ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

24 сентября по церковному календарю. Преподобные Сергий и Герман

Представляем праздники 24 сентября в России и Украине, церковные, православные, праздничные события и памятные даты двадцать четвертого сентябрьского дня первого осеннего месяца. На этой странице вы узнаете - какие праздники будут 24 сентября, с чем они связаны, с какими событиями, а также народные приметы, пословицы и поговорки об этом осеннем дне.

Также, в конце страницы вы сможете узнать (кратко) о других праздниках и празднетствах сентября месяца, обычаях, традициях, народных приметах и прочее. Но вначале узнайте, что же такое праздник, его определение.

Праздник - это определенный отрезок времени (обычно один день), выделенный в календаре на предстоящий год в честь какого-то знаменательного события, чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (мифическое, небытовое) значение и непосредственно связанный с культурной или религиозной традицией в какой-то стране (регионе).

Слово праздник употребляется и в других, близких по смыслу, значениях, как например:

Праздник противоположность будням - является официальный день отдыха, установленный в связи с каким-то календарным событием;

Праздник - это веслое препровождение свободного времени, развлекательные мероприятия (массовые), день какого-либо личного или общественного радостного события;

Общее состояние душевного подъема (приподнятое настроение), (бывает в словосочетаниях: "праздник жизни" и прочее).

Праздники 24 сентября - даты и события

День памяти преподобного Силуана Афонского. Федора - замочи хвосты

Всемирный день моря

День независимости - Гвинея-Бисау

Международный день караванщика

День незапланированных безумств

Праздник законченности дел

Праздники 24 сентября церковные (православные) - День Силуана Афонского

День Силуана Афонского. Федора - замочи хвосты. Последние проводы лета. Осеннее равноденствие, начало дождей и слякоти.

Под Федору лето кончается, осень начинается.

Не каждое лето до Федоры дотянет.

Осенние Федоры подол подтыкают, а зимние (12 января) платком рыло закрывают.

Пришла преподобная Федора, и всякому делу аминь.

Хлеборобы прозвали Федору обдерой, так как именно к этому сроку они старались обить последний оставшийся на корню хлеб.

Все полевые работы подходят к концу: Считалось, что с этого дня гаснет солнце, уступая место затяжным осенним дождям и слякоти.

У большинства крестьян этот день проходил в заботах по хозяйству. Пасечники готовили ульи к зиме, переносили пчел в омшаники, в огородах заканчивали собирать лук, в полях убирали оставшееся жито.

Вечером подводили итоги очередного цикла сельскохозяйственных работ: кто сколько убрал, в каком объеме делать запасы на зиму, какую часть урожая продать, и так далее.
Обрядовым напитком этого дня было домашнее пиво.

Процесс варки пива – очень долгий и трудоемкий, он занимал от нескольких недель до нескольких месяцев. Пиво готовили загодя – считалось, что к Федорину дню оно уже должно поспеть!

Начиналась пора «золотой осени». Почти на всех деревьях пожелтели и покраснели листья, леса и рощи окрасились новыми красками. Природа преображается! В эту пору черпали вдохновение известные русские поэты и писатели, золотой осени посвящено множество произведений искусства…

Праздники 24 сентября - Международный день караванщика

Интересный и необычный праздник отмечают участники транспортных колон и караванов судов, а в центре внимания – это каравановожатые. Необычная профессия встречается также у дальнобойщиков, в командах торговых судов и экипажах эскортов.
Учрежден он был международной ассоциацией по рационализаторским решениям транспортных предприятий.

Дата была выбрана в честь дня рождения известного мореплавателя и навигатора 16–17 веков Уильяма Адамса, добравшегося морем к Японии и прожившего там более 20 лет. Адамс сыграл огромную роль в налаживании торговых отношений Японии с Европейскими странами, Англией, Голландией и прочими.

Есть еще одна версия со стороны приверженцев мусульманской религии – этот день приурочили к завершению Хиджары - памяти переселения первых мусульман в Медину. Ранее торговцы объединялись в караван, чтобы путешествие проходило более безопасно.

В понятие «Караван» входили и животные – ослы, верблюды, лошади. Восточный шелковый путь, соединявший Китай и Азию, известен более тысячи лет. Караваны также использовали в Венеции, колонны транспортных судов ходят вслед за ледоколом по Северному Ледовитому океану. Речные караваны состоят из нескольких барж или плотов.

Праздники сентября - народные приметы, поговорки, суеверия...

День Андрея Стратилата-тепляка и Феклы-свекольницы. Андрей Стратилат и Фекла. Заметное потепление. Ветер-тепляк в паутину одет, ушедшему лету кланяется вслед.

Стратилатов день пришел - овес дошел. На Феклу копай свеклу. Ветер теплый, южный - к хорошему урожаю овса.

Самойлин день. День пророка Самуила, свекольница. Самуил-пророк сам бога о мужике молит. Наступает пора дергать свеклу и морковь. Свекольница - девкам невольница.

В православии 2 сентября Самойлин день - известен как день памяти пророка Самуила, считавшегося защитником и покровителем всех крестьян и обездоленных людей.

День Фаддея. Если этот день ясный - стоит ожидать такой же погоды в течение еще четырех недель. Кто Фаддей - тот своим счастьем владей!

День Агафона-огуменника. Крестьяне опасались лешего и ночью охраняли гумно, чтобы тот не раскидал снопы.

День святого Луппа Солунского. Лупы-брусничника. Первые заморозки. На святого Лупа овес морозом лупит. Если брусника доспевает, нужно поторопиться со жнитвом овса. Если журавли летят низко и молча - к ненастью.

