ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Мировоззрение, уровни мировоззрения. Мировоззрение его уровни и структура

38. Проблема соотношения социального и биологического в человеке. Концепции происхождения человека: религиозные, научные и философские. Антропосоциогенез и его комплексный характер.

Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.

Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом — набором генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида, на его психические качеств. Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека. Задатки — это лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Способности обусловлены, в общем виде, единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т.п.).

При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора — пансоциологизма и абсолютизации биологического фактора — панбиологизма. В первом случае человек предстает как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой эта среда от начала до конца пишет все развитие индивида. Ко второй концепции относятся различного рода биологизаторские учения. На биологизаторских позициях стояли расисты и представители социал-дарвинизма, пытавшиеся объяснить общественную жизнь, основываясь на учении Дарвина о естественном отборе.

Биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации. Вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью.

Еще один аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, что биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается» социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т.д.

Существуют разные подходы к познанию нашего прошлого. В самом общем виде их можно разделить на креационизм (религиозный подход), глобальный эволюионизм (философский подход) и теорию эволюции (научный подход).

Креационизм можно разделить на ортодоксальный (или антиэволюционный) и эволюционный. Теологи-антиэволюционисты считают единственно верной точку зрения, изложенную в Священном Писании (Библии). Согласно ей, человек, как и другие живые организмы, был создан Богом в результате одномоментного творческого акта и в дальнейшем не изменялся. Сторонники этой версии либо игнорируют доказательства длительной биологической эволюции, либо считают их результатами других, более ранних и, возможно, неудачных творений. Некоторые теологи признают существование в прошлом людей, отличных от живущих сейчас, но отрицают какую-либо преемственность их с современным населением.

Теологи-эволюционисты признают возможность биологической эволюции. Согласно им, виды животных могут превращаться один в другой, однако направляющей силой при этом является Божественная воля: человек мог возникнуть от более низко организованных существ, однако его дух оставался неизменным с момента первоначального творения, а сами изменения происходили под контролем и по желанию Творца.

Мысль о едином процессе эволюции человека вместе со всей Вселенной зародилась в античности. В более поздних и разработанных вариантах глобального эволюционизма момент возникновения и эволюции человека описывается, исходя с научных позиций. Оригинальность этим вариантам придают предсказания будущего человечества, приписывание человечеству глобальной роли в эволюции Вселенной.

В 1834 г. К.М. Бэр сформулировал "всеобщий закон природы", гласящий, что материя развивается от низших форм к высшим. В приложении к человеку это означало, что он произошел от неких низших животных и в процессе длительного эволюционного процесса достиг современного уровня.

Идея непрерывного усложнения Вселенной получила значительное развитие в трудах П. Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского. Их точки зрения на движущие силы этого процесса различны: у П. Тейяра де Шардена это потусторонний мыслящий центр, у В.И. Вернадского - силы природы. Согласно авторам, венцом эволюции материи - космогенеза - является антропогенез. На определенном этапе антропогенеза возникает ноосфера - мыслящая оболочка планеты с отделением мыслящего духа от своей материальной основы (Шарден Тейяр П., 1965; Вернадский В.И., 1977; Алексеев В.П., 1984).

Концепция изменения одних существ в другие - биологическая эволюция - приобретала в трудах натуралистов все более отчетливые очертания. Впервые объемное обоснование гипотезы эволюции и происхождения человека от "четвероруких" опубликовал Ж.Б. Ламарк в 1802 и 1809 гг. Однако механизмы эволюционных изменений, предложенные Ж.Б. Ламарком, выглядят слишком простыми и довольно неубедительными. Даже у современников ученого эта теория в своем законченном виде не получила широкого признания.

