ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Чем суть идеализма. Материализм и идеализм в философии

В настоящее время философия представляет собой и науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу мировоззрения, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.

Философия всегда включала в себя рассмотрение так называемых мировоззренческих вопросов: как устроен мир? Имеет ли он начало и конец? Какое место занимает человек в мире? Предназначение человека. Что такое истина? Достижима ли она? Есть ли Бог? В чём заключается смысл и цель жизни? Каковы отношения между людьми, обществом и природой, добром и злом, истиной и заблуждением? Что нас ожидает в будущем? Мимо этих и подобных вопросов не может пройти ни один человек. Философия всегда помогала людям искать ответы на эти вопросы, выполняя при этом мировоззренческую функцию.

1. Материализм.

Материя была всегда. На определенном этапе ее развития у высокоорганизованной материи появля-ется способность чувствовать и мыслить, т. е. возникает иде-альное (Ф. Бэкон, Л. Фейербах. К. Маркс. Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

Вульгарный материализм: «Идеальное не существует, мозг продуцирует мысль, как печень желчь». (Конец 18 века, Бюхнер, Фохт, Милишотт).

Материализм - научное философское направление, противоположное идеализму . Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенноеть мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая таким образом познаваемость природы. В истории философии материализма, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоев общества, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, материализм способствовал росту научного знания, совершенствованию научных методов, что в свою очередь оказывало благотворное влияние на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил.

В процессе взаимодействия материализма и специальных наук изменялись вид и формы самого материализма. Первые учения материализма появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих обществах древней Индии, Китая и Греция - за несколько вв. до н. э. - в связи с прогрессом в области астрономии, математики и других наук. Общая черта древнего, во многом еще наивного, материализма (Лаоцзы, Ян Чжд, Ван Чун, школа локаята, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и др.) состоит в признании материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего (Элемент). Заслугой древнего материализма было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). Многие древние материалисты были стихийными диалектиками.


Однако большинство из них еще не проводили четкого различения между физическим и психическим, наделяя свойствами последнего всю природу (Гилозоизм ). Развитие материалистических и диалектических положений сочеталось еще в древнем материализме с влиянием мифологической идеологии. В средние вв. материалистические тенденции проявлялись в форме номинализма, учений о «совечности природы и бога» и раннепантеистических ересей. В эпоху Возрождения материализма (Телезио, Вруна и др.) часто был облечен в форму пантеизма и гилозоизма, рассматривал природу в ее целостности и во многом напоминал материализм античности. Дальнейшее свое развитие М. (материализм) получил в 17-18 вв. в странах Европы (Бэкон, Галилей, Гоббс, Гассенди, Спиноза, Локк).

Эта форма материализма возникла на почве зарождающегося капитализма и связанного с ним роста производства, техники, науки. Выступая в качестве идеологов прогрессивной в то время буржуазии, материалисты вели борьбу со средневековой схоластикой и церковными авторитетами, обращались к опыту как учителю и к природе как объекту философии. М. 17-18 вв. Связан с бурно прогрессировавшими тогда механикой и математикой, что обусловило его механистический характер. В отличие от натурфилософов-материалистов эпохи Возрождения материалисты 17 в. стали рассматривать последние элементы природы как неодушевленные и бескачественные. Другой особенностью М. этой эпохи было стремление к анализу, к разделению природы на более или менее обособленные, не связанные друг с другом области и объекты исследования и рассмотрение их вне развития, среди представителей материалистической философии этого периода особое место занимают фр. материалисты 18 в. (Ламетри, Дидро, Гельвеции я Гольбах).

Оставаясь в целом на позициях механистического понимания движения, они вслед за Толаендом рассматривали его как универсальное и неотъемлемое свойство природы, полностью отказались от деистической непоследовательности, присущей большинству материалистов 17 в. много элементов диалектики свойственно материализму Дидро. Органическая связь, существующая между всяким М. и атеизмом, у французких материалистов 18 в. выступила особенно ярко. Вершиной в развитии этой формы М. на Западе был «антропологический» М. Фейербаха . Вместе с тем у Фейербаха наиболее ярко проявилась присущая всему домарксовскому М. созерцательность.

В России и других странах восточной Европы во второй половине 19 в. дальнейшим шагом в развитии М. явилась философия революционных демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Маркович, Вотев и др.), опиравшаяся на традиции Ломоносова, Радищева и др. и в ряде отношений поднявшаяся над узким горизонтом антропологизма и метафизического метода. Высшей и самой последовательной формой М. стал созданный Марксом и Энгельсом к середине 19 в. диалектический М. Он не только преодолел указанные выше недостатки старого М., но и присущее всем его представителям идеалистическое понимание человеческого об-ва.

В дальнейшей истории М . (материализм) уже резко обозначились две принципиально различные линии: развитие диалектического и исторического М., с одной стороны, и ряд упрощенных и вульгаризованных разновидностей М. Среди последних наиболее типичным был вульгарный М., приближавшийся к позитивизму; к последнему тяготеют и те разновидности М., которые возникли на рубеже 19-20 вв. как искажение диалектического М. (механистическая ревизия марксизма и др.), а также так называемый «научный материализм» (Дж. Смарт, М. Бунге и др.). Во второй половине 19 в. М. в его зрелых формах оказался несовместимым с узкоклассовыми интересами буржуазии.

Буржуазные философы обвиняют М. в аморализме , непонимании природы сознания и отождествляют М. с примитивными его разновидностями. Отвергая атеизм и теоретико-познавательный оптимизм М., нек-рые из них вынуждены были тем не менее в интересах развития производства и естествознания допускать отдельные элементы материалистического мировоззрения. Иногда идеалисты изображают свои учения как «подлинный» и «наиболее совр.» М. (Карнап, Башляр, Сартр). Затушевывая в ряде случаев противоположность М. и идеализма, буржуазные философы прибегают не только к позитивизму и неореализму, но и к таким аморфным и двусмысленным построениям, как совр. американский натурализм.

С другой стороны, среди ученых в прошлом было немало таких, которые, декларативно признавая идеализм или по-позитивистски чураясь «всякой философии», в специальных научных исследованиях фактически занимали позиции М. (естественноисторический М. Геккеля, Больцмана и др.). Для совр. передовых ученых характерна эволюция от естественнонаучного к сознательному, а в конечном счете к диалектическому м. (Лан-жевен, Жолио-Кюри и др.).

Одна из особенностей развития диалектического М. - обогащение его новыми идеями. Совр. развитие науки требует, чтобы ученые-естественники становились сознательными сторонниками диалектического материализма. Вместе c тем развитие общественно-исторической практики и науки требует постоянного развития и конкретизации самой философии М. Последнее происходит в постоянной борьбе М. с новейшими разновидностями идеалистической философии.

2. Идеализм.

а) Объективный идеализм: «Первичной была идея. Из нее все произошло, в том числе и эволюционным путем» (Пла-тон, Гегель).

Современный французский философ Тейяр де Шарден :

«Во всем было психическое начало, но в неживом оно не получило развития».

б) Субъективный идеализм (Беркли, Юм). «Существуют только я и мое сознание. Оно порождает ок-ружающий мир. Явления мира — это комплексы наших ощущений».

Идеализм - философское направление, противоположное материализму в решении осн. вопросе философии. И. исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его о догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его Богом . И. рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму. Материалистическому детерминизму последовательный И. противопоставляет телеологическую т. зр. (Телеология). Буржуазными философами термин «И.» употребляется во многих смыслах, а само это направление рассматривается подчас как подлинно философское. Марксизм-ленинизм доказывает несостоятельность этой т. зр., однако в противоположность метафизическому и вульгарному материализму, рассматривающему И. только как нелепость и чепуху, подчеркивает наличие гносеологических корней у любой конкретной формы идеализма (Ленин В. И., т. 29, с. 322).