День Евтихия. Хорошо, коли Евтихий будет тихий, а то не удержишь льняное семя на корню: все дочиста вылупится.

День Тита и Варфоломея. Тит, пошел молотить! Листопадиик-Тит последний гриб растит. Тащит Тит в корзине последний гриб - самый ядреный, без червоточинки.

День Андриана и Натальи Овсяницы. День Павла-Рябинника. Пора косить овес, варить овсяный кисель, печь блины. Не вырастет овес - наглотаешься слез. Холодный утренник на Наталью - к ранней и холод­ной зиме. К Наталье не выкосишь овес - намотаешься до слез.

День памяти Анфисы и Пимена. День Анфисы, рябинник. Птицы первыми лакомятся ягодами рябины. Милостива будет зима к крестьянину, если ягод на рябине останется много.

День Анны и Саввы Скирдников. Анна Пророчица и Савва Псковский, скирдники. В этот день спешили убрать в скирды необихоженные снопы, славили урожай. У хорошего хозяина копна со скирдой спорит, а у ле­жебоки - скирдешка с копенку.

Начинались веселые зазывные ярмарки. В этот день почитали также Моисея Мурина, которому молились об избавлении от пьянства и тяги к курению.

День Ивана Постного, Ивана Пролетнего. День Ивана Постного (День усекновения главы Иоанна Предтечи), Ивана Пролетного. Под запретом все круглое - то, что может напомнить отсеченную голову (яблоки, картофель, капуста и прочее), ножи в руки не берут. Строгий пост.

День князя Александра Невского. Тепло и звездно - к хорошему будущему урожаю. Крестьяне старались 12 сентября накрыть богатый стол и устроить пир.

Куприянов день. День Куприяна. Пора убирать морковь, копать картофель. Картошка - хлебу присошка. Всяк корешок к своей поре.

Семен Летопроводец. День Симеона Столпника, в народном календаре - Семен-летопроводец. В допетровской Руси (с середины XIV века до 1700 г.) он приходился на 1 сентября и считался началом Нового года. Этот день был сроком для взноса государственных податей и для явки к суду.

День Мамонта-Овчарника, день Федота и Руфина. День Мамонта-овчарника. Во избежание несчастий скотину было принято этот день выгонять со двора только после полудня. Змеи очень опасны - босиком ходить нельзя, особенно у воды. По воде, по тому, как она течет, можно определить будущее.

День Домны Доброродной. День Василисы. Хозяйки готовили к прядению лен и коноплю. Баба Василиса, со льном торопися, готовься к потрепушкам и супрядкам. Старые, изношенные лапти, подвешенные в этот день у крыши, уберегали дом «от сглаза».

День иконы Божией Матери "Неопалимая Купина". Луков день. Пора выкапывать лук. В этот день молились о защите домов и скота от пожаров.

День Елизаветы-предсказательницы. День считается удачным для предсказаний, так как именно в этот день святая Елизавета предсказала Деве Марии рождение Христа. Очень опасно баламутить воду в реках и озерах: в этот день засыпает водяной дух Ичетик. Кто его беспокоит, тот может на следующий год утонуть.

Михайлов день. Похолодание - «Михайловские морозцы». Заморозком Михаил землю прихватил. В этот день крестьяне не работали в поле - грех. В то же время именно он считался наиболее подходящим для решения всех семейных проблем.

День мученика Созонта. «Луковый» день, день приема травных лечебных квасов, настоев, отваров. Последний срок выкапывания лука из грядок, начало луковой торговли.

Рождество Пресвятой Богородицы. Аспасов день, Рождество Пресвятой Богородицы. В мудрости и молитве день провести - счастье обрести. Конец всякого лета, большой праздник. Женщины встречали его у воды. Дети обходили дворы и дарили хозяевам маленькие «осенинные» снопики. В песнях они желали хозяевам благополучия и призывали щедрую осень.

"Никола осенний". Прекращаются выезды в ночное время: Никола весенний лошадь откормит, а осенний - на двор загонит. Кто путает и рвет ветки - змей в дом приглашает. Змеи очень опасны. Нельзя поднимать змей и ужей выше глаз - можно получить обморок, сглаз, порчу. Убивать змей нельзя - змеиные цари будут мстить весь год.

День осеннего равноденствия. День Петра и Павла - рябинников. Собирали рябину, украшали ею жилища. День сравнялся с ночью. Рябина гроздна - зима морозна. Если рябины в лесу мало, то осень сухой будет.

День памяти преподобного Силуана Афонского. День Федора - замочи хвосты. Последние проводы лета. Осеннее равноденствие, начало дождей и слякоти. Под Федору лето кончается, осень начинается. Не каждое лето до Федоры дотянет.

День Артамона. По поверьям, в этот день змеи уходят в лес и прячутся. Шуметь нельзя - змея зазе­вается и останется близ дома. Шум призывает и ведьм - те навлекают на дом зло.

День Корнилия. Все корневые овощи, кроме репы, должны быть выкопаны к этому дню: Корнилий святой - из земли корневища долой! Корнильев день на дворе - всяк корешок в своей норе. С Корнилья корень в земле не растет, а зябнет.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Воздвижение, третья встреча осени, первые заморозки. Стихии готовы слушаться тех людей, которые проводят этот день в церкви. Последний срок уборки хлеба.

Птицы потянулись на юг, медведь залег в берлогу. Крестьяне в этот день опасались лешего и не ходили в лес. Самое время рубить капусту. Кафтан с шубой сдвинется, последний воз - с поля, птицы в отлет пошли, а холода надвинутся.

День памяти святого великомученика Никиты. Никита-гусепролет, репорез, Никита-гусятник. Гуси летят - зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу.

