ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Общая характеристика классической политэкономии, этапы развития. Общая характеристика классического психоанализа. Модификации классического психоанализа (Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм и др.)

История экономических учений

Глава 1. Общая характеристика классического направления

Понятие "классическая политическая экономия" впервые использовал К. Маркс, который делил политэкономов на "классиков" и представителей "вульгарной" политической экономии. К классикам он относил У. Петти и последующих экономистов до Д. Рикардо, которые ставили своей целью выявить "действительные законы функционирования капиталистического общества". "Вульгарными" экономистами он называл Ж. - Б. Сэя и других экономистов, которые выступили на арену теоретических исследований в период, когда буржуазия Франции и Англии завоевала власть. После этого, по словам К. Маркса, "пробил смертный час научной буржуазной политической экономии", к периоду завоевания буржуазией политической власти (учение Дж. Милля К. Маркс называл "закатом буржуазной политической экономии")

Анализ использования трудовых ресурсов предприятия ЗАО "ЭСТ"

ЗАО «ЭСТ» - динамично развивающееся предприятие, основным направлением деятельности которого является переработка рыбы. Фирма образовалась в 1992г. Фирма прошла путь от небольшого предприятия до крупного производителя рыбной продукции...

Информационное обеспечение экономического анализа

Экономический анализ деятельности предприятий возник и развивался как анализ по данным бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. К настоящему времени анализ уже давно вышел из рамок материалов...

Исследование теоретических основ организации оплаты и стимулирования труда работников предприятия и их анализ на примере ОАО "Якутский Гормолзавод" города Якутска

Маржинализм

Из всех направлений маржинализма лозаннская школа сыграла наибольшую роль в формировании неоклассической школы. По сути...

МБУ "Межведомственная централизованная бухгалтерия администрации муниципального образования город-курорт Анапа"

МБУ «Межведомственная централизованная бухгалтерия администрации муниципального образования город-курорт Анапа» - муниципальное бюджетное учреждение, созданное в 2003 году...

Основная проблематика экономической мысли античности

V в. до н. э. -- время высшего подъема греческой цивилизации. В этот период окончательно оформляется классическое рабство, достигает расцвета полис. Огромную роль в развитии Греции сыграла победа в греко-персидских войнах (500--449 до н. э.)...

Политика занятости в кейнсианской и классической трактовке

Основные элементы модели рынка труда в концепции классиков и кейнсианцев были подробно проанализированы ранее. В этом разделе проведем краткое обобщение рассмотренного материала. Ведущий элемент...

Разработка и внедрение бюджетирования на предприятии на примере ООО "Слава"

Общество с ограниченной ответственностью «Слава», именуемое в дальнейшем «Общество», образовано в мае 2005 г...

Региональная экономика

Приволжский федеральный округ включает в себя 15 административных единиц: Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская и Чувашская республики, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская...

Статистика баланса трудовых ресурсов

Статистика труда в России на современном этапе по основным направлениям соответствует положениям Конвенции 1985 г. о статистике труда (№160) и Рекомендации 1985г. о статистике труда (№170). При разработке или пересмотре понятий...

Типы корпораций. Холдинги

ЗAO «ЭP-Телекoм Хoлдинг» - poccийcкaя телекoммуникaциoннaя кoмпaния, oдин из кpупнейших oпеpaтopoв cвязи в Poccии. Штaб-квapтиpa в гopoде Пеpми, имеетcя пpедcтaвительcтвo в гopoде Мocкве. Филиaл в гopoде Нoвocибиpcке...

Традиционный институциализм и новая институциональная теория

Основные представители: Торстейн Веблен (1857 - 1929), Уэсли Клэйр Митчелл (1874 - 1948), Джон Морис Кларк (1884 - 1963), Джон Коммонс (1862 - 1945). «Старый» институционализм использует методологию холизма, в которой исходным пунктом в анализе становятся не индивиды...

Формирование цены и объема производства при монополистической конкуренции

Монополистическую конкуренцию можно определить как особую рыночную структуру, при которой большое количество производителей предлагает на рынок схожую, но неоднородную продукцию, имеющую отличия по качеству...

Экономика Ленинградской области

Местоположение Северо -Запад России. Государственная граница России - с Финляндией и Эстонией. Административная граница - с пятью субъектами Российской Федерации: Новгородской, Псковской, Вологодской областями...

Энергетическая стратегия РФ

В настоящее время ТЭК является одним из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики...

