ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Налоговая не сможет доначислить вам налоги из-за недоимок партнера. Договорился с налоговой? Пожинай плоды… Как договориться с налоговым инспектором

Мы проанализировали возникающие типовые ошибки, допускаемые при этом общении, и предлагаем некоторые рекомендации по их устранению.

  1. «Оборонительная стратегия» общения с налоговиками: взвешенная оценка ситуации, когда налогоплательщик избегает конфронтации с налоговой инспекцией, а судебное разбирательство инициирует только в исключительном случае, если речь идет о прямых потерях. В остальном у налогоплательщика и налоговой инспекции складываются партнерские взаимоотношения.
  2. «Наступательная стратегия» общения с налоговиками: налогоплательщик при этом ведет себя более агрессивно и не только не избегает суда, но в определенных случаях и сам его инициирует.

Какая из представленных позиций вам ближе - решайте сами. На практике ничто не мешает вам применять комбинированный подход: в каких-то случаях обороняться, а в каких-то - наступать. В любом случае, помните о том, что основной денежный выигрыш, как правило, «на потоке», а значит, жертвами становятся наиболее податливые, легко сдающиеся. Поэтому зачастую общее ощущение порядка и силы, исходящее от налогоплательщика, превентивно работает сильнее, чем конкретный запрос.

Подавляющее количество плательщиков налогов не знают правил, и поэтому государство, зачастую в лице сотрудников госорганов, пользуется этим. Плательщики попадают в нелепые ситуации по незнанию ситуации: что может сделать налоговая инспекция, а что не может; за что надо платить налог, а за что нет. Мы проанализировали возникающие типовые ошибки, допускаемые при этом общении, и предлагаем некоторые рекомендации по их устранению.

Ошибка 1. Общий неверный эмоциональный подход

Проявляется в эмоциональных попытках «искать истину», «бороться за правду», в хаотичных попытках «договориться» с представителем учреждения напрямую или через знакомых – вместо спокойного, уверенного общения субъекта, осведомленного о своих и налоговой инспекции правах и обязанностях.

Здесь надо помнить, что истина прячется тем лучше, чем старательнее ее ищут методом проб и ошибок. Но истина часто приходит сама, когда выполняется правильная технологическая процедура.

При этом, если вы своим видом или тоном дадите работнику налоговой инспекции понять, что не считаете его равным себе партнером, не уважаете его, то рабочие взаимоотношения наладить не удастся. Поэтому надо развернуть технологию нападающего против самого нападающего.

Ошибка 2. Вера в подарки и договоренности

Ошибка 2 - предположение, что проще откупиться. Она может проявляться также в неготовности к общению по установленным правилам (процедурному общению). Собственно, эта ошибка является внешним проявлением определенного внутреннего страха перед налоговой.

Думается, что с налоговой инспекцией нужно строить партнерские отношения исключительно в деловом русле. В этом случае, по аналогии с партнерами по бизнесу, будет действовать принцип, по которому чем добросовестнее обе стороны выполняют свои обязанности, тем лучше они будут взаимодействовать и, соответственно, лучше друг к другу относиться.

Ошибка 3. Устное общение с налоговыми органами

Вот наиболее характерные проявления этой ошибки: «Я в налоговой спрошу». Собственно, ошибка заключается только в последнем слове. Очевидно, при такой формулировке вы априори уверены в том, что ответ инспектора непременно будет истинным.

Между тем любой бухгалтер или предприниматель, давно занимающийся реальным бизнесом, справедливо усомнится в этом. И дело здесь не обязательно в некомпетентности либо злонамеренности инспектора. Дело может быть в его обычной загруженности. Он просто «спихнет проблему», после чего искренне «забудет» свои слова (закон этого не запрещает). Дело может быть также в запутанности законодательства. Поэтому в большинстве случаев не следует устно консультироваться в соответствующем органе по интересующему вопросу.