Развитие теоретического мышления приводит к тому, что возможность И. (идеализм) - отрыв понятий от их объектов - дается уже в самой элементарной абстракции. Эта возможность становится действительностью только в условиях классового общества, где И. возникает как наукообразное продолжение мифологических, религиозно-фантастических представлений. По своим социальным корням И. в противоположность материализму выступает, как правило, в качестве мировоззрения консервативных и реакционных слоев и классов, не заинтересованных в правильном отражении бытия, в коренной перестройке общественных отношений. При этом И. абсолютизирует неизбежные трудности в развитии человеческого познания и этим тормозит научный прогресс. Вместе о тем отдельные представители И., ставя новые гносеологические вопросы и исследуя формы процесса познания, серьезно стимулировали разработку ряда важных философских проблем.

В противоположность буржуазным философам , насчитывающим множество самостоятельных форм И., марксизм-ленинизм все разновидности его подразделяет на две группы: объективный И., принимающий за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный И., сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным И. не абсолютно. Многие объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного И.; с другой стороны, субъективные идеалисты, пытаясь уйти от солипсизма, нередко переходят на позиции объективного И. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта , Конфуцианство ).

Классической формой объективного И. была философия Платона . Особенность объективного И. Платона, свойственная древн. И. вообще, - тесная связь с религиозно-мифологическими представлениями. Эта связь усиливается в начале н. э., в эпоху кризиса античного общества, когда развивается неоплатонизм, сросшийся не только с мифологией, но и с крайним мистицизмом. Эта особенность объективного И. еще сильнее выражена в эпоху средневековья, когда философия полностью подчиняется теологии (Августин, Фома Аквинский). Перестройка объективного И., произведенная прежде всего Фомой Аквинским, основывалась на искаженном аристотелизме. Основным понятием объективно-идеалистической схоластической философии после Фомы Аквинского стало понятие нематериальной формы, трактуемой как целевое начало, выполняющее волю внеприродного Бога, который мудро распланировал конечный во времени и пространстве мир.

Начиная с Декарта в буржуазной философии нового времени по мере усиления индивидуалистических мотивов все больше развивался Субъективный И. Классичским проявлением субъективного И. стала гносеологическая часть системы Верили и философии Юма. В философии Канта с материалистическим утверждением о независимости «вещей в себе» от сознания субъекта сочетается, с одной стороны, субъективно-идеалистическое положение об априорных формах этого сознания, обосновывающее агностицизм, а с др.- объективно-идеалистическое признание сверхиндивидуального характера этих форм. Субъективно-идеалистическая тенденция в дальнейшем возобладала в философии Фихте, а объективно-идеалистическая - в философии Шеллинга и особенно Гегеля, который создал всеобъемлющую систему диалектического И. Эволюция И. после распада гегелевской школы определялась утратой буржуазией прогрессивной общественной роли и борьбой ее против диалектического материализма.

У самих буржуазных философов понятие «И.» стало отождествляться только с его наиболее откровенной, спиритуалистической формой. Появилось мнение якобы «промежуточных» и даже будто бы «возвышающихся» над И. и материализмом учений (позитивизм, неореализм и др.). Усилились агностические и иррационалистические веяния, мифологизация философии как «необходимого самообмана», неверие в человеческий разум, в будущее человечества и т. д. Получил развитие реакционный псевдоатеизм (ницшеанство, фашистские философские концепции, некоторые виды позитивизма и др.). В период общего кризиса капитализма распространились такие формы И., как экзистенциализм и неопозитивизм, а также ряд школ католической философии, прежде всего неотомизм. Три названных течения - главной разновидности И. середины 20в., но наряду с ними и внутри них во второй половине века продолжался процесс расщепления И. на мелкие эпигонские школки.

Главными социальными причинами «многообразия» форм современного И. (феноменология, критический реализм, персонализм, прагматизм, философия жизни, философская антропология, концепции франкфуртской школы и др.) являются углубляющийся процесс распада буржуазного сознания и стремление закрепить иллюзию «независимости» идеалистической философии от политических сил империализма. О др. стороны, происходит отчасти и противоположный процесс - сближения и даже «гибридизации» различных течений И. на основе общей антикоммунистической направленности буржуазной идеологии 20 в. Научные основы критики совр. форм И. заложены Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм», где дан марксистский анализ не только махистской разновидности позитивизма, но и основного содержания всей буржуазной философии эпохи империализма.

Основные концепции теории познания и истории философии (эмпиризм, рационализм, иррационализм) В познавательном процессе, цель которого истина, достижение проходит через ряд ступеней:

1. Эмпиризм (основатели Беккон, Локк, Гобс). Такая философия - это методологическая ориентация познания, которая признает основным по источникам и критериям чувственный опыт, интегрируемый в материалистический эмпиризм как результат воздействия связей и предметов внешнего мира на человеческие чувства, в результате чего они выступают образами этого мира. А в идеологическом эмпиризме - это достояние внутреннего мира человека, его ничем необусловленные переживания.

2. Рационализм - это идейно - теоретическая и методологическая ориентация, сторонники которой основным источником истинного знания и основой поведения людей признают разум, абсолютизируя его значение и недооценивая или игнорируя роль чувственного опыта и практической деятельности человека. Представители: Декард, Лейбниц, Спиноза (XVI век).

3. Иррационализм - это направление философской мысли, которое признает основой процесса познания и преобразования мира - внерациональные аспекты духовной жизни человека: интуиция, вера, воля, ограничивая или отрицая возможности разума в этом процессе.

4. Сенсуализм - многообразная философская позиция, представители которой в полной мере признавали чувства единственным источником и фактором достижения истины всем ее содержанием и единственной существенной реальностью, абсолютизируя их значение, недооценивая или игнорируя другие познавательные особенности человека. Проблема познания мира и основные пути её решения Проблема получения истинного знания о мире, т.е. вопрос о познаваемости мира, является центральной проблемой гносеологии.

В истории философии сложились три основных подхода, по-разному отвечающие на вопрос о познаваемости действительности:

1) познавательный оптимизм;

2) скептицизм;

3) агностицизм (познавательный пессимизм).

Познавательные оптимисты (к ним относятся преимущественно материалисты и объективные идеалисты) считают, что явления действительности в сущности познаваемы, хотя мир - в силу своей бесконечности - до конца не познаваем.

Сторонники скептицизма (от греч. «скептикос» - ищущий, рассматривающий, исследующий) сомневаются в возможности получения достоверных знаний о мире, абсолютизируя момент относительности в истинном знании, указывая на его формальную недоказуемость. Представители агностицизма (это в основном субъективные идеалисты) отрицают возможность познания сущности явлений. Абсолютизируя несовершенство чувственного восприятия действительности, агностики в своих крайних выводах даже отрицают существование объективной реальности. Все эти подходы имеют определённое теоретическое обоснование.

Но решающими аргументами в пользу познавательного оптимизма являются: развитие общественной практики и материального производства, успехи экспериментального естествознания, подтверждающие истинность знания. Теоретико-познавательная ситуация имеет свою структуру, включающую субъект и объект познания, а также «посредника», связывающего их в единый процесс. Диалектика процесса познания. Единство чувственного, рационального и интуитивного в познании Познание - общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания. А знание - это идеальные образы (представления, понятия, теории) закреплённые в знаках естественных и искусственных языков, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий.

Существуют различные уровни познания - обыденное, теоретическое, художественное - как чувственно-образное отражение действительности. Раздел философии, где исследуется познание, называется гносеологией. Познаваем ли мир, способен ли человек составить верную картину мира? Большинство философов положительно решают эту проблему. Такая позиция получила название - гносеологический оптимизм. У материалистов - мир познаваем - знание есть субъективный образ объективного мира. У субъективного идеализма (Беркли) возможно познание внутреннего мира человека и т. д. Но есть философы, отрицающие возможность достоверного знания - агностицизм (не доступный познанию).

