Рой Медведев
Непрерывное развитие языков: их влияние друг на друга и конкуренция
Все языки без исключения и все национальные культуры представляют огромную ценность не только для своего народа, но и для мировой цивилизации. У языков (как и у стран, народов, наций) судьба складывалась и продолжает складываться по-своему. Они имеют не только разную историю, но и разную степень влияния и распространения в мире, а следовательно, и разный статус. Языки развиваются вместе с экономикой, культурой, государственными структурами, вместе с совершенствованием науки и техники. У каждой из стран уровень такого развития свой, что отражается и в их языке.
1. Язык языку - не враг
Языки, взаимодействуя, обогащают друг друга, дополняют, но могут и конкурировать. Однако в любом случае они требуют заботливого обращения. Примитивный национализм (и со стороны малых, и со стороны больших наций) опасен для судеб любого языка. Самый недавний конфликт в этой области - ситуация, сложившаяся на Украине. Мало того, что работу всех судебных и правоохранительных органов велено вести только на украинском языке, но рекомендовано и запретить выпускникам русскоязычных школ сдавать экзамены в вузы на русском языке. Это решение, по мнению чиновников, сократит количество детей, поступающих в русскоязычные школы Украины. Но их и так не слишком-то много. 1 сентября 2005 года в русскоязычные школы Украины отправилось лишь около миллиона из пяти миллионов украинских школьников. Между тем почти 40 % жителей Украины называют русский родным языком.
Комментируя принятое решение, спикер Верховной рады заявил: «Если Украина будет иметь русский язык еще одним государственным языком, то украинский язык будет утрачен, а вместе с ним и само государство». Следующий шаг - изгнание русского языка из телевизионных программ (во всяком случае, такое предполагается). А между тем большей опасностью для Украины, на мой взгляд, станет отказ от русского языка - как языка культуры и общения наряду с украинским.
Символическое изображение одной из древних школ в Европе.
Проблема безусловно существует, и найти для нее решение совсем не просто - об этом говорят примеры других стран. В Швеции, например, с появлением Интернета наибольшим спросом стал пользоваться английский язык в ущерб шведскому. Заботясь о своей национальной самобытности, шведы на референдуме отказались вступить в зону евро и настояли на сохранении шведской кроны. Но как бороться со всеобщим увлечением британскими версиями в Интернете? В последние десять лет в Швеции резко уменьшился спрос на книги и журналы на шведском языке, лишив шведских авторов стимулов писать для своих читателей. Как реагирует на это государство? Отнюдь не мерами принуждения, а материальной поддержкой шведских писателей и шведских книгоиздателей. Даже крупные судостроительные фирмы получают задание: обеспечить несколько переводных или оригинальных изданий на шведском языке.
Сходные ситуации мы видим в Венгрии, Хорватии, Чехии, где спрос на немецкие книги и журналы опережает спрос на отечественные.
Знаменитый аварский поэт Расул Гамзатов часто говорил: «Язык языку - не враг».
И вправду. Знание каждого языка - дополнительное богатство к тому, которым каждый из нас располагает, владея родным языком. Вот только один пример. Летом 2005 года, отдыхая у своего брата Жореса в Лондоне, я познакомился с семьей казахского бизнесмена, представляющего в Британии одну из крупных казахских фирм. Со своими британскими партнерами эти люди говорят по-английски, в кругу семьи - по-русски, а в Казахстане - преимущественно по-казахски. У них нет никаких комплексов: свободное владение несколькими языками обеспечивает процветание и этим людям, и их делу.
Наиболее распространенными в мире считаются десять языков - английский, арабский, испанский, португальский, китайский, немецкий, русский, французский, хинди и японский. Английский выступает как государственный язык во многих странах мира, разбросанных по всем континентам. Арабский язык наряду с арабскими государствами распространен и в некоторых неарабских странах, где выступает как язык мусульманской теологии. Испанский преобладает в Южной и Центральной Америке. На португальском говорят в Бразилии и в некоторых странах Африки. Французский - один из двух государственных языков Канады, он принят и во многих странах Африки (следы бывшей колониальной системы). Русский распространен на всей территории бывшего Советского Союза.
