ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Использование инновационных технологий в работе учителя логопеда. Современные логопедические технологии

Опыт работы учителя-логопеда. Инновационные технологии в логопедической практике

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу
учителя - логопеда.
Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи), это:
- новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога;
- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка;
- новые стимулы, служащие для создания благоприятного эмоционального фона, способствующие включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ:
арт - терапевтические технологии;
современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
современные технологии сенсорного воспитания;
телесноориентированные техники;
«Су – Джок» – терапия;
криотерапия;
информационные технологии.
Виды арт-терапии:
музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);
кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
сказкотерапия;
куклотератия;
мнемотехника;
креативная игротерапия (песочная терапия);
смехотерапия;
ароматерапия;
цветотерапия (хромотерапия).
«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения.
В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.
Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.
В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.
Коррекционные задачи музыкотерапии:
нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;
стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
улучшение общего состояния детей;
улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
стимуляции речевой функции;
нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);
формирование навыков словообразования;
формирование слоговой структуры слова.
Элементы музыкотерапии
Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.
Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.
Техники изо-терапии, используемые для развития речи:
техника «кляксография»;
пальцевая живопись;
рисование мягкой бумагой;
рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
рисование на стекле;
ниткография;
рисование на манке;
техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п.;
техника отпечатывания ватой;
техника «оттиск пробками»;
рисование ладонями.
Телесноориентированные техники:
Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить).
Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.
биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
развивают мозолистое тело,
повышают стрессоустойчивость,
улучшают мыслительную деятельность,
способствуют улучшению памяти и внимания,
облегчают процесс чтения и письма,
улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.
Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.
Логопедический массаж
Логопедический массаж - это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.
Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.
Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.
Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.
К основным видам логопедического массажа относятся:
классический ручной;
точечный;
аппаратный.
Пальцевый массаж
массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
прищепочный массаж;
массаж орехами, каштанами;
массаж шестигранными карандашами;
массаж чётками;
массаж травяными мешочками;
массаж камнями;
массаж зондами, зондозаменителями;
массаж приборами Су-Джок терапии.
Логоритмика - это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.
Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.
Коррекционные задачи сказкотерапии:
создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
совершенствование лексико-грамматических средств языка;
совершенствование звуковой стороны речи;
развитие диалогической и монологической речи;
эффективность игровой мотивации детской речи;
взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
Элементы сказкотерапии:
сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
связной речи;
ассоциативного мышления;
зрительной и слуховой памяти;
зрительного и слухового внимания;
воображения;
ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Песочная терапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
Песочная терапия способствует:
совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
обогащению словарного запаса;
развитию связной речи;
побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
развитию фантазии и образного мышления.
Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.
Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.
Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека.
Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.
Дети - чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна.
Применение средств ароматерапии позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна.
Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься на терракотовые и глиняные фигурки, аромамедальоны, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина или грейпфрута.
Виды ароматерапии:
ванны;
распыление;
ингаляциия;
массаж.
Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета.
Период дошкольного детства является также периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.
Работа с цветом способствует решению многих задач:
повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;
обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;
знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.
В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребенок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребенка (например, красного) может бодрить, улучшать настроение, в то же время его переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности.
Цветотерапия, несомненно, способствует:
улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;
стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;
приобретению детьми навыков психофизической релаксации.
Цветотерапия незаменима при использовании в детских учереждениях.
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Возможности использования ИТ в логопедии:
повышение мотивации к логопедическим занятиям;
организация объективного контроля развития и деятельности детей;
расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
возможность быстрого создания собственного
дидактического материала;
визуализация акустических компонентов речи;
расширение спектра невебральных заданий;
обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;
значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;
за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.
Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.
Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Подробности

Наше дошкольное учреждение является Центром Развития ребёнка. Такой статус обязывает педагогический коллектив исследовать, апробировать, защищать и включать в систему воспитания и развития воспитанников новые методики и авторские программы.

В данной статье я хочу представить две инновационные технологии (наши авторские программы), применение которых в течении последних 3-5 лет эффективно воздействуют на процесс обучения и воспитания наших воспитанников:

  1. Методика подготовки детей к обучению грамоте по Сказкам Русского алфавита.

Я остановлюсь подробнее на каждом из этих направлений и постараюсь объяснить смысл инновационных идей в применяемых технологиях.

Инновационные логопедические технологии

Нет смысла говорить о важности логопедической работы в детском саду. Чистая по звукопроизношению, грамотная, правильная речь дошкольника – это залог успешного обучения его в школе.

В течении последних 5-ти лет мы отметили, что у наших воспитанников:

  • повышается процент «плохоговорящих» детей;
  • углубляется степень тяжести речевого нарушения;

Наш детский сад работает по системе логопункта. Это значит, что логопед занимается с детьми в основном индивидуально.

