ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Какая история у Доминиканской Республики? Черное-Белое.Подводные камни жизни в Доминикане

Доминиканская Республика образовалась 27 февраля 1844 года, когда группа революционеров захватила власть, свергнув гаитянских правителей острова Эспаньолы. Когда Христофор Колумб впервые высадился здесь в 192 году, он назвал остров Эспаньолой.

Через несколько лет город Сан-Доминго превратился в испанскую столицу Нового Света, стал своеобразными воротами в Карибский бассейн. Французы обосновались на другом конце острова, а в 1795 году испанцы его полностью им уступили. В результате восстания чернокожих африканских рабов в 1804 году западная часть острова (ныне ) была под их управление. Французские войска смогли отвоевать себе лишь западную часть острова.

В 1838 году небольшая группа испаноязычных доминиканцев из Санто-Доминго создало тайное общество под названием «La Trinitaria», целью которого было свержение гаитянского управления. Во главе общества был Хуан Пабло Дуарте, выходец из богатой доминиканской семьи. После свержения старой власти первым президентом Доминиканской Республики стал один из лидеров революции – Педро Сантана.

Сложный культурный комплекс, состоящий из аравакских, испанских, африканских и французских традиций отличается Доминиканскую Республику от других стран Карибского бассейна. Страна стала независимой до того, как в испанской части Карибов было отменено рабство, и за сто лет до того, как начался процесс деколонизации других островов.

Доминиканцы идентифицируют себя скорее с латиноамериканцами, чем с карибами. Кроме того, эта страна поддерживает тесные отношения с , которые обосновались на острове в начале 20 века. Национальное сообщество пыталось построить демократию, сводя на нет коррумпированную и авторитарную политическую элиту.

Образование страны

Таино – это коренные жители Доминиканской Республики, которые в свое время горячо приветствовали корабли Колумба. Это мирная подгруппа аравакских племен, живших в тропических лесах Южной Америки. Когда Колумб прибыл на остров, здесь жило, по меньшей мере, 500 тысяч таино. Их жизнь была сосредоточена на сельском хозяйстве. Дома таино были деревянные, с соломенными крышами. В одном доме жило несколько семей. Люди спали в гамаках.

Вещи хранили в корзинах, которые свисали с крыш и стен. Дома строились беспорядочно вокруг центральной площади, где стоял дом главы племени. Деревни объединялись в районы, в каждом из которых был свой старейшина, а районы образовывали собой региональные племена во главе со своим начальником. В обществе таино было только два класса жителей – летописцы, которые приравнивались к знати, и простолюдины.

Рабов не было. Вместо того, чтобы рубить леса для очистки земли под сельскохозяйственные угодья, как это делали в Амазонии, таино возделывали только постоянные поля, выделенные природой. Они улучшали дренаж и боролись с эрозией почвы, что позволяло им хранить зрелые клубни долгое время.

Таино добывали золото и делали самородки из небольших пластин. Золото инкрустировали в деревянные предметы и украшали им одежду. Колумб взял немало золото таино, полагая, что так он сможет расплатиться с королем и королевой Испании.

Так как практически все таино погибли в течение первых трех десятилетий после прибытия на остров испанцев, культура и традиции этого удивительного народа не так явно присутствует в современной повседневной жизни доминиканцев, как, предположим, культура майя в сегодняшней Мексике. На небольшой части острова жила группа араваков, называющих себя карибами. Согласно преданию, один из них выстрелил из лука в Колумба сразу после прибытия на остров испанских кораблей.

Когда Колумб впервые высадился здесь в 1492 году, он назвал остров Эспаньолой, впоследствии название было изменено на . Колумб был превосходным мореплавателем, но ни он, ни его брат Бартоломе не смогли править новой колонией. Они разрушили систему хозяйства таино, заставляя их постоянно искать золото. К 1496 году многие коренные жители погибли, а те, кто решил восстать против рабства, были жестоко наказаны.

Люди гибли также от недоедания – еда было в дефиците. Тогда Бартоломе перенес столицу острова из Изабеллы в новый город Санто-Доминго, который расположился в богатой гавани. Порт Санто-Доминго был единственным местом, куда приходили корабли из Европы, направляясь к Малым Антильским островам, до того момента, когда из-за изменения мореплавательных маршрутов на первое место вышел порт Гаваны.

Когда Колумб прибыл на остров в третий раз, здесь началось восстание колонистов. Чтобы усмирить бунтовщиков, она приказал контролировать не только землю, но и местные общины. Испанские колонизаторы могли легально заставлять индейцев бесплатно работать на них.

Из-за тяжких условий принудительного труда и болезней, которые европейцы привезли с собой, таино начали быстро умирать. Тогда испанцы начали поставлять на остров другую рабочую силу – африканских рабов.

Затем испанцы отказались от Эспаньолы в пользу более экономически выгодных районов, таких, как и , однако в Доминиканской Республике так и остались существовать испанские институты власти, экономики и принципы устроения общества. На этом острове укрывались пираты. В течение 200 лет Эспаньола пребывала в состоянии дезорганизации и стагнации.

В 1697 году передала западную часть острова французам, и жизнь здесь наладилась: на основе рабства стали производить сахар и хлопок. В 1795 году Франции отошла и другая часть острова, которая все это время стояла на грани выживания за счет натурального хозяйства.

В 1809 году восток Эспаньолы опять отошел Испании. В 1822 году темнокожие жители обрели контроль над всем островом, который просуществовал до 1844 года.

27 февраля 1844 года Хуан Пабло Дуарте, лидер движения за независимость, вошел в Санто-Доминго и объявил две трети восточной части острова независимым государством. Оно было названо Доминиканской Республикой. Педро Сантана, один из лидеров, которых называли каудильо, стал президентом. Новая нация всеми силами боролась за существование и выход из политического и экономического кризиса.

Под прикрытием доктрины Монро, которая позволяла Штатам бороться с тем, что они называют европейской интервенцией, вторглись на территорию Доминиканской Республики в 1916 году и властвовали здесь до 1924 года.