В научной философии познание рассматривается как процесс взаимодействия объекта и субъекта в материально - чувственной деятельности человека. Субъект и объект выступают как стороны практического отношения. Субъект - носитель материального целенаправленного действия, которое связывает его с объектом. Объект - предмет, на который направлено действие. Исходная характеристика субъекта - активность, объекта приложение активности. Активность носит осознанный характер, она опосредована целеполаганием и самосознанием.

В структуру познавательной деятельности включаются такие её уровни как чувственное и рациональное. Чувственное познание: ощущение - субъективный образ предмета, первичная информация о мире, восприятие - целостный чувственный образ предметов, данных посредством наблюдения, в нём отражаются различные свойства вещи как одно целое, представление - это опосредованный целостный образ, сохраняемый и воспроизводимый с помощью памяти. Оно базируется на прошлых восприятиях, воображении, мечте, фантазии и т. д. Рациональное познание - это, прежде всего мышление, которое опирается на чувственное познание и даёт обобщённое знание. Оно осуществляется в 3 формах: понятия, суждения, умозаключения. Для всех трёх форм логического мышления характерна связь с языком. Уровни познания существуют в неразрывной связи и образуют диалектический путь познания: от живого созерцания, к абстрактному мышлению - от него к практике. Итог познания - достижение истинного знания.

Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия.

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют 4 основных раздела :

1. Онтология (учение о бытие);

2. Гносеология (учение о познании);

3. Человек;

4. Общество.

Основные разделы философского знания:

1). Онтология (Метафизика ). Онтология занимается всем комплексом вопросов, связанных с существованием Бытия и его основными принципами. Можно сказать, что она включает в себя такие подразделы, как космогония, философская космология, натурфилософия, метафизика и т. д. Она занимается вопросами случайности и вероятности, дискретности и континуальности, стационарности и изменчивости, в конце концов, материальности или идеальности происходящего в окружающем нас мире.

2). Гносеология . Она занимается изучением вопросов познания, возможности познания, природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, предпосылок познания, условий его достоверности и истинности. Именно из гносеологии проистекают такие философские направления, как скептицизм, оптимизм, агностицизм. Еще одним важным вопросом, которым занимается гносеология, является вопрос об отношении между опытом, работой Разума и ощущениями, получаемыми нами с помощью органов чувств. Помимо других разделов, в гносеологию входит и эпистемология, изучающая философия научного знания. Теория познания как философская дисциплина анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей.

3). Аксиология - это философия ценностей. «Что есть благо?» - основной вопрос общей философии ценностей. Аксиология изучает ценности, их место в реальности, структуру ценностного мира, т.е. связь различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Она занимается некоторыми вопросами личной и общественной жизни человека и организованных групп людей. Можно сказать, что она включает в себя, как составляющие, этику, эстетику, социофилософию и философию истории. Также сюда относится и философская антропология.

4). Праксиология - раздел философии, изучающий непосредственную практическую жизнь человека. По большому счету, он включает в себя, фактически, те же подразделы, что и предыдущий пункт, но в несколько произвольном их толковании. Можно сказать, что праксиология занимается утутилитарными проблемами аксиологии.

Основные разделы философии

В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика и постепенно оформились следующие разделы философского знания:

- онтология - учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;

- гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания;

- аксиология - учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой;

- праксеология - учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

- антропология - философское учение о человеке;

- социальная философия - раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Эти разделы несводимы друг к другу, но тесно связаны между собой .

П.Б.Гофман-Кадошников

Чтобы понять современное состояние биологии и направления ее развития, необходимо бросить беглый взгляд на историю биологических наук. Во все периоды своей истории биология была ареной борьбы двух противоположных мировоззрений - материализма и идеализма. Мировоззрение служит основой для теоретических обобщений, без которых не может обойтись ни одна наука. Ученые, как отмечает Ф. Энгельс, нередко считали, что их теоретические высказывания основываются только на фактах, полученных путем точных наблюдений и экспериментов, и что поэтому они свободны от влияния той или иной философской системы. Но ученые в своих выводах не могут обойтись без умозаключений. И если они пытаются пренебречь философией, то невольно попадают в плен давно устаревших философских систем.

В истории науки борьба мировоззрений принимала различные формы, зависящие от идеологии общественного строя. Тем не менее во все времена философы и естествоиспытатели делились на два лагеря в зависимости от того, как они отвечали на основной вопрос философии - об отношении природы к духу, материи к сознанию. Те, кто утверждал, что дух существовал прежде природы, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма.

Биология, как и другие науки, возникла и развивалась в связи с запросами практической деятельности человечества. Современная биология служит естественнонаучной основой медицины и сельского хозяйства. И в прошлом развитие биологии всегда было связано с практикой. Первые сведения о живых существах начали накапливаться еще первобытными людьми в связи с охотой и сбором съедобных растений. Приручение животных и переход к земледелию способствовали дальнейшему накоплению знаний. Низкий уровень производительных сил по замечанию В.И.Ленина, был причиной того, что "... первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой" (с) - В.И. Ленин. Сочинения. Изд. 4-е, т. 5, стр. 95. Госполитиздат. М., 1954.) Страх и беспомощность перед лицом стихийных сил явились почвой, на которой возникли первые зачатки религии. Невежественная фантазия древних людей создавала представление о всемогущих божествах.

С возникновением рабовладельческого общества в Египте, Индии, Китае и Греции производительные силы поднялись на более высокую ступень. Философы Ионийских колоний Греции (VII-VI век до н. э.) систематизировали накопленные знания о природе и развивали материалистическое мировоззрение, которое "означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений, и поэтому у греческих философов оно было первоначально чем-то само собой разумеющимся" (Ф. Энгельс. Диалектика природы. Госполитиздат, 1948, стр. 159.). Они, по выражению Ф. Энгельса, были "прирожденными" диалектиками, рассматривающими мир как единое целое, как бесконечный процесс изменения и превращения первовеществ.

Греческий философ Аристотель (IV век до н. э.), которого Ф. Энгельс называет самым всеобъемлющим умом древности, значительно пополнил знания собственными наблюдениями и исследованиями. В частности, в его работах "История животных" и "О частях животных" он описал более 500 видов, привел данные об их внешних особенностях, образе жизни, анатомическом строении и создал первую попытку классифицировать животных. Его ученики описали 550 видов растений. В своем мировоззрении Аристотель колебался между материализмом и идеализмом.

Знаменитый врач древней Греции Гиппократ (IV век до н. э.) систематизировал сведения об организме человека. Изучая анатомию человека, он положил ее в основу лечения. Гиппократ выступал против мистических представлений о причине болезней и искал их в условиях жизни, питания и труда.

На смену рабовладельческому строю пришел феодализм. Господствующей идеологией стала религия. Наука, по образному выражению К. Маркса, превратилась в служанку богословия. Авторитет священного писания признавался выше человеческого разума. В это время культура народов Востока опередила европейскую культуру. Огромное влияние на развитие мировой культуры оказал таджикский философ,врач и ученый-энциклопедист Абу-Али Ибн-Сина (980-1037), известный в Европе под именем Авиценны. До нас дошло около 100 его сочинений, в том числе знаменитый "Канон медицины", который был переведен на латинский язык и в течение столетий был главным медицинским руководством во всех университетах Европы. В своих трудах по вопросам естествознания и медицины Авиценна стоял на стихийно материалистических позициях. Он развивал представление о вечности и несотворенности мира и был сторонником учения о причинной закономерности в природе.

Началом современного естествознания, как и всей новой истории, Ф. Энгельс считал эпоху Возрождения. Это был период крушения феодального общества. Переворот в социально-экономической структуре вызвал коренные изменения и в науке. Духовная диктатура церкви была сломлена; естествознание стало постепенно освобождаться от теологии; возникли светские школы; развитие наук пошло гигантскими шагами. Характеризуя эту эпоху, Ф. Энгельс писал: "Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености"(Ф. Энгельс. Диалектика природы. Госполитиздат, 1948, стр. 6.).