В условиях возрастающей нагрузки логопедов возникает большая степень ответственности, поэтому мы пришли к следующим инновационным идеям:

  1. Наши логопеды стали проводить артикуляционную гимнастику и логопедический самомассаж языка (цветными коррекционными палочками) на фронтальных занятиях во всех возрастных группах два раза в неделю. Занятия проходят в форме сказки «Жил-был Волшебный Язычок».
  2. Логопеды поэтапно обучают на мастер-классах и семинарах воспитателей, педагогов выполнению этой гимнастики.
  3. Воспитатели и педагоги включают в свои занятия 1=2=3 артикуляционных упражнения из этой гимнастики
  4. Логопеды в коррекционный план включают выполнение логопедического массажа языка на каждом индивидуальном занятии, независимо от речевого диагноза (логопедический массаж проводится в форме сказки по авторским методикам наших логопедов).

Но самое главное, что мы в 2009 году создали три чудесные учебные видеопрограммы :

  1. Фильм№1 «Артикуляционная гимнастика»
  2. Фильм №2 «Логопедический массаж языка»
  3. Фильм№3 «Логопедический самомассаж языка» (цветными коррекционными палочками)

Эти фильмы используются нами как учебные пособия для:

  • педагогов и воспитателей нашего детского сада
  • для детей и родителей воспитанников
  • для детей и родителей, посещающих консультативный пункт при детском учреждении
  • для передачи нашего опыта логопедам округа, Москвы Московской области (в форме семинаров, мастер-классов и логопедических курсов)

В целом такая форма логопедического воздействия приводит к отличным результатам: наши дети уходят в школу с чистой, правильной речью, школьные логопеды ими не занимаются, логопеда поликлиники наши воспитанники не посещают.

Мы продолжаем работать над созданием других видеопрограмм по логопедии. В ближайшем времени появится фильм только для детей. Это видеопрограмма будет очень удобна для родителей, так как ребёнок сможет выполнять артикуляционную гимнастику, логопедический самомассаж и даже логопедический массаж самостоятельно. Все методики просты в выполнении. Интересные и сказочные по форме и содержанию.

Хочется сказать ещё об одной инновационной технологии, применяемой логопедами нашего детского сада. Это также их авторская разработка. И состоит она в создании и применении игровых логопедических пособий.

Уникальность игровых пособий в том, что они также сказочные по форме и содержанию. Звуки, которые ПОКА не умеют говорить ребёнок не обезличены. Они – живые! У них есть ротик, ножки, свой характер, своя квартира в ротике-домике. И живут они В Волшебном Домике Звуков.

Пока звука в речи нет, ребёнок получает картинку «Возвращение звука....Домой», а когда звук появляется –рождается, ребёнок в свою папку получает картинку «День рождения звука». Так ПРОСТО И ДОСТУПНО представлена коррекционная задача.

Практические игровые разработки оформляются в файлы папки (вместо индивидуальной тетради). В процессе логопедической работы ребёнок заполняет эту папку нашими игровыми пособиями. Он играет, фантазирует, выполняет задания, просит родителей принять участие в его работе. В итоге папка становится совместным творчеством логопеда-ребёнка-родителей. В начале альбома есть лист, на котором ребёнок рисует свой портрет или приклеивает фотографию, что определяет персональность его папки. Этот же лист является и листом его достижений и признания одержанных побед в виде полученных наклеек. Этот игровой логопедический альбом Был издан в 2005 году. Был быстро распродан. Мы собираемся переиздать его.

На базе нашего дошкольного учреждения проходят мастер-классы, семинары на которых мы предлагаем наши инновационные идеи для практикующих логопедов. За последние 3 года у нас побывало 152 человека. Это логопеды нашего Округа, Москвы и Подмосковья. Это в кратком изложении инновационные технологии в логопедической практике нашего учреждения.

А теперь мне хочется рассказать о нашей инновационной технологии в подготовке к обучению грамоте наших воспитанников.

Для детей 5-7 лет – это важная часть подготовки к школе. Сейчас много методик по обучению дошкольников письму и чтению. Не будем обсуждать достоинства и недостатки этих методик, но тревожит факт, что школьники не любят читать и писать. Большинство школьников не любят русский язык. А ведь истинная, природная грамотность – это просто любовь к родному языку.

В нашем детском саду мы подготовку к обучению детей грамоте построили на Сказках Русского Алфавита. Это добрая, хорошая книга и игровые пособия (авторская методика наших логопедов), которая открывают мир ЖИВОГО ЯЗЫКА. Гласные там-девочки, а Согласные – мальчики. У каждого свой характер, внешний вид, свои особые взаимоотношения. Так в сказочной, игровой форме раскрываются и запоминаются такие важные понятия как звук: гласный, согласный мягкий, согласный твёрдый, слог, слово, предложение, формируется звуко-буквенный анализ и синтез. Ребёнок получает свою индивидуальную папку, которую заполняет сказочными историями с заданиями по Сказкам Русского Алфавита.