Водяной бесится, спать готовится - его нужно за­добрить гусем. Самим птицу есть нельзя, иначе водяной весь, следующий год вредить будет. Пора собирать репу и начинать стрижку овец. Репа - мясо, режь да ешь!

День Ефимии. Сухая и теплая погода 29 сентября – будет поздняя зима, а сильных морозов, скорее всего, можно не ожидать. Именно 29 сентября сейчас начинали стричь овец, шерсть которых использовали для изготовления валенок.

Также в этот день продолжали заготавливать капусту на зиму. Обычно делали это сообща, устраивая так называемые капустные вечеринки.

День Софии. День Веры, Надежды, Любови и их матери Софии. Читают заговоры на память и разумение.

В этот день проводились девичьи посиделки. Сухая погода – зима наступит нескоро Солнечно и тепло 30 сентября – по приметам, можно отправляться на рыбалку и рассчитывать на хороший улов.

Праздники 24 сентября 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годов... - церковные и государственные, знаменательные даты и памятные события, приметы...

Праздники 24 сентября 2015 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2016 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2017 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2018 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2019 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2020 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2021 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2022 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2023 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2024 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2025 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2026 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2027 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2028 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2029 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2030 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2031 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2032 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2033 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2034 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2035 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2036 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2037 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2038 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2039 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2040 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2041 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 24 сентября 2042 - церковные, события, даты, какой день

24 сентября (11 сентября по старому стилю)

Перенесение мощей преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

Преподобные Сергий и Герман Валаамские поселились на Валаамском острове в 1329 году. Собранное ими братство явилось светочем Православия в этом крае. Карелы начали вновь с доверием относиться к христианству, авторитет которого был подорван в ХIII веке шведами, мечом насаждавшими католичество. Преподобные Сергий и Герман преставились около 1353 года.

Каплуновской иконы Божией Матери (1689).

Каплуновская икона Божией Матери после чудесного явления во сне священнику Иоанну, 11 сентября 1689 года была куплена им у московского иконописца, проходившего через слободу Каплуновку. Однажды, в третью неделю Великого поста, икона озарилась необыкновенным светом и была перенесена в местный Каплуновский храм.
Изображение этой иконы похоже на образ Казанской иконы Божией Матери.
Чудотворная икона Божией Матрери Каплуновская была на поле битвы под Полтавой в 1709 году. Русские воины не раз обращались с молитвой к чудотворному образу. Празднование Божией Матери в честь Каплуновской иконы было установлено в 1766 году.

Преподобной Феодоры Александрийской (474-491).

Преподобная Феодора Александрийская и ее муж жили в Александрии. В их семье царили любовь и согласие, и это было ненавистно врагу спасения. Побуждаемый диаволом, один богатый человек прельстился красотой молодой Феодоры и начал всеми способами склонять ее к прелюбодеянию, но долгое время не имел успеха. Тогда он подкупил женщину-сводницу, которая ввела в заблуждение доверчивую Феодору, сказав, что грех, совершаемый ночью, Бог не вменяет в вину. Феодора изменила своему мужу, но вскоре опомнилась и, осознав гнусность падения, возненавидела себя, нещадно била себя по лицу и рвала на голове волосы. Совесть не давала ей покоя, и Феодора отправилась к знакомой игумении и рассказала о совершенном преступлении.
Игумения, видя отчаяние молодой женщины, возбудила в ней веру в Божественное прощение и напомнила евангельскую притчу о грешнице. омывшей слезами ноги Христа и получившей от Него прощение своих грехов. В надежде на милосердие Божие Феодора сказала: "Верую Богу моему и отныне не буду совершать такого греха, а содеянный постараюсь загладить". В ту же минуту преподобная Феодора решила уйти в монастырь, чтобы очиститься в подвиге и молитве. Она тайно покинула семью и, переодевшись в мужской костюм, направилась к мужскому монастырю, ибо боялась, что муж найдет ее в женской обители. Игумен обители не благословил пустить ее даже во двор, испытывая твердость пришельца.
Преподобная Феодора осталась ночевать у ворот. Утром она, припав к ногам игумена, назвалась Феодором из Александрии и просила оставить ее в монастыре для покаяния и иноческих подвигов. Видя чистосердечное намерение пришельца, игумен согласился.
Даже опытные иноки удивлялись всенощным коленопреклоненным молитвам, смирению, терпению и самоотвержению Феодора. Святая подвизалась в монастыре восемь лет. Ее тело, некогда оскверненное прелюбодеянием, стало видимым сосудом благодати Божией и вместилищем Святого Духа. Однажды святая была послана в Александрию для покупки хлеба. Благословляя ее в путь, игумен наказал, в случае задержки в пути, остановиться в соседнем, Енатском монастыре. В гостинице Енатского монастыря проживала тогда дочь игумена, пришедшая навестить отца. Прельщенная красотой молодого инока, она стала склонять преподобную Феодору ко греху любодеяния, не зная, что перед ней женщина. Услышав отказ, она совершила грех с другим гостем и зачала. Преподобная же, купив хлеб, возвратилась в свою обитель. Через некоторое время отец бесстыдной девицы, заметив совершенное преступление, стал выпытывать у дочери, кто ее обольстил. Девица указала на Феодора-монаха.
Отец немедленно сообщил настоятелю монастыря, в котором подвизалась преподобная Феодора.
Игумен призвал Феодора и рассказал ему об обвинении. Инок твердо ответил: "Бог свидетель, я этого не делал", и игумен, зная чистоту и святость жизни Феодора, не поверил клевете. Когда любодейца родила, енатские монахи принесли младенца в монастырь, где жила подвижница, и стали укорять иноков в нечистой жизни. На этот раз и игумен поверил клевете и разгневался на невиновного Феодора. Младенца вручили преподобной и с бесчестьем выгнали ее из монастыря.
Феодора смиренно покорилась новому испытанию, усматривая в нем искупление прежнего греха. Она поселилась с ребенком неподалеку от обители в шалаше. Пастухи из жалости давали молоко для младенца, а сама преподобная питалась только дикими травами. В течение семи лет, перенося невзгоды, святая подвижница находилась в изгнании.
Наконец, по просьбе иноков, игумен позволил ей возвратиться в монастырь вместе с младенцем, где она два года прожила в затворе, поучая ребенка страху Божию. Игумен обители получил от Бога откровение, что грех инока Феодора прощен. Благодать Божия пребывала на иноке Феодоре, и вскоре все монахи стали свидетелями знамения, совершившегося молитвами подвижницы.
Однажды в той местности во время засухи пересохли все источники воды. Игумен сказал братии, что только Феодор сможет отвратить бедствие. Призвав преподобную, игумен велел ей принести воду из высохшего колодца. По благословению игумена преподобная Феодора принесла воду, после чего вода в колодце уже не пересыхала. Смиренная Феодора говорила, что чудо совершилось по молитве и вере их игумена.
Перед смертью преподобная Феодора затворилась в келлии с отроком и завещала ему любить Бога, повиноваться игумену и братии, хранить молчание, быть незлобивым и кротким, избегать сквернословия и празднословия, любить нестяжательность, вспоминать их скитальческую жизнь. После того, став на молитву, она в последний раз просила у Господа прощения грехов. Вместе с ней молился и отрок. Скоро слова молитвы замерли на устах подвижницы, и она спокойно отошла в Горний мир († ок. 474-491). Господь открыл игумену о духовном совершенстве инока Феодора и о его сокровенной тайне. Настоятель, дабы снять клевету с почившей, в присутствии настоятеля и братии Енатской обители рассказал о видении и для удостоверения открыл перси преподобной. Енатский игумен и братия содрогнулись от ужаса за свое великое прегрешение и, припав к святому телу, со слезами просили прощения у преподобной Феодоры. Известие о святой подвижнице дошло до супруга преподобной Феодоры. Он принял постриг в монастыре, где спасалась его жена. Отрок, воспитанный преподобной, также пошел по стопам своей приемной матери. Впоследствии он стал игуменом этого монастыря.


