ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Структура личности в психологии. Основные теории. Элементы целостной структуры личности в психологии

В психологической науке категории человек, индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым категориям. Они не являются сугубо психологическими и изучаются всеми общественными науками. Поэтому встает вопрос о специфике исследования этих категорий психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту — общественному индивиду , личности .

Проблема личности в выступает и как самостоятельная. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы обнаружить объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность. Человек рождается на свет уже человеком.

Понятие человек является самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное название особого вида живого существа — “человека разумного”, или homo sapiens. В это понятие объединено все: природное, биохимическое, социальное, медицинское и др.

Индивид — категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Это подчеркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности).

Индивид акцентирует в человеке биологическое, но и не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает одновременно быть индивидом.

Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.

Это человек как член общества, результат формирования, развития и социализации. Но сказанное не означает, что личность — это существо только социальное, лишенное биологических характеристик. В психологии личности социальное и биологическое существуют в единстве. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. Не зря С. Л. Рубинштейн говорил, что вся психология есть психология личности. В то же время категория “человек” и “личность” не синонимичны. Последнее определяет социальную ориентированность человека, который становится личностью, при условии, что развивается в обществе (например, в отличие от “диких детей”), взаимодействует с другими людьми (в отличие от глубоко больных от рождения). У всякого нормального человека есть несколько личностных проявлений в зависимости от того, на какую часть общества он проецируется в данный момент: семья, работа, учеба, дружба. В то же время личность целостна и едина, системна и организована.

В психологии имеют место и другие, более узкие трактовки понимания личности, когда выделяют те или иные качества, якобы выступающие для нее неотъемлемыми атрибутами. Здесь личностью предлагается считать лишь того, например, кто самостоятелен, ответственен, высокоразвит. Подобные критерии являются, как правило, субъективны и труднодоказуемы.

Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Все люди имеют определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства, у каждого из нас есть различия в познавательной сфере личности, которые и будут определять нашу индивидуальность.

— это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).

Все психические процессы осуществляются в какой-нибудь личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. Любой из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож.

В психологии существует огромное количество моделей психологической структуры личности, которые проистекают из различных теорий о психики и личности, из разных параметров и задач. В нашем пособии мы используем модель психологической структуры личности, на основе совмещения двух схем, разработанной вначале С. Л. Рубинштейном, а затем К. К. Платоновым.

В психологии понятие личности является одним из самых важных, так как данная наука занимается изучением человека, как субъекта социальной среды. Давно установлено, что каждый человеческий организм индивидуален с физиологической и психологической точек зрения. Понятие индивидуальности позволяет каждую личность считать неповторимой. Однако само это понятие вступает в силу только в процессе взаимодействия человека с другими людьми.

Под личностью подразумевается исключительно социальное существо, которое способно вступать в контакт с другими индивидами. Личностные характеристики склонны меняться в зависимости от ситуации, но данное понятие представляет собой неделимую структуру. В психологии и психиатрии предметом изучения является именно личности, в отличие от других медицинских наук, где действия направлены на физиологию человека.

В психологической структуре личности определяются качества, которые в большей мере характеризуют конкретного человека. Совокупность таких свойств и параметров представляет собой полноценную психологическую картину отдельного индивида. Теорий, которые стараются полноценно охватить структуру личности, создается очень много. Некоторые из них сразу забываются, а большинство продолжает развиваться и совершенствоваться. Для психологии наиболее характерна базовая модель, которая основывается на стартовых критериях, определяющих личность:

  • Самосознание. Это возможность человека осознавать собственное «Я» и его отличительные черты. Самосознание подтверждает, что личность человека едина и стабильна.
  • Направленность. Понятие подразумевает наличие каких-либо главных или приоритетных целей и задач личности. Сюда также относится отношение к себе, близким, вкусам, запахам, рабочей деятельности и другие значимые компоненты.
  • Темперамент. Врожденное качество, которое основывается на преобладании процессов возбуждения и торможения нервной системы.
  • Характер. Частично наследственное, но в большей степени приобретенное свойство личности, которое определяет особенности поведения или реагирования в той или иной ситуации.
  • Психические процессы и состояния. Сюда относятся базовые когнитивные функции: ощущение, восприятие, умозаключения и другие.
  • Способности. Подразумевается врожденная предрасположенность человека к той или иной деятельности.
  • Опыт психологического характера. Личность способна изменяться и подстраиваться под перемены в окружающем мире, а также под воздействием опыта. По мере взросления меняются ценности, иногда даже вкусы.

Интеллектуальные способности мозга играют не последнюю роль в формировании личности, а их развитие положительно сказывает на человеке в целом. Улучшить большинство функций мозга можно с помощью ресурса BrainApps, который содержит более 100 игр, разработанных профессиональными психологами.

Формирование типов личности в психологии

Разделение личностей на типы практикуется достаточно давно. Люди всегда пытаются установить рамки для научных понятий и загнать их в классификации. Для такого сложного и структурного понятия, как личность, подобрать оптимальные варианты, которые полноценно охарактеризуют каждого человека, до сих пор не удалось. Судить о какой-либо личности рекомендуется, опираясь сразу на несколько типажей из разных классификаций.

Наиболее популярные варианты разделения личности человека на типы:

  • Классификация темпераментов по Гиппократу. Включает в себя 4 категории: сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик. Существует уже долгие столетия, но до сих пор пользуется широким спросом, так как позволяет составить первое впечатление о человеке.
  • Характеристика личностных типов по Юнгу. Одна из самых оптимальных классификаций, охватывающая сразу 4 характеристики личности, которые оцениваются антонимическими парами.
  • Типы акцентуаций или психотипы. Данные классификации соответствуют друг другу, хотя составлялись разными людьми. Следует заметить, что в ходе исследований оценивались личности, которые находились на грани психического заболевания. Акцентуация подразумевает верхнюю границу нормы той или иной реакции, которая в любой момент может перескочить за грань.
  • Соционика. Одна из современных классификаций, основанная на исследованиях Юнга.

Достаточно много классификаций было создано уже в 21 веке, но ни одна из них не вышла за пределы определенной психологической школы. Всемирной известности такие разделения не имеют, но помогают психологам ориентироваться в конкретных клинических случаях.

Типы личности человека в зависимости от направленности

В первую очередь, психологическая структура личности подразумевает ориентирование человека в себя или во внешний мир. Этот параметр во многом позволяет предположить или даже определить реакцию личности в той или иной ситуации, тем самым типируя ее по другим классификациям.