Если инспектор ошибется (даже не желая этого), последствия принятого вами решения на основе ошибочного мнения инспектора придется расхлебывать вам, а не ему. Поэтому следует подстраховать себя письменным ответом. С этой целью не постесняться сделать письменный запрос через канцелярию инспекции, сохранив для себя заверенную в канцелярии же копию.

В дальнейшем, если ответ окажется ошибочным, на этот документ можно будет ссылаться, как на документ налоговой инспекции. При этом обращаем внимание, что следование ошибочным ответам налоговой инспекции не избавит вас от налоговых санкций в случае неправильной уплаты налогов. Просто сам письменный запрос сокращает вероятность ошибочного ответа налоговиков (которые бывают сплошь и рядом).

Таким образом, успех от общения с налоговыми контролерами определяется в основном осведомленностью об арсенале прав и багаже обязанностей налогоплательщика и вашей уверенностью в правильном выборе тактики в борьбе за свои налоговые интересы.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Политика обработки персональных данных (далее – Политика) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152).
1.2. Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в ООО Адвокатская Коллегия “Налоговые адвокаты” (далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.3. В Политике используются следующие основные понятия:
- автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
- блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
- информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
- обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
- обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
- оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
- персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
- предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
- распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
- трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
- уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
1.4. Компания обязана опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ152.
2. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. Принципы обработки персональных данных
2.1.1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:
- законности и справедливой основы;
- ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
- недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;
- недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
- обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
- соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;
- недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;
- обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;
- уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.2. Условия обработки персональных данных
2.2.1. Оператор производит обработку персональных данных при наличии хотя бы одного из следующих условий:
- обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
- обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
- осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);
- осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
2.3. Конфиденциальность персональных данных
2.3.1. Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.4. Общедоступные источники персональных данных
2.4.1. В целях информационного обеспечения у Оператора могут создаваться общедоступные источники персональных данных субъектов персональных данных, в том числе справочники и адресные книги. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность, номера контактных телефонов, адрес электронной почты и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
2.4.2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных, уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных либо по решению суда.
2.5. Специальные категории персональных данных
2.5.1. Обработка Оператором специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается в случаях, если:
- субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
- персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
- обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
- обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
- обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством.
2.5.2. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 ФЗ-152 должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась их обработка, если иное не установлено федеральным законом.
2.5.3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться Оператором исключительно в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
2.6. Биометрические персональные данные
2.6.1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность - биометрические персональные данные - могут обрабатываться Оператором только при наличии согласия субъекта персональных данных в письменной форме.
2.7. Поручение обработки персональных данных другому лицу
2.7.1. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152 и настоящей Политикой.
2.8. Обработка персональных данных граждан Российской Федерации
2.8.1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях» при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев:
- обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
- обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
- обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.
2.9. Трансграничная передача персональных данных
2.9.1. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления такой передачи.
2.9.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
- наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
- исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
3. ПРАВА СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
3.1. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных
3.1.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
3.2. Права субъекта персональных данных
3.2.1. Субъект персональных данных имеет право на получение у Оператора информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
3.2.2. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных (потенциальным потребителем) с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
3.2.3. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных в вышеуказанных целях.
3.2.4. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
3.2.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований ФЗ-152 или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
3.2.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Безопасность персональных данных, обрабатываемых Оператором, обеспечивается реализацией правовых, организационных и технических мер, необходимых для обеспечения требований федерального законодательства в области защиты персональных данных.
4.2. Для предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным Оператором применяются следующие организационно-технические меры:
- назначение должностных лиц, ответственных за организацию обработки и защиты персональных данных;
- ограничение состава лиц, допущенных к обработке персональных данных;
- ознакомление субъектов с требованиями федерального законодательства и нормативных документов Оператора по обработке и защите персональных данных;
- организация учета, хранения и обращения носителей, содержащих информацию с персональными данными;
- определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе моделей угроз;
- разработка на основе модели угроз системы защиты персональных данных;
- использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз;
- проверка готовности и эффективности использования средств защиты информации;
- разграничение доступа пользователей к информационным ресурсам и программно-аппаратным средствам обработки информации;
- регистрация и учет действий пользователей информационных систем персональных данных;
- использование антивирусных средств и средств восстановления системы защиты персональных данных;
- применение в необходимых случаях средств межсетевого экранирования, обнаружения вторжений, анализа защищенности и средств криптографической защиты информации;
- организация пропускного режима на территорию Оператора, охраны помещений с техническими средствами обработки персональных данных.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Иные права и обязанности Оператора в связи с обработкой персональных данных определяются законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
5.2. Работники Оператора, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут материальную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.