Сщмчч. Николая и Виктора пресвитеров
(1918).
Сщмч. Карпа пресвитера
(1937).
Прп. Силуана Афонского
(1938).
Сщмч. Николая диакона
(1942).
Мчч. Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их
(I).
Мчч. Диодора и Дидима, Сирских.
Мц. Ии (Евдокии) и 9-ти тысяч с ней в Персии
(362-364).
Прп. Евфросина повара
(IX).
Каплуновской иконы Божией Матери
(1689).
Мчч. Серапиона, Кронида и Леонтия, Александрийских.
Прп. Пафнутия, испов., еп. в Фиваиде Египетской.
Прпмц. Феодоры Вастийской, Пелопонесской.
Прп. Илии пещерского Калабрийского
(960).
Прославление блж. Ксении, Петерсбургской.

|

23 сентября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры

Церковь чествует трех святых девиц, родных сестер родом из Вифинии (Малая Азия). Были преданы мукам за веру в Христа по приказу правителя Вифинской области Фронтона.

Преподобного Павла Послушливого, Печерского

День памяти подвижника Дальних пещер в Киеве Павла (XIII-XIV вв.).

Преподобного Иоасафа Каменского (в миру князя Андрея Вологодского), чудотворца Спасокубенского

Является днем памяти святого Иоасафа (в миру - князь Андрей). Погребен в Спасо-Каменном монастыре.

Какой церковный праздник сегодня, 24 сентября 2018 года

24 сентября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Федорины вечерки

Преподобной Феодоры Александрийской Младшей

Почтение памяти святой Феодоры родом из Александрии. Подвизалась в мужском монастыре в мужском образе.

Перенесение мощей преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев

Праздник в честь последнего перенесения святых мощей двух основателей Валаамского монастыря из Великого Новгорода обратно в построенную ними обитель после нашествия шведов в 1163-1164 гг.

Преподобного Силуана Афонского

Посвящен монаху Константинопольского Патриархата, подвизавшемуся на Афоне - Силуану (мирское имя - Семен Антонов). Канонизирован в 1988 году.

Церковные православные праздники

Церковные православные праздники делят на великие, средние и малые. К великим относятся Пасха, двунадесятые и недвунадесятые. В эти дни богослужения в церквях проходят с особой торжественностью.

Пасха

Пасха (полное церковное название – Светлое Христово Воскресение) – важнейшее и самое светлое событие в церковном календаре христиан. Дата праздника уникальна для каждого года, определяется по солнечно-лунному календарю и попадает в период с 4 апреля по 8 мая. Пасха посвящена воскресению Иисуса Христа после распятия. В этот день принято посещать богослужения, освящать в церквях куличи и крашеные яйца, накрывать праздничный стол, устраивать гуляния. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес!», на которые полагается отвечать: «Воистину воскрес!».

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники – 12 важнейших праздников православного календаря, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Их разделяют на две категории: непереходящие и переходящие.

Двунадесятые непереходящие праздники

Двунадесятые непереходящие праздники имеют фиксированную дату, каждый год приходятся на одно и то же число.

Рождество Христово – 7 января
Праздник установлен в честь появления на свет Иисуса Христа. В этот день принято посещать богослужения, накрывать праздничный стол, ходить по домам и петь колядки. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», на которые полагается отвечать: «Славим Его!». Празднику предшествует 40-дневный Рождественский пост.