Интроверты

Отличительной чертой интровертов является направленность во внутренний мир. Для них характерны переживания и сомнения в себе. Такие люди с трудом контактируют с социальной средой, неуютно чувствуют себя среди толпы, предпочитают одиночество шумным компаниям. В психологии наблюдается прямая зависимость типов личности от данного параметра.

Экстраверты

Направленность на внешний мир характерна для экстравертов. Такие люди не просто любят находиться среди людей, социальный фактор является важнейшей потребностью. Экстравертам необходимы контакты с индивидуумами и постоянное общение. Они открыты эмоционально и психологически, поэтому легко вливаются в социум.

В современном обществе не встретишь людей, которых можно отнести к конкретному типу направленности. Чистые экстраверты и интроверты встречаются крайне редко и зачастую не являются вариантом нормы.

Типы личности в соответствии с темпераментом человека

Распределение типов личности в психологии всегда начинается с темперамента. Данный параметр известен еще со времен Гиппократа, который впервые описал 4 варианта реагирования человека. С тех пор определение темперамента немного модернизировалось, но суть осталась прежней.

Выделяют 4 типа людей в зависимости от темперамента:

  • Флегматик. Здесь процессы торможения преобладают над реактивностью. Флегматики тяжело откликаются на внешние раздражители, эмоционально устойчивы, замкнуты. Среди положительных качеств выделяется усидчивость и высокая трудоспособность. Направленность личности – интроверт.
  • Холерик. В данном случае процессы реактивности преобладают над торможением. Человек склонен излишне ярко реагировать на малейшие раздражители. Холерики тяжело переключаются с одного дела на другое, но зато обладают устойчивыми интересами. Направленность личности – в большей степени экстраверт, но зависит от конкретного случая.
  • Сангвиник. Отмечается уравновешенность процессов реактивности и торможения, поэтому человек живо реагирует на положительные и отрицательные факторы. Сангвиники эмоционально открыты, активны и находчивы, а в нужный момент умеют сдерживаться. Направленность личности – экстраверт.
  • Меланхолик. Среди всех вариантов личности человека меланхолики обладают наименьшей реактивностью, но чрезмерно высокой чувствительностью. Сочетание данных качеств приводит к болезненному восприятию минимальных раздражителей. Работоспособность меланхоликов снижена, а усидчивость минимальна. Они склонны сомневаться в себе и бросать начатые дела. Направленность личности – интроверт.

Виды типов личности по Юнгу

Известный психолог К. Г. Юнг разработал одну из наиболее точных классификаций личности человека, которой до сих пор пользуется большинство психологов и психиатров. Его подход подразумевает оценивание индивидуума по 8 признакам, которые расположены парами с противоположным смыслом. Например, одним из пунктов классификации является определение экстраверсии или интроверсии человека. Еще 6 критериев сочетаются следующим образом: иррациональность и рациональность, этика и логика, интуиция и сенсорика. Определяя психологическую структуру конкретной личности, специалисты выясняют приближенность человека к одному из параметров пары, а после этого оставляют полную картину психики индивидуума.

Иррациональность и рациональность

Иррационалы воспринимают реальность только по факту, не задумываясь о прошлом или будущем. Они быстро адаптируются к изменениям окружающей среды и принимают решения, опираясь на текущие факты, но не на опыт. Такие люди умеют выкручиваться из неожиданных затруднительных положений, активируя мозговую деятельность и быстро находя верное решение.

Такие типы личности, как рационалы, представляют собой людей, опирающихся на твердые жизненные принципы, опыт, успехи и падения других людей. Подобное поведение обуславливает медленность адаптации рационалов к изменившимся условиям. Однако в стабильной среде они способны быстро принять решение и выдать ответ на ситуацию, так как не анализируют события непрерывно, а задействуют готовый шаблон реакции. Рационалы могут развить скорость мышления с помощью специальных игр BrainApps.

Логика и этика

Один из вариантов личности современного человека – этик. Индивидуумы этого типа придерживаются установленных догм и моральных принципов. Они склонны к экспрессии в повседневной речи, приукрашивая действительность.

Логики оценивают ситуацию объективно, ориентируясь на факты. Каждый случай они оценивают отдельно, а не выбирают типичное для всех вариантов решение. Этика у логиков развита недостаточно, из-за чего люди данных типов плохо взаимодействуют между собой.

Сенсорика и интуиция

Интуитивное восприятие реальности является достаточно слабым. Такие личности предрасположены к рассеянности и неопределенности. Они постоянно витают в прошлом, строят предположения о будущем, но на настоящее их не хватает. Повысить способности к полноценному восприятию окружающей действительности помогут специальные статьи в блоге BraonApps, а совершенствование внимания достигается прохождением простых и интересных игр.

Люди типа сенсорики воспринимают реальность в настоящем, поэтому живут ощущениями. Они четко воспринимают самих себя, глубже проникаются окружающим миром. Их чувствительность направлена не только на ментальные материи, но и на физиологические потребности.

Типы акцентуаций или психотипы

В психологии широко используются психотипические понятия личности, которые в некоторой степени свидетельствуют о наличии пограничных отклонений. У каждого человека имеется акцентуация, которая развита в той или иной мере и в любой момент может перерасти в серьезную проблему.

Выделяют следующие типы акцентуаций у людей:

  • Циклоидный тип (двухфазные или циклические перепады настроения от плохого к хорошему, неустойчивость интересов)
  • Лабильный тип личности (быстрые и неконтролируемые перемены настроения, которые в психологии называют быстрым переключение, изменение эмоций не может предугадать даже сам человек);
  • Астенический тип (замкнутый и серьезный человек с характерной астенической внешностью, отличается упрямством и плохой адаптацией к изменчивым условиям);
  • Сенситивный вариант (высокие требования к себе и окружающим, впечатлительность и повышенная восприимчивость);
  • Психастенический тип личности (отличается повышенным эмоциональным отторжением ответственности, в психологии их отмечают, как надежных и рассудительных людей);
  • Шизоидный вариант (на первом месте находится нестандартное мышление, однако его последовательность практически отсутствует);
  • Конформный тип (полностью подстраиваются под окружение и ненавидят перемены);
  • Неустойчивый вариант (отторжение трудовой деятельности с тягой к праздному существованию без контроля);
  • Истероид (требует повышенного внимания к себе, из-за чего склонен к демонстративному поведению);
  • Эпилептоидный тип (сдержанная личность со вспышками злобы, во всем любит четкость и определенность);
  • Гипертимик (стабильное положительное настроение, открытость и высокая энергичность).

