ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Пророк илия день празднования. День Ильи-пророка: история, приметы и традиции праздника. Празднование Дня Илии

Пророк Илия. Жизнеописание

Пророк Илия родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского (ум. 403 г.), когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным. Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь », что выражает основное содержание его служения (3 Цар. 18. 36) - ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.

Пророк Илия был ревностным поборником чистоты веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его деятельность относится к царствованию Ахава (ум. 852 до н. э.), когда его жена финикиянка Иезавель решила установить культ Ваала и Астарты. Предание гласит, что истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе был учрежден штат жрецов Ваала. Грозным обличителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес, чтобы вразумить нечестивого царя. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвертой Книгах Царств (3 Цар. 17-20 и 4 Цар. 1-3).

Когда нечестие Ахава достигло предела, пророк Илия возвестил царю, что за его нечестие страну на несколько лет постигнет голод (3 Цар. 17:1). Но Ахав не раскаялся, началась борьба между царем и пророком, окончившаяся торжеством последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармил (Кармель), устроенного с целью испытания и сравнения могущества Яхве и Ваала, жрецы последнего потерпели полное поражение и были казнены пророком (3 Цар. 18:40). Это еще более разгневало Иезавель, которая поклялась убить Илию. По указанию Божию, пророк Илия скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему пищу.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Через некоторое время пророк Илия, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершил еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один - от жрецов Ваала, другой - от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, - сказал пророк Илия, - и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти». Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии. Народ воскликнул: «Воистину Господь есть Бог Един, и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась. Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Илия скрылся в пустыни.

В это время пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии.

По преданию, пророк Илия был взят на Небо живым: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар. 2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт. 5:24). В книге Премудрости Исуса, сына Сирахова, событие вознесения Илии описывается так: «Илия сокрыт был вихрем, - и Елисей исполнился духом его» (Сирах. 48:12). Согласно Четвертой книге Царств, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив ее ему уже с огненной колесницы (4 Цар. 2:11-13).

В Книге пророка Малахии сказано, что Бог пошлет пророка Илию назад на землю: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4:5). Здесь идет речь о Втором Пришествии. Перед Вторым Пришествием пророк Илия спустится с небес, чтобы обличить лже-Мессию и обратить остаток Израиля к истинному Богу.

Пророк Илия упоминается несколько раз в Новом Завете. Так, описан эпизод, как старейшины и народ спрашивали Иоанна Предотечу, когда он проповедовал на берегах Иордана в духе и силе Илии и даже по внешности походил на него, не он ли Илия? Также ученики Исуса Христа, согласно Евангелию от Матфея, спрашивали Его, не должен ли перед Мессией прийти Илия. На что Христос ответил: «Правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф. 17:11-12). Тогда ученики поняли, что Исус говорил об Иоанне Крестителе, который был обезглавлен (Мк. 6:28).

Во время пророк Илия явился вместе с Моисеем, и они беседовали с Исусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). По мнению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Предполагается, что он есть один из двух светильников, предстоящих перед Богом, и должен явиться пред Вторым пришествием Христа на землю (Откр. 11:3-12). Во время страданий Христа на кресте некоторые из людей думали, что Христос зовет пророка Илию на помощь, и ожидали его прихода.

Чудеса святого пророка Илии

По молитве пророка Илии «заключилось» небо и не давало дождя (3 Цар. 17:1), из-за чего случился голод. По слову Бога, пищу ему приносили вороны (3 Цар. 17:6) и Ангел (3 Цар. 19:5-6). По слову пророка пища в доме сарептской вдовы не кончалась (3 Цар. 17:13-16). Пророк Илия воскресил отрока сарептской вдовы (3 Цар. 17:21-22). Пророк Илия низвел огонь на жертвенник (3 Цар. 18:36-38). По молитве пророка Бог дал дождь на землю после трехлетнего «заключения» неба (3 Цар. 18:41-45). Пророк Илия говорил с Богом лицом к лицу, закрыв при этом своё лицо (3 Цар. 19:9-14). Пророк Илия низводил огонь с небес, как для наказания грешников, так и для знамения истинного Богопочитания (4 Цар. 1:10-12). Пророк Илия разделял реку Иордан подобно Моисею, ударив по ней своей одеждою (4 Цар. 2:8). Пророк Илия был вознесен живым на небо за особую праведность перед Богом (4 Цар. 2:11).

Почитание пророка Илии на Руси

Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты. Святой пророк Илия всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху. Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (например, в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России - поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей, и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки о том, чтобы выйти замуж.

День памяти пророка Илии совершается 2 августа (20 июля ст. ст.). В христианстве является самым почитаемым ветхозаветным святым. По месту рождения в городе Фисвы, пророка Илию называют Илия Фезвитянин.

Тропарь и кондак святому пророку Илие

Тропарь, глас 4

П лотьскjи ѓнGлъ, и3 прор0кwмъ степeнь. вторhи п®тча пришeствіz хrт0ва, и3ліS слaвныи. свhше послaвъ є3лисewви бlгодaть, недyги прогонsти, и3 прокажeнныz њчищaти. тёмъ же чтyщимъ є3го2 т0читъ цэльбы2.

Плотьскии ангел, и пророком степень, вторыи предотеча пришествия Христова, Илия славныи, свыше послав Елисеови благодать, недуги прогоняти, и прокаженныя очищати, тем же чтущим его точит цельбы.

Кондак, глас 2

П рbрче и3 прови1дче вели1кихъ дёлъ бGа нaшегw, и3ліE великоимени1те, и4же вэщaніемъ свои1мъ ўстaвивыи водот0чныz џблаки, моли2 њ нaсъ є3ди1наго чlколю1бца.

Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, иже вещанием своим уставивыи водоточныя облаки, моли о нас Единаго Человеколюбца.