Классическая школа пришла на смену меркантилизму, дав начало развитию подлинно научной дисциплины и развернув действительно фундаментальные исследования проблем экономики свободной конкуренции. В противовес меркантилистской политике протекционизма была поставлена концепция экономического либерализма, соответствовавшая новым условиям хозяйствования, требующая снижения неоправданно высокой роли государства в экономике.

С развитием мануфактурного производства возникли новые источники прибыли, промышленный капитал вышел на первый план, и, по сути, оттеснил капитал, занятый в сфере обращения. Теоретики «классической школы» основным предметом своего исследования объявили сферу производства, выделив ее в качестве основы приумножения национального богатства.

До сих пор экономическая наука использует термин «классическая политическая экономия», а в любом серьезном исследовании истории экономической мысли этой школе уделяется большое внимание. Впервые понятие «классическая политическая экономия» в научный оборот ввел К. Маркс, связав начало классического периода с именами У. Петти и П. Буагильбера, а его завершение с именем Д. Рикардо. Однако в современной экономической литературе преобладает расширительная трактовка, согласно которой хронологические рамки этого периода гораздо шире. В число «классиков» входят имена таких экономистов, как Ж.-Б.Сей, Т. Мальтус, Н. Сениор, Ф. Бастиа, Дж. Милль, К. Маркс. По мнению Дж. Кейнса, к классической политической экономии необходимо отнести и труды ученых первой половины XX в. А. Маршалла и А. Пигу – тех, кого называют «неоклассиками».

Ограничительная (марксистская) и расширительная трактовки в определении хронологических границ эволюции классической политической экономии отражают степень значимости идеологических и научных элементов теории для последователей. С определенной долей относительности можно выделить основные этапы в развитии классического направления.

Первый (начальный) этап формирования классической политической экономии (конец XVII в.) связан с появлением экономических воззрений У. Петти и П. Буагильбера, которые заложили основы критики меркантилистской системы протекционизма, дали новое объяснение природе богатства, перенеся свои исследования из сферы обращения в сферу материального производства. Достаточную известность во второй половине XVIII в. приобретает французское учение физиократов, идеи которых получили наиболее полное отражение в трудах Ф. Кенэ и А. Тюрго. С именем великого английского экономиста А. Смита связывают второй этап в развитии классической политической экономии. Его «Богатство народов» ознаменовало коренной сдвиг в эволюции экономической мысли. Разработанный им стройный понятийный аппарат и созданный комплекс взаимоувязанных теорий лег в основу трудов мыслителей следующих поколений. Третий этап охватывает практически всю первую половину XIX в., когда в ведущих европейских странах (Англии и Франции) окончательно утвердились капиталистические формы хозяйства, что привело к определенным социальным изменениям. Новые формы социального расслоения стали причиной появления в рамках классической школы буржуазного, мелкобуржуазного и социалистического течений. В этот период наибольший вклад в развитие экономических идей внесли теоретики, назвавшие себя учениками и последователями А. Смита. Среди них Д. Рикар-до, Т. Мальтус, Н. Сениор, Ж.-Б.Сей, Ф. Бастиа, С. Сисмонди, Р. Оуэн и др. Четвертый (завершающий) этап приходится на вторую половину XIX в. Это этап обобщения достижений и систематизации основных категорий «классической школы» двумя крупными экономистами Дж. Миллем и К. Марксом.

11. А. Смит «Исследование…богатства народов»; основное содержание.

Произведение Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» имело огромное влияние на развитие политической экономии. Смит основал школу и проложил путь, по которому наука, несмотря на новые направления, продолжает развиваться до настоящего времени. Очень велико было и практическое влияние книги Смита на современное ему и последующее законодательство было весьма значительно. Объясняется это тем, что в «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адам Смит воспринял лучшие общественные идеи своего века и дал им талантливое истолкование; вооружившись против правительственной опеки и произвола, он сумел связать требование хозяйственной свободы с широким философским принципом целесообразности и тонким анализом основных свойств человеческой природы; не ограничиваясь отвлеченною аргументациею, он обнаружил в своем исследовании необыкновенное знание жизни и искусное умение освещать теоретические положения разнообразными фактами живой действительности.