Психология личности каждого человека представляет собой сложную разветвленную структуру. Определить все ее ветви не смогут даже высококвалифицированные специалисты. Недостаточное понимание устройства работы мозга обуславливает непрерывное возникновение новых теорий и классификаций, которые положительно зарекомендовывают себя на практике до первого не поддающегося типированию случая.

Личностью рождаются или становятся? Что это вообще за понятие, и как его трактует наука о человеке – психология? Каждый ли человек личность, а если нет, то как ей стать? Обо всем этом читайте в статье.

Основателем психологии личности принято считать Уильяма Джеймса. Ему принадлежит философская теория прагматизма, из которой вышли многие современные направления психологии.

Джеймс – первый трансперсональный психолог. Согласно его теории, личность – взаимодействие инстинктов и привычек с волевыми качествами человека.

Однако сам термин «личность» принадлежит Н. М. Карамзину. В его понимании личность – хозяин судьбы, жизни, богатый духовно и обладающий своеобразием человек, отвечающий за свои поступки. Исходя из этого, можно утверждать, что личностью не рождаются, а становятся.

  • Личность – продукт социального в человеке. При рождении человек имеет только биологический элемент, но сразу же начинается его становление как личности, то есть он усваивает социальный опыт.
  • Однако существует множество подходов к трактовке феномена личности. Подробнее об этом можно прочитать в статье .
  • В психологии принято выделять внутренний и внешний мир личности. О первом элементе можно прочитать в статье . Под внешним миром подразумевают взаимоотношения личности с обществом, социальной средой, воспитание и становление как субъекта общества.

Для того чтобы стать личностью, нужно приложить немало усилий:

  • овладеть речью;
  • с ее помощью – моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.

Становление человека как личности – результат его социализации. Чем больше человек воспримет и усвоит информации, ценностных ориентаций, традиций, тем более развитой личностью он станет.

Понятие личности тесно связано с понятием индивида и индивидуальности:

  • Индивид – человек как представитель своего вида.
  • Индивидуальность – совокупность уникальных отличительных черт человека.

Но что интересно: человек может быть индивидуальностью, но при этом не быть личностью. Каждый человек уникален, но не каждый становится личностью.

Таким образом, если мы говорим о человеке как о личности, то подразумеваем социальный элемент в нашей природе. В то время как при обсуждении человека как индивида большую роль играет биологический элемент.

Процесс формирования личности – целостный и взаимосвязанный процесс формирования , интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов конкретного человека.

Структура личности

В структуру личности входит направленность, темперамент, характер, особенности протекания познавательных процессов и чувств.

Направленность личности

В ее состав входят:

  • интересы,
  • склонности,
  • потребности,
  • мотивы,
  • идеалы.

Направленность определяет активность личности и уровни ее развития. Основной компонент направленности личности – мировоззрение (система взглядов на развитие общества, природы, сознания, убеждений). Подробнее об этом элементе можно прочитать в статье .

Темперамент

Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризирующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Подробнее о темпераментах можно прочитать .

Характер

Комплекс индивидуальных, наиболее выраженных, устойчивых черт . Через них проявляется отношение человека к действительности. От характера зависит поведение.

Способности

Это свойства психики и ее систем, выраженные в разной мере. От них зависит успешность освоения и выполнения деятельности.

Мотивационно-потребностная сфера как основа личности

Потребности – побудительная сила деятельности личности.

  • Потребность – нужда организма в определенных условиях, без которых жизнь невозможна.
  • Мотив – опредмеченная потребность.
  • Совокупность мотивов, направленных на цель – мотивация.

Потребность в познании мира – самая важная для личности. Она высвобождает человека из плена страхов, непонимания и суеверий, позволяет быть творцом жизни.

Не менее значимы для личности и другие духовные потребности:

  • в эстетическом наслаждении;
  • в труде;
  • в общественной деятельности;
  • в общении.

Развитие потребностей (от низших к высшим) – условие развития личности.

Аспекты личности

  • свойства самого человека, или интраиндивидный аспект;
  • особенности взаимодействия личности с другими людьми, или интериндивидный аспект;
  • воздействие личности на других людей, или метаиндивидный аспект.

Через анализ этих аспектов можно охарактеризовать внутренний мир человека.

Личность – это представитель конкретного общества или социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и имеющий определенные индивидуально-психологические особенности.

Сложности понимания человека как личности

Сложность четкого представления и описания феномена личности состоит в неоднозначности теории. Можно выделить следующие проблемные позиции:

  • Нередко личность отождествляется с индивидом.
  • Иногда личностью называют часть внутреннего мира или особенности психической структуры.
  • Личность расценивает как некий компонент, включающий в себя и что-то данное от рождения, и какой-то недостижимый идеал, и совокупность общественных отношений.
  • Сколько существует наук, изучающих человека, и исследователей, задающихся этим вопросом, столько и существует определений термина «личность».

Личность характеризуется системой ее сознательных отношений. В последнее время стало популярно говорить не только о влиянии социального и биологического фактора, но и о роли ситуации как сдерживающего элемента личности.

Послесловие

Несмотря на то, что большинство ученых придерживаются мнения о том, что личностями становятся, а не рождаются, вопрос о том, все ли люди – личности, продолжает собирать вокруг себя споры и неоднозначные мнения.

  • Спорными являются вопросы о том, можно ли ребенка считать личностью, хотя гуманистическая педагогика утверждает, что, несомненно, можно и нужно.
  • Таким же спорным предстает понимание психически больного человека или преступника как личности.
  • Не выглядят ли словосочетания «асоциальная личность» или «деградированная личность» нелепо?

В итоге каждый сам выбирает, к какой стороне в этих вопросах относится он. На мой взгляд, к каждому человеку (особенно актуально для детей раннего возраста при воспитании) можно относиться как к потенциальной личности, то есть давать несколько очков фору. Однако это возможно до тех пор, пока человек не докажет обратное.

Человек - это существо с очень сложной психической организацией. Он рождается и развивается по законам биологии и генетики, параллельно этому происходит формирование его личности и самосознания под воздействием социума. Кроме того, человек является субъектом деятельности практически во всех сферах жизни - социальной, духовной, экономической и политической.