По мере накопления фактических данных естествознание стало дифференцироваться, расчленяться на отдельные науки: механику, физику, химию, биологию, а они в свою очередь дробились на отдельные области и дисциплины. Дифференциация науки была положительным явлением, так как давала возможность все глубже проникать в частные закономерности природы, знание которых необходимо для развития производительных сил общества. Однако наряду с расчленением науки в сознании естествоиспытателей и философов происходило также расчленение природы. Складывалось ложное представление, будто природа состоит из отдельных, не связанных между собой предметов и процессов. Ученые перестали замечать единство природы и взаимосвязь происходящих в ней явлений. Но что особенно характеризует взгляды ученых этого периода - это их представление о неизменяемости природы, отсутствии ее развития. В их представлении природа была всегда такой, какой мы ее видим сейчас. В природе отрицалось всякое развитие. Такой метафизический взгляд на природу был противоположен представлениям греческих философов - стихийных диалектиков, для которых мир был нечто целое, возникшее и развившееся из хаоса.

Освобождение естествознания от власти религиозных и метафизических представлений происходило медленно. Особенно долго они сохранялись в биологических науках, где до середины XIX века господствовали взгляды креационистов (лат. creator - творец), стремившихся согласовать науку с догматами религии. Креационистские представления разделяли даже такие крупные ученые, как основатель систематики растений и животных Карл Линней (1707-1778) и основатель палеонтологии Жорж Кювье (1769- 1832). Так, например, Линней писал: "Видов столько, сколько различных форм произвел в начале мира Всемогущий". Удивительную приспособленность животных и растений к условям их жизни креационисты считали проявлением изначальной целесообразности, доказывающей мудрость творца Вселенной.

Уже в то время ученые-материалисты вели борьбу с креационистами. Великий русский ученый М. В. Ломоносов (1711-1765), высмеивая их, писал: "Напрасно многие думают, что все, что видим, сначала творцом создано... Такие рассуждения весьма вредны приращению всех наук... хотя оным умникам и легко быть философами, выуча наизусть три слова: бог так сотворил" (М. В. Ломоносов. Избранные философские сочинения. М., 1940, стр. 214.).

Материалистические взгляды с трудом пробивали себе дорогу. В XVII, XVIII веках материализм стал идеологией буржуазии, ее орудием в борьбе с феодализмом. Материализм этого времени был механистическим, так как из всех наук только механика достигла к этому времени значительного развития. В биологии, которая, по образному выражению Ф. Энгельса, в то время еще лежала в пеленках и не могла дать научного объяснения жизненных процессов, механистический материализм привел к истолкованию организма как машины. Понятие "животное-машина" впервые ввел французский философ Р. Декарт (1596-1650). Развивая это понятие, врач и философ Ж. О. Ламеттри (1709-1751) создал учение о "человеке-машине". Он отрицал существование нематериальной души и доказывал тесную зависимость психики человека от тела.

Механисты, будучи правы в признании первичности материи, не замечали качественной специфики живого. Для них организм представлял собой сумму частей, жизнедеятельность которых может быть целиком объяснена законами физики и химии. На самом же деле биология имеет и особые чисто биологические законы и теории, например теорию клеточного строения организмов, закономерности борьбы за существование и естественного отбора, законы передачи наследственных признаков в поколениях и др. Все эти закономерности не могут быть сведены только к физическим и химическим процессам.

Согласно нашим современным представлениям, законы физики и химии имеют особенно большое значение тогда, когда явления жизни изучаются на молекулярном уровне. Но изучение тех же явлений на уровне клетки и целостного организма позволяет обнаружить закономерную зависимость этих явлений от специфических биологических особенностей организма, например от структурных компонентов клетки, от наличия особенностей строения и взаимосвязей между органами и, наконец, от взаимосвязей организмов в биологических сообществах. Сводя явления жизни лишь к законам физики и химии, механисты были бессильны в объяснении явлений жизни.

И материалисты, и идеалисты этого периода были метафизиками. Они видели природу только как совокупность несвязанных между собой абсолютно неизменяемых, застывших предметов. Объясняя причины господства метафизики, Ф. Энгельс писал: "Надо было исследовать вещи, прежде чем можно было приступить к исследованию процессов. Надо сначала знать, что такое данная вещь, чтобы можно было заняться теми изменениями, которые в ней происходят" (Ф. Энгельс. Людвиг Фейербах. Госполитиздат, 1949, стр. 38.).

К концу XVIII века метафизический метод стал серьезно тормозить дальнейшее развитие науки. Возникла острая необходимость изучить естественные связи предметов, их возникновение, изменение и развитие. Только такой подход давал возможность научно познать природу. Первая брешь в метафизическом мировоззрении была пробита еще в 1755 г. философом Иммануилом Кантом (1724-1804). В его "Общей естественной истории и теории неба" вся солнечная система и Земля предстали как нечто развившееся во времени.

Однако чтобы сломать общераспространенное в то время метафизическое мировоззрение, нужны были крупные открытия во всех основных областях естествознания. Ф. Энгельс указывал на решающее значение трех великих открытий XIX века: закона сохранения материи и энергии, клеточной теории и эволюционной теории Чарлза Дарвина.

Время выхода в свет главного труда Дарвина - 1859 г. - явилось крупнейшей вехой в истории биологических наук. Собрав огромный фактический материал, Дарвин привел неопровержимые доказательства развития органического мира, а позже доказал животное происхождение человека. Теория Дарвина вызвала в биологических науках революционный переворот. При оценке его значения нужно подчеркнуть два принципиально важных момента.

  • Во-первых, дарвинизм нанес сильнейший удар метафизическому взгляду - весь органический мир, все виды животных и растений предстали теперь как результат процесса развития живой природы. Учение Дарвина утвердило в биологических науках исторический метод.
  • Во-вторых, дарвинизм доказал несовместимость научного познания природы с религиозными представлениями. Креационизм, господствовавший в науке до выхода в свет трудов Дарвина, перестал существовать.

Оценивая значение учения Дарвина, В. И. Ленин писал: "Как Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, "богом созданные" и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними,- так и Маркс положил конец воззрению на общество как на механический агрегат индивидов, и впервые поставил социологию на научную почву..." (В. И. Ленин. Сочинения. Изд. 4-е, т. 1, стр. 124. Госполитиздат, 1941.).

В первый же момент появления учения Дарвина стало ясно, что материалистическое ядро дарвинизма - учение о развитии живой природы - находится в антагонистическом противоречии с идеализмом и метафизикой. Реакционные ученые и духовенство прилагали все силы для опровержения дарвинизма. Государственные чиновники запрещали преподавание и преследовали защитников и пропагандистов учения Дарвина. В защите и развитии учения Дарвина приняли участие передовые ученые многих стран: в Англии - Т. Гексли, в Германии - Э. Геккель и Ф. Мюллер, в США - Аза Грей, в России - И. М. Сеченов, И. И. Мечников, А. О. Ковалевский, В. О. Ковалевский, К. А. Тимирязев и др. Дарвинизм утверждался в условиях острейшей борьбы передовых ученых против сил мракобесия и реакции.

После крушения креационизма идеализм в биологии принял новые формы. Наиболее важная из них известна под названием неовитализма. Его истоками служили идеалистические (виталистические) представления некоторых философов древнего мира и ряда ученых средневековья. Виталисты считали, что в основе явлений жизни лежит особое нематериальное начало, стоящее над организмом, существующее ранее его материальных структур и направляющее их деятельность. Для обозначения этого вымышленного начала придумывались различные названия. Биолог Г. Тревиранус (1776-1837) называл его жизненной силой (vis vitalis), физиолог И. Мюллер (1801-1858) - органической силой. По мнению Мюллера, эта творческая разумная сила "проявляется сообразно строгой закономерности, она существует в зародыше раньше, чем возникают его будущие органы, и она-то и производит их, без чего идея целого не могла бы реализоваться". Виталисты не делали даже попытки определить природу этих сил.

