ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Дом из трагедии каменный гость. Каменный гость. Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Сцена 1

У ворот Мадрита испанский гранд Дон Гуан беседует со своим слугою Лепорелло. Дон Гуан был изгнан королём из Мадрита в ссылку, потому что ему угрожала семья убитого на дуэли, а король хотел оградить своего любимца. Но Дон Гуан самовольно вернулся из ссылки, так как в ссылке ему было скучно. Особенно огорчали его женщины, которые ему сначала нравились голубыми глазами, белизною, скромностью и новизною, но потом он понял, что «в них жизни нет», они подобны куклам.

Проходя мимо Антоньева монастыря, Лепорелло вспоминает, как его хозяин ездил сюда к женщине, а он ожидал его в роще, держа лошадей. Дон Гуан ухаживал за Инезой три месяца, прежде чем смог её покорить. Инеза не была красавицей: взор печальный, губы помертвелые, голос тихий и слабый, как у больной. Но она поразила Дон Гуана своими глазами. Он не знал, что у Инезы был муж - суровый негодяй, убивший её. Дон Гуан старается забыть эту историю и собирается прямиком бежать к другой своей возлюбленной - Лауре.

Входит монах и, не зная Дон Гуана, объясняет ему, что сейчас должна приехать Дона Анна на могилу мужа, которого убил бессовестный развратный Дон Гуан, за что был сослан в ссылку. Вдова заказала убитому памятник и каждый день приезжает молиться за упокой его души и плакать. Монах признаётся, что Дона Анна хороша собой и не разговаривает с мужчинами, кроме монахов. Дон Гуан заинтересовался и, увидев завёрнутую в чёрное покрывало вдову, захотел с ней познакомиться. Лепорелло упрекает Дона Гуана в бессовестности по отношению к вдове. Слуга сравнивает господина, пробирающегося во мраке в Мадрит на свидание, с вором, который ждёт ночи.

Сцена 2

Гости актрисы Лауры за ужином хвалят её игру, называя её сильной, совершенной, искусной. Лаура тоже довольна своей вдохновенной, идущей от сердца игрой. По просьбе гостей Лаура поёт песню, сочинённую верным другом и ветреным любовником Дон Гуаном. Угрюмый Дон Карлос называет Дон Гуана безбожником и мерзавцем, а Лауру дурой. Лаура сначала грозится позвать слуг, которые зарежут Дон Карлоса, а потом прощает его, помня, что Дон Гуан убил на дуэли его родного брата. На прощанье Лаура поёт, а когда гости расходятся, просит остаться Дон Карлоса, потому что порывистостью он напомнил ей Дон Гуана, которого она любила.

Дон Карлос спрашивает восемнадцатилетнюю Лауру о её дальнейшей судьбе: что будет лет через 5-6, когда она постареет? Лаура предпочитает не думать об этом, а наслаждаться прекрасной южной ночью, ведь что за дело им до непогоды в Париже?

Стучится Дон Гуан, которому Лаура отпирает и бросается на шею. Дон Карлос хочет биться с ним, не теряя ни минуты. Во время поединка Дон Гуан убивает Дон Карлоса. Лаура называет Дон Гуана повесой, дьяволом, проклятым, но он возражает, что Дон Карлос сам того хотел. Актриса отмечает, что её друг никогда не считает себя виноватым. Утром Дон Гуан собирается вынести тело на перекрёсток под епанчою. Прежде чем предаться любви, Дон Гуан и Лаура выясняют, что, расставшись, оба изменяли друг другу.

Сцена 3

У памятника командора Дон Гуан размышляет о том, что после смерти Дон Карлоса он вынужден был скрыться в монастыре смиренным отшельником. Сегодня он хочет впервые заговорить с Доной Анной. Глядя на памятник, он вспоминает поединок с командором, который был «мал ростом и тщедушен», в отличие от своей величественной статуи, но горд, смел и суров духом. Входит Дона Анна и просит помолиться с нею «святого отца». Но Дон Гуан утверждает, что не достоин повторять за Доной Анной её молитвы, признаётся ей, что любуется ею, когда она молится, и завидует тому, «чей хладный мрамор согрет её дыханием небесным».

Дон Гуан открывает свою страсть, смущает Дону Анну словами о любви: он желал бы сейчас же умереть и быть похороненным здесь же, чтобы Дона Анна касалась его могилы. В безумстве своём он хотел бы петь под окнами серенады, попадаться Доне Анне на глаза и тронуть её сердце своей любовью. Дон Гуан сообщает, что любит Дону Анну и только с этих пор понял, каково настоящее счастье. Он просит о свидании, и Дона Анна соглашается принять его завтра. Дон Гуан скрывает своё имя и представляется именем Диего де Кальвадо.

