ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Интеллектуальная интеллигенция. Интеллигенты и интеллектуалы. Социальное значение понятия «интеллигенция»

Есть слова и понятия особенно дорогие русскому, российскому сердцу, например: интеллигент, интеллигенция . Сколько серьёзных книг написано, сколько крепких напитков выпито за бесконечными спорами о, так сказать, месте и роли, призвании и предназначении... Правда, в данном случае всё это вокруг не понятия, а явления, называемого интеллигенцией, со множеством эпитетов от «гнилой» до «духовной».

Мы же обратимся к самому понятию и попытаемся разобраться в том, что, собственно, позволяет называть человека интеллигентом, а точнее, что делает его таковым.

Вот что говорят словари: интеллигенция (лат. intelligentia , intellegentia ) — высшая способность понимания, познавательная сила, от intelligens , intellegens — «умный, понимающий, знающий, мыслящий». У философов-неоплатоников это Высший разум, замысливший наш космос. Этимологические словари производят значение от inter- , «между», + legere , «выбирать, выделять», другими словами, «распознавать» либо «быть между, среди, внутри». Смысловой акцент здесь не на владении некоторым объёмом знаний, а на способности понять, вникнуть.

На Западе этот термин появился, как считают, в Средние века, а в России в XVIII или в XIX веке, с коих пор во множестве словарей он, как ни странно, сопровождается пометкой «русск.». Вот и мы обратимся к нашему соотечественнику академику Дмитрию Сергеевичу Лихачёву. В своей статье о русской интеллигенции он писал: «К интеллигенции, по моему жизненному опыту, принадлежат только люди свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам. Основной принцип интеллигентности — интеллектуальная свобода, — свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли... Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести, — это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной».

Способность понимать и мыслить свободно и совесть, эту свободу направляющая. Два фактора — интеллектуальный и этический. И если следовать приведённой выше этимологии, то интеллигент — это не отдалённый созерцатель вечных истин, он «внутри, между, среди» того, что различает, видит — разумного, доброго, справедливого, являющегося основой морали, живёт им. Такое сочетание теоретического и практического — нравственного является фундаментом интеллигенции.

Этим и определяется, наверное, предназначение интеллигенции: тот, кто различает, кто видит и потому сам является примером нравственного, может и должен вести за собой. Ведь не за слепыми же идти... Вспомните тех, кто ещё не так давно были ориентирами для очень и очень многих: наших писателей, поэтов, артистов, учёных... Жаль только, что были ...

Не так давно к понятию интеллигент добавилось еще одно — интеллектуал , отчасти противопоставленное ему и претендующее на то, чтобы занять его место. Первое получило статус устаревшего и несколько даже ругательного, второе произносят с нескрываемой гордостью. Разница же в том, что из этого второго исключили «этическую компоненту», оставив лишь одну познавательную способность, интеллект, так сказать, без комплексов... И с этой «компонентой» ушло, возможно, что-то очень тонкое и очень важное. Тот самый красивый благородный дух, который не заменишь ни образованием, ни способностью анализировать и познавать. Хорошо ли это вышло? Судите сами...

на журнал «Человек без границ»

Понятие интеллигенции. Интеллигенция - сложное, многогранное и противоречивое явление российского народа и его культуры. Дискуссия о сущности этой социальной группы общества идет с момента ее возникновения. Слово "интеллигенция", впервые обретшее современное значение именно в русском языке, своим происхождением связано с латинским существительным intelligentia - понимание, разумение, способность разъяснить идеи и предметы; ум, разум.

Примечательно, что в средние века это понятие имело теологический характер. Оно рассматривалось как Ум Божий, как высший над мировой Разум, в самом себе творящий многообразие мира и отличающий в этом многообразии самое ценное, приводящее его к самому себе. В таком смысле это понятие употребляется и Гегелем в "Философии права" - "Дух есть... интеллигенция".

В России понятие "интеллигенция" в качестве термина стало употребляться более чем сто лет назад, в 60-е годы XIX века, и впоследствии из русского языка перешло в языки других народов. Авторство этого термина приписывается русскому писателю П.Д.Боборыкину. В вышедшем в 1870 году романе "Солидные добродетели" русский беллетрист ввел понятие "интеллигенция" в широкий обиход и так определил его содержание: "Под интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой общества, как в настоящую минуту, так и ранее, на всем протяжении XIX века и даже в последней трети XVIII века".

Главный герой этого романа считает, что для русской интеллигенции единственный нравственно оправданный путь - это путь в народ, к социальным низам.