Эта методика используется нами в течении последних четырёх лет и даёт прекрасные результаты по подготовке дошкольников к обучению грамоте.

В заключении хочу сказать, что методики, построенные на ОБРАЗАХ, воздействуя на чувства, мысли, изменяют и преображают внутренний мир ребёнка, а это в целом эффективно решает коррекционные задачи.

Интерактивные технологии – это не только способ развлечь детей и обучить их чему-то в игровой форме. Это еще и отличный способ образования среды, способствующей выздоровлению людей, имеющих различные психологические и специфические заболевания и отклонения.

В частности, это касается детей, страдающих дефектами развития речи. Поэтому современные логопеды все чаще прибегают к использованию инновационных интерактивных технологий в работе с такими детьми.

Интерактивные технологии – лучший помощник любого логопеда!

Стоит помнить о том, что работа логопеда в ДОУ в соответствии с ФГОС подразумевает некоторые ограничения и обязанности, которые логопед должен соблюдать. Поэтому к программе обучения и работы с детьми, страдающими дефектами речи, стоит подходить со всей ответственностью.

К сожалению, методы, которые практикуют частные логопеды, не всегда вписываются во ФГОС, поэтому логопедам, работающим в ДОУ, приходится придумывать все новые способы работы с детьми, чтобы достичь положительных результатов.

К счастью, в помощь учителю-логопеду пришли современные технологии. В их числе и интерактивные программы, которые помогут ребенку в развлекательной форме с помощью приобретенного опыта исправить дефекты и отклонения в своей речи.

Современные технологии в работе учителя-логопеда помогают значительно ускорить процесс исправления дефектов и выздоровления ребенка. Теперь дети смогут, играя, полностью избавляться от своих проблем и стать полноценными членами общества.

В чем заключается польза интерактивных технологий в работе логопеда?

Хоть такие технологии еще и не совсем распространены в среде логопедов, однако логопед будущего будет обеспечен большим количеством самых разнообразных программ, которые помогут ему в работе и значительно облегчат достижение положительных результатов.

Интерактивные технологии и их роль в логопедической диагностике и лечении сегодня недооценены. Их польза довольно высока, так как облегчает логопеду в первую очередь работу с ребенком, превращая зачастую нужные и долгие занятия в интересную игру, которая помогает ребенку понять, как правильно произносить те или иные звуки.

Специальные интерактивные комплексы упростят работу логопеда, а детям принесут больше радости и интереса от занятий. К таким комплексам можно отнести, например:

  • Логопедический комплекс «Вундеркинд» с сенсорным экраном в несколько касаний и микрофоном. Такой комплекс не только помогает с речевым развитием ребенка, но и прививает ему навыки обращения с компьютерной техникой. Для логопедического комплекса подойдут любые программы и игры, необходимые для речевого развития ребенка.

В число программ, разработанных специально для преподавателей-логопедов, входят следующие игры:

Стоит помнить и о том, что, помимо вышеперечисленных игр, использование ИКТ в работе логопеда подразумевает использование огромного количества различных развивающих игр. Такие игры-программы позволяют сильно облегчить работу преподавателя и быстрее достигать положительных результатов.

Работа логопеда – не только работа с детьми, но и работа с родителями!

Стоит помнить, что работа логопеда закрепляется и дома. Ребенок должен дома с помощью родителей закреплять знания, полученные у логопеда. И интерактивные игры в этом случае будут хорошими помощниками не только для преподавателя, но и для родителей.

Хороший логопед всегда объяснит родителям, что для ребенка важна поддержка с их стороны, и занятия дома приблизят получение положительных результатов. Показывая родителям работу с интерактивными играми, логопед получает поддержку родных ребенка и достигает результатов быстрее, чем другие преподаватели.

Использование интерактивных игр в работе логопеда – лучший способ найти с ребенком общий язык и расширить свой опыт работы, не выходя за рамки ФГОС.

ГБОУ «школа № 763» ДО-3, учитель-логопед Маринчева Е. В.

Логопедия, как и все современное образование не стоит на месте, она стремительно развивается. Появляются новые формы и инновационные технологии.

Логопедическая практика имеет в своем арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

Современная логопедия находится на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, и поэтому она использует в своей практике наиболее эффективные технологии смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

В логопедической практике их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью общепринятых логопедических технологий, привнося в них новые инновационные формы и способы взаимодействия педагога и ребенка. Эти инновационные технологии служат для создания благоприятного эмоционального фона, включения в работу сохранных и нарушенных психических функций.

