ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Каким был ахиллес. Керчь — место рождения Ахилла, героя Троянской войны

Имя: Ахиллес (Achilles)

Страна: Греция

Создатель: древнегреческая мифология

Деятельность: храбрейший из героев

Семейное положение: не женат

Ахиллес: история персонажа

Персонаж героических сказаний древних греков. Храбрейший из героев, отправившихся в поход против Трои под предводительством микенского царя . Сын Пелея и , морской нимфы. Упоминается в эпической поэме «Илиада» .

История происхождения


Исследователи выдвигают теорию, что первоначально в мифологии древних греков Ахиллес считался демоном загробного мира. Другие древнегреческие герои, к примеру, тоже относились к этой категории персонажей. Отстаивая эту точку зрения, исследователь Хоммель ссылается на раннеклассические греческие тексты, где Ахилл уже превращен в эпического героя, но по-прежнему демонстрирует функции, свойственные демонам загробного мира.

Мифы и легенды

Как и другие греческие герои, Ахиллес родился от брака смертного и богини. Такие персонажи в древнегреческой мифологии обладают возможностями, превышающими человеческие, громадной физической силой, но не наделены бессмертием, подобно богам. Призвание героя - нести справедливость людям и исполнять волю богов. А в совершении подвигов героям часто помогают божественные родители.


Мать Ахиллеса, морская нимфа Фетида, захотела сделать сына бессмертным. Для этого Фетида по разным версиям то клала младенца в кузнечную печь бога , то погружала в огонь, то в воды Стикса - реки царства мертвых. Во всех случаях мать во время окунания держала младенца за пятку, так что пятка осталась единственным уязвимым местом героя. Позже троянец убил Ахиллеса, попав тому стрелой в пятку.

В детстве герой носил другое имя, но после одного случая, когда ему обожгло губы огнем, получил имя Ахиллес, что означает «безгубый». Героя на склонах горы Пелион воспитывал кентавр Хирон. Кентавр обучал Ахиллеса искусству лекаря. Герой нашел некую траву, при помощи которой мог излечивать раны.


Позже Ахиллес присоединился к походу греков против Трои. К этому героя склонил царь Итаки . Ахиллес выступал во главе полусотни кораблей. Вместе с героем в поход отправился - друг детства, которого некоторые авторы называют любовником Ахиллеса.

Один из мифов рассказывает, что мать Ахиллеса, нимфа Фетида, хотела уберечь сына от участия в роковой войне. Для этого нимфа скрыла юношу на острове Скирос, у местного царя Ликомеда. Ахиллеса одели в женские одежды, и в таком виде герой прятался среди царских дочерей.


Хитроумный Одиссей прибыл туда, прикинувшись торговцем, и разложил перед девицами украшения, а вместе с побрякушками разложил и оружие. Затем подговоренные Одиссеем люди подняли шум и начали издавать боевые кличи. Ахиллес схватился за оружие и тем выдал себя среди девиц.

После этого разоблачения герою пришлось-таки ехать под Трою. Когда поход начинался, Ахиллесу было только пятнадцать лет. Первый щит для героя выковал сам бог Гефест.


Троянская война длилась 20 лет. Осада города была долгой, и за это время герой успел совершить немало набегов на соседние города. Шел уже десятый год осады, когда Ахиллес взял в плен прекрасную троянку Брисеиду. Мужчина повздорил из-за нее с Агамемноном. Микенский царь потребовал отдать ему Брисеиду, в ответ Ахиллес разгневался и отказался дальше участвовать в битвах.

Греки начали проигрывать и стали упрашивать героя вернуться в бой, но это не помогало. Когда троянцы во главе с Гектором вторглись в лагерь греков, все еще разгневанный Ахиллес не вступил в бой сам, но позволил Патроклу выступить на помощь грекам вместе с отрядом. Чтобы враги устрашились, Ахиллес велел Патроклу надеть его, ахиллесовы, доспехи. Троянский герой Гектор убил Патрокла и забрал доспехи Ахиллеса себе как трофей.


Только после этого Ахиллес появился на поле битвы собственной персоной. Завидев героя, троянцы пустились в бегство. На следующее же утро бог Гефест выковал герою новые доспехи, и Ахиллес ринулся в бой, горя жаждой мщения. Герой смог отбросить троянцев к городским воротам, а заодно убил Гектора и утащил труп в лагерь греков. После пышной тризны по Патроклу герой вернул тело Гектора троянцам за большой выкуп.

Ахиллес пал в схватке у ворот города, сраженный лучником Парисом, которым руководил сам . Стрелок попал Ахиллесу в единственное уязвимое место - пятку. По другой версии, сам Аполлон принял облик Париса, чтобы сразить героя. На этом история жизни героя завершилась.