Хозяин сообщает радостную новость слуге. Но Лепорелло осуждает вдову и сомневается, что командор был бы спокоен, узнав о свидании. Дон Гуан шутит, что командор «присмирел с тех пор, как умер», и велит Лепорелло пригласить командора завтра к Доне Анне и предложить ему стать у двери на часах. Лепорелло со страхом выполняет приказ, и статуя кивает ему. Дон Гуан, не поверив трусливому Лепорелло, сам идёт звать командора, и статуя тоже отвечает ему кивком. Дон Гуан пугается и уходит.

Сцена 4

Дон Гуан беседует с Доной Анной, которая всё ещё помнит свою потерю и невесела. Она рассказывает, что вышла замуж не по избранию сердца, а по велению матери, потому что жених был богат, а её семья бедна. Дон Гуан завидует её мужу Дону Альваро и сетует, что раньше не встретил Дону Анну и не дал ей своё богатство и титул. Он хотел бы изучать и предупреждать её прихоти. Дона Анна возражает, что должна быть верна и гробу мужа, который не стал бы принимать влюблённую женщину после смерти жены.

Дон Гуан признаётся, что виновен перед Доной Анной, чей единственный враг - убийца мужа, и после долгих уговоров открывает ей своё истинное имя. Но он не раскаивается в своём поступке и признаётся ей в своей любви. Доне Анне становится дурно, а придя в себя, она обвиняет Дон Гуана в том, что он хитрый искуситель, безбожный развратитель и сущий демон, хотя и красноречив. Дон Гуан готов выполнить любое приказанье Доны Анны, потому что до неё никого не любил, и за сладкий миг свиданья он готов отдать жизнь. Дона Анна боится стать новой жертвой Дон Гуана, но в её душе нет к нему ненависти. Прощаясь, Дон Гуан выпрашивает мирный поцелуй в залог прощенья.

За дверью Дон Гуан встречает статую командора, которая пришла на зов. Командор велит бросить Дону Анну и просит руку Дон Гуана. Пожатье каменной руки тяжело. С именем возлюбленной на устах Дон Гуан проваливается вместе со статуей.

У ворот Мадрита сидят Дон Гуан и его слуга Лепорелло. Они собираются дождаться здесь ночи, чтобы под ее покровом войти в город. Беспечный Дон Гуан считает, что его не узнают в городе, но трезвый Лепорелло настроен саркастически по этому поводу. Впрочем, никакая опасность не может остановить Дон Гуана. Он уверен, что король, узнав о его самовольном возвращении из изгнания, не казнит его, что король отправил его в ссылку, чтобы спасти от мести семьи убитого им дворянина. Но долго находиться в изгнании он не в силах, более же всего он недоволен тамошними женщинами, которые кажутся ему восковыми куклами.

Оглядываясь, Дон Гуан узнает местность. Это Антоньев монастырь, где он встречался со своей возлюбленной Инезой, у которой оказался ревнивый муж. Поэтически вдохновенно описывает Дон Гуан ее черты и печальный взор. Лепорелло успокаивает его тем, что у Дон Гуана были и будут еще возлюбленные. Его интересует, кого на этот раз его хозяин будет разыскивать в Мадрите. Дон Гуан намерен искать Лауру. Пока Дон Гуан мечтает, появляется монах, который, видя посетителей, интересуется, не люди ли они Доны Анны, которая должна вот-вот приехать сюда на могилу своего мужа, командора де Сольва, убитого на поединке «бессовестным, безбожным Дон Гуа-ном», как называет его монах, не подозревая, что говорит с самим Дон Гуаном. Он рассказывает, что вдова воздвигла памятник мужу и каждый день приезжает молиться за упокой его души. Дон Гуану кажется такое поведение вдовы странным, и он интересуется, хороша ли она. Он просит разрешения поговорить с нею, но монах отвечает, что Дона Анна не разговаривает с мужчинами. И в это время появляется Дона Анна, Монах отпирает решетку, и она проходит, так что Дон Гуан не успевает рассмотреть ее, но его воображение, которое, по словам Лепорелло, «проворней живописца», способно нарисовать ее портрет. Дон Гуан решает познакомиться с Доной Анной, Лепорелло стыдит его за кощунство. За разговорами смеркается, и господин со слугой входят в Мадрит.

