ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Перспективное планирование по развитию речи в средней группе. Перспективно-тематический план работы по произношению и развитию речи в средней логопедической группе

Цель курса: развитие умений говорения и слушания, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.

Задачи курса:

  • развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих.
  • развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением.
  • расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
  • развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;
  • формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
  • развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
  • формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
  • развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

Знакомство с нашими героями. «Игрушки» Учить детей составлять описания игрушек. Воспитывать навыки культурного общения, активизировать словарь; употреблять антонимы, форму множественного числа родительного падежа существительных.
«Составление рассказов об игрушках» (Кошка, собака, лиса) Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках. Закрепить правила обращения с игрушками. Развивать сосредоточенность внимания.
Заучивание наизусть: «Мяч» С.Я.Маршак Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение; отрабатывать речевое дыхание (произнесение на одном выдохе звука ш); воспитывать навыки драматизации. Упражнять детей в употреблении глаголов с приставками.
«Пересказ сказки «Репка» Формировать представление о том, что такое народная сказка. Формировать умение пересказывать знакомую сказку сообща, по «цепочке». Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием.

Октябрь

«Осень» . Закрепить знание об осенних месяцах, о признаках осени. Развивать внимание, творчество, умение отгадывать загадки; развивать правильную речь.
Рассказывание по картине «Осенний день» Упражнять в целенаправленном рассматривании сюжетной картины, в ответах на вопросы по ее содержанию;
«Овощи» Познакомить с названием овощей, с местом их выращивания; учить описывать овощи; отгадывать загадки; упражнять в употреблении уменьшительно ласкательных слов, а также в употреблении существительных множественного числа.
Фрукты» познакомить детей с названием фруктов, учить описывать фрукты, сравнивать; отгадывать загадки, согласовывать определения и существительные;
развивать речь
«Фрукты-овощи Пополнить знания детей о том, как и хранят люди урожай фруктов и овощей, как заготовляют продукты на зиму; активизировать словарь; формировать навыки связной речи.
«Изменение в природе в октябре» Учить рассказывать об изменениях в природе в октябре, описывать природу в октябре; согласовывать существительные и определения.
«Лес осенью»
Дид. Упр-е «Сколько слов в предложении»
Помочь детям воспринимать поэтическое описание осенней природы; формировать элементарное представление о предложении; активизировать словарь.
Заучивание наизусть: А.Плещеев «Осенью» Учить характеризовать приметы глубокой осени при рассматривании картин и иллюстраций, узнавать эти приметы в стихотворениях; помочь запомнить стихотворение А. Плещеева, выразительно читать его.

Ноябрь

«Загадка-описание» Учить детей составлять и отгадывать загадки-описания; воспитывать умение сравнивать, аргументировать; развивать творческое воображение; совершенствовать навыки связной речи.
«Как мышка перехитрила кошку». Рассказывание по серии картинок с общим сюжетом Учить составлять рассказ по сюжетной картинке, отвечать на вопросы по ее содержанию. Обогащение активного словаря.
«Поздняя осень» Учить описывать природу в ноябре, строить сложноподчиненные предложения со словом потому что
«Дом» . Познакомить с разными домами, учить описывать дома; упражнять в употреблении существительных множественного числа.
«Мебель» Упражнять в употреблении местоимений МОЙ, МОЯ, а также слов во множественном числе; познакомить с названием мебели и ее составными частями; учить сравнивать отдельные предметы мебели, описывать мебель
«Семья» Познакомить с разными домами, учить описывать дома; упражнять в употреблении существительных множественного числа.
«Посуда» Расширить запас слов по теме «Посуда»; познакомить с составными частями предметов; учить употреблять предметы в единственном и множественном числе в именительном и родительном падежах, описывать предмет
Сказка «Руковичка»
Пересказ
Повторить знакомую уже детям сказку, совершенствовать умение отвечать на вопросы воспитателя; рассказывать сказку по ролям.

Декабрь

«Головные уборы» Познакомить с названием предметов одежды, головных уборов; учить сравнивать предметы, познакомить с составными частями предметов; развивать речь.
«Одежда» Учить описывать предметы одежды, подбирать одежду по сезону. Совершенствовать навыки речевого общения; обогащать представление об окружающем
«Составление рассказа по картине «Собака со щенятами» Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию. Способствовать проявление творчества при попытке понять содержание картины. Формировать умение включаться в совместное с воспитателем рассказывание. Развивать память, внимание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая.
Заучивание наизусть: И.Суриков «Зима Помочь почувствовать красоту и лиричность произведения И.Сурикова. Учить выразительно читать стихотворение наизусть.
«Составление повествовательного рассказа «Приключение Маши в лесу». Формировать умение составлять совместный повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания. Формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа. Упражнять в подборе признаков к животному, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Развивать чувство юмора.
«Зима» Уточнить и обобщить представление детей о зиме, о зимних месяцах. Закрепить знание о признаках зимы. Совершенствовать навыки речевого общения
Рассказывание по картине «Зимние развлечения» Учить связной речи, употреблять сложноподчиненные предложения, описывать изменения в природе зимой.
«Новый год» Учить описывать картинку, фантазировать, составлять предложение по опорным словам.

Январь

«Елка» К.Чуковский Помочь осмыслить и заучить наизусть новое стихотворение; отрабатывать интонационную выразительность речи.
«Звери» Обогатить знания детей о диких животных. Закрепить знание о среде обитания диких животных;
Сказка «Колосок»
Пересказ (отрывок)
Учить детей пересказывать текст без пропусков и длинных пауз, передавать прямую речь; совершенствовать интонационную выразительность речи; развивать чувство языка.
«Домашние животные» Упражнять в употреблении существительных множественного числа, учить сравнивать животных, описывать их; развивать речь детей
Рассказывание по картине «Кошка с котятами» Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию. Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины. Закрепить в речи названия животных и их детенышей. Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений; выполнять правила игры.
«Животные жарких стран» . Дать представление о животных жарких стран. Активизировать словарь детей.
Птицы» Учить описывать домашних птиц; знакомить с антонимами; активизировать знания детей о внешнем виде домашних птиц, их повадках. Воспитывать интерес и любовь к пернатым
Составление рассказов по картинке на тему «Новенькая» Упражнять детей в рассматривании и описании отдельных картинок набора и затем составлении целостного рассказа; развивать речь.

Февраль

«Рыбы» Знакомить детей с рыбами, средой их обитания; учить отгадывать загадки;
упражнять в употреблении существительных множественного числа.
«Хлебные продукты» Познакомить детей с продуктами, сделанными из муки; учить описывать один продукт; развивать речь
«Молочные продукты» Познакомить с молочными продуктами, их пользой для организма; упражнять в употреблении существительных множественного числа.
Пересказ сказки «Теремок» Формировать представление такой особенности народных сказок, как наблюдательность. Формировать умение пересказывать знакомую сказку с помощью моделей. Формировать умение подбирать предметы-заменители на основе отличительного признака (величины), характерного для внешнего вида персонажа. Упражнять в умении отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животных, аргументировать свой ответ.
«Наземный транспорт» Уточнить знания детей о транспортных средствах, пополнить словарь за счет названий автомашин. Познакомить с однокоренными словами.
«Составление рассказов об игрушках» (легковая и грузовая машины). Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках.
Упражнять в употреблении предлогов, их согласовании с именем существительным. Развивать память, слуховое внимание. Закрепить правила обращения с игрушками. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
«Водный транспорт» Познакомить детей с водным транспортом, активизировать в речи соответствующие слова. Закреплять умение объединять предметы в пары по материалу.
«Воздушный транспорт» Знакомить с воздушным транспортом, их составными частями, описывать их; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, развивать речь.

