ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Самодельные дисковые пилорамы своими руками. Принцип изготовления ленточной или дисковой пилорамы своими руками. Что учесть при проектировании пилорамы

Для работ на своём участке рано или поздно может потребоваться пилорама . Механизм используют для первичной обработки деревянных стройматериалов. Не секрет, что простейшие модели дисковой пилорамы можно изготовить своими руками. Разобраться, как это сделать, помогут инструкции специалистов, хитрости народных умельцев, фото и примеры чертежей.

Принцип работы дисковой пилорамы

Такой тип пилорамы наиболее удобен для использования в бытовых целях. Сконструировать его легче, чем механизмы иного принципа работы (ленточный или шинный). На дисковой пилораме, как правило, производят распил крупных и средних брёвен на брус, доску, рейки, шпон. Основные функциональные элементы инструмента:

  1. Силовая установка. Чаще всего - электродвигатель. Он должен задать вращающемуся механизму необходимую частоту оборотов, чтобы обработать дерево.
  2. Узел реза. Состоит из одной или двух дисковых пил, надетых на вал. На фабричных станках они могут быть наклонены друг к другу, чтобы обеспечить распил под заданным углом.
  3. Блок управления пилорамы. Отвечает за пуск и остановку, изменение скорости вращения вала двигателя.
  4. Подающий механизм. Помогает двигать заготовку к точке распила. В заводских моделях пилорамы может быть движущим. В сконструированных своими руками - статичный, нужен для удобной фиксации бревна на поверхности.

Процесс распила

Для изготовления пилорамы в домашних условиях не нужно обращаться к сложным чертежам и схемам. Для обеспечения единоразовых строительно-монтажных потребностей своего дома и земельного участка лучше максимально упростить конструкцию. Облегчённый вариант работает безопаснее. Специалисты советуют остановиться на следующей схеме:

  • прочная рабочая плоскость (она же - удобная неподвижная подающая линия);
  • дисковая пила на шпиндельном или электродвигательном валу;
  • надежная фиксация обоих элементов в одной плоскости.

Подготовка к сборке дискового механизма. Монтаж рабочей поверхности

В работе по изготовлению пилорамы вам понадобится составить чертёж. Поскольку устройство само по себе не сложное, можно взять один из типовых. Сборка начинается с монтажа рабочего стола. Он должен быть устойчивым, прочным, выдерживать тяжесть бревна, поэтому деревянные части следует усилить металлом.

Для работы над основой пилорамы вам потребуются:

  • металлические пластины;
  • деревянные доски;
  • гайки;
  • шурупы;
  • винты;
  • инструмент для фиксации крепёжных материалов;
  • приборы для обработки металла и древесины.

Особое внимание обратите на пилу. Она может иметь электрический или бензиновый двигатель. Мотор и будет выполнять функцию вращающего устройства при помощи шкива, увеличивающего частоту оборотов вала.

Внимание! Диаметр режущего диска пилорамы должен быть не менее 500 мм. Чем больше, тем лучше. Оптимальная толщина - 3 мм. Материал - сталь или дюралюминий. Диск должен иметь 2 или 3 зубца.

Определившись с размерами стола, приступайте к его сборке:

  1. Сварите раму, располагая опоры крест-накрест для большей устойчивости и надёжности пилорамы.
  2. Прочно зафиксируйте на ней металлическую плиту (реже берут деревянную). Нередко опоры крепятся к деревянной крышке, а уже сверху неё кладётся тяжёлый металл цельным листом или пластинами (фиксируются болтами).
  3. Сделайте по центру прорезь, в которую впоследствии будет углублена дисковая пила. Размеры отверстия должны обеспечить минимальный зазор между самой плитой и режущей поверхностью. Прорезь стоит раззенковать, а затем скрепить винтами.

Совет. Заранее рассчитайте и проделайте в плите отверстия для закрепления двигателя.

Монтаж двигателя и заключительный этап сборки пилорамы

Установка двигателя - самое сложное в процессе изготовления домашней дисковой пилорамы. Он требует придирчивой точности и надёжности соединений. Разболтанные элементы не смогут выполнять свои задачи качественно. Кроме того, они довольно опасны для здоровья и жизни рабочего за станком.

Заключительный этап конструирования пилорамы:

  1. К нижней стороне плиты крепятся подшипники и шкив, который соединяют страховочным ремнём с пилой. Эта хитрость защитит двигатель при заклинивании пилы.
  2. Ремни хорошенько натягивают, не забывая о массе и мощности самого двигателя.
  3. Пила крепится строго посередине рабочей поверхности.
  4. Основную часть работ завершает монтаж упорной площадки для бензинового или электродвигателя. Она должна быть подвижной относительно вала.

Хорошая пила с двигателем - это сбалансированный механизм с корректным углом расположения распиливающего диска, который производит ровный срез и края. Весь процесс сборки даже элементарного механизма пилорамы требует серьезного подхода. Тонкости и пример монтажа вы можете оценить на видео.

Перед работой запаситесь не только необходимыми материалами, но и терпением. В этом случае вы соберете доступный аналог дорогостоящим станкам и самостоятельно изготовите альтернативу некачественным фабричным пиломатериалам.

