ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

История возникновения и развития узбекского языка. Узбекский язык Узб язык


Узбекский язык (O‘zbek tili, Ўзбек тили) - тюркский язык, официальный язык Узбекистана. В мире проживает около 32 миллионов носителей узбекского языка, большая часть из них проживает в Узбекистане и является этническими узбеками. Кроме того, узбекский язык распространён в Таджикистане, Киргизии, Казахстане, Афганистане и Туркменистане. В плане лексики и грамматики наиболее близок к уйгурскому языку.

До начала ХХ в. на территории Бухарского и Хорезмского государств литературными языками были персидский и чагатайский («староузбекский», предок современного узбекского). С начала ХХ в., в основном усилиями сторонников джадидизма (Фитрат, Ниязи и др.) создаётся современный литературный язык на основе ферганского диалекта.

Узбекский язык в Литературной энциклопедии (feb-web.ru)
Современный разговорный У. яз. делится на ряд говоров и подговоров, к-рые в основном можно разбить на пять групп (ташкентская, ферганская, кипчакская, хивинская или хивинско-огузская, северно-узбекская).

Различия между отдельными говорами не столь велики, чтобы мешать носителям различных говоров вполне свободно понимать друг друга, а потому все узбеки как внутри Узбекистана, так и за его пределами (за исключением Афганистана, конечно) с успехом обслуживаются единым литературным языком.

Об узбекском языке на сайте uzword.com/sprav.php
Узбекский язык
(O‘zbek tili, Ўзбек тили) - тюркский язык, официальный язык Узбекистана. В мире проживает около 18 миллионов носителей узбекского языка, большая часть из них проживает в Узбекистане и является этническими узбеками. Кроме того, узбекский язык распространён в Таджикистане, Киргизии, Казахстане, Афганистане и Туркменистане. В плане лексики и грамматики наиболее близок к уйгурскому языку.

В последние 17 лет, после обретения Узбекистаном независимости, наметились тенденции к пурификации языка, очищения его от заимствований, главным образом, русских. Афганский диалект отличается от классического узбекского, не в последнюю очередь из-за отсутствия влияния русского языка и большего влияния персидского и некоторых афганских языков.

Хорезмский диалект фонетчески и лексически близок туркменскому языку. В диалектах Бухары и Самарканда имеются многочисленные таджикские заимствования.

Сайты и статьи, посвященные узбекскому языку

О философии узбекского языка (эссе) / Абдулхамид Исмоили (mytashkent.uz)

Один из путей «сборки» языка – это овладение им, это разговор на языке. И все же мы имеем здесь в виду другой путь – некий синтетический, обобщающий взгляд на язык, или же кратко говоря – философию языка.

В чем особенность узбекских имен существительных? Если говорить об их лексическом составе, то это обилие арабских и персидских имен, особенно абстрактного свойства. Но это достаточно освещенный и осмысленный факт. Если же говорить о грамматических особенностях, то сразу же обращает на себя внимание отсутствие в узбекском языке категории рода.

Учебники и самоучители узбекского языка

Самоучители и учебники узбекского языка - аннотации, ссылки и файлы для скачивания (www.ashkimsin.ru)

Самоучитель узбекского языка (in-yaz-book.narod.ru)

Цикл онлайн-уроков для изучающих узбекский язык (совместный проект сайтов Uz-Translations и Onatili.uz
Цель данного проекта, заключается в предоставлении возможности всем интересующимся или изучающим узбекский язык получить материалы из первых рук, то есть, от самих носителей языка.

Узбекский язык для взрослых (самоучитель) - аннотация и ссылка для скачивания (uchusam.ru)

Флеш курс узбекского языка - Flash training uzbek language (www.sabina-study.ru)

Языковой курс «Сабина» создан для англоговорящих пользователей, позволяет познакомиться с основами узбекского языка в игровой форме.

Словари узбекского языка

UzWord - (uzword.com) узбекско-русский и русско-узбекский словарь.

Русско-узбекский электронный словарь, максимально компактный для уменьшения занимаемого на экране места, специально разработан для работы совместно с Microsoft? Word. Вы можете набрать слово на узбекском языке в кириллице или в латинице и получить его перевод с примерами на русском языке или наоборот. При этом не имеет значения, в какой форме набрано слово – этот словарь, в отличие от других, понимает словоформы!
К Вашим услугам четыре направления перевода:

1. с узбекского языка (кириллица) на русский;
2. с узбекского языка (латиница) на русский;
3. с русского языка на узбекский (кириллица);
4. с русского языка на узбекский (латиница).

