ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Идея понедельник начинается в субботу. Понедельник начинается в субботу сказка для научных сотрудников младшего возраста

Странное название повести появилось благодаря Н. Свенцицкой, давней знакомой Стругацких. Пытаясь подшутить над братьями, Свенцицкая утверждала, что в одном известном книжном магазине продаётся новое произведение Хемингуэя, которое называется «Понедельник начинается в субботу». Название очень понравилось писателям. Они решили использовать его для своего нового произведения.

Фантастическая повесть состоит из трёх частей. Первая часть играет роль введения. Вторая имеет полемико-сатирический характер. В последней части авторы пытаются ответить на вопрос о том, как можно максимально гармонично соединить творчество и науку.

Программист из Ленинграда Александр Привалов проезжает мимо города Соловец. Его машину останавливают сотрудники местного института. Новые друзья Привалова предлагают ему переночевать в музее ИЗНАКУРНОЖ, что означает Избушка на курьих ножках. Программист соглашается, так как в данный момент находится в отпуске и может себе позволить посетить незнакомое место.

Приехав в музей, Привалов замечает, что и в самом культурном учреждении, и в городе, где он находится, происходят странные события. Программиста окружает огромное количество странных существ и вещей: неразменный пятак, говорящий кот, магическое зеркало. Для окружающих Привалова людей все эти странности являются нормой, не привлекающей внимания. Один из новых знакомых Александра, Роман Ойра-Ойра, предлагает Привалову поступить на работу в Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства (сокращённо – НИИЧАВО). Программист немедленно соглашается, так как хочет вникнуть в суть всего происходящего.

Во второй части повести более подробно рассказывается о новом месте работы Привалова – НИИЧАВО. С тех пор, как он устроился в институт, прошло уже полгода. В предновогоднюю ночь бывший программист обходит все помещения в здании: отделы Смысла жизни, Предсказаний и пророчеств, Вечной молодости, Абсолютного знания и другие.

Неожиданно все работники института возвращаются на свои рабочие места. Привалов с восхищением смотрит на своих коллег, которые даже в праздники не хотят оставлять своё любимое дело. Девиз этих людей: «Понедельник начинается в субботу». Работники института ненавидят воскресенье – самый скучный для них день недели. Все сотрудники НИИЧАВО – настоящие маги, способные накормить людей пятью кусками хлеба и превращать воду в вино. Однако это не самое главное их достоинство. Главное, что все эти люди умеют строить совершенно особенные отношения с миром. Они не просто бесконечно экспериментируют, они ищут смысл жизни и пытаются понять, в чём заключается человеческое счастье.

Предновогоднюю атмосферу нарушает появление «модели человека, неудовлетворённого желудочно», созданного профессором Выбегалло. После того, как изобретение самоуничтожилось, приняв огромное количество пищи, профессор заявил, что следующей его разработкой будет «модель человека, удовлетворённого полностью». У некоторых коллег возникает сомнение относительно того, стоит ли создавать подобного монстра. Тем не менее, профессор Выбегалло создал модель Идеального Потребителя, который попытался обрести могущество. Однако в последний момент его удалось остановить.

Всяческая суета

В третьей части Привалов участвует во многих событиях, происходящих в институте, например, в испытании машины, которая позволяет отправиться в будущее или прошлое, созданное писателями-фантастами. Привалов становится свидетелем смерти говорящего попугая. На следующий день птица оказывается жива. Как выяснилось, произошедшее с попугаем называется контрамоция, то есть, ход событий в обратном направлении.

Редактура и публикация

Редактор удрал из повести несколько «неподобающих» фрагментов. Так, например, цензурой были исключены упоминания гимна «Интернационал» и министра госбезопасности Малюты Скуратова. Сами авторы также внесли некоторые корректировки. В начале 90-х годов повесть переиздали в редакции Б. Стругацкого.

Публикации произведения
Первая часть произведения была опубликована в сборнике «Фантастика, 1964» в 1964 году. В том же году вторая часть была частично опубликована в журнале «Искатель». В 1965 году впервые вышло книжное издание, включавшее в себя все 3 части. Второй раз повесть была издана в 1966 году, затем в 1979. Начиная с середины 80-х, произведение переиздавалось ежегодно.

Фантастическая повесть братьев Стругацких носит юмористический оттенок. Авторы умело высмеивают бюрократов и приспособленцев. Кроме этого, Стругацкие рассматривают место талантливого человека в современном для писателей обществе. По мнению авторов, таким людям следует дать возможность заниматься познанием тайн Вселенной.

«Понедельник начинается в субботу» – повесть, оказавшая немалое влияние на читателей Советского Союза 60-х, 70-х и 80-х годов. Многие фразы из этого произведения стали афоризмами. Однако уже в 1991 году повесть потеряла свою актуальность. После распада СССР некоторые реалии, описанные в произведении Стругацких, перестали существовать. Молодое поколение не понимало иронии этой повести. Но в конце ХХ века повесть вновь становится актуальной. На её примере молодым россиянам было показано превосходство нового строя над старым.