У Ахиллеса не было жены, но было несколько возлюбленных, среди которых – Деидамия, дочь царя Ликомеда. От нее у героя родился сын Неоптолем.

Греческие барельефы изображают Ахиллеса как мускулистого юношу с вьющимися волосами. Героя можно увидеть и на вазах, где тот изображен в доспехах.

Экранизации

В 2004 году вышел приключенческий боевик «Троя» по мотивам поэмы Гомера «Илиада». Роль Ахиллеса в этом фильме сыграл актер .


В фильме Ахиллес помогает микенскому царю Агамемнону подчинять города Греции. Агамемнон мечтает уничтожить непокорную Трою, а тут как раз подворачивается случай. У , брата царя, троянец Парис украл жену, и Менелай является к Агамемнону, требуя мести.

Чтобы соблазнить Ахилла отправиться воевать под Трою, к герою приезжает хитроумный Одиссей, царь Итаки. И герой на своем корабле присоединяется к войску греков, хотя собственная мать предсказала Ахиллесу гибель под стенами Трои.


Воины Ахиллеса первыми высаживаются на троянский берег и вступают в бой, подчистую уничтожив отряд троянских воинов. Царь Агамемнон, однако, прилюдно оскорбил Ахиллеса, когда увидел, что герой отпустил Гектора, предводителя троянского отряда, не пожелав вступить с ним в бой.

После этого случая Ахиллес и его люди не вступают в сражение вместе с остальными греками, а только наблюдают за битвой со стороны. Без Ахиллеса греки не в состоянии одолеть троянцев в бою, и на переговорах те отказываются принимать условия Агамемнона. Троянец Гектор благородно отказывается добивать поверженных греков и заключает с теми перемирие. Ахиллес же собирается вернуться домой и там завести семью и зажить мирно.


Кадр из фильма "Троя"

Позже троянцы нападают на греков под покровом ночи, и отряд Ахиллеса тоже идет в бой, думая, что предводитель с ними. Оказывается, однако, что это побратим Ахиллеса Патрокл вступил в бой в ахиллесовом шлеме, так что ночью и свои, и враги приняли того за Ахиллеса. Гектор побеждает Патрокла в бою и убивает.

После этого планы Ахиллеса меняются. Вместо того чтобы отплывать домой, герой идет к стенам Трои и вызывает на бой Гектора. Победив того в поединке, Ахиллес едет в лагерь греков, а тело Гектора, привязанное за ноги, волочится за колесницей.


В греческий лагерь пробирается отец Гектора царь и умоляет Ахилла отдать тело сына. Ахилл соглашается на это. Позже, когда Троя уже захвачена, Ахиллес мечется по городу в поисках троянки Брисеиды, дочери Приама, в которую герой влюблен. Ахиллес спасает возлюбленную от собственных соотечественников, но в это время самого Ахиллеса расстреливает из лука троянец Парис.

Сюжет «Илиады» в фильме сильно искажен. Отсутствуют некоторые герои, например, троянская пророчица Кассандра и жрец , которые пытались предостеречь соотечественников. Костюмы греков не историчны, как и техника боя, которую используют герои.


Многие герои умирают не там и не так. К примеру, царя Агамемнона у Гомера убила собственная неверная жена уже после возвращения из-под Трои. В фильме же Агамемнона зарезала ножом Брисеида в то время, когда греки грабили Трою.

Сам Ахиллес в «Илиаде» не бегает по гибнущему городу в поисках девицы и не гибнет бесславно на аккуратном газоне. У Гомера Парис сразил Ахиллеса стрелой у ворот города, и за тело героя разгорелась ужасная битва. Греки не желали оставлять тело героя врагам на поругание, и вокруг Ахиллеса происходила настоящая свалка, пока мертвого героя не вынесли с поля боя.

В 2003 году в США вышел двухсерийный фильм «Елена Троянская», тоже по мотивам «Илиады», где роль Ахиллеса сыграл актер Джо Монтана. Здесь Ахиллес – второстепенный персонаж, который появляется в сцене схватки с Гектором и пригвождает того копьем к столбу. Позже Ахиллес нападает на Париса, но тот сражает Ахиллеса выстрелом в пятку.


В 1997 году режиссер снял в США двухсерийный фильм «Одиссея» – вольную интерпретацию одноименной гомеровской поэмы, где речь идет о возвращении царя Итаки домой после троянской войны. Второстепенную роль Ахиллеса здесь играет Ричард Труэт.