Одной из функций программы UzWord является транслитерация текстов на узбекском языке, набранных именно русским шрифтом. Преобразование производится по всем правилам транслитерации, с помощью встроенного словаря, с одновременной вставкой элементных букв и проверкой орфографии, прямо в документе Microsoft Word.

www.ltran.ru/uzbek-russian/ - узбекско-русский онлайн-переводчик

Узбекский язык (O‘zbek tili или O"zbekcha - латиницей; Ўзбек тили или Ўзбекча - кириллицей; ?????? ???? - араб.) является официальным языком Республики Узбекистан. В Узбекистане проживает более 26 миллионов человек, свыше 70% населения считают узбекский язык своим родным языком. На узбекском языке говорят около 23,5 миллионов человек, причем, этот язык распространен не только на территории Республики Узбекистан, но и в других азиатских государствах: в Киргизии, Туркмении, Казахстане, Пакистане, Таджикистане, Афганистане, Турции, в Китайской Народной Республике и в России.

Современный узбекский язык относят к тюркским языкам алтайской языковой семьи. Однако разные лингвисты по-разному классифицируют тюркские языки, основываясь на различных признаках, которые, порой, не всегда являются очевидными. Традиционно узбекский язык относят к восточной (карлукской) группе тюркской языковой группы. Наряду с турецким и азербайджанским языками, узбекский язык считается одним из самых распространенных языков данной группы.

Н.А. Баскаков выделяет узбекский язык в составе подгруппы карлукско-хорезмийских языков и подчеркивает следующие специфические черты, позволяющие отнести его к данной подгруппе: наличие лабиализованного „a“ во многих диалектах, шести гласных фонем; отсутствие гармонии гласных в большинстве городских говоров узбекского языка.

По классификации В. А. Богородицкого, узбекский язык входит в состав среднеазиатской группы тюркских языков вместе с уйгурским, казахским, киргизским и каракалпакским языками.

По мнению В.В. Радлова, узбекский язык (вместе с уйгурским) относится к среднеазиатской группе тюркских языков.

По своему грамматическому строю и словарному составу узбекский язык в первую очередь тесно связан с уйгурским языком, распространенным в китайской провинции Синьцзян, и или-тюркским языком, другие его характерные черты были заимствованы из персидского, арабского и русского языков.

В фонетике, грамматике и лексике узбекского языка прослеживается сильное влияние персидского языка, в словарном составе также имеются многочисленные заимствования из арабского и русского языков.

Специфической особенностью узбекского языка является агглютинативный строй, это значит, что словообразование в данном языке осуществляется путем агглютинации - присоединения к корню или основе слова аффиксов, каждый из которых однозначен и несет свое собственное грамматическое значение. Термин «агглютинировать» происходит из латинского языка и имеет значение «сливаться», «склеиваться». Центральными словообразовательными элементами в узбекском языке являются суффиксы, которые, в силу упомянутой грамматической однозначности, расширяют или изменяют значение слов. К основе одного слова можно добавлять множество суффиксов, причем, все суффиксы следуют один за другим и имеют четкие границы, то есть не сливаются с корнем слова или другими суффиксами. Таким образом, длина тюркских слов может увеличивается в зависимости от того, какой объем информации они несут.

Главной фонологической особенностью узбекского языка является отсутствие сингармонизма (гармонии гласных), характерного для тюркских языков. Объяснением этому служит тот факт, что в основе литературного узбекского языка лежит ферганский диалект, который отличается отсутствием сингармонии. Данное явление сохранилось лишь в отдельных диалектах, наиболее близких к огузской или кыпчакской группе языков. Другой фонетической чертой, отличающей узбекский язык от других тюркских языков, является характерное «оканье».

Предполагается, что тюркские народы поселились вдоль бассейна рек Амударьи, Сырдарьи и Зеравшана еще в 600-700 г. н.э. и постепенно вытеснили племена, которые говорили на индоиранских языках и прежде проживали в Согдиане, Бактрии и Хорезме. Первой правящей династией этого региона была династия Караханидов, представлявшая собой одно из карлукских племен и царствовавшая в 9-12 вв. н.э.