Братья Стругацкие не старались завуалировать все неприглядные реалии современного им общества. Профессор с говорящей фамилией Выбегалло олицетворяет одного из приспособленцев, огромное количество которых можно было встретить в СССР. Выбегалло постоянно делает вид, что работает. Однако всё, что он создаёт, не приносит никакой пользы. Первым научным «успехом» профессора, упомянутым в повести, становится «человек, неудовлетворённый желудочно», польза от которого весьма сомнительна.

Когда странное изобретение разорвало от переедания, Выбегалло создаёт ещё более непонятное существо – Идеального Потребителя, в котором авторы изобразили типичного для своего времени человека. С развитием технического прогресса в жизни советских людей появилось больше материальных благ и комфорта. Духовные потребности становятся второстепенными. Идеальный Потребитель мало чем отличается от «человека, неудовлетворённого желудочно». В отличие от первого создания, которое нуждалось только в еде и никогда не чувствовало себя сытым, второму существу пищи было не достаточно. Оно хочет всё больше и больше материальных ценностей. Авторы намекают на то, что такие Потребители смогут захватить мир, то есть, Идеальным Потребителем будет каждый. Образцом для подражания в повести является Привалов. Единственный мотив всех его действий – бескорыстное познание мира.

Жанр: юмористическое фэнтези
Художник: А. Дубовик
Выход оригинала: 1964
Издательство: АСТ, 2016
Серия: «Книги братьев Стругацких»
336стр., 7000 экз.
Похоже на:
Аркадий и Борис Стругацкие «Отель «У погибшего альпиниста»
отчасти - ранние «МИФы» Роберта Асприна

Может быть, братья Стругацкие и не лучшие фантасты советской эпохи, но самые заметные - это факт. Их перу принадлежит многотомная история будущего под условным названием «Мир Полудня». Писали они и другую фантастику - тягучую, напоенную философией и психологией. «Повесть-сказка для научных работников младшего возраста» «Понедельник начинается в субботу» не вписывается ни в те, ни в другие рамки. И тем не менее, если бы Стругацкие создали за всю свою жизнь только эту книгу, их известность вряд ли бы уменьшилась.

60-е годы 20 века были триумфом советской науки. Первый полет человека в космос, бурное развитие вычислительной техники, успехи в медицине… Казалось, еще немного - и человек будет жить двести лет, а на Марсе зацветут яблони. Этот искренний энтузиазм, эту романтическую атмосферу и запечатлели Стругацкие в «Понедельнике…». Да так искусно, что, даже перечитывая повесть по девятнадцатому разу, ощущаешь подспудное желание быстро собрать вещички и рвануться в северный Соловец, в общежитие, на зарплату сто двадцать рублей - только бы оказаться в стенах загадочного НИИЧАВО.

«А чем вы занимаетесь?» - спросил ленинградский программист Саша Привалов у случайных попутчиков, подобранных им по дороге к Соловцу. «Как и вся наука, - ответили ему. - Счастьем человеческим». И чуть позже: «Интереснее, чем у нас, вам нигде не будет». Привалов не поверил - не знал еще, что через два дня станет заведующим вычислительной лабораторией научно-исследовательского института чародейства и волшебства. Заночевав на улице Лукоморье, Александр услышит сказки и песни ученого кота Василия, ходящего вокруг непременного дуба, пообщается со щукой, исполняющей желания, получит на сдачу неразменный пятак… Впрочем, как и всякий человек своего времени, Привалов смотрит на необъяснимое с научной точки зрения. А поэтому, когда представится возможность работать в институте, где изучают джиннов, телепортацию, путешествия во времени, живую воду, Змея Горыныча, и прочая, и прочая, и прочая, - наш герой, не задумываясь, сделает выбор. И не пожалеет.

Интересная особенность повести - она почти лишена сюжета

Интересная особенность повести - она почти лишена сюжета. Это набор зарисовок, картины самых обычных рабочих будней самого простого советского НИИ. Но описаны эти будни настолько ярко и красочно, что никакого, даже самого навороченного сюжета не надо. В институте есть все необходимое. Строгий и мудрый директор - Янус Полуэктович, единый в двух лицах. Завхоз Модест Матвеевич, умеренный бюрократ и хозяйственник. Старший ученый состав - благодушный Федор Симеонович, вспыльчивый и резкий Кристобаль Хунта, безнадежно застрявший в средневековье Мерлин. Доктора и кандидаты наук - маги, старшие и младшие научные сотрудники - ведьмы и волшебники, обслуживающий персонал - домовые… Есть свой лжеученый - колоритнейший Амвросий Выбегалло, с парочкой падких на дешевые сенсации журналистов.