К таким новым инновационным технологиям относятся:

  • Нейропсихологические (психогимнастика, электронейростимуляция)
  • Кинезитеропия (логоритмика)
  • Различные виды логопедического массажа
  • Су-Джок терапия
  • Гимнастика А. Н. Стрельниковой
  • Дидактический синквейн
  • Информационно-компьютерные технологии
  • Мнемотехника
  • Метод «блисс-коммуникации»
  • Нейропсихологические методы.

Психогимнастика.Так как большинству детей с речевыми проблемами свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально–волевой сферы, двигательное беспокойство, неловкость, моторная дискоординация. следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от формирования более ранних в онтогенезе психических функций к более сложным, каким и является речь. А т.к. ребенок познает мир через движения и эмоции преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики

  • Регулярные проведение таких упражнений позволит:
  • Выработать правильное речевое дыхание
  • Развивать общую мелкую и артикуляционную моторику
  • Улучшить фонематический слух
  • Формировать умение изменять модуляцию голоса
  • Улучшить ритмико-интонационную сторону речи

Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамичных пауз или как отдельное занятие. Дети могут сидеть за столом или на ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с логопедом. Движения должны чередоваться: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Упражнения должны быть эмоционально насыщенны, носить игровой характер. Предлагаемые движения могут содержать воображаемый образ, перевоплощение. Перед началом упражнения логопед подходит к каждому ребенку, дотрагивается рукой до него рукой или «блестящей указкой» (волшебной палочкой) .

  • «Волшебная указка»
  • «Шарфики»
  • «Муравей»
  • «Солнце и тучка»
  • «Ракушка»

Кинезитерапия

Кинезитерапия – это лечение и коррекция нарушенных движений и речевых способностей дошкольников (так же называют методом Бубновского)

Моя система деятельности по кинезитерапии ориентирована на дидактические принципы воспитания и развития.

Она предполагает несколько направлений:

Направление «ручная терапия» , которая включает в себя массаж пальцев и ладоней. Сначала я обучила детей приемам самомассажа рук, его мы проводим ежедневно. Дети с удовольствием занимаются массажем, сопровождая его стихами, рифмовками, автоматизируя при этом проблемные звуки. Массаж выполняем с помощью предметов и без них, используя природные элементы (камушки, шишки, орехи) , дидактические материалы (пластиковые шарики, бусины, массажные мячи, шестигранные карандаши) , декоративные игрушки (деревянные ложки, матрешки) , музыкальные игрушки (маракасы, дудочки)

  • «Камушки»
  • «Шишки»
  • «Деревянные ложки»
  • «Дудочки»
  • «Маракасы»
  • «Матрешки»

Направление «пальчиковый игротренинг» . Это систематические упражнения для пальцев рук, средство повышения работоспособности головного мозга и средство активации речевых зон. Пальчиковые игры стараюсь проводить каждый день, играем с помощью разнообразных материалов: от семян растений, пуха, ракушек, проволоки, цветных шерстяных ниток, бус, мозаик до пальчикового театра БИ-БА-БО. В играх использую проблемные ситуации при помощи тактильной речи. Сначала показываю и объясняю сама, затем создают ситуацию дети и объясняют их. Дети учатся решать проблему, развивать речь.

  • «Семена растений»
  • «Мозаика»
  • «Театр Би-Ба-Бо»

Направление «терапия движением» . Это прежде всего логоритмика. В основу занятий логоритмикой я беру метод фонетической ритмики – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетается с произнесением специального речевого материала. В логоритмику включаю элементы, имеющие оздоровительную направленность: артикуляционные движения перед зеркалом, простейшие приемы массажа, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, пропевание звуков, слов, коротких стишков. Речевой материал, использующийся на занятиях, доступен в лексическом отношении. Для обучения речи использую иллюстративный материал, загадки. Восстановлению четкой дикции способствует дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения, которые я провожу в игровой форме. Для этого есть пособия: трубочки, бумажные свечи, флажки, пластиковые бутылочки, полоски, невидимки.

  • «Пропевание звуков»
  • «Трубочки»
  • «Пластмассовые бутылочки»

Направление «изотерапия» - работа вместе с преподавателем по ИЗО студии «Акварелька» . Мы понимаем что, чем богаче сенсомоторные способности детей, тем более развиты центры речи.

Итогом системной работы по кинезитерапии являются следующие результаты:

  • Создана картотека массажа, пальчиковых игр, логоритмических упражнений
  • Даются на дом задания-игралочки
  • Изо-студия «Акварелька»
  • Логопедический массаж

В своей работе стала активно использовать приемы СУ-ДЖОК терапии. Это массаж специальными шариками СУ-ДЖОК, которыми можно воздействовать на пальцы, кисти, ладони ребенка, прокатывая его. В результате массажа у ребенка повышается тонус мышц, кровь приливает к конечностям, в результате этого улучшается мелкая моторика. Кроме этого провожу массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним до появления ощущения тепла. Чтобы процесс массажа не показался скучным, используется стихотворный материал. Прокатывая шарик между ладонями, массируют мышцы руки, повторяют слова и выполняют упражнения с шариком.