В комнате Лауры ужинают гости и восхищаются ее талантом и вдохновенной актерской игрой. Они просят Лауру спеть. Даже угрюмый Карлос, кажется, тронут ее пением, но, узнав, что слова этой песни написал Дон Гуан, который был любовником Лауры, Дон Карлос называет его безбожником и мерзавцем. Разгневанная Лаура кричит, что сейчас велит своим слугам зарезать Карлоса, хоть тот испанский гранд. Бесстрашный Дон Карлос готов, но гости успокаивают их. Лаура считает, что причина грубой выходки Карлоса в том, что Дон Гуан на честном поединке убил родного брата Дон Карлоса. Дон Карлос признается, что был неправ, и они мирятся. Спев по общей просьбе еще одну песню, Лаура прощается с гостями, но просит Дон Карлоса остаться. Она говорит, что своим темпераментом он напомнил ей Дон Гуана. Лаура и Дон Карлос беседуют, и в это время раздается стук и кто-то зовет Лауру. Лаура отпирает, и входит Дон Гуан. Карлос, услышав это имя, называет себя и требует немедленного поединка. Несмотря на протесты Лауры, гранды сражаются, и Дон Гуан убивает Дон Карлоса. Лаура в смятении, но, узнав, что Дон Гуан только что тайком вернулся в Мадрит и сразу бросился к ней, смягчается.

Убив Дон Карлоса, Дон Гуан в монашеском облике скрывается в Антоньев монастырь и, стоя у памятника командора, благодарит судьбу, что она таким образом подарила ему возможность каждый день видеть прелестную Дону Анну. Он намерен сегодня заговорить с ней и надеется на то, что ему удастся привлечь ее внимание. Глядя на статую командора, Дон Гуан иронизирует, что здесь убитый представлен исполином, хотя в жизни был тщедушен. Входит Дона Анна и замечает монаха. Она просит прощения, что помешала ему молиться, на что монах отвечает, что это он виноват перед нею, ибо мешает ее печали «вольно изливаться»; он восхищается ее красотой и ангельской кротостью. Такие речи удивляют и смущают Дону Анну, а монах неожиданно признается, что под этим платьем скрывается дворянин Диего де Кальвада, жертва несчастной страсти к ней. Пылкими речами Дон Гуан уговаривает Дону Анну не гнать его, и смущенная Дона Анна предлагает ему на следующий день прийти к ней домой при условии, что он будет скромен. Дона Анна уходит, а Дон Гуан требует, чтобы Лепорелло пригласил на завтрашнее свидание статую командора. Робкому Лепорелло кажется, что статуя кивает в ответ на это кощунственное предложение. Дон Гуан сам повторяет свое приглашение, и статуя опять кивает. Пораженные Дон Гуан и Лепорелло уходят.

Дона Анна в своем доме беседует с Доном Диего. Она признается, что Дон Альвар не был ее избранником, что к этому браку ее принудила мать. Дон Диего завидует командору, которому в обмен на пустые богатства досталось истинное блаженство. Такие речи смущают Дону Анну. Укором ей служит мысль о покойном муже, который никогда не принял бы у себя влюбленной дамы, окажись он вдовцом. Дон Диего просит ее не терзать ему сердце вечными напоминаниями о муже, хотя он и заслуживает казни. Дона Анна интересуется, в чем именно провинился перед ней Дон Диего, и в ответ на ее настойчивые просьбы Дон Гуан открывает ей свое подлинное имя, имя убийцы ее мужа. Дона Анна поражена и под влиянием случившегося лишается чувств. Придя в себя, она гонит Дон Гуана. Дон Гуан соглашается, что молва не напрасно рисует его злодеем, но уверяет, что переродился, испытав любовь к ней. В залог прощанья перед разлукой он просит подарить ему холодный мирный поцелуй.

Дона Анна целует его, и Дон Гуан выходит, но тут же вбегает обратно. Следом за ним входит статуя командора, явившегося на зов. Командор обвиняет Дон Гуана в трусости, но тот смело протягивает руку для рукопожатия каменному изваянию, от которого гибнет с именем Доны Анны на устах.

Вы прочитали краткое содержание трагедии Каменный гость. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание трагедии Каменный гость не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию трагедии.

«Маленькие трагедии» - цикл драматических произведений, который А.С. Пушкин написал осенью 1830 года, «запертый» в деревне Болдино когда эту часть России охватила эпидемия холеры. Одной из трагедий, входящих в цикл, является «Каменный гость» - небольшое, но очень емкое произведение, написанное на популярный сюжет о Дон Жуане. Легендарный соблазнитель женских сердец, дуэлянт и «хулиган» был весьма популярным персонажем начиная с эпохи Возрождения. Пушкин использовал знаменитый сюжет о соблазнении Донны Анны, вдовы убитого на дуэли Дон Жуаном Командора, который явился из преисподней, чтобы отомстить своему убийце.