Впрочем, даже если вам совсем-совсем неинтересно хоть глазком заглянуть в шестидесятые, то прочитать «Понедельник начинается в субботу» все равно стоит. В этой повести, как нигде, Стругацкие дали волю своему искрометному и умному юмору - многие выражения наверняка привяжутся к вам на всю жизнь. Книга потрясающе тесно связана с мировой культурой. Авторы не только включают сюда разнообразные факты из сказок и легенд, но и дают тонкий анализ научной фантастики своего времени - не выходя при этом за рамки художественного произведения. Излишне добавлять, что на «Понедельнике…» выросло все современное поколение наших писателей-фантастов, - и многие из них нет-нет, а вставят в очередной роман или рассказ отсылочку на классиков.

Итог : «Понедельник начинается в субботу» - это не просто веха, а одна из заоблачных вершин в истории русской фантастики. Изящное, многогранное, увлекательное повествование, пройти мимо которого будет не просто ошибкой - преступлением.

  • В 1968 году Стругацкие выпустили продолжение «Понедельника…» - «Сказку о Тройке». Здесь поднимается уже совершенно другая проблема - отношений науки и власти. «Сказка о Тройке» была написана в двух вариантах, с похожим сюжетом, но совершенно разных по настроению и по концовке. В наше время «Понедельник…» обычно издается под одной обложкой со «Сказками о Тройке».
  • «Время учеников» (1996), сборник произведений современных авторов, написанных как дань уважения братьям Стругацким, открывается повестью Сергея Лукьяненко «Временная суета», события которой возвращают читателя в стены НИИЧАВО.
  • Еще одно произведение, которое можно отнести к «соловецкому циклу», - телефильм «Чародеи» (1982), сценарий к которому также написали Стругацкие. Правда, экранизацией «Понедельника…» «Чародеев» назвать нельзя - это совершенно самостоятельная история.
  • Вряд ли грифы конденсируются из ничего. Если данный гриф возник здесь, в Соловце, значит, какой-то гриф (не обязательно данный) исчез на Кавказе или где они там водятся.
  • Просверлить взглядом дыру в полуметровой бетонной стене могут многие, и это никому не нужно, но это приводит в восторг почтеннейшую публику. […] А вот попробуйте найти глубокую внутреннюю связь между сверлящим свойством взгляда и филологическими характеристиками слова «бетон»!
  • Саня Дрозд дошел до буквы «И» в слове «передовую». Эдик починил пульверизатор и опробовал его на Романовых конспектах. Володя Почкин, изрыгая проклятья, искал на машинке букву «Ц». Все шло нормально.

Очень кратко 60-е годы XX века. Путешествуя на машине, молодой програмист подвозит двух сотрудников института Чародейства и Волшебства, с помощью которых попадает в таинственный и забавный мир магии.

История первая. Суета вокруг дивана

Ленинградский программист Александр Привалов во время отпуска путешествует на машине и направляется к городу Соловец, где у него запланирована встреча. По дороге он подбирает двух сотрудников НИИЧАВО (Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства) и подвозит их в Соловец, где они устраивают его на ночлег в музей института - ИЗНАКУРНОЖ (Избушку на курьих ножках). Понемногу Привалов начинает замечать необычные явления - схожесть смотрительницы музея, Наины Киевны Горыныч, с Бабой-Ягой, говорящее зеркало, огромного кота, декламирующего сказки и песни, русалку на дереве и книгу-перевёртыш, в которой все время изменяется содержание. Утром Привалов вылавливает из колодца щуку, исполняющую желания. Он думает, что все эти необычности должны укладываться в какую-то систему.

Прогуливаясь днём по городу, он находит неразменный пятак и начинает с ним экспериментировать, покупая на него различные вещи. Этот эксперимент прерывает милиция. Привалов оказывается в отделении, где его заставляют возместить ущерб, а пятак изымают и обменивают на обычный. При этом милиционеры ничуть не удивлены этим странным предметом.

Вернувшись в ИЗНАКУРНОЖ отдохнуть, Привалов обнаруживает пропажу дивана, который ещё утром был на месте. Затем к Привалову один за другим приходят странные личности, которые демонстрируют невероятные способности: летают, становятся невидими, проходят сквозь стены, и при этом почему-то интересуются исчезнувшим диваном. Между делом Привалов узнаёт, что на самом деле диван является магическим транслятором реальности. Он был похищен одним из сотрудников института Виктором Корнеевым для исследовательской работы, так как официально истребовать его из музея не удалось из-за бюрократизма администратора Модеста Матвеевича Камноедова. Утром скандал с похищением дивана приобретает неуправляемый характер, и на помощь Привалову приходит Роман Ойра-Ойра, которого тот подбросил до города. Он уговаривает программиста поступить на работу в НИИЧАВО. Привалов соглашается - происходящее его заинтересовало.

История вторая. Суета сует

Действие второй части происходит примерно через полгода после первой.