В период американской оккупации образовался новый класс крупных землевладельцев. Новая армия – Национальная гвардия - обучалась у морской пехоты , чтобы научиться эффективно противостоять силам повстанцев. В 1930 году Рафаэль Трухильо, лидер Национальной гвардии, использовал свое положение для укрепления личной власти.

С 1930 по 1961 год фактически была в личном владении Трухильо – страна превратилась в первое по-настоящему тоталитарное государство западного полушария. Он и его окружение контролировали фактически 60% активов страны, отменили все личные и политические свободы.

В 1961 году Трухильо был убит, а его сын бежал из страны. В Доминиканской Республике состоялись демократические выборы. В конце концов, в 1965 году доминиканцы при помощи 23 тысяч американских солдат победили конституционалистов. Экономическая элита Доминиканы, укомплектованная американскими военными, избрала Хоакина Балагера – одного из «марионеточных» президентов Трухильо.

В начале 1970-х годов прошла через этап экономического развития, которое поднялось за счет общественных проектов, иностранных инвестиций, развития туризма и резкого повышения цен на сахар. Сформировался слой богатой элиты, в то время как уровень безработицы, неграмотности, недоедания и младенческой смертности был очень высокий.

Правительство Балагера дестабилизировали резкое падение цен на нефть и на сахар, рост безработицы и инфляции в середине 1970-х годов. У страны был огромный внешний долг, Международный валютный фонд потребовал принять решительные меры по жесткой экономии ресурсов, и правительство заморозило выплату зарплат, уменьшило финансирование по разным статьям, подняло цены на основные потребительские товары и ограничило кредитование.

Такая политика привела к росту социальной напряженности в обществе. Балагеру тогда уже было 80 лет, он был практически слепой. Он обратился к общественным проектам в надежде оживить экономику, но второй раз попытка не удалась. В 1996 году Балагер ушел в отставку, новым президентом стал Леонель Фернандес Рейна.

Национальная идентичность Доминиканской Республики

На национальную самобытность народа Доминиканской Республики повлияли испанские традиции и раннее обретение независимости (по сравнению с другими странами Карибского бассейна). Коренное население фактически исчезло в течение несколько десятилетий после прибытия на остров колонизаторов. Страну населили испанцы и африканские рабы.

Испанский – национальный язык, на нем говорят все местные жители. Больше ценятся светлые оттенки кожи, которые указывают на европейское происхождение, а не темные, которые отсылают к западноафриканским корням.

Большая часть населения исповедует католичество, по всему острову стоят христианские соборы. Гордость, некая агрессивность – эти качества очень ценятся в спорте, бизнесе и политике. Мужской шовинизм пронизывает все общество, особенно в бедных слоях общество.

Крылатая фраза «Si Dios quiere» «(«Если Богу пожелает») выражает уверенность, что судьба каждого человека тесно переплетается с волей Божьей. Классовая система испанского общества сохранилась в Доминиканской Республике. Власть была сосредоточена в руках несколько богатейших семей.

Семья имеет первостепенное значение в обществе. Отношения между людьми важнее, чем график и опоздания на встречи, люди чаще общаются, чем работают. Доминиканцы – очень доброжелательный и общительный народ. Они отличаются любопытством, не стесняются задавать личные и откровенные вопросы. Доминиканским детям стеснение в целом не свойственно. Очень ценится доверие.

Этнические отношения

Была местом, куда привозили первых африканских рабов в Амрике. Чернокожие и мулаты составляют здесь почти 90% населения. Между доминиканцами и гаитянами всегда были напряженные отношения.

В начале осени 1937 года солдаты Трухильо, вооруженные мачете, ножами, кирками и лопатами убили, по разным оценкам, от 10 до 35 тысяч мирных гаитян, маскируя это под крестьянское восстание. В обществе до сих пор сохраняется презренное отношение к гаитянам и чернокожим.

Вы когда-нибудь задумывались,насколько глубокой может быт разница между двумя людьми?Десятью?Сотней...?В чем она заключается?Насколько может быть непримиримой?По каким признакам люди собираются в социальные и общественные группы?Что может заставить людей покинуть свое привычное окружение и пуститься на поиски нового?