Французский исследователь Египта Жан Франсуа Шампольон с помощью так называемого Розеттского камня впервые сумел прочесть египетские иероглифы. Случилось это в 1822 году. Текст на камне, найденном близ Розетта в 1799 году во время египетского похода Наполеона, был написан на древнеегипетских языках и повторен на греческом.
Эти основные языки имеют определенные преимущества, которые нельзя игнорировать: именно они бывают рабочими языками на большинстве международных конференций и совещаний, почти все они входят в число официальных языков ООН.
В последние 20 лет в школах и вузах всех стран мира непрерывно растет число людей, стремящихся овладеть английским языком, открывающим дорогу не только к общению, но и к богатствам нескольких больших и развитых культур. За тот же период уменьшилось число изучающих в мире русский, немецкий и французский языки, как правило, в пользу английского. Растет (хотя и медленно) число школ, в которых за пределами Китая изучают китайский язык. Так, например, несколько школ с обучением на китайском открылись в России. Процессы серьезные и объективные, их необходимо изучать и учитывать, но их нельзя регулировать принудительно.
Языки небольших народов изначально могут быть древнее и богаче языков некоторых крупных наций. И тем не менее остаются языками общения и культуры лишь на сравнительно небольших территориях. Наиболее древние языки на территории СНГ - грузинский и армянский. Их корни уходят к началу и даже за пределы новой эры. И письменность, и богатая литература на этих языках существовали уже в X–XII веках. Однако сегодня эти языки распространены на сравнительно небольших территориях - обстоятельство, существенно сдерживающее их развитие.
Книгопечатание на грузинском языке в наши дни заметно сократилось по сравнению с последними десятилетиями существования Грузинской ССР. У Грузии, увы, пока нет таких средств на поддержку грузинских книгоиздателей, которыми располагает та же Швеция, стимулирующая шведские книгоиздательства. Поэтому, как мне представляется, опора на русский язык и на российское культурное и информационное пространство могла бы помочь сегодня развитию и грузинского языка, и грузинской литературы.
Русский язык более молодой, чем грузинский и армянский. Однако после крушения татаромонгольского ига Россия начала быстро развиваться как независимое государство, а потом и как мощная империя. Все это очень способствовало распространению и развитию русского языка по всем направлениям и во всех своих пластах: и как литературному языку, и как письменно-деловой речи, и как языку науки и дипломатии, и как языку права, и как языку морскому и военному, и как языку степей, и как языку гор…
Возможности России, крупного государства, позволили еще в XIX веке перевести на русский все наиболее значимое из европейских культур, а в конце того же века создать первую Большую российскую энциклопедию. В XX веке идеологические преграды тормозили развитие русского языка, и все же оно продолжалось и было достаточно мощным.
Судьба белорусского языка сложилась менее удачно, ибо белорусам как народу не удалось ни в Средние века, ни в Новое время создать независимое национальное государство. Белорусский литературный язык (в широком смысле этого слова) сложился или начал складываться еще в XV–XVI веках. Однако в последующие сто лет Белоруссия оказалась в зависимости от Польши, и белорусский язык был полностью вытеснен польским. Тормозом к развитию языка стало и то, что в Белоруссии не возникло своей аристократии, своих законов, своей армии.
Влияние людей друг на друга – это искусство, которому можно научиться. Влияние может быть разным: пагубным для здоровья и психики человека или наоборот положительным, благотворным. Влияние может быть реальным или скрытым , и может происходить в любое время дня и ночи. В любой ситуации влияние людей друг на друга есть звеном одной цепочки под названием – общение.В общении важными есть личностные качества человека, которые могут притягивать к нему людей или наоборот, отталкивать. Среди этих качеств главную роль играют – уверенность в себе, коммуникабельность и харизматичность. Кроме личностных качеств человека существуют и психологические приёмы, техники использование которых позволяет повысить эффект влияния.