А.С.Пушкин. «Каменный гость». Краткое содержание

В трагедии четыре сцены. Первая - тайное прибытие Дон Жуана со слугой Лепорелло из ссылки в Мадрид. Дожидаясь темноты возле монастырских стен, он узнает о том, что сюда на могилу мужа, убитого им на дуэли, приходит Донна Анна. Жуан желает познакомиться с ней, его охватывает азарт, он мечтает о новых победах над женщинами, а безутешная вдова - подходящая для этого цель. На Мадрид спускается темнота, и сластолюбец спешит к своей прежней возлюбленной Лауре.

Краткое содержание «Каменный гость». Сцена вторая

В своей комнате Лаура принимает гостей. Один из них - брат убитого Дон Жуаном командора Дон Карлос. Он раздражен и раздосадован, ведь Лаура исполняет песню, сочиненную когда-то ее ветреным любовником Жуаном. Внезапно появляется и он сам. Происходит его стычка с Карлосом, ссора, дуэль, и тот падает замертво.

«Каменный гость»: краткое содержание. Сцена третья

Проведя ночь у Лауры, Дон Жуан на другой день возвращается к монастырю и, переодевшись монахом, ждет приезда Донны Анны. Появляется молодая вдова. Она предлагает помолиться вместе с ней, но испанец признается в том, что он не монах, а влюбленный в нее кабальеро. Он искушает женщину страстными речами и просит тайного свидания у нее дома. Та соглашается. Предвкушая очередную победу и торжествуя, Дон Жуан посылает своего слугу на могилу к командору, чтобы тот пригласил его на совместный обед у вдовы. Слуге, исполняющему приказание, кажется, что статуя кивнула в ответ. Испугавшись, он докладывает об этом хозяину. Дон Жуан, не поверив, решает сам повторить свое приглашение и с ужасом замечает кивок статуи.

Краткое содержание. «Каменный гость»: сцена четвертая, заключительная

Вечером в своем доме донна Анна принимает у себя, не ведая о том, убийцу мужа. Дон Жуан, назвавшись именем Диего, признается ей в страстной любви, пытаясь соблазнить молодую вдову. Видя ее благосклонность, он решается признаться в том, кем является на самом деле. Донна Анна, увидев и поняв, кто перед ней, в смятении. Слышатся шаги, дверь распахивается, входит статуя командора. Все в ужасе. Дон Жуан, однако, смело приветствует его, протягивая руку. Они вместе падают в преисподнюю.

Это только краткое содержание. «Каменный гость» - произведение, входящее в цикл, объединенный названием «Маленькие трагедии», небольшое, но очень емкое и значимое. В пьесах других авторов о Дон Жуане этот персонаж изображен резко отрицательно. Он страшный грешник, растлитель и погубитель женщин, превративший любовь в азартную игру. У А.С. Пушкина Дон Жуан, несмотря на его отрицательные характеристики, очень привлекателен. За счет чего? Это образ цельный и сильный. Скука окружающей жизни заставляет его постоянно искать приключений и бросать вызов судьбе. «Есть упоение в бою и мрачной бездны на краю», - писал Пушкин в другом своем произведении. Это упоение на краю мрачной бездны и привлекает Дон Жуана. Находясь постоянно на краю пропасти, он рискует упасть, сгинуть. Страшно ли ему? Возможно, но азарт всегда побеждает страх. Чтобы передать только поверхностную фабулу произведения, достаточно привести краткое содержание. «Каменный гость» - сложная философская драма, смысл которой можно постичь, прочитав ее полностью и задумываясь над каждой фразой.

Сцена 1

Дон Гуан и его слуга Лепорелло приезжают в Мадрид. Дона Гуана могут узнать, недругов у него больше чем достаточно, но Дон Гуан заявляет, что никого в Мадриде не боится. Лепорелло напоминает, что если король узнает, что Дон Гуан самовольно возвратился из ссылки, куда был сослан за то, что в поединке убил Командора, ему не поздоровится. Дон Гуан вспоминает о многочисленных женщинах, соблазненных и покинутых им. Рассуждает о достоинствах андалузских крестьянок по сравнению с теми светскими красавицами, которые ему встречались в ссылке - «все куклы восковые». Дон Гуан решает отправиться к Лауре, одной из своих многочисленных возлюбленных. За разговором они подходят к Антоньеву монастырю. Появляется монах. Дон Гуан спрашивает, кого он ждет. Монах отвечает, что сюда должна приехать «на мужнину гробницу» Донна Анна, вдова командора, убитого «развратным, бессовестным, безбожным Дон Гуаном». В монастыре стоит памятник Командору. Дон Гуан интересуется «не дурна ли» вдова. Приходит Донна Анна.