Март

«Город» Познакомить детей с городом, с городскими постройками; найти отличие города от села; учить описывать город
«Мой город – Казань» Учить рассказывать о своем городе, познакомить с историей страны; упражнять в употреблении существительных множественного числа.
«Правила дорожного движения. Светофор» Познакомить с обозначением дорожных знаков, сигналов светофора; развивать речь; активизировать словарь детей.
«Театр, музыкальные инструменты» Познакомить с театром и с музыкальными инструментами. Продолжать учить детей делить слова на части.
«Спорт» Познакомить с различными видами спорта; развивать речь детей; Продолжать знакомить с однокоренными словами; активизировать словарь детей.
«Весна» Учить описывать весну, дать знания о сезонных изменениях, связанных с первыми месяцами весны; упражнять в употреблении существительных множественного числа.
«Посидим в тишине»
Заучивание наизусть
Упражнять детей в дифференциации звуков ч-щ; учить делить слова на слоги. Звуки, совершенствовать навыки выразительного чтения.
«Профессии» Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; обогатить и уточнить представление детей о профессиях взрослых; учить отгадывать загадки про профессии; воспитывать уважение к труду взрослых; активизировать словарь детей.

Апрель

Детский сад» Формировать представление детей о сотрудниках детского сада; трудовых процессах, выполняемых каждым из них; воспитывать уважение к труду взрослых; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, развивать речь
«Перелетные птицы»
Составление рассказа по картинке.
Учить описывать птиц, составлять рассказ по картинке; развивать речь; уточнить представление детей о сезонных изменениях в жизни птиц.
«Лес. Деревья» .Познакомить с названием некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев; отгадывать загадки; активизировать словарь детей.
«Плоды, семена» учить описывать плоды ягод; познакомить с плодами деревьев и кустарников;
«Грибы» Учить описывать грибы; упражнять в употреблении предлогов в речи; развивать внимание, логику; учить классифицировать на съедобные и несъедобные.
«Комнатные растения»
«Фиалка»
Познакомить с названием комнатных растений, способами ухода за ними; учить описывать комнатные растения
«Описание деревьев» Учить сравнивать деревья, описывая их, передавая характерные особенности внешнего строения разных видов деревьев; активизировать словарь детей.
«Любимый сказочный герой» Развивать внимание, мышление, память, умение передавать характерные черты сказочного героя.
«Черепаха» Дать представление о внешнем виде черепахи; учить описывать черепаху, четко произносить слова; активизировать словарь детей.
«День Победы. Военная техника» Дать представление о празднике День Победы; учить рассказывать, отвечать на вопросы; развивать речь детей.
«Садовые цветы» Познакомить с названием садовых цветов, их строение; упражнять в употреблении существительных во множественном числе.
«Полевые цветы» Познакомить с названием полевых цветов, их строение; упражнять в употреблении существительных во множественном числе; учить описывать цветы
«Насекомые» Познакомить с названием насекомых, их особенностями; употреблять в употреблении существительных множественного числа.
«Лето» Познакомить с сезонными изменениями в природе летом. Учить описывать летний день; активизировать словарь детей.
«Ягоды» Познакомить с названием ягод; учить сравнивать ягоды по цвету, размеру; упражнять в употреблении существительных множественного числа.
«Письмо друзьям»
Составление рассказов.
Учить детей составлять интересные рассказы о товарищах по группе (описания внешности и характера, каких-то случаев, интересных и типичных для поведения ребенка); воспитывать интерес и доброе отношение друг к другу.

Используемая литература :

  1. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в детском саду».
  2. Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке», ч.1 и 2. Москва «Баласс», 2007.
  3. М.А. Васильева, В.В.Гербова «Комплексные занятия в средней группе д/с». «Учитель», 2010, г. Волгоград.
  4. Н.Ф.Виноградова «Рассказы-загадки о природе». «Вентана-Граф», 2007.
  5. Н.В.Новоторцева «Обучение грамоте». «Академия, к.»,1999.
  6. Т.А. Торыгина «Какие месяцы в году?», развитие речи в д/с. Москва, 2000.

Перспективное планирование по образовательной области «Коммуникация» раздел «Развитие речи»

в средней группе

Всего часов (в год) – 36

Месяц

Сквозная тема

Подтема недели

Разделы

Тема ОУД

Цель ОУД

Задачи

Кол-во часов

Дата

Сентябрь

Детский сад

Цель. Формирование у детей чувства привязанности, любви к детскому саду, детям, взрослым и развитию интереса к совместной деятельности.

Задачи.

1.Воспитывать у детей чувства привязанности, любви к детскому саду, детям, взрослым.

2.Обучать элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

3.Развивать интерес к совместной деятельности.

1. Мой детский сад.

Связная речь

«Страна настроений» Составление творческого рассказа

Составление творческого рассказа

1. Формировать умение понимать слова и употреблять их по смыслу, применять слова, характеризующие настроение людей

2. Развивать умение думать и говорить

3. Воспитывать доброе отношение к окружающим

6.09

2. Мои друзья.

Словарный запас

«Встречаем гостей» Составление рассказа о предмете

Формирование навыков понимания назначений предметов домашнего обихода и природного окружения;

1 . Учить называть группы предметов по виду посуды (чайная. столовая. кухонная)

2. Развивать умение работать в небольших группах

3. Воспитывать бережное отношение к предметам домашнего обихода

13.09

3.Любимые игры и игрушки.

Звуковая культура речи

Составление рассказа по плану: «Страна игрушек»

Совершенствование навыков использования игр с учетом формирования грамматического строя речи

1. Упражнять в произношении звуков (с), (ш)

2. Развивать умение составлять описательный рассказ об игрушке

3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам

20.09

4. Мебель.

Грамматический строй речи

Рассказывание из опыта: «Откуда мебель к нам пришла?»

Формирование навыков интереса и внимания к слову с использованием игр

1 . Продолжать учить согласовывать слова вроде, числе и падеже, способствовать употреблению сложно – сочиненных предложений

2. Развивать фонематическое восприятие, отрабатывать произношение звуков

3. Воспитывать у детей бережное отношение к мебели.

27.09

Октябрь

Моя семья

Цель. Формирование у детей представление о семье, живущих вместе, любящих и заботящихся друг о друге

Задачи .

1.Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

2.Создавать игровые ситуации, способствующие расширению знаний о семье

3.Развивать понятие о родственных связях: папа-мама, брат-сестра, дедушка-бабушка.

1. Моя семья. Труд родителей.

