ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Все о фильме матильда режиссера учителя. В РФ с применением силы пытаются запретить фильм о романе Николая ІІ: Кто и почему против "Матильды"? Герои и актеры

Грандиозный скандал, который захватил уже всю территорию России, продолжает набирать обороты. Многие россияне уверены, что ни одна отечестенная кинокартина не привлекла к себе такое огромное внимание как кинематографическая лента Алексея Учителя «Матильда».

Напомним, что недавно несколько человек, в том числе лидер организации «Христианское государство — Святая Русь» Александр Калинин, доставлены в полицию в рамках уголовного дела о поджоге транспортных средств возле офиса адвоката режиссера фильма «Матильда» Алексея Учителя Константина Добрынина.

Фильм Матильда 2017 режиссера Алексея Учителя: Смотреть ВИДЕО

Фильм Матильда 2017 режиссера Алексея Учителя: Скандальная «Матильда»

Фильм «Матильда» режиссера Алексея Учителя - безусловно, самая скандальная кинопремьера 2017 года. О чем же фильм и почему его требуют запретить? Почему Поклонская считает, что просмотр «Матильды» — грех?

Сюжет новой российской кинокартины повествует об отношениях последнего российского императора Николая II с российской артисткой балета польского происхождения, прима-балериной Мариинского театра Матильдой Кшесинской. Любовная линия Николая II с Матильдой Кшесинской, как повествуют источники, имела место быть еще до восхождения Николая Романова на престол как императора и до его женитьбы на Александре Федоровне.

Так в чем все-таки «скандал»? Сочетание нескольких факторов, слитых воедино, и это - оскорбление чувств верующих, помноженное на исторические неточности, плюс личный протест Натальи Поклонской.

*Во-первых, против показа фильма взбунтовалась РПЦ, назвав историю вымыслом.

*Во-вторых, Николай II в 2000 году были причислен Русской православной церковью к лику святых, что как бы намекает: о каких внебрачных интрижках со святым вы говорите?

*В-третьих, основную волну негодования всколыхнула никто иная, как Наталья Поклонская - прокурор республики Крым, член партии «Единая Россия» и депутат Госдумы РФ. Поклонскую возмущает в фильме все - сюжет, актерский состав, и уж конечно, намек о, как она выразилась, «блудстве».

Фильм Матильда 2017 режиссера Алексея Учителя: Объединенная киносеть миллиардера Александра Мамута решила не демонстрировать фильм Алексея Учителя

Объединенная сеть кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино» отказалась от показа «Матильды» режиссера Алексея Учителя из-за угроз безопасности.

В связи с неправомерными действиями со стороны противников кинофильма, произошедшими в последние дни в разных городах Российской Федерации, и участившимися угрозами в адрес кинотеатров руководство объединенной сети приняло решение отказаться от показа кинокартины, говорится в сообщении: «Решение связано исключительно с желанием оградить посетителей киносети от рисков, которые влекут за собой публичные показы фильма». Объединенная сеть «Синема парк» и «Формула кино» — крупнейшая киносеть в России, она принадлежит Александру Мамуту F 40.

Правда, сеть кинотеатров «Московское кино» заявила, что не намерена отказываться от проката, а сеть «Пять звезд» примет решение позднее.

Идет коронация Николая II. На хоры церкви вбегает девушка, она кричит: Ники! Николай поднимает глаза, видит девушку и падает в обморок. Корона падает с его головы.

Выпускницы балетного училища фотографируются. Они поступают в труппу Мариинского театра. Директор Императорских театров Иван Карлович на недоуменный вопрос Матильды Кшесинской отвечает: нет, театр не публичный дом, нам дают субсидии из государственной казны. Балерина Леньяни крутит фуэте, зал ей аплодирует. За кулисами она подходит к Матильде и сообщает, что в зале цесаревич (Ники). Она незаметно развязывает ей бретельку на плече. Во время танца обнажается левая грудь Матильды. Зрители шокированы, балерина продолжает танцевать. После спектакля поручик Воронцов ждет за кулисами Матильду и вручает ей корзину роз.