Библиотека Русской веры

Святой пророк Илия. Иконы

Изображения пророка Илии были так же широко распространены, как и образы святителя Николы Чудотворца, великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. В иконографии пророка Илии соединены символические элементы, отражающие его значение как соучастника важнейших событий в истории божественного домостроительства. Слова святителя Иоанна Златоуста содержат яркую образную характеристику пророка:

Представим… Илию, пророка, земного ангела и небесного человека, ходившего по земле и управлявшего небесной колесницей, бывшим ростом в три локтя и достигавшего до великой высоты, поднявшегося до самых сводов небесных, повелителя вод, которого язык был хранилищем вод и ключом небес (Иоанн Златоуст, свт. Слово об ап. Петре и прор. Илии // Творения. 2004. Т. 2. Кн. 2. С. 776).

В христианском искусстве были распространены не только единоличные образы пророка Илии, но отдельные сцены из его Жития. При почитании Илия наделялся разными функциями. Для иноков его жизнь являлась образцом аскетических подвигов. В императорской среде его чтили как покровителя воинской доблести. Император Василий I Македонянин ежегодно в день памяти Илии посещал богослужение в Новой церкви Большого императорского дворца, где хранились милоть и пояс Илии. В народном восприятии Илия был покровителем стихий. Роль пророка-боговидца в божественной икономии, эсхатологические ожидания Илии как провозвестника Второго пришествия, а также различные аспекты его почитания стали причинами разнообразия иконографии.

Известны изображения пророка Илии в иудейской синагоге в Дура-Европос (249-250 гг.). В сцене с царем, судя по фрагментам ног, пророк был представлен фронтально. У полосы земли сохранилось фрагментарное изображение ног, возможно, остатки фигуры полководца Авдия, приведшего Илию к Ахаву. В сцене воскрешения сына сарептской вдовы Илия возлежит на ложе, на руках у него младенец, которого он протягивает к руке Господа, изображенной вверху, слева - предваряющее действие - вдова в черных одеждах подает Илии тело мертвого сына, справа - вдова в светлых праздничных одеждах держит на руках веселящегося младенца.

Самое раннее изображение пророка Илии представлено в иконографии «Вознесение пророка Илии, или Огненное восхождение» и находится в капелле Сант-Акуилино базилики Сан-Лоренцо Маджоре в Милане (ок. 370 ш.). В апсиде базилики Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. 549 г.) в сцене «Преображение Господне» (фигура Христа замещена крестом с Его ликом в средокрестье, апостолы Петр, Иоанн и Иаков представлены в виде агнцев, кресту в позе оранта предстоит епископ Аполлинарий, по сторонам которого - 12 апостолов в виде агнцев) полуфигуры пророков Илии (справа) и Моисея (слева) представлены в облаках. Илия - старец с длинными, седыми волосами, разделенными посередине прямым пробором и спадающими на спину, седая длинная борода заострена книзу.

Самое раннее известное иконное изображение Илии выполнено в технике восковой живописи (энкаустики) в VII веке и находится в монастыре великомученицы Екатерины на Синае. Икона являлась правой створкой не сохранившегося триптиха. Илия изображен седовласым, его одежды проработаны ассистом. Правая рука - в пророческом жесте, в опущенной левой - развернутый свиток.

В византийском искусстве сохранились редкие примеры единоличных изображений Илии. Одной из ранних является большого размера икона (1180-1200 гг., Византийский музей, Кастория) с поколенным фронтальным изображением Илии на синем фоне, облаченного в охристый хитон с синим поясом и в милоть, в левой руке развернутый свиток. На медальоне на складне с образами Богоматери Оранты и Исуса Христа (кон. X - нач. XI в., Национальная библиотека св. Марка, Венеция) Илия представлен со свитком в руке среди пророков, апостолов и святителей.

В иконографические программы храмов средневизантийского периода нередко включены отдельные сюжеты Жития Илии. К наиболее ранним примерам принадлежат фрески пещерной церкви Айвалы-килисе (Каппадокия; между 913 и 920 гг.), где на склонах небольшой арки, обрамляющей нишу со сценой «Жертвоприношение Авраама», представлены «Жертвоприношение на горе Кармил» и «Вознесение пророка Илии».

Особое почитание пророка Илии на Синае, недалеко от которого, на горе Хорив, он сподобился видеть Бога, привело к широкому распространению его изображений в составе разных икон, происходящих из монастыря великомученицы Екатерины или созданных для него.

Наибольшее распространение в монументальном искусстве и в иконописи получили сюжеты «Пророк Илия в пустыне» и «Огненное восхождение пророка Илии».

Развернутые житийные повествования в монументальной живописи известны с XIII в. Один из ранних дошедших циклов расположен на северной стене юго-восточного компартимента храма в Ахтале (1205-1216 гг.) и включает 3 сюжета: «Жертвоприношение на горе Кармил», «Пророк Илия в пустыне», «Вознесение пророка Илии».

Первый христианский храм, возведенный в Киеве, был освящен во имя пророка Илии. Вместе с традиционным корпусом Житий Илии и Похвальных слов на Руси рано появился цикл апокрифических произведений. Так, в русских индексах, начиная с Изборника князя Святослава 1073 г., встречается указание на апокриф «Ильино обавление» (Хождение Агапия в рай), где проводником старца Агапия по райскому саду был Илия. В «Слове и видении апостола Павла» («Хождение апостола Павла по мукам») речь идет о встрече в раю апостола Павла с Илией и Елисеем. Эти сочинения, несмотря на внесение их в разряд запрещенных книг, в разное время были востребованы и стали источником новых иконографий пророка Илии.

В Киевской Руси почитание пророка Илии приобрело особенности. Сопоставление Илии с архангелом Михаилом, рано проявившееся в различных иконографических изводах, характерно для древнерусской культуры и несвойственно для Византии. Одной из причин сочетания образов Илии и архангела Михаила послужило то, что оба имеют власть над огненной и водной стихиями, а также почитаются как заступники за человеческий род на Страшном Суде. Ранний пример изображений Илии сохранился в Кондакаре Типографского устава (кон. XI - нач. XII в., ГТГ).