Основатель неовитализма Г. Дриш (1867-1941) пытался возродить представление о нематериальном жизненном начале, взяв для его обозначения термин Аристотеля "энтелехия". По представлению Г. Дриша, энтелехия не является ни материей, ни особым видом энергии, она находится вне пространства и только действует в пространстве. Нетрудно видеть, что представление об энтелехии, так же как и представление о жизненной силе, не имеет ничего общего с наукой и ведет на путь суеверий и мистики. Тем не менее борьба против витализма с позиций примитивного механистического материализма оказалась несостоятельной, поскольку сам механистический материализм не мог объяснить сложную специфику явлений жизни.

Как механистический материализм, так и идеализм все яснее обнаруживали свою ограниченность. Настойчиво требовалось распространить идею развития и взаимосвязи явлений на все области естествознания и завершить переход к воссозданию общей картины природы в ее вечном движении и развитии с взаимными превращениями форм движения материи. Но идеология буржуазного общества не могла быть основой дальнейшего прогресса науки.

На историческую арену начал выходить зародившийся в недрах капитализма рабочий класс. Основой для дальнейшего развития наук стала созданная идеологами пролетариата К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным философия диалектического материализма. Как в свое время механистический материализм был идеологией зарождающейся буржуазии и ее идейным оружием в борьбе против феодализма, так и диалектический материализм стал идейным оружием нового прогрессивного класса - пролетариата в его борьбе против мировоззрения отживающего капитализма. Диалектический материализм как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления обобщает итоги конкретных наук и освещает пути их дальнейшего развития. Основным проблемам философии естествознания посвящены произведения Ф. Энгельса "Антидюринг" и "Диалектика природы".

Труд В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (1908) ознаменовал новую эпоху в развитии диалектического материализма. В этом труде В. И. Ленин дал философское обобщение открытий естественных наук за весь период после смерти Ф. Энгельса. Диалектический материализм освободил естествознание от той философской ограниченности, которой характеризуется наука буржуазного общества.

Домарксовский материализм был преимущественно созерцательным. К. Маркс перенес центр внимания на преобразование мира. "Философы,- писал он, - лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. IV, Госполитиздат, 1931, стр. 591.).

Идея преобразования органического мира и управление биологическими явлениями становится ведущей идеей советской биологической науки. Она дает основу для самой тесной связи биологии с практикой. Советские ученые познают биологические явления не в процессе пассивного созерцания, а в практической, преобразующей деятельности.

Отражением философской концепции преобразования является знаменитый девиз И. В. Мичурина: "Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее - наша задача".

Говоря о современной физиологии, необходимо отметить, что ее основной задачей становится управление функциями организма. В течение нескольких веков физиология изучала функции всех органов тела человека и животных, и только функции коры головного мозга оставались почти неисследованными. Неизвестны были даже пути и методы, с помощью которых можно было бы приступить к изучению деятельности высшего отдела мозга, являющегося органом мысли. Разработка этой важнейшей проблемы на строго материалистической основе - неоспоримая заслуга И. П. Павлова.

В зоологии и ботанике задачи теперь не ограничиваются описанием животных и растений; ставится новая цель - дать научную основу для преобразования флоры и фауны. Зоологи изучают вопросы акклиматизации животных и расселяют их на новые территории. Ихтиологи разрабатывают научные основы рационального использования рыбных ресурсов страны, что позволяет увеличить промысел рыбы.

Мы разобрали лишь отдельные примеры, показывающие, что марксистская идея преобразования глубоко пронизывает самые различные области советской биологической науки.

Со второй четверти XX века естественные науки сделали огромный шаг вперед. Особенно быстро развивались физика и химия. При этом усилилась тенденция связывать различные области естествознания друг с другом. Возникли пограничные науки: физическая химия, химическая физика, биофизика, биохимия, молекулярная биология и др.

Развитие пограничных наук способствовало дальнейшему воссозданию целостной картины мира в его единстве и многообразии взаимосвязанных форм движения материи. Метафизический разрыв природы на части все более терял свою почву. Развитие физики и химии дало биологам широкие возможности использовать новые тончайшие методы исследования. Электронный микроскоп позволяет проникнуть в мир субмикроскопических структур, исследовать тончайшее строение живой клетки, изучить в деталях морфологию бактерий и рассмотреть структуру вирусов.

  • Метод меченых атомов открыл принципиально новые возможности для изучения химических процессов в организме, позволил глубоко изучить жизнь как непрерывный процесс синтеза и распада веществ.
  • Метод гистологической химии (гистохимии) дает возможность использовать точные приемы изучения химического строения живого вещества в клетках и тканях.
  • Метод дифференциального центрифугирования позволяет выделять из клеточной массы отдельные части клеток: их ядра, микроскопически малые митохондрии, невидимые под микроскопом рибосомы и "чистую", лишенную оформленных частиц протоплазму. Этот метод исследования клеток широко используется в последнее время и позволяет изучить детали обмена веществ в клетке.

Все большее значение приобретают методы, использующие ионизирующее излучение (рентгеновы и гамма-лучи). Воздействие лучами, глубоко проникающими в тело, открыло пути для изучения ряда важных вопросов физиологии развития и генетики. Методы облучения приобретают большое значение и в практической медицине для диагностики и лечения болезней человека.

Невозможно перечислить все новые методы и приемы, заимствованные биологами из смежных естественных наук. Использование этих методов дает современной биологии огромное количество новых фактов, которые необходимо систематизировать, оценить и понять. Обобщение нового фактического материала нередко приводит ученых к прямо противоположным заключениям и выводам. Это показывает, что как бы точны ни были методы исследования, прогресс науки зависит не только от них. Решающее значение имеет мировоззрение. Оно позволяет найти правильный путь среди огромной массы противоречивых данных.

В современной биологии, как и раньше, диалектический материализм борется на два фронта: против идеализма и вульгарного механистического материализма.

Бурное внедрение физических и химических приемов исследования вызвало в современной биологии новую волну механистических теорий. Успехи в изучении химической и физической стороны жизненных явлений вызывают у механистов уверенность, что явления жизни можно целиком свести к явлениям физики и химии. В частности, механисты утверждают, что наследственность организмов сводится к химии вещества наследственности, что эволюция организмов сводится к отбору белковых молекул (биохимическая эволюция), а мышление - к физическим и химическим процессам мозга.

Еще Ф. Энгельс, критикуя механистов XIX века, писал, что "...органическая жизнь невозможна без механического, молекулярного, химического, термического, электрического и т. д. изменения. Но наличие этих побочных форм не исчерпывает существа главной формы (движения материи.- П. Г.-К.) в каждом рассматриваемом случае. Мы несомненно "сведем" когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу; но разве этим исчерпывается сущность мышления?"(Ф. Энгельс. Диалектика природы. Госполитиздат, 1948, стр. 199.).

Механисты не видят, что специфика жизни состоит в особом, качественно своеобразном взаимодействии материальных частиц, и сводят целое к сумме частей, качественные различия к чисто количественным, высшие формы движения материи - к низшим.

Современный идеализм нередко выступает в замаскированной форме. Не говоря открыто о нематериальном начале жизни, идеалисты продолжают абсолютизировать специфику жизни. Они отрицают значение химических и физических исследований для понимания сущности жизни и не замечают, что специфические физические и химические процессы в организме составляют существенную сторону жизненных явлений. Это приводит их к метафизическому отрыву биологической формы движения материи от химической и физической. Природа вновь разрывается на несвязанные части.

Идеалисты теперь, как и раньше, отрывают жизнь от ее материального носителя - белка, мышление - от мозга, наследственность - от ее биохимической основы. Так, в идеалистической философии Сметса (холизм) целостность организма рассматривается в отрыве от ее физико-химической и структурно-физиологической основы и возводится в абсолют.