Вагон царского поезда. Отец показывает Ники фотографию Кшесинской. Он говорит, что жениться надо на такой. А немка твоя мне никогда не нравилась. На путях застряла телега с лошадью. Поезд резко тормозит, происходит крушение, император держит на своих плечах крышу вагона до тех пор, пока вся семья не выбирается наружу.

Соревнования кавалерийских офицеров. Среди зрителей великие князья и балерины. Приз победителю скачек – поцелуй его избранницы. Великий князь Андрей и Николай обсуждают Кшесинскую. Оба влюблены. Николай забирает у кузена приготовленный им букет и идет в шатер, куда привели Матильду. Он расстегивает на шее девушки воротничок и надевает на нее колье. Та отвергает подарок и выходит из шатра. Крики: помогите! Матильда вбегает в шатер, за ней Воронцов. Ты украл мой поцелуй! Он набрасывается на цесаревича, охране удается скрутить нападавшего.

Его приводят в тюрьму. Начальник сыскной полиции говорит Воронцову, что за покушение на жизнь Николая он будет казнен. Если дело в ревности – его помилуют. Воронцов не признается. Происходит имитация повешения преступника, затем его доставляют к психиатру доктору Фишелю. Он должен добиться от Воронцова признания. Для этого преступника помещают в емкость с водой, периодически поднимая его на поверхность.

Ники приходит в гримерку к Матильде и приглашает ее на бал в честь своего дня рождения.

Ники с Матильдой становятся любовниками. Утром в двери спальни заглядывает мать цесаревича Мария Федоровна. Она зовет сына: его ждут гости. А Матильда, которая дала цесаревичу то, чего он от нее хотел, может быть свободна. Ники приносит нарядное платье и велит Матильде надеть его. Он выводит ее к отцу, за спиной которого выстроились придворные. Матильду он представляет императору княгиней. Тот просит Кшесинскую беречь его сына и удаляется из зала.

После смерти отца Николаю приходится заниматься государственными делами. Он говорит, что не готов стать царем. Прибывает поезд, на котором в Россию приехала невеста Николая Аликс. Мария Федоровна говорит сыну, что нужно срочно венчаться, затем ему предстоит коронация. А балерина должна вернуть написанные им письма и исчезнуть. Ники не согласен. Тогда я сама все сделаю.

Иван Карлович говорит труппе, что они едут в Москву на коронацию. В балете главную партию невесты будет танцевать Леньяни. Кшесинская говорит, что это она станцует невесту.

Начальник сыскной полиции Власов приходит к Матильде и предлагает ей вернуть письма. Та отказывается.

Фишель проводит спиритический сеанс для Аликс и Ники. Приходит Мария Федоровна и называет Фишеля шарлатаном. Аликс с Фишелем едут на мотоцикле к доктору. В магическом шаре он показывает Аликс ее соперницу. Как ее устранить? Нужна ее кровь.

Николай просит Андрея найти доказательства знатного происхождения Матильды. В архиве Андрей предлагает Кшесинской уехать с ним за границу. Той нужен законный брак. Она требует прекратить поиски.

Фишель допрашивает Воронцова. Тот освобождается от пут, топит доктора, убегает из лечебницы. Аликс приходит к Матильде. Та учится крутить 32 фуэте, ее ноги сбиты в кровь. Аликс похищает обувь балерины, приходит в лечебницу и обнаруживает мертвого Фишеля.

Императорский поезд отбывает в Москву. На перрон прибегает Матильда, Николай страстно прощается с ней. Они с Аликс видят толпы людей, пешком отправившихся на коронацию в Москву. Среди них – Воронцов. Матильду в Москву везет на автомобиле князь Андрей.

Андрей привозит Матильду к загородному особняку на берегу пруда. Она входит туда, ее встречает Ники: это твой дом, но я не могу отказаться от короны и судьбы. Отрекись, иначе я отрекусь от тебя. Матильда бежит на улицу, садится в машину к Андрею.