Ахиллес появлялся также в сериале «Доктор Кто», в серии под названием «Создатели мифов», которая вышла осенью 1965 года. Корабль Доктора ТАРДИС материализуется под Троей ровно в тот момент, когда Ахиллес сражается с Гектором. Троянец отвлекается, и Ахиллес убивает его, а вышедшего из ТАРДИС Доктора принимает за верховного бога , который прикинулся нищим стариком.


Кадр из сериала "Доктор Кто"

Ахиллес зовет мнимого «Зевса» отправиться с ним в лагерь греков. Там царь Агамемнон требует, чтобы «бог» помог грекам против троянцев, а хитроумный Одиссей считает, что никакой не бог, а троянский шпион. Роль Ахиллеса здесь исполняет актер Каван Кендалл.

Цитаты

«Иди домой, царевич. Выпей вина, приласкай жену. Завтра будем воевать».
«- Ты любишь меня, брат? Ты будешь оберегать меня от врагов?
- Ты задавал мне подобные вопросы, когда тебе было девять, и ты украл у отца лошадь. Что теперь ты натворил?»
«- Прошлая ночь была ошибкой.
- А ночь до этого?
- Я сделала много ошибок на этой неделе».

4. Смерть Ахиллеса (Дарес Фригиец, «Excidium Troiae», 34; Диктис Критский, 4:10-13). Ахиллесу была обещана рука Поликсены, дочери Приапа, царя Трои, если он согласится снять осаду Трои. Но это был заговор с целью убить Ахиллеса. Поликсена потребовала, чтобы он явился с жертвой Аполлону. Когда Ахиллес стоял в храме у алтаря, коленопреклоненный, брат Поликсены Парис метнул в него стрелу. Аполлон направил её в единственное уязвимое место Ахиллеса - его пятку. Ахиллес изображается стоящим на коленях перед алтарем, его пятку пронзает стрела. Или - иначе - его могут поддерживать другие братья Поликсены. Она стоит рядом со своими сопровождающими. В дверях храма виден Парис, в его руках лук. Аполлон стоит рядом. Гомер, у которого Овидий заимствовал сюжеты для своей поэмы, повествует, что Ахиллес погиб в битве. Однако эта версия редко находит отражение в живописи.

Так как каждое из этих событий по разным причинам задевает бога Аполлона, они служат в дальнейшем объяснением мести, которую Аполлон свершает руками Париса над А. на десятом году осады Трои. В этой связи заслуживает внимания вариант мифа, передвигающий убийство Троила на последний год войны, когда оно предвещает скорую кончину A. (Verg. Aen. I 474-478). Особенно прославился А. уже в первые годы войны, когда греки, после неудачных попыток взять Трою штурмом, стали разорять окрестности Трои и совершать многочисленные экспедиции против соседних городов Малой Азии и близлежащих островов. Он разорил города Лирнесс и Педас, плакийские Фивы - родину Андромахи, Метимну на Лесбосе. Во время одной из таких экспедиций А. взял в плен прекрасную Брисеиду и Ликаона (сына Приама), которого продал в рабство на острове Лемнос (Нот. II. II 688-692; VI 397; IX 129; XIX 291-294; XXI 3443).

После сражений, в которых А. побеждает пришедших на помощь троянцам царицу амазонок Пенфесилею и вождя эфиопов Мемнона, он врывается в Трою и здесь, у Скейских ворот, погибает от двух стрел Париса, направляемых рукой Аполлона: первая стрела, попав в пяту, лишает А. возможности устремиться на противника, и Парис сражает его второй стрелой в грудь (Apollod. epit. V 3). В этом варианте сохранился рудиментарный мотив «ахиллесовой пяты», в соответствии с которым достаточно было поразить стрелой пятку А., чтобы убить героя. Эпос, отказавшись от представления о неуязвимости А., ввел действительно смертельную для человека рану в грудь. Смерть А., равно как и его сражение с Пенфе-силеей, в поздних источниках получили романтическую окраску. Сохранилась, в частности, поздняя версия о любви А. к троянской царевне Поликсене и о его готовности ради брака с ней уговорить ахейское войско прекратить войну. Отправившись безоружным для переговоров о свадьбе в святилище Аполлона на троянской равнине, А. был предательски убит Парисом с помощью сына Приама Де-ифоба. В течение 17 дней А. оплакивали нереиды во главе с Фетидой, музы и все ахейское войско. На 18-й день тело А. было сожжено, и прах в золотой урне, изготовленной Гефестом, погребен вместе с прахом Патрокла у мыса Сигей (при входе в Геллеспонт со стороны Эгейского моря) (Нот. Od. XXIV 36-86). Душа А., по верованиям древних, была перенесена на остров Левка, где герой продолжал жить жизнью блаженных (Paus. Ill 19, 11 след.).