В предновогоднюю ночь Александр Привалов, заведующий вычислительным центром НИИЧАВО, остаётся дежурить в институте. Он принимает ключи у всех начальников отделов. Перед ним проходит череда ярких персонажей - маги Фёдор Симеонович Киврин и Кристобаль Хозевич Хунта, халтурщики и приспособленцы Мерлин и Амвросий Амбруазович Выбегалло, директор института Янус Полуэктович Невструев, существующий одновременно в двух воплощениях - как администратор А-Янус и как учёный У-Янус, и другие. Затем Привалов предпринимает обход института начиная с расположенного в подвале здания вивария, где содержатся магические и мифологические существа, через этажи отделов Линейного счастья, Смысла жизни, Абсолютного знания, Предсказаний и пророчеств, Оборонной магии, Вечной молодости, Универсальных превращений. Обход заканчивается в лаборатории Витьки Корнеева, который всё ещё работает. Привалов пытается выгнать Корнеева из лаборатории, но с практикующим магом, увлечённым своими исследованиями, справиться не может. Выйдя из лаборатории Корнеева, он обнаруживает, что институт полон сотрудников, которые вместо того, чтобы встречать Новый год дома, предпочли вернуться в свои лаборатории. Девизом этих людей было «Понедельник начинается в субботу», и смысл своей жизни они видели в работе и познании неизвестного. Встретив Новый год, они продолжили свои исследования.

В это время в лаборатории профессора Выбегалло «вылупилась» из автоклава «модель человека, неудовлетворённого желудочно». Модель, копия профессора Выбегалло, способна только пожирать всё съедобное. В лаборатории Выбегалло собираются сотрудники, появляется и сам профессор в сопровождении корреспондентов. По теории Выбегалло, путь к развитию и духовному росту личности лежит через удовлетворение материальных потребностей, а данная модель - промежуточный этап на пути к созданию модели Идеального Человека, «человека полностью удовлетворённого». Модель успешно демонстрирует, что, удовлетворяя свои желудочные потребности, способна очень много есть - чем дальше, тем больше. В конце концов, модель лопается от обжорства, забрасывая Выбегалло и корреспондентов содержимым своих органов пищеварения. Сотрудники расходятся.

Привалов некоторое время размышляет над происходящим, потом засыпает. Проснувшись, он пытается с помощью магии сотворить себе завтрак, но вместо этого становится свидетелем совещания у директора института, где обсуждается вопрос о том, насколько опасной может быть следующая модель. Профессор Выбегалло хочет испытать её прямо в институте, тогда как другие опытные маги настаивают на полигонных испытаниях в нескольких километрах от города. После горячего спора директор института Янус Полуэктович Невструев решает проводить испытания на полигоне, поскольку «эксперимент будет сопровождаться значительными разрушениями». Невструев также выносит «предварительную благодарность» Роману Ойре-Ойре за «находчивость и мужество».

Привалову удаётся побывать на испытании. «Модель человека, удовлетворённого полностью» имела способность удовлетворять все свои материальные потребности с помощью магии. Выйдя из автоклава, модель переносит к себе все материальные ценности, до которых может дотянуться своими магическими способностями (в том числе и вещи людей, находящихся рядом), а затем пытается свернуть пространство. Катаклизм предотвращает Роман Ойра-Ойра, который бросает в Идеального Потребителя бутылку с джинном, и вырвавшийся на свободу джинн уничтожает выбегалловскую модель.

История третья. Всяческая суета

ЭВМ «Алдан», на которой работает Привалов, поломалась. Пока её ремонтируют, Привалов путешествует по институту и попадает в отдел Абсолютного Знания, где в этот момент демонстрируется машина, изобретённая Луи Седловым, на которой можно попасть в вымышленное прошлое или вымышленное будущее.

Он заходит к Роману Ойре-Ойре и видит в лаборатории мёртвого попугая, лежащего в чашке. Приходит директор института Янус Полуэктович, называет попугая Фотончиком, сжигает его трупик в печи, пепел развеивает по ветру и уходит. Роман Ойра-Ойра удивлён, так как днём ранее он нашёл в печке обгорелое зелёное перо. Откуда оно взялось, если попугай был сожжён сегодня, а других зелёных попугаев рядом и близко не было, остаётся тайной.

На следующий день Привалов вместе с ведьмочкой Стеллой сочиняет стихи для стенгазеты и вдруг видит, как в комнату входит тот самый зелёный попугай. Он летает, но выглядит не совсем здоровым. Приходят другие сотрудники и интересуются, откуда этот попугай взялся. Потом все принимаются за работу, но вдруг видят, что попугай лежит мёртвый. На его лапке - кольцо с цифрами и надпись «Фотон». То же самое было на лапке попугая, который вчера лежал мёртвым в чашке. Никто не понимает, в чём дело. Художник Дрозд случайно кладёт попугая в чашку.

На следующий день ЭВМ исправляют, и Привалов приступает к работе. Ему звонит Роман и сообщает, что попугая в чашке уже нет, и никто его не видел. Привалов удивляется, но потом, поглощённый работой, перестаёт об этом думать. Чуть позже Роман звонит снова и просит его прийти. Когда Привалов приходит, он видит живого зелёного попугая с кольцом на лапке.

На слова сотрудников НИИЧАВО попугай отвечает другими словами, но смысловую связь между ними установить не удаётся. Потом попугаю начинают называть фамилии собравшихся, каждого он кратко характеризует: груб, стар, примитив и т. п.. Сотрудники не понимают, откуда у него такая информация.