Власов похищает Матильду, увозит ее в автомобиле. Та говорит, что вернула письма. Матильде удается сбежать. Она видит на афише имя исполнительницы главной партии: Леньяни. Кшесинской удается запереть в гримерке соперницу, она бежит на сцену, ее перехватывает Власов, на сцену выходит освободившаяся из-под замка Леньяни, Матильда вырывается и тоже выходит на сцену. Соперницы крутят фуэте. Матильда падает, поднимается и убегает со сцены.

После спектакля Ники приходит за кулисы к Матильде. Та крутит для него фуэте. Заходит Аликс: браво, 32, поздравляю!

Ники собирается покинуть дворец. Мать говорит: поступай, как знаешь. Андрей везет кузена к загородному дому, где их ждет Матильда, уже собравшаяся в дорогу. К ней врывается Воронцов. Он хватает девушку, связывает, выносит на улицу. Он погружает Матильду на паром и пытается перевезти ее на другой берег пруда. Подручные Власова поджигают паром, Матильда падает в воду, паром взрывается. Ники наблюдает эту катастрофу. Власов вывозит на лодке Матильду: пусть все думают, что вы погибли, но на время коронации вы должны исчезнуть.

Венчание, первая брачная ночь. Сцена коронации, с которой начинался фильм. Николай приходит в себя. Церемония продолжается. Императору сообщают, что на Ходынке произошла давка, две тысячи человек погибли. Николай на Ходынке. Всех похоронить в гробах, семьям погибших по пятьсот рублей. Фейерверк, император на помосте встал на колени.

Перед сном император и его жена молятся. Аликс признается мужу в любви. Финальные титры сообщают, что Николай и Александра Федоровна счастливо прожили в браке 24 года, у них было четверо дочерей и сын, всю семью расстреляли 17 июля 1918 года. Кшесинская вышла замуж за Андрея и прожила до 99 лет.

Фильм о романе императора и балерины выйдет в прокат 26 октября 2017 года. Страсти вокруг картины, которую почти никто еще не посмотрел, не утихают уже год.


Как появился фильм


В апреле 2012 года на пресс-конференции в Москве режиссер Алексей Учитель впервые рассказал о планах съемки фильма «Матильда Кшесинская» о романе будущего императора Николая II и русской примы-балерины. На главную роль рассматривалась балерина Диана Вишнева, но в итоге ее сыграла польская актриса Михалина Ольшанска .

В остальных ролях:

Ларс Айдингер - цесаревич Николай Александрович

Луиза Вольфрам - принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская

Данила Козловский - граф Воронцов

Ингеборга Дапкунайте - императрица Мария Федоровна

Сергей Гармаш - император Александр III

Евгений Миронов - директор Императорских театров Иван Карлович

Сообщалось, что сценарий напишет американец Пол Шредер, но в результате автором выступил писатель, лауреат премий «Большая книга» и «Национальный бестселлер» Александр Терехов.

814,3 млн руб.

включая 280 млн руб. госсубсидий, составит общий бюджет ленты (какую часть в этой сумме составляют безвозвратные субсидии, не раскрывается).

В августе 2013 года попечительский совет Фонда кино включил «Матильду» в список проектов, которым должна быть оказана финансовая поддержка .

В июне 2014 года студия «Рок» Алексея Учителя начала съемки. Музыку для картины записал Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

С чего начался конфликт


В октябре 2016 года активисты общественного движения «Царский крест» обратились к депутату Наталье Поклонской с просьбой провести проверку фильма, в котором они усмотрели «антироссийскую и антирелигиозную провокацию» . Узнав об этом, Алексей Учитель заявил: «То, что они обращаются, это невозможно, потому что никто не видел ни одного кадра, фильм еще делается, он в работе».

2 ноября госпожа Поклонская направила генпрокурору России Юрию Чайке запрос о проверке фильма , пояснив, что к ней обратилось «приличное количество граждан - свыше сотни подписей собрали». По ее словам, граждане жалуются, что «данный фильм оскорбляет их религиозные чувства».

Как развивался заочный спор


За все время депутат Поклонская и режиссер Учитель едва перекинулись парой слов. Несмотря на это, их заочный спор активно развивался на страницах СМИ и в соцсетях.






«Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда. Нельзя допустить, чтобы в массовый прокат вышел фильм, являющийся сознательной антиисторической подделкой, направленной на дискредитацию, глумление и клевету над одними из самых почитаемых Святых нашей Церкви – Царя Страстотерпца Николая Второго и членов Его Семьи» (из запроса на имя генпрокурора Юрия Чайки)

«На самом деле там герои выпивают один бокал шампанского, нет никаких виселиц и никакого блуда. Как себе позволяют произносить такие глупости деятели, считающиеся государственными?» Кинокартина «никак не о любовной интрижке. Фильм о человеке, который мучительно выбирал между любовью и долгом… Ни в истории, ни в реальной жизни нет изначально святых: ими не рождаются, ими становятся» (в интервью «Ъ» 2 февраля 2017 года)

«Фильм оскверняет святыни, оскорбляет религиозные чувств верующих, разжигает рознь. Это позиция людей, которые ценят, уважают и берегут свое достоинство, нашу общую великую и красивую историю, которой нужно гордиться, а не попирать и коверкать с учетом личных фантазий, которая, как известно, у каждого своя»

«Я уже предлагал госпоже Поклонской хотя бы посмотреть фильм, но она отказалась. О чем тогда можно говорить, когда депутат, не видя картины, начинает кампанию, призывая людей подписывать какие-то петиции?» (в интервью «Ъ-FM» 9 августа 2017 года)

«Мы видим, как на наших глазах формируется под видом религиозной новая террористическая организация. Не имеющая отношения ни к российским традициям, ни к истинному православию. Их интересует лишь дестабилизация в обществе, насилие, война». Депутат «не скрывает, что поддерживает данные организации и обеспечивает им прикрытие» (4 сентября 2017 года в пресс-релизе, комментируя инцидент с попыткой поджога кинотеатра в Екатеринбурге)

«Обвинения меня в терроризме и иных смертных грехах не новость. На Украине среди прочих статей УК мне уже вменяется организация террористического акта». «Решительно осуждаю любое проявление насилия, тем более представляемое под видом экстремистской деятельности в религиозной сфере» (на своей странице в Facebook 5 и 11 сентября 2017 года)

Действующие лица






Хроника протестов


Весной 2017 года противники фильма перешли к активным действиям . Они выступали с призывами сжигать кинотеатры, нападали на офис Алексея Учителя, устраивали многотысячные акции протеста и крестные ходы, сожгли два автомобиля у офиса адвоката господина Учителя Константина Добрынина, разбросав там же листовки «За "Матильду" гореть». Как развивались события - в хронике «Ъ».


Мнения противников фильма


Противники фильма «Матильда» обвиняют его в оскорблении чувств верующих, напоминая о причислении императора Николая II к лику святых. С самыми жесткими заявлениями выступали активисты православных общественных движений и представители Русской православной церкви.





«Мы оцениваем фильм, исходя из общедоступных трейлеров, размещенных в интернете… В "Матильде" наш святой император предстает в образе блудника, а императрица Александра - колдуньи. Это ложь, оскорбляющая чувства верующих» (координатор православного общественного движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин).

«Он (фильм «Матильда» - “Ъ”) несет в себе как антироссийскую провокацию, так и угрозу национальной безопасности. Он является абсолютно лжеисторическим и кощунственным для православных верующих людей» (координатор общественного движения «Царский крест» Александр Порожняков).

«Что это - авторское видение? Нет - клевета на реальных людей… Неужели авторы не понимают, что все эти пошлые фальсификации неизбежно будут изобличены, фильму не помогут ни мастерски снятые зрелищные сцены, ни дорогие декорации и костюмы, ни зарубежные актеры» (викарий патриарха Кирилла, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)).

«Фильм “Матильда” должен быть непременно запрещен. Ведь если он будет показан, Россия погибнет. И это будет справедливо в божьих очах. Это будет не зло, а благо, потому что через это господь покажет своим наставлением, своим наказанием, чего никогда нельзя делать» (протиерей Всеволод Чаплин 2 июля 2017 года в обращении на своем YouTube-канале).

Выступления в поддержку фильма


Сторонники выхода фильма заявляют о недопущении цензуры и напоминают о закрепленном в Конституции разделении церкви и государства. Они призывают критиков для начала посмотреть картину, а потом уже делать выводы.