  • «Шарик Су-Джок»
  • «Массажное кольцо»

Одновременно с массажем, развивающим мелкую моторику можно осуществлять автоматизацию поставленного звука. При работе с определенным звуком во время массажа проговаривается соответствующий этому звуку текст. Можно использовать Су-Джок шарик в совершенствовании лексико-грамматических категорий.Я использую в работе такие упражнения «Один -– много»

Качу Су-Джок шарик по столу, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительное во множественном числе.

Упражнение «Один-много»

Аналогично выполняется упражнение «Назови ласково» и «Скажи наоборот» (например тема «Ягоды» клюква-клюковка, клубника-клубничка. - - Запомнил ягоды я, наконец? Что это значит?

Дети поднимают плечи, удивляются:

Я – молодец! (Вытягивает большой палец вперед) Тема «Посуда» (дети катают Су-Джок шарик между ладонями)

При проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. Ребенок показывает шарик, соответствующий обозначению звука.

В заданиях при совершенствовании навыков употребления предлогов ребенок кладет красный шарик в коробку, синий под коробку, зеленый около коробки.

Для слогового анализа слов дети выполняют упражнение «Раздели слово на слоги» . Ребенок называет слог и берет по 1 шарику из коробки, затем считает количество слогов.

По опыту работы со старшими дошкольниками с ОНР видно, что даже после занятий по коррекции речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулировку ответа. Трудности выражаются в неумении выбирать главное, коротко и точно оформлять свои мысли.

Дидактический синквейн

Развивать способности в дошкольном возрасте поможет использование в логопедической практике дидактического синквейна («синквейн» - пять строк, с фр.) Синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

Первая строка включает одно слово – предмет, отражающий главную идею.

Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет.

Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. (может быть одно слово)

Примеры синквейна

Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно:

Иметь достаточный словарный запас, владеть анализом, обобщением, понятиями: слово-предмет, (живой-неживой) , слово-признак, уметь подбирать синонимы, научиться правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложения, правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна с дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Филичевой Т. Б.. и Чиркиной Г.В. «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста» , которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.

Синквейн можно составлять на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Так как дети в детском саду еще не умеют писать, они могут составлять синквейн в виде устных сочинений с опорой на схему. Я иногда даю задание на дом для совместной работы ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Можно использовать такие варианты работы: составление краткого рассказа по готовому синквейну, синквейн по прослушанному рассказу. Лучше всего использовать синквейн на занятиях для закрепления изученной лексической темы.

Пример синквейна (лексическая тема «Игрушки» )

На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна придумать рассказ

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается детьми как увлекательная игра.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий, расширении словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова.

Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Еще один новый прием работы, используемый в моей практике. Это прием мнемотехники, то есть техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций

Процесс запоминания делится на 4 этапа:

  • копирование элементов информации в зрительный образ
  • сам процесс запоминания
  • запоминание последовательности информации
  • закрепление информации в памяти

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заменители, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание.

Опора на визуальный образ очень важна, так как при воспроизведении текста если этот образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Таким образом, прием символизации – наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения (например, в чистоговорках, стихах,) Для детей достаточно схематичного изображения отдельных частей – все эти наблюдения в практике коррекционной работы с детьми подсказали необходимость выбора системы мнемотехники, позволяющей ускорять процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Основой мнемодорожек служат известные чистоговорки и стихи.

Мнемодорожки: автоматизация свистящих и шипящих звуков.

Мнемодорожки: автоматизация сонорных звуков.

По результатам логопедического мониторинга у детей была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроком автоматизации звуков. Заметно повысился объем зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность.

Компьютерные технологии в логопедии

Одним из новых современных средств работы с детьми является компьютер. Вопросом создания и применения компьютерной технологии в коррекции речи при различных видах стертой дизартрии, и ОНР у детей занимается Л. Р.Лизунова. Ею разработана компьютерная технология коррекции ОНР «Игры для тигры» . Автор указывает, что системное логопедическое воздействие на детей с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

При создании компьютеризованных заданий важно учитывать современные требования к созданию и применению информационных технологий в ДОУ.

«Игры для Тигры»

В компьютерной технологии «Игры для Тигры» представлены упражнения для работы над словарем, формирования обобщающих понятий, упражнения по развитию глагольной лексики, упражнения по работе над прилагательными и словами антонимами. В упражнениях по каждому из направлений я придерживаюсь тематического подхода, используя в упражнениях слова, относящиеся к лексической теме (овощи, фрукты, ягода, инструменты, транспорт и тд) . Слова к каждому заданию подобраны в соответствии с наличием в словах звуков. Например, при формировании обобщающих понятий по теме «овощи» я выбираю категорию, к которой относится автоматизируемый звук, например [ р] .

