ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Инфраструктура предприятия обеспечивает условия деятельности предприятия. Различают два способа ведения капитального строительства. по применяемым методам и способам производства

Ни одно выступление политика последнего времени не обходится без призыва к тому, что необходимо развивать инфраструктуру, реализовывать крупные инфраструктурные проекты и тому подобное. Соответственно, под эти проекты выделяются огромные средства, а результаты видны не всегда, точнее редко. Между тем, для многих граждан страны остается непонятным, что подразумевается под понятием инфраструктуры. До сих пор оно остается чем-то абстрактным и не имеющим отношения к реальной действительности. На самом деле, это не так. Потому я бы хотел дать понимание этого термина и на примерах объяснить, почему инфраструктура, действительно, важна, а также почему от ее наличия и качества будет зависеть развитие страны. Само собой разумеется, что речь будет идти в статье об экономической инфраструктуре.

Экономическая инфраструктура представляет собой необходимое обеспечение (в том числе в виде конкретных объектов и структур) для осуществления воспроизводственного процесса в экономике. Хозяйственная деятельность в экономике состоит из четырех этапов: производство, распределение, обмен и потребление. Для того, чтобы экономические субъекты (государство, граждане, и также финансовые учреждения и фирмы (организации)) могли беспрепятственно, с наименьшими издержками взаимодействовать между собой на каждом из этих этапов, их деятельность должна базироваться на определенной структуре экономики, являющейся для них основой. Эта базисная структура и является инфраструктурой. Если инфраструктура не развита, взаимодействие, конечно, осуществляется, но оно затруднено. Издержки, которые по этой причине возникают, имеют вполне конкретное выражение, измеримы в конкретных суммах. И каждый из нас прямо или косвенно вынужден оплачивать несовершенство инфраструктуры, пусть даже не замечая этого. Общество в целом несет потери.

Почему разговоры об инфраструктуре появляются в ключе возможности осуществить рывок в экономике, появляются в период спада в экономике? Да потому, что в условиях, когда на другие виды издержек влиять невозможно, то их снижение за счет развития инфраструктуры вполне осуществимо. Кроме того, это приводит к перестроению всей структуры экономики экономической системы. А если кризис носит структурный характер, как сейчас, то развитие инфраструктуры необходимо вдвойне. Кроме того, вложения в инфраструктуру – вложения долгосрочные. Не каждый частный инвестор готов инвестировать в надежде получить отдачу только через десятилетия. По этой причине, разговоры, осуществляемые на уровне государства, должны поддерживаться и доводиться до конкретных действий. Развитие инфраструктуры имеет выраженный положительный эффект для всего общества на протяжении очень длительного периода времени.

Теперь рассмотрим примеры . Тут следует оговориться, что ряд предприятий, участвующих в создании соответствующей инфраструктуры, одновременно относятся к той или иной отрасли, например, предприятия, производящие асфальт, относятся к строительной отрасли.

Итак, первый блок – это транспортная инфраструктура . Первое, конечно, это дороги. Здесь много аспектов. Дороги – это, прежде всего, улучшение транспортной доступности, а значит, развитие рынков сбыта для каждого отдельного предприятия, т.е. при прочих равных условиях это означает увеличение объемов продаж со всеми положительными последствиями для предприятия и его сотрудников. Дороги – это увеличение мобильности трудовых ресурсов. Работник будет готов работать дальше от места проживания при наличии возможности добраться до места работы и домой быстрее. У предприятия при этом появляется возможность выбирать сотрудников не только из «местных» жителей, но и граждан других регионов. Если мы говорим о развитии дорог внутри региона или города, то это мотивирует людей к переезду. Хороший пример – поэтапный запуск ЗСД – Западного скоростного диаметра - дороги вокруг Санкт-Петербурга. Добраться из южной части города в северную и назад теперь можно быстрее. Еще один пример – Федеральная трасса М4. Тот факт, что она проходит через Ростов-на-Дону, дает мощный импульс развитию самого города, а также всей области. Особенно больной вопрос – это дороги областного значения – между деревнями и селами. Ни для кого не секрет, что многих дорог попросту нет, хотя есть острая необходимость в их наличии. Дороги в данном случае – это стимул развития сельского хозяйства. Еще один момент – это качество дорожного полотна. Здесь обратная зависимость между количеством поломок транспорта и качеством дорог. Плохие дороги – это бОльшие расходы на ремонт. Конечно, есть микроэкономический положительный эффект – множество автосервисов, шиномонтажных мастерских, но эффект на макроуровне, эффект для всего общества все равно в регионе с плохими дорогами отрицательный. Плохие дороги и их отсутствие – это еще и имидж региона, а также показатель качества государственного управления, о чем многие и не догадываются. Инвестор, принимая решение, будет это обязательно учитывать при принятии решения об осуществлении инвестиций. Я бы еще отнес к транспортной инфраструктуре предприятия, обслуживающие дороги (например, создание ливневой канализации, своевременный ремонт), а также такие объекты, как вокзалы, мосты, тоннели, виадуки. Простой пример: в Волгограде есть два железнодорожных переезда, разделяющих город на две части (т.н. район Тулака). Многие проводят на них по 2-3 часа в день в пробках. Отсюда нарушается нормальный режим труда и отдыха. Приходится уезжать на работу рано, приезжать поздно. Следствие – низкая эффективность каждого отдельного работника, низкая продуктивность. При этом, увязать это именно с наличием переезда (а не тоннеля (моста)) представляется достаточно сложным. Думаю, житель каждого города, сможет привести подобные примеры.

Следующий большой блок – это социальная инфраструктура . К ней относятся школы, детские сады, больницы, поликлиники. Второй подблок этого блока – это библиотеки театры музеи, столовые, рестораны. Отчасти, к социальной инфраструктуре можно отнести и некоторые магазины. Из названия все понятно: к такого рода инфраструктуре относятся предприятия и организации, обеспечивающие нормальное функционирование и восстановление человеческого капитала, то есть нас с вами. Почему я говорю «человеческого капитала»? Потому что с позиций экономики мы представляем из себя человеческий капитал, то есть ресурс, участвующий в процессе производства товаров и услуг. Медицинские предприятия – это своевременное лечение и профилактика заболеваний, образовательные предприятия – это повышение профессионального уровня работников, рост квалификации, развитие необходимых навыков и умений. Подвергать сомнению важность этих объектов, думаю, никто не будет. Что касается второго подблока: музеи, библиотеки и т.д. Эти учреждения обеспечивают досуг жителей. Я убежден, что основная причина приобщения граждан, начиная с подросткового возраста к алкоголю и наркотикам, и связанному с этим деструктивным подведением является скука и невозможность найти себе применения. Как это связано с инфраструктурой? В ее отсутствие действительно заняться нечем, разве что «пивка попить». Последствия те же: деградация человека. Он становится неспособным к труду, его эффективность падает. И это опять же общественная проблема, проблема общегосударственная. Учреждения социальной инфраструктуры обеспечивают Развитие с большой буквы человека, а не его существование. Если в регионе ситуация с социальной инфраструктурой обстоит хорошо, это притягивает квалифицированные кадры, инвесторов, готовых платить «хорошие» деньги за ценные кадры.

Третий блок: инженерная инфраструктура . Предприятия данного вида инфраструктуры обеспечивают технические условия существования общества. К ним можно отнести гидроэлектростанции, теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), водоканал, ЖЭУ и ЖЭК, предприятия, обслуживающие лифтовое хозяйство и прочие. Технические условия работы предприятий – важнейший фактор при принятии решения об открытии бизнеса. Инженерная инфраструктура, ее развитость, коррупциогенность связаны и с такой отраслью, как строительство. Инвестор – Застройщик вряд ли придет в регион, где существуют огромные сложности не только с выделением земельного участка под строительство, но и с подключением коммуникаций, осуществлением всех необходимых согласований, на которые могут уйти месяцы, а то и годы. Все это сказывается на стоимости квадратного метра и влияет уже опосредованно на качество социальной инфраструктуры – обеспеченность жильем жителей. При этом нужно не забывать, что строительство – это такая отрасль, которая дает огромную занятость на предприятиях смежных отраслей. Поэтому от того, как организован процесс развития инженерной инфраструктуры, поддержания ее работоспособности будет зависеть состояние всей экономики. И здесь не бывает мелочей. Если у кого-то прорвало трубу и невозможно дозвониться до аварийной службы, то о чем можно говорить? Как построена работа? Износ труб водоснабжения, перебои с электричеством, отсутствие газоснабжения – это недополучение бизнесом дохода, более высокие издержки, потери дохода из-за простоя, связанного, например, с ремонтом

И еще один блок: информационная инфраструктура . К ней я отношу СМИ: телевидение, радио, газеты, интернет-провайдеров. Предприятия этого блока создают и поддерживают некий информационный фон, облегчают и обеспечивают доступ граждан к новой и нужной информации. Простой пример: нет, наверное, в стране ни одного телевизора, который бы не принимал Первый канал. В деревнях и селах, в большинстве, там, где нет соответствующей инфраструктуры, это единственный канал получения информации. Вы представляете, как можно влиять на сознание, когда нет альтернативы? В каком информационном вакууме находятся жители, какая информационная политика формируется? За счет неразвитости информационной инфраструктуры становится невозможным критически воспринимать получаемую информацию, за счет отсутствия альтернативы. Такое общество становится более управляемым, движимое чьими-либо интересами. Такому обществу проще навязать выгодную кому-то точку зрения. Такое общество не в состоянии сравнивать и анализировать. Конечно, пример с Первым каналом несколько утрированный, но все равно имеет место. Развитие информационной инфраструктуры также обеспечивает дистанционное развитие человека, обмениваться опытом, если правильно использовать соответствующие инструменты. Сюда также можно добавить возможность работать дистанционно (по «удаленкке»), а также искать клиентов, а по сути, расширять рынки сбыта. Информационная инфраструктура обеспечивает выход бизнеса на новый уровень – в сеть Интернет. А развитие каждого отдельного человека – это мультипликационный эффект для всего общества.