«Мы не хотим, чтобы наша культура попала под пресс новой цензуры, какие бы влиятельные силы ее ни инициировали. Мы хотим жить в светской демократической стране, где не только согласно Конституции, но и на деле цензура запрещена» (из открытого письма в поддержку Алексея Учителя, подписанного более 50 кинематографистами и опубликованного на портале «Медуза»).

«То, что происходит, этот как раз посягательство, в первую очередь, на законодательство, потому как по Конституции церковь отделена от государства, цензура не приемлема и так далее» (режиссер Виталий Манский в комментарии «Ъ-FM» 11 февраля 2017 года).

«Я не представляю, какие могут быть претензии к художественному кино у православной общественности. Разве можно, например, в Лувре подойти к любой картине с обнаженной натурой и говорить, что она оскорбляет чью-то нравственность? Почему всякий раз, когда художник пишет картину, или театральный режиссер ставит спектакль, должны думать о том, кто может оскорбиться?» (историк и журналист Николай Сванидзе в комментарии «Ъ-FM»).

«Судить о художественном произведении по трейлеру я, к сожалению, не обучен, в отличие от многих людей, которые только и ждут повода, чтобы возмутиться. Картина не может быть одобрена церковью. Но с какой стати, все фильмы, выходящие на экраны, должны получать одобрение РПЦ?» (режиссер, председатель «Киносоюза» Андрей Прошкин в комментарии «Ъ-FM» 11 февраля 2017 года).

Что говорят представители власти


Представители власти долго не комментировали заочный спор. Одним из первых высказался 15 июня 2017 года президент Владимир Путин, который заявил, что фильм пока никто не запрещает. Самым эмоциональным стал комментарий министра культуры Владимира Мединского. 13 сентября он упрекнул госпожу Поклонскую в разжигании и поддержании «гвалта» вокруг фильма «Матильда».(15 июня 2017 года во время «прямой линии»)

Министр культуры Владимир Мединский: «Не знаю, какими соображениями руководствуется уважаемая госпожа Поклонская, затевая и поддерживая этот гвалт. Может, и от чистого сердца… Вдвойне абсурдна позиция граждан, которые “фильм не видели, но гневно осуждают” - и даже бравируют этим. Лично я фильм видел… В нем нет ничего оскорбительного ни для памяти Николая II, ни для истории российской монархии» (из обращения, опубликованного на сайте Минкульта 13 сентября 2017 года) .

Спикер Госдумы Вячеслав Володин: «Я смотрел (“Матильду” - “Ъ”). Не комментирую…Депутат имеет право на свою позицию, все то, что не нарушает закон - это право депутата. А если депутат нарушает закон, тогда это уже прерогатива правоохранительных органов» (13 сентября 2017 года в комментарии ТАСС .

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский: «Я бы как сделал на месте или президента, или премьер-министра, или министра культуры, я бы сказал: “Граждане, прекратите обсуждать фильм: показывать - не показывать, снимать - не снимать. У нас полная свобода творчества, и я запрещаю всем обсуждать судьбу режиссера Учителя”» (6 сентября 2017 года в эфире «Эхо Москвы») .

Евгений Козичев, Артем Косенок, Михаил Малаев, Евгений Федуненко, Ольга Шкуренко

Министр культуры Владимир Мединский, - публичные угрозы, преследование авторов фильма, поджоги...".

Радикалы воют против того, чего не видели.

Министр, намеренно подчеркивая свою консервативную репутацию, констатирует: я видел фильм, "в нем нет ничего оскорбительного ни для памяти Николая II, ни для истории российской монархии".

Однако депутат Госдумы Наталья Поклонская снова обращается с депутатским запросом, теперь к председателю Общественного совета при Министерстве культуры Павлу Пожигайло: у фильма "Матильда" надо отозвать выданное ему прокатное удостоверение. По не раз заявленной, но пока не подтвержденной причине: широкий прокат фильма оскорбит чувства верующих.