Понятие личности и ее структура

Невозможно в рамках одной науки объять все многообразие граней человеческой сущности, из-за этого и существует множество теорий о том, что же представляет собой личность. Данный термин используется в современной психологии наряду с такими, как "индивид" и "индивидуальность", различие между ними в том, что два последних определения более конкретны и освещают лишь ту или иную сторону личности. В широком смысле личность - это совокупность качеств индивида, приобретенных им в процессе развития и проявляющихся в отношениях с другими индивидами или в различных сферах сознательной деятельности. Как видно из определения, понятие личности характеризует человека в основном в социальном плане. Структура личности в психологии представлена множеством различных классификаций, ниже будут представлены наиболее распространенные из них.

Теория личности в психологии по Фрейду

В 20-х годах ХХ века великий немецкий психолог разработал свою концепцию

анатомии человеческой души. Структура личности в психологии Фрейда состоит из трех компонентов: "Ид"- Оно (бессознательное), "Эго"- Я (сознательное) и "Супер-Эго"- Сверх-Я (совесть, идеальные установки). Ид - занимает центральное место в структуре личности на протяжении всей жизни индивида, главный его принцип - получение удовольствия от немедленного удовлетворения своих иррациональных желаний. Эго - это своего рода регулятор, пытающийся удовлетворить потребности Ид, в то же самое время не нарушая законов и традиций общества. Супер-Эго выполняет роль пропагандиста высоких нравственных идеалов, формируется в процессе воспитания.

Структура личности в психологии по Рубинштейну

Советский психолог и философ С.Л. Рубинштейн предложил свою концепцию сторения личности человека. Он выделял также три составляющих:

2. Знания, умения и навыки (ЗУН), приобретенные в результате познавательной

деятельности.

3. Индивидуальные особенности, выраженные в чертах характера, темпераменте, способностях.

Структура личности в психологии по Платонову

К.К. Платонов рассматривал личность как совокупность биосоциальных свойств, среди которых он выделял четыре подструктуры:

1. Социально-направленные качества (моральные качества, социальные связи).

2. Опыт (привычки и ЗУН).

3. Индивидуальные биологически обусловленные черты (характер, темперамент, задатки, потребности).

4. Формы отражения психических процессов (мышление, воля, чувства, ощущения, память).

Как видно, классификация Платонова во многом совпадает с классификацией Рубинштейна, однако она более развернута. Данная модель существенно повлияла на развитие советской психологии.

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Университет управления "ТИСБИ"

Курсовая работа

Психологическая структура личности

Выполнила:

студентка группы ЗП/Ар-32

Сибагатова Э.Г.

Проверил(а):

Короткова А.Л.

Казань 2014

Введение

Общее представление о структуре личности

1 Понятие личности, её структура

2 Черты психологической структуры личности

Основные составляющие психологической структуры личности

1 Характер

2 Темперамент

3 Способности личности

4 Воля и волевые качества

Заключение

Введение

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода. Истории исследования об области психологии личности уже более ста лет.

Более ста лет ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом. Этот поиск имеет отнюдь не только теоретическую ценность. С самого начала изучение личности было теснейшим образом связано с необходимостью решения практических задач.

Психология изучает человека с точки зрения его психической духовной жизнедеятельности.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Психология личности - это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности. Современная психология не может сегодня предложить единого, общепринятого определения личности. Причина этого кроется в сложности и разнообразии того явления, которое понятием личности.

Личности бывают разные гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного.

В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится. С этим согласно большинство психологов и социологов. Однако их очки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся.

Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопросов.

Цель исследования - дать краткую характеристику психологической структуры личности, рассмотреть основных составляющих психологических структур личности.

Дать определение понятию "личности";

2. Проанализировать психологическую структуру личности;

Охарактеризовать основные свойства личности.

Выделить основные составляющие психологической структуры личности.

Объект исследования - личность.

Предмет исследования - психологическая структура личности.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав с пунктами, заключения и списками использованной литературы.

1. Общее представление о структуре личности

1 Понятие личности, её структура

Личность - это совокупность определенных свойств внутренней жизни данного индивида, которая приводит к тому, что в одних и тех же условиях материальная и духовная жизнь одних индивидов отличается от жизни или деятельности других.

Взаимоотношение между индивидом, как продуктом антропогенеза (происхождение и развитие всех видов и подвидов рода Человек (Homo) в генетическом, психическом и социокультурном отношении), личностью, усвоившей общественно-исторический опыт и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают".

Коренным или родовым, исходным понятием является понятие человек. Человек - это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. В отличие от других животных, этот вид наделен сознанием, т. е. способностью познавать сущность, как внешнего мира, так и свою собственную природу, и в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Человек как биологический вид характеризуется особой телесной организацией, существенными признаками которой являются: прямохождение, наличие рук, приспособленных к познанию и труду и высокоразвитый мозг, способный отражать мир в понятиях и преобразовывать его сообразно своим потребностям, интересам и идеалам.

Под "индивидом" понимают данного конкретного человека со всеми присущими ему особенностями. В понятии индивид воплощена родовая принадлежность человека. Сказать о конкретном человеке, что он индивид, значит сказать очень немного. По существу этим сказано, что он потенциально человек.

Индивидуальность обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие.

Индивидуальность не есть что-то над- или сверхличностное. Индивидуальность - это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляются очень ярко, выпукло, других - малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности.

Для объяснения того, что представляют собой люди, персонологи предложили некую мозаику, составленную из концепций. Самая популярная из которых - это концепция черт личности. Черты рассматриваются как устойчивые качества или склонности человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях. Распространенные черты личности - импульсивность, честность, чувствительность, робость. Г. Олпорт, Р. Кеттел и Г. Айзенк полагали, что структуру личности лучше всего схематически представить в терминах гипотетических качеств, лежащих в основе поведения.

Следующий уровень анализа структуры личности может быть описан при помощи концепции типа личности. В психологии имеется несколько общепринятых положений относительно личности:

Личность присуща каждому человеку.

Личность есть, то, что отличает человека от животных, у которых личности нет.

Личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа.

Личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.

Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личного склада.

Тип личности описывается в виде совокупности множества различных черт, образующих самостоятельную категорию с четко очерченными границами. Подобная концепция подразумевает более постоянные и более обобщенные поведенческие характеристики. Люди наделены многими чертами, выраженными в разной степени, поэтому их обычно описывают как принадлежащих к тому или иному типу. Так К.Г. Юнг считал, что люди разделяются на две категории: интровертов и экстравертов.