Наверняка, прочитав статью, Вы сделали вывод о том, основная масса предприятий различных объектов инфраструктуры формирует положительных эффект на уровне государства, всего общества. При этом с точки зрения каждого отдельного предприятия целесообразность наличия того или иного предприятия может ставиться под сомнение. Это приводит к тому, что предпринимателю/бизнесмену может быть просто не выгодно заниматься такими видами деятельности.

Другими словами, для некоторых предприятий инфраструктуры их эффективность как организации не стыкуется с их эффективностью для общества. Из этого следует вывод, что основную часть работы по обеспечению и созданию инфраструктуры берет на себя государство, а именно в тех многих случаях, когда предприниматель не будет браться за такой вид бизнеса, который не принесет ему ощутимой прибыли в ближайшей перспективе и при таких масштабах функционирования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Костанайский государственный университет им.А. Байтурсынова

Кафедра экономики и управления

Реферат

на тему " Инфраструктура организации "

Дисциплина экономика предприятия

Специальность 050508 - Учет и аудит

Костанай, 2011

Содержание

  • Введение
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

Инфраструктура предприятия - это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом.

Различают производственную и социальную инфраструктуры и капитальное строительство, обслуживающее обе сферы.

Производственная инфраструктура предприятия - это совокупность подразделений, которые прямо с выработкой продукции не связаны.

Основное их назначение состоит в техническом обслуживании основных процессов производства. К ним относятся вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства, занимающиеся перемещением предметов труда, обеспечением производства сырьем, топливом, всеми видами энергии, обслуживанием и ремонтом оборудования и других средств труда, хранением материальных ценностей, сбытом готовой продукции, ее транспортировкой и другими процессами, предназначенными для создания нормальных условий ведения производства.

Социальная инфраструктура - это совокупность подразделений предприятия, обеспечивающих удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия и членов их семей.

Социальная инфраструктура состоит из подразделений общественного питания (столовые, кафе, буфеты), охраны здоровья (больницы, поликлиники, медпункты), детских дошкольных учреждений (сады, ясли), заведений образования (школы, ПТУ, курсы повышения квалификации), жилищно-коммунального хозяйства (собственные жилые дома), заведений бытового обслуживания, организаций отдыха и культуры (библиотеки, клубы, пансионаты, летние лагеря школьников, спортивные комплексы) и т.п.

1. Экономическая сущность и содержание понятия инфраструктуры организации

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент.

Все это требует глубоких экономических знаний. В условиях рыночной экономики выживет лишь то предприятие, которое наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

Поставленные задачи возможно выполнить лишь при хорошем усвоении основ экономики предприятия.

В классическом определении (П. Самуэльсон) экономика - это наука о том, как общество использует определенные, ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей. Поэтому экономика предприятия - наука о том, как это осуществляется в рамках каждого отдельно взятого предприятия.

Инфраструктура предприятия - это подразделения по обслуживанию основного производства, а также социальному обслуживанию коллектива. Соответственно различают производственную и непроизводственную инфраструктуру предприятия.

инфраструктура социальная производственная

Производственная инфраструктура имеет целью обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования производственного процесса. Работы по обслуживанию основного производства выполняются вспомогательными подразделениями и обслуживающими хозяйствами: инструментальным, ремонтным, транспортным, энергетическим, складским, службами материально-технического снабжения и сбыта продукции. Совершенствование производственной инфраструктуры является одним из факторов улучшения деятельности предприятия.

Службы материально-технического снабжения и сбыта продукции играют важную роль не только в нормальном функционировании производственного процесса. Они оказывают существенное влияние на величину издержек производства путем создания и поддержания оптимального запаса при минимуме затрат, обеспечивая при этом надлежащее складирование, хранение и учет материальных ресурсов и готовой продукции.

Инструментальное хозяйство на предприятии создается для выполнения работ по обеспечению производства инструментом и технологической оснасткой, организации их хранения, эксплуатации и ремонта. От уровня организации инструментального хозяйства и качества инструмента зависят интенсивность использования оборудования, технологические параметры его работы, уровень производительности труда и в целом результаты работы предприятия.

Основной задачей ремонтного хозяйства является обеспечение бесперебойной работы всего парка машин и оборудования за счет проведения планового ремонта и текущего обслуживания. Для предупреждения нерациональных потерь в производстве и сокращения затрат на ремонт служит система планово-предупредительного ремонта, которая включает различного вида работы по техническому уходу и ремонту оборудования по заранее составленному плану с целью обеспечения эффективной эксплуатации оборудования.

Кроме того, ремонтное хозяйство выполняет текущий ремонт и обслуживание зданий, сооружений, производственных и служебных помещений. Капитальный ремонт зданий, как правило, осуществляется с помощью специализированной ремонтной организации.

Основной задачей транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса. По своему назначению транспортные средства могут быть подразделены на внутренний, межцеховой и внешний транспорт. Совершенствование организации транспортного хозяйства предполагает ликвидацию чрезмерно дальних перевозок, встречных, возвратных, пустых и не полностью загруженных транспортных средств.

Энергетическое хозяйство обеспечивает потребности предприятия в электро- и теплоэнергии, технологическом паре, сжатом воздухе, техническом кислороде, природном газе. Однако целесообразнее по возможности заключить длительный договор на обслуживание с крупными производителями на поставку энергоносителей.

Непроизводственная инфраструктура предприятия создается для социального обслуживания работников предприятия. Она включает жилищно-коммунальные структуры, детские сады, ясли, медицинские пункты, поликлиники, больницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, оздоровительные комплексы, столовые, буфеты, учебные заведения и другие необходимые службы.

Непроизводственная инфраструктура является важной составляющей общей структуры предприятия, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность коллектива. Наличие важнейших элементов непроизводственной инфраструктуры на предприятии создает возможность и дает уверенность его работникам удовлетворять жизненно необходимые социальные потребности, тем самым создавая предпосылки для хорошего делового настроя и высокопродуктивной работы коллектива.

В последние годы в силу сложного финансового состояния предприятий, значительная часть которых просто убыточна, прекращают деятельность некоторые службы непроизводственной инфраструктуры или передают их в ведение муниципальных органов власти. Такое развитие событий, как правило, ухудшает социальное обслуживание работников предприятий.

2 Классификация и характеристика инфраструктуры организации

Инфраструктура обычно подразделяется на производственную и социальную (непроизводственную). Производственная инфраструктура в основном продолжает процесс производства в пределах процесса обращения. Она обеспечивает перемещение и хранение сырья, топлива, энергии, различных материалов и готовой продукции, передачу информации и т.п., в сельском хозяйстве - мелиорацию земель. К производственной инфраструктуре относятся:

1) транспорт (включая не только пути сообщения, но и транспортные средства), связь, складское хозяйство, материально-техническое снабжение;

2) инженерные сооружения и устройства, в том числе ирригационные системы;

3) коммуникации и сети, среди них линии электропередачи (ЛЭП) и распределительные сети, нефтепроводы и газопроводы, телефонные сети и т.п. Производственная инфраструктура выступает как внутрипроизводственная (для отдельных предприятий, фирм или их объединений) и обычного назначения. Складывается международная инфраструктура, примером которой служат, в частности, инфраструктурные объекты топливно-энергетического назначения: газо- и нефтепроводы, ЛЭП, протянувшиеся по территории бывшего Советского Союза и идущие во многие европейские страны.

Социальную инфраструктуру образуют, прежде всего, пассажирский транспорт, особенно городской, различные городские инженерные сооружения и коммуникации, сети водо - и энергоснабжения, канализации, телефонные сети и т.п., в более широком аспекте - коммунально-бытовое хозяйство городов и населенных пунктов вообще.

Инфраструктура, как производственная, так и социальная, обеспечивает целостность и комплексность народного хозяйства на различных его уровнях. Велика роль инфраструктуры в процессе освоения новых территорий, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в восточных и северных районах страны.

Особое значение среди отраслей инфраструктуры имеет транспорт.

Транспорт выполняет огромную работу по перемещению грузов и людей. Суммарные затраты на перевозку грузов и пассажиров и на погрузочно-разгрузочные работы составляют десятки миллиардов рублей. Соответственно велика и доля этих затрат (транспортная составляющая) в стоимости промышленной продукции, достигающая в среднем 13%, а в отдельных отраслях - в черной металлургии, угольной промышленности и др. - значительно больше.