Самый ранний образ в древнерусском монументальном искусстве известен в росписи святой Софии Киевской, где седовласый Илия представлен в рост, со свернутым свитком в руке в нижней зоне на юго-западном подкупольном столбе.

Многоплановость иконографии «Пророк Илия в пустыне», содержащей евхаристическую тему и выражающей идеал монашеской жизни, в русском искусстве была дополнена мотивами покорности Божией воле, углубленной молитвы и одновременно дерзновенного и ревностного общения с Богом. Немногочисленные памятники XV века изображают Илию сидящим на камне вполоборота вправо, левой рукой он подпирает голову, в правой - свиток.

Очевидно, еще в домонгольской Руси прослеживались параллели между Илией, в огненном столпе взятом на небо, и образом Божией Матери «Неопалимая Купина», которые объединяет тема божественного огня, преображающего, но не опаляющего.

В XVI веке иконография «Огненное восхождение» стала насыщаться изображением предшествующих событий из Жития Илии. На новгородской иконе второй четверти XVI в. присутствуют два сюжета: «Ангел побуждает Илию» и «Переход через Иордан посуху». В результате иконография, в которой сочетается несколько композиций без распределения их по клеймам, получила большое распространение и оформилась в особого вида житийные иконы. Этот феномен присущ только иконографии Илии. Специального названия эти «комплексные» композиции не получили и именуются, как правило, по сюжету, выделенному масштабом.

В русском искусстве сохранился самый ранний иконный житийный цикл пророка Илии - образ «Пророк Илия в пустыне, с житием» с погоста Выбуты близ Пскова (нач. XIII в., ГТГ). В среднике изображен Илия в пустыне, в апостольских одеждах - хитоне и гиматии, без ворона.

Развитие житийной иконографии активно продолжалось в XVI веке. Особое внимание к образу Илии объяснялось распространением его почитания. Известны многочисленные «обыденные» церкви во имя пророка Илии.

Небольшие по размеру житийные иконы Илии предназначались для аналоя либо для домашней молитвы. Некоторые из них имели индивидуальный подбор клейм, включающих редкие сюжеты. Для ярославской церкви святителя Николы Чудотворца Семеном Спиридоновым Холмогорцем была написана икона «Пророк Илия, с житием в 26 клеймах» (1678, ЯХМ). Илия изображен в рост, со свитком в руке, в молении к Господу, в небесном сегменте слева, со сферой в руках, сидящим на херувимах. Композиция средника заключена в арку на фоне изысканных трав. Архитектура и пейзаж в клеймах необычайно сложны и разнообразны.

Храмы Илии пророка на Руси

Во имя святого пророка Илии освящена церковь на погосте Выбуты Псковской области . Каменная Ильинская церковь построена из плиты в XV веке. Предположительно, здесь стоял более древний храм, т.к. в Третьяковской галерее в Москве имеется икона святого пророка Илии из церкви в Выбутах, датированная XIII веком. Церковь стоит на берегу реки Великой. Колокольня каменная, в связи с притвором церкви. Престолов в церкви два: главный - во имя святого пророка Божия Илии, придельный - во имя святителя Николы. Близ церкви находится кладбище. Церковь была закрыта в советское время. Финансовый отдел Псковского окрисполкома 15 декабря 1927 года направил в окружной отдел народного образования (ОКРОНО) письмо с грифом «Не подлежит оглашению», в котором сообщал о намерении «реализовать Госпромцветмету 14 штук разного размера колоколов с закрытой Выбутской церкви». В ответ ОКРОНО сообщил, что «продажа колоколов немузейного значения может быть произведена лишь Главнаукой». В годы Великой Отечественной войны церковь была повреждена. В 1955-1957 годах реставрирована по проекту В.П. Смирнова. В 1999 году в церкви возобновлены богослужения.

храм близ д. Конечек (быв. погост Кривовичи) Псковской области. Когда и кем построена церковь - сведений не имеется. В 1877 году с правой стороны главного храма устроен придел во имя Святой Живоначальной Троицы. Церковь окружает кладбище, обнесенное каменною оградою. Ильинская церковь бывшего погоста Кривовичи сильно пострадала во время военных действий по освобождению Пскова в 1944 году. Ее развалины находятся возле деревни Конечек Псковской области.

Во имя пророка Илии был освящен храм в Теплых рядах в Москве . Каменный храм строился как собор основанного не позднее XV века рядом с Московской торговой площадью Ильинского монастыря. От имени этого храма получила название улица Ильинка, торг стал называться Ильинским крестцом. Строительство храма велось с 1519 по 1521 годы, «а ставил от простых людей нехто именем Клим, а прозвище Мужило». Церковь горела в 1547 году, пострадала при пожаре 1626 года. Восстание горожан 27 мая 1606 года в Москве против Лжедмитрия I началось после удара набата на колокольне монастырского храма Илии пророка, сделанного по приказу Шуйского. В Смутное время монастырь был упразднен, храм стал приходским, и в 1676 году его вместе с церковной землей передали Новгородскому архиерейскому дому и надстраивают верхним храмом, куда переносят престол в честь пророка Илии. Древний нижний храм освятили во имя апостола Тимофея. Храм закрыли в 1923 году, затем разобрали верхний ярус колокольни. С 1930 по 1980 годы в здании храма располагались различные учреждения. Здание является объектом культурного наследия федерального значения. С 1995 года в храме возобновились богослужения.

В честь пророка Илии освящен храм в с. Пруссы Коломенского района Московской области . Селом Пруссы владели бояре Шереметевы. В середине XVI века его приобрел Коломенский епископ. Тогда же была сооружена шатровая Ильинская церковь. Она упоминается каменной в писцовых книгах 1578 года. Здание частично переделывалось в 1660-х гг. В первой половине XIX века с запада были пристроены кирпичная трапезная и деревянная колокольня «на столбах» (ныне утрачены).