Самодельная пилорама: видео

Популярность древесины в частном строительстве остаётся высокой даже с появлением самых новых строительных материалов. Во многом этому способствует её приемлемая стоимость, доступность и простота обработки. Несмотря на то что сегодня можно без проблем купить подходящую доску, брус или рейку, вопрос самостоятельного распила брёвен интересует каждого экономного хозяина. И это закономерно, ведь затраты на приобретение делового леса не идут ни в какое сравнение со стоимостью обрезного пиломатериала. Конечно, держать собственную лесопилку ради того, чтобы подправить забор или отремонтировать крышу, нецелесообразно. Если же речь идёт о начале строительства на пустом участке, то собственная пилорама будет очень кстати. А сэкономить на её покупке можно, если соорудить агрегат своими руками.

Устройство и принцип действия ленточного лесопильного агрегата

Современная ленточная пилорама представляет собой настоящий автоматизированный комплекс

Ленточной пилорамой называют универсальный станок, которым выполняют продольную распиловку брёвен с целью получения стандартных пиломатериалов - досок, бруса, шпал, лафета. Конструктивно агрегат состоит из четырёх основных узлов: ленточной пилы и её привода, механизма передвижения пильной рамы, устройства для регулировки высоты рабочего полотна и зажимного приспособления для крепления кругляка. Лесопилка приводится в действие электромотором или двигателем внутреннего сгорания. Независимо от используемого силового агрегата, его мощность должна обеспечивать длительную работу оборудования без перегрузок. Для непрофессионального станка будет вполне достаточно асинхронной электрической машины мощностью 5 кВт или бензиновой (дизельной) установки 6 – 8 л. с. Во время работы станка вращающий момент передаётся на рабочие колёса (шкивы) с установленной «бесконечной» пильной лентой шириной до 60 мм. Поскольку во время работы полотно пилы нагревается и провисает, используется натяжной механизм гидравлического или пружинного типа.

Устройство пильной рамы

Продольное перемещение рамы с установленным механизмом привода осуществляется по рельсам, установленным на прочном бетонном основании. Для этого в нижней части корпуса агрегата смонтированы стальные закалённые ролики, лёгкость вращения которых обеспечивают шарикоподшипники закрытого типа. От протяжённости рельсовых направляющих зависит максимальная длина обрабатываемого леса.

Толщина срезаемого с бревна древесного пласта определяется высотой пильного полотна над уровнем пола и регулируется специальным узлом, который включает парную резьбовую передачу и механизм её привода. Благодаря одновременному вращению двух винтов, расположенных по краям каретки, обеспечивается её перемещение по вертикальным направляющим и исключается перекашивание пилы.

С помощью лесопилки ленточного типа можно получить материал любой толщины при минимальных потерях на опилки

Смещение бревна во время работы агрегата предотвращает зажимное устройство, которое собирается из направляющей в виде круглой трубы и установленных на ней с большим зазором втулок с зацепами. Перекос подвижного узла с установленными «когтями» приводит к заклиниванию устройства, благодаря чему обеспечивается неподвижность кругляка в процессе обработки. Чтобы лучше представить работу этого приспособления, внимательно осмотрите представленную иллюстрацию.

Работа зажимного приспособления

Принцип действия лесопильного агрегата предельно прост. Бревно, предназначенное для распиливания, укладывают в ложе между рельсовыми направляющими. Затем его фиксируют зацепами, которые расклинивают несколькими ударами молотка в края подвижных узлов. Каретка с ленточной пилой подводится к торцу кругляка, после чего выставляется высота рабочего полотна. После включения станка оператор плавно передвигает пильную раму вдоль рельс, благодаря чему происходит постепенное срезание доски нужной толщины. После достижения другого края бревна срезанный пиломатериал откладывается в сторону, пила приподнимается и агрегат возвращается в исходное положение.

В некоторых источниках предлагаются к повторению конструкции агрегатов, в которых пильная каретка установлена неподвижно, а распил осуществляется передвижением бревна, уложенного на подвижную платформу. Может, подобная схема и имеет право на существование, однако надо учитывать, что для её реализации потребуются рельсы удвоенной длины.

Описанный выше станок представляет собой простейшую пилораму. Если же говорить о современном оборудовании, то оно практически полностью исключает ручной труд. Все операции, включая перемещение пильной рамы и регулировку высоты ленточного полотна, выполняются автоматически, по команде с пульта управления.

Видео: Особенности работы ленточной пилорамы

Что понадобится для строительства лесопильной установки

Тем, кто считает постройку собственной пилорамы делом несложным, сразу скажем, что создать качественный, работоспособный агрегат непросто. И дело даже не в том, что здесь не обойтись без определённых финансовых затрат - как правило, бюджет самодельной лесопилки легко укладывается в сумму 30 – 40 тыс. рублей. Сборка агрегата, способного выдавать качественный пиломатериал, потребует решения задач, связанных со стабильностью работы, обеспечением прочности узлов и деталей, настройкой и регулировкой механизмов, изготовлением приспособлений для заточки ленточной пилы и разводки её зубьев и т. д. Не боитесь трудностей? Тогда ознакомьтесь с тем, какие материалы и инструменты потребуются для работы.

В качестве рельсовых направляющих можно использовать стальные уголки с шириной полки не менее 50 мм, швеллер или двутавровую балку. Основным требованием к рельсам является их прямолинейная геометрия. Надо иметь в виду, что любой недостаток нашей миниатюрной «железной дороги» скажется на качестве пропила, поскольку ленточное полотно скопирует каждую неровность, перенеся её на поверхность доски. Именно поэтому лучшим вариантом будет Т, Н или П-образный металлопрокат. К сожалению, уголки больше всего подвергаются искривлению при изготовлении и транспортировке. Самым же идеальным случаем будет использование заводских рельс, например, от узкоколейного транспорта, которые при определённом везении можно найти в пунктах приёма металлолома.