Для сокращения транспортных издержек в народном хозяйстве необходимо снизить материалоемкость производства на основе прогрессивных технологий, рационализировать транспортно-экономические связи предприятий и районов, рационально разместить и специализировать производство, усилить комплексность в развитии хозяйства регионов и районов.

Однако роль транспортного фактора нельзя сводить только к доле транспортных затрат. Осуществляя производственные связи между отраслями и районами, транспорт является непременным условием и активным рычагом специализации и комплексного развития экономических районов и целых стран, т.е. процессов, оказывающих прямое влияние на эффективность общественного производства и рынка. Само развитие территориального разделения труда, специализации районов немыслимо без наличия межрайонных транспортных путей, а комплексное развитие хозяйства республики или района без внутренних связей и соответствующей им транспортной системы.

Поэтому наряду с необходимостью снижения транспортных издержек как одного из факторов повышения эффективности развития производства стоит и более глобальная задача - снизить издержки на функционирование всей территориальной организации производства. Критерием оптимальности в этой задаче выступает минимизация не отдельных видов издержек производства, а суммарных затрат на производство и транспортировку продукции до потребителя.

Отрасли инфраструктуры, в значительной степени определяющие общую эффективность производства, являются, как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, малопривлекательными для частного капитала. Обычно они характеризуются значительными капитальными вложениями, медленной окупаемостью инвестиций, отсутствием сверхприбыли. Сбалансированное развитие экономики требует ускоренного развития отраслей производственной и социальной инфраструктуры, что объясняется их определенным отставанием в прошлом, диспропорциональностью (особенно территориального и регионального) развития. Очевидно, что это может быть достигнуто только при значительном участии государства. Структурная перестройка экономики предполагает также сглаживание неравномерности технического оснащения отсталых отраслей и предприятий, преодоление сохраняющихся тенденций к монополизации, снижение уровня концентрации в отдельных отраслях и видах производств.

Наиболее высокий уровень концентрации наблюдается в промышленности. Особенно это типично для тяжелой индустрии, прежде всего таких ее отраслей, как электроэнергетика, черная металлургия, нефтехимия.

Однако за последнее время наметилась тенденция строительства относительно небольших предприятий, например, в машиностроении, черной металлургии, текстильной промышленности.

Этот процесс связан, в частности, с необходимостью развития малых и средних городов путем размещения в них специализированных производств, филиалов предприятий и объединений, дублирующих производств, что способствует созданию условий для рынка.

Основной частью производственного процесса является технологический процесс, который непосредственно связан с последовательным изменением состояния сырья и материалов и превращением их в продукт производства.

Разнообразие продуктов производства, видов сырья, оборудования, методов изготовления определяют и различие технологических процессов. Технологические процессы различаются:

по характеру изготавливаемой продукции;

по применяемым методам и способам производства;

по используемому сырью;

по организационному построению;

другое.

В зависимости от вида преобладающих затрат различают материалоемкие, трудоемкие, капиталоемкие, энергоемкие технологические процессы.

В зависимости от вида применяемого труда они могут быть ручные, машинно-ручные, автоматизированные.

Ручные процессы трудоемкие, они вытесняются машинными и автоматическими. Механизация освобождает рабочего от непосредственного физического труда, автоматизация облегчает также функции управления и контроля.

Под циклом технологического процесса понимается постоянно повторяющаяся с каждой единицей продукции часть производственного процесса.

Циклическая часть процесса может осуществляться периодически или непрерывно, соответственно выделяют периодические и непрерывные технологические процессы.

Периодическими называются процессы, циклическая часть которых прерывается после включения в эти процессы предмета труда (нового).

Непрерывными называются процессы, которые приостанавливаются не после изготовления каждой единицы продукции, а лишь тогда, когда прекращается подача обрабатываемого или перерабатываемого сырья.

Основными элементами, определяющими технологический процесс, являются труд человека, предметы труда и средства труда.

Совокупный технологический процесс расчленяется на отдельные части, разделенные в пространстве и во времени, но взаимосвязанные целью производства. Технологический процесс включает ряд стадий, каждая из которых состоит из ряда производственных операций. Операция - технически и технологически однородная, завершенная на данной стадии часть процесса, которая представляет собой комплекс элементарных работ, выполняемых при обработке определенного предмета труда на одном рабочем месте.

Операционное разделение процесса вытекает из необходимости использования различных орудий труда.

Операция состоит из ряда приемов, каждая из которых представляет собой законченную элементарную работу.

В формировании мотивации работников, повышении его самоотдачи в производственной деятельности особое место отводится социальной деятельности предприятия. На предприятии реализуются льготы и гарантии в рамках социальной защиты работников (социальное страхование по старости, на случай болезни, в случае безработицы и т.д.), установленные на вышестоящем уровне. Кроме того, предприятия предоставляют своим работникам и членам их семей дополнительные льготы за счет выделенных на эти цели средств, заработанных коллективом предприятия.

Инициатором предоставления дополнительных льгот и услуг социального характера сверх обязательных выплат выступает либо сама администрация, демонстрируя добровольное воплощение в жизнь социальной кадровой политики, либо это может быть Результат тарифных соглашений между администрацией и профсоюзом (или советом трудового коллектива) как защитником интересов работников предприятия.

"Добровольно" предоставляемые работникам льготы и услуги по внутреннему договору становятся для администрации столь же обязательными, как и предоставляемые в соответствии с трудовым законодательством.

Итак, социальная политика предприятия как составная часть менеджмента представляет собой цели и мероприятия, связанные с предоставлением своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера.

Чем больше таких льгот и услуг, чем их сумма выше установленного законом размера, тем привлекательнее выглядит работа на таком предприятии, тем с меньшей охотой работник захочет терять эти льготы при увольнении. Независимо от того, являются ли услуги социального характера на предприятии жизненно необходимыми (обеспечение существования) или предлагаются только в интересах привлечения квалифицированного персонала (рынок рабочей силы), они создают заинтересованность работников в экономической деятельности предприятия (организации).

Следовательно, социальное обеспечение работников, развитие их личностных качеств, сохранение здоровья является условием успеха предприятия (организации, фирмы).

Таким образом, социально ориентированная кадровая политика предприятия и связанные с ней социальные услуги должны способствовать тому, чтобы:

работник отождествлял себя со своим предприятием;

желания работников соответствовали целям предприятия;

росли производительность труда и готовность работников к работе;

работники были социально защищены, предоставляемые в законном порядке или же по тарифному соглашению социальные услуги при необходимости дополнялись;

поощрялась собственная инициатива работника при решении его проблем;

улучшалась атмосфера на предприятии, формировался благоприятный социально-психологический климат;

у работников и у общественности создавалось положительное представление о предприятии.

Социальная деятельность предприятия должна быть:

защитной, реализуемой через систему льгот и гарантий, предоставляемых государством, а также самим предприятием;

воспроизводственной, реализуемой через организацию оплаты труда и ее регулирование с целью обеспечения воспроизводства рабочей силы;

стабилизирующей, реализуемой через согласование интересов социальных субъектов (работник, работодатель, государство).

Как инструмент мотивации работников, она предусматривает принятие решений, касающихся:

выбора приоритетов в направленности самой социальной политики (социальная защита, социальное или медицинское страхование, льготы за работу в неблагоприятных условиях труда как форма привлечения и закрепления рабочей силы на тех или иных участках работы и т.д.);

выбора форм предоставления льгот, услуг, выплат и самих их видов;

оценки величины возможных выплат исходя из доставленных задач и финансовых возможностей;

избирательности в предоставлении льгот и услуг, дифференциации размеров выплат по категориям персонала в зависимости от решаемых с ее помощью задач.

Исходя из зарубежного и отечественного опыта, составим укрупненный перечень выплат, льгот и услуг социального характера, предоставляемых в различных формах:

а) денежной:

выплаты предприятия на приобретение собственности и имущества (например, приобретение акций предприятия по сниженной цене);

оплачиваемое освобождение от работы (при вступлении в брак, тяжелой болезни членов семьи, смерти родителей и т.п.);

дополнительные отпускные деньги;

компенсация укороченного рабочего дня пожилых работников;

дотации и пособия по нетрудоспособности, выплачиваемые больничной кассой;

денежное вознаграждение, предоставляемое в связи с личными торжествами или праздниками, рождественское вознаграждение (денежные суммы или подарки);

предоставление в пользование служебного автомобиля

оплата переезда при переводе работника в другое структурное подразделение и др.;

б) в форме обеспечения работника в старости (в дополнение к государственной пенсии и частным страховкам работника):

дополнительное пенсионное обеспечение в рамках фирмы (предприятия);

единовременное вознаграждение пенсионеров со стороны фирмы (предприятия);

в) в форме пользования социальными учреждениями предприятия:

льготы в пользовании столовыми;

пониженная квартплата в служебном жилье;

ссуда под строительство жилья под особо низкие проценты; - пользование домами отдыха, санаториями;

предоставление на льготных условиях мест в детских дошкольных учреждениях и др.