Также во имя пророка Илии освящена церковь на погосте Выя Архангельской области , которая была построена в 1600 году.

Ильинская церковь существовала в д. Часовенская (Задняя Дуброва) Архангельской области. Построена и освящена около 1622 года. В 1879 г. она разобрана, и на каменном основании сооружен новый храм. В 1884 г. колокольня разобрана до основания и переустроена на каменном фундаменте. В советские годы отпилили алтарь и обрушили шатер. Находится в аварийном состоянии.

Старообрядческие и единоверческие храмы во имя пророка Илии

В честь пророка Илии освящен Воскресенского района Московской области. Деревянная одноглавая церковь с шатровой колокольней, выстроенная в 1907–1909 путем реконструкции старой деревянной моленной первой пол. XIX в., была закрыта в 1937 и позже сломана. В 2005 вновь создана община верующих, в 2007–2008 построен новый деревянный одноглавый храм.

Ильинские храмы РПсЦ также существуют в (Белоруссия), в

Также храм РДЦ во имя пророка Илии строится в Раменского района Московской области. Храм во имя святого пророка Илии Фезвитянина имеется в Тбилисской епархии Грузинской Древлеправославной Церкви.

В г. Минске (Белоруссия) существует , основанная в 2002 году.

Святой пророк Илия. Картины

Святого пророка Илию изображали на своих полотнах известные художники, такие как Гиллис ван Конингсло, Питер Пауль Рубенс, Поль Гюстав Доре, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, А.М Волков, П. Плешанов, П.И. Нерадовский и другие.

Народные традиции в Ильин день

На огненной колеснице могучий седой старец с грозными очами разъезжает из конца в конец по беспредельным небесным полям, и карающая рука его сыплет с надзвездной высоты огненные каменные стрелы, поражая испуганные сонмы бесов и преступивших закон Божий сынов человеческих. Куда ни появится этот грозный старик, он всюду несет с собою огонь, ужас, смерть и разрушение. Его непреклонное сердце не смягчат ни вопли, ни стоны пораженных, и взор его грозных очей не остановится на зрелищах земных несчастий. Совершив правосудие неба, он, как бурный вихрь, мчится на своей сверкающей колеснице все дальше и дальше, и по могучим плечам его только рассыпаются седые кудри, да по ветру развевается белая, серебристая борода. Таков, по воззрениям народа, пророк Илия, олицетворяющий собой праведный гнев Божий. Повсюду на Руси он именовался «грозным», и повсюду день, посвященный его памяти, считался одним из самых опасных. Во многих местах крестьяне даже постились всю ильинскую неделю, чтобы предотвратить гнев пророка и спасти от его стрел свои поля, села и скотину. Самый же день праздника крестьяне называли «сердитым» и проводили его в полнейшей праздности, так как даже пустая работа считалась великим грехом. Если в этот день на небе появились тучки, народ с боязнью следил за ними глазами; если дело доходило до грозы, то боязнь эта переходила в панический страх: все население пряталось в дома, затворяли наглухо двери, занавешивали окна и, зажигая перед образом четверговые свечи, молили пророка сложить гнев на милость. В некоторых регионах, например, в Никольске Вологодской губернии крестьяне еще с вечера окуривали свой дом ладаном, а все светлые предметы, вроде самовара, зеркальца и тому подобных или закрывали полотном, или же вовсе выносили из избы, на том основании, что будто бы пророк Илия считает такие предметы предосудительной роскошью, неприличной в крестьянском быту. В Вятской губернии пророка Илию умилостивляли дарами: крестьяне в этот день приносили в церковь «под свято» ногу барана, пчелиного меду, пиво, колосьев свежей ржи и зеленого гороха. Но по вопросу о том, что из этих предметов всего более угодно Илье, происходило разногласие. Одни стояли за пчелиный мед, другие доказывали преимущество баранины.

Самым надежным средством для предотвращения гнева Ильи считались общественные молебствия, совершаемые в поле. Во многих деревнях такие молебствия совершались ежегодно. Приписывая пророку Илье власть производить гром и молнию и направлять тучи по своему усмотрению, т. е. отдавая в его руки самые страшные и вместе самые благодетельные силы природы, наш народ твердо верил, что плодородие земли есть дело пророка, и что без его воли не может быть урожая. Поэтому народ представлял себе Илью не только как вестника небесного гнева, но и как благодетеля человеческого рода, дарующего земле изобилие плодов и прогоняющего нечистую силу. По народному поверью, для нечистой силы страшен не только сам Илия, но даже дождь, который проливался в его день, имеет великую силу: ильинским дождем умывались от вражьих наветов, от напусков и чар. Сам же Илия наводил на бесов панический, беспредельный ужас: как только на небе раздавался грохот его колесницы, черти толпами бежали на межи, прятались за спины людей или укрывались под шляпки ядовитых грибов, известных в народе под именем «яруйки».