В противоположность средневековому миросозерцанию, подчинявшему личность духовному и, светскому авторитету и требовавшему вмешательства власти во все отношения подданных для ограждения приобретенных прав и привилегий и установившихся обычаев, «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смита ставит в центре хозяйственного общежития индивидуальную личность. Свойственное ей стремление к благосостоянию придает особый характер её хозяйственной деятельности, побуждая всегда стремиться к получению наибольших выгод при наименьших пожертвованиях. Благоприятный исход борьбы в хозяйственной деятельности индивидуума является, по мнению Смита, наиболее выгодным и для всего общества, благосостояние которого заключается в довольстве входящих в состав его единиц. И если свободная борьба интересов оказывается плодотворной, то естественным является требование невмешательства со стороны государства в хозяйственные отношения. Исходя из этих общих воззрений, Адам Смит дал в своем исследовании систематическую обработку вопросов современной теоретической экономии, экономической политики и финансовой науки.

Первые две книги «Исследования о природе и причинах богатства народов» посвящены общей системе экономической науки. Основное положение, которым начинается исследование, говорит, что источниками богатства нации является годичный продукт труда её членов. Эта трудовая теория стоимости сразу отметила различие между Адамом Смитом и точкой зрения меркантилистов и физиократов. Результаты труда тем значительнее, чем больше его производительность; последняя зависит от разделения труда; разделение труда в обществе вызывает потребность в обмене продуктов. Касаясь обмена, Смит переходит к понятию стоимости и, определив значение потребительной и меновой стоимости, обращается к вопросу о мериле стоимости и отвечает, что таким мерилом является труд, как не изменяющийся в своей собственной стоимости. Но обычным орудием мены, для определения стоимости, являются драгоценные металлы, весьма для того пригодные, ибо цена их мало колеблется; впрочем для сопоставления цен на большом протяжении времени лучшим мерилом сравнения служит хлеб. В состав цены годичного продукта производства, согласно Смиту, входят заработная плата, как вознаграждение за труд (первоначально она – единственный элемент), прибыль, принадлежащая собственникам капитала, и рента, возникающая с установлением частной собственности на землю. Исследуя причины повышения или понижения указанных частей цены товаров, Смит входит сначала в анализ естественной и рыночной цены и излагает закон колебания рыночных цен в зависимости от изменений спроса и предложения.

Вторая книга «Исследования о природе и причинах богатства народов» посвящена капиталу. Указав, что капитал есть та часть продукта, которая назначается для дальнейшего извлечения дохода, Адам Смит определяет содержание оборотного и основного капитала, и дальше входит в рассмотрение валового и чистого дохода нации и условий накопления капитала. При этом он говорит о производительном и непроизводительном труде, определяя первый как такой труд, который воплощается в материальных благах. Главным источником накопления капитала является бережливость, но важное значение имеет и увеличение производительности труда, и целесообразное применение капитала. В последнем отношении Смит предпочитает приложение капитала к земледелию, где «природа работает с человеком». Третья книга «Исследования о природе и причинах богатства народов» содержит исторический очерк различных форм промышленности. Четвертая книга посвящена критике учений меркантилизма и физиократов и изложению взглядов Адама Смита на задачи государства в сфере народного хозяйства. Высказываясь вообще за свободу торговли, Смит, однако, одобряет навигационный акт и в ослаблении протекционизма советует соблюдать надлежащую осторожность. От общего требования невмешательства Смит отступает (в пятой книге) в вопросе о народном воспитании, горячо высказываясь за поддержание государством всех учреждений, полезных народу в культурном отношении. В последней книге «Исследования о природе и причинах богатства народов» Смит излагает теорию налогов, формулирует общие начала правильного налогообложения и вслед за рассмотрением отдельных налогов подробно останавливается на вопросах переложения.

Отдельные вопросы, рассматриваемые Адамом Смитом в его исследовании о народном богатстве, обсуждались многими авторами до него, и среди меркантилистов XVII и первой половины XVIII столетия многие высказывали по частным поводам весьма основательные суждения. Но в этих ранних исследованиях нет сознания законосообразности общественных явлений, нет глубоких общих принципов, связующих воедино разрозненные положения. Этими чертами отличается «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смита, но ими же характеризуется школа физиократов, несомненно имевшая на Смита заметное влияние. Не только общее положение о гармонии хозяйственных интересов и вытекающие из него требования свободы и невмешательства, но и некоторые частные исследования, как, например, о капитале, о стоимости и цене и др., получили уже в школе Кенэ надлежащую разработку. Есть известия, что Адам Смит сформулировал свои общие воззрения по экономическим вопросам еще в 1755. Отчасти они нашли выражение в его философском трактате «Теория нравственных чувств», но несомненно, что сближение с физиократами значительно укрепило его в собственных воззрениях, Во всяком случае, однако, за «Исследованием о природе и причинах богатства народов» Смита остается великая заслуга систематического исследования всей совокупности хозяйственных явлений на основании одного общего принципа – хозяйственного интереса личности.