И инспекцией всегда были и будут продолжаться. Разрешая данные конфликты, стороны должны руководствоваться как положениями налогового законодательства, так и нормами Арбитражного процессуального кодекса.

Так, Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ введена обязательная процедура досудебного обжалования практически всех ненормативных актов налоговых органонов, а также действий (бездействия) их которые по мнению налогоплательщика ущемляют либо нарушают его права. Из данного правила существуют следующие исключения:

  • ненормативные акты а также действий (бездействия) ее должностных лиц могут обжаловаться только в суде;
  • ненорамативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), на выбор налогоплательщика могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган либо в судебном порядке.

Но даже при наличии данного порядка не все налоговые споры возможно решить мирно. Много неурегулированных попадают на рассмотрение арбитрам. Инициатором обращения в суд может быть как налогоплательщик, так и инспекция.

Спорщики на любой стадии процесса или при исполнении судебного решения могут прибегнуть к примирительным процедурам, самой из которых является заключение мирового соглашения.

Судебный процесс, независимо от причины спора (например, о взыскании недоимки), всегда отнимает много сил и времени, а также приносит существенные денежные затраты. Арбитры, прежде чем принять решение, должны изучить все представленные в материалы дела документы, соотнести их содержание с положениями законодательства, а при необходимости назначить различные экспертизы (например, почерковедческую). И даже вынесенное постановление не показатель, что разногласия урегулированы, поскольку сторона спора, не согласная с решением, имеет право его обжаловать.

В связи с этим сторонам, участвующим в разбирательстве, законодательством предоставлена возможность урегулировать спорный вопрос самостоятельно. Так, спорщики на любой стадии арбитражного процесса или при исполнении судебного решения могут прибегнуть к примирительным процедурам, самой распространенной из которых является заключение мирового соглашения. Оно может быть заключено по любому делу (например, банкротство), если иное не предусмотрено положениями Арбитражного процессуального кодекса и иным федеральным законом. При рассмотрении налогового спора к данной процедуре обращались крайне редко, поскольку до сих пор не было ясно, имеет ли налоговая право заключать такие соглашения. Однако на сегодняшний день ФНС разъяснила, что заключение мирового соглашения межу налоговой и налогоплательщиком возможно (письмо ФНС России от 2 октября 2013 г. № СА-4-7/17648).

Торг уместен

Налоговая обязана исполнять предписания закона, а также стоять на страже интересов государства. Соответственно, инспекция никогда не согласится пойти на уступки, противоречащие налоговому законодательству. Однако в некоторых вопросах все же можно прийти к компромиссу.

Во-первых, налоговая возможно согласится предоставить отсрочку (рассрочку) по В данном случае налогоплательщику скорее всего придется уплатить все имеющиеся недоимки, пени и штрафы, поскольку условие об отсрочке само по себе уже будет являться большой уступкой со стороны ФНС.