Когда греки, наконец, ворвались в Трою, с ними был и Ахилл, но тут одна стрела Париса поражает его уязвимое место - пяту, другая попадает в сердце. По другой версии, Ахилл влюбляется в царевну Поликсену, дочь Приама, и отправляется безоружным, чтобы договориться о прекращении войны, но тут его предательски убивает Парис. Семнадцать дней оплакивала Фетида сына вместе с нереидами, на восемнадцатый день тело Ахилла было сожжено в золотой урне, изготовленной богом Гефестом, а прах погребен вместе с прахом его друга Патрокла. Душа Ахилла поселилась на островах блаженных, и там он женился на Медее (варианты: Ифигении, Елене). Мы приводим разговор Ахилла с матерью после смерти Патрокла в «ИлиаДе»:

и именно в пятку Ахилла, когда он ворвался в Трою, попала отравленная стрела Париса, направляемая рукой Аполлона.

Ахилл (лат. Ахиллес) – один из наиболее ярких и доблестных персонажей древних эпосов о Троянской войне. Он был не просто героем и сыном величественного царя Пелея, но и на половину богом. Его родила неимоверной красы Фетида – одна из богинь моря. Прометей предсказал, что сын Фетиды станет сильнее и могучее своего отца. Боги забоялись конкуренции и выдали Фетиду замуж за мирмидонского царя. У них родился чудесный сынок, которого назвали Лигироном. Но впоследствии он обжог губы пламенем костра и его прозвали Ахиллом, «безгубым».

Ахилл рос настоящим героем, обладал сверхчеловеческими возможностями и имел огромнейшую силу. Но как и все полубоги, он не обладал даром бессмертия.

Фетида очень любила сына и пыталась сделать его бессмертным. Она купала его в водах подземной бурной реки Стикс, что протекает через мир мёртвых, натирала пищей богов – амброзией и закаляла в целебном огне. Во время этих процедур мать держала его за пятку. Так и стал он практически неуязвим для вражеских стрел и мечей, но с единственным опасным для себя местом — пятой. Отсюда и пошло выражение «ахиллесова пята», как символ особой уязвимости. Так говорят про самое слабое место человека.

Отец героя был против обрядов матери над сыном. Он настоял на том,чтобы отдать Ахилла на попечение и воспитания доблестному кентавру Хирону. Хирон кормил мальчика внутренностями вепрей, медведей и львов, обучил азам медицины, военному делу и даже пению.

Ахилл вырос бесстрашным и умелым юношей, но когда началась Троянская война, ему было всего пятнадцать лет. Жрец Калхант напророчил, что Ахилл в этой войне погибнет, но принесёт грекам победу. Фетида боялась отправлять сына на верную смерть, и спрятала его во дворце царя Ликомеда, переодев в платье девушки.

В это время хитрые греки отправили мудрого Одиссея, переодетого купцом, чтобы тот отыскал Ахилла. Одиссей предложил дворцовым барышням посмотреть свой товар. Среди множества украшений был предложен и меч. Когда все девушки любовались драгоценностями, внезапно прозвучал сигнал тревоги. В испуге придворные дамы разбежались, и лишь одна схватила меч и встала в боевую стойку. Это и был Ахилл! Он выдал себя, и ему все же пришлось отправиться на войну.Он был очень храбрым, ловким, сильным воином и полагался только на свои умения. Ахилл знал, что ему отведен короткий жизненный путь и старался жить так, чтобы слава о его доблести дошла до его потомков. Ещё на пути к Трое, на острове Тенедос, он победил местного царя. А уже под стенами Трои, в первом же бою он убил Кикна – героя-троянца.

Был период, когда во время троянской военной кампании Ахилл перестал воевать. Причиной этому стал Агамемнон, который отобрал у него троянскую царевну Брисеиду. Она была дана Ахиллу в награду, как почётный трофей. После отказа Ахилла сражаться, греки стали заметно проигрывать. Ахилл вернулся на поле сражения лишь тогда, когда его друг Патрокл, надевший доспехи Ахилла, пал в бою от руки троянского царевича Гектора. Герой поклялся отомстить за своего друга и сделал это.

В новых боевых доспехах, созданных богом Гефестом, Ахилл нещадно побеждает многих противников, в том числе и Гектора. Двенадцать дней он держал тело у себя, и лишь Фетида смогла убедить его вернуть останки родственникам покойного.