Дон Гуан:
Ее совсем не видно
Под этим вдовьим черным покрывалом,
Чуть узенькую пятку я заметил.

Лепорелло:
Довольно с вас. У вас воображенье
В минуту дорисует остальное;

Дон Гуан решает познакомиться с Донной Анной.

Лепорелло:
Вот еще!
Куда как нужно! Мужа повалил

Да хочет поглядеть на вдовьи слезы.
Бессовестный!


Сцена 2

Комната. Ужин у Лауры.


Гости-мужчины наперебой расхваливают красоту Лауры, ее умение играть на гитаре и петь. Гости спрашивают, на чьи слова она пела песню. Она отвечает, что слова Дона Гуана. Дон Карлос, один из гостей, ругает Дона Гуана безбожником и мерзавцем, а Лауру называет дурой. Ta грозит позвать слуг и приказать им зарезать Дона Карлоса. Тот встает и говорит «Зови!» Остальные гости мирят их, напоминают, что Дон Гуан убил в «честном», по словам самой Лауры, поединке брата Дона Карлоса. Лаура поет еще, гости прощаются и уходят. Лаура останавливает Дона Карлоса:

Ты, бешеный! останься у меня,
Ты мне понравился; ты Дон Гуана

Напомнил мне, как выбранил меня...

Дон Карлос спрашивает, любит ли она Дон Гуана. Ta отвечает, что любила очень сильно, но теперь любит его: «мне двух любить нельзя». Узнав, что Лауре 18 лет, Дон Карлос спрашивает:

Ты молода... и будешь молода
Еще лет пять иль шесть. Вокруг тебя
Еще лет шесть они толпиться будут,
Тебя ласкать, лелеять и дарить,
И серенадами ночными тешить,
И за тебя друг друга убивать
На перекрестках ночью. Ho когда

Пора пройдет, когда твои глаза

Впадут и веки, сморщась, почернеют,
И седина в косе твоей мелькнет,
И будут называть тебя старухой,
Тогда - что скажешь ты?

Лаура:
Тогда? Зачем
Об этом думать?..

Входит Дон Гуан. Лаура кидается ему на шею. Дон Карлос требует поединка. На предложение Дона Гуана «Я завтра весь к твоим услугам» Дон Карлос требует поединка «теперь, сейчас». Бьются, Дон Гуан убивает Дона Карлоса. Клянется в любви Лауре, целует ее.

Лаура:
Постой... при мертвом!., что нам делать с ним?

Дон Гуан:
Оставь его: перед рассветом, рано,
Я вынесу его под епанчою
И положу на перекрестке.

Дон Гуан в шутку интересуется, давно ли Лаура любит Дона Карлоса и сколько раз изменяла Дон Гуану в его отсутствие. Остается у нее на ночь.

Сцена 3

Памятник Командора.


А сам покойник мал был и тщедушен.


Когда за Эскурьялом мы сошлись,
Наткнулся мне на шпагу он и замер,
Как на булавке стрекоза - а был
Он горд и смел - и дух имел суровый...

Входит Донна Анна. Дон Гуан признается Донне Анне в любви, пышно описывает свое чувство, говорит, что он не монах, представляется как Диего де Кальвадо. Донна Анна после некоторого колебания приглашает его назавтра к себе. Уходит. Дон Гуан радуется, «готов весь мир обнять», делится с Лепорелло своим успехом.

Лепорелло:
А Командор? что скажет он об этом?

Дон Гуан:
Ты думаешь, он станет ревновать?
Уж верно, нет; он человек разумный
И, верно, присмирел с тех пор, как умер.

Лепорелло:
Нет, посмотрите на его статую.

Кажется, на вас она глядит
И сердится.

Дон Гуан посылает Лепорелло к статуе, чтобы тот позвал ее вечером пожаловать:

Нет, не ко мне - а к Донне Анне, завтра.

Прийти попозже вечером и стать
У двери на часах.

Лепорелло идет, но пугается, так как статуя кивает в знак согласия головой. Дон Гуан сам приглашает статую, та снова кивает. Уходят.


Сцена 4

Комната Донны Анны.


Дон Гуан снова красноречиво клянется в любви Донне Анне. Донна Анна говорит, что Дон Альвар (покойный муж) был выбран не ею -

Мать моя
Велела мне дать руку Дон Альвару,
Мы были бедны, Дон Альвар богат.