Составление рассказа по плану: «Моя семья»

Развитие желания участвовать в театрализованной деятельности, играх-драматизациях

1. Расширять речь глаголами и прилагательными

2.Развивать умение логически рассуждать, упражнять в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, используя сложные предложения

3. Воспитывать любовь к родным и близким

4.10

2. Моя улица.

Звуковая культура речи

Составление рассказа по серии картин: «Научим Буратино правилам поведения на улице»

Использование дидактических игр для развития звуковой культуры речи .

1. Автоматизация звуков (ж), (з), (р)

Активизировать антонимы, определять местоположение о себя

2 . Развивать умение составлять рассказ из личного опыта, поддерживать разговор

3. Воспитывать понимание к значению соблюдения ПДД

11.10

3.Безопасность дома и на улице.

Связная речь

«Опасность на каждом шагу» Составление рассказа из опыта

Формирование умений слушания, понимания речи и участия в разговоре

1. Учить делать выводы о последствиях самостоятельно

2 Развивать разговорную речь

3.Воспитывать умение видеть и определять предметы, представляющие опасность в использовании

18.10

4. Осень – щедрая пора.

Грамматический строй речи

Составление рассказа по картине: «Осень – рыжая лиса»

Совершенствование навыков согласования слов;

1.Учить детей составлять рассказ по содержанию иллюстраций, используя в речи повествовательные предложения, развивать умение слушать, понимать речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и задавать их

2. Развивать произношение звуков (ш), (в), отрабатывая дикцию, четкое произношение

3. Воспитывать умение слушать товарища

25.10

5.Домашние животные

СвСвязная речь

Составление

рассказа по

схеме: «Кто

домашние

животные?»

Совершенствовать навык употребления в речи имен существительных в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей

1. Учить составлять рассказ из личного опыта

2.Развивать мышление, умение отгадывать животных по описанию

3. Воспитывать бережное отношение к домашним животным

1.11

Ноябрь

Растем здоровыми

Цель. Охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование навыков безопасного поведения в дошкольной организации, быту, на улице, в условиях природы, обогащение двигательного опыта детей через совершенствование основных движений, потребности у детей в активной деятельности с использованием творческих, познавательных и речевых способностей.

Задачи.

1. Воспитывать интерес к активной двигательной деятельности.

2. Формировать здоровье сберегающие навыки.

3. Развивать навыки самообслуживания и взаимопомощи.

1. Все обо мне.

Звуковая культура речи

«Хорошие манеры, добрые слова» Заучивание стихотворения Юсупова «Папа разбил драгоценную вазу»

Использование дидактических игр для развития звуковой культуры речи

1. Продолжать учить приемам интонационной выразительности для передачи эмоционального состояния образа героя

2. Развивать интерес и внимание к слову

Развивать умение думать и говорить, вести диалог (задавать вопросы и отвечать на них)

3. Воспитывать умение употреблять вежливые слова

8.11

2.Правильное питание. Витамины.

Творческая речевая деятельность.

Составление описательного рассказа по плану. «В саду, на огороде»

Развитие желания участвовать в театрализованной деятельности

1. Учить описывать предмет по схеме ловами, обозначающими качества и свойства предметов, употреблять слова обобщения

2.Развивать фонематический слух, учить определять звук в слове

3. Воспитывать у детей желание помогать взрослым при сборе урожая

15.11

3. Помоги себе и другим.

Словарный запас

«Мамины помощники» Составление рассказа по картине

Формирование умения слушания, понимания речи и участия в разговоре, навыков чтения наизусть небольших по объему стихотворений.

1. Обогащать прилагательными, предлогами, глаголами, обозначающими трудовые действия

2. Продолжать развивать умение согласовывать слова в роде, числе, падеже.

3. Воспитывать умение оказывать помощь по дому, выполнять свои обязанности

22.11

4. Мы смелые и ловкие.

Грамматический строй речи

«Кто защитник нашей Родины»

Обогащение словаря детей существительными, обозначающими профессии военных людей, названия частей и деталей предметов, качества и свойства предметов.

1 .. Учить правильно использовать в разговорной речи грамматические формы: род, число, падеж, совершенствовать структуру предложения

2. Развивать дикцию, умение применять приемы интонационной выразительности для передачи образа, следить за темпом речи

3. Воспитывать патриотическую любовь к Родине

29.11

Декабрь

Мой Казахстан

Цель. Формирование у детей духовно-нравственных ценностей, знаний, умений и навыков в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, воспитанию общечеловеческих качеств, патриотизма и толерантности, основанных на общенациональной идее "Мәңгілік Ел".

Задачи.

1. Воспитывать у детей любовь к Родине.

2. Расширять знания о родной стране, государственных и народных праздниках, символике страны, ее назначении. Формировать представления о Президенте Республики Казахстан, о том, что он служит народу, решает различные проблемы своего народа

3. Развивать понятия об исторических корнях казахов: об устройстве и внутреннем убранстве казахской юрты, народных традициях и искусстве.

1.Путешествие в нашу историю.

Связная речь

«Без углов и без дверей стоит дом среди степей» Составление рассказа о предмете

Формирование умения составления по образцу и содержанию рассказов.

1. Обогащать речь словами, связанными с национальным жилищем казахов

2. Развивать мышление, умение употреблять слова связанные с понятием родина

3. Воспитывать чувство доброты

6.12

2.Мой родной край.

Словарный запас

Составление рассказа из опыта: «Мой любимый город»

Обогащение и развитие словаря детей, используя речевые игры и упражнения

1. Расширять и активизировать словами, относящимися к разным частям речи

2 . Развивать умение различать слова с заданным звуком

3. Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям города

1

13.12

16

3. Астана – столица нашей Родины!

Творческая речевая деятельность.

Составление рассказа из опыта: «Города и села, реки и поля - вот родина моя»

Развитие желания участвовать в речевых и пальчиковых играх.

1. Учить видеть различие городской и сельской жизни, видеть последовательность событий

2. Развивать умение выявлять причинно – следственные связи

3. Воспитывать любовь к родному краю

1

20.12

17

4.Независимый Казахстан (первый Президент РК, государственная символика).

Звуковая культура речи

Составление рассказа по плану: «Лучше нет родного края»

Формирование навыков фонематического восприятия.

1 . Учить составлять небольшой рассказ, отвечать на вопросы предложениями

2. Развивать фонематический слух, находить заданный звук в словах

3. Воспитывать уважительное отношение к государственным символам страны

1

27.12

18

Январь

Мир природы

Цель. Расширение знаний детей о предметах и явлениях живой и неживой природы, сезонных явлениях, растениях, животных; формирование представлений о необходимости сохранения всех видов животных, насекомых и растений; приобретение опыта, непосредственно связанного с природой; развитие бережного отношения к окружающей среде и понимание значения жизненной среды.

Задачи.

1. Воспитывать бережное, эмоционально-положительное отношение к миру природы.

2. Уметь устанавливать причинно-следственную связь в явлениях природы.

3. Развивать любознательность, творческую активность.

0. Новый год

Звуковая культура речи

Составление рассказа по картине. «Елка наряжается, праздник приближается»

Закрепление умения изменять темп речи: говорить медленно, читать скороговорки .