Куда более резкий общественный и научный резонанс вызвала теория эволюции Ч. Дравина. Теория продолжала развиваться, а после открытия генетического наследования и его законов, стала называться синтетической теорией эволюции. Краткая ее суть заключается в следующем. Генетический материал живых организмов имеет свойство изменяться под воздействием разнообразных факторов. Эти изменения могут быть вредными или полезными. Если организм оказывается более приспособленным, чем его сородичи, то имеет шанс оставить больше потомства, передав ему свои генетически закрепленные качества. С изменением среды полезнее оказываются признаки, бывшие до того нейтральными или даже вредными. Организмы, имеющие такие признаки, выживают, и признаки остаются у потомства. Предки человека, будучи частью окружавшей их природы, по причине изменения внешних условий постепенно видоизменялись, что и привело к появлению современного человека.

В 1876 г. Ф. Энгельс сформулировал идею, по которой эволюция человека происходила в основном по социальным причинам. Главной движущей силой преобразования обезьяны в человека, одновременно отличающей их друг от друга, Ф. Энгельс считал трудовую деятельность. "Труд создал человека", а также и его современную анатомию. Переход к прямохождению привел к освобождению рук от функции передвижения. Руки стали использоваться для изготовления и применения орудий труда. Усложнение трудовых операций приводило к увеличению головного мозга, что вновь вызывало усложнение деятельности. Труд также содействовал сплочению коллектива, возникновению речи и, наконец, общества. Конкретным механизмом влияния социокультурной среды на биологическую эволюцию Ф. Энгельс считал закрепление в наследственности приобретенных в процессе труда морфологических признаков. Такое объяснение не согласуется с современными представлениями о генетической наследственности, однако некая связь социокультурной и биологической эволюции несомненна и выявляется вполне определенно.

Структура мировоззрения подразделяется на 4 уровня Уровни мировоззрения:



Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Существует 3 типа мировоззрения: мифологический, религиозный, философский. Мифологический тип – это совокупность представлений о мире на основе фантастики и веры в сверхъестественные силы, их сходством с человеком и человеческим поведением. Исторически первым был мифологический взгляд на мир. В мифах содержались попытки ответа на вопросы о происхождении мира, о различных явлениях природы - солнечных и лунных затмениях, наводнениях, падениях метеоритов и др. Существует очень много мифов о происхождении человека, стадиях его жизни, проблеме жизни и смерти. Библия, например, тоже базируется на мифологии. Мифология отрицает эволюцию природы, она признает только ее вечный круговорот.На смену мифу пришли иные формы мировоззрения.Религиозный тип - вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас.Важнейшими атрибутами религиозного типа являются: Удвоение мира: реальный, физический, сверхъестественный.Существует очень много религиозных направлений, но важнейшими из них являются: буддизм, христианство и ислам. Религия формирует духовный мир человека. Но несмотря на близость религии и философии, они различны. Различие заключается в том что, философия представляет собой представление о мире в теоретической и конкретной форме. Что нельзя сказать о религии. Философский тип («фило» - любовь, «софия» - мудрость). Философия является одним из обобщающих типов человеческого мышления, отражающим всю действительность в целом. Философскому типу мировоззрения характерны: Теоретическое, а не обыденное миропонимание. В философии интеллект, разум, рациональное мышление отталкиваются от научных фактов. Философия объясняет мир исходя из соотношения бытия и сознания, а также исходя из места человека в мире.

Философия: определение, возникновение, развитие.

Философия возникла в VII-VI вв. до н.э. в Средиземноморском регионе, точнее, в Древней Греции и на сопредельных территориях. Мировоззренческие системы, выработанные в Древнем Египте, Вавилонии, Индии и Китае, нельзя безоговорочно отнести к философским. Чаще всего эти системы называют предфилософией, поскольку в них доминировали мифологические и религиозные представления.

Философия (от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость) - любовь к мудрости.

Философия - это наука о всеобщем, она - свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Цель философии - увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

В древнегреческой философии сохранялись остатки прежнего способа мышления, однако доминировали приемы, основанные на логических правилах и принципах рационального, в том числе научного, мышления.

Причины возникновения :

1)установление рабовладельческого строя.