Дон Гуан кается, что страшно виноват перед ней, Донна Анна требует, чтобы тот сказал, в чем именно.

И как меня могли вы оскорбить?
Я вас не знала - у меня врагов
И нет и не было. Убийца мужа
Один и есть.

Дон Гуан спрашивает, что Донна Анна сделала бы, встреть она Дона Гуана. Ta отвечает:

Тогда бы я злодею
Кинжал вонзила в сердце.

Дон Гуан достает кинжал, дает Донне Анне и говорит, что он на Диего, а Дон Гуан:

Я убил
Супруга твоего; и не жалею
О том - и нет раскаянья во мне.

He правда ли, он (Дон Гуан) был описан вам

Злодеем, извергом. - О Донна Анна, -
Молва, быть может, не совсем неправа,
На совести усталой много зла,
Быть может, тяготеет. Так разврата
Я долго был покорный ученик,
Ho с той поры, как вас увидел я,
Мне кажется, я весь переродился.
Вас полюбя, люблю я добродетель
И в первый раз смиренно перед ней

Дрожащие колена преклоняю.

Донна Анна не верит Дону Гуану, зная, что он «красноречив», «хитрый искуситель», «безбожный развратитель», «сущий демон», спрашивает, сколько «бедных» женщин он погубил.

Дон Гуан:
Ни одной доныне
Из них я не любил.

Донна Анна:
Ах, если б вас могла я ненавидеть!

Дон Гуан прощается, договаривается назавтра о новом свидании, а на прощание просит один поцелуй - «один, холодный, мирный». Донна Анна целует его. Раздается стук в дверь. Входит статуя Командора:

Я на зов явился.

Все кончено. Дрожишь ты, Дон Гуан?

Дон Гуан:
Я? нет. Я звал тебя и рад, что вижу.

Статуя:
Дай руку.

Дон Гуан дает Статуе руку, та сжимает ее.

О, тяжело
Пожатье каменной его десницы!
Оставь меня, пусти - пусти мне руку...
Я гибну - кончено - о Донна Анна!

Статуя вместе с Доном Гуаном проваливается.

У ворот Мадрита сидят Дон Гуан и его слуга Лепорелло. Они собираются дождаться здесь ночи, чтобы под ее покровом войти в город. Беспечный Дон Гуан считает, что его не узнают в городе, но трезвый Лепорелло настроен саркастически по этому поводу. Впрочем, никакая опасность не может остановить Дон Гуана. Он уверен, что король, узнав о его самовольном возвращении из изгнания, не казнит его, что король отправил его в ссылку, чтобы спасти от мести семьи убитого им дворянина. Но долго находиться в изгнании он не в силах, более же всего он недоволен тамошними женщинами, которые кажутся ему восковыми куклами.

Оглядываясь, Дон Гуан узнает местность. Это Антоньев монастырь, где он встречался со своей возлюбленной Инезой, у которой оказался ревнивый муж. Поэтически вдохновенно описывает Дон Гуан ее черты и печальный взор. Лепорелло успокаивает его тем, что у Дон Гуана были и будут еще возлюбленные. Его интересует, кого на этот раз его хозяин будет разыскивать в Мадрите. Дон Гуан намерен искать Лауру. Пока Дон Гуан мечтает, появляется монах, который, видя посетителей, интересуется, не люди ли они Доны Анны, которая должна вот-вот приехать сюда на могилу своего мужа, командора де Сольва, убитого на поединке “бессовестным, безбожным Дон Гуа-ном”, как называет его монах, не подозревая, что говорит с самим Дон Гуаном. Он рассказывает, что вдова воздвигла памятник мужу и каждый день приезжает молиться за упокой его души. Дон Гуану кажется такое поведение вдовы странным, и он интересуется, хороша ли она. Он просит разрешения поговорить с нею, но монах отвечает, что Дона Анна не разговаривает с мужчинами. И в это время появляется Дона Анна, Монах отпирает решетку, и она проходит, так что Дон Гуан не успевает рассмотреть ее, но его воображение, которое, по словам Лепорелло, “проворней живописца”, способно нарисовать ее портрет. Дон Гуан решает познакомиться с Доной Анной, Лепорелло стыдит его за кощунство. За разговорами смеркается, и господин со слугой входят в Мадрит.