1. Учить развивать голосовой и артикуляционный аппараты

2. Развивать умение правильно формулировать свои мысли, строить высказывания

3. Воспитывать интонационную выразительность

1

3.01

19

1. Растения вокруг на нас

Связная речь

«Лесное царство растений» Рассказывание по картине

Формирование умения слушания, понимания речи и участия в разговоре, составления по образцу и содержанию картин рассказа

1. Упражнять в согласовании слов в роде, числе и падеже

2. Развивать голосовой и артикуляционный аппарат, речевое дыхание, фонематический слух, автоматизировать звуки (ш), (в)

3. Воспитывать правильное поведение в лесу, задумываться над последствиями небрежного отношения к природе

1

10.01

20

2. Мир животных (дикие животные).

Грамматический строй речи

Составление описательного рассказа: «Кто спит зимой в лесу»

Совершенствование навыков использования игр с учетом формирования грамматического строя речи.

1. ГСР, Учить составлять грамматически правильные предложения

2. ЗКР. Развивать дикцию, отрабатывать четкое произношение звуков

3. Воспитывать любовь к дикой природе

1

17.01

21

3.Птицы – наши друзья.

Связная речь

Составление рассказа о серии картин: «Как дети помогают птицам»

Обучение инсценировке по предложенным сюжетам.

1. Учить составлять рассказ по серии картинок

2. Развивать конструктивное мышление при составлении последовательности серии картин

3.Воспитывать интонационную выразительность, стремление помочь птицам зимой

1

24.01

22

4.Волшебница-зима.

Творческая речевая деятельность.

Составление рассказа по картине: « Крепче куколка держись, едут санки с горки вниз»

Развитие желания участвовать в театрализованной деятельности, играх-драматизациях или кукольных спектаклях, используя доступную детям «технику вождения» кукол, в речевых и пальчиковых играх.

1. Продолжать учить детей составлять рассказ по картинке

2.Развивать умение детей в подборе синонимов, определений и слов, обозначающих действий

3. Воспитывать правила безопасного поведения на горке

1

31.01

23

Февраль

Мир вокруг нас

Цель. Развитие личности ребенка, владеющего элементарными навыками познавательной деятельности, необходимыми для взаимодействия с окружающим миром; осмысление нравственных норм и воспитание терпимости и уважения к людям.

Задачи.

1. Воспитывать уважение к людям разных профессий.

2. закреплять представления о предметах, их признаках и назначении. Обучать пониманию связи между назначением окружающих предметов, материалов, из которых они сделаны.

3. Подводить к осознанию того, что окружающие предметы созданы трудом человека, и к ним нужно бережно относиться.

1.Прекрасное рядом (явления неживой природы).

Звуковая культура речи

«Космическое путешествие» Составление рассказа из опыта

Закрепление умения изменять темп речи: говорить медленно, читать скороговорки.

1. Закреплять умение отвечать полными предложениями на вопросы.

2. Развивать умение изменять темп речи с помощью скороговорок

3 Воспитывать смелость, отвагу, гордость

1

7.02

24

2.Транспорт.

Словарный запас

Составление рассказа из опыта: «На чем ездят люди?»

    Понимание обобщающих слов путем введения в словарь детей слов, обозначающих группы предметов (транспорт);

1. Словарь. Активизировать лексикон

2. ЗКР. Развивать слуховое внимание, придумывать слова на заданный звук, автоматизировать звук (р)

3. Воспитывать правила поведения в транспорте

1

14.02

25

3. Мир электроники.

Связная речь

Составление описательного рассказа о предмете. «Домашние помощники»

Формирование умения слушания, понимания речи и участия в разговоре

1.Уметь составлять небольшой описательный рассказ о бытовом приборе

2. Развивать умение показывать имитационные действия

3. Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими

1

21.02

26

4. Все профессии важны.

Грамматический строй речи

Составление творческого рассказа: «Все профессии важны»

Совершенствование навыков использования игр с учетом формирования грамматического строя речи.

1. Учить образовывать слова – действия от названия предметов

2. Развивать воображение, правильно строить предложения

3. Способствовать воспитанию интонационной выразительности речи

1

28.02

27

Март

Традиции и фольклор

Цель. Знакомство с традициями, обычаями казахского и других народов, проживающих на территории Республики Казахстан, формирование доброжелательного и уважительного отношения к людям.

Задачи.

1. Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к людям

2. Расширять знания детей о казахских народных обычаях, традициях и других народов Республики Казахстан.

3. Развивать связную речь, творческие способности, логическое мышление

1.Традиции и обычаи народов Казахстана.

Творческая речевая деятельность.

«Как встречают Наурыз» Составление рассказа по картине

Развитие желания участвовать в театрализованной деятельности

1. Формировать умение слушать и понимать речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать

2. Развивать слуховое внимание

3. Воспитывать национальную гордость к традициям и обычаям казахского народа

1

7.03

28

2.Волшебный мир сказок. Мир театра.

Звуковая культура речи

«В мире сказок» Составление творческого рассказа

Развитие артикуляционного аппарата.

1.Учить узнавать сказки по заданиям, уточнить и обогатить знания детей о сказках.
2. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно.
3. Воспитывать интерес к сказкам.

1

14.03

3.Народное творчество.

Словарный запас

29

4. Весна-красна!

Грамматический строй речи

«Солнышко лучистое улыбнулось весело». Составление рассказа по картине

Совершенствование навыков употребления в речи имен существительных в форме ед. и мн. числа, образования слов разными способами

1. Учить составлять рассказ по содержанию иллюстраций, используя в речи короткие высказывания

2. Развивать умение поддерживать беседу

3. Воспитывать умение действовать в коллективе.

1

28.03

30

Апрель

Трудимся вместе

Цель. Формирование элементарных трудовых навыков, воспитание трудолюбия, чувства уважения к людям труда, бережного отношения ко всему, что сделано руками человека; развитие речи детей, внимания, воображения; формирование творческих способностей, мышления и воображения.

Задачи.

1. Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда.

2. Формировать элементарные трудовые навыки.

3. Развивать речь детей, внимание, воображение.

1. Украсим цветами.

Связная речь

Составление рассказа по плану: «Сад на окне»

Формирование умения пересказывания небольших рассказов.

1. Учить последовательному рассказу об объекте, расширять словарный запас, употреблять предлоги

2. Развивать познавательную активность детей

3. Воспитывать трудовые навыки в уходе за растениями

1

4.04

31

2. Хлеб – всему голова.

Творческая речевая деятельность.

Составление коллективного рассказа «Зернышко»

Развитие желания участвовать в играх-драматизациях

1. Учить правильно использовать в речи грамматические формы, изменять слова

2.Развивать умение думать и говорить, составлять небольшие предложения, умение изменять темп речи

3. Способствовать воспитанию бережного отношения к хлебу

1

11.04

32

3.Насекомые. Земноводные.

Звуковая культура речи

«Чудесный пруд» Составление сравнительного рассказа об объектах

Формирование умения внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки (п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з-ц).

1.Автоматизировать звук (ч) в словах и предложениях

2. Развивать умение изменять темп речи

3. Воспитывать умение слушать

1

18.04

33

4. Учимся помогать друзьям.