Сам же Ахилл умер от стрелы Аполлона, попавшей ему в ту самую, незащищенную заклятиями Фетиды, пяту. Одни мифы говорят, что его прах похоронен у мыса Сигей, возле могилы Патрокла, а душа героя – на острове Левка. В других рассказах – его тело забрала мать. На самом деле, где именно покоится в течение многих веков герой античной древности Ахилл – неизвестно. До наших дней дошли только сказания о его легендарных боевых подвигах.

Однажды ночью Пелей , увидев своего малолетнего сына в огне, вырвал его из рук матери. Согласно- другой версии, Фетида купала Ахилла в водах подземной реки Стикс , чтобы таким образом сделать его неуязвимым, и только пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой (отсюда выражение «ахиллесова пята»). Оскорблённая вмешательством Пелея, Фетида покинула мужа, и тот отдал Ахилла на воспитание мудрому кентавру Хирону , который выкормил его внутренностями львов, медведей и диких вепрей, обучил игре на сладкозвучной кифаре и пению. Как самый юный из поколения героев - будущих участников Троянской войны - Ахилл не входил в число женихов Елены (по другим версиям мифа, его удержал от сватовства Хирон, обладавший даром предвидения) и не должен был принимать участие в походе. Фетида, зная, что её сыну всё же предопределено судьбой погибнуть под Троей, стремилась спасти его и с этой целью спрятала Ахилла во дворце царя Ликомеда на острове Скирос.