В. Индивидуально - неповторимые черты - темперамент, сочетание ролей, самосознание.

В целом структура личности может быть представлена в теоретическом плане следующим образом:

А. Общечеловеческие свойства - ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции.

Б. Социально - специфические черты - социальные установки, роли, ценностные ориентации.

В. Индивидуально - неповторимые черты - темперамент, сочетание ролей, самосознание.

2 Черты психологической структуры личности

"Структура-совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы...". (Словарь практического психолога)

Проблема структуры личности в психологии еще более запутана, чем само понятие "личность". В рамках данной работы невозможно охватить все теории о психологической структуре личности. Все они основаны на тех или иных разнящихся между собой взглядах отечественных и зарубежных психологов. Выделить среди них что-то общее и обобщить все теории я не считаю возможным.

В связи со сказанным хотелось бы процитировать авторов известного во всем мире современного учебника по психологии личности Л. Хьелла и Д. Зиглера: "…чтобы не потерять своей научной значимости, теории личности должны корректироваться по мере сбора новых эмпирических данных" (Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.).

Психологическая структура личности - это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).

Все психические процессы осуществляются в какой-нибудь личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. Любой из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож.

В структуру личности включают - способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, социальные установки. Рассмотрим набор черт, которые по мнению Р. Мейли, достаточно полно характеризуют личность.

Уверенность в себе - неуверенность в себе.

Интеллектуальность, аналитичность - ограниченность, отсутствие развитого воображения.

Зрелость ума - непоследовательность, аналогичность.

Рассудительность, сдержанность, стойкость - суетливость, подверженность влиянию.

Спокойствие, самообладание - нервозность, невротичность.

Мягкость - черствость, цинизм.

Доброта, терпимость, ненавязчивость - эгоизм, своеволие.

Дружелюбие, покладистость, гибкость - ригидность, тираничность, мстительность.

Добросердечие, мягкость - злобность, черствость.

Реализм - мечтательность.

Сила воли - безволие.

Добросовествность, порядочность - недобросовестность, непорядочность.

Последовательность, дисциплина ума - непоследовательность, разбросанность.

Уверенность - неуверенность

Взрослость - инфантилизм.

Тактичность - бестактичность.

Открытость, контактность - замкнутость, уединенность.

Веселость - грустность.

Очарование - разочарование.

Общительность - необщительность.

Активность - пассивность.

Самостоятельность - конформность.

Экспрессивность - сдержанность.

Разнообразие интересов - узкость интересов.

Чувственность - холодность.

Серьезность - ветренность.

Честность - лживость.

Агрессивность - доброта.

Бодрость - вялость.

Оптимизм - пессимизм.

Смелость - трусость.

Щедрость - скупость.

Независимость - зависимость.

К психологическим характеристика самоактуализирующейся личности относятся:

Активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней.

Принятие себя и других людей такими какие они есть.

Непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств.

Сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне.

Обладание чувством юмора.

Развитые творческие способности

Неприятие условностей.

Озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья.

Способность к глубокому пониманию жизни.

Установление с окружающими людьми, хоть и не со всеми, доброжелательных личностных взаимодействий.

Способность смотреть на жизнь с объективной точки зрения.

Умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности.

Открытое и честное поведение во всех ситуациях.

Способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее.

Приложение максимума усилий для достижения поставленных целей.

Психологическими элементами структуры личности являются ее психологические свойства и особенности. Их очень много. Некоторые из них можно отобразить в подструктуре. На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон:

Блок психических явлений (мотивационный) - направленность (устойчивая система мотивов):

влечения - одна из форм направленности личности, выражающаяся в недостаточно полно осознанном стремлении к достижению чего-либо, нередко в основе влечения лежат биологические потребности;

желания - переживание, одна из форм проявления направленности личности, характеризующаяся стремлением личности к достижению какой-то цели, но порой - недостаточной осознанностью причин такого стремления;

интересы - одна из форм направленности личности, заключающаяся в ее направленной познавательной активности, окрашенной положительными эмоциями и вниманием к объекту. Интерес личности обычно является социально обусловленным;

идеалы - образ, являющийся воплощением совершенства, образец, высшая цель стремлений человека;

мировоззрение - система взглядов на мир в целом, на отношение человека к обществу, природе, самому себе; основная форма направленности личности;

убеждения - форма направленности личности, выражающаяся в глубоко осмысленной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, органически сливающейся с чувствами и волей человека и получившей для него личностный смысл. Система убеждений человека отражает его мировоззрение;

потребности - объективная испытываемая субъектом нужда в чем-то, которая отражается и субъективно, являющаяся источником активности, развития личности, социальной общности. Между объективной нуждой и ее субъективным отражением нередки противоречия, которые существенно влияют на развитие личности.

Опыт личности - обретение человеком общественного опыта (социализация). Этот опыт включает необходимые для его жизнедеятельности знания, умения, навыки:

знания - система научных понятий о закономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания;

умения - способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях;

навыки - автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности.

Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля) включает формы психических познавательных процессов, в частности:

ощущения - это простейший из психических процессов, с помощью которого мы получаем информацию об окружающем мире. Они возникают в рецепторах - особо чувствительных нервных клетках человеческого тела, при этом рецепторы каждого вида отвечают за чувствительность к определенным раздражителям;

восприятие - психический процесс отражения предметов и явлений в действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Возникает в результате непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности анализаторов;

внимание - психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже;

память - психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования;

воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта. Выражается: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют, симулируют действительность; 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта;

мышление - процесс опосредованного отражения в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями субъективного мира; познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Выделяют мышление теоретическое и практическое; интуитивное и словесно-логическое; наглядно-действенное и наглядно-образное; формально-логическое и творческое и т. д.;

речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения;

эмоции - особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных переживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих или тормозящих деятельность;

чувства - особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих или тормозящих деятельность.

Биологически обусловленные свойства и качества личности:

антропологические признаки - расовые, половые, возрастные и др.;

физические особенности - размеры тела и его структурно-механические свойства;

внешняя анатомия тела;

функционально-анатомические особенности;

биохимические особенности и патологии выделенных элементов;

свойства и типы темперамента - устойчивое соотношение особенностей человека, характеризующих различные стороны его психической деятельности. Представляет собой общую характеристику высшей нервной деятельности человека и выражает основные природные свойства нервной системы.