Крещение Господне (Святое Богоявление) – 19 января
Праздник установлен в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. В этот день принято освящать воду в церквях, купаться в проруби.

Сретение Господне – 15 февраля
Праздник установлен в память о встрече в Иерусалимском храме Симеона Богоприимца с маленьким Иисусом при совершении обряда посвящения Богу. Встреча произошла на 40-й день после рождения Иисуса. В этот день принято молиться, ходить в церковь, освящать свечи.

Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля
Праздник посвящен возвещению Архангелом Гавриилом Деве Марии о зачатии и будущем рождении Сына Божьего. В этот день принято посещать богослужения, освящать просвиры в храмах, подавать милостыню, заниматься благотворительностью.

Преображение Господне – 19 августа
Праздник посвящен воспоминаниям о Божественном преображении Иисуса перед учениками во время молитвы на горе Фавор. В этот день принято освящать в церкви яблоки, груши, виноград, чтить память умерших родственников.

Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа
Праздник посвящен воспоминанию об успении (смерти) Божией Матери. В этот день верующие люди ходят в церковь, молятся Пресвятой Богородице, освящают хлеб, подают милостыню. Празднику предшествует Успенский пост.

Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября
Праздник установлен в честь появления на свет Девы Марии – матери Иисуса Христа. В этот день принято посещать церковь, молиться Пресвятой Богородице, заниматься благотворительностью.

Воздвижение Креста Господня – 27 сентября
Полное название праздника – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Он установлен в честь обретения в Иерусалиме около горы Голгофы Креста, на котором распяли Иисуса. В этот день принято соблюдать строгий пост, молиться за свое здоровье и здоровье близких людей.

Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря
Праздник посвящен введению маленькой Марии – матери Иисуса Христа – в Иерусалимский храм для посвящения Богу. В этот день в храмах проводят торжественную службу, прихожане молятся Деве Марии.

Двунадесятые переходящие праздники

Двунадесятые переходящие праздники имеют уникальную для каждого года дату, которая зависит от даты празднования Пасхи и перемещается вместе с ней.

Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)
Праздник отмечается за неделю до Пасхи. Посвящен торжественному появлению Иисуса Христа в Иерусалиме накануне Его мученических страданий и смерти. В этот день принято освящать в церкви вербу, хлестать веточками членов семьи, приговаривая при этом: «Не я бью, верба бьет!» или «Верба хлест, бей до слез!».

Вознесение Господне
Полное название праздника – Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Отмечается на 40-й день после Пасхи. Праздник посвящен вознесению Иисуса Христа на небеса. В этот день принято посещать богослужения в церквях, молиться, подавать милостыню.

День Святой Троицы (Пятидесятница)
Празднуется на 50-й день после Пасхи. Праздник установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов и Деву Марию. На Троицу принято посещать торжественную службу в церкви, украшать храмы и дома ветками деревьев, устилать пол свежей травой, устраивать праздничный обед, устраивать гуляния и ярмарки.

Недвунадесятые праздники

Недвунадесятые праздники – 5 великих праздников Православной Церкви, посвященных рождению и смерти Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа, апостолам Петру и Павлу, явлению Богородицы, обрезанию Господню.

Обрезание Господне – 14 января
Праздник установлен в воспоминание о совершении над младенцем Иисусом иудейского обряда обрезания. В этот день в храмах проходят праздничные богослужения, люди ходят по домам, поют засевальные песни и желают хозяевам добра, благополучия.

Рождество Иоанна Предтечи – 7 июля
Полное название праздника – Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Посвящен рождению Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа. В этот день люди посещают богослужения, освящают в церкви воду, травы и цветы.

Святых апостолов Петра и Павла – 12 июля
Праздник посвящен воспоминанию о перенесении мощей святых апостолов Петра и Павла. В этот день рыбаки молятся об успешной рыбалке, устраиваются ярмарки и гуляния.

Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября
Праздник посвящен воспоминанию о мученической смерти Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа. В этот день принято посещать богослужения, соблюдать строгий пост.

Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября
Праздник установлен в честь явления Девы Марии святому Андрею Юродивому. В этот день принято посещать храмы, обращаться с молитвой к Пресвятой Богородице о здоровье, заступничестве, счастливой семейной жизни.

Средние и малые православные праздники отличаются меньшей торжественностью богослужения.

Вседневные по своей сути не являются праздниками. Это дни памяти святых.

Православные посты – периоды воздержания от пищи животного происхождения.
По длительности посты делятся на многодневные и однодневные. В году 4 многодневных и 3 однодневных поста. Также постными днями являются каждая среда и пятница (в сплошные седмицы в эти дни нет поста). Посты разнятся по степени строгости, вплоть до полного воздержания от пищи.

Сплошные седмицы – недели, в которые нет поста в среду и пятницу. В году 5 таких седмиц.

Дни поминовения усопших – дни всеобщего поминовения умерших христиан. В году 8 таких дней.

Реклама

Преподобный Силуан Афонский, известный в миру под именем Симеон, родился в 1866 году в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова, которая проживала в селе Шовском Шовской волости Лебединского уезда Тамбовской губернии. Родители Симеона были людьми трудолюбивыми, кроткими и от природы мудрыми, хотя и неграмотными.

Как впоследствии вспоминал старец, большая и дружная семья жила бедно, однако, никогда не отказывала в помощи нуждающимся, порой даже делясь с ними последним. Особенно радушно в семье принимали странников. Отец беседовал с ними о Боге и христианской жизни, и эти беседы производили сильное впечатление на восприимчивую душу отрока Симеона.