Научное решение вопросов современной биологии возможно только на базе философии диалектического материализма.

С точки зрения диалектического материализма явления жизни представляют особую форму движения материи, не сводимую к чисто физическим и химическим явлениям. Основные проявления жизни - обмен веществ, раздражимость, размножение, наследственность и изменчивость - это специфические свойства живой материи, не присущие телам неживой природы. Эти свойства возникли, развивались и совершенствовались в процессе эволюции живых существ. Организмы обладают сложной структурой и высокой упорядоченностью всех протекающих в них процессов. В любой момента организме протекает множество различных химических превращений и физических явлений, но все они строго координированы организмом как целостной системой. Координация жизненных процессов осуществляется многообразными регулирующими механизмами, ферментными системами, направляющими химические превращения по определенному руслу, гормонами, регулирующими многие биологические процессы; у животных ведущая роль в регуляции и координации жизненных процессов принадлежит центральной нервной системе и гуморальным факторам.

Полнота знаний, необходимая для управления биологическими процессами, может быть достигнута лишь в том случае, если явления жизни изучаются не только на уровне организма как целостной системы, но также на клеточном и молекулярном уровне. Например, при изучении основного свойства жизни - обмена веществ - необходимо изучить: общее координирующее влияние организма, осуществляемое через химическую и нервную регуляцию обменных процессов (уровень целостного организма), роль клетки и ее структурных частей в синтезе и распаде органических соединений (клеточный и субклеточный уровень) и, наконец, свойства отдельных химических веществ, например ферментов, катализирующих реакции обмена веществ (молекулярный уровень).

Изучение биологических явлений на молекулярном уровне нельзя противопоставлять изучению того же явления на уровне клетки и организма. Оно лишь дополняет и расширяет знание различных сторон биологического процесса. В связи с изучением жизненных процессов на молекулярном уровне во второй половине нашего века возникла новая дисциплина - молекулярная биология. Ее задача - исследование свойств биологически важных молекул. Нельзя, однако, забывать, что свойства этих химических соединений реализуются лишь в организме как целостной системе. Биологические свойства организма определяют специфику жизненных процессов.

Госэкзамен по философии и эстетике

    Мировоззрение как явление духовной жизни общества, его структура. Типы мировоззрения

Мировоззрение - сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.

Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности, например конкретного народа. Формами проявления самосознания народа являются мифы, сказки, анекдоты, песни и т. д. Самый элементарный уровень самосознания - первичное представление о себе . Нередко оно определяется оценкой человека другими людьми. Следующий уровень самосознания представлен глубоким пониманием самого себя, своего места в обществе. Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.

Мировоззрение - представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.

В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется личностями и социальными группами в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь её компонентов. В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е. взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.

Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Широкий смысл – все взгляды, узкий – предметный (в пределах мифологии, религии, науки и т.д.). Термин «мировоззрение» якобы появился в XVIII веке, популярен с XIX века.

Черты мировоззрения: активное знание (позиция-действие), целостность, всеобщность (подразумевается наличие того или иного мировоззрения у каждого человека).

Предмет – отношения в системе мир-человек.

Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Уровни структуры мировоззрения:

Обыденно-практический («мироощущение», «эмоционально окрашенное видение мира», «повседневное мировоззрение» каждого человека);

Рационально-теоретический («миропонимание», «интеллектуальное мировоззрение», содержит понятия, категории, теории, концепции).

Структурные элементы: знания, ценности, идеалы, программы действий, убеждения (под которыми авторы понимают не «твердые принципы», а «принятые» - более-менее одобренные учеными «знания и ценности») и др.

Функции мировоззрения: 1) аксиологическая (ценностная) и 2) ориентационная.

Исторические типы мировоззрения:

Мифологическое мировоззрение (фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм, множество сверхъестественных сил, доминирование чувств);

Религиозное мировоззрение (монотеизм): психологическая структура (чувства и действия людей, ритуалы) + идеологическая структура (догматы, писания): мир удвоен (имеются в виду, прежде всего, христианские посю- и потусторонний миры), Бог духовен, Он творец вне мира, Священное Писание источник знаний, иерархия по нисходящей от Бога;

Философское мировоззрение (свободный интеллектуальный поиск истины): осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности, логическая аргументация), опора на разум.

Дополнение: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 1 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Мировоззрение, его сущность, структура и исторические типы».

    Предмет и функции философии. Материализм и идеализм – основные направления в интерпретации философских проблем.

Определение предмета философии как исторически первой формы теоретического и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его структуры человека - задача достаточно сложная и неоднозначная.

Это связано с тем, что:

    отсутствует единая трактовка сущности и предназначения философии в истории культуры;

    философия в начале своего развития охватывала практичес­ки все теоретические знания о мире (в т.ч. и те, которые позже ста­ли объектом специальных наук - о Вселенной, строении вещества, природе человека и др.), что предельно расширяло ее предмет;

    многообразные философские школы и направления по-разному понимают предмет философии, поэтому ей трудно дать та­кую дефиницию, которая устраивала бы всех мыслителей;

    в историко-философском процессе наблюдается эволюция ее предмета, отражающая классические и постклассичсские ориента­ции самой философии.

Вместе с тем наличие разных взглядов на предмет философии, а порой и принципиальное их расхождение, не отменяет диалог разных подходов, поскольку любая постановка конкретной фи­лософской проблемы затрагивает в той или иной мере фундамен­тальные смыслы бытия человека, его присутствия в мире. Таким образом, философия идет от человека к миру, а не наоборот (как наука), и тем самым ее предметная направленность так или иначе связана с выяснением целого спектра отношений человека с ми­ром - природой, обществом, культурой. Разумеется, из этого спек­тра отношений философию интересуют прежде всего наиболее общезначимые и существенные характеристики этих отношений и особенно - принципы и основы бытия человека в мире. Именно эта специфика философии позволяет представить ее в историко-философском процессе как целостное теоретическое знание, сохраня­ющее на всех этапах своей эволюции общие темы исследования (Универсума, человека, сущности их взаимоотношения, смысла отношений человека к другому человеку и обществу) и многооб­разные способы их осмысления. Поэтому предметом философии в самом общем виде можно полагать целостное познание предель­ных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.

Конечно, это не означает, что каждый философ исследует эти проблемы в столь широкой формулировке: предметом философс­кого анализа могут выступать их конкретные аспекты - например, проблема реальности, проблема смысла человеческого существо­вания, проблема понимания, проблема языка и т.д.

Статус и роль философии в современном обществе и его куль­туре конкретизируется в следующих основных функциях:

    мировоззренческой - задает интегральный образ мира, фор­мирует предельные основания теоретического мировоззрения и транслирует мировоззренческий опыт человечества;

    методологической - выступает всеобщим методом мышле­ния, разрабатывающим наиболее общие нормы и правила теорети­ческой деятельности, предлагает научному познанию и социаль­ной практике инновационные эвристические идеи, осуществляет селекцию (отбор) конкурирующих концепций и гипотез, интегри­рует новое знание в духовную культуру;

    оценочно-критической - подвергает критическому анализу наиболее значимые явления социальной и духовной жизни, оце­нивает их с позиции должного и осуществляет творческий поиск новых общественных идеалов и норм.

Соответственно специфике анализируемых проблем в струк­туре философского знания традиционно выделяются его основные разделы, отражающие историческую динамику предметной ориен­тации философии. Сегодня в философии могут быть зафиксирова­ны следующие основные разделы:

    онтология - философия бытия, учение о наиболее общих при­нципах и основаниях всего сущего;

    гносеология - философия познания, учение о принципах, за­кономерностях и механизмах познавательной деятельности;

    эпистемология - философия научного познания, учение о специфике и общих процедурах научного исследования;

    философская антропология - философия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире;

    аксиология - философия ценностей, учение о ценностях и их роли в человеческом бытии;

    праксеология - философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру;

    социальная философия - философия общества, учение о специфике социума, его динамике и тенденциях развития.