Социальная политика является составной частью механизма совершенствования качества рабочей силы и условий ее эффективной реализации. Объектом воздействия социальной политики являются не только занятые работники предприятия, но в определенной мере и бывшие работники предприятия, в том числе вышедшие на пенсию. К факторам, оказывающим влияние на величину выплат, относятся размер предприятия, его отраслевая принадлежность, финансово-экономическое положение, степень влияния профсоюзов, форма собственности и др.

Предприятия предоставляют своим работникам возможность выбора льгот и услуг по своему усмотрению на определенную сумму из своеобразного "меню": заработной платы, пенсий от фирм, страхование жизни, других льгот, выбор времени работы, отпуска и т.д. и их комбинации.

Некоторые зарубежные фирмы используют дополнительные выплаты к заработной плате для стимулирования заинтересованности работника в укреплении здоровья. Это выплаты в виде денежного вознаграждения за отказ от курения, выплаты лицам, не проболевшим ни одного рабочего дня в течение года, выплаты работникам предприятия, постоянно занимающимся спортом. Все средства выплачиваются в конце года и весьма значительны. Такие дополнительные льготы, выплаты и гарантии, несомненно, увеличивают расходы предприятия на рабочую силу, удорожая стоимость единицы труда. Однако очевидны и положительные стороны социальной политики (повышение мотивации, стабилизация коллектива и др.). Таким образом, социальная политика, реализуемая на предприятии, выгодна и для работников, и для администрации.

Капитальное строительство - это вид производственной деятельности, результатом которой является строительная продукция (законченные и подготовленные к эксплуатации здания или сооружения производственного или непроизводственного назначения) или строительные материалы и изделия. В зависимости от назначения строящихся объектов различают виды строительства: промышленное (заводы, фабрики), гражданское (жилые дома, общественные здания), гидротехническое (плотины, дамбы, каналы, берегоукрепительные сооружения и устройства, водохранилища и т.д.), гидромелиоративное (системы орошения, осушения) транспортное (дороги, мосты, тоннели и т.д.), производство строительных материалов и т.д. Строительство является важнейшим элементом природообустройства территорий.

В целях сбора и систематизации информации, государственного регулирования экономического развития общественного производства все производства и сферы деятельности группируются по отраслям. Капитальное строительство - одна из отраслей народного хозяйства. Её назначение возводить новые здания и сооружения для всех отраслей материального производства, заниматься реконструкцией, расширением и капитальным ремонтом существующих.

Это означает, что строительство обеспечивает условия для производительного использования средств и орудий труда других отраслей, создаёт условия для полноценного отдыха, здорового быта народа.

То, что мы называем капитальным строительством, включает в себя главной частью подрядные строительные организации со всеми их зданиями и сооружениями, техникой и транспортом.

Затрачиваемые на капитальное строительство средства называются капитальными вложениями.

В состав капитальных вложений входит:

стоимость приобретаемого для строящихся объектов и промышленных предприятий технологического, энергетического, транспортного, погрузочно-разгрузочного оборудования, средств механизации и автоматизации производственных процессов, инвентаря и инструментов, относящихся к основным фондам;

стоимость строительных работ по возведению зданий и сооружений;

затраты на модернизацию оборудования, стоимость проектных и изыскательских работ;

стоимость работ по осуществлению монтажа оборудования;

расходы на содержание дирекции строящихся предприятий, а также на подготовку кадров и др.

Различают два способа ведения капитального строительства:

1) подрядный - метод ведения работ специализированными подрядными строительными и монтажными организациями, выполняющими работы для разных заказчиков по договорам подряда;

2) хозяйственный способ строительства - метод ведения работ собственными силами и средствами промышленного предприятия.

В строительстве одного объекта участвуют много предприятий, что вызывает создание особых организационных форм в управлении строительством (генподрядчики, заказчики и т.п.).

Многообразие хозяйственных связей строительства с другими отраслями выражается в необходимости использования тысяч видов материалов, конструкций и услуг других отраслей.

Степень освоения затрагивает территории, во многом определяет затраты на строительство, т.к. дополнительные расходы (на инфраструктуру) могут превышать собственно строительные затраты в несколько раз.

Необходимость комплексного строительства определяется невозможностью функционирования, например, промышленных зданий без складского хозяйства, инженерных сетей и т.п.

И, наконец, строителю приходится учитывать и знать технологические особенности тех отраслей, для которых ведется строительство.

Технологией электромонтажных работ называют совокупность знаний о способах и последовательности осуществления операций, из которых складывается процесс монтажа электроустановок при строительстве.

В нашей стране капитальное строительство ведется подрядным и хозяйственным способами. При подрядном способе ведения строительных работ головная организация - генподрядчик заключает общий договор на строительно-монтажные работы с предприятием - заказчиком, для которого осуществляется строительство. Генподрядчик привлекает к производству монтажных и специальных строительных работ специализированные организации (электро-, механо-, сантехмонтажные и др.), имеющие мощную материально-техническую базу и ведущие работы индустриальными методами.

При хозяйственном способе ведения капитальных работ строительство осуществляет предприятие - заказчик, имеющий строительные отделы или управления. Этот способ применяют при небольших масштабах строительства, связанных главным образом с реконструкцией или техническим перевооружением отдельных цехов предприятий.

3. Основные задачи и функции инфраструктуры

Инфраструктура предприятия - это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом. Различают производственную и социальную инфраструктуры и капитальное строительство, обслуживающее обе сферы.

Производственная инфраструктура предприятия - это совокупность подразделений, которые прямо с выработкой продукции не связаны. Основное их назначение состоит в техническом обслуживании основных процессов производства. К ним относятся вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства, занимающиеся перемещением предметов труда, обеспечением производства сырьем, топливом, всеми видами энергии, обслуживанием и ремонтом оборудования и других средств труда, хранением материальных ценностей, сбытом готовой продукции, ее транспортировкой и другими процессами, предназначенными для создания нормальных условий ведения производства.

Социальная инфраструктура - это совокупность подразделений предприятия, обеспечивающих удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия и членов их семей. Вспомогательное производство призвано обеспечить бесперебойную и эффективную работу основного производства. Оно включает в себя ремонтное, инструментальное, энергетическое, транспортное, складское и др. хозяйства.

Ремонтное хозяйство - это совокупность производственных подразделений, осуществляющих комплекс мероприятий по надзору за состоянием оборудования, уходу за ним и ремонту.

На крупных предприятиях в состав ремонтного хозяйства входят ремонтно-механический, электроремонтный и ремонтно-строительные цехи и участок по ремонту санитарно-технического оборудования.

Инструментальное хозяйство - это совокупность подразделений, занятых приобретением, проектированием, изготовлением, восстановлением и ремонтом технологической оснастки, ее учетом, хранением и выдачей на рабочие места. Технологическая оснастка (инструмент) - это все виды режущего измерительного и сборочного инструмента, а также штампы, пресс-формы, разнообразные приспособления.

В инструментальное хозяйство входят:

инструментальный отдел занимается централизованными поставками инструментов и приспособлений, а также их проектированием;

инструментальный цех производит изготовление, ремонт и восстановление специальной оснастки и инструмента;

центральный инструментальный склад осуществляет хранение, учет и выдачу в производство инструмента и оснастки;

цеховые инструментальные кладовые непосредственно обслуживают рабочих инструментом и технологической оснасткой.

Энергетическое хозяйство - это совокупность технических средств для обеспечения бесперебойного снабжения предприятия всеми видами энергии.

В его состав входят хозяйства:

электросиловое - понижающие и повышающие подстанции, генераторные и трансформаторные установки, электросети, аккумуляторное хозяйство;

теплосиловое - котельные, паровые и воздушные сети, компрессоры,

водоснабжение и канализация;

газовое - газовые сети, газогенераторные станции, холодильно-компрессорные и вентиляционные установки;

печное - нагревательные и термические печи;

слаботочное - АТС, радиосеть, диспетчерская связь;

мастерские по ремонту, модернизации энергооборудования.

В обязанности работников энергетического хозяйства входят бесперебойное снабжение производства всеми видами энергии, рациональное использование энергетического оборудования и повышение его коэффициента полезного действия, совершенствование техники и организации энергетического хозяйства, получение максимально возможной экономии всех видов энергии при снижении ее себестоимости.

Транспортное хозяйство - это комплекс средств предприятия, предназначенных для перевозки сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и др. грузов на территории предприятия и за его пределами.

Под капитальным строительством понимается процесс создания новых и реконструкции действующих фондов производственного и непроизводственного назначения, а также монтаж и ввод в действие оборудования и машин.

В процессе реконструкции осуществляется техническое перевооружение действующих предприятий, а вновь строящиеся оснащаются новейшей техникой, поэтому именно капитальное строительство во многом определяет технический уровень предприятия.

Из выше сказанного необходимо сделать следующие выводы:

1. Важным условием нормального бесперебойного хода производства является поддержание в рабочем состоянии оборудования, питание агрегатов энергией, своевременное обеспечение рабочих мест предметами труда, инструментом и приспособлениями, т.е. четкая организация производственной инфраструктуры (вспомогательных и обслуживающих процессов).