Если вы прилетели в Доминикану отдыхать на пару недель,то не морочьте голову.Отдыхайте от трудов праведных под жарким солнцем Домиинканы и не думайте ни о чем.
Если же вы планируете перебираться сюда на постоянное место жительства,то ищите ответы уже сейчас.Попробуем сделать это вместе.Может быть,спускаясь по трапу самолета в аэропорту Лас Америкас или Грегорио Луперон ,хотя бы приблизительно будете знать,каким моментам уделять внимание в первую очередь.
Нет,не приобретению недвижимости,земли,авто,новых знакомств среди живущих здесь,соотечественников.....Главный вопрос,который вам предстоит решать-это знание языка.
Есть одна мудрая пословица которая гласит:"Если вы хотите что-нибудь продать,то язык вам не поможет.Если же вы собираетесь что-то купить,то вас поймут и так."А если вы не планируете ни покупать ни продавать?Поэтому,придав основное значение изучению языка,вы решаете со временем,одним махом,массу,еще даже не вставших перед вами задач.Главная из которых,как ни странно,это взаимодействие с местным населением.
Увы.Вместе с потрясающей природой,хорошей погодой,относительно спокойной и стабильной политической обстановкой мы получаем еще и окружение в виде доминиканцев и гаитян.Ни те ни другие не являются исконными жителями острова.
Конкистадоры испанской короны в свое время бездумно постарались на благо королевства и в итоге,Таино -коренные жители острова были полностью истреблены.Как видим,уже тогда в угоду меркантильным интересам испанских вельмож и королевского двора истреблялись люди другой расы .Спустя какое-то время стало ясно,что непокорных Таино некем заменить на плантациях и полях.Решено было завозить трудовой ресурс из Африки,в виде рабов.
Со временем,на испанской половине острова кровь работорговцев и их невольников смешалась и появилась новая нация,говорящая по испански,но с темным цветом кожи.На другой же половине острова,которой владели французы,смешение крови благородной и рабской считалось позором и преступлением.Детей,родившихся в таких условиях,сразу уничтожали.В итоге,население на другой половине острова так и осталось иссиня черным до наших дней.
Эта предыстория прозвучала для того,что-бы у вас сразу сложилось представление о том генотипе,который несут в себе те люди,с которыми вы будете встречаться,сотрудничать,вести беседы,возможно иметь конфликты или общие интересы.
Доминиканцев в Гаити очень мало.Гаитян же(а не гаитянцев ) напротив,в Доминикане очень и очень много.Они большей частью выполняют неквалифицированные работы на стройках,уборке тростника ,прокладке дорог и т.д.
Поэтому кроме доминиканцев в вашем косвенном окружении будут и гаитяне.Нет.Конечно,это не повод учить французский и несчетное количество диалектов,которыми гаитяне общаются.Отнюдь!Но ваше знание основного языка страны-испанского,открывает перед вами в сотни раз больше возможностей для успешной интеграции в Доминикане .Ну и кроме этого у вас теперь есть представление о народах,которые здесь уже живут,а вы только собираетесь или уже начали.И вам придется их принять как данность.
Среди знакомых,есть достаточно людей,у которых отношения с темнокожим населением натянутые.И вы не поверите,причина простая.Один белый,другой черный.
Есть такое понятие,которое называется-предсубпозиция .В нашем случае это изначальная общественно-социальная платформа,на которой находится отдельно взятый человек.Причем в аспекте национального признака.Ведь не зря стала крылатой фраза:"Что русскому хорошо,для немца -смерть".Это для темнокожих здесь,все белые-Гринго .
Некоторые хоть делят белых на американцев и немцев,остальные же не утруждаются даже этим.
Так вот,менталитет местного темнокожего населения по какой-то непонятной причине идентифицирует белого прежде всего как бездонный мешок с деньгами,который никогда не отказывает....И не попадите в ловушку,если вам будут с улыбками протягивать руки для пожатия или предлагать помочь как брату.Лучше будет,если вы изначально будете лишены розовых очков и иллюзий.Во всяком случае в туристических зонах и местах проживания белых иностранцев поддерживайте легкую дистанцию.
Тогда к вам не повадятся ходить и слезно просить денег на операцию,на хлеб,на......и вам не придется переживать целую гамму различных эмоций по поводу всего происходящего.Вам никогда не стать для местного темнокожего ни другом,ни братом,да и никем вообще,кроме того о чем упоминалось выше.
Большие сложности могут возникать,если ваш бизнес-партнер окажется доминиканцем.Причем не важно какого сословия,богатый ли,среднего достатка...Тотальная,всеохватывающая безответственность и фривольность в ведении дел может свести на нет все ваши усилия к процветанию и росту.Совершенно различный подход ко времени,данному слову,обещанию,договоренности и беспросветная лень создадут большие трудности в возведении совместного бизнеса.Так-что будьте внимательны.
И будьте уве;рены,что это все не со зла и не по сговору.Нет!Просто люди на этом острове веками ведут свою историю так,и никак иначе.
Шкала критериев и ценностей гораздо компактнее,чем у любого из вас,поверьте.Еда,питье,музыка,танцы,Бог(Любовь).Это основные пункты,которые сразу бросаются в глаза.Жить одним днем,а завтра будет маньяна .
Вспомните,чем заморачиваемся мы,цивилизованные люди....новыми моделями одежды,обуви,телефонов,автомобилей,тем,кто кого знает,ипотекой,бизнесом,политикой,кризисом(пусть и временно,но...).
Власть здесь на людей не давит,кризиса нет,одежду и обувь по сезону менять не надо.Кредит что-бы взять,надо быть состоятельным,иначе даже и не надейтесь.Телефон с предоплаченной сим-картой можно купить за 200 песо(6 долларов) прямо на улице,сам наблюдал неоднократно.Бизнес в Доминикане -тема отдельная.В рамках данного очерка ее касаться не будем,но могу с уверенностью сказать,что каждый житель страны не прочь бы стать богатым,но когда доходит дело до непосредственных тело и умо -движений,то энтузиазм почему-то пропадает.
Это и понятно.Предки наработались и вполне возможно что упорный труд противен личности на уровне генотипа.Ничего удивительного.И что немаловажно,при всех своих личностных проявлениях,темнокожее население Доминиканы относится к нам,иностранцам и друг к другу,душевнее и более открыто чем те же американцы,канадцы,немцы...да и что там скрывать,мы сами.
Обратная сторона безответственности и расхлябанности-спокойствие,открытость и лояльность,проявлена у местных тоже в достаточной степени.Поздороваться на улице встретившись взглядом,считается обычным проявлением уважения и внимания.Причем не важно,кто перед вами и как вы сами в этот момент выглядите.Просто это здесь правильно.Так-что иногда в одной ситуации мы будем приятно удивлены,а в другой,возмущены одним и тем же проявлением доминиканского жителя.И что-бы быть корректными нужно упомянуть еще одну важную составляющую общения с местным темнокожим населением.А именно-поведение белого человека.
Белые живут в основном на севере страны.Туристическую зону в Баваро и Пунта Кане рассматривать не будем.Там эти советы вам не пригодятся.А работающие в тур-бизнесе и живущие в регионе,да простят меня,должны знать все эти тонкости как любой профессионал,откомандированный компанией для выполнения своей работы.
Кроме севера страны,часть белых проживает и в столице страны-Санто Доминго .По моим наблюдениям это обеспеченные,состоявшиеся люди.живущие в мире с собой и окружающей действительностью.Большая часть прилетающих в страну,все-таки останавливается на севере страны,где более всего и необходим резонанс иностранцев и местного населения.Однако не всегда этого удается достичь.
Одну сторону медали,доминиканскую,мы уже попробовали проиллюстрировать.Попробуем посмотреть на другую.Итак.
Языковый вопрос.Те,кто уделяет этому внимание могут расчитывать на обратную связь раньше остальных.Это-аксиома,поэтому спорить бесполезно.Исключение составляют,разве,что очень богатые люди.За них сработают другие или из финансовые возможности.
Но для остальных это наилучший путь для того,что-бы побыстрее вникнуть в секреты взаимоотношений с доминиканцами.Далее.Прилетев в Доминикану ,неразумно вести себя так,как вы привыкли.А именно,не обижайтесь если в обычном маркете вас попросят застегнуть пуговицы на рубахе или просто не пустят куда-либо если вы в шортах и в майке.Вся страна не похожа на супер-маркет "Плаеро ",куда можно ввалиться в купальнике или с голым торсом и вести себя как на базаре.Иногда такие картины вызывают элементарное чувство стыда.
Это не демократия.Нет.Это чувство собственного достоинства,которым белые люди здесь,увы,не блещут.Допускаю,что после режимной Европы,Штатов и Канады народ просто срывается с цепи и пускается во все тяжкие.Наших соотечественников это,разумеется,касается тоже.Да,на улицах и дорогах нет полицейских,но это не значит,что правила движения или ценность человеческой жизни кто-то отменил.Сначала удивительно было наблюдать осоловевшие физиономии за рулем автомобилей,следующих без переключения света с дальнего на ближний,без поворотников .Со временем стало понятно,почему.Без давления системы люди прекращают быть цивилизованными.
Тогда,извините,в чем разница между необразованным водителем старого пикапа и розовощеким, очкастым водителем ниссана -титан.
Если люди уравниваются по своему поведению в обществе,то разницы между ними никакой.Ни в положении,ни в статусе,ни в цвете.Учтите это,когда поймете,что ГИБДД(ГАИ) здесь нет и аналог появится нескоро.
Ошибочно так-же думать,что нам тут безмерно рады.Именно приток белых иностранцев провоцирует рост цен на недвижимость,автомобили,продукты и т.д.Страна живет туризмом и для приема денег с прибывающих курортников инвесторы отстраивают отели на юго-востоке.Там для этого создают все условия.Но если у вас возникла идея распорядиться своими деньгами в Доминикане по другому ,то хорошенько подумайте,что бы вы хотели получить в результате.
Бизнес,как процесс,вы получите.Прибыль,вероятно.Желательно прожить в стране предварительно пару лет,что-бы понять,что может быть лучше пусть деньги останутся в семье а не в доминиканском бюджете.Поверьте,на прием там дна нет.
Следующий тонкий вопрос.Вопрос слабого пола.
Не покривлю душой,если скажу,что провокаторы немцы и американцы,в попытках скрыться от своих социально-раскрепощенных и прогрессивных,но далеко не любвеобильных жен,причаливают к доминиканским берегам и оказываются в объятиях не слишком то нежных,но в пору горячих,местных барышень.Почему провокаторы?Да потому-что в их 50-60 им уже ничего не светит.Они это понимают и чувствуя себя нуворишами спускают здесь на местный профсо юз половину своей пенсии.Остальную половину на пив;;о и убогое жилье.
Девушки,поняли все очень быстро и на место достоинству пришла ярко выраженная страсть к зарабатыванию.Надо отдать должное русскоговорящим мужчинам.Во первых,семейные,во вторых здраво подходящие к вопросу..."Моя-лучше всех!".Собственно,так и есть.Вызывающие взгляды жриц любви русские воспринимают агрессивно.Могут даже послать.Но если вы ищите любви с прекрасной мулаткой,приготовьтесь,если все получится,на следующий день влиться в ее большую семью.Вернее семья вольется в ваш дом.Мама,Папа,Тетя,братья и сестры.И люди милые,и дом вроде ваш....а что же делать?
Думайте сейчас,делать или не делать!Ну и напоследок,вопрос криминальный.Агрессии во много раз меньше чем на улицах бывшего союза,но пусть вас это не расслабляет.Корррупция в Доминикане процветает.И желательно держаться подальше от сомнительных мест,людей и событий.Нередки случаи,когда уличные продавцы наркотиков,получив деньги от белого,моментально сообщали в полицию,и бедного глупца увозили в полицию,а потом и в тюрьму.Причем сажать не собирались,но готовы были решить все вопросы через адвоката,которы с радостным лицом сообщал,что заткнет всем им рты,но нужна самая малость...и называл сумму.Далеко не смешную.
Поэтому просто решите для себя,что вам нужно от пребывания в стране.Собираетесь жить-вначале будут сложности,которые со временем удастся решить.Показывать «им как надо жить»-они вам покажут сами.
Помните,что люди сделаны из людей.Здесь же,на стыке наций,культур и менталитетов это проявляется особенно ярко.Поэтому успехов вам в освоении собственного доминиканского рая!