Ролики, обеспечивающие продольное перемещение лесопилки, можно выточить на токарном станке и закалить. В отдельных случаях допускается использование обычных шарикоподшипников.

Отличные ролики получаются из линейных направляющих на базе шарикоподшипников, которые можно найти в продаже. Это решение нельзя назвать самым дешёвым, однако в надёжности и долговечности такого узла можно не сомневаться

Собственно, рама, пильная каретка и ложе для укладки брёвен изготавливается из квадратных и прямоугольных профильных труб. Лучше всего использовать металлопрокат с максимальной толщиной стенки. Это обеспечит оборудованию необходимую прочность, поскольку работа станка связана с переменными динамическими нагрузками.

Для механизма регулировки высоты каретки (траверсы) понадобятся направляющие из стальных труб с ползунами и два длинных винта с гайками. В этих целях можно использовать детали от списанных токарно-винторезных станков (маловероятно, но чем чёрт не шутит), механических прессов, или прутки с нарезанной резьбой из строймага (самый доступный, но наименее предпочтительный вариант). Также можно заказать изготовление деталей у токаря - всё равно без обращения к специалисту обойтись вряд ли получится. Кроме того, потребуется цепная передача, которую нередко заимствуют из механизма газораспределения автомобильных двигателей. Как вариант, можно использовать велосипедную цепь и звёздочки.

В качестве рабочих колёс под ленточное полотно лучше всего подходят шкивы от старых отечественных комбайнов марки «Колос», «Нива» и другой сельхозтехники. Кстати, оттуда же можно взять валы и корпуса подшипников качения. Учтите, что диаметр направляющих должен быть не менее 30 см (оптимально 50 см), иначе излишние механические напряжения приведут к трещинам у основания зубьев пилы.

В конструкции привода ленточной пилы можно использовать шкивы от списанной отечественной сельхозтехники

Существуют конструкции самодельных установок с направляющими шкивами в виде колёс от легковых автомобилей. Для скептиков отметим, что такое кустарное решение имеет массу преимуществ начиная от возможности применения ступиц в сборе и заканчивая тем, что тонкую регулировку натяжения полотна в процессе работы можно осуществлять подкачкой шин.

Ленточную пилу можно купить новую или б/у. Лучше всего иметь в запасе несколько полотен, которые по мере затупления можно будет менять на острые.

Что касается инструмента, который понадобится в процессе работы, то он должен быть у каждого уважающего себя хозяина. В частности, потребуются:

  • сварочный аппарат;
  • «болгарка», или, профессиональным языком, угловая шлифмашина;
  • сверлильный станок или электрическая дрель;
  • набор свёрл по бетону и металлу;
  • комплект слесарных струбцин;
  • набор гаечных ключей;
  • молоток;
  • пассатижи;
  • крепёж (болты, гайки, шайбы различных размеров);
  • мерительный инструмент (линейка, штангенциркуль, рулетка);
  • уровень (лучше всего лазерного типа).

Не забудьте и о том, что понадобится подготовить прочное, ровное основание, поэтому будьте готовы к бетонным работам - сделайте запас песка, щебня и цемента, подготовьте бетономешалку, трамбовки, опалубку и длинное правило.

Подготовительные мероприятия

На этапе подготовки выбирают оптимальную конструкцию, делают необходимые расчёты и разрабатывают чертежи. После этого подготавливают материалы и инструмент и обустраивают место под монтаж лесопильного агрегата.

Проектировочные работы, чертежи

Строительство пилорамы начинают с выбора производственной площадки. Опытным путём установлено, что для этого понадобится участок размером не менее 3х6 м. В любом случае, планируя протяжённость рабочей зоны, надо обязательно учитывать максимальный размер обрабатываемого леса. Лучше всего, если агрегат будет установлен внутри помещения или под большим навесом. В таком случае можно будет работать в любую погоду.

Затем определяют количество уголков (швеллеров, двутавровых балок) и профильных труб, необходимых для изготовления рельсовых направляющих, ложе и пильной рамы. Расстояние между рельсами рассчитывают, прибавляя к максимальному диаметру бревна зазоры не менее 0.3 – 0.4 м с каждой стороны. Кроме того, необходимо учитывать поперечные усилители, которые устанавливают между рельсами через каждые 0.8 – 1 м. Опорные элементы под лесоматериал можно смонтировать на этих же усилителях, поднимая ложе на высоту не менее 0.2 м над уровнем направляющих.

Схема пилорамы Чертёж пильной каретки Чертёж рельсовых направляющих

В зависимости от конструкции составляют чертежи узлов, которые надо будет выточить на токарном станке - роликов, винтов, валов, корпусов подшипников, шкивов и т. д. Конструкцию самодельной пилорамы принимают исходя из финансовых возможностей, наличия материалов и отдельных узлов, поэтому точный проект агрегата каждый выполняет самостоятельно. Тем не менее мы предоставляем схемы и чертежи лесопилки и её отдельных узлов в качестве примера. Их можно будет использовать в собственных разработках.

Чертёж механизма натяжения Чертёж ролика Рабочее колесо в сборе

Подготовка основания

Правильно сделанный фундамент обеспечит оборудованию стабильность линейных характеристик в процессе эксплуатации

Поскольку постройка собственной пилорамы - дело серьёзное, то и подойти к нему нужно ответственно. Возможно, в дальнейшем оборудование станет не только хорошим подспорьем в хозяйстве, но и источником дополнительного заработка. Такие важные факторы, как долговечность и надёжность работы лесопилки, удобство работы и качество получаемых пиломатериалов во многом зависят от того, насколько прочное и ровное основание у неё имеется.