2. Инструментальное производство занимает важное место на предприятии. От уровня организации этого хозяйства и качества инструмента зависят интенсивность использования оборудования, технологические параметры его работы, уровень производительности труда и в целом результаты работы всего предприятия. Инструментальное хозяйство должно решать ряд задач, основными из которых являются: обоснование потребности в различных видах инструмента; обоснование необходимости проектирования нового инструмента; выбор формы обеспечения инструментом; организация материально-технического снабжения инструментом; организация производства инструментов и заточки и др. Наличие в производстве больших запасов инструмента, высокая его стоимость и значительный расход делают проблему экономии инструмента одной из наиболее важных в организации инструментальных хозяйств.3. Основной задачей ремонтного производства является предупреждение преждевременного износа машин и механизмов, зданий и сооружений, их своевременный ремонт и обеспечение рабочей готовности оборудования. Это достигается правильной эксплуатацией, квалифицированным межремонтным обслуживанием и профилактическим плановым ремонтом оборудования.4. Погрузо-разгрузочные и переместительные функции осуществляет внутрипроизводственный транспорт. Он подразделяется на несколько видов по назначению, по применяемым транспортным средствам, способу их формирования. При организации работы транспортного хозяйства большое значение имеет выбор транспортных средств для отдельных участков предприятия. При этом учитываются их грузоподъемность, скорость, маневренность и ряд других свойств. В современных условиях важным направлением развития внутризаводского транспорта является повышение значения и масштабов использования непрерывных его видов (конвейеров, транспортеров и т.п.) 5. На предприятии перерабатывается огромное количество сырья и материалов; с развитием кооперирования производства они получают множество видов полуфабрикатов, готовых узлов и элементов; большое количество материалов и запасных частей используется во вспомогательных цехах. Все товарно-материальные ценности хранятся на складах.

Задача складского хозяйства состоит в приемке материалов от поставщиков, обеспечении сохранности, качества и количества материальных ценностей, рациональном размещении материальных ценностей на территории склада; контроле и поддержании нормативного уровня и комплектности запасов: формировании рационального состава тары, специально приспособленной для хранения и внутризаводской передачи сыпучих, мелких материалов и узлов. Количество, состав, емкость и специализация складов образуют структуру складского хозяйства предприятия.

4. Анализ и оценка деловой среды

Деловая среда - это среда, состоящая из большого числа различных факторов, которые влияют на деятельность организации.

Характеристика внешней среды - это взаимосвязь и многообразие факторов, их высокая частота изменения и неясность как во времени, так и по силе их влияния.

Среда прямого воздействия - это естественное деловое окружение организации, которое образует субъекты среды, непосредственно воздействующие на деятельность организации.

Основные компоненты деловой среды:

1) поставщики, реализующие поставки сырья, материалов, оборудования, электроэнергии, финансов и кадров;

2) конкуренты. Необходимо помнить о том, что удовлетворять потребности покупателей нужно лучше конкурентов, иначе эти покупатели начнут приобретать их продукцию;

3) потребители. Эффективная работа организации зависит от ее способностей находить потребителей своей продукции;

4) законодательные акты и государственные органы. У любой организации есть правовой статус, позволяющий быть ей либо индивидуальным предпринимателем, либо организацией, корпорацией или некоммерческим объединением.

Среда косвенного воздействия:

1) технология. Показывает степень научно-технического развития, влияющую на организацию;

2) состояние экономики. Руководитель должен оценивать воздействие общих изменений состояния экономики на организацию;

3) социокультурные факторы. Необходимо помнить о влиянии, которое могут оказать такие факторы, как жизненные ценности, традиции, СМИ;

4) политические факторы. Необходимо помнить об отношении органов администрации, законодательства и судов к организации (изменение налогообложения, утверждение налоговых льгот);

5) отношения с местным населением. Важно иметь представление об отношении населения к вашей организации и продукции.

Процессом сбора нужных сведений занимается служба планирования и главный менеджер.

Оценка сведений - это важный этап анализа организационной среды.

Главной целью оценки информации является определение отрицательного и положительного влияния внешней среды на будущее организации.

Итоги данной оценки применяются для основы стратегического анализа и выбора нужной стратегии.

Самым популярным методом оценки является SWOT-анализ. С помощью него организация, с одной стороны, определяет и оценивает свои сильные и слабые стороны, а с другой - узнает возможности и угрозы.

После установления своей миссии и целей руководство должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования. Первым шагом является изучение внешней среды.

Руководители оценивают внешнюю среду по трем параметрам:

1. Оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии. Например, повышение цен на ракетное топливо создало разнообразные проблемы для авиалиний. Последние должны постоянно оценивать динамику цен на топливо в рамках процесса стратегического планирования.

2. Определить, какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии фирмы. Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству быть готовым к потенциальным угрозам.

3. Определить, какие факторы представляют больше возможностей для достижения общефирменных целей путем корректировки плана. Когда гостиничная компания "Холидей Иннз" изменила свой стратегический план и стала заниматься созданием казино, ее руководство направило свои усилия на то, что, по его мнению, даст больше возможностей для организации.

Анализ деловой среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

Деловая активность коммерческой организации измеряется с помощью системы количественных и качественных показателей.

Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики финансовых коэффициентов оборачиваемости.

Качественные критерии - это широта рынков сбыта (внутренних и внешних), деловая репутация фирмы, ее конкурентноспособность, наличие постоянных поставщиков и покупателей готовой продукции. Данные критерии следует сопоставлять с аналогичными характеристиками конкурентов, действующих в отрасли. Данные берутся в основном не из бухгалтерской отчетности, а из маркетинговых исследований.

Количественные критерии деловой активности характеризуются абсолютными и относительными показателями. В число абсолютных показателей входят: объем продажи готовой продукции, величина используемых активов и капитала, в том числе собственный капитал, прибыль.

Целесообразно сравнивать эти количественные параметры в динамике за ряд периодов (кварталов, лет). Оптимальное соотношение между ними: Темп прироста чистой прибыли > Темпа прироста выручки от реализации продукции > Темпа прироста стоимости активов > 100%

То есть прибыль предприятия должна увеличиваться более высокими темпами, чем остальные параметры деловой активности. Это значит, что активы (имущество) должны использоваться более эффективно, издержки производства должны уменьшаться. Однако на практике даже у стабильно работающих организаций возможны отклонения от указанного соотношения показателей. Причинами этого могут быть: освоение новых видов продукции и технологий, большие капитальные вложения в модернизацию и освоение основных средств, реорганизация структуры управления и производства и другие факторы.

Относительные показатели деловой активности характеризуют эффективность использования ресурсов организации, это финансовые коэффициенты, показатели оборачиваемости. Средняя величина показателей определяется как средняя хронологическая за определенный период (по количеству имеющихся данных); в простейшем случае ее можно определить как полусумму показателей на начало и конец отчетного периода.

Все коэффициенты выражаются в разах, а продолжительность оборота - в днях. Данные показатели очень важны для организации. Во-первых, от скорости оборота средств зависит размер годового оборота. Во-вторых, с размерами оборота, а, следовательно, и с оборачиваемостью связана относительная величина издержек производства (обращения): чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится издержек. В-третьих, ускорение оборота на той или иной стадии кругооборота средств влечет за собой ускорение оборота и на других стадиях. Финансовое положение организации, ее платежеспособность зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.

Показатели оборачиваемости активов (assets turnover) и оборачиваемости собственного капитала (equity turnover) характеризуют уровень деловой активности предприятия и рассчитываются как отношение годовой выручки от реализации продукции (работ, услуг) к среднегодовой стоимости соответственно активов и собственного капитала.

Эта группа коэффициентов позволяет проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Показатели деловой активности особенно важно сравнивать со средне отраслевыми значениями, так как их величина может существенно колебаться в зависимости от отрасли.

Для анализа деловой активности организации используют две группы показателей: общие показатели оборачиваемости; показатели управления активами.

Оборачиваемость средств, вложенных в имущество организации, может оцениваться: скоростью оборота - количеством оборотов, которое делают за анализируемый период капитал организации или его составляющие; периодом оборота - средним сроком, за который возвращаются в хозяйственную деятельность организации денежные средства, вложенные в производственно-коммерческие операции.

Анализ оборачиваемости включает четыре вида анализа:

оборачиваемости активов фирмы;

оборачиваемости дебиторской задолженности;

оборачиваемости кредиторской задолженности;

оборачиваемости запасов.

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, на сколько эффективно предприятие использует свои средства. Коэффициенты могут выражаться в днях, а также в количестве оборотов того либо иного ресурса предприятия за анализируемый период.

Экономический эффект в результате ускорения оборачиваемости выражается в относительном высвобождении средств из оборота, а также в увеличении суммы прибыли. Сумма высвобожденных средств из оборота в связи с ускорением (-Э) или дополнительно привлеченных средств в оборот (+Э) при замедлении оборачиваемости определяется умножением однодневного оборота по реализации на изменение продолжительности оборота:

Э = (Выручка фактическая/Дни в периоде) * Продолжительность одного оборота (Поб)

Поб = (Среднегодовая стоимость капитала * Д) /Выручка от реализации продукции, где Д - количество календарных дней в анализируемом периоде (год - 360 дней, квартал - 90, месяц - 30 дней).