На экране картинка с изображением овоща, фрукта или ягоды, и три корзинки (в одной овощи, в другой фрукты, в третьей ягоды) . Ребенок называет картинку, определяет к какой категории она относится, и выбирает нужную корзинку. Если ребенок правильно назвал и мышью выбрал правильную корзинку, на экране появляется следующая подписанная картинка и три корзины. При правильном выборе заключительной картинки на экране появляется улыбающийся смайлик. На каждую звуковую категорию приходится не менее 6 картинок.

Таким образом, в процессе применения подобных компьютерных заданий на индивидуальных занятиях закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, обогащается словарь, в словаре закрепляются слова-обобщения, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий, формируется навык работы на компьютере. Применение компьютеризированных заданий будет стимулировать правильное произношение автоматизируемого звука в слове, плюс они поддерживают желание ребенка быть активным участником коррекционного процесса.

Еще один новый интересный метод использования электронных наглядно игровых средств коррекционной работе по преодолению речевых нарушений.

Эта фоторамка Kodak Easy Share – это новое, уникальное средство, оснащенное цветным ЖК цветным дисплеем и системой управления цветов для воспроизведения видео клипов. Благодаря функции слайд-шоу фотографии меняются с разной скоростью, а динамики создают музыкальное сопровождение.

ФоторамкаKodak Easy Share

Фоторамку удобно применять на артикуляционной гимнастике. Появившееся на экране изображение нужного упражнения в речевом и музыкальном сопровождении ребенок сначала рассматривает, слушает, затем выполняет самостоятельно. Или например, при ознакомлении детей с иллюстрациями зимы используется музыка П. И. Чайковского из альбома «Времена года» .

Данное средство имеет ряд преимуществ в коррекционной работе: удобный пульт управления, множество функций, собственное слайд шоу, просмотр мультимедийных обучающих программ, возможность задать время просмотра.

Примеры электронных наглядно-игровых средств

«Вкусный сок» (поле игры представляет собой изображение зеленого яблока с расположенными на нем бутылочками с названиями разных фруктов и ягод, внутри которых светящиеся светодиоды) Взрослый спрашивает «какой сок можно приготовить из фруктов и ягод?» ребенок отвечает: из яблок можно приготовить яблочный сок. После ответа выполняется самопроверка – нахождение соответствующей цвету фрукта капельки (у лимона желтая, у сливы фиолетовая, у апельсина оранжевая) .

Правильность ответа определяется совпадением высвеченной бутылочки и капельки. Затем ребенок узнает контурные изображения фруктов (яблоки, груши, ананасы) и называет предметы, про которые можно сказать: мой, моя, мое (мой банан, моя груша, мое яблоко)

Дидактическая электронная игра «Вкусный сок»

Электронное многофункциональное пособие «Чудо книга» (формат А3, состоящий из страниц, оснащенных внутри магнитами и светодиодами) .

При работе с пособием, правая сторона книги загорается красным цветом – сигнал для мотивации, и на странице появляется сказочный персонаж, от имени которого даются задания. Затем загорается зеленым цветом левая сторона, и на ней прикрепляются соответствующие зеленые предметные картинки, по которым ребенок должен отвечать.

Ребенок самостоятельно прикрепляет изображение на страницу книги. Логопед может задавать наводящие вопросы. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой или ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий) позволяет: 1. Повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях. 2.Закрепить учебный материал. 3. Индивидуализировать процесс обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп) . 4.Снять негативизм от многократных повторений заданий. 5. Освоить приемы самоконтроля. 6. Развивать зрительно-двигательную координацию. 7. Способствует положительной динамики развития.

Компьютерно-игровые технологии лучше всего использовать на этапе повторения и закрепления учебного материала. Использование новых информационных технологий предусматривает не только обучение детей основам информатики, а создание новых, научно обоснованных доступных средств развития, преобразование предметно развивающей среды ребенка, расширение возможностей познания окружающего мира.

Выступление - обмен опытом

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

Каков психологический портрет ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, который приходит в коррекционную школу? Это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с низкой мотивацией, с недоразвитием всех психических процессов. Всё это создаёт трудности в обучении.

Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической работы. Здоровьесберегающие технологии очень тесно переплетаются с коррекционными и игровыми технологиями и становятся, в итоге, одним целым.

Цель применения здоровьесберегающих технологий: способствовать укреплению и сохранению здоровья обучающихся.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий решаются следующие задачи:

Коррекция психических процессов;

Снижение утомляемости, улучшение общего эмоционального состояния;

Развитие фонематического слуха, пространственных представлений, моторики;

Развитие дыхательного, артикуляционного аппарата.