Словарный запас

«Одеваемся красиво» Составление творческих рассказов

    Понимание обобщающих слов путем введения в словарь детей слов, обозначающих группы предметов

1. Обучать правильному называнию основных деталей одежды

2. Развивать слуховое внимание, способствовать воспитанию интонационной выразительности

3. Воспитывать аккуратность, прилежание

1

25.04

34

Май

Пусть всегда будет солнце!

Цель. Воспитание таких нравственных качеств, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них, чувство привязанности к своей родной земле, городу, селу, своей стране, интереса к ее истории .

Задачи.

1. Воспитывать любовь к родной стране, городу, защитникам, ветеранам ВОВ.

2. Расширять знания о родной стране, родном городе, дружбе народов.

3. Развивать чувство патриотизма и толерантности.

1. В семье единой.

Связная речь

«Ты мой друг и я твой друг» Составление творческого рассказа

1. Совершенствовать диалогическую речь, умение поддерживать беседу, строить короткие высказывания

2. Развивать умение изменять темп речи с помощью скороговорки.

3. Воспитывать добрые и дружеские взаимоотношения

1

2.05

2.Защитники Родины (Армия РК, ветераны ВОВ).

0.Экибастуз – город шахтеров (Мой город).

35

3. Я – умею.

Творческая речевая деятельность

.

Составление рассказа на тему: «Что я умею делать»

1.Продолжать учить составлять рассказ из личного опыта, развивать умение связно, последовательно составлять рассказ

2. Развивать

творческое воображение и память.

3. Воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарища

1

23.05

36

4. 4.Здравствуй, лето

Зв Звуковая культура речи

«Что мы слышим на лугу» Составление рассказа по схеме

Совершенствование правильного произношения звуков речи и слухового внимания.

1. Автоматизировать звукопроизношение, упражнять фонематический слух

2. Развивать умение составлять описательные рассказы о насекомых, используя план – схему

3. Воспитывать доброжелательное внимание к насекомым в природе

1

30.05

Итого:

36

Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой « Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова), помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.

Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»

Цель: учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации. Обучить умению придумывать название картине.

Чтение и заучивание стихотворений о зиме.

Цель: приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения.

Звуковая культура речи: звук Ш

Цель: Показать детям артикуляцию звука ш, учить четко произносить звук (изолированно, в словах, слогах); различать слова со звуком ш.

Чтение детям русской народной сказки «Зимовье»

Цель: Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обр. И. Соколова-Микитова).

Составление рассказа по картине «Снег на деревьях»

Цель: учить связной речи, употреблению сложноподчиненных предложений, описанию умений в природе зимой, передачи характерных особенностей внешнего строения деревьев.

Звуковая культура речи: звук Ж

Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж.

Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»

Цель: учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности ; учить придумывать название картины.

«Профессии»

Цель: познакомить с названиями профессий (строитель, каменщик, маляр, архитектор т.д.), по казать важность каждой профессии. воспитывать уважение к труду взрослых, активизировать словарь детей.

Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?».

Цель: проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. По упражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.

Звуковая культура речи: звук Ч

Цель: Объяснить детям, как правильно произносится звук ч (изолированно, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей.

Чернявская Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – детский сад №5"
Населённый пункт: г. Дальнереченск, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Перспективное планирование в средней группе по развитию речи"
Дата публикации: 13.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Перспективный план по развитию речи в средней группе.

Тема занятий

Сентябрь

Беседа с детьми на

тему «Надо ли

учиться

говорить

Помочь детям понять, что и зачем они

будут делать на занятиях по развитию

В.В Гербова

Звуковая культура

речи: звук «С и

Объяснить детям артикуляцию звука

«С», упражнять в правильном

произнесении звука (в словах и фразовой

В.В Гербова

Обучение

рассказыванию:

«Наша

неваляшка ».

Учить детей, следуя плану

рассматривания игрушки, рассказывать о

ней при минимальной помощи педагога.

В.В Гербова

стихотворения

«Листопад ».

Составление

рассказа о кукле.

Продолжать учить детей составлять

рассказы об игрушке. Познакомить со

стихотворением о ранней осени,

приобщая к поэзии и развивая

поэтический слух.

В.В Гербова

Октябрь

Чтение сказки

К.Чуковского

«Телефон ».

Порадовать детей чтением веселой

сказки. Поупражнять в инсценировании

отрывков из произведения.

В.В Гербова

Звуковая культура

речи: звуки «З и

Упражнять детей в произнесении

изолированного звука «

(в слогах, в

словах); учить произносить звук «

твердо и мягко; различать слова со

звуками «

З и ЗЬ

В.В Гербова

Заучивание

русской народной

песенки «Тень-

тень-потетень ».

Помочь детям запомнить и выразительно

В.В Гербова

стихотворений об

Составление

рассказов –

описаний

Приобщать детей к восприятию

поэтической речи. Продолжать учить

рассказы об игрушке по определенному

плану (по подражанию педагога).

В.В Гербова

Ноябрь

Чтение сказки

Познакомить детей с английской сказкой

В.В Гербова

«Три поросенка ».

(пер.С.Михайлова), помочь понять ее

смысл и выделить слова, передающие

страх поросят и страдания ошпаренного

кипятком волка.

Звуковая культура

речи: звук «Ц».

Упражнять детей в произнесении звука

«Ц » (изолированного, в слогах, в словах).

Совершенствовать интонационную

выразительность речи. Учить различать

слова, начинающиеся со звука «Ц» ,

ориентируясь не на смысл слова, а на его

В.В Гербова

Рассказывание по

картине «Собака

со щенятами ».

Чтение стихов о

поздней осени.

Учить детей описывать картину в

определенной последовательности,

называть картинку. Приобщать детей к

В.В Гербова

Составление

рассказа об

Дидактическое

упражнение «Что

из чего?»

Проверить, насколько у детей

сформировано умение составлять

последовательный рассказ об игрушке.

Поупражнять детей в умение

образовывать слова по аналогии.

В.В Гербова

Название и

описание одежды.

Учить детей давать описания зимней

одежды; учить детей правильно называть

зимнюю одежду, формировать

представление о ее назначение; закрепить

понятие «одежда».

О.С Ушакова

Декабрь

Чтение детям

русской народной

сказки «Лисичка

сестричка и

волк »

Познакомить детей с русской народной

сказкой «Лисичка сестричка и волк »

(обр. М.Булатова), помочь оценить

поступки героев, драматизировать

отрывок из произведения.

В.В Гербова

заучивание

стихотворений о

Приобщать детей к поэзии. Помогать,

стихотворения.

В.В Гербова

Обучение

рассказыванию по

картине «Вот это

снеговик! ».

Учить детей составлять рассказы по

картине без повторов и пропусков

существенной информации; закреплять

умение придумывать название картины.

В.В Гербова

Звуковая культура

речи: звук «Ш ».

Показать детям артикуляцию звука «Ш »,

учить четко произносить

звук(изолированно, в слогах, в словах);

различать слова со звуком «Ш ».

В.В Гербова

Январь

Чтение русской

народной сказки

«Зимовье »

Помочь детям вспомнить известные им

русские народные сказки. Познакомить

со сказкой «Зимовье » (обр. И. Соколова-

Микитова).