В комнате Лауры ужинают гости и восхищаются ее талантом и вдохновенной актерской игрой. Они просят Лауру спеть. Даже угрюмый Карлос, кажется, тронут ее пением, но, узнав, что слова этой песни написал Дон Гуан, который был любовником Лауры, Дон Карлос называет его безбожником и мерзавцем. Разгневанная Лаура кричит, что сейчас велит своим слугам зарезать Карлоса, хоть тот испанский гранд. Бесстрашный Дон Карлос готов, но гости успокаивают их. Лаура считает, что причина грубой выходки Карлоса в том, что Дон Гуан на честном поединке убил родного брата Дон Карлоса. Дон Карлос признается, что был неправ, и они мирятся. Спев по общей просьбе еще одну песню, Лаура прощается с гостями, но просит Дон Карлоса остаться. Она говорит, что своим темпераментом он напомнил ей Дон Гуана. Лаура и Дон Карлос беседуют, и в это время раздается стук и кто-то зовет Лауру. Лаура отпирает, и входит Дон Гуан. Карлос, услышав это имя, называет себя и требует немедленного поединка. Несмотря на протесты Лауры, гранды сражаются, и Дон Гуан убивает Дон Карлоса. Лаура в смятении, но, узнав, что Дон Гуан только что тайком вернулся в Мадрит и сразу бросился к ней, смягчается.

Убив Дон Карлоса, Дон Гуан в монашеском облике скрывается в Антоньев монастырь и, стоя у памятника командора, благодарит судьбу, что она таким образом подарила ему возможность каждый день видеть прелестную Дону Анну. Он намерен сегодня заговорить с ней и надеется на то, что ему удастся привлечь ее внимание. Глядя на статую командора, Дон Гуан иронизирует, что здесь убитый представлен исполином, хотя в жизни был тщедушен. Входит Дона Анна и замечает монаха. Она просит прощения, что помешала ему молиться, на что монах отвечает, что это он виноват перед нею, ибо мешает ее печали “вольно изливаться”; он восхищается ее красотой и ангельской кротостью. Такие речи удивляют и смущают Дону Анну, а монах неожиданно признается, что под этим платьем скрывается дворянин Диего де Кальвада, жертва несчастной страсти к ней. Пылкими речами Дон Гуан уговаривает Дону Анну не гнать его, и смущенная Дона Анна предлагает ему на следующий день прийти к ней домой при условии, что он будет скромен. Дона Анна уходит, а Дон Гуан требует, чтобы Лепорелло пригласил на завтрашнее свидание статую командора. Робкому Лепорелло кажется, что статуя кивает в ответ на это кощунственное предложение. Дон Гуан сам повторяет свое приглашение, и статуя опять кивает. Пораженные Дон Гуан и Лепорелло уходят.

Дона Анна в своем доме беседует с Доном Диего. Она признается, что Дон Альвар не был ее избранником, что к этому браку ее принудила мать. Дон Диего завидует командору, которому в обмен на пустые богатства досталось истинное блаженство. Такие речи смущают Дону Анну. Укором ей служит мысль о покойном муже, который никогда не принял бы у себя влюбленной дамы, окажись он вдовцом. Дон Диего просит ее не терзать ему сердце вечными напоминаниями о муже, хотя он и заслуживает казни. Дона Анна интересуется, в чем именно провинился перед ней Дон Диего, и в ответ на ее настойчивые просьбы Дон Гуан открывает ей свое подлинное имя, имя убийцы ее мужа. Дона Анна поражена и под влиянием случившегося лишается чувств. Придя в себя, она гонит Дон Гуана. Дон Гуан соглашается, что молва не напрасно рисует его злодеем, но уверяет, что переродился, испытав любовь к ней. В залог прощанья перед разлукой он просит подарить ему холодный мирный поцелуй. Дона Анна целует его, и Дон Гуан выходит, но тут же вбегает обратно. Следом за ним входит статуя командора, явившегося на зов. Командор обвиняет Дон Гуана в трусости, но тот смело протягивает руку для рукопожатия каменному изваянию, от которого гибнет с именем Доны Анны на устах.

Вариант 2

Темнеет. Сеньор Гуан и его слуга Лепорелло сидят у ворот Мадрида. Они дожидаются ночи, чтобы в темноте зайти в город. Беспечный Гуан уверен, что под покровом ночи его никто не узнает, а король, узнав о его самовольном прибытии, не казнит, но отправит в ссылку, спасая тем самым от мести семьи убитого им дворянина. Он, оглянувшись вокруг, узнает Антоньев монастырь, где встречался с возлюбленной Инезой. Но у нее ревнивый муж, поэтому она всегда печальна. Он стихами поэта вдохновенно описывает ее черты. К ним подходит монах и интересуется: не люди ли они сеньориты Анны? Она приезжает на могилу своего мужа, убитого на поединке и поставила ему памятник. Бывает она каждый день и молится за упокой его души. Сеньор Гуан решает ближе познакомиться с вдовой.