2)расширение культурных и хозяйственно-экономических контактов. Расширение культурных контактов давало возможность сопоставить обычаи, верования, традиции, нравы других народов с собственными и увидеть необщезначимость (относительность) собственных представлений о мире и норм жизненного уклада.

3)зарождение научных знаний и как правило сомнение в мировоззренческой состоятельности и практической достаточности мифологических представлений и норм обыденного сознания. Это сомнение выразилось в теоретически обоснованной ими и практически окрашенной необходимости различать мнение и знание.

Мнение - это то, что основано на традиции или обыденном опыте и, как правило, является мнением большинства.

Знание - это то, что истинно в действительности, соответствует реальному положению вещей и ходу событий и менее всего зависит от позиции большинства по данному вопросу.

Даосизм.

Одной из самых известных школ древнекитайских философов является школа даосизма. основатель - Лао-Цзы полагал, что жизнь людей протекает по опред. ест. закону - дао. Дао вместе с субстанцией (воздух, эфир) сост. основу мира. Даосизм - это путь цельного существования, в котором умозрение и действие, дух и материя, сознание и жизнь собраны в некоем "хаотическом единстве". Мир пребывает, согласно даосизму, в постоянном движении и изменении. Живет он и действует спонтанно, без каких-либо причин. В центре учения стоят понятия "дао" (путь) и "дэ" (сила).все вещи в мире нах-ся в пост. движении и перетекают из одного состояние в противоположное,. в события вмешиваться нельзя. Основной задачей своей философии. Мир познаваем. Познание в своей основе принимает вид зеркального отражения циклического движения вещей природы.

Философия Фомы Аквинского.

Фома Аквинский. приспосабл. христ. Ф к изменениям, условиям 13 в(противоречия между светск. вл. и церковью, появл. купеч. и ремесл, появл. ересей, заново откр-ся Ф Аристотеля).Именно с Фомы Аквинского начинает отчетливо проявляться двойственность религиозной психологии. Стремление проникнуть в божественную тайну парадоксальным образом сталкивает требования холодного рассудка с личностными чувствами верующего. Однако стена, отделяющая божественный мир творения от человеческого, достаточно высока. он достаточно корректно решает проблемы веры и разума. Разум и вера отл-ся друг от друга, но образ. единство. двиг-сь к истине разум может вступить в противоречия с догматами веры. но божеств. откровение не может ошиб-ся, поэтому ошиб-ся разум, а не вера. Ф и религия имеют ряд общих положений, кот раскр-ся разумом и верой. и когда есть выбор, то лучше рук-ся положением разума.те истины разума, кот не противоречат вере наз-ся естественное богословие и явл-ся высшей частью Ф. доказ-во бытия Бога. Фома выводит его сущ-ние из того, что кажд.явл. имеет свою причину, цель, сущность. и двигаясь по лестнице целей, причини сущностей мы подходим к Богу, т.к. Бог - причины всенх ест. процессов. Фома пыт-ся снять противоп-ти номинализма и реализма. общее - продукт ума, но оно имеет отношение к реальности, т.к. реальность сущ. вне ума. общее может сущ. и вне нашего ума., а точнее в уме Бога. Чел. общ-во предназн. для того, чтобы содействовать индивидам в дистижении целей, поставленных в духе католицизма. Гос. власть происх. от Бога, форма правления зависит от конкр. обстоятельств. церковь по своему статусу выше гражд. общ-ва, а земная жизнь - приготовление к небесной.

Жан-Жак Руссо

В своем влиятельном трактате «Общественный договор», Жан-Жак Руссо (1712–1778) изложил другую версию теории общественного договора, основанную на народном суверенитете. Хотя Руссо писал, что, возможно, в то время британцы были самые свободные люди на земле, однако он не одобрял их представительное правительство. Руссо полагал, что свобода была возможна только там, где было прямое правление народа в законодательстве, где народный суверенитет был неделим и неотделим. Граждане должны, по крайней мере, в некоторых обстоятельствах быть в состоянии вместе избирать основные нормы, по которым они будут жить, и быть в состоянии пересмотреть эти нормы позже, если они захотят это сделать – то, что британский народ в целом не мог делать.

