).

Обнаружены также наскальные изображения военных походов, мирного труда, предупреждения об опасности в горах, сделанные индейцами. Росписи в храмах, рассказывающие о сотворении мира, о рождении, жизни и смерти Христа, тоже являются своеобразными пиктограммами. Пиктограммы помогают понять причины возникновения изобразительного искусства как способа отражения действительности, передачи информации современникам и потомкам.

В пиктографии хорошо отражается все конкретное, значительно труднее отразить абстрактное. Переход от пиктографии к идеографии и вызван прежде всего необходимостью передавать на письме абстрактные понятия – любовь, дружбу, отечество и др.

Петиция, посланная семью индейскими племенами Конгрессу США относительно права на рыболовство в некоторых озерах. Линии, соединяющие глаза и сердца животных, показывают, что все семь племен единодушны с главным племенем ошкабави, которое представлено в виде журавля; линия, соединяющая глаз журавля с озерами, о которых идет речь (внизу, слева), и линия, уходящая вперед, по направлению к Конгрессу, указывают на просьбу, с которой обращаются племена.

В настоящее время пиктография используется как средство наглядности (особое значение это имеет для неграмотного или малограмотного человека, для иностранца). Пиктограммами являются рисунки на вывесках – бублик, конфеты, сапог; некоторые дорожные знаки, например, с изображением ножа и вилки, велосипеда; картинки в букварях, с которыми дети знакомятся до того, как начинают читать; изображение официанта, уборщицы и т. д. у кнопок звонков в гостиницах.

С развитием абстрактного мышления для выражения понятия возникает идеография , т.е. письмо понятиями (от греч. idea – идея и graphō пишу).

Идеограмма, как и пиктограмма, в начале развития идеографии остается таким же рисунком, поэтому часто одни и те же образцы письма расцениваются то как пиктограммы, то как идеограммы. Но идеограмма, в отличие от пиктограммы, обозначает не предмет, жизненный факт, а понятие, т. е. рисунок (графический знак) становится символом, знаком понятия. Так, например, изображение змеи как эмблемы медицины связано не с самим животным, а с функцией исцеления, принадлежащей змеиному яду; рисунок выступает как бы в переносном значении. Знак начинает соотноситься со словом, поэтому идеограмма называется также логограммой (от греч. logos – слово).

Увеличение размеров текста привело к необходимости ускорения письма, а следовательно, к схематизации рисунков, которые превратились в иероглифы (от греч. hieroglyphoi – священные письмена, резьба жрецов). В результате этого знак лишился конкретности и стал условным.

С развитием письма происходит изменение и в используемом для письма материале, и в пишущих инструментах. Если сначала производились надписи на скалах, камнях, коре деревьев, то в дальнейшем стал использоваться папирус, нильский тростник, пергамент (специально обработанная кожа); впоследствии в Китае была изобретена бумага. Орудия, с помощью которых наносились царапины на древесную кору, заменились пишущими инструментами – кисточкой, пером. Облегчение способа письма приводило к дальнейшему упрощению и схематизации иероглифов.

Иероглифическое письмо было распространено в Месопотамии, Египте, Китае.

Идеография более удобна, чем пиктография, так как иероглифы передают понятия. Идеографическое письмо не связано с передачей слов в их грамматическом и фонетическом оформлении, понятно носителям различных диалектов одного и того же языка.

Но при идеографическом письме необходимо запоминать большое количество знаков, так как каждое понятие имеет свое обозначение. Так, например, в современном китайском языке отмечается около 40 тысяч иероглифов, правда, реально используется от 2 до 6 тысяч.

Элементы идеографии в настоящее время используются в дорожных знаках: восклицательный знак – осторожно, прямоугольник – проезд запрещен, крест – перекресток и т. д.; в картографии и топографии: обозначение населенных пунктов, полезных ископаемых, железных дорог и т. д. Иероглифами являются цифры, научные символы: математические – +,,,:, <, >, , химические – Na, Сu, О, Н, Н 2 О, НСl, шахматные – Фв3-d5 и т. д.

Использование идеографии в научной терминологии объясняется необходимостью выразить научное понятие точно, кратко.