Там Ахилл жил одетый в женские одежды среди дочерей Ликомеда. Здесь от тайного брака Ахилла с дочерью Ликомеда - Деидамией родился сын Пирр , прозванный позднее Неоптолемом . Когда ахейские вожди узнали предсказание жреца Калханта , что без участия Ахилла поход под Трою обречён на неудачу, они отправили на Скирос посольство во главе с Одиссеем . Под видом купцов Одиссей и его спутники разложили перед собравшимися женские украшения вперемежку с оружием (мечом, щитом и др.). По версии, восходящей, вероятно, к Еврипиду. Одиссей велел своим воинам сыграть сигнал тревоги. Испуганные девушки разбежались, тогда как Ахилл схватился за оказавшееся под руками оружие и бросился навстречу врагу. Так опознанный греками Ахилл стал участником похода на Трою. Во главе ополчения мирмидонян на 50 кораблях, в сопровождении своего верного друга и побратима Патрокла , прибыл Ахилл в Авлиду. К этому времени относится его участие в жертвоприношении Ифигении . По Еврипиду (трагедия «Ифигения в Авлиде»), Атриды для того, чтобы вызвать Ифигению в Авлиду (для принесения её в жертву), сообщили ей о бракосочетании с Ахиллом, причём без его ведома; поэтому, когда Ахилл узнал об этом, он готов был с оружием в руках защищать Ифигению. Однако в более ранней версии мифа эта романтическая окраска образа Ахилла совершенно отсутствовала; он был заинтересован в жертвоприношении Ифигении не меньше, чем всё войско, чтобы быстрее отплыть под Трою. По дороге в Трою, во время остановки войска на острове Тенедос, от руки Ахилла погиб царь Тенес ; при первой же схватке на побережье Троады Ахилл убил местного героя Кикна, а вскоре затем - троянского царевича Троила. Так как каждое из этих событий по разным причинам задевает бога Аполлона , они служат в дальнейшем объясне-нием мести, которую Аполлон свершает руками Париса над Ахиллом на десятом году осады Трои. В этой связи заслу-живает внимания вариант мифа, передвигающий убийство Троила на последний год войны, когда оно предвещает скорую кончину Ахилла. Особенно прославился Ахилл уже в первые годы войны, когда греки, после неудачных попыток взять Трою штурмом, стали разорять окрестности Трои и совершать многочислен-ные экспедиции против соседних городов Малой Азии и близлежащих островов. Он разорил города Лирнесс и Педас, плакийские Фивы - родину Андромахи , Метимну на Лесбосе. Во время одной из таких экспедиций Ахилл взял в плен прекрасную Брисеиду и Ликаона (сына Приама ), которого продал в рабство на острове Лемнос
Из дошедших до нас источников образ Ахилла наиболее обстоятельно дан в «Илиаде». Мотив неуязвимости Ахилла не играет здесь никакой роли; Ахилл является храбрейшим и сильнейшим из героев исключительно в силу своих личных качеств. Он знает, что ему суждена короткая жизнь, и стремится прожить её так, чтобы слава о его беспримерной доблести сохранилась навеки у потомков. Поэтому, хотя судьба Елены и Менелая интересует его крайне мало, Ахилл принимает участие в Троянской войне, предпочитая героическую долю долгой, но бесславной жизни. Ахилл очень чувствителен в вопросах чести; поведение Агамемнона , отняв его у Ахилла Брисеиду , присуждённую ему в качестве почётной добычи, вызывает яростный гнев Ахилла, и только вмешательство богини Афины предотвращает кровопролитие среди ахейских вождей. Отказ Ахилла продолжать после этого войну приводит к тяжёлым последствиям для ахейского войска, но Ахилл отвергает попытку примирения со стороны Агамемнона; опечаленный победами троянцев, Агамемнон по совету старца Нестора объявляет через Одиссея и других вождей, что вернёт Ахиллу Брисеиду, даст ему в жёны одну из своих дочерей, а в приданое много богатых городов (кн. IX). Лишь когда троянское войско подступает к ахейским кораблям и троянский герой Гектор поджигает один из них, Ахилл разрешает другу Патроклу, облачившись в его доспехи, вступить в бой, чтобы отогнать троянцев. Конец гневу Ахилла кладёт известие о гибели Патрокла от руки Гектора. Получив от бога Гефеста новые доспехи, (см ст. Щит Ахиллеса)он устремляется в бой, беспощадно поражает убегающих троянцев и с помощью Гефеста одолевает даже восставшего против него бога реки Скамандр. В решающем поединке с Гектором Ахилл одерживает победу, предвещающую, однако, его собственную гибель, о которой он знает от своей матери и вновь слышит из уст умирающего Гектора (кн. XVI- XXII). Насытив свою неистовую ярость, Ахилл выдаёт Приаму за большой выкуп тело Гектора (кн. XXIII-XXIV).
О дальнейшей судьбе Ахилла сообщает поздний пересказ несохранившейся эпической поэмы «Эфиопида». После сражений, в которых Ахилл побеждает пришедших на помощь троянцам царицу амазонок Пенфесилею и вождя эфиопов Мемнона, он врывается в Трою и здесь, у Скейских ворот, погибает от двух стрел Париса, направляемых рукой Аполлона: первая стрела, попав в пяту, лишает Ахилла возможности устремиться на противника, и Парис сражает его второй стрелой в грудь. В этом варианте сохранился рудиментарный мотив «ахиллесовой пяты», в соответствии с которым достаточно было поразить стрелой пятку Ахилла, чтобы убить героя. Эпос, отказавшись от представления о неуязвимо-сти Ахилла, ввёл действительно смертельную для человека рану в грудь. Смерть Ахилла, равно как и его сражение с Пенфесилеей , в поздних источниках получили романтическую окраску. Сохранилась, в частности, поздняя версия о любви Ахилла к троянской царевне Поликсене и о его готовности ради брака с ней уговорить ахейское войско прекратить войну. Отправившись безоружным для переговоров о свадьбе в свя-илище Аполлона на троянской равнине, Ахилл был предательски убит Парисом с помощью сына Приама Деифоба. В течение 17 дней Ахилла оплакивали нереиды во главе с Фетидой, музы и всё ахейское войско. На 18-й день тело Ахилла было сожжено, и прах в золо-той урне, изготовленной Гефестом, погребён вместе с прахом Патрокла у мыса Сигей (при входе в Геллеспонт со стороны Эгейского моря) (Нот. Оа. XXIV 36-86). Душа Ахилла, по верованиям древних, была перенесена на остров Левка , где герой продолжал жить жизнью блаженных (Раиз. III 19, 11 след.).

По происхождению первоначально Ахилл являлся местным фессалийским героем, культ которого распространился также в различных областях Греции. В лаконском городе Прасии существовал храм Ахилла, в котором совершалось ежегодное празднование. Перед расположенным по дороге из Спарты в Аркадию храмом Ахилла приносили жертвы спартанские эфебы. Культ Ахилла был занесён также в греческие колонии на Сицилии и в Южной Италии (Тарент. Кротон и др.). Как место культа почитался жителями могильный курган Ахилла и Патрокла у мыса Сигей. Александр Македонский, а впоследствии римский император Каракалла устраивали здесь погребальные игры. Святилища Ахилла имелись также в городах Византии, Эритрах, близ Смирны. Наконец, локализация умершего Ахилла на острове Левка в устье Дуная объяснялась тем, что как на этом острове, так и в ряде других районов Северного Причерноморья (в Ольвии, у Керченского пролива) имелись храмы, жертвенники и участки, посвящённые Ахиллу.