Друзьям приходит в голову, что этот загадочный попугай принадлежит директору Янусу Полуэктовичу, личности ещё более загадочной. Этот человек, единый в двух лицах, никогда не появляется на людях в полночь, а после полуночи он не может вспомнить, что было до неё. Кроме того, Янус Полуэктович безошибочно предугадывает будущее.

В конце концов учёные догадываются, что тут возможна контрамоция: течение времени в направлении, противоположном общепринятому. Если попугай был контрамотом, значит он сегодня может быть живым, вчера умер и был положен в чашку, позавчера был найден в чашке Янусом и сожжён, а ещё днём ранее в печке от него осталось обгорелое перо, которое и нашёл Роман.

Роман пробует объяснить случай с Тунгусским метеоритом, исходя из концепции контрамоции: это был не метеорит, а космический корабль, а пришельцы в нём были контрамотами и жили, по меркам обычных людей, из будущего в прошлое.

Тайну Януса Полуэктовича разгадали. Он существовал в лице А-Янус и занимался наукой, пока не пришёл к идее контрамоции и понял, как осуществить её на практике. И в году, который для живущих сейчас сотрудников НИИЧАВО - ещё далёкое будущее, он превратил себя и своего попугая Фотона в контрамотов, начал жить вспять по линейке времени, и теперь каждую полночь переходит из завтра в сегодня. В виде А-Януса он живёт как все обычные люди, из прошлого в будущее, а в виде У-Януса - из будущего в прошлое. При этом оба воплощения Януса Полуэктовича остаются одним человеком и сочетаются во времени и пространстве.

Во время обеда Привалов встречает У-Януса, и набравшись смелости, спрашивает, можно ли зайти к нему завтра утром. У-Янус отвечает, что завтра утром Привалова вызовут в Китежград, поэтому зайти не удастся. Потом он добавляет: «...Постарайтесь понять, Александр Иванович, что не существует единственного для всех будущего. Их много и каждый ваш поступок творит какое-нибудь из них...»

Ознакомьтесь с одним любопытным произведением, которое называется "Понедельник начинается в субботу". Краткое содержание его вы узнаете, прочитав эту статью. Авторы произведения - Аркадий и Борис Стругацкие - написали его в 1964 году. По жанру повестью является "Понедельник начинается в субботу". Краткое содержание разделено на три истории. Оно начинается, как и само произведение, следующими событиями.

Суета вокруг дивана (первая история)

Александр Привалов, ленинградский программист, путешествует во время отпуска на машине. Он едет к городу Соловцу, в котором у него запланирована одна встреча. Привалов подбирает по дороге двух сотрудников из организации НИИ Чародейства и Волшебства (НИИЧАВО) и подвозит их в Соловец. Здесь они его устраивают на ночлег в музей института - Избушку на курьих ножках (ИЗНАКУРНОЖ).

Привалов понемногу начинает замечать различные странные явления. Например, ему бросается в глаза схожесть с Бабой-Ягой Наины Киевны Горыныч, смотрительницы музея. Он видит говорящее дерево, русалку на нем, огромного кота, который декламирует песни и сказки, и книгу-перевертыш со все время меняющимся содержанием. Привалов утром вылавливает щуку из колодца. Она исполняет желания. Как вы уже, наверное, поняли, по жанру это произведение - фантастическая юмористическая повесть. Главный герой думает, что все необычное должно подчиняться какой-то системе.

История с неразменным пятаком

Братья Стругацкие описывают далее странную историю, которая произошла с главным героем. Он находит, прогуливаясь по городу днем, неразменный пятак. Привалов начинает экспериментировать с ним. Он покупает различные вещи на него. Полиция прерывает этот эксперимент. Привалова увозят в отделение, заставляют возместить ущерб. А неразменный пятак изымают и дают взамен обычный. Милиционеры при этом вовсе не удивлены столь странным предметом.

Пропажа дивана

Привалов, вернувшись в ИЗНАКУРНОЖ отдохнуть, обнаруживает, что пропал диван, стоявший на месте еще утром. Затем к нему приходят один за другим странные личности, демонстрирующие удивительные способности. Они становятся невидимыми, летают, проходят сквозь стены и почему-то при этом интересуются пропавшим диваном. Привалов между делом узнает, что этот предмет мебели на самом деле является магическим транслятором действительности. Его похитил Виктор Корнеев, сотрудник института, для своей исследовательской работы, поскольку диван не удалось истребовать из музея официально из-за бюрократизма Камноедова Модеста Матвеевича, администратора. Скандал с похищением утром приобретает неуправляемый характер. Привалову на помощь приходит тот, кого он подбросил до города, - Роман Ойра-Ойра. Он уговаривает его поступить в НИИЧАВО на работу программистом. Привалов соглашается - его заинтересовало происходящее.