В качестве относительно самостоятельных комплексов структуры личности можно выделить следующие подструктуры:

Динамика ее психических процессов - темперамент.

Психические возможности личности, в отдельных видах деятельности - способности.

Направленность личности - характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение.

Проявления в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности.

2. Основные составляющие психологической структуры личности

1 Характер

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере. В переводе с греческого "характер"- это "чеканка", "примета". Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т.д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.

Характер - это совокупность индивидуальных, устойчивых стереотипов поведения, штамп эмоциональных реакций, стиля мышления, которые сложились в процессе социализации, и зафиксированная в привычках и манерах, в системе взаимоотношений с окружающими.

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что он всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера тесно связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер.

Зная характер человека, можно предвидеть, как он будет вести себя при тех или иных обстоятельствах, а следовательно, направлять поведение человека.

Характер человеческой жизни всегда многогранен. В нем могут быть выделены отдельные черты или стороны, которые являются связанными вместе, образуя целую структуру характера.

Структура и свойства характера.

Характер представляет собой целостное образование, единство психических свойств личности. Но это целое состоит из определенных частей, звеньев. В характере могут быть выделены отдельные черты, стороны, которые не существуют отдельно друг от друга. Они являются связанными воедино, образуя структура целого характера и проявляющихся в таких компонентах, как направленность, убеждение, потребность, склонности, интересы и многое другое.

Можно выделить основные и ведущие черты характера. Они задают общую направленность развития всего комплекса его проявлений. Так же выделяют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут не гармонировать с ними. В жизни же встречаются более цельные и более противоречивые характеры.

Толстой А.Н. в статье "По такому образу должны формироваться люди" писал об Алексее Максимовиче Горьком: "Он любил и смех и шутки, но к призванию писателя, художника, творца он относился непримиримо, сурово, страстно.

Слушая какого-нибудь начинающего даровитого писателя, он мог расплакаться, встать и уйти из-за стола, вытирая платком глаза, ворча: "Хорошо пишут, черти полосатые".

Но если ты сфальшивил, слукавил, - а он это чувствовал шестым чувством,- унизился до компромиссика, рука его начинает барабанить пальцами по столу, он отводил в сторону светло-голубые глаза… в нем боролась доброта, такая же большая, как все в нем, доброта с начинающимся раздражением. И когда доброта, наконец, расступалась, он наговаривал глухим голосом такие беспощадные слова, уже прямо глядя в глаза!"1

Характер человека проявляется в том, как он относится к другим людям, к себе, к делу, к вещам. Он не может быть раскрыт и понят вне коллектива, вне общества. При живом общении с людьми ясно выступают такие черты характера, как неуживчивость или покладистость, миролюбие или склонность к спорам. У некоторых людей выражается эгоцентризм, у других - самоотдача в борьбе за общее дело. Так же проявляются добросовестность, исполнительность, ответственность, карьеризм, аккуратность или небрежность.

Формирование характера.

Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития в группах. Это семья, компания друзей, трудовой коллектив и др. В зависимости от того, как группа для личности является доминантной и какие ценности поддерживает эта группа, у человека развивается соответствующие черты характера.

В одной из глав книги Выготского Л.С. раскрывается вопрос формирования характера ребенка под названием "эндогенные и экзогенные черты характера".

Здесь говориться о том, что "биологи и физиологи склонны придавать решающее значение прирожденно соматическому моменту и самые сложные формы характера ставить в непосредственную связь с теми или иными физиологическими процессами". И Кречмер готов "группы характеров свести исключительно к биологическим моментам конституции".

Из этого следует, что наследственность определяет решительно весь склад нашей личности. При этом роль воспитания родителями и социальной средой приравнивается почти к нулю.

Социальные же психологи иного мнения. Их наблюдения показывают, что личность человека развивается под повелительным воздействием окружающей среды.

Но рассматривать и принимать каждую из этих точек зрения по отдельности нельзя. Их необходимо соединить воедино.

Ведь когда ребенок еще в утробе матери он собирает, накапливает ту информацию, которую его мать несет ему через себя. И нельзя не учитывать и окружающую среду. И после того как ребенок родился он начинает собирать уже новую информацию. Ведь откуда в последующей его жизни взяться новым возможностям движения. "Им неоткуда появиться, как неоткуда появиться и новым органам в его теле".

Если бы ребенок рождался как растение, со всеми теми формами поведения, которые отвечали бы его будущей жизни, никакой надобности в воспитании не было бы.

2 Темперамент

Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худших темпераментов - каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его отрицательных граней.

Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов - типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

Темперамент в переводе с латинского - "смесь", "соразмерность". Древнейшее описание темпераментов принадлежит "отцу" медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает: если преобладает кровь ("сангвис" по-латыни), то темперамент будет сангвинический, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь ("холе"), то человек будет холериком - желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь ("флегма"), то темперамент флегматичный - спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь ("мелана-холе"), то получается меланхолик - несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.

Академик И.П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса - возбуждение и торможение - отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:

"безудержный" (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) - соответствует темпераменту холерика);

"живой" (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темпераменту сангвиника);

"спокойный" (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика);

"слабый" (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловливает темперамент меланхолика).

Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими свойствами: сензитивностью, реактивностью, соотношением реактивности и активности, темпом реакций, пластичностью - ригидностью, экстраверсией - интроверсией, эмоциональной возбудимостью.

Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.

Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость ("все падает из рук"). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек. Легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет "реакцию льва", т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик - человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать "срыв", "стопор", растерянность, "стресс кролика", поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью н/с, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.).

Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит "маскировка" истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются "чистые" типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека. Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, с первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента.

3 Способности личности

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Способности можно классифицировать на:

природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения, и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие;

теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям.

учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности - талантом;

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения. Задатки - это некоторые генетические детерминированные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу формирования и развития способностей. Индивидуальные различия - это особенности психических явлений, отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии. Способности - не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно. Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность - одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей. Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

Есть, например, способности, от которых зависят успехи в обучении. Они определяются скоростью и качеством приобретаемых человеком знаний, умений, навыков. Есть также музыкальные, художественно- изобразительные, литературные, лингвистические, математические, организаторские и множество других способностей. Они - продукт общественно-исторической практики человека, результат взаимодействия его биологических и психических особенностей. Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов деятельности, в которые включаются люди.