Ахилл - один из популярнейших пер-сонажей античного искусства: помпейские фрески («Ахилл и Хирон», «Ахилл среди дочерей Ликомеда», «спор Ахилла с Агамемноном» и др.), произведения вазописи (сюжеты «Фетида и Ахилл», «поединок Ахилл с Пенфесилеей», «Ахилл и Брисеида», «Приам перед Ахиллом», «оплакивание Ахилла»), рельефы римских саркофагов и другие произведения. В средневековом искусстве образ Ахилла воплощался в основном в иллюстрациях к произведениям о Троянской войне. Лишь с 16 в. сцены из жизни Ахиллеса получили широкое распространение в живописи (Дж. деи Росси, А. ван Дейк, Н. Пуссен, Дж. Б. Тьеполо, П. П. Рубенс и др.).
Средневековая литература испытала воздействие «Энеиды» Вергилия с его симпатией к троянцам; отсюда значительное принижение образа Ахиллеса по сравнению с Гектором. На протяжении многих веков образ Ахилла появляется в эпических поэмах, посвящённых Троянской войне. С 17 в. к образу Ахиллеса на-чинают обращаться драматурги (в т. ч. трагедии «А.» Ж. Лафонтена;
«Смерть А.» Т. Корнеля; в 18 в.- 1-я песнь поэмы «Ахиллеида» Гёте; в
19 в. - «Пенфесилея» Г. Клейста; в 20 в. - «Ахиллеида» С. Выспяньского; «А. - мститель» А. Сюареса). В музыкально-драматическом искусстве особенно частым было обращение к эпизодам жизни А. на Скиросе. Первые оперы: «Деидамия» Ф. Кавалли; «Ахиллес на Скиросе» А. Драги; «А. на Скиросе» Дж. Легренци. Наиболее значительными произведениями последующего периода были оперы: «А. на Скиросе» Р. Кайзера; «Ахилл и Деидамия» А. Кампра; Деидамия» Генделя. В 1736 сюжету дал новую жизнь П. Метастазио; его пьесу «Ахилл на Скиросе» использовало более 30 композиторов, в т. ч. А. Кальдара, Н. Иоммелли, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти. Популярны также были сюже-ты, связанные с участием А. в Троянской войне (оперы «Умиротворение Ахилла» А. Драги и А. Лотти, опера «Ахилл и Поликсена» Ж. Б. Люлли и П. Коласа, «Разрушение Трои» Р. Кайзера и мно-гие др.). Сюжет «Гнев Ахиллеса» также прив-лёк многих композиторов, в т. ч. Г. Доницетти

Некий блондин «родом скиф », рожден был, по одной из легенд на берегах Керченского пролива.

Страбон, «География», VII, 4: «С левой стороны, если вплывать из моря в Киммерийский Боспор, в двадцати стадиях от Пантикапея, находится городок Мирмекий. Дальше на двойном таком расстоянии от Мирмекия лежит деревня Парфений. Против нее находится самая узкая часть пролива на протяжении примерно двадцати стадиев. Здесь на противоположном азиатском берегу пролива расположена деревня, называемая Ахиллей

Предшественниками пролива Боспор Киммерийский в разные времена были: Акмонайский ров от Феодосии к Каменке у основания Арабатской стрелки, затем Узунларский (Ассандров) вал от горы Опук к с. Новоотрадное. Уже в ранне-античное время удобный проход для морских судов из Черного моря в Азовское существовал из нынешнего озера-лимана Чурбаш к озеру Чокрак.

Можно лишь говорить о чрезвычайно высокой динамике тектоники, рельефа, речной сети и береговой полосы Керченского полуострова. Это связано, прежде всего с тем, что в основании керченских известняков, достаточно плотных и тяжелых, лежат пластичные глины. Каждое катастрофическое землетрясение (а, в среднем, это происходило сотни раз за историческое время с периодичностью примерно в 80 лет) помимо тектонических нарушений приводило к тому, что глины увлажнялись морскими и речными водами. В контакте известняков и глин образовывались так называемые «зеркала скольжения»: по влажной поверхности глины под действием сил тяжести и силы Кориолиса (вращение Земли) крупные блоки известняка, песчаника и других плотных пород скользили, смещались вниз и к западу, разрывались трещинами и разломами. Одновременно с этими процессами постоянно происходит и пододвигание плиты Черного моря с юга под основание Русской равнины. Это определяет подъем блоков земной коры с плотными осадочными породами: на юге образуются обрывы, а северные склоны плавно переходят в равнины или в дно Азовского моря.

Реки Дон и Кубань выносят огромное количество осадочных отложений, который оказывают давление на земную кору и вызывают прогибание континентального шельфа.