Марксистская философия.

Марксизм представляет собой сложное учение. Высшая цель марксизма – разработка и теоретическое обоснование возможности освобождения человечества. Маркс и Энгельс доказали неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения и несвободы людей. Марксизм включает 3 основные части: философию, политическую экономию и научный коммунизм. Маркс и Энгельс критически использовали немецкую классическую философию, материализм Фейербаха и диалектику Гегеля. В философии марксизма было показано, что не общественная жизнь связана с деятельностью человека. Общество развивается по законам, носителем которых был человек. Бытие определяет сознание. Особое внимание уделялось практике, практика-критерий истины, истина - основа познания. Центральное место занимает проблема познания и преобразование мира. Важной заслугой является развитие диалектики, соединение ее с материализмом. В основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические, а выводы современного естествознания; Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, а как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.

Мировоззрение его уровни и структура.

Мировоззрение - это совокупность представлений о реаль­ности, система принципов, эталонов и убеждений, определяю­щих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы или общества в це­лом.

Структура мировоззрения подразделяется на 4 уровня Уровни мировоззрения:

Повседневно-обыденное мировоззрение - это совокупность представлений о природной и социальной реальности, а также о самом человеке, нормах и эталонах его поведения и деятель­ности, основанных на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах жизнедеятельности.

Научно-философское мировоззрение - это система пред­ставлений о мире, его структурной организации и развитии, месте и роли в нем человека, которая строится на основе фило­софского осмысления научных данных, развивается вместе с наукой и оказывает активное влияние на ее развитие.

Познавательная компонента включает представления о происхождении, строении и законах развития реальности. Это элементы научной картины мира, естественно-научных зако­нов, теорий и гипотез таких фундаментальных наук, как астро­номия, астрофизика, астрохимия, космология, механика, тер­модинамика, биология, кибернетика и другие.

Ценностная компонента содержит ряд характеристик, выражающих значимость явлений действительности для чело­века, а также предлагаемый ему набор специфических отноше­ний к явлениям природной реальности и другим людям.

Деятельностно-поведенческая компонента охватывает со­вокупность предписываемых человеку правил, норм, принци­пов, эталонов поведения (не убивай, не укради, не лжесвиде­тельствуй, помогай другим и т.д.) и деятельности (выбирай вы­полнимые цели и подходящие средства; будь активным и изоб­ретательным, будь осторожным и не навреди, добивайся макси­мального результата при наименьших затратах и др.).

Мироощущение - это относительно самостоятельный способ восприятия реальности, основанный на эмоциональ­но-психологических механизмах.

Миропонимание - это способ восприятия реальности, ос­нованный на интеллектуальных способностях человека.

Чтобы понять какое-либо явление - необходимо разложить его на части. Сложность подобного анализа мировоззрения связана с тем, что, несмотря на общие для всех людей черты - оно у каждого всегда имеет свой собственный оттенок. Для того чтобы учесть подобную сложность и многогранность принято выделять не только компоненты мировоззрения, но и его уровни и формы.

Компоненты мировоззрения. В структуре мировоззрения, по мнению проф. А.А. Радугина традиционно выделяют четыре основных компонента:

  • - Познавательный компонент включает в себя, прежде всего знания, полученные самым различным способом - повседневные, профессиональные, научные. Это конкретно-научная и универсальная картина мира, в которую в систематизированной и обобщенной форме входят индивидуальные и общественные знания.
  • - Ценностно-нормативный компонент основывается на различных ценностях, идеалах, убеждениях. В него также входят верования и нормы, которые призваны регулировать межличностные и общественные отношения. Ценностями принято обозначать свойства какого-либо предмета и явления удовлетворять потребности и желания людей. В систему ценностей входят представления о смысле жизни, счастье и несчастье, добре и зле. Существует определенная иерархия ценностей. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы, которые разделяются на моральные, религиозные, правовые. По сравнению с ценностями они обладают более запретительными свойствами.
  • - Эмоционально-волевой компонент представляет собой эмоциональную окраску ценностей, убеждений, верований, а также психологическую установку на готовность действовать в соответствии с ними.
  • - Практический компонент это реальная готовность человека действовать, определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах.