Ученые рассматривают узбекский язык как прямого потомка или позднюю форму Чагатайского языка - тюркского среднеазиатского литературного языка, использовавшегося в эпоху правления чагатайского хана, Тимура (Тамерлана) и тимуридов и отделившегося от других среднеазиатских тюркских языков в начале 14 в. В 15 и 16 вв. на защиту староузбекского языка встал узбекский мыслитель и деятель Мир Али-Шер Навои, стараниями которого староузбекский язык стал единым и развитым литературным языком, традиции и нормы которого сохранились до конца 19 в. Основанный на карлукском варианте тюркских языков староузбекский язык содержал большое количество слов, заимствованных из персидского и арабского языков. К 19 в. он стал все реже использоваться в произведениях литературы.

Термин «узбекский», применительно к языку, в разные времена означал разные понятия. Вплоть до 1921 г. узбекский и сартский языки трактовались как два различных диалекта. Узбекским языком называли кыпчакский диалект, характеризовавшийся сингармонией (гармонией гласных звуков), который был языком потомков племен, в 16 .в поселившихся в Трансоксании вместе с Шейбани-ханом и проживавших в основном вблизи Бухары и Самарканда.

По одной из версий ученых, «узбеками» называли жителей, проживавших во владениях Султана Муххамеда Узбек Хана (1313—1341), девятого хана Золотой Орды и потомка Чингисхана, в честь которого был назван узбекский язык.

Сартским языком назывался карлукский диалект, распространенный среди древних поселенцев Ферганской долины, Кашкадарьинского региона и, частично, Самаркандской области; этот диалект отличался примесью большого количества персидских и арабских слов и отсутствием сингармонии. Сарты, проживавшие в Хиве, говорили также на огузском диалекте, который был сильно иранизирован.

После 1921 понятие Советский режим упразднил понятие «сарт» как унизительное и постановил, что отныне все тюркское население Туркестана должно было именоваться «узбеками», несмотря на то, что многие люди даже не имели истинного узбекского происхождения. Однако, несмотря на яростные протесты большевиков Узбекистана (к числу которых принадлежал Файзулла Ходжаев), в 1924 г. письменным литературным языком новой республики был признан не дореволюционный узбекский язык, а именно сартский язык, распространенный в Самаркандской области.

Современный узбекский язык, который распространен в самой середине тюркоязычного ареала, имеет сложную структуру диалектов. Среди самых известных диалектов выделают афганский узбекский язык, ферганский, хорезмский, туркестано-чимкентский и сурхандарьинский диалекты.

Диалекты большинства узбекских городских центров (ташкентский, ферганский, каршинский, самаркандско-бухарский, туркестано-чимкентский) относятся к юго-восточной (карлукской) группе тюркских языков, именно поэтому к данной группе и относят узбекский язык в целом.

Также в составе узбекского языка выделяют группу говоров, которые относятся к кыпчакской группе (они используются на всей территории Республики Узбекистан и в других республиках Средней Азии, а также в Казахстане), и огузскую группу, к которой относятся диалекты Хорезма прилегающих территорий, расположенных на северо-западе Республики, включая два диалекта в Казахстане.

По территориальному признаку выделяют четыре основных диалектных группы:

  • Северо-узбекская группа диалектов южного Казахстана
  • Южно-узбекские диалекты центрального и восточного Узбекистана и северного Афганистана, а также диалекты крупных городских центров расселения узбеков. Эта группа представлена полностью и частично иранизированными диалектами, в число которых входят ферганский, ташкентский, самаркандско-бухарский, каршинский, туркестано-чимкентский диалекты. Длительное влияние персидских говоров (особенно, таджикского языка) сильно проявляется не только на уровне лексики, но и в фонетических характеристиках.
  • Кыпчакские диалекты узбекского языка, имеющие западно-тюркские черты и приближенные к казахскому языку. Эти диалекты распространены не только на территории Республики Узбекистан, но и в других среднеазиатских республиках, включая Казахстан. К данной группе также относится сурхандарьинский диалект. Диалекты данной группы исторически возникли в среде кочующих узбеков.
  • Огузская группа , к которой относятся сходный с туркменским языком хорезмский диалект и другие говоры южной и северо-западной частей Узбекистана (включая два диалекта в Казахстане). Н.А. Самойлович описывает эти диалекты как хивинско-сартовское и хивинско-узбекское наречия и объединяет их в кыпчакско-туркменскую группу.