Во-вторых, договориться об уменьшении суммы пени, а точнее о сокращении периода, за который они будут начислены. Инспекция вряд ли откажется от полного неначисления пени, если у налогоплательщика имеется просрочка по уплате налогов. Однако можно прийти, например, к такому варианту урегулирования спора: налогоплательщик обязуется уплатить всю задолженность по налогам, а инспекция в свою очередь начисляет пени только за период с даты принятия решения по итогам проверки и до момента направления требований в в арбитражный суд.

В-третьих, договориться о снижении штрафа. В налоговом законодательстве прописана возможность уменьшить сумму штрафа не менее чем в два раза по сравнению с размером, который для различных налоговых правонарушений. При этом следует обратить внимание на то, что налоговая, установив смягчающие обстоятельства, практически всегда уменьшает штраф только в два раза, но не более (подробней см. статью «Смягчим вину обстоятельствами» в журнале «Практическая бухгалтерия» № 2, 2013).

К смягчающим относятся следующие основания (ст. 112 НК РФ):

  • личные (семейные) обстоятельства;
  • наличие угрозы или принуждения (в силу материальной, служебной или иной зависимости);
  • тяжелое материальное положение физлица, привлекаемого к налоговой

Данный список не является закрытым, поэтому к основаниям, которые могут помочь уменьшить сумму штрафа, могут быть отнесены и иные обстоятельства.

Так, можно ссылаться на следующие обстоятельства: самостоятельное выявление и исправление ошибок в декларации; уплата налога и в период проведения проверки; совершенное правонарушение не повлекло каких-либо негативных последствий; тяжелое положение организации и т. п. Также можно попробовать договориться о снижении штрафа более чем в два раза. Налоговое законодательство не содержит положений, которые четко регламентируют, во сколько раз штраф может быть уменьшен.

Таким образом, есть немало вариантов того, о чем можно договориться с инспекцией. Главное, чтобы диалог был конструктивным, и в нем присутствовало взаимопонимание и желание найти компромисс.

Порядок заключения «мировой»

Мировое соглашение является документом, в котором содержатся условия примирения сторон и прекращения спора. Инициатором заключения соглашения может выступить как налогоплательщик, так и налоговая.

Приняв решение о заключении соглашения, стороны обсуждают все условия, которые будут в него включены, а также уступки, на которые они готовы пойти. При этом его положения не должны нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону.

При заключении «мировой» в налоговом споре порядок утверждения отличается от общеустановленного. Так, проект соглашения сначала направляется в Правовое управление ФНС России на согласование и только после его получения выносится на утверждение судом. В случае отсутствия согласования соглашения не заключаются.

После согласования всех вопросов, стороны составляют соглашение, в котором в обязательном порядке указываются сведения об условиях, о размере и о сроках исполнения обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой. Также в него могут быть включены условия:

  • об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств ответчиком;
  • об уступке прав требования;
  • о полном или частичном прощении либо признании долга;
  • о распределении судебных расходов и т. п.

Так, проект соглашения сперва надо направить в Правовое управление ФНС России на согласование. В случае отсутствия согласования мировые соглашения не заключаются.

Если же соглашение согласовали, то на очередном судебном заседании необходимо подать ходатайство об утверждении мирового соглашения и представить суду его текст, подписанный налогоплательщиком (его представителем) и налоговой.

Мировое соглашение составляется и подписывается для каждой стороны его заключающей, а также еще один экземпляр для суда. После утверждения судом мирового соглашения дополнительный экземпляр приобщается к материалам дела.

Суд, после того, как получил подписанный вариант документа, проверяет, не нарушает ли он права других лиц и соответствует ли закону. При отсутствии противоречий соглашение утверждается, и суд фиксирует достигнутые договоренности.

В случае, когда мировое соглашение заключается в процессе исполнения судебного решения, его надо представить на утверждение в арбитражный суд первой инстанции по месту исполнения судебного акта или же в суд, который вынес решение.