О пророке Илие сложилось много легенд и преданий. Почти в каждой деревне можно выслушать рассказ о каком-нибудь исключительном проявлении гнева или милости пророка, о каком-нибудь чуде или небесном знамении: почти в каждой волости, в каждом уезде и губернии можно было встретить новые варианты старых преданий или натолкнуться на совершенно оригинальную легенду местного происхождения. Вот, например, что рассказывали о земной жизни пророка Илии крестьяне Орловского уезда и губернии: «До 33-х лет пророк Илия сидел сиднем и не мог ходить. Родители его были люди бедные и корчевали пни, прокармливая этой работой калеку-сына. Однажды шел по земле Господь с Николой-угодником и, увидев Илию, сказал: «Поди, подай нам напиться». - «Я бы рад подать, да не могу идти», - отвечал Илия. Господь взял его за руку, и он приподнялся с земли сам. Тогда Господь почерпнул в колодце полное ведро воды и велел выпить Илье, потом почерпнул еще одно и половину третьего и спросил у него: «Ну, как ты теперь?» - «Я могу поворотить весь свет по-иному, - отвечал Илия, - если бы был столб средь неба и земли, то разрушил бы я всю землю». Услышав эти слова, Бог испугался и поспешил сбавить Илие силы наполовину и, сверх того, велел ему посидеть под землею 6 недель. Но затем, когда Илия, просидевши под землею, снова вышел на свет (вместе с пророком Онуфрием), то первое, что он увидел, была гробница. Илия вошел в эту гробницу, и тотчас же с неба спустилась огненная колесница с ангелами, которые и умчали Илию на небо, представив его пред лицем Господа. «Ты, Илия, - сказал Господь, - владей этой колесницей, пока я не приду на землю, и пусть в твоих руках отныне будет гром и молния». По народному поверью, на этой колеснице Илия перед кончиной мира спустится на землю и три раза объедет из одного конца земли в другой, предупреждая всех о Страшном суде. Это орловское предание в некоторых местах уже варьируется, и крестьяне передают, что Господь возложил на голову Илии камень в 40 десятин, чтобы убавить ему силы. Камень этот и сейчас цел и стоит на небе перед престолом Божиим.

Считая пророка Илию властителем ветров и дождевых туч, крестьяне связывают с днем этого святого множество календарных примет. «До Илии, - говорят они, - облака ходят по ветру, а с Илии начинают ходить против ветра». «До Илии поп дождя не умолит, - после Илии баба фартуком нагонит». «После Ильина дня, - говорят вологжане, - в поле сива коня не увидишь - вот до чего темны ночи». «С Ильина дня ночь длинна: работник просыпается, а кони наедаются». «С Ильина дня вода стынет». В Пошехонском уезде Ярославской губернии причину охлаждения речных вод после Ильина дня объясняли так: «Пророк Илия ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет».

Земледельческие приметы также связываются с днем Илии: «Если в этот день с утра облачно, то сев должен быть ранний и можно ожидать обильного урожая; если облачно в полдень - средний сев, а если вечером - сев поздний и урожай плохой».

Ильин день всегда отмечается 2 августа (20 июля по старому стилю). Для православных Илья – один из величайших пророков. Верующие обращались к Илье-пророку, прося помощи в лечении и любви. Славяне 2 августа праздновали Перунов день. О традициях, обычаях, приметах этого дня читайте в нашей постоянной рубрике "Вопрос-ответ".

Верующие 2 августа отмечают День Ильи-пророка. Это один из наиболее почитаемых святых. Пророк наставляет заблудших, покровительствует верным Господу. В подчинении святого – дожди, гром и молнии. От Ильи зависит урожай и земное плодородие. Его считают покровителем воинов, авиаторов и десантников.

История праздника

Илья-пророк родился за 900 лет до Рождества Христова в Фесвии Галаадской в колене Левиином. Когда младенец появился на свет, его отцу Соваку пришло видение: благообразные мужи беседовали с мальчиком, пеленали огнем и питали пламенем огненным. Видение оказалось пророческим. В юношестве Илья удалился в пустыню. Он ревностно молился и соблюдал строжайший пост.

Пророк был примером целомудренной жизни. Он боролся с идолопоклонничеством, совершал чудеса во имя Господа.

Илья был призван служить царю Ахаву, который поклонялся Ваалу (солнцу). Илья, по слову Господа, призвал людей обратиться к истинному Богу, иначе царство постигнет голод. Царь не послушался пророка, и в стране наступила засуха. Через год Илья вновь объявил людям о том, что все беды происходят из-за поклонения Ваалу. Чтобы "разбить" заблуждение израильтян, Илья предложил сделать два жертвенника: один Ваалу, а другой Богу, и сказал: "Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол".

Согласно преданию, пророка живым забрали на небо. Туда он умчался на огненной колеснице, запряженной четырьмя белыми конями, оставив после себя своего духовного ученика Елисея. Считается, что на небе Илья ждет второго пришествия Христа, чтобы снова возвратиться на землю.

Первый православный храм на Руси был построен в Киеве именно в честь Ильи-пророка еще до официального Крещения Руси.

Как отмечает церковь Ильин день?

В храмах 2 августа прославляют Илью молитвами и богослужениями как одного из наиболее почитаемых святых угодников Ветхого Завета. В некоторых храмах проводятся божественные литургии и крестные ходы.

Как праздновали Ильин день наши предки?

Славяне считали Илью повелителем дождя и грома. Ему молились, когда приходила страшная засуха. Также Илью просили о хорошем урожае и плодородии. В этот день было запрещено работать. Особенно строгий запрет был на работу в поле.

Жители деревень праздновали этот день сообща. К празднику готовились за несколько дней. А 2 августа все собирались вместе, водили хороводы. Главным блюдом был молодой барашек или бык, которого символично приносили в жертву Илье. Женщины пекли хлеб из муки нового урожая.

Почему на Ильин день нельзя купаться?

В этот день было запрещено купаться. Этому есть несколько объяснений. В народе считалось, что нечисть прячется от Ильи в воде. Тех, кто осмелится зайти в реку, русалки и водяные утаскивают на дно. Также предки верили, что купание на Ильин день чревато тяжелыми болезнями.

Также считалось, что со 2 августа заканчивается лето: "До Ильина дня мужик купается, а с Ильина дня с рекою прощается" или "На Илью до обеда – лето, после обеда – осень".

Обряды, приметы и традиции на Ильин день

Илья-пророк – исполнитель Божьего закона и проявление гнева Божьего. Особенно строг он к нечистой силе, которую поражает стрелами-молниями.

Существует множество обрядов и примет, связанных с этим днем.