Своих учеников преподобный не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. Сам он, подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции, проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, на длительных богослужениях в храме, в постах и бдениях, частой исповеди и причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде.

С первого и до последнего дня преподобный явил собой образ совершенного послушания. Прожив 46 лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустырь, считая, что это лишь вспомогательные средства, а не цель христианской жизни. В то же время он был далек и от мирских интересов. Постоянно находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь к спасению. Вся жизнь его была сердечной молитвой «до великих слез», исключительно высоким подвигом любви к Господу, а в 1938 году старец схимонах Силуан мирно скончался.

Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

Преподобные Сергий и Герман Валаамские поселились на Валаамском острове в 1329 году. Собранное ими братство явилось светочем Православия в этом крае. Карелы начали вновь с доверием относиться к христианству, авторитет которого был подорван в ХIII веке шведами, мечом насаждавшими католичество. Преподобные Сергий и Герман преставились около 1353 года.

Каплуновской иконы Божией Матери (1689).

Каплуновская икона Божией Матери после чудесного явления во сне священнику Иоанну, 11 сентября 1689 года была куплена им у московского иконописца, проходившего через слободу Каплуновку. Однажды, в третью неделю Великого поста, икона озарилась необыкновенным светом и была перенесена в местный Каплуновский храм.
Изображение этой иконы похоже на образ Казанской иконы Божией Матери.

Чудотворная икона Божией Матрери Каплуновская была на поле битвы под Полтавой в 1709 году. Русские воины не раз обращались с молитвой к чудотворному образу. Празднование Божией Матери в честь Каплуновской иконы было установлено в 1766 году.

Прп. Феодоры Александрийской (474-491).

Преподобная Феодора Александрийская и ее муж жили в Александрии. В их семье царили любовь и согласие, и это было ненавистно врагу спасения. Побуждаемый диаволом, один богатый человек прельстился красотой молодой Феодоры и начал всеми способами склонять ее к прелюбодеянию, но долгое время не имел успеха. Тогда он подкупил женщину-сводницу, которая ввела в заблуждение доверчивую Феодору, сказав, что грех, совершаемый ночью, Бог не вменяет в вину. Феодора изменила своему мужу, но вскоре опомнилась и, осознав гнусность падения, возненавидела себя, нещадно била себя по лицу и рвала на голове волосы. Совесть не давала ей покоя, и Феодора отправилась к знакомой игумении и рассказала о совершенном преступлении.

Сщмчч. Николая и Виктора пресвитеров (1918).

Сщмч. Карпа пресвитера (1937).

Прп. Силуана Афонского (1938).

Сщмч. Николая диакона (1942).

Мчч. Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I).

Мчч. Диодора и Дидима, Сирских.

Мц. Ии (Евдокии) и 9-ти тысяч с ней в Персии (362-364).

Прп. Евфросина повара (IX).

Каплуновской иконы Божией Матери (1689).

Мчч. Серапиона, Кронида и Леонтия, Александрийских.

Прп. Пафнутия, испов., еп. в Фиваиде Египетской.

Прпмц. Феодоры Вастийской, Пелопонесской.

Прп. Илии пещерского Калабрийского (960).

Прославление блж. Ксении, Петерсбургской.

В сентябре завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня. С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук).

Обычно в Осенины устраивалось угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы. Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:

Вейся мы, хмель, перевейся,

На нашу сторонку,

Как на нашей на сторонке приволье большое!

А приволье — то большое, мужики богаты!

Что мужики — то богаты, каменны палаты!

Что каменны палаты, двери золотые,

Что маковки литые!

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

1 СЕНТЯБРЯ - Донской иконы Божией Матери . Эта чудотворная икона Божией Матери много раз помогала русским воинам, впервые – в битве на Куликовом поле. Образ, написанный Феофаном Греком, в день Куликовской битвы находился среди русского войска. После победы икона была передана казаками в дар князю Дмитрию Донскому. В другой раз пред ней молился царь Иоанн Грозный, отправляясь в поход на Казанское ханство, и поход оказался победным.
В 1591 году к Москве подошли крымские татары, и царь Феодор Иоаннович приказал совершить вокруг стен Кремля крестный ход с Донскою иконою. Татары, устрашенные какой-то невидимою силою, покинули поле битвы. В благодарность государь основал монастырь, названный Донским-Богородицким, в котором поместили Донскую икону. Там она находится и поныне.
По установленной традиции, в Малом соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает торжественное богослужение в честь Донской иконы Божией Матери раз в четыре года.

10 СЕНТЯБРЯ - Обретение мощей преп. Иова Почаевского (1659). Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преп. Феодосия) почивающих.
В этот же день празднуется память преп. Моисея Мурина . Святой Моисей жил в IV веке в Египте. В молодости он был главарем разбойников и совершил множество грехов, в том числе - убийства невинных людей. По великой милости Божией раскаялся и ушел в одну из пустынных обителей, где жил праведной жизнью. Около 400 года погиб от рук разбойников, напавших на обитель.

11 СЕНТЯБРЯ - Усекновение главы Иоанна Предтечи . Св. Иоанн обличал правителя Галилеи Ирода Антипу за незаконное сожительство с женой брата Иродиадой. В 32 году по наущению Иродиады Ирод во время пира в честь дня его рождения приказал обезглавить св. Иоанна.
В память усекновения главы Иоанна Крестителя Церковью установлен строгий пост – как выражение общей скорби о насильственной смерти великого Пророка, Предтечи Господа Иисуса Христа, крестившего в водах реки Иордан.