Действие приёмов психологического влияния базируется на особенностях человеческой психики и особенностях психологии восприятия человека человеком. Рассмотрим наиболее популярные, используемые приёмы и техники психологического влияния предложенные М.Р.Душкиной.
1. Популярная в последнее время во всех отраслях человеческой жизни техника НЛП или нейролингвистического программирования основанная на Эриксоновском гипнозе. Используется с целью изменения человеческого поведения и мышления. НЛП основывается на идее, что язык, сознание и тело человека формирует картину его модели мира, которую можно изменять с помощью определённых методик.
2. Техника манипулирования значением или семантическое манипулировани е. Суть техники заключается в тщательном отборе слов, фраз, словосочетаний с помощью которых в сознании человека вызываются определённые положительные или отрицательные образы, ассоциации. Техника влияет на стереотипность человеческого мышления. Умелое использование этой техники позволяет удачно манипулировать группами людей.
3. Техника дезинформации или фальсификации данных . В этой технике используется старомодный, но актуальный и сегодня приём манипуляции информацией в моменты принятия важных решений. Вдруг, по какой-то непонятной случайности появляется «правда, которая долго замалчивалась», общественность в поисках истины переключает своё внимание на очередную фальшивку, тем самым отвлекаясь от реальной проблемы. Главное в этой технике есть то, что источнику, распространяющему неправдивую информацию должны доверять и не ставить под сомнение правдивость его высказываний. Опровержение дезинформации происходит в большинстве случаев незаметно и уже никак не может повлиять на сформировавшуюся ложную социально-психологическую установку. Ещё Ларошфуко по этому поводу заметил: «Ложь иной раз так ловко прикидывается истиной, что не поддаться обману значило бы изменить здравому смыслу».
4. Техника использования слухов заключается в распространении слухов . Передаётся информация, которая даёт возможность пофантазировать над продолжением сюжетной линии. Подобная информация основывается на ложных сведениях и есть результатом дефицита информации.
5. Техника анонимной информации . Совершенно секретно, по знакомству передаётся информация, полученная из «анонимных источников».
6. Техника обесценивания – самый грубый приём влияния. Приём «поливания грязью» состоит в формировании отношения к определённой теме или человеку. Такой приём применяется в контрпропаганде.
7. Техника апеллирования . Эффект «социального доказательства» ещё известен как «народ против…». Суть этого приёма – это обращение к эмоциям человека, использование эмоции страха. Эта техника очень популярна в СМИ и в политике.
8. Техника сопоставлений или исторических фактов . В этой технике сочетаются два приёма влияния: - нахождение в истории любого более или менее подходящего примера и нагнетание эмоционального напряжения вокруг него; - использование лести в обращении к людям типа: «Мы же с вами умные люди и не допустим повторения….».
9. Техника конструирования или самосбывающегося пророчества . Методом подбора малоизвестного факта раскручивается сюжет, который обрастает сплетнями и домыслами, но уже никто не сомневается в его истинности, ведь людьми руководит то, во что они хотят верить.психология влияния
10. Техника превращения . На мнение или точку зрения, которая кого-то не устраивает нужно влиять постепенно. За основу берутся некоторые моменты с которыми все согласны и постепенно белое становится чёрным, а чёрное – белым. По этому поводу высказывался ещё сам Вовенар: «…не надо осмеивать общественное мнение. Вы этим только оскорбляете людей, но не убеждаете их…».
11. Техника подмены фактов . В одном сообщении подаются различные факты: правдоподобные, неправдоподобные, выдуманные правдоподобные. «Полуправда опаснее лжи; ложь легче распознать, чем полуправду, которая обычно маскируется, чтобы обманывать вдвойне»: Т.Гиппель.