Создав систему, Адам Смит, вместе с тем, основал школу, которой указал и предметы, подлежащие изучению, и приемы исследования. Ближайшие его последователи в Англии и других государствах остались верны его индивидуалистическому анализу общественных отношений, приуроченному исключительно почти к меновому хозяйству, его учению о невмешательстве в промышленную жизнь, его космополитической точке зрения, они усвоили его метод, придав дедуктивному приему исследования еще более абстрактный характер. Реакция, возникшая против классической школы,поколебала некоторые основные положения, установленные Смитом. Время, минувшее со времени выхода в свет «Исследования о природе и причинах богатства народов», прошло для науки не бесплодно, и основные учения Адама Смита получили или совершенно новую (о ренте, о капитале), или более полную и тщательную обработку (о стоимости, цене, о прибыли и заработной плате и др.). Но система и основные задачи науки о народном хозяйстве остаются до сего времени в том виде, как они установлены великим шотландским ученым.

Классическая школа пришла на смену меркантилизму, дав начало развитию подлинно научной дисциплины и развернув действительно фундаментальные исследования проблем экономики свободной конкуренции. В противовес меркантилистской политике протекционизма была поставлена концепция экономического либерализма, соответствовавшая новым условиям хозяйствования, требующая снижения неоправданно высокой роли государства в экономике.

С развитием мануфактурного производства возникли новые источники прибыли, промышленный капитал вышел на первый план, и, по сути, оттеснил капитал, занятый в сфере обращения. Теоретики «классической школы» основным предметом своего исследования объявили сферу производства, выделив ее в качестве основы приумножения национального богатства.

До сих пор экономическая наука использует термин «классическая политическая экономия», а в любом серьезном исследовании истории экономической мысли этой школе уделяется большое внимание. Впервые понятие «классическая политическая экономия» в научный оборот ввел К. Маркс, связав начало классического периода с именами У. Петти и П. Буагильбера, а его завершение с именем Д. Рикардо. Однако в современной экономической литературе преобладает расширительная трактовка, согласно которой хронологические рамки этого периода гораздо шире. В число «классиков» входят имена таких экономистов, как Ж.-Б.Сей, Т. Мальтус, Н. Сениор, Ф. Бастиа, Дж. Милль, К. Маркс. По мнению Дж. Кейнса, к классической политической экономии необходимо отнести и труды ученых первой половины XX в. А. Маршалла и А. Пигу – тех, кого называют «неоклассиками».

Ограничительная (марксистская) и расширительная трактовки в определении хронологических границ эволюции классической политической экономии отражают степень значимости идеологических и научных элементов теории для последователей. С определенной долей относительности можно выделить основные этапы в развитии классического направления.

Первый (начальный) этап формирования классической политической экономии (конец XVII в.) связан с появлением экономических воззрений У. Петти и П. Буагильбера, которые заложили основы критики меркантилистской системы протекционизма, дали новое объяснение природе богатства, перенеся свои исследования из сферы обращения в сферу материального производства. Достаточную известность во второй половине XVIII в. приобретает французское учение физиократов, идеи которых получили наиболее полное отражение в трудах Ф. Кенэ и А. Тюрго. С именем великого английского экономиста А. Смита связывают второй этап в развитии классической политической экономии. Его «Богатство народов» ознаменовало коренной сдвиг в эволюции экономической мысли. Разработанный им стройный понятийный аппарат и созданный комплекс взаимоувязанных теорий лег в основу трудов мыслителей следующих поколений. Третий этап охватывает практически всю первую половину XIX в., когда в ведущих европейских странах (Англии и Франции) окончательно утвердились капиталистические формы хозяйства, что привело к определенным социальным изменениям. Новые формы социального расслоения стали причиной появления в рамках классической школы буржуазного, мелкобуржуазного и социалистического течений. В этот период наибольший вклад в развитие экономических идей внесли теоретики, назвавшие себя учениками и последователями А. Смита. Среди них Д. Рикар-до, Т. Мальтус, Н. Сениор, Ж.-Б.Сей, Ф. Бастиа, С. Сисмонди, Р. Оуэн и др. Четвертый (завершающий) этап приходится на вторую половину XIX в. Это этап обобщения достижений и систематизации основных категорий «классической школы» двумя крупными экономистами Дж. Миллем и К. Марксом.


Классическая политическая экономия зародилась в Англии в конце ХVII в. и во Франции в начале ХVIIІ ст., придя на смену меркантилизма.