С развитием торговли, с установлением государственности возникала необходимость сделать письмо более простым, доступным все большему числу людей.

Одно направление в упрощении письма было связано с лексикой и возникло в китайской письменности. Для обозначения понятия стали сочетать знаки; например, понятие "лаять" обозначалось объединением знаков "собаки" и "рта". Такой путь сокращения количества идеограмм был непродуктивным, так как сочетания знаков понимались с трудом и требовали дополнительного запоминания.

Другое направление было связано с грамматикой, но оно могло использоваться только в языках с морфемной членимостью слов. При этом корни обозначались уже имеющимися иероглифами, а аффиксы – новыми. Но такой способ тоже не сокращал количества идеограмм, так как и количество корней бесконечно, и аффиксы требуют введения все новых и новых иероглифов.

Третьим этапом в развитии письма явилась фонография , в которой графические знаки стали отражать звуковую сторону языка.

Фонография возникла у египтян и ассиро-вавилонян.

Первоначальным этапом в развитии фонографии явилось силлабическое, или слоговое, письмо, распространенное у ассиро-вавилонян, индийцев. В нем иероглиф обозначал слог. Графическим знаком здесь была не буква, передающая звук (фонему), а силлабема, соответствующая слогу. Такое письмо значительно сокращает алфавит, так как количество слогов определяется десятками или сотнями (100-300 знаков). Употребление письма не требует грамматических знаний. Элементы слогового письма в русской графике используются при обозначении гласными буквами твердости-мягкости предшествующих согласных и в употреблении йотированных букв.

Следующим этапом фонографии являлось звуковое письмо, распространенное у древних евреев и финикиян. Оно носило консонантный характер: буквами обозначались согласные, а гласные обозначались диакритическими знаками, т. е. различными надстрочными и подстрочными знаками. По существу, этот тип письма был переходным этапом от письма слогового к буквенно-звуковому. Первоначально он имел характер консонантно-слогового письма. Алфавит становится еще более экономным: например, в арабском письме было 28 букв для согласных и несколько надстрочных знаков для гласных.

Консонантное письмо, таким образом, возникло из слогового. В слоговом письме были разновидности: могли передаваться сочетания различных согласных с гласными, как в японском письме кана; могли передаваться сочетания различных согласных с определенными гласными, а для обозначения сочетания согласных с другими гласными или без гласных использовались надстрочные знаки, как в современном индийском письме деванагари.

Последним, наиболее совершенным, этапом развития фонографии является буквенно-звуковое письмо, в котором буквами стали передаваться как согласные, так и гласные. Такой тип письма впервые стали использовать греки в начале I тысячелетия до н.э. Графические знаки, обозначающие согласные, были взяты у финикийцев, а для обозначения гласных использовались знаки финикийских согласных, отсутствовавших в греческом языке (финикийские согласные алеф, хе, вав, айн соответствуют греческим гласным альфа, эпсилон, ипсилон, омикрон); для греческих придыхательных согласных были придуманы особые буквы (тата, фи, хи).

Греческий алфавит послужил основой для латинского, славянских и других алфавитов.

Современная русская графика

Графика современного русского языка в той или иной степени отражает все этапы истории письменности.

Пиктография используется, как вспомогательное средство общения, например, в дорожной сигнализации (изображение детей, означающее "Осторожно, дети!"; рисунок руки с вытянутым указательным пальцем как знак направления и т.п.), в указателях на выставках, на международных соревнованиях и т.п. Пиктография играет важную роль в условиях многоязычия или неграмотности населения, а также как художественное средство (детские и юмористические рассказы в картинках).

Идеография применяется в составе вспомогательных подсистем письма: цифры, знаки четырех арифметических действий (+, , , :), алгебраические и химические формульные знаки, некоторые дорожные знаки (прямоугольник – "кирпич", обозначающий, что проезд запрещен; зигзаг как знак крутого поворота; крест как знак пересечения дорог и т. п.).

Силлабическое письмо используется при обозначении гласными буквами твердости-мягкости согласных и при передаче слога йотированными буквами.

Буквено-звуковое (консонантное) письмо находит отражение в написаниях типа СПб (Санкт-Петербург).