12. Техника дефрагментации, приём потока сознания . Вся информация подаётся одним потоком, поэтому воспринять такое количество фактов и аргументов практически невозможно. Невозможно также сделать анализ и сортировку этой информации.
13. Техника отвлечения . Эмоционально окрашенная второстепенная информация может отвлечь внимание от важной, но не желательной информации. Эта техника ещё называется приёмом «копченой селёдки» - чтобы сбить собаку со следа, необходимо по следу протащить копченую селёдку.
Влияние в психологическом воздействии – осуществление своих функций субъектом воздействия, его деятельность, приводящая к изменению каких-либо особенностей индивидуальности объекта, его сознания и поведения . Социальное влияние имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ человека на некую проблему более сближается с ответом другого человека, чем с собственным первоначальным ответом, т.е. Поведение одного человека становится подобно поведению других людей.
Виды влияния . Индивидуально-специфическое влияние лица, осуществляющего психологическое воздействие, заключается в передаче (или навязывании) людям еще не освоенных ими образцов личностной и другой активности, в которых выражаются его индивидуально-психологические характеристики (доброта, общительность или, наоборот, недоброжелательность, эгоизм и т.п.).
Функционально-ролевое влияние субъекта психологического воздействия – форма осуществления им своих функций и взаимодействия с другими людьми, выражающаяся в навязывании другим людям социальных ценностей и поступков, способов возможного поведения, задаваемых теми целями, которые он преследует, и определяемых той ролью, которую он играет (или исполняет).
Направленное влияние – это такое влияние субъекта психологического воздействия, которое ориентировано на определенных людей или их конкретные личностные качества и социально-психологические особенности. Направленное влияние бывает прямым и косвенным. Прямое влияние – это непосредственное влияние самого субъекта психологического воздействия или его личностных качеств на других людей. Косвенное влияние – воздействие, направленное не непосредственно на объект влияния, а на окружающую его среду. Ненаправленное влияние – это влияние, не нацеленное на какой-то определенный объект.
Конформность и внушаемость .
В связи с проблемой социального влияния следует различать конформность и внушаемость. Конформность – подверженность человека групповому давлению, изменению своего поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней. Внушаемость , или суггестия – непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).
Виды конформности : а) внутренняя личная конформность (усваиваемая конформная реакция) – мнение человека действительно меняется под воздействим группы, человек соглашается, что группа права, и изменяет свое первоначальное мнение в соответствии с мнением группы, впоследствии проявляя усвоенное групповое мнение, поведение и при отсутствии группы; б) внешняя, публичная конформность – демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего, чтобы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей) при сохранении собственного мнения в глубине души.
Нонконформизм выступает как опровержение человеком мнения большинства, как протест подчинения, как кажущаяся независимость личности от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения большинства является основой для поведения человека. Конформизм и нонконформизм – это родственные свойства личности, это свойства положительной и отрицательной подчиненности влияниям группы на личность, но именно подчиненности.
Темы рефератов:
1. Большие социальные группы: понятие и виды.
2. Стихийные группы и массовые движения.
3. Способы психологического воздействия в больших социальных группах.
4. Этнопсихология.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с.
2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 560 с.
4. Сущенко С.А. Социальная психология. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
5. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2004. – 767 с.
На протяжении всей истории цивилизации прослеживается одна интересная и вполне закономерная связь - взаимодействие искусства и власти. Казалось бы, как могут две совершенно разные сферы человеческой жизнедеятельности влиять друг на друга? Но тем не менее, при рассмотрении таких категорий, как искусство и власть, становится очевидным, что они гораздо ближе, чем это видится изначально. Они обе воздействуют на волю и эмоции человека, изменяя их и подчиняя определенной цели.
Как искусство влияет на власть
Для того чтобы понять природу взаимодействия между политическим строем и творчеством, необходимо знать, что они собой представляют.