12 СЕНТЯБРЯ - Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского. Утвердившись на Невских берегах, Петр I заложил в 1712 году Александро-Невский монастырь в честь благоверного князя. Чтобы прочнее связать имя Александра Невского с Петербургом, Петр решил перенести его мощи из Владимира. Положены они были в драгоценной серебряной раке. В 1922 году святые мощи были переданы в Музей атеизма в Казанском соборе. Возвращение петербургской святыни произошло только в июне 1989 года. Однако драгоценная серебряная рака до сих пор находится в Эрмитаже.
В этот же день чествуется память прп. Александра Свирского – столпа русского Православия, основавшего Свято-Троицкую обитель на Свири, взрастившего целую плеяду учеников, среди которых – прпп. Адриан Ондрусовский, Геннадий и Никифор Важеозерские, Иона Яшезерский. Причислен к лику святых в 1547 году. Первым храмом в Москве в честь нового чудотворца был Покровский собор на Красной площади, известный ныне, как храм Василия Блаженного. Северо-восточный придел этого собора посвящен Александру Свирскому.
Из 23 его чудес, известных по житию святого, почти половина относится к исцелению расслабленных и парализованных.

13 СЕНТЯБРЯ – память священномученика Киприана, епископа Карфагенского . Св. Киприан родился ок. 200 г. в Карфагене. Он получил прекрасное светское образование и стал блестящим оратором и учителем философии.
Заинтересовавшись христианством, Киприан познакомился с трудами пресвитера Тертуллиана. В 46 лет Киприан был принят в христианскую общину Карфагена как оглашенный (готовящийся ко крещению). К тому времени он раздал свое имущество и переселился в дом пресвитера Цецилия. Через год после Крещения св. Киприна рукоположили в пресвитера, а после смерти еп. Доната во епископа. Во время гонений императора Валериана (253-259) святителя сослали. В изгнании св. Киприан написал много писем и книг. Желая пострадать в Карфагене, он сам вернулся туда. За отказ принести жертву идолам св. Киприана усекли мечом.

14 СЕНТЯБРЯ – . Праздник церковного Новолетия установлен святыми отцами I Вселенского собора, которые определили начинать с 1 сентября исчисление церковного года. Первый день годичного богослужебного круга открывает собою «вход лета», и богослужение этого дня носит праздничный характер, вершиной которого является читаемое за литургией Евангелие, где рассказывается о начале проповеди Иисуса Христа после Его Крещения и искушений от диавола в пустыне. По преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 1-8 сентября. В Евангелии мы слышим Спасителя, проповедующего и нам наступление благоприятного «лета Господня». В этот день Иисус Христос начал проповедь Царствия Божия и впервые засвидетельствовал исполнение ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии (Сына Божия) и тем самым о конце Ветхого и начале Нового Завета.

17 СЕНТЯБРЯ – обретение мощей святителя Иосафа Белгородского (1911). Святитель мирно преставился о Господе 10 декабря 1754 г. в Гайвороне, в своей архиерейской вотчине. Тело его было перевезено в Белгород и оставалось непогребенным до конца февраля 1755 г. Народ ежедневно стекался в собор, со слезами отдавал последнее целование своему архипастырю и к удивлению своему, не замечал никаких признаков тления. Спустя два года вход в склеп был открыт, и все увидели, что тело святителя не подвергается тлению. С этого времени нетленные мощи сделались источником врачевания недугов телесных и душевных.
День празднования иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина» . Неопалимая купина – это объятый пламенем, но несгорающий куст. На иконах она изображается в виде двух наложенных друг на друга четырехугольников: зеленый цвет одного символизирует куст, красный цвет другого – пламя. В четырех красных углах изображены символы евангелистов: святого Марка -–Лев, святого Луки – вол, святого Иоанна – орел, святого Матфея – Ангел. К молитве перед этой иконой прибегают во время пожаров и сильных гроз.

19 СЕНТЯБРЯ - Воспоминание чуда Архистратига Михаила . Архангел Михаил – один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.
Икона Архангела Михаила пребывает в Крестовоздвиженском соборе и храме св. ап. и еванг. Иоанна Богослова.
19 сентября вспоминаетсяпамять чуда, совершенного Святым Архистратигом Михаилом в Хонех. Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника.
Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа.
В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм.
Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».

21 СЕНТЯБРЯ - Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии . Праздник этот - первое событие, связанное с Евангелием, вспоминаемое в наступившем новом церковном году, первый из двенадцати главных церковных праздников. В этот день, по словам молитвы, "Бог престол свят на земле Себе предуготовал", так как Дева Мария, став Матерью Божией, стала как бы престолом Божиим на земле.
Пресвятая Дева Мария родилась в палестинском городе Назарете, в семье праведных Иоакима и Анны. Родители Ее, достигшие преклонного возраста, были бездетны. В то время у евреев считалось, что отсутствие детей в семье – признак какого-то согрешения и сопутствующего ему гнева Божия. Но святые Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, веря, что Господь может даровать им чадо и в старости. Они горячо молились Богу и со слезами просили Его даровать им дитя, которое они обещали посвятить на служение Ему в Иерусалимском храме.
Господь исполнил их прошение: благовестник таин Божиих Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостное известие о том, что молитвы их услышаны и у них родится Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру.
“Сегодня, наконец, воссиял тот желанный день, так давно предопределенный Богом, так страстно ожидаемый людьми, столь плодотворный для земли и столь страшный для ада., - говорится в Похвальном слове на Рождество Богородицы Илии Минятия, - день, в который буква ослабевает и усиливается дух, преходит клятва и настает благодать.
Каждому из избранных благодать дана отчасти, Марии же – вся полнота благодати, говорит блаженный Иероним.
Итак, счастлив и преблажен человеческий род, от корня которого произошел столь святой и благодатный плод. Древние, приветствуя новорожденных царских детей, говорили: “Радуйся, младое чадо!” Соберемся же и мы сегодня, когда рождается этот царственный младенец, Владычица и Богоотроковица Мария, и, совокупив все наши радостные голоса, будем приветствовать ее словами: “Радуйся, новый свет человеческого спасения, утро благодати, вечер греха. Ты рождаешься, как утро, украшенное цветом небесных добродетелей, возрастаешь, как солнце увенчанная лучами Божественной благодати, и живешь среди рожденных женами, как феникс, единственное чудо природы”.
День рождения Пресвятой Богородицы глубоко почитается в Русской Церкви. Именно в этот день русское воинство под водительством св. Дмитрия Иоанновича одержало победу на Куликовом поле.
Длится праздник 5 дней, с 20 по 25 сентября в храмах и домашних молебнах возглашается тропарь: "Рождество Твое, Богородице Дева, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный".
Этот день (8 сентября по ст. стилю) считается также Днем начала Русского Государства. Так и обозначено на памятнике Тысячелетия России, воздвигнутом в Новгороде в 1862 году в царствование Александра II.