Несмотря на то, что у всех людей имеются данные компоненты, согласуются они каждый раз в зависимости от конкретного человека, что и порождает особые, свойственные только ему индивидуальные черты.

В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей - чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.

Уровни мировоззрения. В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются также жизненно-практический интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления. Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не "сходятся концы с концами", эмоции в критических ситуациях могут оказаться убедительнее разума, обнаруживая дефицит здравого смысла. Однако именно повседневность и является той базой, на основе которой мы можем вообще что-либо понимать в мире и анализировать его с помощью теоретических моделей. Данный уровень мировоззрения основывается на традициях, обычаях, которые не всегда могут быть рационально осмыслены. Данные проблемы преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения - теоретическом, который формируется в ходе систематического обучения и самообразования. В него входят теоретически обоснованные и логически верные знания, обобщенные в виде доказанных закономерностей, а также относительно непредвзятые оценки происходящих явлений природы и жизни общества.

Формы мировоззрения. Жизнь людей в обществе носит исторический характер. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, "дух" эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. Это позволяет выделять общественное, групповое и индивидуальное как специфические формы мировоззрения.

Мы живем в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле.

Можно, конечно, попытаться укрыться от этих мучительных проблем по принципу, «моя хата с краю»... Но достойно ли это человека?

А поиск ответов на все новые масштабные вопросы, выдвигаемые жизнью, -- проблемы человека и природы, человека и общества, техносферы и биосферы, многие вопросы взаимоотношений между социальными системами и государствами и т.д. - требует умения самоопределяться, выяснять пути решения этих и многих других вопросов, а главное - находить свое место и роль в этих сложных процессах. Но для этого нужна такая предпосылка, как умение мыслить, достаточно широкий взгляд на вещи в качестве условия осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности.

Однако способность к разумному мышлению не является врожденной, ее необходимо формировать и развивать, и один из лучших путей к этому - усвоение достижений философской культуры. Мы увидим с Вами дальше, - а пока это придется принять на веру, - что философия вовсе не является чем-то витающим в облаках чистой мысли. Напротив, ее главное назначение связано с решением коренных вопросов самой жизни. Ведь в конечном счете в центре философии стоит вопрос о человеке и его месте в мире, его месте в обществе, о смысле его жизни. И главное назначение философии - помочь человеку ориентироваться в бесконечных сложностях жизни, в решении тех уравнений с множеством неизвестных, которые постоянно возникают на жизненном пути.

Можно с полным правом сказать, что изучение философии - это школа, которая помогает воспитывать культуру разумного мышления, умение свободно руководить движением мысли, доказывать и опровергать. Понятно, что наука мыслить не может быть взята напрокат, овладение ею требует усилий, напряжения интеллектуальных способностей.

Конечно, это совсем не просто и предполагает, в частности, знакомство с историей философии, чтобы шаг за шагом проследить, как решались "вечные проблемы" на протяжении многих столетий, а главное, чтобы подготовить себя к пониманию путей их решения в современной философии, в том числе и в философии диалектико-материалистической.

Роль философии в наши дни велика и в реализации гуманистических идеалов, ибо только через призму гуманизма может обрести нужную ориентацию научно-технический прогресс, могут быть решены в интересах человека и человечества глобальные проблемы - от снятия угрозы термоядерной войны до ликвидации угрозы генетическим основам и психике человека.