Суета сует (вторая история)

Примерно через полгода после событий, описанных в первой части, разворачивается действие второй. Александр Привалов, который теперь заведует в НИИЧАВО вычислительным центром, в предновогоднюю ночь остается в институте на дежурстве. Он принимает у начальников отделов ключи. Череда ярких персонажей, которых создали братья Стругацкие, проходит перед ним - маги Хунта Кристобаль Хозевич и Киврин Федор Симеонович, приспособленцы и халтурщики Выбегалло Амвросий Амбруазович и Мерлин, директор института Невструев Янус Полуэктович, который одновременно существует в двух воплощениях - как ученый У-Янус и как администратор А-Янус, и другие.

Привалов начинает обход института со здания вивария, расположенного в подвале. Здесь содержатся мифологические и магические существа. Затем он проходит через этажи отелов Универсальных превращений, Вечной молодости, Оборонной магии, Предсказаний и пророчеств, Абсолютного знания, Смысла жизни, Линейного счастья. Заканчивается обход в лаборатории все еще работающего Витьки Корнеева. Привалов его пытается выгнать из комнаты, но с увлеченным исследованиями практикующим магом справиться не может. Он обнаруживает, выйдя из лаборатории Витьки, что в институте множество сотрудников, которые предпочли возвратиться на место службы вместо того, чтобы дома отмечать Новый год. У этих всех людей был один девиз: "Понедельник начинается в субботу". Краткое содержание его смысла следующее: они видели цель своей жизни в познании неизвестного и в работе. Встретив Новый год, все эти люди вернулись к своим исследованиям.

Модель неудовлетворенного желудочно человека

В лаборатории Выбегалло, профессора, в это время из автоклава "вылупилась" модель неудовлетворенного желудочно человека. Это копия профессора, способная лишь пожирать все то, что съедобно. Сотрудники собираются в лаборатории Выбегалло. Далее описывают появление в сопровождении корреспондентов и самого профессора братья Стругацкие ("Понедельник начинается в субботу"). По его теории, путь к духовному росту и развитию личности лежит, прежде всего, через удовлетворение ее материальных потребностей. Представленная модель является промежуточным этапом на пути к сотворению модели полностью удовлетворенного. Она успешно демонстрирует свою способность очень много есть, все больше и больше. Модель, в конце концов, лопается от обжорства, при этом забрасывая корреспондентов и Выбегалло содержимым органов пищеварения. Все расходятся.

Решение о полигонных испытаниях

Некоторое время Привалов раздумывает над происходящим, затем засыпает. Далее следующие события описывают в произведении братья Стругацкие ("Понедельник начинается в субботу"). После пробуждения Привалов пытается сотворить себе с помощью магии завтрак, однако становится вместо этого свидетелем совещания, происходящего у директора института. На нем обсуждается вопрос об опасности следующей модели. Выбегалло жаждет испытать ее в институте, а другие опытные маги предлагают провести в нескольких километрах от города полигонные испытания. Невструев Янус Полуэктович, директор института, после горячего спора решает их провести на полигоне, так как значительные разрушения будут сопровождать эксперимент. Невструев выносит Роману Ойре-Ойре "предварительную благодарность" за мужество и находчивость.

Испытание модели Идеального Человека

Привалов присутствует на испытании. Модель Идеального Человека обладает способностью с помощью магии удовлетворять все материальные потребности. Она, выйдя из автоклава, переносит все находящиеся в зоне действия ее магических способностей (включая вещи находящихся рядом людей), к себе, после чего пытается свернуть пространство. Роман Ойра-Ойра предотвращает катаклизм. Он бросает бутылку с джинном в Идеального Потребителя. Джинн, вырвавшийся на свободу, уничтожает модель.

Всяческая суета (третья история)

Переходим к изложению третьей истории, которую описали в произведении Стругацкие ("Понедельник начинается в субботу"). Поломалась ЭВМ "Алдан", - машина, на которой работает главный герой. Пока ее чинят, Привалов прогуливается по институту. Он попадает в один отдел (Абсолютного Знания), в котором в это время демонстрируется изобретенная Луи Седловым машина. На ней можно попасть в вымышленное будущее или вымышленное прошлое.

Привалов отправляется в будущее

Путешествие Привалова в будущее - интересный эпизод, который включили в свое произведение Стругацкие. "Понедельник начинается в субботу" приобрел тем самым поистине эпический размах. Привалов отправляется в будущее, согласившись на эксперимент. Он видит сначала странный мир с похожими на древних предков человека обитателями. Затем Привалов оказывается среди людей, таких же, как и его современники, внешне. Однако в их мире уже происходят путешествия на космических кораблях к далеким планетам. После этого Привалов оказывается в эпохе возвращений. В ней улетевшие к далеким звездам и планетам люди вернулись на Землю. Он замечает, что Железная Стена есть в этом мире, и узнает, что Мир Страха перед Будущим находится за ней. Попав за Стену, Привалов видит войну, убийства и кровь.