Способности и знания, умения, навыки взаимосвязаны, но не тождественны. По отношению к знаниям, умениям, навыкам, мастерству способности человека выступают как возможность с той или иной степенью быстроты и эффективности их приобретать и наращивать. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях, навыках и мастерстве, а в динамике их приобретения и развития, скорости, легкости и прочности овладения мастерством и наращивания его. Способность - это возможность, а тот или иной уровень мастерства в конкретном деле - это действительность.

Способности человека обнаруживаются только в деятельности, при этом лишь в той, которая не может осуществляться без наличия соответствующих способностей. Способности - это личность в ее продуктивности. Как только человек начинает заниматься какой-либо деятельностью, его способности актуализируются, проявляются и развиваются.

Способности не следует противопоставлять другим индивидуально-психическим качествам, свойствам личности: качествам ума, особенностям памяти, чертам характера, волевой подготовленности, эмоциональным особенностям человека. Если какое-либо качество или совокупность качеств личности отвечают требованиям деятельности или формируются под влиянием этих требований, то это дает основание рассматривать данную индивидуально-психологическую особенность личности как способность.

Рассматривая конкретно-психическую характеристику различных способностей, можно выделить совокупность общих качеств личности, необходимых для успешного овладения многими видами деятельности, - общие способности. К ним относятся, например, умственные способности, тонкость и точность ручных и других движений, развитая память, внимательность, память, воображение, речь и др. Вместе тем есть и совокупность специальных качеств, необходимых для той или иной деятельности, - специальные способности: музыкальные, художественные, математические, технические, литературные, спортивные и др.

Различают несколько уровней в развитии способностей людей:

Одаренность - это совокупность нескольких способностей, обусловливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц. Обычно она проявляется в наличии разносторонних способностей;

Показатели одаренности:

темп и легкость усвоения материала;

широта переноса;

время проявления;

соотношение результатов с условиями.

Одаренность, по мнению Н.С. Лейтеса, это прежде всего способность трудиться, неуемная потребность в деятельности, а также интеллект, превышающий средний уровень. Одаренные люди проявляют громадное упорство в области своих интересов. Поэтому один из самых ранних показателей одаренности - это время, в течение которого 2-3-летний ребенок может сосредоточиться на одном занятии. Одаренные дети бывают поглощены своим делом несколько часов подряд и возвращаются к нему в течение нескольких дней в отличие от обычного ребенка того же возраста.

Талант - совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью. Особенность таланта - высокий уровень творчества при осуществлении деятельности;

Гениальность - высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности:

незаурядность в различных областях + доминирующая сторона;

осознание способности;

включенность способности в характер.

Творчество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.

Патологическое снижение способностей получило название олигофрении.

4 Воля и волевые качества

личность характер темперамент индивидуальность

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью.

Можно выделить следующие характерные особенности воли:

выносливость и настойчивость воли, которые характеризуются тем, что энергичная деятельность охватывает длительные периоды жизни человека, стремящегося к достижению поставленной цели.

принципиальную последовательность и постоянство воли, в противоположность непостоянству и непоследовательности. Принципиальная последовательность заключается в том, что все действия человека вытекают из единого руководящего принципа его жизни, которому человек подчиняет все побочное и второстепенное

критичность воли, противополагая ее легкой внушаемости и склонности действовать необдуманно. Эта особенность заключается в глубокой продуманности и самокритической оценке всех своих действий. Склонить такого человека к изменению взятой им линии поведения можно лишь путем обоснованной аргументации.

решительность, заключающуюся в отсутствии излишних колебаний при борьбе мотивов, в быстром принятии решений и смелом проведении их в жизнь.

Волю характеризуют по умению подчинять свои личные, индивидуальные устремления воле коллектива, воле класса, к которому принадлежит человек.

Волевые качества личности.

В соответствии со сложностью волевой деятельности сложны и многообразны также и различные волевые качества личности. Среди важнейших из этих качеств можно, во-первых, выделить инициативность. Говорят часто, что "первый шаг труден". Умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне, является ценным свойством воли. Существенную роль в инициативности играет известная интенсивность и яркость побуждений; немаловажное значение имеют и интеллектуальные данные. Обилие и яркость новых идей и планов, богатство воображения, рисующего эмоционально привлекательные картины тех перспектив, которые новая инициатива может открыть, соединённые с интенсивностью побуждения и активностью стремлений, делают некоторых людей как бы бродилом в той среде, в которую они попадают. От них постоянно исходят новые начинания и новые импульсы для других людей.

Прямую противоположность им составляют инертные натуры. Раз взявшись за дело, инертные люди также способны иногда не без упорства продолжать его, но им всегда особенно труден первый шаг: меньше всего они в состоянии сами что-то затеять и без стимуляции извне, по собственной инициативе что-то предпринять.

Вслед за инициативностью, характеризующей человека по тому, как у него совершается самый начальный этап волевого действия, необходимо отметить самостоятельность, независимость, как существенную особенность воли. Её прямой противоположностью является подверженность чужим влияниям, лёгкая внушаемость. Подлинная самостоятельность воли предполагает, как показывает анализ внушаемости, негативизма и упрямства, её сознательную мотивированность и обоснованность. Неподверженность чужим влияниям и внушениям является не своеволием, а подлинным проявлением самостоятельной собственной воли, поскольку сам человек усматривает объективные основания для того, чтобы поступить так, а не иначе.

От самостоятельности и мотивации решения нужно отличать решительность - качество, проявляющееся в самом принятии решения. Решительность выражается в быстроте и, главное, уверенности, с которой принимается решение, и твёрдости, с которой оно сохраняется, в противоположность тем колебаниям наподобие качания маятника в одну и в другую сторону, которые обнаруживает нерешительный человек. Нерешительность может проявиться как в длительных колебаниях до принятия решения, так и в неустойчивости самого решения.

Сама решительность может быть различной природы в зависимости от роли, которую в ней играют импульсивность и обдуманность. Соотношение импульсивности и обдуманности, порывистости и рассудительности, аффекта и интеллекта имеет фундаментальное значение для волевых качеств личности. Оно в частности определяет различную у разных людей внутреннюю природу их решительности. Решительность обусловлена не столько абсолютной, сколько относительной силой импульсов по сравнению с задерживающей силой сознательного контроля. Она связана с темпераментом.