При этом наша философия не должна впредь искусственно отгораживаться от философского процесса в других странах, ибо мы вовсе не являемся обладателями истины в последней инстанции по любому вопросу. Здесь необходимы обмен и систематическое знакомство с достижениями современной мировой философской мысли.

А теперь обратимся к вопросам, которыми непосредственно занимается философия. Центральной задачей философии является решение целого комплекса мировоззренческих проблем, выработка с позиций разума системы обобщенных взглядов на мир в целом. Что это за проблемы, которые с полным правом можно назвать вечными?

Что образует основу мира?

Как устроен мир, как соотнесены в нем духовное и материальное? Имел ли мир начало во времени или он существует вечно?

Есть ли в мире известная упорядоченность или все в нем хаотично?

Развивается ли мир или он постоянно вращается в одном неизменном круге?

Можно ли познать мир?

Случайно ли встают перед человеком и человечеством эти вопросы? Нет, не случайно. Они возникают из потребности в общей ориентации в мире.

Решая их так или иначе, человек как бы набрасывает координатную сетку, в рамках которой будет развертываться и его деятельность, и работа его мысли. В теоретически обоснованном решении этих и иных мировоззренческих проблем и состоит назначение философии, а вместе с тем и значение ее освоения.

Философия важна и для лучшей ориентации в Вашей будущей специальности, а главное - для углубленного понимания жизни во всей ее многосложности. Эти два момента тесно связаны между собой - философские аспекты технического знания и НТП и, что не менее важно, широкий философский кругозор, выходящий далеко за узкие рамки специальности.

Можно сказать, что мировоззрение - это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Оно выступает как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя, своего места в нем. Оно есть у каждого. Но его уровень, его содержание, форма и т.д. различны. Но об этом дальше. Здесь же отметим, во-первых, что мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Во-вторых, общество в каждую эпоху социально неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами. К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлениям и т.д. Иными словами, мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

К тому же мировоззрение как система включает в себя ряд компонентов. Прежде всего, это знания, имеющие своей опорой истину, а наряду с этим и ценности, наиболее ярко выраженные в нравственных и эстетических составляющих мировоззрения, имеющих своей базой добро и красоту.

В выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная - миропониманием.

Естественно, что соотношение этих сторон различно на различных уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в мировоззрении в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в мировоззрении разных людей.

Больше того, разной может быть и сама эмоциональная окраска мировоззрения, выражаемая в чувствах, настроениях и т.п., - от радостных, оптимистических тонов до тонов мрачных, пессимистических.

Второй уровень мировоззрения - миропонимание, опирающееся прежде всего на знания, хотя миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое.

Сила убеждений - в доверии человека их сути и смыслу. А это значит, что мировоззрение включает в свою структуру уверенность, следовательно, и веру (это может быть и религиозная вера, и вера в привидения и чудеса, и вера в науку и т.д.).

Разумная вера не исключает сомнения, но чужда как догматизма, так и безбрежного скептицизма, полностью лишающего человека опорных пунктов и в познании, и в деятельности.

Теперь обратимся к типологии мировоззрения. Прежде всего, следует выделить два уровня мировоззрения: жизненно-повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Это мировоззрение широких слоев общества. Данный уровень мировоззрения важен, его нужно учитывать, хотя он и отличается: 1) недостаточной широтой; 2) своеобразным переплетением трезвых положений и установок с примитивными, мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками; 3) большой эмоциональной нагрузкой.

Эти минусы преодолеваются на теоретическом уровне миропонимания и мировоззрения. Это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.

Если подходить исторически, то философии как особому типу мировоззрения предшествовали мифологический и религиозный типы мировоззрения. Миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства.