Власть - это способность и возможность оказывать определенное воздействие на поведение и деятельность людей с помощью набора тех или иных средств.
Искусство - важнейшая часть культурной жизни, разновидность духовно-практического освоения мира и взаимосвязей в нем.
Искусство является воплощением полета фантазии, проявлением свободы и творческого духа человека. Тем не менее, оно нередко использовалось власть имущими для достижения определенных политических и религиозных целей. Каким образом это делалось? Суть в том, что и искусство, и власть способны завладевать умами народа и навязывать ему определенную линию поведения. Благодаря работам выдающихся скульпторов, поэтов и художников, руководители стран укрепляли свой авторитет, принижая противников, а разные города поддерживали свою славу и престиж.
Искусство позволяет воплотить в реальность обряды и религиозные символы, создать идеальные и величественные образы правителей. Их наделяли необыкновенными качествами, мудростью и героизмом, что несомненно вызывало восхищение и уважение граждан.
Таким образом, нельзя недооценивать влияние власти на искусство, которое становилось отличным орудием в установлении определенного политического режима. К сожалению, зачастую простой народ становился жертвой обмана, что достигалось с помощью работ поэтов и писателей.
Искусство и власть в древности
Если рассматривать взаимодействие двух этих отраслей социальной жизни, то становится очевидным, что еще много веков назад это было очень важным инструментом влияния на людей. Особенно сильно искусство и власть зависели друг от друга в древних сверхдержавах. Так, Римская империя периода расцвета славится своими скульптурами, изображавшими императоров и полководцев. Мы видим их идеальное телосложение, классические черты лица, наполненные смелостью и мужеством, и невольно проникаемся к ним уважением. Что уж говорить об их современниках?
Очень интересно переплетались искусство и власть в Древнем Египте. Его религия зороастризма наделяла фараонов силой мифических существ. Нередко их изображали с человеческим телом и головой животного. Это подчеркивало их божественную силу.
Средневековье
Если рассматривать искусство и власть в более поздний период, то можно проследить существенные изменения. Приемы скульпторов, художников и поэтов стали более изощренными, так как повлиять на сознание человека становилось все сложнее. Теперь писатели по заказу королевской администрации создавали витиеватые поэмы, в которых описывали подвиги и величественные поступки правящих особ. Искусство тех времен подарило человечеству немало выдающихся артефактов. Так, Наполеон I, стремясь увековечить силу и мощь своей армии, распорядился о создании в центре Парижа Триумфальной арки, которая великолепно сохранилась до наших дней.
Соотношение власти и искусства в нашей стране
История взаимодействия этих категорий в России возносится к 15-му веку. В это время Византия, являвшаяся наследницей Древнего Рима, пала под натиском варваров. Культурным и православным центром Евразии стала Москва. Наше государство переживало бурный географический и экономический рост, что требовало создания соответствующего имиджа. Двор московских царей стал пристанищем для выдающихся культурно образованных и религиозных деятелей. В их число вошли талантливые иконописцы, архитекторы, музыканты и строители.
Актуальность влияния искусства на власть сегодня
Конечно, в современном мире все изменилось, но описываемая тема (власть и искусство) остается очень важной и актуальной. Особенно сильна взаимосвязь этих отраслей деятельности в периоды значительных политических и социально-экономических перемен. Сейчас практически отсутствует цензура, а это значит, что любой человек, стремящийся выразить свои мысли и идеи с помощью искусства, может это сделать, не опасаясь быть наказанным. Это очень важный прорыв, касающийся свободы творчества и духа.
Как искусство влияет на власть в наше время? Сейчас эти два понятия очень сильно отдалились друг от друга, так как люди могут получить достоверную и полную информацию о внутренней и внешней политике своего государтсва, а также открыто высказать свое мнение. Уже нет необходимости влиять на умы населения с помощью красивых стихов и скульптур с целью укрепить авторитет.