Сооружение опорной плиты ничем не отличается от обустройства мелкозаглубленного плавающего или простого ленточного фундамента. О нём немало написано, поэтому нет необходимости останавливаться на процессе сооружения подробно. Напомним только, что потребуется подушка из песка и гравия, толщину основания делают не менее 10 – 15 см, а его прочность обеспечивают армопоясом из стального прутка диаметром не менее 10 мм. В этом случае значимые переменные нагрузки не приведут к трещинам или проседанию бетонной плиты.

Инструкция по изготовлению пилорамы своими руками

В качестве рабочего проекта возьмём известную своей простотой и низкой стоимостью конструкцию с колёсами от легкового автомобиля. Поскольку от каждого элемента зависит правильность и надёжность работы пильного агрегата, рассмотрим в деталях процесс изготовления каждого узла, нюансы сборки и настройки оборудования.

Рельсовые направляющие

Укладка рельсовых направляющих

При использовании в качестве рельс уголков размером 50х50 мм, их укладывают не на одну из полок, а ориентируя углом ребра вверх. Это позволит уменьшить износ деталей и обеспечит повышенную жёсткость конструкции. Если же для направляющих будет взят металлопрокат с полкой 100 мм, то такой уголок можно устанавливать в любом положении. Надо сказать, что наиболее удачным вариантом являются рельсы из двутавра или швеллера, поскольку они обладают повышенной жёсткостью даже не будучи «расшитыми» при помощи поперечных элементов. К слову, в качестве «шпал» используют квадратный профиль шириной не менее 25 мм. Детали рельсового полотна соединяют между собой при помощи электросварки. Устанавливая распорные детали, приваривают трубу диаметром полдюйма с установленными на неё приспособлениями для фиксации брёвен («когтями»).

Выполняя сварочные работы, надо следить за тем, чтобы заготовки не «повело», что нередко случается при перегреве деталей. Чаще всего подобные неприятности происходят с уголками и другим тонким металлопрокатом, поэтому в таком случае лучше воспользоваться сварочным полуавтоматом, работающим в среде углекислого газа.

Если не удаётся обеспечить прямолинейность рельс при сваривании, то монтаж поперечных элементов выполняют резьбовым соединением. К бетонному основанию направляющие крепят при помощи анкерных болтов.

Одновременно с монтажом рельс обустраивают ложе для укладки лесоматериала. Для этого к «шпалам» крепят вертикальные Н-образные стойки с минимальной высотой штанг 10 см и выступами для предотвращения скатывания кругляка размером не менее 5 см.

Ложе для укладки пиломатериалов может иметь любую конфигурацию

Ближние 3 - 4 поперечины устанавливают на более коротком расстоянии - не более 0.5 м. Благодаря такому решению в дальнейшем можно будет работать не только с длинномером, но и с короткими заготовками.

В качестве роликов можно использовать как детали, выточенные на токарном станке, так и обычные шарикоподшипники. В первом случае обязательно обеспечивают отверстие под установку узла вращения, а сами колёса подвергают закалке. Второй вариант подразумевает установку на ось одного увеличенного и двух-трёх одинаковых подшипников. Разумеется, детали подбирают с одинаковым внутренним размером, а вал вытачивают с упорным буртиком с одной стороны и резьбой для крепления роликов с другой.

Широкие ролики хороши тем, что в качестве рельс можно использовать любой металлопрокат, включая швеллеры и двутавровые балки

Пильная рама

Изготовление пильной рамы начинают с вертикальных направляющих, которых потребуется две штуки. Лучше всего стойки и ползуны сделать из стальных труб, подобранных с минимальным зазором. После этого изготавливают прямоугольную раму каретки, к боковым сторонам которой приваривают верхние и нижние ползуны. Поскольку на нижней поперечине будут смонтированы рабочие колёса, то её обязательно следует сделать из жёсткой квадратной трубы или швеллера.

Примерка направляющих и ползунов

Корпус пилорамы не является чем-то сложным, поскольку представляет собой парные вертикальные и горизонтальные элементы, соединённые под прямым углом. Прочная станина получается из квадратного стального профиля шириной не менее 50 мм. В качестве распорок можно использовать прямоугольный металлопрокат меньшего размера.

Сварка станины

Применение профильных труб обеспечит конструкции жёсткость. Если же в качестве конструкционных материалов используются уголки, то места их соединений дополнительно укрепляют стальными раскосами толщиной не менее 2 мм.

В нижней части рамы устанавливают ролики, предварительно определив расстояние между их упорными стенками. Оно должно соответствовать ширине рельсовых направляющих.

Пильная рама в сборе с направляющими и кареткой

Механизм подъёма каретки. Фотогалерея

Вертикальное перемещение каретки обеспечивает парный винтовой механизм с ручным приводом и цепной передачей. Гайки приваривают к нижним втулкам (ползунам), а упорную часть винта монтируют к верхней перекладине пильной рамы. Винты будут легко вращаться, если в качестве опор взять подходящие подшипники.