Переплетение в мифе элементов знаний о мире с религиозной и художественной фантазией находит свое выражение в том, что в рамках мифа мысль еще не обрела полной самостоятельности и чаще всего облекалась в художественно-поэтические формы, что отчетливо просматривается в "Мифах Древней Греции", в "Илиаде", "Одиссее", национальном фольклоре и т.д. И в то же время в мифах уже рисовалась картина мира в целом в виде теософии, шел поиск путей утверждения единства природы и общества, мира и человека, прошлого и настоящего, решались в своеобразной форме мировоззренческие проблемы.

Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям - по линии религии и по линии философии.

Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной, естественный и потусторонний, сверхъестественный, небесный. При этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. К тому же сама религиозная вера - это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах; в религии же вера реализуется в культе и через культ.

Причина религии - зависимость людей от неподконтрольных им естественных, природных и социальных сил. Она выступает как иллюзорное восполнение слабости человека перед ними. Долгая эволюция религии привела к идее бога как распорядителя дел земных и небесных. Религия в свое время играла положительную роль как средство социальной регуляции, формирования осознания единства человеческого рода, общечеловеческих ценностей.

Общее, что роднит религию и философию - это решение мировоззренческих проблем. Но характер подхода к этим проблемам в их рамках, равно как и само их решение, глубоко различно. В противовес религии с ее ставкой на веру философия всегда опиралась на знания, разум. Уже первый шаг философии состоял в поиске единого во всем, в поиске первоосновы мира не за его пределами, а в нем самом.

философия мудрость аристотель

Чтобы понять какое-либо явление – необходимо разложить его на части. Сложность подобного анализа мировоззрения связана с тем, что несмотря на общие для всех людей черты – оно у каждого всегда имеет свой собственный оттенок. Для того, чтобы учесть подобную сложность и многогранность принято выделять не только компоненты мировоззрения, но и его уровни и формы.

Компоненты мировоззрения . В структуре мировоззрения по мнению проф. А.А. Радугина традиционно выделяют четыре основных компонента:

- Познавательный компонент включает в себя прежде всего знания, полученные самым различным способом – повседневные, профессиональные, научные. Это конкретно-научная и универсальная картина мира, в которую в систематизированной и обобщенной форме входят индивидуальные и общественные знания.

- Ценностно-нормативный компонент основывается на различных ценностях, идеалах, убеждениях. В него также входят верования и нормы, которые призваны регулировать межличностные и общественные отношения. Ценностями принято обозначать свойства какого-либо предмета и явления удовлетворять потребности и желания людей. В систему ценностей входят представления о смысле жизни, счастье и несчастье, добре и зле. Существует определенная иерархия ценностей. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы, которые разделяются на моральные, религиозные, правовые. По сравнению с ценностями они обладают более запретительными свойствами.

- Эмоционально-волевой компонент представляет собой эмоциональную окраску ценностей, убеждений, верований, а также психологическую установку на готовность действовать в соответствии с ними.

- Практический компонент это реальная готовность человека действовать, определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах.

Несмотря на то, что у всех людей имеются данные компоненты, согласуются они каждый раз в зависимости от конкретного человека, что и порождает особые, свойственные только ему индивидуальные черты.

В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей - чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.

Уровни мировоззрения . В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются также жизненно-практический и интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления. Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не "сходятся концы с концами", эмоции в критических ситуациях могут оказаться убедительнее разума, обнаруживая дефицит здравого смысла. Однако, именно повседневность и является той базой, на основе которой мы можем вообще что-либо понимать в мире и анализировать его с помощью теоретических моделей. Данный уровень мировоззрения основывается на традициях, обычаях, которые не всегда могут быть рационально осмыслены. Данные проблемы преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения – теоретическом, который формируется в ходе систематического обучения и самообразования. В него входят теоретически обоснованные и логически верные знания, обобщенные в виде доказанных закономерностей, а также относительно непредвзятые оценки происходящих явлений природы и жизни общества.

Формы мировоззрения . Жизнь людей в обществе носит исторический характер. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, "дух" эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. Это позволяет выделять общественное, групповое и индивидуальное как специфические формы мировоззрения.