Данные разделы философского знания - при всей их автоном­ности - связаны друг с другом, составляют в своей совокупности современную философскую картину мира и представляют фило­софию как сложноорганизованный феномен духовной культуры.

Идеалисты

Что касается идеалистов, то они признают первичным идею, дух, сознание . Они считают материальное продуктом духовного. Однако соотношение сознания и материи представителями объективного и субъективного идеализма понимается не одинаково. Объективный и субъективный идеализм - это две разновидности идеализма. Представители объективного идеализма (Платон, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель и др.), признавая реальность существования мира, полагают, что помимо сознания человеческого существует “мир идей”, “мировой разум”, т. е. нечто такое, что определяет все материальные процессы. В отличие от этого взгляда, представители субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.) полагают, что предметы, которые мы видим, осязаем и обоняем, выступают комбинациями наших ощущений. Последовательное проведение такого взгляда приводит к солипсизму, т. е. к признанию реально существующим лишь познающего субъекта, который как бы примысливает реальность.

Материалисты

Материалисты, напротив, отстаивают мысль о том, что мир представляет собой объективно существующую реальность. Сознание же считается производным, вторичным по отношению к материи. Материалисты стоят на позициях материалистического монизма (от греческого монос - один). Это означает, что единственным началом, основой всего сущего признается материя. Сознание считается продуктом высокоорганизованной материи - мозга.

Однако существуют и другие философские воззрения на соотношение материи и сознания. Некоторые философы рассматривают материю и сознание как два равнозначных основания всего сущего, независимых друг от друга. Таких воззрений придерживались Р. Декарт, Ф. Вольтер, И. Ньютон и другие. Их называют дуалистами (от латинского dualis - двойственный) за признание в качестве равноправных материю и сознание (дух).

Теперь выясним, как материалисты и идеалисты решают вопрос, относящийся ко второй стороне основного вопроса философии.

Материалисты исходят из того, что мир познаваем, наши знания о нем, проверенные практикой, в состоянии быть достоверными, и служат основой для эффективной, целесообразной деятельности людей.

Идеалисты в решении вопроса о познаваемости мира разделились на две группы. Субъективные идеалисты сомневаются в том, что познание объективного мира возможно, а объективные идеалисты, хотя и признают возможность познания мира, но ставят познавательные способности человека в зависимость от Бога или потусторонних сил.

Философов, отрицающих возможность познания мира, называют агностиками. Уступки агностицизму делают представители субъективного идеализма, которые сомневаются в возможностях познания мира или объявляют некоторые области действительности принципиально непознаваемыми.

Существование двух главных направлений в философии имеет социальные основания или источники и гносеологические корни.

Социальным основанием материализма можно считать потребность некоторых слоев общества в том, чтобы при организации и ведении практической деятельности исходить из опыта или опираться на достижения науки, а в качестве гносеологических его корней выступают претензии на возможность получения достоверных знаний об изучаемых явлениях мира.

К социальным основаниям идеализма можно отнести неразвитость науки, неверие в ее возможности, незаинтересованность в ее развитии и использовании результатов научных исследований определенных социальных слоев. К гносеологическим корням идеализма - сложности процесса познания, его противоречия, возможность отрыва наших понятий от реальной действительности, возведения их в абсолют. В. И. Ленин писал: “Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота... (вот) гносеологические корни идеализма” . Главный источник идеализма заключается в преувеличении значения идеального и в преуменьшении роли материального в жизни людей. Идеализм развивался в истории философии в тесной связи с религией. Однако философский идеализм отличается от религии тем, что облекает свои доказательства в форму теоретизирования, а религия, как отмечалось ранее, базируется на признании непререкаемого авторитета веры в Бога.

Материализм и идеализм представляют собой два течения в мировой философии. Они выражаются в двух различающихся типах философствования. Каждый из этих типов философствования имеет подтипы. Например, материализм выступает в форме стихийного материализма древних (Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар), механического материализма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах) и диалектического материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов и др.). Идеализм также заключает в себе два подтипа философствования в форме объективного идеализма (Платон, Аристотель, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель) и субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант). Кроме того, в рамках названных подтипов философствования можно выделить особые школы с присущими им особенностями философствования. Материализм и идеализм в философии находятся в непрерывном развитии. Между представителями того и другого идет полемика, способствующая развитию философствования и философского знания.

    Античная философия: специфика и основные проблемы.

    Философия средневековья, ее религиозный характер. Полемика номинализма и реализма.

Переход от античности к средневековью обусловлен рядом социокультурных предпосылок:

    разложение рабовладельческого строя и формирование феодальных отношений;

    изменение социальной структуры общества - появляют­ся прослойки и социальные группы, оказывающие значительное влияние на общественную жизнь: вольноотпущенники, свободные люмпены, колоны (мелкие арендаторы земель, зависимое крес­тьянство), профессиональные солдаты;

    утверждается политическая и духовная монополия западной Церкви, и религиозное мировоззрение становится господствующим. Новая ситуация изменила статус философии, поставив ее в зависимое положение от религии: по образному выражению П. Дамиани, она - «служанка теологии»;

    признание Библии в качестве единой священной книги христианства, осмысление которой породило христианскую теологию и христианскую философию. Теперь философствовать - означает истолковывать текст Священного Писания и авторитетные книги.

В этот период заметно влияние эллинистической культуры на становление христианской теологии и философии, разработку ре­лигиозных догматов и критику ересей, несмотря на то, что отноше­ние к античному наследию было далеко не однозначным, что находило отражение либо в полном неприятии философии античности, либо в ориентации на возможность ее использования христианством. Терпи­мость к эллинской философии выразилась в том, что для христианства стало важнее убедить язычников в преимуществах новой религии с помощью философских знаний, способствующих развитию веры, ко­торая выше всякого знания и является его венцом.

Принципы средневекового философского мышления:

    монотеизм - Бог является личностью, он един и уникален, ве­чен и бесконечен;

    теогентризм - Бог является высшей сущностью всего бытия;

    креагионизм - идея об акте свободного творения мира Богом из ничего;

    символизм - существование любой вещи определено свыше: «вещи видимые» воспроизводят «вещи невидимые» (т.е. высшие сущности) и являются их символами;

    провиденциализм (провидение) - история человечества понимается как осуществление Божественного замысла;

    эсхатологизм - учение о конечности бытия мира и человека, о конце света и страшном суде.

В развитии средневековой философии можно выделить следу­ющие этапы:

    апологетика(от греч. apolozeomai-защищаю; 11-111 вв. н.э. защищается христианство, раскрываются познавательные возмож­ности веры, которая способна охватить любые проблемы в отличие от разума, полагавшего некоторые из них абсурдными (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и др). О несовместимости веры и разума, божественного откровения и человеческой мудрос­ти гласит максима Тертуллиана: «Bgpyto, ибо абсурдно»;

    патристика (от лат. patres - отцы) - разрабатываются осно­вы христианской догматики с целью раскрыть глубинный смысл Библии (IV-VIII вв.). При этом предполагалось отделить подлин­ные (канонические) тексты от неподлинных и выявить истинные значения основных положений Библии, чтобы исключить ерети­ческие интерпретации (Аврелий Августин, Боэций, Григорий Нисский, Григорий Палама и др.). Проблемное поле философии было связано с темой теодицеи (богооправдания), осмыслением сущ­ности Бога как высшего Бытия, его трансцендентной (потусторон­ней) природы и тройственности Божественных ипостасей (Отца, Сына и Святого Духа). Отношения веры и разума получают иную интерпретацию, т.к. в прозрении истины, согласно Августину, вера выступает в союзе с разумом: «я не стремлюсь понять, чтобы уве­ровать, но верую, чтобы понимать»;

    схоластика (лат, scholasticus - школьный, ученый) - сохраня­ется приоритет веры над разумом, т. к. главным предметом остают­ся философско-теологические проблемы, но уже обнаруживается тенденция к усилению рационализма (IX-XIV вв., «золотым ве­ком» считается XIII в.). Основные теоретики - Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Бонавентура, Фома Аквинский, Росцеллин, П. Абеляр, У. Оккам, Р, Бэкон и др. Своеобразие этого этапа свя­зано с формированием двух систем образования - монастырской и университетской. В самой философии проявился интерес к ло­гике Аристотеля. Великим систематизатором средневековой фило­софии признан Фома Аквинский, который полагал, что религия и философия отличаются методом получения истин, т.к. источником религиозного знания является вера и Священное Писание, а фило­софское - опирается на разум и опыт.