Споры вокруг "Матильды" идут с прошлого года. "РГ" в декабре 2016 года опубликовала дискуссию епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) и режиссера фильма Алексея Учителя - объемную, взвешенную, выверенную, глубокую, здравую и прогностичную. ("РГ" от 13.12.2016 )

Владыка Тихон настаивал: история, особенно история признанного святым императора, просто обязывает нас, да еще в год столетия революции, к щепетильному - без вульгарных передергиваний - отношению к себе. Но при этом был противником запрета фильма: "Уверен, что это абсолютно тупиковый и неверный путь. Не требования запретов, а предупреждение о правде и неправде - вот цель, которую можно и должно ставить в связи с предстоящим широким показом фильма. Если фильм будет соответствовать трейлеру, достаточно будет того, чтобы просто широко рассказать о реально бывшей истории. Собственно, что мы сейчас и делаем. А дальше зритель будет решать сам".

Судьба произведений искусства не решается ни запретами, ни народным голосованием, ни депутатскими запросами

Алексей Учитель в ответ возмущался: "Какой любовный треугольник? Нет его у нас.... С точки зрения откровенных сцен у нас картина для детсада. Пошлости не может быть - гарантирую. Мы брались за серьезное произведение во всех смыслах". Настаивал, что пора ломать обыденные стереотипы представлений о Николае II как о "кровавом" и "безвольном" царе: "за 17 лет правления он привел страну к политическому, экономическому и военному расцвету, создал самую мощную Россию за все время ее существования".

Дискуссия вокруг фильма в своей содержательной, а не радикально-анархистской стадии, имела положительный эффект.

Уже можно предположить, что фильм не будет равен взбудоражившему многих трейлеру, который делал даже не режиссер - прокатчики.

И стало понятно, что общественное мнение, умеющее устами своих лучших спикеров ясно и аргументированно обозначать свои позиции, - это сила.

А дальше всем нам необходимо понять, что судьба произведений искусства не решается ни запретами, ни народным голосованием, ни депутатскими запросами. Она решается дискутирующим экспертным сообществом - художников, критиков, продюсеров, управленцев. Его мнение, в общем, и резюмировал министр культуры: при появлении этого фильма не были нарушены ни законы, ни здравый смысл, ни уважение к людям, будь то исторические персонажи или наши современники.

Поэтому давайте поверим сказанному и на время уйдем с баррикад. Потому что еще чуть-чуть и все превратится в фарс - и судьба искусства, и оглядка на религиозные чувства. Пока все-таки лучше и честнее замолчать. До премьеры фильма.

Прямая речь

Алексей Герман, кинорежиссер:

Я считаю, что все происходящее - угрозы прокатчикам, адвокатам, поджоги, забрасывание "коктейлей Молотова" в окна режиссерских студий - очень плохой знак. Радикалы всех мастей должны быть наказаны и привлечены к уголовной ответственности. Я не понимаю, почему правоохранительные органы не займутся этим. У нас ведь таким образом возникает неконтролируемая ситуация, чреватая переводом общества чуть ли не в предреволюционное состояние. Поэтому радикалов всех мастей надо наказывать максимально жесткими способами.

А политикам надо побеспокоиться о том, чтобы не выдавать свои личные эмпатии за позицию государства. Законодательная власть у нас не должна использоваться для саморекламы, а Госдума из места, где принимаются законы, превращаться в трибуну для самопиара. Не надо вводить параллельные для государственной власти интересы в актуальную повестку дня.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Матильда Кшесинская была известной балериной до Октябрьской революции

Заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Наталья Поклонская направила запрос генпрокурору России Юрию Чайке с просьбой проверить фильм "Матильда" Алексея Учителя на предмет оскорбления религиозных чувств верующих, уточнив, что не смотрела картину.

Строго говоря, она не могла ее посмотреть, поскольку кинолента о романе будущего императора с балериной Матильдой Кшесинской, которая впоследствии, уже в эмиграции, вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича из дома Романовых, выйдет в широкий прокат только в марте следующего года.

Режиссер картины Алексей Учитель отметил, что не готов и финальный вариант ленты. О том же сказали и в Кремле - раз ленту никто не видел, то и мнения о ней определенного у общественности нет.