Основным видом графики современного русского языка является фонография.

Типы алфавитов

I. Алфавитом (азбукой) называется совокупность букв, расположенных в определенном порядке. Слово "алфавит" образовано из названий первых двух греческих букв: альфа (α) и бета, по-новогречески вита (β). Слово "азбука" образовано из названий двух первых славянских букв: аз (а) и буки (б).

II. Буквы – письменные знаки, передающие звуковой облик слов языка, его отдельные звуковые элементы.

В зависимости от способа обозначения гласных существует три типа алфавитов: 1) гласные обозначаются особыми буквами – греческий, латинский, алфавиты славянских, романских языков, алфавиты большинства языков мира; 2) гласные обозначаются отдельно стоящими диакритическими (надстрочными или подстрочными) знаками – арабский, еврейский и другие алфавиты; 3) гласные обозначаются диакритическими знаками, присоединенными к буквам, обозначающим согласные, – индийский, эфиопский и другие алфавиты.

Все современные алфавиты восходят к финикийскому (древнесемитскому) буквенному консонантному письму.

Первоначально каждый из 22 знаков финикийского письма воспринимался как соответствие сочетанию определенного согласного с любым гласным, а впоследствии – как соответствие только определенному согласному. Чисто консонантное письмо затрудняло понимание текстов, и поэтому уже в первой половине 1-го тыс. до н. э. начали прибегать к использованию знаков, соответствующих согласным, близким по месту образования к гласным.

Финикийское письмо было заимствовано окружавшими финикиян народами: к нему восходят еврейское и арабское письмо, письменности Центральной Азии и Индии; оно было усвоено и усовершенствовано греками, а у последних позаимствовано римлянами.

До возникновения алфавитного письма греки пользовались слоговой письменностью.

Греческое алфавитное письмо предположительно возникло в 9-8 вв. до н. э. В греческом письме, в отличие от финикийского письма, кроме букв, обозначавших согласные, появились буквы для передачи гласных звуков, что явилось новым этапом в развитии письма и сыграло важную общекультурную роль. Алфавитное греческое письмо разделялось на две ветви: восточногреческое письмо и западногреческое. Восточногреческое письмо развилось в классическое древнегреческое и византийское письмо; оно легло в основу славянского кириллического, а также армянского, отчасти грузинского письма. Западногреческое письмо стало исходным для латинского письма.

Классический общегреческий алфавит имел 27 букв; новогреческий алфавит имеет 24 буквы. Первоначально греки, подобно финикийцам, писали справа налево, потом – попеременно, а уже затем слева направо.

Латинское письмо – буквенное письмо, которым пользовались древние римляне и которое легло в основу письма большинства народов Западной Европы. Название происходит от названия древнего племени латинов, населявших область Лаций, центром которой был Рим. Древнейшие латинские надписи датируются 7 в. до н. э. Искусство письма было перенесено в Лаций греками с Пелопоннеса; они поселились на Палатинском холме в центре будущего Рима во 2-й половине II-го тыс. до н. э. В Греции тогда употреблялось еще слоговое письмо. Греческое алфавитное письмо на территории Италии развивалось медленно; собственно латинский алфавит сложился в 4-3 вв. до н.э.

В древнейших латинских надписях письмо имеет направление и справа налево, и слева направо; использовался и способ "бустрофедон": первая строка справа налево, вторая – слева направо и т.д.; с 4 в. до н.э. прочно установилось направление письма слева направо. Знаков препинания в античном письме не было. Отсутствовало деление на прописные и строчные буквы. Слова отделялись друг от друга обычно словоразделительн ыми знаками, которые ставились на уровне середины букв. В латинской письменности большинство занадногреческих букв сохранило исконное значение. Но в латинский алфавит вошли не все греческие буквы; некоторые буквы изменили свое значение, начертание; появилось и новые буквы. Так, во II в. появилась начертание W; в XVI веке были введены буквы J и U.

В послеантичное время возникло деление букв на прописные и строчные, появились знаки препинания.