Ученый А.К. Боровков классифицирует диалекты узбекского языка также по фонетическому признаку и подразделяет их на две группы: "окающие" (диалекты Ташкента, Бухары, Самарканда и других близлежащих районов) и "акающие" диалекты, которые, в свою очередь, в зависимости от употребления начального согласного звука "дж" или "и", делятся на две подгруппы. В основе современного литературного узбекского языка лежит ташкентско-ферганская группа "окающих" говоров, отличающихся отсутствием гармонии гласных и наличием шести гласных фонем вместо девяти в других диалектах.

История возникновения и развития узбекского языка тесно переплетается с историей его носителей. Появление такой нации, как узбекский народ, было обусловлено процессом слияния ряда этнических групп, средством общения которых были тюркские и иранские языки. Этим объясняется большое количество диалектов в узбекском наречии, между которыми наблюдается огромная разница.

Историю развития узбекского языка можно разделить на три этапа: периоды древнетюркского, староузбекского и современного языков.

Древнетюркский язык

Этот этап относится к V-XI столетиям. Тюрки расселялись по берегам Сырдарьи, Амударьи и Зеравшана, постепенно оттесняя жителей индоиранских племен. Средством общения был древнетюркский язык, на основе которого впоследствии образовались многие азиатские языки. Сегодня остались лишь фрагменты древнетюркской письменности, запечатленные на памятниках культуры, относящихся к этому периоду.

Староузбекский

Второй этап датируется XI-XIX столетиями. На протяжении этого времени узбекский язык развивался под влиянием многих соседних языков. Огромный вклад в формирование языка был внесен поэтом Алишером Навои, который создал единый и развитый литературный язык. Именно в такой форме он использовался до рубежа XIX-го столетия без изменений.

Современный узбекский язык

ХХ столетие ознаменовалось началом формирования современного узбекского языка. В основу его лег ферганский диалект – общепризнанный среди всех жителей Узбекистана. Большая часть населения общалась на этом диалекте, который был им известен, как сартский язык, а носителей его именовали сартами. Этнические сарты не принадлежали к узбекскому народу, но в 20-х годах прошлого столетия от слова «сарт» отказались, а жителей страны стали называть узбеками. Нормы литературного языка становились более демократичными, что делало его гораздо проще и доступнее.

Узбекская письменность

За всю историю развития в узбекском языке существовали три различные письменности.

С древности до конца 20-х годов прошлого столетия узбекский этнос основывался на арабской азбуке. С приходом советской власти письменность была подвергнута ряду реформ. До 1938 года в ходу была латиница, а затем перешли на кириллицу, которая продержалась до 1993 года. Когда Узбекская республика стала самостоятельным государством, вновь вернулась латиница.

В наши дни в узбекской письменности параллельно пользуются арабскими буквами, латиницей и кириллицей. Старшее поколение предпочитает кириллическую графику, а узбекам, проживающим за рубежом, больше по душе арабские буквы. В учебных заведениях обучаются на латинице, поэтому учащимся и студентам трудно читать книги, которые издавались еще при советской власти.

Узбекский язык богат заимствованными словами из персидского языка. В XX веке лексика существенно обогатилась русскоязычными словами, а сегодня интенсивно пополняется английскими заимствованиями. Согласно государственной программе. идет активная чистка языка от заимствованных слов.

Все это, естественно, обусловливает особые трудности в изучении узбекского языка и переводы, но делает его своеобразным и более интересным.