*(Изложенный материал в большей степени имеет отношение к северной и курортной части страны.)

Далекая экзотическая Доминикана полюбилась многим россиянам благодаря турпоездкам, которые пользуются у соотечественников завидной популярностью. Но переехать на карибские берега на ПМЖ? Стоит попробовать, решила уроженка Санкт-Петербурга Елизавета Брагинская. И не прогадала: среди пальм и белого песка нашла свой второй дом и создала семью. «Лента.ру» записала ее рассказ о буднях в курортном городе Пунта-Кана.

Воля судеб

Я родилась в Ленинграде, выросла в Санкт-Петербурге. Закончила СПбГУ по специальности психология. Но моей профессией стала фотография - в институтские времена это было хобби, которое затем переросло в полноценную работу. Несколько лет прожила и в Москве, трудясь в сфере рекламы и телебизнеса. В Доминикане живу уже пять лет. Здесь я встретила человека, который стал моим мужем. Артем родом из Казахстана. Наш сынишка родился здесь, в Доминикане.

В страну попала исключительно случайно, идеи переехать из России куда-либо у меня не было. Однажды увидела в интернете вакансию фотографа с указанием, что работать предстоит в Доминиканской Республике. Я подумала: почему бы и нет? Списалась с работодателями, меня приняли. Изначальная идея заключалась в том, чтобы уехать на годик, отдохнуть от большого города. Но страна понравилась, и «отдых» получился более долгим, чем планировалось.

Поселок-интернационал

Пунта-Кана, где мы живем, - это главный курортный город страны. Но, конечно, в понимании москвича или питерца это скорее поселок городского типа. Город молодой и на сто процентов туристический, представляет собой большую отельную зону. На первой линии расположились гостиницы, на второй - квартиры и дома местных жителей.