Привод механизма подъема пильной каретки в сборе с приводом и натяжителем Верхний узел подъёмного механизма Гайка подъемного механизма приваривается к втулке каретки На верхней поперечине винт устанавливается в подшипник

Чтобы подъёмный механизм работал без перекосов, на валы устанавливают звёздочки одинакового размера. После монтажа цепи её натягивают при помощи ролика или фторопластового сухаря. Привод гибкой передачи обеспечивают разноразмерные шестерни, одна из которой жёстко соединяется с одним из винтов, а другая крепится на отдельном валу. Применение ведущей звёздочки увеличенного размера позволит быстро перемещать каретку по направляющим. Механизм фиксации можно сделать из подпружиненного штифта, который после регулировки устанавливают между роликами цепи и неподвижно закреплёнными кронштейнами. После сборки привод снабжают удобной ручкой.

Шкивы

Изготовление узла регулировки ступиц

Для шкивов берут колёса и полуоси от заднеприводного легкового автомобиля. Чтобы закрепить их на нижней поперечине каретки, понадобятся подшипниковые узлы. Лучше всего заказать эти детали у токаря - в таком случае можно будет сделать их регулируемыми, что позволит смещать оси рабочих колёс в стороны. Дело в том, что при работе ленточная пила нагревается и удлиняется. Если вовремя её не подтянуть, то она может слететь с наших «шкивов». Если же развести их на пару градусов в сторону от продольной оси, то можно исключить эту опасность.

Монтаж ступиц на пильную каретку

Регулировочные узлы представляют собой отрезки труб, одна из которой установлена в другую с зазором до 5 мм. Внутренняя муфта является ещё и корпусом для подшипников полуоси, а её центровка обеспечивается винтами, установленными на внешней цанге.

Монтаж силового агрегата и элементов главного привода

Одно колесо устанавливают на каретку неподвижно, снабжая хвостовик его полуоси шкивом. Другое монтируют на подвижный узел, которым будет выполняться предварительное натяжение пильного полотна. Установку шкивов выполняют не горизонтально, а со смещением 2 – 4 мм в вертикальной плоскости. Выравнивание ленточной пилы по уровню происходит благодаря смещению узла поддержки режущего полотна. Этот элемент конструкции можно сделать из трёх шарикоподшипников, подобно роликам пильной рамы.

Монтаж узла поддержки ленточной пилы. Хорошо видно устройство механизма его регулировки

После сборки и установки всех узлов на агрегат монтируют силовую установку. Вращение от двигателя к ведущему колесу передают посредством клиноременной передачи. В зависимости от используемого мотора натяжение ремня делают при помощи подпружиненного ролика, если используется ДВС, или смещением рамы с установленным электродвигателем. Кроме того, изготавливают защитный кожух, который не позволяет опилкам разлетаться во все стороны. На последнем этапе устанавливают ёмкость со смазывающе-омывающей жидкостью (СОЖ), трубку от которой подводят к одному из режущих узлов.


В механизме натяжения пильного полотна можно использовать небольшой гидравлический домкрат

После сборки агрегата и проверки затяжки всех болтовых соединений на рабочие колёса устанавливают ленточную пилу, после натяжения которой производят пробный запуск лесопилки. Если тестовое включение проходит успешно, то двигатель отключают и после полной остановки пилы на ложе укладывают и фиксируют бревно. Механизмом подъёма пилы регулируют толщину первой доски, после чего производят пробный спил. Установку выключают и осматривают, делают заключение о работоспособности пилорамы.


Видео: Ленточная пилорама, сделанная в домашних условиях

Благодаря разносторонним увлечениям пишу на разные темы, но самые любимые - техника, технологии и строительство. Возможно потому, что знаю множество нюансов в этих областях не только теоретически, вследствие учебы в техническом университете и аспирантуре, но и с практической стороны, так как стараюсь все делать своими руками.

Когда необходимо обработать большое количество досок и древесины, то лучше всего использовать пилораму, изготовленную своими руками. Многие считают, что лучше всего приобрести готовый агрегат, но и сделать самостоятельно его не составит большого труда. Главное – это определиться с тем, каким будет объем предстоящей работы, а также с древесиной, после чего необходимо выбрать тип пилорамы для успешного выполнения поставленной задачи.

Собирая агрегат своими руками, особое внимание следует уделить вопросам безопасности , потому что такое устройство считается объектом повышенного риска. Изготовление различных видов пилорам представлено далее на видео.

Принцип работы пилорамы

Объяснить, как работает пилорама , можно на примере катушек с нитками. Такое устройство напоминает вращение двух катушек с натянутой между ними нитью. Именно она выступает в качестве пилы, а расстояние между катушками будет оптимальным размером бревна.

Пилорама своими руками позволяет:

  • подгонять бревна под одну форму и размер;
  • распиливать бревна по конкретной схеме после того, как будет настроено оборудование;
  • после распиловки часто образуются небольшие дефекты, устранить которые нельзя, поэтому дерево приходится обрабатывать вручную.

Работа пилорамы осуществляется следующим образом : на платформе закрепляют бревно, которое остается неподвижным, а в это время мобильная тележка приходит в движение и распиливает дерево. Пила должна находиться в горизонтальном положении.

Чтобы в результате получить доски необходимого размера, изначально оператор задает нужные параметры. Пильная лента выступает в качестве пилы, и она должна быть хорошо натянута.

Как изготовить пилорамы своими руками

Самыми распространенными видами пилорам считаются угловые, ленточные и цепные , а также устройства, собранные при помощи бензопилы.

Ленточная пилорама

Собрать пилораму ленточного типа своими руками в домашних условиях довольно сложно. Объясняется это тем, что трудно достичь максимальную слаженность всех ее составных элементов в процессе работы. Кроме этого, потребуются необходимые комплектующие и специальные инструменты, но, главное, чтобы под рукой находились нужные чертежи. Работать готовая конструкция должна с материалом, вес которого составляет около трехсот килограмм. Помимо этого, необходимо отладить регулировку нарезной толщины и соблюдать технику безопасности.