Привалов заходит к Ойре-Ойре и видит мертвого попугая в лаборатории, лежащего в чашке. Подошедший Янус Полуэктович, директор института, называет этого попугая Фотончиком. Он сжигает в печи его труп, развеивает по ветру пепел и уходит. Роман удивлен, поскольку он нашел днем ранее в печке зеленое обгорелое перо. Как оно могло появиться, если лишь сегодня был сожжен попугай, а других такой же окраски не было рядом, остается загадкой.

Привалов на следующий день сочиняет с ведьмочкой Стеллой стихи для стенгазеты. Внезапно он видит, как тот самый зеленый попугай входит в комнату. Он летает, но по виду не вполне здоров. Появляются другие сотрудники. Они интересуются, откуда взялся этот попугай. Затем все принимаются за свою работу, но вдруг замечают, что попугай лежит мертвым. Надпись "Фотон" и кольцо с цифрами виднеется на его лапке. Это же было и на лапке попугая, лежавшего вчера мертвым в чашке. Все недоумевают. Художник Дрозд кладет случайно попугая в чашку.

ЭВМ на следующий день исправляют. Главный герой приступает к своей работе. Затем ему звонит Роман и говорит, что в чашке попугая уже нет и его никто не видел. Главный герой удивлен, но затем, поглощенный работой, прекращает думать об этом. Роман чуть позже звонит вновь и просит Привалова прийти. Когда тот приходит, он обнаруживает живого зеленого попугая, на лапке которого виднеется кольцо.

Попугай отвечает на слова сотрудников другими словами. Не удается установить между ними смысловую связь. Затем попугаю называют фамилии присутствующих, и он кратко характеризует каждого: примитив, стар, груб и т. п. Сотрудники не могут понять, откуда он все это знает.

Кем на самом деле является Янус Полуэктович

Приближаемся к любопытному финалу, которым завершается книга "Понедельник начинается в субботу". Друзьям приходит идея, что попугай принадлежит Янусу Полуэктовичу, еще более загадочной личности. Этот единый в двух никогда не появляется в двенадцать часов ночи на людях. Он также не может вспомнить после полуночи, что было до нее. Янус Полуэктович, кроме того, предугадывает безошибочно будущее.

Ученые догадываются в конце концов, что здесь возможна контрамоция, иными словами, течение времени в противоположном общепринятому направлении. Если попугай являлся контрамотом, значит, он может быть сегодня живым, а вчера, после смерти, его положили в чашку. Позавчера он был сожжен Янусом, когда тот нашел его. А за день до этого от него осталось в печке обгорелое перо, найденное Романом.

Роман пытается объяснить то, что произошло с концепцией контрамоции. Это был в действительности космический корабль. Находившиеся в нем пришельцы являлись контрамотами. Они жили из будущего в прошлое, по меркам обычных людей.

Два воплощения Януса Полуэктовича

Ученые разгадали и тайну Януса Полуэктовича. Он занимался наукой в лице А-Януса до тех пор, пока не открыл для себя идею контрамоции. Тогда он понял, как можно ее на практике осуществить. И в году, который является еще далеким будущим для сотрудников НИИЧАВО, живущих сейчас, он превратил себя, а также Фотона, своего попугая, в контрамотов. После этого он стал жить по линейке времени вспять. И сейчас каждую полночь директор переходит в сегодня из завтра. Он живет в виде А-Януса, как обычные люди, то есть из прошлого в будущее, а вот в виде У-Януса - наоборот, из будущего в прошлое. Оба воплощения при этом остаются одним человеком. Они сочетаются в пространстве и времени.

Встреча с У-Янусом

Привалов во время обеда встречает У-Януса. Он спрашивает, набравшись смелости, можно ли к нему зайти завтра утром. Тот отвечает, что Привалова завтра утром вызовут в Китежград, следовательно, зайти не получится. Затем он добавляет, что будущего, единственного для всех, не существует. Их много, и какое-нибудь из них творит каждый человеческий поступок.

На этом заканчивается повесть "Понедельник начинается в субботу". Краткое содержание, как вы понимаете, передает лишь основные ее события в общем виде. Прочитав текст произведения, вы узнаете множество любопытных подробностей.

"Понедельник начинается в субботу" отзывы у большинства читателей вызывает положительные. Любителям это произведение придется особенно по вкусу. Повести братьев Стругацких - весьма захватывающие и интересные, и эта - не исключение. Творчество писателей сегодня весьма популярно. Пожалуй, с полной уверенностью можно сказать, что одной из самых известных повестей является "Понедельник начинается в субботу". Цитаты из этого произведения, и особенно его название, нередко можно услышать из уст любителей фантастики.