Считалось обязательным умываться родниковой водой – это уберегало человека от болезней и порчи. Тех, кто на Ильин день выходил работать в поле, пророк мог наказать. Например, поразить молнией или спалить сено.

Народная примета гласит, что погода в этот день должна быть дождливой. Яркое солнце предвещало пожары.

Предки были убеждены, что в этот день заканчивалось лето. По народной примете, после Ильина дня вода становится холоднее.

Люди верили, что в Ильин день нечистая сила, спасаясь от гнева пророка, обращается в различных зверей. Поэтому 2 августа люди не пускали в дом собак и кошек, чтобы не навести на себя гнев Ильи.

В Ильин день предсказывали погоду на ближайшее время: гром гремит долго и не резко – к ненастью, если же отрывисто и непродолжительно – будет ясно, а вот дождь на Ильин день предвещает обильный урожай пшена.

Пословицы и поговорки

С Ильина дня мухи и комары перестают кусаться.

У мужика та и обнова на Ильин день, что новинкой сыт.

Илья-пророк – косьбе срок.

После Ильи комары перестают кусаться.

С Ильина дня вода стынет.

До Ильина дня дождь в закром, а после Ильина дня – из закрома.

С Ильина дня ночь длинна и вода холодна.

До Ильи поп дождя не умолит, после Ильина дня баба фартуком нагонит.

Илья грозы держит, Илья хлебом наделяет.

До Ильина дня в сене пуд меду, после Ильина – пуд навозу.

На Ильин день снопов не мечут: грозой спалит.

Н ародный праздник Ильин день приходится на 2 августа (20 июля по старому стилю). Что означает этот день и как его отметить по древнерусским традициям.

Илья-громовержец

История пророка Илии рассказана на страницах Ветхого Завета. Святой жил в Израильском царстве в IX веке до Рождества Христова, обладал властью над силами природы и был ревностным служителем Господа Яхве.

На Руси культ Илии зародился также до принятия христианства. Пророку, который был властителем воды и огня, молились чаще, чем многим славянским богам, даже громовержцу Перуну. Земледельцы просили у «плододавца» Ильи дождя во время вызревания хлеба, хорошего урожая. К нему с молитвами об удачном замужестве обращались девушки на выданье. К XVII веку в каждом русском городе была церковь, посвященная Илье-пророку, а в Новгороде их было даже восемь. Древнейший храм на территории России, посвященный Илье-пророку, построен в Х веке и находится на территории Карачаево-Черкесского музея-заповедника .

Гулянья в «грозный праздник»

Ильин день называли «грозным» праздником. Если 2 августа начиналась гроза, говорили, что «Илья громы и грозы держит», «Илья великий гудит», «Илья-пророк по небу на колеснице ездит» . Двери и окна плотно закрывали, во двор в качестве громоотвода выбрасывали ухват, клюку или сковородник. Всю порожнюю утварь переворачивали, чтобы гонимая стрелами Ильи «нечистая сила» не спряталась в избе и не привлекла в дом грозу. Но если уж возник пожар, зажженный «небесным огнем», тушить его считалось грехом.

Отмечать Ильин день часто начинали заранее: прекращали полевые работы, пекли обрядовое печенье. В Ильин день устраивали братчину - коллективную трапезу, крестный ход, массовые гулянья. В Псковской области их называли «ярманки» . На улицах играли на народных инструментах - гармони, балалайке, гуслях, тальянке, дудках. В Коми в Ильин день женщины открывали сезон игры на чипсане - разновидности флейты Пана . А в Пермском крае 2 августа «закрывали сезон» весенне-летней игры на семиствольных флейтах-пэлянах.

На гуляньях водили хороводы, пели и танцевали. У псковских мужчин существовал особый вид пляски - ломание. Иначе этот танец назывался «ломать веселого»: под наигрыш на гармони мужчины входили в подобие транса, а затем переходили к обрядовым боям.

Ильин день - конец лета и начало жатвы

C праздника святого Илии лето по народному календарю начинает идти на убыль: «На Илью до обеда лето, а после - осень», «С Ильина дня ночь длинна и вода холодна», «Петр и Павел час убавил, а Илья-пророк два уволок», «Илья лето кончает - жито зачинает» . Сразу после Ильина дня (а в некоторых районах - в сам праздник) крестьяне приступали к жатве. В северных районах Псковщины вечером 2 августа хозяйки выходили в поле, чтобы сделать из трех колосков или трех пясток (пучков колосьев) крест и оставляли его на поле. В деревне Мутовозово Пустошского района в первый день жатвы пекли каравай, затем молились и отправлялись в поле на работу, оставляя хлеб с солью на столе. Жатва хлеба сопровождалась многочисленными обрядами и особыми жнивными песнями: их пели и перед началом трудового дня, и в поле, и на отдыхе. Они помогали жнецам не сбиваться с ритма во время работы и меньше уставать.

Жнивная песня «Соловейко, не летай по полю» в исполнении У.В. Поздняковой и Е.В. Поздняковой из д. Борисково Невельского р-на Псковской обл.

Первые скошенные на Ильин день колосья по обычаю несли в дом и ставили за иконами в красный угол - «божницу». Позже их освящали на Спасов день (19 августа) и обмолачивали: эти зерна по традиции обязательно сеяли на следующий год.

А еще считалось, что первые колоски обладают целительной силой. На севере Псковской области жнецы из девяти ржаных колосьев сплетали себе пояс. А когда был сжат первый сноп, поверх пояса клали на поясницу серп. Это должно было помочь от болей в спине: «Как нива ни баитца жина, так спина не бойся реза».

Чтобы задобрить Илью-пророка и отблагодарить его за посланный урожай, на поле оставляли клочок нескошенной ржи. Этот обряд назывался «завивание бороды»: колосья связывали в пучок и наклоняли к земле, а под них клали кусочек хлеба, приговаривая: «Вот тебе, Илья, борода - на лето уроди нам ржи и овса», «Вот тебе, Илья, соломенная борода, а на будущий год уроди нам хлеба города» .