О раннем периоде колонизации берегов Керченского пролива и вообще региона Керчи данные может получить, в основном, подводная археология. При этом надо отдавать себе отчет, что древние артефакты уже давно уничтожены землетрясениями и подводными оползнями.
В мифе об Ахилле важнее другое:

    Ахилл не был греком. Его белокурые волосы обращали на себя внимание в той же мере, как и особые приемы боя, не известные ни грекам-ахейцам, ни троянцам.

    Ахилл не был скифом, поскольку во времена Троянской войны (той самой главной) до появления в Северном Причерноморье скифов было еще несколько сот лет. Ахилл не ездил верхом – таким образом, нельзя утверждать, что он принадлежал к арийским (северо-иранским) народам юга Русской равнины, где впервые в мире была освоена верховая езда. Скифы никогда не обозначили себя в истории, как умелые мореплаватели. Из истории Средних веков известно, что коренное население обоих берегов Керченского пролива обеспечивало морские перевозки готов, аланов, гуннов, россов для набегов на города Малой Азии и Средиземного моря. Есть смысл считать Ахилла выходцем из коренной общности циркумпонтийских народов (фракийцы, тавры, колхи).

    В скандинавских сагах утверждается, что легендарная родина викингов Асгард находилась у южного моря. Известный исследователь-экспериментатор древних морских путей Тур Хейердал доказал, что страна Асгард находилась в нижнем течение реки Дон у Азовского моря. Само по себе слово «ас» означает профессионального воина и в германских, и в тюркских, и в адыго-абхазских языках.

    Белокурых сираков (одно из приазовских племен) упоминают надежные исторические источники уже и в начале средних веков. Современная генетика также утверждает, что именно в Северном Причерноморье в результате мощного мутационного воздействия (возможно, совпавшего по времени с так называемым Черноморским, или Девкалионовым потопом) около 7 тысяч лет назад впервые на Земле появились голубоглазые блондины.

    Самое важное: экономические, а точнее транспортно-географические причины союзнических отношений между Ахиллом с его северными воинами и эллинами. Как показывает достоверная история Боспорского царства и его отношений с Афинами, основой многовекового сотрудничества была торговля зерном, прежде всего пшеницей твердых сортов. Из «Илиады» вполне ясно видно, что ментальность Ахилла резко отличалась от культурных и психологических стереотипов его греческих союзников. Но Ахилл был послан своим народом, чтобы устранить «лишнее звено» в лице Трои на пути поставок пшеницы в страны Средиземного моря. Вполне понятна и роль Хитроумного Одиссея с нищего по природным ресурсам островка Итака. И грекам, и «скифам» Ахилла нужна была «победа, одна на всех».

Ахиллес участвует в войне ахейцев против Трои (1156-1136 г. до н.э .). Троянские войны на самом деле составляли огромную эпоху в развитии эллинских цивилизаций на Балканах и в Малой Азии. Если принимать во внимание реальные артефакты из археологических раскопок Трои (курган Гисарлык в Турции), то столица троянцев разрушалась по крайней мере 9 раз. Иногда по сейсмическим причинам, но основные причины были в том, что троянцы обогащались за счет торговых пошлин при поставках пшеницы твердых сортов из черноземной зоны юга Русской равнины в регионы Средиземного моря. Разрушение Трои (Илиона) около 1140 года археологически соответствует седьмому слою, то есть это Троя-7 . Троя-1 разрушена еще 5 тысяч лет назад, уже тогда южнорусские черноземы давали самую лучшую в мире пшеницу, а высокие пошлины за ее транспортировку в Средиземноморье давали повод к войне.

Лев Диакон Калойский в «Истории», ссылаясь на Флавия Арриана, пишет: «Пелеев сын Ахилл был родом скиф из небольшого города Мирмикиона, стоявшего близ озера Меотиса (Азовское море), и уже после, изгнанный скифами за необузданность, жестокость и высокомерие духа, он поселился в Фессалии. Ясным доказательством этому служат покрой его плаща с пряжкой, привычка сражаться пешим, светло-русые волосы, голубые глаза, безусловная отвага, вспыльчивость и жестокость». Далее Лев Диакон называет Ахилла тавроскифом. Еще во времена Овидия на рубеже новой эры Северное Причерноморье называлось Ахилловой землей. Описывая события русско-византийской войны Лев Диакон сообщает о трупосожжении в войске Святослава Игоревича и говорит, что русские «приняли… эти эллинские таинства от товарищей Ахилла». Да и Гомер, описывая этого героя, постоянно подчеркивает: «не стригущий власов», «длиннокудрый» — это характерная черта в описании северных «варваров» у греческих, а позже и у римских авторов. Понятно, что эта черта приписывается тому, что Ахилл посвятил свои волосы Сперхею и должен был постричб их в определенное время, но, тем не менее, существует и такая точка зрения.