Импульсивный тип определяется не абсолютной силой импульсов, а господством или преобладанием их над интеллектуальными моментами взвешивания и обдумывания. Рассудительный тип не обязательно отличается абсолютной слабостью импульсов, а преобладанием или господством над ними интеллектуального контроля. Решительность у некоторых людей сводится попросту к импульсивности, будучи обусловлена относительной силой импульсов при слабости интеллектуального контроля. Высший тип решительности покоится на наиболее благоприятном, оптимальном соотношении между большой импульсивностью и господствующей всё же над ней силой сознательного контроля.

Но так же как решение не завершает волевого акта, решительность не является завершающим качеством воли. В исполнении проявляются весьма существенные волевые качества личности. Прежде всего, здесь играет роль энергия, т.е. та концентрированная сила, которая вносится в действие, учитывая которую, говорят об энергичном человеке, и особенно настойчивость при приведении в исполнение принятого решения, в борьбе со всеми и всяческими препятствиями за достижение цели.

Некоторые люди вносят сразу большой напор в свои действия, но скоро "выдыхаются"; они способны лишь на короткий наскок и очень быстро сдают. Ценность такой энергии, которая умеет брать препятствия лишь с налёта и спадает, как только встречает противодействие, требующее длительных усилий, не велика. Подлинно ценным качеством она становится, лишь соединяясь с настойчивостью. Настойчивость проявляется в неослабности энергии в течение длительного периода, не взирая на трудности и препятствия. Настойчивость наряду с решительностью является особенно существенным свойством воли. Когда, не дифференцируя различных сторон воли, говорят вообще о сильной воле, то обычно имеют в виду прежде всего именно эти два свойства - решительность и настойчивость, то, как человек принимает решение и как он его исполняет. И точно так же, когда говорят о слабости воли или безволии, то имеют в виду прежде всего неумение принять решение и неумение бороться за его исполнение. Поскольку это в сущности два различных свойства воли, можно различать два разных типа безволия: 1) нерешительность, т.е. неумение принять решение, и 2) отсутствие настойчивости, т.е. неумение бороться за исполнение принятого решения.

Такую нерешительность или ненастойчивость обычно проявляют люди, не способные гореть тем делом, которое они делают, или легко воспламеняющиеся, но быстро охлаждающиеся. Когда порыв, который человек вносит в борьбу за достижение поставленной цели, накалён страстью и озарён чувством, он выливается в энтузиазм.

Поскольку в волевом действии для достижения цели приходится часто сталкиваться не только с внешними препятствиями, но и с внутренними затруднениями и противодействиями, возникающими при принятии и затем исполнении принятого решения, существенными волевыми качествами личности являются самоконтроль, выдержка, самообладание. В процессе решения они обеспечивают господство высших мотивов над низшими, общих принципов над мгновенными импульсами и минутными желаниями, в процессе исполнения - необходимое самоограничение, пренебрежение усталостью и пр. ради достижения цели. Эти качества воли в очень сильной мере зависят от соотношения между аффектом и интеллектом, влечением и сознательным контролем.

Поскольку деятельность человека совершается в более или менее длинной цепи действий, существенно, насколько все волевые акты личности объединены единой линией, насколько твёрдо сохраняются и последовательно проводятся одни и те же принципиальные установки в следующих друг за другом поступках. Бывают люди, которые могут с известной настойчивостью добиваться достижения какой-нибудь цели, но сами цели у них изменяются от случая к случаю, не объединяясь никакой общей линией, не подчиняясь никакой более общей их объединяющей цели. Это беспринципные люди без чётких установок. Последовательность и принципиальность как свойства личности, характера, в силу которых через все поступки человека на протяжении больших периодов или даже всей его сознательной жизни проходит как бы единая линия, составляет выходящую за пределы собственно волевых качеств существенную черту характера личности. При наличии такой принципиальности все от времени до времени пробуждающиеся желания, любая частная цель, которая может встать перед человеком на каком-нибудь отдельном этапе его жизненного пути, подчиняются большой единой цели - конечной цели всей его жизни и деятельности.

Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всём великом и героическом, что делал человек, в величайших его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль.

Заключение

Лишь охарактеризовав основные силы, воздействующие на формирование личности, включая социальное направление образования и общественного воспитания, то есть, определив человека как объект общественного развития, мы можем понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития. В этом смысле личность всегда конкретно-исторична, она продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и ее собственного жизненного пути.

В заключении я хотел бы подвести итог своей работы, сделать некий общий вывод. Итак, формирование личности - это очень сложный процесс, длящийся всю нашу жизнь. Некоторые особенности личности в нас уже заложены при рождении, я говорю о биологическом факторе развития личности, другие мы вырабатываем в процессе нашей жизни. И в этом нам помогает окружающая среда. Ведь среда играет очень важную роль в формировании личности. Впрочем, об этом я говорил выше, поэтому не буду повторяться. Лучше в конце своей работы я попытаюсь ответить на вопрос: "Что такое стать личностью?"

Я думаю, что стать личностью - это значит, во-первых, занять определенную жизненную,нравственную позицию; во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность; в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами, всей своей жизнью. Ведь истоки личности, ее ценность, наконец, добрая или дурная о ней слава в конечном итоге определяются тем общественным, нравственным значением, которое она действительно являет своей жизнью.

Список использованной литературы

1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999, - с. 7-94

Ананьев Б.Г. Структура личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. / Сост. Куликов А.В. - С-Пб.: Изд. "Питер", 2000. - с. 91-95

Иллюзия свободы воли и идентичность. Пережогин Л.О. Независимый психиатрический журнал №1 / 1999

Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер. В кн. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М., ЧеРо, 2000.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание личность. М., Наука, 1975. - 75 с.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 1982. - 112 с.

Малышев А.А. Психология личности и малой группы: Учебно-методическое пособие. - Ужгород: Инпроф ЛТД, 1977, - 447 с.

Мейли Р. Факторный анализ личности // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982. - 451 с.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - М., 1996

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 1998

Проблема развития познавательных способностей. Л., 1999.

Проблемы способностей в психологии. М, 2000.

Психологический практикум (часть 1) / Сост. Марковская И.М., Мельникова Н.Н. - ЧГТУ, 1997.

Реан Ю.В., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб, 1999

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. - М., 1989

Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 163 с.

Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск, 1997.

Феноменология волевых расстройств. Пережогин Л.О. Независимый психиатрический журнал № 2/ 1999

Философия: Учебник Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. - М.: Русское слово, 1996. - 173 с.

Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. СПб, 1998.

Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 372 с.

Ясперс К. Общая психопатология. - М.: Практика, 1997.