В.В Гербова

Звуковая культура

речи: звук «Ж»

Упражнять детей в правильном и четком

произнесении звука «Ж »

(изолированного, в звукоподражательных

словах); в умении определять слова со

звуком «Ж »

В.В Гербова

Обучение

рассказыванию по

картине «Таня не

боится мороза» .

Учить детей рассматривать картину и

рассказывать о ней в определенной

последовательности; учить придумывать

название картины.

В.В Гербова

Чтение любимых

стихотворений.

Заучивание

стихотворения

А.Барто «Я знаю,

что надо

придумать!»

Выяснить какие программные

стихотворения знают дети. Помочь детям

запомнить новое стихотворение.

В.В Гербова

Февраль

Мини-викторина

по сказке К.

Чуковского.

произведения

«Федорино горе».

Познакомить со сказкой «Федорино

В.В Гербова

Звуковая культура

речи: звук «Ч» .

Объяснить детям, как правильно

произносится звук «Ч» , упражнять в

произнесении звука (изолированно, в

словах, стихах). Развивать

фонематический слух детей.

В.В Гербова

Составление

рассказа по

картине «На

полянке» .

Помогать детям, рассматривать и

описывать картину в определенной

последовательности. Продолжать

формировать умение придумывать

название картины.

В.В Гербова

Урок вежливости.

Рассказать детям о том, как принято

встречать гостей, как и что, принято

показать гостью, чтобы он не заскучал.

В.В Гербова

Март

Готовимся

встречать весну

«Международный

женский день ».

Познакомить детей со стихотворением А.

Плещеева «Весна ». Поупражнять в

умении поздравлять женщин с

праздником.

В.В Гербова

Звуковая культура

Упражнять детей в правильном

В.В Гербова

речи: звуки «Щ

– Ч» .

произнесении звука «Щ » и

дифференциации звуков.

Русские сказки

(мини-викторина).

Чтение сказки

«Петушок и

бобовое

зернышко ».

Помочь детям вспомнить названия и

Познакомить со сказкой, «Петушок и

бобовое зернышко ».

В.В Гербова

Дидактическая

игра «Чудесный

мешочек». Подбор

слов, сходных по

звучанию.

Закрепить умение детей правильно

называть овощи, описывать их цвет,

форму и другие качества. Уточнить

представления детей об овощах; учить

выделять в овощах определенные

свойства, правильно классифицировать

О.С Ушакова

Апрель

Чтение детям

сказки-Д. Мамина

Сибиряка

«Сказка про

Комаровича –

Длинный нос и

про Мохнатого

Мишу – Короткий

литературной сказкой. Помочь им

называет комара.

В.В Гербова

Звуковая культура

речи: звуки «Л и

Упражнять детей в четком произнесении

звука «Л » (в звукосочетаниях, в словах,

фразовой речи). Совершенствовать

фонематическое восприятие – учить

определять слова со звуками «Л, ЛЬ ».

В.В Гербова

Обучение

рассказыванию;

работа с картиной

– матрицей и

раздаточными

картинками.

Учить детей создавать картину и

рассказывать о ее содержании, развивать

творческое мышление.

В.В Гербова

Заучивание

стихотворений.

Помочь детям знакомить и выразительно

Заучивание стихотворения Ю.Кушака

«Олененок». Заучивание русской

народной песенки «Дед хотел уху

сварить».

В.В Гербова

День победы

Выяснить, что знают дети об этом

великом празднике. Помочь знакомить и

В.В Гербова

Т.Белозерова «Праздник Победы».

Звуковая культура

речи: звук «Р и

Упражнять детей в четком и правильном

произнесении звука «Р » (изолированно, в

чистоговорках, в словах).

В.В Гербова

Прощаемся с

подготовишками.

Оказать внимание детям, которые

покидают детский сад, пожелать им

доброго пути.

В.В Гербова

Дидактическая

игра «Узнай по

описанию», «Чего

не стало?».

Учить детей составлять описание

игрушки, называя ее характерные

признаки, закрепить представление о

том, что слова звучат, состоят из звуков,

что звуки в слове разные, умение

самостоятельно заканчивать слово.

О.С Ушакова

Литературный

калейдоскоп.

Выяснить, есть ли у детей любимые

стихи, сказки, рассказы, знают ли они

загадки и считалочки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад “Росинка” г.Ядрин Чувашской Республики

Рассмотрено:

на заседании педагогического совета

Протокол № от

Утверждаю:

Заведующий

Т.Е.Карпова

Приказ № от

Рабочая программа

непосредственной образовательной деятельности

по развитию речи

(средняя группа)

на период с 01.09.2015 по 31.05.2016

по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования

От рождения до школы” Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева

Составитель:

воспитатель

Яковлева Ольга Николаевна

г. Ядрин

Пояснительная записка

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Обогащение и активизация словаря, целенаправленная работа по воспитанию звуковой культуры речи, планирование работы по овладению грамматическим строем речи обеспечивает условия для решения задач по подготовке детей к обучению грамоте.

Раздел «Развитие речи» составлен на основе «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Занятия проводятся в первой половине дня 1 раз в неделю длительностью 20 минут.

Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:

- «Изобразительная деятельность», где используются произведения живописи и изделия декоративно-прикладного искусства;

- «Художественная литература», где используются произведения о природе, предметном и социальном окружении;

- «Музыкальное воспитание», где разучиваются музыкальные произведения о природе, предметном окружении, родном крае;

- «Физическое воспитание», где используются для разучивания считалки, жеребьевки;

- «Формирование элементарных математических представлений», где закрепляются понятия количественных и пространственно-временных отношений.

Количество занятий в год 36

Срок реализации с 01.09.2015 по 31.05.2016

Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им

ближайшего окружения. Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение. Способствовать развитию любознательности. Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия. Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый - грязный, светло - темно). Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята - лисят, медвежата - медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао). Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Календарно-тематический план

Сентябрь

День знаний

Рассказывание об игрушках

Учить:

Составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида;

Правильно произносить

в словах звуки [с], [с"], выделять в речи слова с этими звуками;

Вслушиваться в звучание слов.

Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Закреплять:

Произношение пройденных звуков: [у], [а], [г], [к], [в];

Представления о значении терминов «слово», «звук»

Познакомить с чувашской национальной игрушкой «свистулькой».

Заинтересовать игрушечным театром, вовлечь в новые театрализованные игры со знакомыми игрушками.

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.106

Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

Учить:

Составлять рассказ по картине вместе с воспитателем и самостоятельно; короткий рассказ на тему из личного опыта;

Соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей

Закрепить знания детей о кошке (внешнем виде, повадках).

Составление рассказов-описаний об игрушках

Приобщать

К восприятию поэтической речи

Продолжать

Учить рассказывать об игрушке по определенному плану

Внести чувашскую игрушку-куклу Илемпи.

Внести филимоновские игрушки

В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.стр.34

Составление описательного рассказа о питомцах

Учить:

Составлять описание игрушки, называть характерные признаки и действия, подводить к составлению короткого рассказа на тему из личного опыта,

Обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов, их свойств,

Продолжать знакомить с термином «слово». Закрепить произношение звука(с)

Уточнить расширять знания детей о домашних животных и их детенышах.