Главной проблемой схоластики являлась проблема универсалий (общих понятий), которую представляют следующие философс­кие подходы:

    реализм - общие понятия представляют собой подлинную ре­альность и существуют до всякой вещи (Эриугена, Ансельм Кен­терберийский, Фома Аквинский и др.);

    номинализм подлинной реальностью считает единичные вещи, а понятия - лишь имена, созданные человеческим разумом путем абстрагирования (П. Абеляр, У. Оккам, Р.Бэкон и др.).

Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворённости его богом. Идеализм рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму . Материалистическому детерминизму последовательный идеализм противопоставляет телеологическую точку зрения о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности.

Философский термин «идеализм» не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке, в повседневных рассуждениях на моральные темы словом «идеалист», которое происходит от слова «идеал» и обозначает бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. В философском смысле идеализм в этической области означает отрицание обусловленности морального сознания общественным бытием и признание его первичности. Смешение этих понятий нередко использовалось идеалистами в целях дискредитации философского материализма.

Буржуазными философами термин «идеализм» употребляется во многих смыслах, а само это направление рассматривается подчас как подлинно философское. Марксизм-ленинизм доказывает несостоятельность этой точки зрения, однако в противоположность метафизическому и вульгарному материализму, рассматривающему идеализм только как нелепость и чепуху, подчёркивает наличие гносеологических корней у любой конкретной формы идеализма .

Историческими истоками идеализма являются присущий мышлению первобытного человека антропоморфизм, одушевление всего окружающего мира и рассмотрение его движущих сил по образу и подобию человеческих поступков как обусловленных сознанием и волей. В дальнейшем гносеологическим истоком идеализма становится сама способность абстрактного мышления. Возможность идеализма дана уже в первой элементарной абстракции . Образование общих понятий и возрастающая степень абстрагирования - необходимые моменты прогресса теоретического мышления. Однако превратное пользование абстракцией влечёт за собой гипостазирование (возведение в ранг самостоятельно существующего объекта) отвлечённых мышлением свойств, отношений, действий реальных вещей в отрыве от их конкретных материальных носителей и приписывание этим продуктам абстракции самостоятельного существования. Сознание, мышление, величина, форма, добро, красота, мыслимые вне и независимо от материальных предметов и существ, которые ими обладают, равно как и растение «вообще» или человек «вообще», принимаемые за сущности, или идеи, воплощаемые в вещах, — таков тот ложный ход абстрактного мышления, который ведёт к идеализму.

Эта возможность идеализма становится действительностью только в условиях классового общества, где идеализм возникает как наукообразное продолжение мифологических, религиозно-фантастических представлений. По своим социальным корням идеализм в противоположность материализму выступает, как правило, в качестве мировоззрения консервативных и реакционных слоёв и классов, не заинтересованных в правильном отражении бытия, в коренной перестройке общественных отношений. При этом идеализм абсолютизирует неизбежные трудности в развитии человеческого познания и этим тормозит научный прогресс. Вместе с тем отдельные представители идеализма, ставя новые гносеологические вопросы и исследуя формы процесса познания, серьёзно стимулировали разработку ряда важных философских проблем.

В противоположность буржуазным философам, насчитывающим множество самостоятельных форм идеализма, марксизм-ленинизм все разновидности его подразделяет на две группы: объективный идеализм , принимающий за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный идеализм , сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным идеализмом не абсолютно. Многие объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного идеализма; с другой стороны, субъективные идеалисты, пытаясь уйти от солипсизма , нередко переходят на позиции объективного идеализма.

В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, конфуцианство). Классической формой объективного идеализма была философия Платона . Особенность объективного идеализма Платона, свойственная древнему идеализму вообще, — тесная связь с религиозно-мифологическими представлениями. Эта связь усиливается в начале нашей эры, в эпоху кризиса античного общества, когда развивается неоплатонизм , сросшийся не только с мифологией, но и с крайним мистицизмом .

Эта особенность объективного идеализма ещё сильнее выражена в эпоху средневековья, когда философия полностью подчинена теологии (Августин, Фома Аквинский). Перестройка объективного идеализма, произведённая прежде всего Фомой Аквинским, основывалась на искажённом аристотелизме. Основным понятием объективно-идеалистической схоластической философии после Фомы Аквинского стало понятие нематериальной формы, трактуемой как целевое начало, выполняющее волю внеприродного бога, которы мудро распланировал конечный во времени и пространстве мир.

Идеализм в философии - это течение, которое утверждает, что наш дух, подсознание и сознание, мысли, мечты и все духовное являются первичными. Материальный аспект нашего мира же считается чем-то производным. Другими словами, дух порождает материю, и без мысли никакого предмета не может быть.

Общие понятия

Исходя из этого, многие скептики полагают, что идеализм в философии - это принятие Они приводят примеры, где убежденные идеалисты погружаются в мир своих мечтаний, независимо от того, касаются они конкретного человека или же целого мира. Теперь мы рассмотрим две основные разновидности идеализма и сравним их. Стоит также отметить, что обе эти концепции, несмотря на то что часто характеризуются противоположными догмами, являются полной противоположностью реализма.

в философии

Объективное течение в философской науке появилось еще в античные времена. В те годы люди еще не разделяли свои учения как таковые, поэтому такого названия не существовало. Отцом объективного идеализма принято считать Платона, который заключил весь существующий вокруг людей мир в рамки мифа и божественных историй. Одно из его утверждений прошло через века и до сих пор является своеобразным лозунгом всех идеалистов. Оно заключается в бескорыстии, в том, что идеалист - это человек, который стремится к высшей гармонии, к высшим идеалам, невзирая на мелкие невзгоды и проблемы. Во времена античности подобное течение также поддерживали Прокл и Плотин.

Данная философская наука достигает своего апогея во времена Средневековья. В эти темные века идеализм в философии - это церковная которая любое явление, любую вещь и даже сам факт существования человека объясняет как деяние Господа. Объективные идеалисты Средневековья полагали, что мир таким, каким мы его видим, был построен Богом за шесть дней. Они полностью отрицали эволюцию и какие-либо другие градации человека и природы, которые могли привести к развитию.

В идеалисты отделились от церкви. Они в своих учениях пытались донести до людей природу одного духовного начала. Как правило, объективные идеалисты проповедовали идею всеобщего мира и понимания, осознания того, что все мы - одно целое, которое может достичь наивысшей гармонии во Вселенной. На основе таких полуутопических суждений и строился идеализм в философии. Это течение представляли такие личности, как Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг.

Субъективный идеализм в философии

Данное течение образовалось примерно в 17 столетии, в те годы, когда появилась хоть малейшая возможность стать свободной личностью, независимой от государства и от церкви. Суть субъективизма в идеализме заключается в том, что человек строит свой мир посредством мыслей и желаний. Все, что мы видим, чувствуем, есть только наш мир. Другой же индивид строит его по-своему, соответственно, иначе видит и воспринимает его. Такой «обособленный» идеализм в философии - это своего рода визуализация как модель реальности. Представителями являются И. Г. Фихте, Дж. Беркли, а также Д. Юма.