На длительность нахождения средств в обороте оказывают влияние различные внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся:

отраслевая принадлежность;

сфера деятельности организации;

масштаб деятельности организации;

влияние инфляционных процессов;

характер хозяйственных связей с партнерами.

К внутренним факторам относятся:

эффективность стратегии управления активами;

ценовая политика организации;

методика оценки товарно-материальных ценностей и запасов.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств уменьшает потребность в них: меньше требуется запасов, что ведет к снижению уровня затрат на их хранение и способствует, в конечном счете, повышению рентабельности и улучшению финансового состояния организации.

Замедление оборачиваемости приводит к увеличению оборотных средств и дополнительным затратам, а значит, к ухудшению финансового состояния организации.

При анализе деловой активности особое внимание следует обратить на оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, т.к. эти величины во многом взаимосвязаны.

Снижение оборачиваемости может означать как проблемы с оплатой счетов, так и более эффективную организацию взаимоотношений с поставщиками, обеспечивающую более выгодный, отложенный график платежей и использующую кредиторскую задолженность как источник получения дешевых финансовых ресурсов.

Тем не менее, основной подход к оценке оборачиваемости следующий: чем короче период оборота, тем более эффективна коммерческая деятельность предприятия и тем выше его деловая активность.

Заключение

В современных условиях повышенные требования к обслуживанию производства предъявляются вследствие перехода предприятии на новые экономические условия, отличительной чертой которых является экономия производственных ресурсов. Это диктует увеличение непрерывности производственных процессов, конструктивное и технологическое

совершенствование выпускаемой продукции, улучшение использования основных фондов и оборотных средств. Поэтому специализация функций обслуживания должна играть особую роль в организации инфраструктуры предприятия.

Концентрация производства инструмента и технологической оснастки на основе крупных инструментальных цехов, а также создание специальных служб обслуживания ремонтными работами, подъемно-транспортными, служб снабжения и сбыта продукции, несомненно, повысит значимость и эффективность инфраструктуры производства.

В настоящее время вспомогательные производства и обслуживающие хозяйства в рамках одного предприятия могут получить все возможности для функционирования в полном объеме. Однако это довольно дорогостоящие и трудоемкие работы. Сложность еще заключается в том, что хозяйства инфраструктуры вынуждены производить для собственного потребления в неспециализированных условиях инструменты, технологическую оснастку, выполнять все виды ремонтных работ, в том числе и капитальный, изготавливать сменные узлы и детали. Материальные затраты на содержание вспомогательных и обслуживающих хозяйств такого масштаба могут быть в несколько раз выше, чем на выполнение аналогичных работ специализированными организациями.

Решить проблему снижения расходов на содержание и эксплуатацию служб инфраструктуры можно размещением заказов на обслуживание предприятия специализированными хозяйствами.

Спрос на подобного рода услуги создаст условия для формирования целой сети организаций и предприятий по ремонту оборудования, изготовлению сменных деталей и узлов, производству технологической оснастки, монтажу подъемно-транспортного и складского оборудования. Новое развитие получит инструментальная промышленность, так как в условиях специализированного производства дешевле и качественнее можно организовать выпуск стандартного инструмента, освободив предприятия-потребители от его изготовления.

В области энергетического обслуживания целесообразнее всего заключить длительный договор на обслуживание с крупными производителями на поставку электро- и теплоэнергии, инертных газов, технического кислорода, природного газа и других энергоносителей.

Ремонтные работы требуют особого внимания, поскольку их выполнение трудоемко и дорогостояще. В силу этих обстоятельств капитальный ремонт следует осуществлять с помощью специализированной ремонтной организации, а текущее обслуживание проводить собственными силами.

Механизация транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ является самой застарелой проблемой российских предприятий. Наличие в структуре предприятия полностью механизированных, а тем более автоматизированных складов, несомненно, повысит значимость инфраструктуры. Однако принцип экономической целесообразности и в этом случае должен носить главенствующий характер. Относительно транспортного хозяйства и перспектив его развития следует отметить, что организация крупных транспортных предприятий даст значительный результат в том случае, если будет осуществлено обслуживание предприятий на основе так называемого кустового расположения потребителей. Это обеспечит значительную экономию бензина, горюче-смазочных материалов, запасных частей.

Отмеченные тенденции развития инфраструктуры предприятия представляют интерес для действующих производств. Однако их не могут не заботить вопросы оперативности в техническом обслуживании, и с этой точки зрения наличие в структуре предприятия подразделений инфраструктуры должно отвечать потребностям и целям эффективного функционирования производства.

В заключении можно сказать, что предприятие функционирует в определенной предпринимательской среде, которая оказывает влияние на всю его деятельность.

Предпринимательская среда характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой, социально-культурной, технологической, географической средой, экологической ситуацией, а также состоянием институциональной и информационной систем.

Подобные документы

    Виды инфраструктуры предприятия. Особенности производственной и социальной инфраструктуры. Характеристика системы технологического обслуживания. Социальная деятельность предприятия. Капитальное строительство, способы ведения строительно-монтажных работ.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2010

    Производственная инфраструктура и ее место в системе общественного воспроизводства. Система факторов, влияющих на формирование производственной инфраструктуры региона. Обзор проблем в процессе адаптации производственной инфраструктуры к рыночным условиям.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

    Понятие инновационной инфраструктуры. Сущность формирования организационных структур в этой сфере. Классификация научных организаций по секторам науки и типам организации. Цели и задачи формирования инновационной инфраструктуры РФ в рыночных условиях.

    контрольная работа , добавлен 11.01.2015

    Понятие и виды инфраструктуры. Система технического обслуживания производства: инструментальное, ремонтное, транспортное, энергетическое и складское хозяйство. Социальная инфраструктура предприятия. Работы, относящиеся к сфере капитального строительства.

    реферат , добавлен 21.10.2010

    Инновации, их сущность и классификация. Инновационная инфраструктура: понятие, назначение, содержание, элементы. Оценка эффективности функционирования предприятий в составе технологической цепочки и их функционирование в качестве отдельных предприятий.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2009

    Задачи производственной инфраструктуры на современном этапе. Анализ конъюнктуры рынка. Характеристика производственной инфраструктуры предприятия. Рекомендации по совершенствованию производственной инфраструктуры.

    дипломная работа , добавлен 03.08.2002

    Инфраструктура рынка как экономическая категория, ее сущность и основные функции. Характеристика элементов инфраструктуры рынка. Содержания их деятельности и роль в экономике. Проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры Республики Казахстан.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Сущность и задачи организации производства на предприятии, системный подход к их решению. Характерные признаки и свойства предприятия как производственной системы. Внешняя среда и структура предприятия, его производственная и социальная инфраструктура.

    шпаргалка , добавлен 31.08.2010

    Экономическое содержание и элементы инфраструктуры рынка. Изучение факторов, оказывающих влияние на ее развитие. Анализ процесса формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь. Опыт функционирования инфраструктуры рынка в зарубежных странах.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2013

    Практический анализ развития сбытовой инфраструктуры инновационной деятельности на российских предприятиях. Технологии и уровень развития информационного блока инфраструктуры, обеспечивающей развитие инновационной деятельности, на примере ООО "Инфотек".

Структура - это совокупность составляющих систему элементов и устойчивых связей между ними. Структура предприятия - это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект. Факторами, определяющими структуру предприятия, являются: характер продукции и технологии ее изготовления, масштаб производства, степень специализации предприятия и кооперирования его с другими фабриками и заводами, а также степень специализации производства внутри предприятия.

Какого-либо устойчивого стандарта структуры не существует. Структура конкретного предприятия постоянно корректируется под воздействием производственно-экономической конъюнктуры, научно-технического прогресса и социально-экономических процессов.

Наряду с этим при всем многообразии структур все производственные предприятия имеют идентичные функции, главные из которых - изготовление и сбыт продукции. Чтобы обеспечить нормальное функционирование, предприятие должно иметь в своем составе цеха или мастерские по изготовлению основной продукции (выполнению работ, оказанию услуг) и по обслуживанию производственного процесса.

Помимо того, каждое предприятие независимо от его размеров, отраслевой принадлежности и уровня специализации постоянно ведет работу по оформлению заказов на изготовление продукции; организует ее сохранность и сбыт заказчику; обеспечивает закупку и поставку необходимого сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования, энергоресурсов.

Наконец, чтобы каждый работник в любой отрезок времени делал именно то, что необходимо остальным и всему предприятию в целом, нужны управляющие органы. На эти органы возлагаются задача определения долгосрочной стратегии, координация и контроль текущей деятельности персонала, а также наем, оформление и расстановка кадров. Все структурные звенья предприятия, таким образом, связаны между собой с помощью системы управления, которая становится его головным органом.