Сборка пилорамы своими руками осуществляется на площадке необходимого размера , которую следует подготовить заранее. Для устройства будут нужны специальные колеса и ленточные пилы. Затем, в соответствии с чертежами, собирают каркас будущего агрегата. Работа над каркасом начинается с изготовления специальных рельс. Для этого можно подобрать уголок и установить вверх одной из сторон. Затем устанавливают колеса, соблюдая предельную прочность.

Между двумя уголками, выставленными параллельно, делают шпалы из профильной трубы, которые призваны обеспечить их надежное скрепление друг с другом. К этой профильной трубе приваривают крепеж для бревен, свободно передвигающегося во всех направлениях. Затем, согласно чертежу, собирают тележку и крепят к ней колеса.

В завершение осуществляется монтаж электродвигателя, соединенного через специальный шкив с рабочим механизмом устройства.

Цепная пилорама

Принцип работы такой самоделки напоминает ленточную пилораму , с той лишь разницей, что в ней используется цепная пила. Конструкция такого устройства намного проще и имеет меньшие размеры, а это значит, что изготовить ее своими руками гораздо легче. Цепную пилораму устанавливают на ровной площадке таким образом, чтобы к ней удобно было подойти с любой стороны.

Сборка цепного устройства начинается с того, что изготавливают каркас из металлического профиля. Собрав основную часть, проделывают несколько технологических отверстий, соблюдая при этом предельную точность. Количество отверстий зависит от длины шага. Затем начинают собирать стойки и устанавливают на них станину, после чего делают дополнительные ребра жесткости. Таким образом получается основа цепной конструкции.

Кроме этого, необходимо для пилорамы собрать подвижную тележку своими руками. Для этого подготавливают основу и крепят к ней упор, прокладки, зажимные пластины и крепления под электродвигатель.

Затем тележку монтируют к каркасу , закрепляют двигатель с пилой, натягивают цепь и все, цепная пилорама своими руками готова.

Угловая или дисковая пилорама

Если есть необходимость в радикальном распиле досок, то лучше всего для этого использовать угловую или дисковую конструкцию.

Угловая пилорама имеет очень много функций и используется для больших объемов работ. Такую конструкцию лучше всего изготавливать своими руками, потому что готовое оборудование стоит очень дорого. Чтобы собрать ее, следует воспользоваться соответствующими чертежами, а перед началом работ нужно приобрести все необходимые узлы и комплектующие.

Вначале собирается каркас из металлических труб и направляющие высокой прочности. Все стыки скрепляются сваркой. В качестве направляющих лучше всего использовать рельсы. Затем собирается каретка. Во время сборки особое внимание следует обращать на точность всех размеров, которые указаны в чертеже.

В угловую или дисковую пилораму устанавливают бензиновый двигатель большой мощности , что эффективно сказывается на процессе распилки древесины. Монтаж двигателя осуществляется на каркас конструкции и соединяется с рабочими элементами через специальные отверстия. Чаще всего на такие пилорамы устанавливают цепную передачу, но в некоторых случаях это приводит к перегреву самого привода. Во время сборки привода необходимо обратить должное внимание технике безопасности и исключить возможный риск в процессе его эксплуатации.

Пилорама из бензопилы

В бытовых условиях чаще всего не требуется такая большая пилорама , поэтому оптимальным решением в этом случае будет считаться мини-станок, который также можно изготовить своими руками. Существует несколько видов мини-пилорам, они имеют небольшие размеры и в случае необходимости их легко переместить на другое место. Такое устройство изготавливается при помощи бензопилы, выступающей в качестве основного элемента.

Чтобы изготовить мини-пилораму из бензопилы своими руками, потребуется:

  • два швеллера;
  • уголки;
  • рельсы.

Работа начинается со сборки каркаса, на котором необходимо просверлить несколько технологических отверстий. Затем устанавливают стяжки из металлической трубы. Их крепление осуществляется крепежными болтами в заранее просверленные отверстия. Во время монтажа обязательно следует контролировать углы между элементами: они обязательно должны быть прямыми.

Для усиления каркаса монтируют несколько ребер жесткости . Затем осуществляют сборку подвижной тележки из стальной плиты. В нижней части этой плиты приваривают два уголка, после чего ее ставят на подшипники или ролики. К верхней части подвижной тележки приваривают два уголка, предназначенные под крепление бензопилы.

В завершение осуществляют монтаж специальной конструкции под крепление обрабатываемых бревен.

Пилорама своими руками видео.

Так как пилорама считается довольно опасным агрегатом внушительных размеров, то перед ее сборкой своими руками необходимо тщательно продумать, в каком месте она будет эксплуатироваться. Для этого хорошо подойдет:

Такое место должно хорошо проветриваться, быть просторным и иметь достаточное освещение. Место для этого устройства можно найти и на улице, но для него обязательно оборудуют навес.

Если у пилорамы присутствует электрический двигатель , то нужно тщательно отнестись к монтажу проводки и установке необходимых переключателей и автоматов. Если рядом с местом работы находится склад для готовых досок, то это значительно облегчает весь процесс.

Собирая агрегат своими руками, особое внимание необходимо уделить его режущим и подвижным частям, которые считаются самыми опасными элементами. Вообще, следует соблюдать меры безопасности при эксплуатации устройства.