Внести фигурки плоскостного театра, побуждать детей к выполнению простых ролей.

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.115

Октябрь

Рассказывание по картинке «Собака со щенятами»

Учить описывать картину в определенной последовательности, называя картинку

Приобщать детей к поэзии

Закреплять знания детей о домашнем животном – собаке. Загадки о собаке.

В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.стр.38

Неделя художников-иллюстраторов и мультипликаторов Чувашии

Развитие речи детей с использованием мнемотаблиц. Закрепить знания детей о признаках осени, об овощах, фруктах. Учить рассказывать по мнемотаблице. Развивать речь, внимание, память.

Я в мире Человек

Составление сюжетного рассказа «Таня, Жучка и котенок»

Учить составлять рассказ исходя из набора игрушек

Активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов, учить согласовывать прилагательные с существительными в форме множественного числа

Закрепить правильное произношение изолированного звука (з),учить различать на слух разные интонации

Физкультминутка «Котята»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.118

Мой город, моя страна

Составление сюжетного рассказа по ролям

Формировать навыки диалогической речи, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них.

Активизировать в речи слова, обозначающие качества и свойства предметов, учить подбирать точные сравнения

Физкультминутка «Козлята»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.122

Мой город, моя страна

Придумывание загадок-описаний об игрушках

Учить описывать предмет, не называя его, развивать диалогическую речь, учить задавать вопросы и отвечать на них,

Активизировать в речи детей глаголы, прилагательные, упражнять в образовании названий детенышей животных в именительных и косвенных падежах

Игра «Петрушка, угадай мою игрушку» упражнять детей в вежливом обращении к гостю (Петрушке). Развивать интерес к игрушкам детей, которые есть дома.

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.124

Ноябрь

Мой город, моя страна

Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»

Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке.

Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии

В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.стр.39

Мой город, моя страна

Составление рассказа-описания по лексической теме «Мебель»

Учить высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем.

Учить правильно называть предметы мебели, познакомить с их назначением, уточнить понятие «мебель», учить правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед.

Активизировать в речи сложноподчиненные предложения

Физкультминутка «Таня прыгает как мячик»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.127

Мой город, моя страна

Описание игрушек-белки, зайчика, мышонка

Учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке.

Учить ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательных с существительными в роде, образовывать словам при помощи суффиксов с уменьшительным и увеличительным значением

Учить слышать и правильно произносить звук (ш) ,изолированный, в словах и фразах, учить вслушиваться в слова, подбирать слова,сходные по звучанию

Игра «Кто больше слов скажет»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.131

Новогодний праздник

Составление рассказа о любимой игрушке

Учить описывать и сравнивать кукол: правильно называть наиболее характерные признаки, строить законченные предложения.

Активизировать в речи прилагательные, учить пользоваться словами с противоположным значением, закрепить представления о понятии «мебель»

Физкультминутка игра «Заводные куклы»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.134

Декабрь

Новогодний праздник

Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»

Учить:

Давать описывания зимней одежды;

Правильно называть предметы зимней одежды; - выделять на слух и правильно произносить звук [ж], изолированный, в словах и фразах;

Подбирать слова на заданный звук.

Формировать представление о назначении зимней одежды.

Закреплять понятие «одежда»

Уточнить знания детей об особенностях одежды в зависимости от сезона, погоды, условий.

Загадки о зиме, пение «Как на тоненький ледок».

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.137

Новогодний праздник

Рассказывание по картине

«Таня не боится мороза»

Учить:

Составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем;

Выделять звуки в слове;

Подбирать слова на заданный звук

Уточнить сезонные изменения в природе.

Загадки о зиме.

В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.стр.50

Новогодний праздник

Пересказ рассказа Я.Тайца «Поезд»

Учить пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей.

Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных.

Закрепить представления о значении терминов «слово», «звук», учить самостоятельно подбирать слово со звуком

Физкультминутка « Я одеваюсь»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.140

Новогодний праздник

Звуковая культура речи: звук ж

Упражнять детей в правильном и четком произношении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); умении определять слова со звуком ж

Физкультминутка

В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.стр.49

Январь

Составление рассказа с использованием предложенных предметов

Упражнять:

В составлении рассказа о предметах и действиях с предметами;

В образовании названий посуды. Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями.

Учить:

Правильно произносить звук [ч"];

Отчетливо проговаривать слова с этим звуком

Познакомить с чувашским изделием «сундук».

Творческая игра «Сундук» по сказке «Что сильнее всего на свете?».

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.150

Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу»

Побуждать к составлению коротких рассказов исходя из набора игрушек,

Учить правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между; умение образовывать наименования детенышей животных,

Закреплять правильное произношение звука (ж ) в словах и фразах, учить выделять этот звук в словах, четко и ясно произносить слова и фразах этим звуком,

Учить правильно пользоваться интонацией

Физкультминутка «Жуки»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.142

Составление рассказа по картине «Не боимся мороза»

Учить составлять небольшой (из 2-3 предложений) рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем,

Учить подбирать определения к словам

снег, зима, снежинки,

Продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук

Загадка про снежинки

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.144

Февраль

Придумывание продолжения рассказа «Белочка, заяц и волк»

Учить исходя из набора игрушек составлять короткий рассказ вместе с воспитателем(воспитатель начинает рассказ, дети его продолжают), развивать диалогическую речь

Учить понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов, учить использовать в ответах на вопросы воспитателя сложноподчиненные и простые распространенные предложения

Загадки про волка, зайца, белку

Физкультминутка «Поезд»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.146

День Защитника Отечества

Составление описания внешнего вида

Учить составлять описания друг у друга внешнего вида, одежды (цвет, отделка).

Учить образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать.

Дать представление о том, что звуки в словах идут друг за другом в определенной последовательности

Физкультминутка «Петрушка»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.149

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Курочка»

Учить

- пересказывать рассказ,

Сравнивать объекты на картинках по величине, цвету;

Подбирать определения, антонимы;

Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе

Загадка про курицу

Физкультминутка «Цыплята»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.152

Март

Пересказ рассказа Н.Калининой

«Помощники»

Учить:

Пересказывать близко к содержанию текст рассказа Н. Калининой «Помощники»;

Замечать несоответствия

в передаче содержания текста при слушании рассказа товарищей. Закреплять:

Умение образовывать слова- названия предметов посуды по аналогии и обращать внимание на несхожесть некоторых названий;

Представления о звуковом составе слова, об определенной последовательности звуков.

Учить самостоятельно подбирать слова со звуками [с], [ш] в начале, середине, конце слов

Расширять и уточнять знания детей о посуде.

Игра – импровизация «Мы – помощники».

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.162

Пересказ

Чудеса на кухне»

(Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина)

Продолжать беседу на тему: «Мама

милая моя». Учить детей помогать мамам

на кухне. Поговорить о наиболее

любимых блюдах, приготовленных мамой дома. Воспитывать любовь к маме, заботливое к ней отношение.