К. Маркс назвал меркантилизм первым теоретическим проработкой основ капиталистического производства. В то же время он подчеркивал, что настоящая наука современной экономии начинается только с того времени, когда теоретическое исследование переходит от процесса обращения к процессу производства. Этот переход и осуществила классическая политическая экономия.

Впервые термин «классическая политическая экономия» употребил Маркс относительно школы, которая начала исследования внутренних закономерностей буржуазного общества. К. Маркс писал: «...под классической политической экономией я понимаю всю политическую экономию, начиная с В. Пэтти, которая исследует внутренние зависимости буржуазных отношений производства» .

Если меркантилисты в своем анализе выходили из довольно этажного понимание процесса обращения и поэтому видели только внешнюю сторону его явлений, то классики за предмет исследования приняли сферу производства и положили начало научному анализу этой сферы. Тем самым произошла смена, глубокие сдвиги в самом предмете политической экономии, которая из соображений относительно принципов управления хозяйством страны превратилась в науку о категории и законы экономической жизни. Именно классическая школа, в частности, труды А. Смита, превратили политическую экономию на полноценную научную дисциплину.

Классики провозгласили идею естественного порядка, действие объективных экономических законов. А это изменило направление исследований от системы регламентирующих правил к экономической свободы, которая одна только и обеспечивает эффективное развитие экономики.

Классическая школа, в отличие от меркантилистов - сторонников государственного вмешательства в экономическую жизнь, провозгласила принцип экономической свободы, экономического либерализма. Классики были противниками протекционизма. Проблему ценности, которая на то время была одной из центральных в экономическом анализе, они решали преимущественно с позиций трудовой теории, применяя абстрактно-дедуктивный метод исследования экономических явлений.

Общая оценка классической политической экономии в бывшей советской литературе осуществлялась по схеме К. Маркса, который до классиков причислял экономистов от Пэтти к Рикардо в Англии и от Буагільбера к Сісмонді во Франции. Вершиной классической политической экономии Маркс называл труда А. Смита и Д. Рикардо, которыми, по его мнению, классическая школа исчерпала себя.

На смену классической политической экономии, которая имела действительно научный характер, приходит, по Марксу, «вульгарная», то есть ненаучная политэкономия. Если классики занимались настоящим научным анализом закономерностей развития капитализма, то представители вульгарной политической экономии выступили лишь как апологеты, сознательные защитники капитализма. Переход к вульгарной политэкономии Маркс связывал с обострением классовой борьбы.

Основоположниками вульгарной политической экономии Маркс называл Сэя и Мальтуса. Он критиковал «вульгарных экономистов» за отход от трудовой теории стоимости и сокрытие эксплуататорской сущности отношений между наемными рабочими и капиталистами.

Тезис о вульгарный характер післярікардіанської политической экономии получила широкого развития во всей так называемой марксистской литературе.

Соответственно вся современная западная политическая экономия тоже провозглашалась ненаучной. Такой вывод был просто абсурдным, поскольку эти экономические теории успешно использовались в экономической политике западных государств. Для оправдания марксистского тезиса многим советским марксистам пришлось даже выдвинуть не менее абсурдную идею о две функции политической экономии: практическую и идеологическую, на основании чего делался вывод о возможности использования практических рекомендаций западных экономистов.

В западной литературе существует другой подход к оценке классической политической экономии, к определению ее хронологических границ. Западные экономисты отдают должное классической школе, однако не идеализируют ее теоретические разработки, а оценивают их в контексте исторического развития экономических идей. В классической политической экономии они относят также всю післярікардіанську политическую экономию XIX ст. Известный американский экономист Дж. К. Гэлбрейт писал по этому поводу: «...А Идеи. Смита были развиты Давидом Рикардо, Томасом Мальтусом и особенно Джоном Стюартом Миллем и получили название классической системы. В последней четверти XIX в. австрийские, английские и американские экономисты дополнили теорию так называемым маржинальным анализом, и это в конечном итоге привело к замене термина «классическая экономическая теория» термином «неоклассическая экономическая теория» .

Маркс К., Энгельс Ф . Произведения. - 2-ге вид. - Т.23. - С. 89.

Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. - М., 1979. - С.36.

Классическая школа в экономической теории зародилась в последней трети 17го века, т.е. в период господства позднего меркантилизма, и господствовала в экономической мысли до конца 19 века, пока не ей на смену не пришли новые экономические школы.