После сборки пилорамы и перед началом работ обязательно проверяют все крепления и составные узлы, а также устойчивость конструкции. Первый запуск устройства выполняется после соблюдения всех необходимых рекомендаций.

Таким образом, изготовить пилораму своими руками – дело несложное . Эти устройства бывают разных видов и процесс их сборки представлено на видео. Также обязательно следует воспользоваться чертежами, чтобы ни в чем не ошибиться. Эксплуатируя пилораму, необходимо соблюдают технику безопасности, потому что это довольно опасное устройство.

Во время первичной обработки древесины понадобится пилорама. Это оборудование может быть нескольких типов — дисковая или ленточная. Для самостоятельного изготовления предпочтение отдается первому виду, так как она обладает хорошими эксплуатационными свойствами и относительно несложной конструкцией.

Принцип работы дисковой пилорамы

Перед тем как сделать конструкцию, следует ознакомиться с принципом работы и назначением комплектации мини дисковой пилорамы. В большинстве случаев она необходима для распиловки бревен большого и среднего диаметра. В результате этого происходит формирование досок или бруса.

Основным компонентом конструкции является силовая установка. Она должна обеспечить должное количество оборотов одного или двух дисков. Кроме этого, для максимальной автоматизации работы необходимы следующие компоненты:

  • подающая линия. Она может быть неподвижной или с системой транспортировки бревна к дискам. Чаще предпочитают сделать первый вариант, так как он менее всего затратен при самостоятельном изготовлении;
  • узел реза. Состоит из одной или нескольких пил. В зависимости от их расположения может быть горизонтальным или поперечным. Для одновременной обработки бревна в двух плоскостях необходима пилорама углового пиления;
  • блок управления. Чаще всего он находится на внешней части узла реза. С его помощью оператор может регулировать количество оборотов двигателя, включать или выключать оборудование.

Угловая пилорама необходима для тангенциального и радиального распила заготовок. Благодаря своей конструкции максимально рационально используется весь объем бревна.

В комплектацию мини двухдисковых моделей обычно входят два двигателя. Однако не всегда их мощность и количество оборотов могут совпадать. Эти параметры необходимо рассчитать заранее и сделать соответствующий узел реза.

Выбор конструкции дисковой пилорамы

Самая простая самодельная распиловочная конструкция состоит из стола, над поверхностью которого находится отрезной диск. Сделать подобную модель можно в домашних условиях. Однако ее производительность будет невысока.

Главным недостатком этой конструкции является необходимость самостоятельно осуществлять подачу бревна к месту распиловки. Это приведет к нарушению геометрии будущей доски или бруса. Поэтому подобные типы оборудования используются только для обработки небольших заготовок или листового материала.

Намного большей функциональностью обладает угловая пилорама. Она выполняет одновременно два реза в горизонтальном и вертикальном положении. Однако ее изготовление сложнее, чем у вышеописанной модели. Дисковая пилорама своими руками имеет такие особенности конструкции:

  • подвижная режущая каретка. Она передвигается по направляющим, находящимся на корпусе стационарной платформы. На каретке располагаются два двигателя, на валы которых установлены пильные диски. Обязательно необходимо сделать устройство для регулировки положения кромок дисков;
  • стационарная платформа для заготовок. В ней предусмотрены фиксаторы бревен. В противном случае во время работы возможно смещение, что приведет к деформации изделия.

Подобную мини конструкцию можно сделать из подручных материалов. Важно, чтобы она смогла выдержать нагрузки и постоянную вибрацию, которая неизбежно появится во время работы.

Если пилорама рассчитана только на производство досок — можно вместо горизонтальной пилы установить еще одну вертикальную. Это позволит увеличить производительность оборудования.

Если пилорама необходима в коммерческих целях для обработки больших объемов древесины – подходить в самостоятельному изготовлению следует очень тщательно. Самодельные модели не всегда смогут обеспечить качественный рез при постоянной нагрузке. Но для небольших работ можно сделать конструкцию своими руками.

Прежде всего следует правильно подобрать мощность и количество оборотов силового агрегата. При установке электродвигателей подобных проблем не возникнет, но придется подключать линию 380 В, так как для обеспечения производительности потребуется монтаж трехфазных моделей. Если планируется применение двигателей внутреннего сгорания, что происходит крайне редко, устанавливают повышающий редуктор для увеличения числа оборотов пильных дисков.

Предварительно необходимо сделать мини чертежи будущей конструкции. Так как для изготовления будут применяться подручные материалы — перед формированием схемы следует снять их точные размеры. Не существует точных правил по изготовлению двухдисковой пилорамы – конструкция в каждом случае получается сугубо индивидуальная.

Однако для создания надежного оборудования рекомендуется следовать советам профессионалов:

  • каркас необходимо изготовить из швеллеров №4 или №6. Для соединения следует использовать два способа – механический с помощью болтов и сварной. Это обеспечит максимальную прочность и как следствие – долговечность;
  • в качестве направляющих каретки лучше всего использовать стандартные рельсы Р50. Они не должны быть деформированы или искривлены. Колеса для платформы подбираются под них;
  • во время изготовления нужно учитывать, что ширина каретки и передвижной платформы должны быть одинаковыми. Допускается небольшая регулировка с помощью ступиц колес;
  • расположение двигателя. Так как большинство моделей имеют воздушное охлаждение – силовую установку следует располагать как можно дальше от места распиловки. Для привода диском следует сделать вал или цепную передачу;
  • для защиты оператора на платформу устанавливают стальной щит. Он предотвратит появление опасных ситуаций. Но при этом он не должен препятствовать нормальному обзору.