Латинское письмо еще в эпоху Римской империи приобрело международный характер. В средние века латинский язык стал богослужебным языком во всех государствах Западной Европы и языком науки. На базе латинского письма сформировались современные системы письма народов Западной Европы (немецкая, английская, французская, испанская, португальская, датская, шведская и др.), системы письма Америки, Австралии, большинство алфавитов Африки, некоторые алфавиты народов Азии.

В национальных системах письма, которые имели в своей основе латинское письмо, его приспособление к соответствующим фонетическим системам осуществлялось главным, образом за счет введения диакритических знаков, например: ö, ä, ü в немецком языке, в польском и литовском языках, ñ в испанском языке. Отдельные звуки (фонемы) стали передаваться сочетаниями букв, например: ch, sh, th, ph, ea, ou в английском языке; ch, sch, tsch – в немецком языке.

Современный латинский алфавит имеет два типографских вида: латиница (или антиква) и готический шрифт (или фрактура); первый вид, близкий к древнему, является господствующим.

Латинский алфавит

Прописные

Строчные

Названия

Произношение

«Кирилло-мефодиевской письменности суждено было сыграли значительную культурную и политическую роль. Созданная ими письменность расценивается как фундамент новой славянской культуры -- той культуры, которая выводит славянство на уровень «великих» народов. Таким образом, Константин и Мефодий, положив начало христианской образованности славян, дав христианский импульс их национальному духовному развитию, предрешили тем самым их особую культурно-историческую роль среди Других европейских народов. Через все дошедшие до нас памятники красной нитью проходит идея, что все народы равны между собой и что все они имеют право черпать лучшие ценности из сокровищницы мировой культуры, -- идея, придающая подвигу Первоучителей высокое гуманистическое звучание. Возникновение старославянского языка было огромным событием и в мировой истории: на путь цивилизации вступили новые народности, которым предстояло славное будущее».

Значение письменности для человечества

«Джеймс Г. Брестед, знаменитый чикагский историк и востоковед, сказал однажды: «Изобретение письма и удобной системы для записи на бумаге имело большее значение для дальнейшего развития человеческого рода, чем какое бы то ни было другое интеллектуальное достижение в истории человека». К этому утверждению можно присоединить мнение многих других великих людей, среди них Карлейля, Кантя, Мирабо и Ренана, веривших, что изобретение письма положило подлинное начало человеческой цивилизации. Такого рода взгляды получили поддержку этнографов, неоднократно утверждавших, что, подобно тому, как язык отличает человека от животного, так письмо отличает цивилизованного человека от варвара».

«Невозможно даже представить себе, каким путем могло пойти развитие цивилизации, если бы на определенном этапе своего развития люди не научились фиксировать с помощью определенных символов нужную им информацию и таким образом передавать и сохранять ее. Очевидно, что человеческое общество в таком виде, в каком оно существует сегодня, просто не могло бы появиться».

«В нашем современном обществе трудно представить себе интеллигентного и культурного человека, который не умел бы читать и писать. Искусство письма стало столь распространенным, что оно составляет теперь органическую и необходимую часть нашей культуры. Мы прошли долгий путь с той поры, когда гордые, но неграмотные короли средневековья ставили вместо своего имени крест. В наши дни неграмотный человек не может рассчитывать на успешное участие в прогрессе человечества, и это касается как отдельных индивидуумов, так и любых групп индивидуумов, а также целых социальных слоев или этнических единиц. Значение письма нетрудно понять, если попытаться представить себе наш мир без письма. Что бы мы делали без книг, газет, писем? Что бы произошло с нашими средствами коммуникации, если бы мы вдруг утратили способность писать, или с нашими знаниями, если бы мы не смогли прочесть о достижениях прошлого? Письмо имеет такое значение в нашей повседневной жизни, что я готов утверждать, что наша цивилизация скорее могла бы существовать без денег, металлов, радио, парового двигателя или электричества, нежели без письма».

На мой взгляд, важность письменности заключается также и в том, что на сегодняшний день каждый из нас имеет возможность узнать не только о традициях своей нации, но и прочитать о жизни и традициях практически любого народа мира. Чтение книг о других государствах может расширить кругозор человека. Благодаря письменности мы можем без искажения (которое непременно бы появилось, если бы информация передавалась от человека к человеку на словах) прочитать интересующие нас книги.