Изобретение понятия «узбеки»
До национально-государственного размежевания советской Средней Азии такого народа как узбеки не существовало. Осёдлое население, обитавшие на этой территории, назывались собирательным термином «сарт», что по-персидски означает «торгаш». Слово «сарт» встречалось ещё у Плано Карпини в XIII веке. Однако понятие «сарт» было не столько этническим, сколько отражавшим хозяйственно-культурный тип осёдлого населения Средней Азии. Сарты называли себя по наименованию местности, где они проживали: ташкентцы, кокандцы, хивинцы бухарцы, самаркандцы…

Помимо сартов, территорию будущего Узбекистана населяли многочисленны кочевые тюркские племена, такие как минг, юз, кырк, джалаир, сарай, конгурат, алчин, аргун, найман, кыпчак, калмак, чакмак, кыргыз, кырлык, тюрк, туркмен, байаут, бурлан, шымырчик, кабаша, нуджин, килечи, килекеш, бурят, убрят, кыят, хытай, канглы, урйуз, джуналахи, куджи, кучи, утарчи, пуладчи, джыйыт, джуйут, джулджут, турмаут, уймаут, арлат, кереит, онгут, тангут, мангут, джалаут, мамасит, меркит, буркут, кият, куралаш, оглен, кары, араб, илачи, джубурган, кышлык, гирей, дурман, табын, тама, рамадан, уйшун, бадай, хафиз, уйурджи, джурат, татар, юрга, баташ, баташ, каучин, тубай, тилау, кардари, санхиян, кыргын, ширин, оглан, чимбай, чаркас, уйгур, анмар, ябу, таргыл, тургак, турган, теит, кохат, фахыр, куджалык, шуран, дераджат, кимат, шуджа-ат, авган – всего 93 рода и племени. Самыми же могущественными племенами были дурманы, найманы, кунраты и, конечно же, мангыты.


Среднестатистический узбек


Среднестатистическая узбечка
К числу мангытов принадлежала и мирская династия в Бухарском эмирате, сменившая в 1756 году династию Аштарханидов – бывших астраханских ханов и правившая вплоть до взятия Бухары Красной армией в 1920 году. Ещё одним могущественным племенем были минги, образовавшие в 1709 году правящую династию Кокандского ханства.


Сын последнего бухарского эмира майор РККА Шахмурад Олимов


Последний бухарский эмир Алим-хан из рода мангытов
Поскольку вопрос о том, какие народы проживают в советском Туркестане, не имел однозначного ответа, была создана специальная Комиссия по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран. Подводя итоги своей работы в течение 1922-1924 годов, Комиссия пошла на явный подлог, выдав представителей разных племен и родов тюрко-монгольского происхождения за исторически несуществующих этнических узбеков. Узбеками Комиссией были назначены и хивинские каракалпаки, и ферганские кипчаки, и самаркандские и ферганские тюрки.


Поначалу Узбекистан был таким же территориальным понятием, как Дагестан, где проживает более 40 народностей, но за несколько десятилетий народам Центрального Туркестана удалось вдолбить, что они являются узбекской нацией.

В 1924 году в качестве названия населению средней части Средней Азии дали собирательное имя узбеков в честь Узбек-хана, стоявшего во главе Золотой орды в 1313-41 годах и ревностно распространявшего мусульманство среди подвластных ему тюркских племен. Именно правление Узбека считается отправной точкой нынешней узбекской историографии, а некоторые учёные, такие как академик Рустам Абдуллаев (не путать с известным московским проктологом), называют Золотую Орду Узбекистаном.


Бухарский зиндан
До национально-государственного размежевания территория Узбекистана входила в состав Туркестанской АССР в состав РСФСР, Бухарской Народной Советской Республики, образованной вместо Бухарского эмирата в результате Бухарской операции РККА, и Хорезмской Народной Советской Республики (с октября 1923 – Хорезмская Советская Социалистическая Республика), образованной вместо Хивинского ханства в результате Хивинской революции.

Узбекские обычаи
Городские узбеки - вполне себе нормальные люди. Они в большинстве своём знают русский язык, вежливы и образованы.Однако в Россию едут не представители узбекской интеллигенции, а жители мелких городков и сельской местности, обладающие совершенно иным менталитетом и соблюдающие свои патриархальные традиции.

Примечательно, что даже в XXI веке сельские узбеки сохранили обычай, согласно которому спутника(цу) жизни одинокому чаду находят родители, личные предпочтения строго второстепенны. И, поскольку один из негласных законов у узбеков - подчиняться и чтить родителей, сынок или дочка вынуждены безропотно соглашаться.