В отличие от общей структуры производственная структура предприятия представляет собой форму организации производственного процесса и находит свое выражение в размерах предприятия, в количестве и составе цехов и служб, созданных на предприятии, их планировке, а также в составе, количестве и планировке производственных участков и рабочих мест внутри цехов, создаваемых в соответствии с расчленением процесса производства на крупные звенья, частичные производственные процессы и производственные операции.

Производственная структура характеризует разделение труда между подразделениями предприятия и их кооперацию. Она оказывает существенное влияние на технико-экономические показатели производства, на структуру управления предприятием, организацию оперативного и бухгалтерского учета.

Производственная структура предприятия динамична. По мере совершенствования техники и технологии производства, управления, организации производства и труда совершенствуется и производственная структура. Совершенствование производственной структуры создает условия для интенсификации производства, эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышения качества продукции.

Элементы производственной структуры

Главными элементами производственной структуры предприятия являются рабочие места, участки и цеха. Первичным и самым главным звеном пространственной организации производства является рабочее место. Рабочим местом называется неделимое в организационном отношении звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной производственной или обслуживающей операции, оснащенное соответствующим оборудованием и организационно-техническими средствами. На рабочем месте может работать один рабочий (например, токарь на токарном станке, слесарь у тисков) или группа, бригада рабочих (например, кузнец, нагревальщик, подавальщик - у кузнечного молота, бригада слесарей - у сборочного стенда). В ряде случаев создается многостаночное рабочее место, когда один рабочий использует две или несколько единиц оборудования.

Участок - производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам, осуществляющее часть общего производственного процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства. На мелких и средних предприятиях, где введена бесцеховая структура, производственный участок может обладать чертами, характерными для цеха (см. ниже). Только степень административно-хозяйственной самостоятельности у такого участка меньше, чем у цеха, и обслуживающий аппарат значительно более ограничен, чем аппарат цеха. На производственном участке, помимо основных и вспомогательных рабочих, имеется руководитель - мастер участка.

Производственные участки специализируются подетально и технологически. В первом случае рабочие места связаны между собой частичным производственным процессом по изготовлению определенной части готового продукта; во втором - по выполнению одинаковых операций.

Участки, связанные между собой постоянными технологическими связями, объединяются в цеха.

Цех - наиболее сложная система, входящая в производственную структуру, в которую входят в качестве подсистем производственные участки и ряд функциональных органов. В цехе возникают сложные взаимосвязи: он характеризуется достаточно сложной структурой и организацией с развитыми внутренними и внешними связями.

Цех является основной структурной единицей крупного предприятия. Он наделяется определенной производственной и хозяйственной самостоятельностью, представляет собой обособленную в организационном, техническом и административном отношении производственную единицу и выполняет закрепленные за ним производственные функции. Каждый цех получает от заводоуправления единое задание, регламентирующее объем выполняемых работ, качественные показатели и предельные затраты на запланированный объем работ.

Обычно различают следующие виды цехов и производственных участков: основные, вспомогательные, обслуживающие и побочные.

В основных цехах и на производственных участках либо выполняется определенная стадия производственного процесса по превращению основного сырья или полуфабрикатов в готовую продукцию предприятия (например, литейные, механические и сборочные цеха на машиностроительном заводе), либо же выполняются все стадии производства по непосредственному изготовлению какого-либо изделия или части его (цех холодильников, цех круглых калибров и т. д.)

Вспомогательные цеха или участки способствуют выпуску основной продукции, создавая условия для нормальной работы основных цехов: оснащают их инструментом, обеспечивают энергией и т. д. К числу вспомогательных относятся ремонтные, инструментальные, модельные, энергетические и некоторые другие цехи.

Обслуживающие цеха и хозяйства выполняют работу по обслуживанию основных и вспомогательных цехов, занимаясь транспортировкой и хранением сырья, полуфабрикатов и готовой продукции и т. п.

Побочные цеха занимаются использованием и переработкой отходов основного производства (например, цех ширпотреба).

Эти принципы лежат в основе структуры предприятия любой отрасли промышленности. Особенно много общего у предприятий в построении вспомогательных и обслуживающих хозяйств. Ремонтный и энергетический цеха, транспортное и складское хозяйства создаются на предприятиях любой отрасли промышленности. На машиностроительном предприятии имеется инструментальный цех, а на текстильной фабрике - валичная и челночная мастерские, которые изготовляют инструмент, необходимый для текстильного производства.

Вместе с тем предприятия различных отраслей промышленности имеют и индивидуальные особенности в структуре, которые определяются главным образом характером основного производства. Что же касается организаций по обслуживанию работников, то они, как правило, однотипны с теми, которые имеются на предприятиях других отраслей промышленности.

Специализация цехов

Основные производственные цеха формируются в соответствии с профилем предприятия, а также в зависимости от конкретных видов продукции, масштабов и технологии производства. При этом перед ними ставятся задачи своевременного выпуска продукции, снижения издержек производства, повышения качества изделий, возможности оперативной перестройки производства на выпуск новых изделий в соответствии с быстро изменяющимися потребностями рынка. Указанные задачи решаются на основе рациональной специализации и размещения цехов, их кооперирования внутри предприятия, обеспечения пропорциональности и единства ритма производственного процесса от первой до последней операции.

Специализация цехов принимает следующие формы: предметная; подетальная (поагрегатная); технологическая (стадийная); территориальная, а также смешанная.

Предметная специализация заключается в сосредоточении в отдельных цехах основной части или всего производственного процесса по изготовлению конкретных видов и типоразмеров готовой продукции. Например, на кондитерской фабрике существуют отдельные цеха по производству карамели, по производству печенья и по производству тортов. Общим для этих различных цехов является единое инженерно-техническое обслуживание, материально-техническое обеспечение и сбыт продукции, складские помещения, что снижает их общие производственные расходы.

Подетальная (поагрегатная) специализация наиболее распространена в машиностроении. Ее суть состоит в том, что за каждым цехом закрепляется изготовление не полностью всей машины, а только отдельных деталей или агрегатов. Например, на автомобильном заводе в специализированных цехах отдельно изготовляются двигатели, отдельно - коробка передач, кабина и т. д. Все эти агрегаты передаются в цех сборки, где из них и собирается готовый автомобиль.

Технологическая (стадийная) специализация базируется на пооперационном разделении труда между цехами. При этом в процессе движения предметов труда от сырья до готовой продукции выделяются принципиальные различия в технологии производства каждого цеха. Так, на текстильном комбинате сырье вначале поступает в чесальный цех, где превращается в волокно. Последнее идет в прядильный цех. Из волокна в этом цехе прядут нити, из которых в ткацком цехе изготовляют полотно. Окончательная отделка полотна производится в красильном цехе.

На ряде предприятий с целью улучшения качества обработки, снижения издержек производства или улучшения санитарных условий труда за отдельными цехами и участками закрепляется одна какая-либо технологическая операция. Например, окраска отдельных узлов и деталей, из которых комплектуется готовая продукция. Это могут быть операции термической обработки, сушка материалов и прочее, т. е. отдельная технологическая стадия изготовления готовых изделий. Стадийная специализация цехов и участков широко используется почти во всех отраслях промышленности, в строительстве, частично в сельском хозяйстве.

Территориальная специализация производственных подразделений наиболее характерна для предприятий транспорта, сельского хозяйства и строительства. Каждый цех, участок при этом может выполнять одинаковую работу и производить одну и ту же продукцию, но на различных, удаленных друг от друга территориях.

Смешанный тип производственной структуры часто встречается в легкой промышленности (обувное, швейное производство), в машиностроении и в ряде других отраслей. Этот тип производственной структуры имеет ряд преимуществ: он обеспечивает уменьшение объемов внутрицеховых перевозок, сокращение длительности производственного цикла изготовления продукции, улучшение условий труда, снижение себестоимости продукции.

Совершенствование производственной структуры подразумевает расширение предметной и смешанной специализации, организацию участков и цехов при высокой загрузке оборудования, централизацию вспомогательных подразделений предприятия.


Инфраструктурой предприятия называются те подразделения, кото­рые обслуживают основное и вспомогательное производство. Это склад­ское и транспортное хозяйство, материально-техническое снабжение на предприятии и организация сбыта продукции. Производственная ин­фраструктура на предприятии нацелена на обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования самого предприятия. В инфра­структуру входят инструментальное хозяйство, ремонтное, материально­техническое снабжение, транспортное хозяйство, организация сбыта продукции и информационные коммуникации на предприятии.

Инструментальное хозяйство создается для обеспечения произ­водства инструментом и технологической оснасткой, организации их хранения, эксплуатации и ремонта. Один из самых сложных ви­дов работ - проектирование и изготовление технологической осна­стки. На них приходится более 80% трудоемкости всех работ по подготовке производства. Для изготовления продукции необходимо огромное количество инструментов. Прежде чем организовать про­изводство или приобретение инструмента, необходимо определить потребности в нем. Определение потребности в инструменте осно­вано на нормах износа. Норма износа - это время работы инстру­мента до окончательного его износа. На практике используются от­раслевые нормативы использования инструмента на 1000 станко- часов или 100 единиц готовой продукции.