Поскольку мировое соглашение является прямым отражением договоренности сторон, то и его исполнение должно происходить добровольно, а также в те сроки и на тех условиях, которые предусмотрены в нем. Если соглашение не исполняется добровольно, то пострадавшая сторона имеет право потребовать принудительного исполнения договоренности. В данном случае в суд подается ходатайство о выдаче исполнительного листа, на основании которого соглашение подлежит принудительному исполнению.

Мировое соглашение не может быть расторгнуто или признано недействительным. Повторное рассмотрение дела между теми же сторонами и по тем же основаниям после заключения «мировой» не допускается.

И.Д. Шилов, для журнала «Практическая бухгалтерия»

«К нам пришли налоговики с выездной проверкой и сразу дали понять, какую сумму доначислений хотят получить — около миллиона. Это нормально? У кого-нибудь такое было?» ­- спрашивает один из предпринимателей на популярном форуме klerk.ru.

Как оказалось, такое было у многих. Например, Ольга, главный бухгалтер организации, чья деятельность связана со спортом, рассказала Forbes, что две выездные проверки из трех прошли у нее именно по такой схеме: «Если налоговики адекватные люди и готовы договариваться, то мы только рады. Суммы в обоих случаях были меньше миллиона». На ее взгляд, ничего зазорного в подобных «джентльменских» соглашениях нет: ведь инспекторы кладут деньги не себе в карман, а перечисляют в бюджет.

На условиях анонимности бывший налоговый инспектор рассказал Forbes, как он и его коллеги определяли, с кем из предпринимателей можно договориться: «Такие приемы практикуются со «сговорчивыми» компаниями, которые боятся выявления серьезных нарушений или просто не хотят ссориться с налоговой. Самый простой способ — якобы потерять «первичку», то есть акты приемки-передачи товаров, работ или услуг, накладные или счета-фактуры. В отдельных случаях проект акта выездной налоговой проверки готовит бухгалтер компании, которому проще «найти нарушения» на заранее оговоренную сумму».

Особенно распространенной эта практика стала в последние три года. Дело в том, что в мае 2007 года руководство Федеральной налоговой службы разработало Концепцию планирования выездных проверок. Суть документа сводится к тому, что инспекторы, руководствуясь специальными критериями, должны из всей массы компаний выбирать только подозрительные и именно им назначать ревизию. Критериев одиннадцать, и они также официально опубликованы. Среди них — низкие зарплаты в организации, убытки, значительная доля налоговых вычетов (относительно выручки), выстраивание цепочки посредников, частая «миграция» компании между разными инспекциями и даже регионами.

Чиновники очень довольны своей концепцией. Теперь они наказывают налоговиков, чьи проверки не принесли бюджету больших денег — ведь это значит, что ревизоры ошиблись с объектом. Очень быстро призыв начальства «Идите туда, где есть нарушения» в территориальных инспекциях трансформировался в «Раз пошли, возвращайтесь с деньгами».

«Руководство ФНС, видимо, представляет себе этаких яйцеголовых инспекторов-интеллектуалов, которые щелкают по клавиатуре и математически точно выявляют нарушителей. Но это совершенная утопия! — говорит Михаил Орлов, налоговый адвокат, председатель экспертного совета при Комитете Госдумы по бюджету и налогам. — На «территориях» сидят люди, интеллект которых заставляет усомниться, что у них есть высшее или даже среднее образование. Какой предпроверочный анализ, вы о чем? Они «методом тыка» выбирают компанию из базы, говорят себе: «я здесь должен получить 5 млн согласно разнарядке» — и бодро идут. Понятно, что идут в приличные фирмы. Потом, согласитесь, куда лучше сидеть в офисе солидной компании и перебирать аккуратные подшивки первичных документов или изучать изготовленные в электронном виде налоговые регистры, чем искать подпольную фабрику водки, которая налогов не платит вообще, а ее директор имеет вид уголовника и с которой живыми они не выйдут».