Таким образом, у детей происходит:

Улучшение процессов памяти, внимания, мышления;

Повышение способности к произвольному контролю;

Улучшение общего эмоционального состояния;

Повышается работоспособность, уверенность в себе;

Стимулируются двигательные функции;

Снижает утомляемость;

Улучшаются пространственные представления;

Развивается фонематический слух, формируется фонематическое восприятие;

Развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

Стимулируется речевая функция; повышается мотивация;

Улучшается соматическое состояние.

В своей работе активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы работы. Несомненно, что все методы, о которых будет говориться в данной статье, являются составляющими здоровъесберегающих технологий.

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает:

Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость)

Улучшить подвижность артикуляционных органов; развивается сила, точность движения;

Укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

Уменьшить напряжённость артикуляционных органов.

Эта работа очень кропотливая, требует ежедневного выполнения одних и тех же упражнений, что может отбить интерес у детей к занятиям. Поэтому, следует разнообразить данную работу через использование сказочных сюжетов, игровых сюжетов, стихотворений, сказочных персонажей, иллюстраций.

Артикуляционную гимнастику можно соединять с движением рук. Эта техника называется биоэнергопластика. Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био - человек, энергия - сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

Выполняя артикуляционное упражнение или удерживая определенную позу, ребенок имитирует это же движение одновременно одной или двумя руками.

При этом решаются следующие задачи:

Укрепляются мышцы артикуляционного аппарата;

Развивается сила, подвижность, точность движений органов, участвующих в речевом процессе;

Развивается координация движений мелкой моторики пальцев;

Развивается память, произвольное внимание, зрительное, слуховое восприятие.

Соединяя движения артикуляционного аппарата с движением кисти руки, эффективность исправления дефектных звуков возрастает, так как, работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Биоэнергопластика - это своего рода творческая игра со сказочным сюжетом. Выработка полноценных движений в занимательной и увлекательной форме особенно важна для младшего школьника. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками, поэтому, биоэнергопластика - незаменимый здоровьесберегающий метод в работе учителя-логопеда.

Как пример, приведу одно упражнение:

" Дятел"

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук,

Раздаётся чей-то стук.

Это дятел на сосне

Долбит клювом по коре.

На первую строчку - постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую - наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук "д-д-д-д"

Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося "д-д-д-д"

На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.

Одной из форм оздоровительной работы является - пальчиковая гимнастика.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Желательно, чтобы упражнения для пальчиков соединялись с небольшими стихотворениями, с целью развития речи.

Так же очень важны для детей общие двигательные упражнения, так называемые физминутки, в которых соединяется речь с упражнением для тела.

Для организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса с детьми важно использовать самомассаж рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Су - Джок терапия - один из видов самомассажа рук. Су Джок - терапия благотворно влияет не только на общий организм, но и на речевую активность ребенка. Известно, что речь - это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Анатомически речевая область расположена рядом с двигательной и формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому, массажируя их, ребенок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и активизирует словарь, развивает чувство ритма и речь в целом. Су - Джок терапия - это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су - кисть, Джок - стопа. Су Джок - терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Когда мы говорим о пальчиках, то должны вспомнить и о развитие тактильных ощущений. В работе с ребёнком, имеющим ограниченные возможности здоровья, важно использовать все анализаторы. В этом направлении можно использовать такие приёмы, как сухой бассейн, найди на ощупь букву, узнай букву не глядя, для первого класса используются геометрические фигуры.

В работе логопеда важно использовать элементы самомассажа лица. Лицо человека в отличие от других частей тела снабжено нервными окончаниями, кровеносными и лимфатическими сосудами. При самомассаже воздействие оказывается не только на структурные слои кожи, ее сосуды, но и на состояние центральной нервной системы. Применение различных приемов самомассажа в логопедической работе позволяет нормализовать тонус мышц, помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции; стимулирует ощущения мышц, которые участвуют в работе речевого аппарат.

Некоторые исследователи утверждают, что самомассаж влияет на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи. Приемы самомассажа:

Поглаживание это обязательный прием, с которого начинается самомассаж. При поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

Растирание проводится на малых ограниченных участках в области отдельных мышечных групп. Способствует усилению кровообращения, улучшению обменных процессов, повышению тонуса мышц.

Разминание также выполняется в области отдельных мышечных групп и максимально активизирует работу мышц.

Поколачивание применяется на лице в местах выхода нервов и в местах, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть).

Плотное нажатие - это прием улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы.