Ох не знал обычный программист Саша Привалов, чем обернётся его поездка для встречи туристов-друзей в простой захолустный город Соловец. С первого взгляда совершенно обычный провинциальный городок с советскими устоями, но неожиданно вдруг Привалов попадает в такую странную историю, которую иначе как сказочной не назовёшь. При этом у него складывается впечатление, что все вокруг в курсе, кроме него. Кругом суетятся какие-то странные типы, делающие вещи, совершенно невозможные с научной точки зрения. А тут ещё его недавние знакомцы, которых он подвозил до города делают ему заманчивое предложение поработать в НИИЧАВО - Научно-Исследовательском Институте Чародейства и Волшебства. Работа в институте тоже сродни приключению, длящемуся весь рабочий день, но несмотря на очевидные сложности и проблемы, всё это жутко интересно (иногда в буквальном смысле) потому что такого больше не увидишь нигде, как и нигде больше не найти такого коллектива, сочетающего в себе и весёлых альтруистов, и мрачных авантюристов, и занятых трудоголиков, и откровенных бездельников. И кроме того, магию, несмотря на то, что она поставлена на строго научные рельсы, никто не отменял!

Саша Привалов, простой программист, который не чурается проводить отпуск в походах с друзьями. А тут как раз он договорился с ними о встрече в захолустном городе Соловце. Перед городом он решает подвести двух случайных попутчиков, выглядящих как охотники. Разговорившись и узнав, что он работает программистом, они предлагают ему работу в местном институте, о котором впрочем не очень спешат распространяться. Привалов вежливо обещает подумать, чтобы не обижать людей отказом, а те в свою очередь предлагают ему переночевать в благодарность за подвоз не в гостинице, где в то советское время ещё и запросто могло не быть мест, а в некоем частном доме.

А частным домом оказывается Изнакурнож - изба на куриных ногах (самых настоящих между прочим) - памятник соловецкой старины. И хозяйка в избушке официально смотрительница музея - Наина Киевна Горыныч, а вообще-то очень похожа на Бабу Ягу. Привалов ещё не понимает какую ошибку он совершает перенеся свою постель с пола на диван. Ибо как в последствии оказывается, диван - это не совсем диван, а универсальный транслятор магического поля, благодаря которому Привалов проводит незабываемую сказочную ночь, где бред и реальность отличить от сна просто невозможно: рускалка на дубе, говорящий кот Василий, книга-перевёртыш, говорящее зеркало - далеко не полный набор чудес.

Наина Киевна вместе со сдачей выдаёт Привалову с виду обычные 5 копеек. Но купив в городе несколько конфеток и стаканов газировки, Привалов обнаруживает, что эти 5 копеек всегда возвращаются к нему в карман. Дальнейшие эксперименты приводят его в отделение милиции, где сержант Ковалёв сообщает, что он завладел моделью обычного неразменного пятака. У Привалова создаётся впечатление, что все вокруг него в курсе этой сводящей с ума реальности происходящего и воспринимают всё как обыденность. А тут снова объявляется ещё один из его попутчиков - Роман и интригующе обещает всё рассказать, но... им нужен программист. Им очень нужен программист! И Привалов соглашается.

Оказывается, что теперь ему предстоит работать в Научно Исследовательском Институте Чародейства и Волшебства, где магия или волшебство поставлены строго на научную основу. В институте существут множество разных отделов и кафедр, занимающихся самыми разными проблемами - от обороны до получения абсолютного знания, от вечной молодости до получения абсолюно удовлетворённого человека. Но главное, конечно, коллектив, в котором попадаются как абсолютно аморальные типы, так и люди редкой душевной доброты и трудолюбия.

Немало приключений предстоит пережить Привалову, оставшись на дежурство в институте в новогоднюю ночь. Тут и обход основных помещений института, включая виварий, в котором содержатся такие уникальные экземпляры как Кощей Бессметрный или вурдалаки. И ощущение полного бессилия, когда ночью в институт через открытый провокатором Корнеевым вход пришли поработать почти все сотрудники, которых он не должен был впускать. И наполовину смешной, а наполовину жуткий случай с вылуплением кадавра в лаборатории профессора Выбегало - всё это даже трудно описать.

Не менее занимательным оказался и день, который ему пришлось провести бездельничая из-за аватрии его ЭВМ Алдан-3. Пошатавшись по лабораториям знакомых сотрудников он отправился в описываемое будущее на некоем аналоге машины времени.

Привалов потихоньку растёт как молодой маг НИИЧАВО и именно ему удаётся раскрыть тайну директора и анминистратора института: Януса Полуэктовича Невструева, прибывающего одновременно в двух лицах.

Впечатления

Помню, когда читал эту книгу первый раз ещё много лет назад в эпоху Перестройки в читальном зале библиотеки. Несмотря на все мои попытки сдержаться от местами просто неприличного хохота, я заработал немало неодобрительных взглядов библиотекарей. К сожалению современное молодое поколение не сможет понять части заложенного юмора, ибо для этого надо было застать те старые советские времена. Но и оставшейся части, думаю, слихвой хватит, чтобы книга читалась легко и была интересной. Ведь все герои получились очень живыми и характерными, причём практически без полутонов. Каждый из них индивидуален и неповторим, каждого из них можно уважать, любить или относиться с неприязнью. Несмотря на год написания, многим авторам до сих пор есть чему поучиться у братьев Стругацких, ибо эту книгу без преувеличения можно назвать одной из лучших в их творчестве.