Формально зарплата инспектора не зависит от итогов ревизии. Но только формально. Кроме оклада существуют так называемые средства материального стимулирования сотрудников» У тех, кто работает в отделе выездных или камеральных проверок, повышающие коэффициенты напрямую зависят от величины найденных недоимок. Размер «материального стимулирования» может во много раз превышать основную зарплату.

Сколько получают инспекторы? Например, государственный налоговый инспектор в отделе выездных проверок московской ИФНС №6 получает до 12 000 рублей (данные сайта nalog.superjob.ru). Очевидно, что средства «материального стимулирования» — единственная причина работать на такой должности. Чтобы получить премию, налоговик должен выполнить план по недоимкам. И эти цифры спускаются ему «сверху». По информации журнала «Главбух», в 2009 году в отношении инспекторов, доначисливших меньше миллиона рублей по итогам одной проверки, даже применялись меры вплоть до служебного расследования.

«У нас очень странная система. Сначала Минэкономразвития делает прогноз, каким будет развитие экономики в следующем году. Условно, пусть это будет 1%. Затем Минфин «накладывает» налоговое законодательство на прогноз и говорит, я подчеркиваю, условно — при росте экономики 10% налоговые поступления увеличатся на 1 млрд рублей, — объясняет Орлов. — А потом эта цифра, 1 млрд рублей, разбрасывается по региональным управлениям. Грубо говоря, Москва должна дать на 200 млн больше, чем в прошлом году, Тюмень — на 100 и т. д. То есть каждая инспекция получает конкретное задание. Трагедия в том, что, если сумма не набегает, причин может быть две: либо инспекторы плохо поработали, либо Минэкономразвития и Минфин допустили ошибки в расчетах, сделали ошибочный прогноз. Но вторая версия никогда не рассматривается: в недоборе налогов всегда винована налоговая служба».

На этом фоне предложение налоговиков о «джентльменском» соглашении выглядит вполне дружелюбно. Ведь если компания откажется, инспекторы все равно взыщут эти деньги, пусть даже потребуется придумать какие-то мнимые нарушения. Как рассказывают налоговые адвокаты, в последнее время в ходу формулировка «экономически необоснованные расходы». Это значит, ревизоры отказываются признавать затратами покупку заводом оборудования за границей на том основании, что в России аналогичное оборудование можно было приобрести дешевле. «Если инспекторы предложили договориться и сумма адекватная, очевидно, что налогоплательщик изберет именно этот путь. Если речь о сумме в пределах 3-5 млн рублей, на мой взгляд, лучше согласиться, — продолжает Орлов. — «Пустыми» налоговики все равно не уйдут, а даже несправедливое решение придется долгие месяцы оспаривать в суде».

Дарить или не дарить налоговикам подарки, куда обращаться в случае «беспредела» и почему сейчас вовсе не обязательно быть лично знакомым с руководителем местной ИФНС — эти вопросы до сих пор волнуют многих бухгалтеров. Клерк.ру внимательно изучил опыт коллег, а также воспользовался мнениями Михаила Брюханова, управляющего партнера БКГ «Информаудитсервис», члена экспертного совета при комитете ГосДумы по финансовому рынку и руководителя налоговой практики BMS Law Firm Давида Капианидзе.

Что случилось?

С внедрением электронных сервисов, по взаимодействию с налоговой инспекцией, отпала необходимость учитывать «человеческий фактор» и «выстраивать отношения». Тем не менее, несмотря на технологии важно знать основные правила общения с налоговыми инспекторами в частности и ИФНС вообще.

Так, а сейчас что нужно учитывать при взаимодействии с налоговиками?

Конечно, с налоговым инспектором необходимо общаться вежливо, корректно и грамотно. Налоговики — профессионалы своего дела, поэтому прежде чем отвечать на вопросы необходимо почитать Налоговый кодекс. Это позволит говорить с налоговым инспектором на одном языке. Также полезно знать, что нормы и правила для самого инспектора ФНС определены ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в главе 5 «Налогового кодекса РФ» , где говорится об ответственности налоговой инспекции и ее должностных лиц.