За невест в большинстве регионов Узбекистана до сих пор платят калым. По местным понятиям это компенсация семье девушки за её воспитание и за потерю рабочих рук. Часто деньги, которые семья жениха передает семье девушки во время свадьбы, обеспечивают жизнь младших братьев и сестер невесты. Если же за долголетнее махание в России метлой скопить на калым не удалось, невесту просто воруют. Милиция Узбекистана занимается возвратом невесты лишь в том случае, если родители хорошо заплатят. Но крадут узбеки невест и в других странах. Так, в Ошской области Киргизии, где живёт много узбеков, недавно прошла широкомасштабная акция против практики кражи невест. Активисты тогда выступили с информацией, что ежегодно в Кыргызстане свыше десяти тысяч девушек вынуждено вступают в брак, половина таких браков впоследствии распадается, были случаи суицида похищенных девушек. В результате кража невест в Киргизии теперь приравнена к похищению человека, и за это преступление предусматривается наказание в виде лишения свободы сроком от 5 до 10 лет. Часто за кражу невесты выдают случаи обыкновенного изнасилования, а иногда за возврат невесты домой женихи требуют выкуп.

Другой укоренившейся узбекской традицией остаётся педофилия. Сексуальная эксплуатация мальчиков по-узбекски называется бача-бозлик Бача бази (по-персидски – игра с «телятами»), а сами эти мальчики называются бача.

До присоединения этих краёв к России кокандцы и бухарцы делали частые набеги на казахские аулы и даже русские сёла. Главной добычей во время таких набегов были мальчики, которых продавали в сексуальное рабство, а когда у них начинала расти борода, просто убивали.

В советские времена узбеки страшно обижались на то, что в официальных речах руководителей СССР русский народ назывался старшим братом. Дело в том, что если для нас старший брат это тот, кто вступиться за тебя в уличной драке, то у этих народов старший брат это тот, кто имеет тебя в задний проход. Дело в том, что в семьях у них чёткая иерархия – отец может иметь всех сыновей, дочерей и невесток, а старший брат всех младших братьев и сестёр, а также жён младших братьев. Если же младшие братья начинают иметь племянников – детей старших братьев, то за это уже наказывают, но, как правило, не сильно, но всё-таки, боясь наказания, такие подростки насилуют чужих детей, за что, правда, могут получить уже сильно. Поэтому они либо насилуют совсем маленьких, которые не смогут пожаловаться, либо прибегают к пользованию детской проституцией.


Бача из Самарканда
Детская проституция имеет в Узбекистане глубокие корни. Сутенёрами в ней выступают родители малолетних проституток и проститутов, но если девочку можно продать насовсем, под видом отдачи замуж, то мальчиков приходится сдавать в аренду.

Традиционное хозяйство
К началу XX столетия среди будущих узбеков чисто кочевых групп оставалось немного: большинство племён вело полуоседлый образ жизни, сочетая скотоводство с земледелием. Однако уклад их жизни и организация быта оставались связаны со скотоводческой культурой. Сохранялись домашние промыслы по обработке продуктов скотоводства: кожевенный, кошмоваляние, ковроткачество, узорное ткачество из шерстяных нитей.

Основным жилищем для скотоводов являлась юрта, но и там, где появились стационарные дома, она использовалась как подсобное и обрядовое жилище.

Мужская и женская одежда узбеков состояла из рубахи, штанов с широким шагом и халата (стёганого на вате или просто на подкладке). Халат подпоясывали кушаком (или сложенным платком) или носили свободным. Иногда халат был подпоясан сразу несколькими платками – число платков соответствовало количеству жён у обладателя халата. Женщины носили Чавчан, поверх которого надевалась паранджа.


Узбекская кухня характерна своим многообразием. Пища узбеков состоит из большого числа всевозможных растительных, молочных, мясных продуктов. Важное место в питании занимает хлеб, выпекаемый из пшеничной, реже из кукурузной и других видов муки в виде различных лепёшек (оби-нон, патир и других). Распространены и готовые мучные изделия, в том числе - десертные. Ассортимент блюд отличается разнообразием. Такие кушанья, как Лагман, шурпа и каши из риса (шавля) и бобовых (машкичири), приправляют растительным или коровьим маслом, квашеным молоком, красным и чёрным перцем, различными травами (укроп, петрушка, киндза, райхан и т. д.). Разнообразны молочные продукты - катык, каймак, сметана, творог, сузьма, пишлок, курт и т. д. Мясо - баранина, говядина, мясо птиц (курятина и т. д.), реже конина.