Длительность самомассажа 5 - 10 минут. Каждое движение выполняется 4-6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Естественно, что перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика. Александра Николаевна Стрельникова утверждала: "Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют, потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому - и болезнь отступит". Но в применении этого метода есть противопоказания, а один из принципов нашей работы "не навреди". Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

Можно использовать следующие игровые приёмы дыхательной гимнастики, как "оживи картинку", "волшебный пузырёк", игрушки-вертушки, мыльные пузыри и т.д.

Фонематические процессы (фонематическое восприятие, анализ, синтез, представления, фонематический слух) - основа успешного овладения ребенком правильным произношением, навыками чтения и письма. На занятиях важно чаще использовать игровые моменты. Как примеры:

упражнение: "Определи место звука в слове". На полянку высадились, прилетевшие на самолёте, животные (можно параллельно провести работу на дифференциацию: домашние животные, дикие животные, птицы). Их встретили пчёлки, надо определить место звука "С" в названии животных и посадить пчёлок на нужные цветочки.

Упражнение: "Загони машины в гараж", на обратной стороне машин картинки с заданным звуком в начале, в середине, в конце слова, загоняем в тот гараж, на каком месте стоит звук.

Упражнение: "Придумай слова на заданный звук, помоги жонглёру выступить в цирке", на каждый мячик называем слово с заданным звуком.

Упражнение: «Накорми Чебурашку» только теми апельсинами, на которых есть картинки с заданным звуком"

Упражнение на умения различать схожие по артикуляционному укладу, фонетически сходные звуки "Помоги курицам найти своих цыплят: на обратной стороне у цыплят картинки со звуками "С", "Ц"

Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия - очень важно при формировании правильного образа букв, навыков грамотного письма и чтения; формировании навыков правильного употребления предлогов и развитии связной речи в целом. Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение и восприятие мы должны на своих занятиях уделять достаточно времени гимнастике для глаз. Учим детей фокусировать взгляд на движущихся предметах. Упражнения с детьми проводятся сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

Как пример, можно использовать упражнение на умение сосредоточить взгляд на предмете, оно, как раз, способствует развитию и зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

Проведём, друзья, сейчас

Упражнения для глаз.

Мы снежинки все поймали.-

Со снежинками играли.

Берут снежинку в руку, вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

Отвести её влево.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал……

Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.

Дети смотрят вверх и вниз.

Покружились! И на землю улеглись .

Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.

Глазки закрываем ,

Закрыть ладошками глаза.

Глазки отдыхают.

Дети складывают снежинки и садятся на стулья.

Один из приёмов, направленных на развитие зрительного восприятия, может являться работа с палочками и со спичками: сложи предмет по образцу. Здесь подключается зрительное восприятие, параллельно идёт развитие мелкой моторики, обогащение словаря и расширение кругозора. Очень хорошо эту работу можно организовать при работе над лексическими темами.

Можно широко использовать работу с прищепками. Как пример, предлагается применять такие многофункциональные игры, как:

"чего не хватает?". Детям предлагаются изображённые предметы и просят определить чего не хватает, дополняем изображения разноцветными прищепками

"чей хвостик?", Применение подобных упражнений обыгрывается, как правило, игровым сюжетом: например, "к нам приехали на поезде разные животные. Посмотрите на них, назовите их, они просят у вас помощи, как вы думаете, в чём им нужна помощь, чего им не хватает? (дети должны догадаться, что у животных отсутствуют хвостики, если дети не сразу догадываются, даём подсказки в виде наводящих вопросов). Далее предлагается снять с поезда животных и подобрать им хвостики из волшебной коробочки, хвостики наклеены на деревянные прищепки.

игры "кто что ест?". Ребёнок берёт прищепку с мордочкой и выбирает нужный для животного корм.

Все эти игры помимо благотворного влияния на мелкую моторику, способствуют развитию зрительного восприятия, обогащению словаря и развитию кругозора.

Хочется затронуть такой метод, как сказкотерапия. В работе логопеда сказка играет большую роль. Её воспитательная, развивающая и обучающая роль очень велика. А так как мы говорим о здоровьесберегающих технологиях, то можно с уверенностью сказать, что такой метод, как сказкотерапия, очень благотворно влияет на психическое здоровье младшего школьника.

Через сказку дети учатся звукоподражанию, учатся выражать свои эмоции, устанавливать причинно-следственные связи, а также через плоскостные фигуры героев сказки развивается пространственная ориентировка.

В данной статье продемонстрирована вариативность использования в работе логопеда разнообразных методов и приёмов для развития речи детей с позиции здоровьесбережения. Данные приёмы оказывают положительное воздействие на здоровье детей, как психологическое, так и физическое. У детей повышается работоспособность и улучшается качество образовательного процесса.

Таким образом, можно отметить особенности логопедической коррекционной работы на основе здоровьесбережения:

Максимальное включение анализаторов

Использование красочной разнообразной наглядности

Использование занимательного материала

Вариативность упражнений