22 СЕНТЯБРЯ - сегодня чтится память благочестивых родителей Богородицы Иоакима и Анны . Как предки по плоти Иисуса Христа, они именуются "Богоотцами". Им молятся о разрешении супружеского неплодства.
Память прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского. (1896).

24 СЕНТЯБРЯ чтится память преп. Силуана Афонского . В 1892 году угодник Божий становится послушником русского Пантелеимонова монастыря на горе Афон (Греция), и для него начинается жизнь, наполненная молитвенными бдениями и трудовым послушаниями. Канонизация старца Силуана состоялась в Константинополе в 1978 году.

26 СЕНТЯБРЯ – чтится память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Еще его называют храмом Гроба Господня, ибо воздвигнут он над горой Голгофой, где принял крестную смерть Спаситель. Среди множества святынь храма главной считается камень, ставший трехдневным смертным ложем Иисуса Христа. Над этим камнем воздвигнута специальная кувуклия (небольшой храм).

27 СЕНТЯБРЯ - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
Это великий праздник торжества, радости обретения животворящего древа Господня. В этот день Православная Церковь приглашает верующих воздать благоговейное поклонение Честному и Животворящему Кресту, на котором Господь наш и Спаситель перенес величайшее страдание ради нашего спасения. Верующие должны воспринимать этот праздник, конечно, не только как воспоминание величайшего исторического события, имевшего место более полторы тысячи лет назад, но как явление промыслительное в отношении к каждому христианину и вообще ко всему человечеству.
Явление Креста - это, прежде всего, победа добра над злом, покорение греха, это источник любви, ибо через вольные страдания Спасителя на кресте, через всеславное Его воскресение из мертвых открыты двери райские и новая жизнь дарована роду человеческому. Крест - твердыня святых, свет всей вселенной. Как в доме, объятом тьмой, кто-нибудь зажжет светильник и, поставив его на возвещении, прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объятой мраком, водрузив Крест как некоторый светильник, подняв его высоко, рассеял мрак на земле.
Мы свято и благоговейно должны почитать и почитаем Крест Христов. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на себе крест как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы. Каждое дело мы начинаем и кончаем крестным знаменем, делая все во славу Христову. Мы крестим пищу, жилища, самолеты, корабли и строения, земли и нивы. Священники крестят подходящих за благословением; мать крестит, напутствуя дитя, сына, идущего на брань; родители - женящихся детей. Отходя ко сну, православный христианин крестит одр свой, произнося молитву: “Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его”. Так, во Христе и со крестом, устрояется священноначалие, основываются святыни в Церкви. Так устанавливается в страхе Божием личная, семейная и общественная жизнь верующих.
Однако сегодняшний праздник имеет еще и глубочайшее значение в судьбах всего мира. Крест имеет прямое отношение ко второму пришествию Спасителя, ибо по неложному слову Христа, страшный суд будет предварен явлением знамения Креста Господня: “Тогда явится знамение Сына человеческаго на небе;и тогда восплачутся все племена земная, и увидят Сына человеческаго, грядущаго на облаках небесных с силою и славою великою”(Матф.24, 30) ”. Это будет как бы “второе” воздвижение Креста Господня, почему сегодняшний праздник и должен призвать нас к великой ответственности, к глубочайшим размышлениям.
Праздник Воздвижения - престольный праздник Крестовоздвиженского собора Петрозаводска, почти десятилетие бывшего кафедральным, то есть главным храмом Карелии.

28 СЕНТЯБРЯ празднуется память св. первомученика Стефана (день обретения мощей этого угодника). Архидиакон Стефан первым пострадал за Христа от иудеев. За проповедь о Спасителе его вывели за стены Иерусалима и забили камнями. Угодник же молился, повторяя: "Господи! Не вмени им греха сего…".
В Петрозаводске в новом кафедральном соборе во имя благоверного князя Александра Невского в иконостасе одного из приделов храма есть икона первомученика Стефана.

29 СЕНТЯБРЯ - празднование чудотворной иконы Божией Матери "Призри на смирение", находящейся в Введенском монастыре Киева. 10 лет назад, в августе 1993 года, икона чудодейственным образом отпечаталась на стекле киота. А когда его заменили, икона вновь отразилась на новом стекле.

30 СЕНТЯБРЯ. Сегодня день мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии , живших и пострадавших за Христа во II веке. По доносу они были доставлены в Рим, императору Адриану. В Янишполе строится храм во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.