Сравнительно незначительное место в питании занимают такие популярные в других регионах продукты как рыба, грибы и другие продукты. Излюбленное блюдо узбеков - плов. Любят узбеки также и манты.

Узбекский язык
Узбекский язык также не представляет собой чего-то единого. Каждое из вышеперечисленных племён говорило на своём языке или наречии, которые даже относились к разным языковым ветвям тюрксих языков – кипчакской (в которую входят казахский, киргизский, башкирский, ногайский, татарский, караимский, карачаево-балкарский, крымчакский, урумский и каракалпакский), огузской (куда входят турецкий, туркменский, гагаузский, афшарский и азербайджанский) и карлукской (уйгурский, хотонский и т.д.). Тогда же, в 20-е годы, на основе языка жителей Ферганской долины был искусственно создан и узбекский литературный язык. Ферганский язык был взят за основу не только потому, что был наиболее близок вымершему чагатайскому литературному языку, на котором писали в эпоху тимуридов, но и для того, чтобы не допустить доминирования мангытского языка и, соответственно, бухарцев, имевших до этого свою государственность. Здесь надо сказать, что среднеазиатская интеллигенция пользовалась до этого в основном таджикским языком, но после оного усиленно внедрялся новоузбекский, предусмотрительно очищенный от многих таджикских заимствований. По этой же причине 1 сентября 1930 года столица Узбекской ССР была перенесена из таджикоязычного Самарканда в тюркоязычный Ташкент. До сих пор в Бухаре и Самарканде узбекская интеллигенция предпочитает говорить по-таджикски, наплевав на все директивы. Носители этого языка на самом деле являются вовсе не таджиками. Это так называемые чала (буквально «ни то, ни сё»), являющиеся в основном для виду принявшими ислам бухарскими евреями. Элементы еврейской обрядности ими почти полностью утрачены, а своё еврейское происхождение они тщательно скрывают.


Раввин обучает грамоте детей бухарских евреев.

, Афганистан , Таджикистан , Киргизия , Казахстан , Туркменистан , Россия , Турция , Китай и др.

Распространение узбекского языка. Синий - в большей степени, голубой - в меньшей степени.

Грамматически и лексически ближайшими современными родственниками литературного узбекского, официально являются уйгурский и или-тюркский языки карлукской (чагатайской) группы . Однако на самом деле узбекский язык является результатом огузско-карлукского синтеза с преобладанием огузских оборотов, что особо заметно при его сравнении с уйгурским [ ] .

Современный литературный узбекский язык, основанный на диалектах Ферганской долины , характеризуется отсутствием гармонии гласных . В 20-е годы XX века предпринимались попытки искусственно закрепить в литературном языке гармонию гласных, сохранившуюся лишь в периферийных диалектах (прежде всего хорезмском). В фонетике, грамматике и лексике заметно сильное субстратное влияние персо -таджикского , доминировавшего в Узбекистане до XII-XIII в., и имеющего определённое распространение до сих пор. Присутствует также влияние другого иранского языка - согдийского , преобладавшего до исламизации Узбекистана . Большинство арабизмов в узбекском языке заимствованы именно через персо-таджикский. С середины XIX века узбекский язык находится под сильным влиянием русского языка .

История

Становление узбекского языка было сложным и многоплановым.

Во многом благодаря усилиям Алишера Навои , староузбекский стал единым и развитым литературным языком, нормы и традиции которого сохранились до конца XIX в. В начале XX в. в узбекском литературном языке появилась тенденция демократизации его норм, в результате чего он стал более простым и доступным.

До начала XX в. на территории Бухарского ханства и Хорезмского (хивинского) государства литературными языками были персидский и чагатайский (староузбекский). С начала XX в., в основном усилиями сторонников джадидизма (Фитрат , Ниязи и др.) создаётся современный литературный язык на основе ферганского диалекта.

Сам термин «узбекский» в применении к языку имел разный смысл в разные времена. До 1921 года «узбекский » и «сартский » рассматривались как два диалекта одного языка. В начале XX века Н. Ф. Ситняковский писал, что язык сартов Ферганы «чисто» узбекский (узбек-тили) . По мнению казахского тюрколога Сералы Лапина , жившего в конце XIX - начале XX века, «нет особого народа сарт, отличного от узбеков, и нет особого сартовского языка, отличного от узбекского» . Другие же разделяли сартов и узбеков.