Однако еще в апреле этого года на видеохостинге YouTube появился трейлер романтической исторической драмы. Там он был доступен и членам малоизвестного общественного движения "Царский крест", которые пожаловались крымчанке Поклонской, после чего она обратилась в прокуратуру, где сама служила еще недавно.

Алексей Учитель в интервью "Радио Балтика" назвал это обращение "маразмом", а юрист и бывший сенатор Константин Добрынин предложил бесплатно защищать режиссера в суде, если до этого дойдет.

"Это уже не первый запрос, уже есть официальный ответ прокуратуры, где сказано, что в фильме все в рамках закона. Но, видимо, никто не знает об этом ответе", - сообщил режиссер.

Николай II канонизирован РПЦ как мученик и страстотерпец с 2000 года, однако его связь с Матильдой Кшесинской имела место до его восшествия на престол.

Именно романтическим отношениям балерины с будущим императором и посвящен фильм Учителя. В трейлере даже появляется слоган: "Любовь, изменившая Россию".

Русская служба Би-би-си спросила историков, что они думают об этом фильме и о роли танцовщицы в истории России.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Особняк Кшесинской в Петербурге стал в СССР музеем революции, а в постсоветский период - музеем политической истории России

Петр Мультатули, кандидат исторических наук, начальник сектора анализа и оценок Российского института стратегических исследований. Прадед историка служил поваром у семьи Романовых и был убит большевиками вместе с императором:

Этой темой интересуются пошляки от истории. Если брать ситуацию с Кшесинской, то она не имеет никакого значения ни в истории, ни в его карьере государственного деятеля, - это абсолютно незначительный эпизод чисто платонической любви. Они всегда встречались на людях, не оставались один на один - это видно из его дневников. Что она [Матильда] там писала в мемуарах, - так она была на пенсии и вспоминала не только романы с цесаревичем.

Но дело-то не в этом - берут конкретную историю, этот мелкий эпизод и развивают его с целью оскорбления памяти Николая II, памяти истории, его отца, русской монархии как таковой. Отвратительный трейлер - это оскорбление не только чувств верующих, - а Николай канонизирован Русской православной церковью, - это оскорбление чувств любого нормального человека. Если у человека нормальное отношение с совестью, вкусом, он это воспринимает как личное оскорбление. Это все очень недостойно, это микровойна с нашей историей. Если так хотят экспериментировать с историей - пусть берут историю Франции и Англии, только и там будет не все равно.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Как и многие российские эмигранты во Францию, Кшесинская похоронена в Париже на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа вместе с супругом

Роберт Сервис, профессор истории Оксфордского университета, специалист по Николаю II:

Крайне маловероятно, что Матильда могла повлиять на будущую политику России, кроме того факта, что большевики конфисковали ее дом. Особенно учитывая то, что будущий император изолированно жил в Царском Селе. Их роман был секретом Полишинеля, но его дневник крайне малоинформативен в отношении личной жизни. Интересный феномен, что фильм о тех событиях мог вызвать такой скандал в Москве сейчас.

Александр Широкорад, военный публицист и исторический популяризатор:

Роман был и глубокий, и неглубокий: до конца дней они сохранили друг к другу приязнь. Матильда бессовестно эксплуатировала Николая и в театральных, и в околотеатральных делах: благодаря ей, например, был отстранен директор Мариинского театра, и в спорах с коллегами она использовала "административный ресурс". Когда цесаревич решил жениться на Алисе Гессенской, он официально порвал отношения с Матильдой и подарил ей квартиру.

Кшесинская никак не влияла на политику. Как я понял из того, что знаю о фильме, там говорится, что если б Николай женился на Матильде, вся история России пошла бы иначе, но это даже не научная фантастика. Он никак не мог этого сделать, ему пришлось бы отказаться от престола и уехать. Брак был невозможен по законам Российской империи.

Ей нужны были деньги и влияние, а политикой она никогда не занималась, ни за революционеров, ни против, и польской националистской она никогда не была. Как и оказавшись во Франции, не помогала "белому движению". Она, конечно, мечтала стать императрицей, но лишь для того, чтобы иметь влияние, никакая политика ее не интересовала.