Смеркается. Сеньор Гуан и его слуга входят в ворота Мадрида. Гуан хочет разыскать Лауру. В комнате Лауры ужинают гости, восхищаясь ее профессиональным актерством и талантом. Гости просят девушку спеть арию из оперы. Даже угрюмый Карлос тронут ее пением и голосом, но, узнав, что автором песни является сеньор Гуан, очень оскорбляется, обозвав его трусом и безбожником.

Слышится стук и кто-то зовет Лауру. Входит Гуан. Карлос, увидев Гуана, требует поединка. Гранды ожесточенно сражаются. И Гуан убивает Карлоса. Переодевшись в монашескую рясу, Гуан прячется в монастыре. Он, стоя у памятника, благодарит судьбу, что позволит увидеть сеньориту Анну. Увидев Анну, он восхищается ее красотой и ангельской кротостью, что приводит Анну в некоторое смущение. Представившись, он называет себя дворянином Диего де Кальвада и просит ее не прогонять его. Сеньорита Анна разрешает ему посетить ее дома.

Гуан требует, чтобы Лопорелло пригласил статую командора на свидание. Статуя, в знак согласия, кивает головой.

Уже у себя дома сеньорита Анна в беседе с Гуаном признается ему в том, что сеньор Альвар не был ее избранником, а к браку принудила ее мать. Он признается в том, что он убийца ее мужа. Анна теряет сознание, а придя в себя, гонит прочь. Простившись с нею, он выходит и вбегает обратно. За ним следом заходит статуя командора, которая обвиняет его в трусости. Но Гуан протягивает руку статуе и гибнет.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Каменный гость Пушкин

Другие сочинения:

  1. В исследованиях, посвященных “Каменному гостю”, на мой взгляд, неправомерно подчеркивается в качестве трагической вины Дон Гуана, приведшей его к гибели, сам факт приглашения статуи. Но в этом приглашении – лишь азарт игрока, который составляет ядро характера героя, является двигательной пружиной Read More ......
  2. Севильский озорник, или Каменный гость Дворец короля Неаполитанского. Ночь. Дон Хуан выходит от герцогини Изабеллы, которая принимает его за своего возлюбленного герцога Октавьо. Она хочет зажечь свечу, но дон Хуан останавливает ее. Изабелла вдруг понимает, что с ней был не Read More ......
  3. Ушла в прошлое эпоха мрачного средневековья с ее суровым аскетизмом и воинствующей религиозностью. Обычаи и предрассудки средневековья еще живы, но духовный облик людей, психологический климат общества коренным образом меняется. В наиболее передовых представителях своего времени, освободившихся от строгих религиозных запретов, Read More ......
  4. Обрабатывая легенду о Дон Жуане, да еще взяв из нее не только самую драматическую, но и самую распространенную коллизию – явление Статуи и гибель героя, – Пушкин поставил себя в очень жесткие рамки литературных традиций. И он сознательно подчеркнул свою Read More ......
  5. Трагедия “Каменный гость” – художественная версия популярной легенды, к которой обращались многие известные писатели. Произведение настолько насыщено философскими смыслами такой глубины, что Белинский назвал трагедию “без всякого сравнения, лучшим и высшим в художественном отношении созданием Пушкина”. Эпоха позднего средневековья: человек Read More ......
  6. Трагедия “Каменный гость” – художественная версия популярной легенды, к которой обращались многие известные писатели. Произведение настолько тонкопсихологичное и насыщено философскими смыслами такой глубины, что Белинский назвал трагедию “без всякого сравнения, лучшим и высшим в художественном отношении созданием Пушкина”. Эпоха позднего Read More ......
  7. Сюжет взят из пьесы испанского писателя XVII ст. Тирсо де Молини “Севильский озорник, или Каменный гость” (1630), где впервые появился Дон Хуан (по-французски – Дон Жуан). Под именем, данным герою Мольером, он становится мировым литературным типом. Мольер значительно упрощает сюжет Read More ......
  8. Маленькие трагедии p>Творческое наследие Пушкина богато не только своими стихотворениями. В нем также существуют и небольшие драматические произведения, называемые “Маленькие трагедии”. Характер этих рассказов близок к философской лирике. Взять, к примеру, рассказ о “Скупом рыцаре”. Само по себе название, наталкивает Read More ......
Краткое содержание Каменный гость Пушкин