Диалекты

Современный узбекский язык имеет сложную диалектную структуру и занимает своеобразное место в классификации тюркских языков . Диалекты современного разговорного узбекского генетически разнородны (в их формировании участвовали носители карлукской , кыпчакских , огузской диалектных групп), условно делятся по фонетическому признаку на 2 группы - «окающие» (говоры городов Ташкента , Самарканда , Бухары и др. и прилегающих районов) и «акающие» (делятся на две подгруппы в зависимости от употребления начального согласного «й» или «дж»);

Различают четыре основные диалектные группы.

  • Северо-узбекские диалекты южного Казахстана (иканско-карабулакский , карамуртский, вероятно, относятся к огузской группе).
  • Южно-узбекские говоры центральной и восточной части Узбекистана и северного Афганистана , а также диалекты большинства крупных центров расселения узбеков (ташкентский, ферганский, каршинский, самаркандско-бухарский и туркестано-чимкентский) относятся к карлукской (чагатайской), или юго-восточной группе тюркских языков ; на этом основании к ней принято относить, вместе с уйгурским , и узбекский язык в целом. Ферганский и туркестано-чимкентский диалекты наиболее близки к литературной норме. Стандарт произношения закреплён за ферганско-ташкентской группой говоров (после 1937 года).

Основной особенностью этих диалектов является то, что они в большей или меньшей степени иранизированы. Продолжительное влияние иранских наречий (в основном таджикского языка) сильно заметно здесь не только на лексическом, но и на фонетическом уровнях.

  • К огузской группе относится близкий к туркменскому языку хорезмский диалект и другие говоры юго- и северо-запада Узбекистана (а также два говора в Казахстане) под общим названием огузский диалект . В классификации А. Н. Самойловича эти диалекты описываются как хивинско-узбекское и хивинско-сартовское наречия и выделены в самостоятельную группу, названную кыпчакско-туркменской.
  • Кыпчакские говоры , относительно близкие к казахскому языку , распространены по всей территории страны, а также в других республиках Средней Азии и в Казахстане . Сюда же можно отнести и сурхандарьинский диалект. Исторически эти говоры сформировались в среде кочевых узбеков , по происхождению связанных с казахами , но не бывших подданными Казахского ханства .

Грамматика

В отличие от большинства других тюркских языков, для узбекской морфологии характерна одновариантность аффиксов (как результат отсутствия сингармонизма).

Не имеет грамматической категории рода: отсутствует согласование в роде, падеже и в числе определения и определяемого. Обязательным является согласование подлежащего и сказуемого в лице, но не обязательно в числе.

В узбекском 6 падежей:

  • основной - нулевой показатель;
  • родительный (определительный) - показатель -ning ; оформляет приимённое определение;
  • дательный (направительный) - показатель -ga ; выражает направленность действия на объект; в основном, оформляет косвенное дополнение;
  • винительный - показатель -ni ; выступает как прямое дополнение;
  • местный - показатель -da ; выражает место или время совершения действия, имя выступает в роли обстоятельства;
  • исходный - показатель -dan ; в основном, выражает объект, по которому (через который, мимо которого, при посредстве которого) совершается действие.

Существительное имеет категорию принадлежности (изафет), формы которой образуются с помощью аффиксов принадлежности, обозначающими лицо обладателя: kitob «книга», kitobim «моя книга», kitobing «твоя книга», kitobi «его (её) книга»; uka «брат», ukam «мой брат», ukang «твой брат», ukasi его (её) брат; oʻzbek « узбек», til «язык» - oʻzbek tili «узбекский язык».

Фонетика

Основные фонологические особенности: отсутствие гармонии гласных (сингармонизма) и оканье .

Закон гармонии гласных, характерный для большинства тюркских языков, заключается в том, что в слове могут присутствовать либо только гласные переднего ряда, либо только гласные заднего ряда. В современном узбекском общетюркские гласные o и ö соответствуют одному звуку «o», в орфографии - ў (кириллица) или (латиница); u и ü - как рус. «у»; ı и i - как рус. «и». Остатки вокального сингармонизма сохранились лишь в кыпчакских диалектах. «Оканье» заключается в переходе в ряде случаев общетюркского a в или «о», в то же время общетюркский ä чаще [