Как и всегда, в 2019 году православные христиане будут отмечать 2 августа день Ильи (20 июля по старому стилю).

Ильин день является не только праздником верующих, но и переходом от лета к осени, когда уменьшается световой день, ночи становятся холодными, меняется поведение животных и насекомых.

Илья — один из наиболее почитаемых пророков и ревнителей веры — грозный и щедрый. Пророк наставляет заблудших, покровительствует верным Господу. В подчинении святого — дожди, громы и молнии, от него зависит урожай и земное плодородие.

Ильин день — дата празднования

Дата праздника неизменна из года в год, хотя в разных ответвлениях христианства она может варьироваться: например, у католиков день пророка Илии отмечается 16 февраля, а армянская церковь празднует Илью в первое воскресенье после Троицы (Пятидесятницы). В исламе пророку Илье (Ильясу ) также отведено почётное место, он считается праведником и посланником, вознесённым после смерти на небеса.

История праздника

В 9 веке до н.э., за 900 лет до рождения Христа, в иудейском городе Фесвия (Фисвы ) родился ребенок, которому суждено было стать пророком Ильей (Элийяху , Элийя ). По легенде в момент его рождения отцу будущего пророка был сон, в котором ангелы оборачивали малыша в огненные пелёнки и кормили огнём. Сон оказался вещим. Илья подрос и удалился в пустыню, где ревностно молился и соблюдал строжайший пост.

О жизни Ильи известно, что пророк был примером целомудренной жизни, всеми силами противостоял идолопоклонничеству и нечестивым действиям.

Святому приходилось многократно совершать чудеса, чтобы вразумить израильского царя Ахава , который избрал путь служения богу Ваалу . Илья пророчествовал, низводил огонь с небес, «заключал» небо, молитвами призывал дождь, воскресил мертвого отрока, разделил реку Иордан.

По преданию, к концу своего земного пути пророка забрали живым на небо, куда он умчался на огненной колеснице, запряженной четырьмя белыми конями, оставив после себя своего духовного ученика Елисея. Считается, что на небе Илья ждёт второго пришествия Христа, чтобы снова возвратиться на землю.

Почитать пророка Илью начали в Византии в 9-10 веках н.э., по случаю Ильина дня византийские императоры устраивали празднества и театрализованные представления. Не удивительно, что после принятия Киевской Русью христианства этот святой стал не менее чтимым и уважаемым и у славян.

Пророк Илия очень органично вписался в новую государственную религию, фактически заменив собой грозного громовержца и стража небес Перуна и переняв его характеристики и «полномочия». Кстати, именно Илья нынче считается покровителем воинов, а точнее авиаторов и десантников.

Первый православный храм на Руси был построен в Киеве именно в честь Ильи Пророка ещё до официального Крещения Руси (современная Свято-Ильинская церковь), что, несомненно, свидетельствует о его огромном почитании в народе. История предполагает, что и само Крещение Руси происходило около этой церкви, которая находится на берегу Днепра и некогда существовавшей речки Почайны .

Традиции, приметы, обряды на Ильин день

Все народные сказания свидетельствуют о том, что пророк Илья является исполнителем Божьего закона и проявлением гнева Божьего, причём особенно достаётся от Ильи демонам и представителям нечистой, потусторонней силы, которых он поражает своими стрелами-молниями.

Скрываясь от Ильи, черти вселяются в ползучих гадов и зверей, как в диких, так и, к сожалению, в домашних. Именно поэтому домашние любимцы 2 августа не впускаются в дом и не выпускаются из него, дабы не дать возможности нечистой силе спрятаться в них и в их личине пробраться в жилое помещение.

Если случилось, что в обличьи любимой кошки в жилище проникла нечисть, то возрастает риск того, что Илья попадёт в дом молнией, дабы её поразить.

Мало того, в день Ильи даже рыбаки пристально осматривают улов и выбрасывают любую рыбу с красноватыми глазами. А вдруг в неё вселились коварные черти?

2 августа, согласно народным приметам, происходит поворот лета к зиме («На Илью зима с летом борется»). В этот день молитвенно просили у Ильи дождя или солнечной погоды, в зависимости, что было нужнее.

Если случалась гроза, то дождевую воду собирали и хранили, считая, что она обладает целебной силой и оберегает от дурного глаза («Кто попал в этот день под дождь, то запасся здоровьем на весь год»).

Во время грозы или простого дождя тоже нужно было соблюдать определённые правила. Нельзя было находиться в воде, стоять под деревом, издавать громкие звуки, бегать или шумно веселиться. Особенно недопустимым считалось стоять под сосной, у которой две верхушки.

Во время грозы наглухо закрывались двери и окна, а перед образами зажигались лампадки и свечи.

В канун Ильина дня люди стремились заблаговременно провести охранительный обряд, потому они вечером окуривали ладаном жильё, огороды, скот и обязательно поля, чтобы «застраховать» их от попадания молнии.

День Ильи разделял два сезона («На Илью до обеда – лето, после обеда – осень»), следовательно, крестьяне в обязательном порядке к этой дате завершали покос сена и приступали к жатве.

К Ильину дню заканчивают сенокос и приступают к жатве

Весь скот 2 августа должен был «отсиживаться дома», на пастбище его не выпускали, боясь гнева Ильи, который активно разъезжал по небу в своей огненной колеснице и высматривал нечистую силу. Работать было тоже противопоказано, какие-либо труды на огороде могли привести к тому, что весь урожай сгниет, а листья и фрукты опадут («Не мечи на Илью копны – небесным огнём пожжёт»). Исключение делалось только для работ на пасеке, поскольку пчёлы считались Божьими тружениками, а из их продукта – воска производились церковные свечки. Считалось, что нечисть боится пчёл и ни за что не полезет прятаться в улей.