В Пунта-Кане много экспатов и дауншифтеров со всего мира: приезжают и живут аргентинцы, колумбийцы, немцы, французы. Россиян тоже хватает, хотя многие из тех, кто жил на доходы, получаемые на родине в рублях, вынуждены были уехать после неблагоприятного изменения курса доллара (здесь в ходу именно «зеленые», а также, конечно, песо).

В основном все иностранцы, которые здесь живут, так или иначе заняты в турбизнесе. Есть, конечно, исключения: знаю приехавших сюда работать инженеров, но они живут в столице, в Санто-Доминго. Тут, в Пунта-Кане, заработать можно, в основном, в сфере гостеприимства.

Я организовала бизнес по подготовке и проведению свадебных фотосессий. Мой муж сначала работал барменом, а сейчас вместе с другом начинает свой проект в сфере ресторанного бизнеса.

Лето и ад

По моим ощущениям, жара и влажность переносятся тут легче, чем, например, в Юго-Восточной Азии. Среднегодовая температура - 30 градусов. Летом более влажно, зимой - посуше, и за счет этого кажется, что прохладнее. Местные говорят: «В Доминикане есть лето и есть ад». То есть зима - как лето, а лето - ну очень жаркое.

В целом организм быстро адаптируется к новому климату. Смешно сказать, но я зимой уже не купаюсь: как и местным, мне кажется, что холодновато (воздух градусов 29, вода 26). Доминиканцы ходят зимой в шапках и пуховиках. Мы еще до этого не дошли, но кожаную курточку надеть можем.

Хорошо и недешево

Не могу сказать, что жизнь тут сильно дешевле, чем в Москве или Санкт-Петербурге. При этом средняя зарплата у местных - 300 долларов, так что живут они в основном скромно.

Наши ежемесячные расходы - 1500-2000 долларов. Это достаточная сумма на нормальный уровень жизни, но без каких-либо дорогих развлечений и путешествий.

Живем в районе пляжей Баваро в апартаментах, которые находятся на огороженной охраняемой территории, есть кухня-гостиная, две спальни, терраса и два санузла. Мы платим за эту квартиру 500 долларов в месяц. По идее, на эти деньги можно было бы снять и целую виллу, но без местного «ЧОПа». Почему лучше не экономить на безопасности - я расскажу чуть позже.

За электричество платим около ста долларов в месяц, оно тут дорогое. Во столько же обходятся интернет и два мобильных телефона. Еще сотня в месяц уходит на оплату медицинских страховок. Продуктов покупаем на 100 долларов в неделю. Бензин стоит полтора доллара за литр.

Не надо делать из еды культа

Жители республики - потомки рабов, и кухня у них очень незатейливая. Самые ходовые продукты - рис, курица, а к ним - бобовая подливка. Еще очень много «родственников» картошки - юкка, батат, ямс. Любят платано - это такой банан, но несладкий, его отбивают и жарят, как картошку. Местные фрукты, экзотические по нашим меркам, стоят недорого, а вот простые яблоки - это уже импорт и стоят прилично.

В меню местных кафе нет изобилия, к которому привыкаешь в большом российском городе, нет и некоторых продуктов, популярных у нас на родине, особенно молочных. Они тут вообще не в почете из-за жары.

Скучаем по листовому чаю - тут пьют кофе, и даже купить чайник оказалось проблемой (нашелся, естественно, в Ikea). Но если чего-то уж очень хочется, достать всегда можно: здесь есть русские семьи, которые готовят и продают привычные кисломолочные продукты, солят огурцы и так далее. Клиенты и друзья привозят из России съестные подарки, которых тут не найдешь, - халву, пряники, сушки.

Роды: приступим, помолясь

Государственная доминиканская медицина, прямо скажем, оставляет желать лучшего. Возможно, тут есть хорошие бюджетные врачи, но у них нет нужного оборудования для обследований. Тем не менее местные жители главным образом пользуются именно бесплатной медициной (если вспомнить цену страховки и среднюю зарплату - станет ясно, почему).

Мы обращаемся по страховке в частные клиники. Они тут очень хорошие, чем-то похожи на американские - и приемным покоем, и ведением пациентов. Ребенка я рожала тоже здесь, в Доминикане, роды входили в страховку (без нее обошлись бы примерно в тысячу долларов).

Мои роды достойны отдельного рассказа, поскольку в российском понимании были довольно необычными. Готовя меня к операции, медсестры весело болтали между собой о чем-то женском в стиле «А он что? А она?», а хирурги перед тем, как приступить, помолились! Вот так все вместе взяли и прочитали молитву. Когда сынишку уже доставали, все вдруг начали петь «Que lindo, que lindo…» («Как прекрасно, как прекрасно...»). Это было так трогательно и очень по-доминикански, мы совершенно не ожидали.

Вообще, к беременным и детям в Доминикане относятся очень трепетно. Все обожают малышей. Когда мы вернулись домой из роддома, охранники нашей резиденции, взрослые 40-летние мужчины, с улыбками подбегали поздравить и пожелать здоровья.

Особенности национального антистресса

Доминикана по уровню счастья всегда занимает высокие позиции в соответствующих мировых рейтингах. Местные жители очень позитивные. Проблем для них вообще не существует - все всегда хорошо. Тут в ходу поговорка: если проблему можно решить - это уже не проблема, нечего переживать, а если решить нельзя - расстраиваться тем более бессмысленно.

Доминиканцы очень религиозны и постоянно поминают бога, особенно популярна фраза «Si Dios quiere». Иногда это звучит довольно комично: например, интересуешься, придет ли к тебе сегодня сантехник, а в ответ: «Если Господу будет угодно».

Мы тут, конечно, тоже стали спокойными, неторопливыми. Особенно это замечаем, когда общаемся с приехавшими из России туристами.

Круг общения: меньше, да лучше

За пять лет в Пунта-Кане мы ассимилировались. Выучили испанский. Ошибки у меня проскакивают, но в целом было несложно, потому что до этого уже знала английский, французский, немецкий.