Выставки на тему влияния власти на искусство
Периодически в разных городах проходят выставки, освещающие эту проблему. Они представляют большой интерес для тех, кто увлекается историей и политологией. Не так давно подобная выставка прошла в шведском музее. Она носила символическое наименование "Искусство для властителей". На ней можно было увидеть более 100 экспозиций с участием 400 экспонатов различных эпох.
Влияние людей друг на другаКлод Штайнерв своих книгах разоблачал безграмотное утверждение, что люди не могут влиять на чувства друг друга. Наоборот мы вызываем ответные чувства у других людей.
На лекции, где он представлял эту точку зрения, один джентельмен поднялся и прервал его: «Я совершенно не согласен», - воскликнул он, - «Вы не можете меня заставить чувствовать что-либо!»
К.Штайнер далее пишет: «Мне до сего дня стыдно признаться, что я заглотнул наживку. Прикинувшись рассерженным, я сказал: «Это самая глупая вещь, которую я когда-либо слышал. Садитесь!» Ошеломлённый он залился багровым румянцем и сел. Перейдя из жесткого и критичного эго-состояния в состояние Взрослого, я задал вопрос: «Могу я спросить вас кое о чем?» «Пожалуйста», - сказал он. «Что вы чувствуете в данный момент?»
«Ничего», - ответил он. Я обратился к остальной аудитории и спросил: «А кто-нибудь из вас почувствовал что-либо?» Взметнулось несколько рук. Люди говорили о том, что чувствовали гнев по отношению ко мне, растерянность, смущение, испуг и т.п.
Хотя я и настоял на своём, я ощущал тревогу, неловкость, поскольку я действовал в прямом противоречии с другим важным принципом: не использовать властные игры и оберегать трансакции от участия Свинского Родителя. Я чувствовал вину из-за способа, с помощью которого общался со своим собеседником, и ответственность за вред, который я мог причинить ему. Для меня этот случай стал на всю жизнь напоминанием и я больше никогда не использовал эту технику для иллюстрации своей точки зрения и до сих пор испытываю неприятные чувства по поводу того, что сделал тогда.»
Клод Штайнер развил основные принципы эмоциональной грамотности.
ВАЖНОСТЬ ЭМОЦИЙ
В нашей жизни мы все оказываем влияние друг на друга. Мы влияем друг на друга нашими действиями, нашими словами. Если мы находимся рядом вместе - мы влияем друг на друга. Если один из нас вдруг отсутствует, то и его отсутствие влияет на нас.
Но самое активное влияние мы оказываем друг на друга с помощью эмоций. Наше взаимодействие может быть успешным и позитивным, а может быть разрушительным и негативным. Своё отношение друг к другу мы выражаем с помощью эмоций. Эмоции - это внешнее выражение тех чувств, которые есть у нас внутри. И если мы понимаем чувства, то тогда и эмоции выражаем адекватно. Если же не понимаем чувства, то наши эмоции становятся нашими врагами. Они тогда не способствуют взаимодействию друг с другом, а наоборот мешают этому.
Все эмоции могут быть в огромной степени помогающими, позитивными и увеличивающими нашу личную силу, и они же могут быть деструктивными и делать нас бессильными. Если мы эмоционально грамотны - это означает, что мы имеем эмоции, знаем какие они и насколько сильны, и мы знаем, что вызывает их в нас и в других. Мы учимся как, где и когда выражать их, и учимся их контролировать. Мы понимаем, как они действуют на других людей, и берём на себя ответственность за этот эффект.
Когда мы эмоционально грамотны, то наш Взрослый активно применяет и работает рука об руку с эмоциональными навыками, чтобы произвести желаемые перемены в своей жизни.
Эмоциональная грамотность увеличивает нашу личную силу. Она делает нас ещё более лучшими родителями, партнёрами, коллегами, учителями, любимыми, бизнесменами, учёными…