На телефонные звонки отвечать можно, если это общие вопросы касающееся деятельности без углублений. Например, можно ответить на вопрос по договору о том, что там была услуга или товар. Чем занимается фирма, как происходит деятельность.

Во всем остальном в обязательном порядке получения требования и официальный на него ответ.

Также необходимо разграничивать понятие камеральной налоговой проверки и выездной. В обоих случаях, они могут требовать только те документы, которые имеют отношения к правильности исчисления налога и бухгалтерского учета. Например, в ходе камеральной проверки, они могут запрашивать документы только по конкретному налогу и не более. Например, если это НДС, то они имеют право запросить договор счет-фактуру. А вот, например, ведомость по зарплате запрашивать не имеют права.

Нужно ли познакомиться с руководителем своей налоговой инспекции для налаживания «личных отношений»?

Надо понимать, что даже в небольшом городе в налоговой инспекции состоят на учете сотни юридических лиц. У руководителя налоговой инспекции зачастую просто не найдется времени для общения с Вами. Вместе с тем руководители налоговых инспекций принимают по вопросам, определенных их компетенцией. Например, к руководителю ИФНС имеет смысл обратиться при необходимости получения копии протокола допроса, а также по вопросам исполнения его подчиненными своих обязанностей. Руководители налоговых инспекций стараются сохранять ровные и профессиональные отношения со всеми посетителями.

Существуют ли какие-то хитрости в общении с инспекторами ФНС?

Самая главная хитрость в общении с инспектором ИФНС — Ваше знание налогового, гражданского законодательств и основ бухгалтерского учета. Чтобы вопросы инспектора не казались Вам странными, лучше на опрос и беседу с инспектором пригласить Вашего бухгалтера.

Можно дать ряд советов, но они не являются панацеей. При получении решения налоговой инспекции о необходимости проведения проверки вашей компании, нужно его тщательно изучить и постараться своевременно ликвидировать возможные недочеты.

В случае возникновения вопросов и пожеланий к инспекторам, нужно их обязательно высказать в письменном виде. Это вообще универсальное правило — все взаимоотношения с налоговыми органами и их представителями фиксировать документально.

Назначить ответственного за проведение проверки со стороны предприятия, который будет общаться с проверяющими, и следить, чтобы персонал фирмы не говорил лишнего. Это важно: отвечайте только на заданные вопросы, недопустимы никакие комментарии не по делу.

Разговаривая с инспектором, тщательно обдумывайте свои ответы, не обязательно спешить с их формулировками, лучше всегда брать паузу в несколько секунд.

Фиксировать все нарушения, допущенные самими инспекторами во время проверок в специальных актах, которые подпишут сразу несколько человек — сотрудников компании.

Не бояться спорить с налоговым инспектором, конечно, делать это тактично и вежливо.

Обязательно помните, что все сомнения всегда должны трактоваться в пользу налогоплательщика, а не наоборот.

А нужно ли дарить инспектору подарки?

Налоговые инспекторы равнодушны к подаркам. Надо понимать, что Ваш подарок может просто смутить инспектора. В крайнем случае — можно дарить им сувениры с корпоративной символикой. Точно такие же, как вы дарите своим партнерам и клиентам.

Существует ли сейчас, в условиях внедрения электронных сервисов, проблема общения бизнеса и налоговой инспекции?

С внедрением электронных сервисов эффективность коммуникации с налоговой инспекцией только возросла. На все запросы по камеральным проверкам налоговики могут получить ответы удаленно через систему электронного обмена, акты сверок и справки из налоговой можно также заказывать удалённо.