Тем не менее общаемся мы здесь в основном с русскоязычными. Но есть и испаноязычные знакомые, и из Израиля, а наш ближайший сосед - турок.

Когда я уезжала из России, у меня был очень широкий круг общения, много друзей из Москвы и Питера. Но сейчас, после пяти лет за границей, многие знакомые «отвалились». Когда живешь в большом городе, вокруг много приятных, интересных людей, но далеко не всех из них можно действительно назвать друзьями. Эмиграция расставляет все по своим местам: общение сохраняется только с по-настоящему близкими. Сейчас, пожалуй, на родине у меня осталось человек десять из ближнего круга, с которыми я держу связь.

Новый друг и американская мечта

Мы завели собаку, золотистого ретривера. Специально выбрали породу, которая хорошо относится к детишкам: наш Балу - это пес-нянька. А вот доминиканцы ничего не понимают в собаках: боятся нашего добродушного увальня, который максимум что может - это зализать насмерть. Вообще, по-моему, местные опасаются любых живых существ размером больше спичечного коробка.

Мы с мужем шутим, что здесь, в Доминикане, случайно устроили себе жизнь в стиле «американская мечта»: ребенок, ретривер, зеленая лужайка, не хватает только белого заборчика вокруг дома.

Безопасность

На мой взгляд, уровень преступности в Доминикане - примерно как в Москве, просто здесь она другая.

В Санто-Доминго есть неблагополучные районы - например, такие, где живут гаитяне, туда и местные-то не пойдут. Но все равно мне кажется, что тут безопаснее, чем в России. Преступность какая-то более предсказуемая: соблюдай определенные правила игры или не удивляйся, что тебя, например, ограбили на улице. Не надо, условно говоря, стоять в темном переулке и, подсвечивая айфоном, пересчитывать наличность.

Здесь нет такого, как в Москве - едешь в метро, встречаешься взглядом с кем-то враждебно настроенным и начинается: «Э, ты че так смотришь, пошли выйдем» и так далее. Доминиканцы даже драться толком не умеют - только пинаются да лягаются.

Но грабежи - это действительно реальность. И здесь важно помнить золотое правило (которое, впрочем, актуально в любой стране): если вам угрожают оружием, отдайте то, что просят. Были истории, когда туристы пытались оказать сопротивление, и это всегда кончалось плохо.

Местные воры очень любят именно желтое золото. На белое или платину могут и не взглянуть, а вот к классике неравнодушны.

Тем не менее считаю неправильным, когда гиды запугивают всех в стиле «сидите в гостиницах, кругом очень опасно». Как я уже говорила, надо просто знать и соблюдать правила.

Досуг

Мой муж обожает серфинг. Так что свободное время в будни и выходные он, как правило, проводит на пляже, это для него лучший отдых. Я не могу назвать себя спортивным человеком, ЗОЖ меня обошел стороной, так что предпочитаю чтение, кино, встречи с друзьями. Конечно, иногда выбираюсь и на океан.

Появление ребенка ограничило наши перемещения, но мы все же стараемся выбираться в интересные поездки по острову - на дни рождения, праздники. Все думают, что Доминикана - это только лежание на пляже, но это не так, тут много чего можно посмотреть, и природа везде разная.

Путешественникам точно надо съездить в Санто-Доминго. Там много достопримечательностей - например, Лас Дамас, самая старая улица Нового Света.

Кроме пляжей со знаменитым белым песком есть пляжи и с черным, и с розовым, и галечные. Есть лагуна Овьедо, где живут розовые фламинго; в воде там каменные островки, на них обитают игуаны. Поблизости от границы с Гаити есть Бухта Орлов, там водятся огромные черепахи. Интересно Энрикийо - озеро, которое образовалось в результате сдвига тектонических плит миллион лет назад; там живут крокодилы.

Очень красивые пляжи на полуострове Самана. В период с февраля по март там можно увидеть горбатых китов - они огромные, 14 метров. Там вообще природа чем-то похожа на тайские острова - зеленые холмы, горы. На полуострове живет французская община, поэтому кухня в кафе отличается от той, что в Пунта-Кане. Придя на завтрак, чтобы отведать круассанов, можно услышать «bonjour, madame» от официанта.

С ночевкой хорошо поехать на пик Дуарте, главную горную вершину Доминиканы. Там можно поставить палатку и встретить красивейший рассвет.

Долину Констанца называют карибской Швейцарией: там нежарко, ночью температура может опуститься градусов до 13. В Констанце много хороших, уютных отелей.

В Доминикане ни в коем случае не надо сидеть в отеле. Изучите информацию в интернете, составьте маршрут и смотрите страну самостоятельно.

Визиты в Москву и Питер

С родными мы видимся нечасто, где-то раз в год. Моя мама живет в Израиле, бабушка с дедушкой - в Питере. Навещать их всех получается недешево, а если еще и с заездом в Москву, где тоже есть близкие люди, то и совсем дорого. Даже учитывая, что доходы у нас в долларах. Слетать в Москву чартером стоит где-то 700-800 долларов с человека (туда и обратно).

Планы

Пока сын не ходит в школу и даже пока он будет в младших классах - можно жить в Доминикане, но потом, скорее всего, придется искать страну, где он сможет получить достойное образование. В Доминикане есть, конечно, хорошие частные школы, но они достаточно дороги. Обучение в младших классах стоит около 500 долларов в месяц, дальше - дороже. При этом платить по месяцам нельзя, деньги вносятся сразу за год.

Доминикана стала для нас вторым домом. Здесь совсем другой ритм жизни, нет ощущения тяжести бытия, как в России, иные отношения между людьми. Вернуться на родину будет очень трудно. Скорее всего, будем искать другую страну для переезда.