Важной функцией организации инструментального хозяйства является регулирование запаса инструмента. Минимальное количе­ство инструментов, необходимое предприятию для бесперебойной работы, образует оборотный фонд. Он включает складские запасы в центральном инструментальном складе (ЦИС) и в цеховых инстру­ментальных раздаточных кладовых (ИРК), эксплуатационный фонд на рабочих местах и временно не работающие инструменты (в за­точке, ремонте, на восстановлении и проверке). Инструменты на рабочих местах и в ИРК - это цеховой оборотный фонд инстру­мента, а если добавить к нему инструменты, находящиеся в ЦИС. то мы получим общезаводской оборотный фонд инструментов. Ин­струменты образуют эксплуатационный цеховой фонд.

Для нормального хранения и своевременной подачи инструмен­тов большое значение имеет организация современного автомати­зированного складского хозяйства, в котором создается комплекс­ный запас инструментов и обеспечивается бесперебойная их подача в цехи. Экономия инструментов достигается улучшением условий их работы и эксплуатации.

Основной задачей ремонтного хозяйства предприятия является обеспечение бесперебойной эксплуатации оборудования. Для под­держания оборудования в состоянии полной готовности к работе на предприятии должен осуществляться планово-предупредительный ремонт. Различают текущий, средний и капитальный плановый ре­монт. Текущий ремонт осуществляется в процессе эксплуатации обо­рудования, когда происходит замена отдельных частей. Средний ре­монт - это более глубокое вмешательство в работу оборудования, с заменой основных деталей и узлов. Капитальный ремонт связан с полной заменой основных деталей, узлов, трущихся поверхностей. В случае аварийных ситуаций необходим внеплановый ремонт.

Материально-техническое снабжение занимает важное место в процессе непрерывного воспроизводства на предприятии. На него приходится значительная часть времени и издержек обращения. Важ­нейшее значение этого элемента инфраструктуры связано с обеспе­чением предприятия необходимыми материальными ресурсами в со­ответствии с ритмом и тактом его технологического процесса. Эта служба осуществляет прямую и обратную связь с рынком в аспекте закупаемых материалов, она же призвана сокращать время товаро­движения от поставщика до потребителя, снижать издержки обраще­ния, способствовать минимизации запасов материальных ресурсов.

Материально-техническое снабжение на предприятии предна­значено выполнять следующие функции:

Планирование материально-технического снабжения на осно­ве баланса обоснованной совокупной потребности и покры­тия ее ресурсов из различных источников;

Установление рациональных хозяйственных связей по постав­кам продукции на предприятие;

Организацию и планирование снабжения производственных подразделений предприятия продукцией прозводственно- технического назначения;

Оперативное регулирование движения материальных ресурсов на основе строгого учета и контроля;

Существуют две формы снабжения: транзитная и складская.

При транзитной форме снабжения предприятие получает мате­риал непосредственно от поставщика, что ускоряет доставку и со­кращает транспортно-заготовительные расходы; однако ее исполь­зование ограничено транзитными нормами отпуска, меньше кото­рых поставщик не принимает заказы к исполнению. Использование такой формы снабжения для материалов с небольшой потребностью приводит к увеличению запасов и связанных с этим расходов.

Обеспечение материальными ресурсами цехов, участков и других подразделений предполагает выполнение следующего комплекса работ:

Планового установления количественных и качественных за­даний по снабжению;

Подготовки материальных ресурсов к производственному по­треблению;

Отпуска и доставки материальных ресурсов со склада службы снабжения на место ее непосредственного потребления либо на склад цеха;

Оперативного регулирования снабжения в условиях совершен­ствования технологических режимов, конструкторской и нор­мативной документации;

Строгого учета и контроля за использованием материальных ресурсов в подразделениях предприятия;

Совершенствования организации материально-технического снабжения на предприятии на основе последних достижений науки и практики.

Материально-техническое снабжение всей номенклатурой матери­альных ресурсов в большой степени зависит от наличия и комплексно­сти производственных запасов на складах предприятия - от складского снабжения.

Основная цель планирования запасов является гарантия на­личия необходимых видов, объемов и сроков поставки материалов.

Планируются главным образом складские, страховые, мини­мальные и максимальные запасы.

Складские запасы - те, что находятся на складе в наличии во время проверки и планирования. Объем запасов зависит от поступ­ления материалов на склад и его выдачи со склада.

Страховые запасы - те, что обычно не выдаются в производст­венный процесс. Это так называемые аварийные запасы, которые гарантируют непрерывность производственного процесса при на­рушении поставок или в других затруднительных ситуациях.

Минимальный запас - это объем запасов, при достижении которого поступает сигнал срочного заказа материала. Время подачи заявки на за­каз необходимо установить таким образом, чтобы в период до получения заказанного материала страховой резерв остался неприкосновенным.

Максимальный уровень запасов указывает, какие материалы могут быть на складе в максимальном количестве. С его помощью можно избежать чрезмерно завышенного уровня запасов на складе и чрезмерно высоких расходов капитальных вложений, связанных с ведением складского хозяйства.

На практике используется понятие «допустимый минимальный уровень запасов». Это величина, до которой теоретически можно снизить запасы, прежде чем сделать заказ на их пополнение.

Наиболее прогрессивные системы оптимизации материально­технического снабжения включают логистику и систему «канбан».

К логистике относятся все задачи, связанные с управлением, хранением и движением материалов между поставщиками и потре­бителями.

Основной принцип системы «канбан» - поставка продукции (материальных ресурсов) заказчику способом «точно в срок». На всех фазах производственного цикла требуемые деталь, узел постав­ляются к месту производственного потребления строго по графику, именно тогда, когда собирается узел, и в том количестве, которое необходимо для ритмичного выпуска строго определенного объема продукции, а узел поставляется тогда, когда он нужен на сборке.

Система сбыта продукции - это завершающая стадия произ­водственного цикла, важнейшего в условиях рынка. Само понятие «сбыт» - это объем реализуемой продукции в заданное время. Сбыт активно влияет на производственную деятельность и качество продукции. Реализация продукции проходит в четыре этапа:

1) заключение договоров на поставку продукции;

2) составление плана реализации;

3) отгрузка продукции потребителям;

4) поступление денег на расчетный счет.

При рассмотрении проблем сбыта предприятие должно распо­лагать не только достоверными данными о спросе на рынке каж­дого вида производимой продукции, но также и оценкой различ­ных детерминантов спроса. Если на большинство детерминантов спроса предприятие не в состоянии повлиять (налоги, социальные факторы, международный кризис и т.д.), то на ряд факторов оно может оказывать влияние. Такие факторы принято называть пара­метрами воздействия на сбыт. Они делятся на:

Исходные - цена товара, его качество и упаковка, сервисное обслуживание, место нахождения предприятия, каналы реали­зации, ассортимент;

Комбинированные.

Неотъемлемым элементом инфраструктуры предприятия является транспортное хозяйство. Его основная задача сводится к своевременно­му и бесперебойному обслуживанию производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.

На предприятии, где сложились стабильные и устойчивые гру­зопотоки (массовое производство), перевозки осуществляются со­гласно графику, по постоянным маршрутам и с одинаковой интен­сивностью. При неустойчивых грузопотоках в условиях серийного и единичного производства перемещение грузов возможно на основе разовых заданий или укрупненного сменного графика.

Выполнение межцеховых перевозок можно осуществлять по ве­ерной или кольцевой схемам. Для первой схемы характерно одно­стороннее, двухстороннее и веерное движение транспортных средств. При одностороннем движении транспорт перемещается только в одну сторону, например детали перемещаются из одного цеха в другой. При двухстороннем движении осуществляется взаи­модействие цехов, например перевозки деталей из механического цеха в термический и обратно. Веерная схема включает склад и по­ставку материалов и деталей в цехи со склада. Недостаток такой схемы организации перевозок заключается в том, что транспортные средства отправляются со склада в цехи максимально загруженны­ми, а возвращаются пустыми. Это снижает эффективность перево­зок. При кольцевой схеме маршрут движения составляют так, что­бы можно было, загрузившись на складе, объехать по очереди цехи и вернуться на склад за новой партией груза.

В современных условиях очень важное значение приобретает та­кой элемент инфраструктуры предприятия, как информационные

коммуникации. Характеризуя ресурсы предприятия, мы обязательно говорим об информационных технологиях. Последние достижения в области информационных технологий могут способствовать совершен­ствованию обмена информацией на предприятии. Персональный ком­пьютер уже оказал огромное воздействие на информацию, которую руководители, вспомогательный персонал и работники рассылают и получают. Электронная почта дает возможность работникам рассылать письменные сообщения любому человеку на предприятии. Это должно уменьшить традиционно неиссякаемый поток телефонных разговоров. Кроме того электронная почта - эффективное средство связи между людьми, находящимися в разных организациях, разных городах и даже регионах. Последние нововведения в системах связи позволяют одно­му человеку направить несколько сообщений разным людям, а затем позвонить и получить ответы на исходные сообщения. В ходе видео­конференций люди, находящиеся в разных местах, в том числе и раз­ных регионах, могут обсуждать всевозможные проблемы, видя собе­седника. Но, будучи высокоэффективными, новейшие информацион­ные технологии пока очень дорого стоят.