Именно с днём Ильи в народном фольклоре связано больше всего пословиц, поговорок и примет. Фактически все народные традиции и обряды этого дня нашли своё отражение в устном творчестве, которое и по сей день передаётся из уст в уста.

Как праздновать Ильин день

Песни и хороводы. В старину на Ильин день традиционно в складчину устраивался коллективный праздник, который назывался «братчиной » (или «мольбой»), а приготовления к пиру начинались за несколько дней. На него собирались все жители деревни, а то и нескольких соседних деревушек. Центральным блюдом стола был барашек или бычок, которого символически приносили в жертву Илье, а в качестве основного напитка обычно подавалось пиво. Деревенские женщины также выпекали обрядовое печенье (хлебцы) из новой муки. А после пира начинались весёлые гулянья: хороводы, игры и песни.

И. Прянишников. Сельская братчина

Почему нельзя купаться. Особенностью дня Ильи был категорический запрет на купание. Причин и объяснений этому запрету множество. Народная версия говорит о нечисти, которая прячется от Ильи в воде, оскверняя её, и вполне способна утянуть купальщиков и купальщиц на дно. Если же вам повезло, и никакая русалка или водяной не утянули вас в пучину, то вы рискуете серьёзно заболеть или покрыться фурункулами и нарывами.

Более же рациональное объяснение, скорее, связано с тем, что лето заканчивается и наступают холода («До Ильина дня мужик купается, а с Ильина дня с рекою прощается»). Из других трактовок можно упомянуть легенду о подкове, оброненной в воду лошадью, везущей колесницу Ильи; собственно, эта подкова якобы и резко остудила все водоёмы.

Как отмечает церковь Ильин день

В этот день православная церковь в своих храмах прославляет Илию молитвами и богослужениями как одного из наиболее почитаемых святых угодников Ветхого Завета. В отдельных церквях, особенно тех, которые носят имя Ильи, проводятся божественные литургии и крестные ходы.

Что готовить на стол к празднику

Как и в древние времена, в Ильин день люди выпекают из зерна нового урожая и всевозможные , готовят — преимущественно из говядины или баранины.

Согласно одному из ритуалов, на Ильин день нужно в своем огороде подкопать молодой картофель и приготовить из него блюдо. В этом случае картошка вырастет отменная и будет хорошо храниться весь год. Поэтому не забудьте картофель подать на стол — можно приготовить или, к примеру, .

В некоторых селах жители по-прежнему собираются на совместную трапезу, причём пищу готовят не только для себя, но и щедро делятся ею с малоимущими и бездомными.

А, например, в православной Болгарии в этот день для ритуального обеда праздничное мясо готовят на вертеле. А ещё варится специальный суп из куриных потрохов, для которого жертвуется самый престарелый петух из курятника.

Святой может прогневаться на десантников в фонтанах

Илия-пророк издревле был одним из самых почитаемых святых у принявших христианство славян и стал в некотором роде правопреемником языческого бога Перуна. Согласно поверьям, Илия - повелитель грома, молний, дождя - а потому и спаситель от засухи. Которого тем не менее легко разгневать и обратить его милость во вред. Например, если в Ильин день - 2 августа - работать, и тем оказывать непочтение к празднику, Илия может разозлиться и наслать на твой дом гром и молнии.

крестный ход на Ильинке

Издревле праздник отмечали широко. Несмотря на христианское происхождение верований об Илие-пророке, в этот день почти не совершается богослужений, зато мирской праздник проходит весело. Одним из главных элементов всегда являлось богатое застолье , на которое созывали жителей окрестных деревень, а потом пели и водили хороводы. Традиционным было заклание животного, отсюда поговорка: "На пророка Илью баранью голову на стол" .

Считалось, что работать в Ильин день нельзя , иначе святой разгневается, что его праздник не замечают, и нашлет гром и молнии. Впрочем, такой же эффект, согласно поверью, имеет и чрезмерная радость святого по случаю своих именин. Отсюда и одна из примет: накануне Ильина дня нужно укрыть свой дом и посевы от возможной грозы и града.


Если святого чтить, то он может оказаться спасителем от засухи и наслать дождь в сухой год. Потому в периоды засушливой погоды о будущем богатом урожае молили именно Илию. Впрочем, он считался "ответственным" за плодородие в целом, потому молодые девушки обращались к Илие, прося помочь удачно выйти замуж .

Ильин день издревле ассоциировался с водой. Нередко десантники, известные своей традицией купаться в фонтанах на День ВДВ, оправдывают так свое темпераментное поведение: вот тебе и вода, вот тебе и праздник - отмечаем, как предки в течение столетий. Но на самом деле это неверно. На Ильин день на Руси купаться было запрещено . У запрета есть несколько версий, каждая дополняющая другую.


1. По легенде, когда пророк Илья на колеснице вознесся на небо, с копыта одной из лошадей упала подкова - в воду, и соприкоснувшись с поверхностью, выстудила все водоемы. Потому если на Ильин день пойти купаться, велик риск простудиться.

2. Согласно поверью, в ночь на Ильин день у водоемов собирается всякая нечисть, которая с превеликим удовольствием утопит нерадивого купальщика. Так что в более широкой трактовке распространяется запрет и на ловлю рыбы .

3. У южных славян к началу августа начинала "цвести" вода. И купание в ней было чревато развитием кишечных инфекций и кожных болезней. В стоячих же водоемах вода могла и вовсе протухнуть и стать смертельно опасной для животных и людей. В средних широтах - наоборот, с начала августа начиналось предосеннее похолодание. Считалось, что с Ильина дня вода в водоемах уже становится слишком холодной для купания (1-я версия).

Отсюда и происхождение многих поговорок , связанных с Днем Илии-пророка:

"Илья лето кончает, жито зажинает", "На Илью до обеда - лето, после обеда - осень", "До Ильи мужик купается, а с Ильи с водой прощается" .