Однако вследствие широкого распространения письма нанесен непоправимый ущерб устной традиции. Если сравнить знания современного человека о своих предках со знаниями о предках народа, у которого нет письменности, то мы увидим большую разницу. У народов, у которых нет письменности, нет возможности фиксировать информацию, поэтому они просто ее запоминают. Мне кажется, что из-за этого у народов без письменности намного сильнее развита память и больше возможностей к запоминанию разнообразных вещей и текстов.

Письменность также очень тесно взаимосвязана с языком. Без языка письменность просто не могла бы существовать. Но и язык тоже неотделим от письменности. Я считаю, что, например, в настоящее время современному человеку будет очень сложно выучить иностранный для него язык без письменных источников.

Кроме того, письменность оказывает непосредственное воздействие на сам язык. Она отчасти тормозит его развитие, поскольку многие вновь появившиеся в языке слова просто не употребляются в письме. Это доказывает тот факт, что мы можем с легкостью прочитать документы столетней и даже двухсотлетней давности.

Люди пользуются устной речью около 500 тысяч лет. Письмо возникло гораздо позднее. Первоначальные формы начертательного письма появились 5 тысяч лет тому назад, а буквенному письму менее 3 тысяч лет.

Письменность - одно из самых важных культурных завоеваний человечества. Цивилизация возникает вместе с появлением письма. Без письма были бы невозможны те достижения науки, техники, культуры, которыми современный мир отличается от первобытного.

До возникновения письма человеческие знания передавались от одного поколения к другому устно. Поэтому накопление этих знаний происходило чрезвычайно медленно. Многие человеческие коллективы были разделены барьерами естественными, географическими - горами, морями, океанами - или социальными - религией, обычаями, языком, разной государственной принадлежностью. Поэтому человеческие открытия, сделанные на одной территории, становились известными на другой территории спустя долгое время, а до некоторых мест и не доходили вовсе. Колесо и плуг появились в Америке вместе с проникновением туда европейцев. Аборигены Америки этих предметов не знали.

Устная речь ограничена во времени и пространстве. Произнесенное можно услышать только в момент речи. Разговаривать можно только на небольшом расстоянии. Письмо преодолевает эти ограничения. Мы можем прочесть то, что писалось вчера или тысячу лет тому назад. Мы читаем книги, написанные в разных странах мира, получаем письма из разных уголков Земли.

Изобретение радио, телефона, звукозаписи позволило передавать на расстояние и хранить долгое время речь звучащую. Но письменная речь имеет много преимуществ перед устной речью. Что легче - прочесть книгу или прослушать ее в записи чтеца? Тем более если это не художественное произведение, а, например, учебник русского языка. Книгу можно быстро просмотреть, найти по оглавлению нужную страницу, взять с собой в дорогу.

Огромное значение письма в жизни людей вызывало у древних народов представление о его божественном происхождении. Повсюду, как на Востоке, так и на Западе, введение письма приписывается божеству.

Письмо, как и язык, представляет собой внешние символы нации.

Именно поэтому многие завоеватели уничтожали письменные памятники покоренных народов. Испанцы, завоевав Мексику в 1520 г., сожгли книги ацтеков: ведь они напоминали бы туземцам о их былом величии. По этой же причине нацисты, стремившиеся уничтожить идеологии, враждебные их собственной, сжигали книги своих противников.

Еще по теме § 139. ЗНАЧЕНИЕ ПИСЬМА В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА:

  1. ПИСЬМО 28 139 Ученейшему и высокоопытному мужу Иоанну Боуместеру 139 от Б. д. С.
  2. Y.5. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ МАРКСИЗМА И СОВРЕМЕННЫЕ «ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ» И «ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЕ» КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  3. 1.2. Значение инновации в социально-экономическом развитии общества
  4. Философия истории как особый тип теоретических размышлений о возможных закономерностях развития общества
  5. § 75. История развития заложных значений в изображении ученика Потебни А. В. Попова
  6. § 75. История развития заложных значений в изображении ученика Потебни А.В.Попова
  7. К ИСТОРИИ СТИЛЕЙ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА («Письма из Франции» Д. И. Фонвизина и «Письма русского путешественника» Н- М. Карамзина)