По итогу переписи населения в 2007 году официально в Доминиканской Республике проживало 9 183 984 человека. Из них 56% составляли городское население, 44 % - сельское, кроме того при переписи шла дифференциация на афроамериканцев - 11%, мулатов/метисов - 73%, белое население - 16%. В стране проживает примерно одинаковое количество мужчин и женщин. Преимущественно исповедуется католическая вера: приверженцы составляют 95% населения страны. Плотность население около 182 человек на квадратный метр, что ставит Доминикану на 58 место в мире по плотности населения. Государственным языком утвержден испанский, но на курортах широко распространен английский и немецкий, много русских на Сосуа и Кабарете. На 1000 человек рождаемость составляет 22,91. Уровень безработицы достаточно большой: около 25% трудоспособного населения нигде не работает. При этом Доминиканская Республика в своем регионе считается наиболее развитой и богатой.

Народности Доминиканы

Большую часть населения в Доминикане составляют афроамериканцы. Высокая концентрация их характерна для южных и юго-восточных регионов страны. Они и составляют основной трудовой резерв на сахарных плантациях. Большая часть - это выходцы из Гаити, но присутствуют также и представители голландской и английской колоний. В стране высокий уровень трудовой миграции из Гаити - люди приезжают только на заработки. В отношении мигрантов власти проводят активную политику дискриминации, на них периодически натравливается местное мусульманское население. Корни подобных разборок уходят далеко в 1937 год, когда правительство Трухильо спровоцировало резню на границе республик и не менее десятка тысяч Гаитян погибло в этом кровопролитии, включая женщин и детей. Гаитяне, живущие на территории Доминиканы, и сегодня сохраняют свой родной язык, креоль, хотя в совершенстве владеют испанским.

Белое население Доминиканской Республики неоднородно по составу и происхождению. Практически все они имеют примесь негритянской крови, но, как правило, все это отрицают. Белые в основном представляют «высший» слой общества в государстве. Кроме того, в Доминикане можно найти отдельных белых выходцев из Северной Америки и Европы. Как правило, это бизнесмены, которые перебрались жить в горы. В конце 40х годов на севере Доминиканы образовались отдельные немецкие поселения: бежавшие от фашистского террора немцы разбивали сельскохозяйственные плантации и обосновывались здесь. Позже эти земли освободили от налоговых пошлин, немцы получили гражданство, но им запретили заниматься конкурентным доминиканцам бизнесом - разбивать сахарные плантации, выращивать кофе, какао-бобы, табак и баранов. В итоге, беглые немцы в основном занимаются молочным скотоводством.

Также на территории Доминиканы можно обнаружить достаточно многочисленную сирийскую колонию, но они практически потеряли свою обособленность и в последнее время активно сливаются с местным населением.

Языки народов Доминиканы

Государственный язык, как мы упоминали выше, - испанский. Но все, же имеет свои отличия от испанского. В Испании некоторые буквы не употребляются, некоторые произносятся иначе. Ряд слов в употреблении заимствованы у коренных жителей, которых со временем колонизаторы истребили.

Характеристика местных жителей

Доминиканцы - люди энергичные, оглядывающиеся на своё тяжелое прошлое. Основная часть населения находится сегодня за чертой бедности. Средняя заработная плата в государстве составляет около 250-300$. Как мы упоминали выше, в стране высокий уровень безработицы. Всё же, разделение на классы достаточно ярко выраженное. Привилегированная, богатая часть населения - это в основном испанцы и частично афроамериканцы. Африканцы и мулаты, как правило, - низший слой общества.

Бедная часть населения до сих пор не имеет в своих домах элементарных удобств: санитарных условий, электричества.

Жители Доминиканы очень приветливые и открытые, но довольно приставучи к туристам. Продавец сувениров или таксис способен свести с ума любого туриста своей невероятной эмоциональностью и болтливостью. Доминиканцы очень гостеприимный народ. Они искренне обижаются, если Вы отказываетесь от чашечки кофе, который здесь готовят в каждом доме.

Многие считают, что доминиканцы абсолютно беззаботны и живут одним днем. На деле они просто не жалуются и стараются смотреть в будущее с оптимизмом.

Доминиканское «5 минут» - наше «вечно». Все потому, что они не привыкли отказывать, говорить «нет», считая, что тем самым могут обидеть человека, потому отдают предпочтения несдержанным обещаниям, а не отказам.

Местная молодежь заводит семью рано, но только по согласию родителей. Как правило, девушки в 15, а парни в 16 лет. Очень трепетно доминиканцы относятся к детям.

По данным 1958 г., в Доминиканской республике прощивает 2791 тыс. человек (68% - мулаты, 18-1*9% - негры и 14% - белые). Средняя плотность - 57,3 человека на 1 км 2 . Группируется население в основном в долине р. Юны и на южном побережье.

Негры (крупнейшее национальное меньшинство) сконцентрированы главным образом на юге и юго-востоке. Они составляют основную рабочую силу на сахарных плантациях. Значительная часть доминиканских негров - выходцы из республики Гаити, есть также уроженцы английских и голландских колоний. Многие гаитяне приезжают в страну лишь на заработки (об иммиграции см. раздел о Гаити). Доминиканские власти проводят политику дискриминации в отношении гаитян, натравливают на них местное мулатское население. Как уже упоминалось, в результате спровоцированной правительством Трухильо резни (октябрь 1937 г.) на границе обеих республик погибло не менее 10 тыс. негров из Гаити, в числе которых были женщины, дети, старики. Многие гаитяне, живущие в Доминиканской республике, сохранили свой родной язык (креоль), хотя все они в той или идой степени владеют испанским языком 1 .

Так называемое белое население неоднородно по своему происхождению. Местные белые (креолы) почти все имеют примесь негритянской крови, хотя это обычно ими отрицается. Они составляют господствующий слой в республике. Имеется небольшое число североамериканцев (бизнесменов или специалистов), живущих преимущественно в городах, а также французов, итальянцев, испанцев и т. п. В конце - 30-х - начале 40-х годов на севере республики образовалось несколько сельскохозяйственных поселений эмигрантов из Германии, бежавших от гитлеровского террора. Земли, занятые ими, освобождены от налогов, и они получили все права граждан республики. Им, однако, запрещено конкурировать с доминиканцами в разведении сахарного тростника, какао, кофе, бананов и табака. Основное занятие жителей этих поселений - молочное скотоводство. Сравнительно многочисленная сирийская торговая колония постепенно теряет свою обособленность, сливаясь с местным населением.