Краткая памятка от искушенных

Пользователь Клерк.ру titova-tlt составила свой список борьбы с излишним вниманием от ФНС. По мнению редакции Клерка в списке есть сомнительные советы, однако это довольно интересный опыт:
Что делаю я (ред: titova-tlt ):

  • Никогда не предоставляю документы повторно в ФНС (веду реестр предоставленных документов) — это законное право и надо им пользоваться. С отказом с моей стороны — проблем не было.
  • Без ИНН контрагента, так и пишу: прошу предоставить конкретное ИНН т. к. доков много.
  • На рассылки не реагирую, вебинары, семинары и другая бредятина которую шлют всем (не лично ООО).
  • Если требования дублируют друг друга (по НДС и прибыли) звоню инспектору и наезжаю. Кстати, вышестоящая ФНС реагирует на повторные требования — это сигнал несинхронности ФНС, а такого быть не должно.
  • Блокировка счетов. Общаюсь с отделом недоимки — после жалоб просто так не блокируют, а внимательно смотрят на суммы. Правда, недавно одному знакомому буху заблокировали счет за 60 копеек.
  • На всякие хотелки (пришлите книгу покупок в Excel-нам так удобно в ФНС) не реагирую и прошу официальное письмо. Надо делать лучше как себе, а не как ФНС, т. к. никакой exsel НК не предусмотрен.
  • ФНС умудряется терять (не регистрировать) заявления (у меня недавно потеряли на НДФЛ по ТКС отправляла) — жалоба на бездействие, уведомления на УСН (судебная практика в пользу налогоплательщика).
  • На телефонные звонки ФНС не реагирую. Им запрещено звонить на рабочий (коррупция и прочее) — только письма. Вот пусть письма и шлют.
  • При выездной соглашаюсь на проверку только на территории ФНС. Из практики проверка проходит быстрее и спокойнее. ФНС это не любит (надо потянуть и на проверке посидеть с полгода), а кому сейчас легко?
  • При выездной предоставляю доки в последний день. Это хорошо мне (т. к. срок идет с момента предоставления мне Решения о выездной) и без реестра ничего не ношу.
  • Если вижу, что начинается беспредел словесный со стороны ФНС — записываю разговор.
  • Для проверяющих завели журнал проверок и провели инструктаж (правда еще никто не пришел) но это вселяет уверенность, что приходящих проверяющих остудит пыл: когда вам корочку в лицо, мол «Проверка»… А вы в ответ — «Такс, давайте я вас запишу и копию удостоверения сниму…..» Вот здесь распишитесь, что вы у нас были.
  • Если честно не люблю жаловаться, но в свете беспредела ФНС (куча требований, пояснений, объяснений, доков, потери заявлений и прочего) остается писать жалобы, чтоб не кошмарили. А то, как нам, так сразу оштрафуем, заблокируем счет.
На заметку:

ФНС: общение с налогоплательщиками должно стать полностью бесконтактным. Об этом сообщил глава налогового ведомства Михаил Мишустин. По его словам Налоговая служба давно работает над развитием и внедрением новых технологических решений. На сайте ФНС работают 47 электронных сервисов, которые ориентированы на все категории плательщиков. «Открыта линейка „личных кабинетов“, в которых зарегистрированы более 23 миллиона физлиц, почти 500 тысяч индивидуальных предпринимателей, свыше 200 тысяч компаний. Сервисы позволяют решить в режиме онлайн практически все вопросы по налогам», — сказал глава ведомства.

С 2017 года ФНС вводит новый онлайн сервис «НДС офис» для удаленного взаимодействия между иностранными организациями и российскими налоговыми органами. Он будет предназначен для иностранных интернет-компаний, оказывающих электронные услуги российским потребителям, и охватит весь цикл взаимодействия: от постановки на учет в налоговом органе до сдачи декларации и проверки статуса расчетов с налоговым органом.

В конце ноября 2016 года сайт ФНС получил премию Рунета 2016 в номинации «Государство и общество». Эта награда, которую присуждают по решению почти тысячи экспертов, уже признана национальным признанием в области высоких технологий и интернета.