Во время эксплуатации необходимо периодически проверять состояние оборудования. Самодельная установка при длительной эксплуатации может потерять свои первоначальные качества. Также не нужно забывать проводить заточку пил с двух сторон, а после завершения их ресурса работы – менять на новые.

Для изготовления ручной пилорамы своими руками нам потребуются (в зависимости от конструкции):

  • строительные козлы;
  • доски;
  • швеллеры;
  • уголки;
  • электродвигатели;
  • набор ручного инструмента;
  • наличие двух пар рельс;
  • металлические пластины.

В видеоматериале можно ознакомиться с примером самодельной угловой дисковой пилорамы:

Оборудование для деревообработки всегда стоило недешево. Оно и понятно, точные и громоздкие высокоэффективные станки используются только для промышленной заготовки древесины. Вместе с тем, существуют некоторые виды оборудования, которые можно сделать самостоятельно, затратив гораздо меньше денег на покупку расходников, но подобрать их в соответствии со своими индивидуальными запросами.

Виды пилорам и их особенности

Промышленность предлагает несколько видов оборудования для обработки древесины и перед тем как выбрать конкретный вид пилорамы, стоит ознакомиться с преимуществами и недостатками каждого из них.

    Ленточные пилорамы . Считается наиболее экономичным оборудованием для порезки древесины. Могут быть модели как для промышленности, так и для частного использования в зависимости от размеров и производительности. Принцип работы устройства прост - режущая лента огибает два барабана, сырье может непрерывно подаваться для порезки. К положительным сторонам ленточной пилорамы относят небольшой процент отходов (не более 15%) за счёт небольшой толщины режущей ленты. Существенный минус - необходима замена или заточка ленты каждые 2-3 часа работы.

    Рамная пилорама . В быту используется крайне редко, поскольку оборудование массивное и требует установки на фундамент. Для работы использует много электроэнергии, но имеет высокую производительность, ресурс и фактически не имеет ограничений по сортам дерева.

    Шинная пилорама . Оборудование предназначено для бытового использования. Лёгкая и мобильная пилорама с низким уровнем производительности и ограниченным спектром использования.

    Дисковая угловая или горизонтальная пилорама . Наиболее дорогие виды пилорам, но по эффективности не уступают рамным. Используется для роспуска брёвен от 80 мм толщиной, одной заточки пилы хватает на семь-десять дней работы. Даёт возможность выбирать оптимальную схему распила, пилит точно, но КПД установки не превышает 70%. Тем не менее, для бытовых нужд считается одним из оптимальных вариантов.

Выбор конструкции пилорамы дисковой

Наиболее оптимальной конструкцией для изготовления своими руками остаётся все же дисковая пилорама, поскольку она проста в изготовлении, достаточно функциональна и эффективна при продольной распиловке бревна или бруса, что просто незаменимо как в цеху, так и при деревянном строительстве. Дисковая пилорама может быть двух типов:

    Горизонтальная дисковая пилорама. Как правило, установка имеет разборную конструкцию, что позволяет перевозить её в места лесозаготовок. Применяется дисковое пильное полотно диаметром 500-700 мм с победитовыми зубьями за счёт чего распиловка производится точно и с минимумом отходов.

    Угловая дисковая пилорама. Более сложная конструкция, но имеет большую производительность. Угловая пилорама может быть как с одним диском, так и с двумя. Двухдисковая установка не имеет холостого хода, что повышает производительность. Диски устанавливают на разных уровнях параллельно друг другу, что позволяет за один проход проводить распил материала на несколько досок или брусьев.

Цена и подбор оборудования для пилорамы дисковой

Самодельные дисковые пилорамы - это, как правило, горизонтальные однодисковые установки. Цена готового станка может быть неподъемной для частного мастера. К примеру, отечественная дисковая горизонтальная установка с гидравлической фиксацией бревна может стоить от 500 тысяч рублей. Естественно, такая установка окупится очень нескоро, поэтому рациональнее собрать устройство самостоятельно.

В зависимости от мощности двигателя, его цена может составлять от 7,5 тысячи (15 кВт), в то время как 18-киловаттный электродвигатель будет стоить от 10 тысяч рублей. Двигатель на 3-5 кВт обойдётся в 2-4 тысячи в зависимости от производителя.

Сборка пилорамы своими руками

Конструкция базируется на сварной металлической раме. Её размеры подбираются индивидуально, а чертежи представлены в ознакомительных целях. На сварной каркас устанавливается стальная плита с прорезью под пильной диск. Как правило, вал диска на подшипниках закрепляется на подрамнике, а приводится он в движение от электродвигателя либо посредством цепи, либо клиноременным приводом. Причём предпочтительнее все же клиноременная передача, поскольку она автоматически застрахует двигатель от заклинивания диска.

Натяжение ремня регулируется перемещением двигателя и фиксацией его болтами к раме. Подвижная площадка для мотора должна быть установлена соосно с валом пилы. Существуют также варианты с бензиновым двигателем. Такой вариант может пригодиться в тех случаях, когда нет доступа к электричеству.

Производительность самодельной пилорамы напрямую зависит от мощности двигателя и качества пильного диска, а подача бревна будет осуществляться вручную по направляющей, которая может быть собрана из дерева и по размерам будет соответствовать размерам бревна. Качественно собранная дисковая пилорама поможет сэкономить массу времени и выполнить работу по распиловке древесины качественно и аккуратно. Удачной всем работы!