Язык

Язык основной части населения - испанский. От языка жителей Испании он отличается фонетически (например, опускается буквам», если она находится на конце слова; часто «г» произносится как «1», особенно если является в слове последней); кроме того, доминиканцы употребляют ряд слов, не известных испанцам и южноамериканцам и взятых из языка коренных обитателей острова, истребленных колонизаторами (боио - крестьянский дом и т. д.).

Города

В городах живет примерно IЬ% населения; городов с населением более 5 тыс. человек каждый - 16, с населением не менее 10 тыс.- 10. Центром республики является Сьюдад-Трухильо. В нем проживает около 40% городского населения страны - примерно 295 тыс. человек. Этот крупнейший промышленный и культурный центр республики расположен на южном побережье острова, у впадения в море р. Осама.

Сьюдад-Трухильо основан Бартоломео Колумбом, братом знаменитого мореплавателя, 4 августа 1496 г. и назван был Санто-Доминго; переименован в 1930 г. Это был один из первых городов, построенных испанцами в Америке. В центре его сохранилось немало исторических зданий, в том числе первый католический собор Америки (построен в первой половине XVI в.), где похоронен Христофор Колумб; так называемый Алькасар (местопребывание первого вице-короля испанских колоний); первая каменная больница в Америке (Сан-Николас). Сьюдад-Трухильо часто называют лучшим образцом испанского колониального города XVI в.; архитектурные памятники, прежде всего старинные церковные здания, придают ему весьма своеобразный облик. Правда, ураган 1930 г. уничтожил значительную часть старого города. Однако кое-где еще сохранились узкие улочки колониального времени и дома трех-четырехвековой давности.

Новый Сьюдад-Трухильо начинается на центральной площади, гдё, среди цветов, перед первым в Америке собором стоит памятник Колумбу, а напротив - выстроенное в современном стиле здание конгресса. Центральные улицы - Авенида Джордж Вашингтон, Авенида Индепенденсиа, Авенида Боливар - застроены красивыми белыми зданиями, вдоль которых тянутся ряды пальм. В центре много парков, асфальтированные улицы. Окраины же являют собой печальную картину, обычную, впрочем, для вест-индских городов. Именно здесь, в трущобах, ютятся рабочие, мелкие торговцы, безработные.

Второй по величине город - Сантяго-де-лос-Кабальерос на р. Яке {около 67 тыс. жителей) - центр табачной промышленности, затем идет Сан-Франсиско-де-Макорис (около 22,5 тыс. жителей) - центр крупнейшего сахарного района 1 .

Жилище, одежда, пища

Дом доминиканского крестьянина (боио) обычно делается из древесины королевской пальмы, крышу кроют пальмовыми листьями. В нем редко бывает больше одной-двух комнат. Окон и дверей в доме нет. Их заменяют отверстия. Пол земляной. Мебель состоит из стола и нескольких стульев. Спят обычно на полу, иногда подложив соломенный матрац; пользуются также гамаками. К дому примыкает небольшой участок сахарного тростника. Здесь же растут бананы и юкка. В городах, как уже говорилось, есть много старинных зданий, представляющих большую архитектурную ценность.

Одежда доминиканцев - общеевропейского типа, обычно светлая или пестрая. Характерная деталь (в отличие от Гаити) - широкое распространение сомбреро (широкополой шляпы). Крестьянин чаще всего ходит полуобнаженным, с мачете за поясом. Рубашку, новую пару брюк и обувь он надевает только по праздникам.

Основной рацион рабочего и крестьянина состоит из риса и бобов, а также, как дополнения к ним, юкки, кукурузы, бананов, батата и т. д. Обычное блюдо бедняков - санкочо приготовляется из всех этих продуктов, мелко нарезанных и сваренных вместе с кусочками мяса и чесноком; в большинстве семей мясо покупается не чаще одного раза в неделю.

Из напитков чаще всего употребляется кофе, кокосовое молоко, ром, гасеосас (род лимонада).

Просвещение

Неграмотных в республике насчитывается в среднем около 57%; в городах этот процент падает до 29,5%.

В 1956 г. в стране было 4,2 тыс. школ (начальных, средних, специальных и т. п.). Старейший в Америке университет в Сьюдад-Трухильо (основан в 1538 г.) имеет девять факультетов, на которых учится более 3 тыс. студентов. Трудящиеся и их дети лишены возможности получить не только высшее, но и среднее образование. Даже в начальной школе учится не более 40% детей школьного возраста.

Религия

Подавляющее большинство населения исповедует католическую религию; протестантов - немногим более 20 тыс. человек (примерно, 0,4%).

Культура

Народная культура, в которой, кроме испанской, отчетливо прослеживается негритянская струя, нашла особенно яркое выражение в музыке и танцах. Национальный танец меренге, происхождение которого не установлено, распространился в республике с XIX в. (из района Сибао). Исполняется он под оркестр из аккордеона, большого барабана и гуиро (инструмент из плода пальмы гуахей), в сопровождении бубна. Употребление барабана указывает на негритянское влияние, гуиро - инструмент индейского происхождения.

Как и в других странах Латинской Америки, рождественские карнавалы сопровождаются музыкой и танцами, песнями. Известны два вида песен: агиналъдо, веселые и живые, исполняемые под бубен, маракас (погремушки), гитару, треугольник и гуиро, и более сдержанные, подчас даже грустные вилъянсико. Вильянсико исполняются в основном под аккомпанемент тамбуринов 1 .

При существующем политическом режиме развитие национальной культуры затруднено. Лучшие ученые, писатели, актеры вынуждены покидать страну из-за преследований диктатора Трухильо. Так, например, сложилась жизнь одного из наиболее выдающихся доминиканских деятелей культуры - Педро Энрикес Уренья (1884-1946), литературоведа, историка, лингвиста, поэта. Почти вся его жизнь прошла в эмиграции - в Мексике и Аргентине 2 . Крупнейшим современным писателем республики считается Вирхилио Диас Ордоньес (р. 1895) - автор семи стихотворных сборников, переводов из Омара Хайяма и романа «Архипелаг».