Как всегда, новая экономическая школа, получившая впоследствии наименование классической, возникла как оппозиционное течение, противопоставляющее себя господствовавшему в то время меркантилизму. При этом, понятное дело, новая школа стремилась решить те вопросы, на которые не мог ответить меркантилизм, и исследовать те явления, которые были оставлены им без внимания.

Стоит заметить, что люди, создававшие экономическую классику, относились к иной формации, чем меркантилисты. Они не были практиками экономики или государственного управления, зато были людьми просвещенными, а просвещенный человек этого времени был гуманистом. Поэтому первые представители классической школы поставили те вопросы, которые меркантилисты обходили вниманием, ибо для меркантилизма эти вопросы не были существенными. Первым таким вопросом стал вопрос Что составляет богатство народа? (Не государства, а именно народа!) А после того, как был дан ответ на этот вопрос, неизбежно возникли новые вопросы, чтобы ответить на которые классическая школа была вынуждена исследовать сферу производства. Но, начав исследования со сферы производства, классическая школа затем вернулась к анализу сферы обращения, но уже с новых позиций, предложив новые принципы ценообразования и новое объяснение природы денег.

В истории классической экономической школы можно выделить четыре этапа, которым примерно соответствуют этапы развития капиталистического устройства общества. Первый период в истории экономической классики - период до Адама Смита. В истории экономики и общества ему соответствует период становления капитализма, когда предпринимательство проникает не только в торговлю, но также в промышленное и аграрное производство. В это время предприниматели становятся влиятельной политической силой, а государства отказываются от вмешательства в экономику. Среди видных экономистов первого периода развития классической школы нужно упомянуть Уильяма Петти, Пьера Буагильбера, а также представителей школы физиократов Ф. Кенэ и А. Тюрго.

Второй период в истории классической школы (последняя треть 18го века) связан с деятельностью одного человека - Адама Смита и его Богатством народов , ставшим экономическим бестселлером.

Третий период истории классической экономической школы охватывает первую половину 19го века. В это время множество экономистов пыталось развить идеи А. Смита и построить логически завершенную теорию экономики. Среди этих экономистов нужно упомянуть Давида Рикардо, Жана Батиста Сэя, а также Т. Мальтуса, Н. Сениора и Г. Кэрри. А в истории экономики данный период совпал с периодом расцвета чистого капитализма, когда капитал активно проникал в сферу производства, что выразилось в промышленной революции, происходившей в условиях отсутствия дефицита ресурсов и рабочей силы, а также в условиях неудовлетворенности спроса на промышленную продукцию.

Четвертый этап истории классической школы совпал с периодом кризиса чистого капитализма во второй половине 19го века. В это время оказалось, что без вмешательства государства экономика становится слишком подвержена кризисам, а конкуренция между предпринимателями завершается образованием монополий. Более того, в этот период оказалось, что свободная конкуренция приносит меньшие прибыли, чем политика протекционизма и ограничения конкуренции. А среди экономистов-классиков в это время можно упомянуть Дж. С. Милля и К. Маркса, доведших политическую экономию до логического завершения (а в некоторой мере и до абсурда.)

И в конце параграфа скажем об основных отличительных чертах экономической классики; о базовых принципах, на которых строилась вся теория политической экономии. Во-первых, классическая школа исследовала сферу производства, сделав сферу обращения вторичной. Применяя логический аппарат, включавший причинно-следственный метод, дедукцию и индукцию, а также научную абстракцию, классики выводили свои экономические законы из законов производства, носящих объективный характер. А поскольку законы производства были аксиомами для классической школы, то полученные результаты не нуждались в опытной проверке.

Во-вторых, законы ценообразования в классической школе вытекали из законов производства, т.е. цены имели затратную основу. Поскольку цены на рынке должны неизбежно основаны на затратах, то любой протекционизм является попыткой отклонения экономики от идеального состояния. Поэтому протекционизм воспринимался классической школой негативно.

В-четвертых, классическая экономическая школа старалась всесторонне исследовать проблемы экономического развития и повышения благосостояния населения. Но при этом она не обладала достаточным аппаратом для исследования данных проблем и строила свой анализ на недоказанных законах, таких как например закон Сэя.

В-пятых, классическая экономическая школа пришла к выводу о товарной природе денег, т.е. к тому, что деньги - особый товар, стихийно выделившийся из остальной массы товаров. И деньгам в классической политэкономии отводилась, в основном, роль средства обращения. Влиянием монетарного сектора экономики на реальный, которое активно исследовали меркантилисты, классики пренебрегали.