Расширять и уточнять знания детей о своих обязанностях дома

Знакомство с народной культурой и традициями

Описание потерявшихся

зайчат по

картинкам

Учить составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки,

Упражнять в подборе глагола к существительному,

Учить четко и правильно произносить звук (щ),выделяя этот звук в словах

Физкультминутка «Щетка»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.154

Знакомство с народной культурой и традициями

Составление

рассказа «День рождение Тани»

Учить составлять описание предметов посуды и рассказ на заданную тему,

Образовывать названия предметов

посуды, уметь описывать их, называя качества и действия, закрепить умения образовывать имена существительные- названия посуды

Физкультминутка «Звук щ»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.155

Апрель

Составление рассказа по картине «Куры»

Учить:

Составлять короткий рассказ по картине «Куры»;

Сравнивать петуха, курицу и цыплят. Закреплять:

Умение самостоятельно подбирать слова, сходные и не сходные по звучанию;

Представление о том, что звуки в слове следуют друг за другом

Закрепить знания о домашних птицах, их внешнем виде.

Рассматривание дымковских игрушек: «петух», «индюк».

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.167

Закрепление обобщающих понятий. Подбор слов на заданный звук

Продолжать формирование навыков связной речи.

Учить:

Подбирать нужные по смыслу слова;

Четко и правильно произносить звуки [р], [р"];

Подбирать слова с этими звуками

Внятно произносить слова и фразы, пользуясь соответствующей интонацией.

Закреплять усвоение обобщающих понятий:

одежда, овощи, мебель. Укреплять артикуляционный аппарат детей специальными упражнениями.

Развивать умения:

Определять и называть первый звук в слове;

Подбирать слова на заданный звук

Систематизировать знания детей об одежде, овощах, мебели.

Музыкальная хороводная игра «Есть у нас огород».

Составление описания животных по картинкам

Учить

- составлять описание по картинке, называть объект, его свойства, признаки, действия, давать ему оценку,

Составлять сложноподчиненные предложения

Закрепить правильное произношение звука (щ), учить выделять это звук в словах, закреплять умение различать твердые и мягкие звуки

Игра «Угадай звук»

Физкультминутка «сдувание снежинок»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.156

Составление описания по лексической теме «Овощи»

Учить описывать овощи, правильно их называть,

Уточнить представления об овощах, учить выделять в овощах определенные свойства,правильно классифицировать

Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, выделять на слух звуки в словах.

Игра «Чудесный мешочек»

Игра «Что растет на огороде»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.158

Знакомство с культурой и традициями чувашского народа

Употребление в речи слов с пространственным значением

Продолжать учить составлять описания предметов, игрушек

Учить

Четко и правильно произносить звуки (л)-(л),выделять на слух эти звуки в словах, подбирать слова со звуками (л)-(л)

Различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове.

Физкультминутка

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.160

День Победы

Описание внешнего вида животных

Продолжать учить составлять описание предметов .

Упражнять в образовании форм глагола хотеть( хочу-хочет, хотим-хотят)

Закреплять правильное произношение звуков (Л)_(Л),изолированных в словах и фразах, учить выделять этот звук в речи, правильно пользоваться вопросительной и утвердительной интонациями

Физкультминутка

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.164

День Победы

Составление описаний персонажей сказки «Теремок»

Учить

Составлять описание предметов

Учить подбирать нужные по смыслу слова, закреплять усвоение обобщающих понятий «овощи», «одежда», «мебель»

Четко и правильно произносить звуки (р)-(р),подбирать слова с этими звуками

Физкультминутка

День Победы

Описание внешнего вида детенышей животных

Продолжать учить давать описание внешнего вида предметов, их характерных признаков.

Учить

Закреплять представления о том, что звуки в словах произносятся в определенной последовательности

Физкультминутка

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.170

День Победы

Описание игрушек. Дидактическая игра «Что изменилось?»

Продолжать обучение описанию внешнего вида предметов, их характерных признаков.

Учить пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных. Обратить внимание на то, что все названия детенышей звучат похоже на названия взрослых животных того же вида.

Закреплять представления о том, что звуки в словах

произносятся в определенной последовательности. Развивать умение самостоятельно находить разные и похожие по звучанию слова

Систематизировать знания детей о животных и их детенышах.

Рассматривание народных игрушек с изображением животных и их детенышей.

Планируемые результаты освоения программы.

Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.

Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный) этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).

Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.

Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать)

отрывки из знакомых произведений.

Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.

Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

17

18

Набор кукольной посуды, иллюстрации к сказке «Федорино горе»

19

Кукла мальчик, игрушки- две елки, ежиха и ежата, картинки- жук, жираф, ножницы, флажок, собака, кубик, лейка, ведро, картина «Ежи»

20

Картина «Не боимся мороза», бумажные снежинки на ниточках

21

Игрушки-елочки, волк, белочка, зайчик

Петрушка, демонстрационная линейка

Картинки с изображением курицы и цыплят

Полочка с кукольной посудой-двумя сахарницами, двумя хлебницами, двумя салфетницами (разные пр форме, материалу, размеру), блюдо для печенья, две сухарницы, две солонки; картина «Саша и снеговик»

Рисунки детей о мамах, иллюстрации к книге «Чудеса на кухне», кукла Наташа

Картинки с изображениями разных зайчат, три щетки-зубная, обувная, одежная

Полочка с кукольной посудой, картина «Заблудился»

Картина «Куры», игрушки курицы, петуха и цыплят

Картинки с изображением овощей, одежды, мебели, аудиозапись к музыкальной игре. Куклы Наташа и Инна

Игрушки –щенок, Петрушка, заяц, кубик, предметы- ящик, щетки, клещи, ширма, фланелеграф и к нему изображения лисы, лука, молотка, колеса, листа дерева

Блюдо с овощами(муляжи) или картинки; морковь, огурец, капуста, редис, картофель, репа

Игрушки. в названиях которых есть звуки (л)-(л)- лошадь, лиса, теленок; картинки – лошадь, теленок, слон, лев, верблюд, олень, лось, лиса, волк

Картинки лошадь,волк,лиса,козленок,белка,ослик,коза,жеребенок,котенок,медвежонок,собака,мами девочка, елка и игрушки к ней

Картинка с изображением тигра, плоскостные или объемные игрушки-персонажи сказки «Теремок», мелкие игрушки-фишки

Игрушки-медвежонок, лисенок, бельчонок, цыпленок, щенок, слоненок, жеребенок, ягненок, счетная лесенка

Картинки с изображением детенышей животных, компьютерный диск «Кто так говорит?»

Список литературы.

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014. - 368с.

2.Санитрано-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях-СанПин 2.4.1.3049-13

4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа. Издательство «Учитель», г. Волгоград, 2012 г.

5. «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников» Максаков А. И. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
6. «Развитие речи в детском саду» В.В. Гербова - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
7. «Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада»Арушанова А.Г. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
8. «Игры и игровые упражнения для развития речи» под ред. В.В. Гербовой.- 2 изд.. испр. – М.: Просвещение,1988.
9. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом» Тумакова Г.А. М.: Просвещение, 1991.
10. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). – М.: ТЦ Сфера, 2008.
11.«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Л.М. Гурович, Л.Б. береговая – М.: Просвещение, 1990.