Д.С. Мережковский, русский писатель и религиозный философ, развивая эту мысль, писал, что "сила русской интеллигенции - ... не в уме, а в сердце и совести. Сердце и совесть ее почти всегда на правом пути; ум часто блуждает". Благодаря этим ярко выраженным социально-этическим чертам российская интеллигенция стала примечательным феноменом как в отечественной, так и в мировой истории. В.Даль в своем "Толковом словаре" так определял понятие "интеллигенция": "Интеллигенция, в значении собирательном, разумная, образованная, умственно развитая часть жителей". Такую точку зрения к определению интеллигенции развивал и В.И. Ленин. Он рассматривал интеллигенцию, исходя из особенностей ее деятельности. Поскольку своеобразие этой деятельности проистекало из ее "интеллектуализма", интеллигенция интерпретировалась им как совокупность людей, занимающихся умственным трудом.

Неоднозначное положение интеллигенции в социальной структуре общества, противоречивые взаимоотношения и с властью, и с народом привели к тому, что некоторые ученые России в начале XX века рассматривали интеллигенцию как новый эксплуататорский класс. Характерным в этом отношении является следующая точка зрения: "Интеллигенция, понимаемая как класс умственных работников, есть новая, растущая общественная сила, эксплуататорская по своей природе, хищническая по своим стремлениям, искусно и методически борющаяся за свое социальное возвышение и подготавливающая тем самым в грядущем свое самодержавное классовое господство. Источниками дохода интеллигенции является умственный труд, или реализация знаний, накопленных и приобретенных ранее. Это дает ей возможность привилегированного существования и дальнейшей эксплуатации".

В российской обществоведческой литературе интеллигенцию долгое время называли социальной прослойкой. Сегодня это устаревшее представление. Современное понимание интеллигенции может быть сконцентрировано в следующем определении.

Можно привести определения "интеллигенция" из учебника "Культурология" (Дорогова Л.Н., Пыханов Ю.В., Мареева Е.В., Мареев С.Н., Рябчун Н.П):

Интеллигенция это: "крупная социально-культурная общность, социальный массив людей с активной общественной позицией, профессионально занимающихся творческим умственным трудом";

"общественная группа, мощный дифференцированный социальный контингент людей, получивших современное научное образование, обладающих системой знаний, что позволяет им творить в мире знаний в наиболее сложных формах культуры - науке, искусстве, образовании, религии; заниматься развитием и распространением культуры".

Появление интеллигенции. История интеллигенции показывает, что первозданный смысл понятия интеллигенция означает, прежде всего, общественное назначение человека, порожденного самим обществом и для развития и самопознания общества.

Интеллигенция - русское явление. Писатель, поэт Д.Мережковский, оценивая явление российской интеллигенции, писал: "Я не берусь решить, что такое русская интеллигенция... я только знаю, что это, в самом деле, нечто единственное в современной европейской культуре". Интеллигенция - порождение русского народа, российской цивилизации. Это понятие чисто русское, непереводимое на другие языки и не имеющее аналогов.

Как особый социальный слой интеллигенция начала формироваться в России еще в феодальную эпоху преимущественно из среды дворянства и духовенства. Для ее формирования потребовались долгие годы.

Среди уникальных и удивительных явлений, которые наша страна - Россия - дала миру, отдельное место занимает такой социальный феномен, как интеллигенция. Много умных голов на Западе тщетно старались подобрать шаблоны, чтобы подогнать под них этот феномен, но вынуждены были признать, что такого у них нет - только в России. Поэтому в западных энциклопедиях в разделе «интеллектуал» всегда есть подраздел – «русский интеллигент». И это при том, что российская интеллигенция вот уже третье столетие оказывает самое серьезное влияние как на российское общество в целом, так и на власть предержащую его часть (как сейчас говорят - на властную составляющую).

Во времена «перестройки» был такой поэт-пародист А. Иванов, ведущий популярной тогда телепередачи «Вокруг смеха». Так вот, он разразился в газете «Известия» большой статьей, в которой доказывал, что интеллигенции не существует и никогда не было, а существуют только интеллектуалы - люди, профессионально занимающиеся умственным трудом. При этом статья была выдержана в очень жестком, я бы даже сказал, злобном духе. За что же А. Иванов так сильно разозлился на интеллигенцию и интеллигентов? Не за то ли, что основная черта интеллигентного человека - это совестливость и сочувствие, сопереживание людям, а те издевательские пародии, которые писал А. Иванов, никак не относили его к этой категории? И потом, что это за манера - говорить от имени всего народа, а то и - от всего человечества! Нет, ты занимайся своим делом и помалкивай в тряпочку, в лучшем случае - говори только от своего имени и только о своих интересах. И тогда получишь почетное имя - интеллектуал (профессионал).

Надо сказать, что интеллигенцию не жаловала особенно никакая власть в России - ни царская, ни советская, не жалует её и нынешняя. Вернее, нынешняя власть жалует только ту интеллигенцию, что постоянно «светится» на экранах телевизоров, прославляя ее (власть) и активно сотрудничая с ней. Ну так человек около 100. А остальная часть русской интеллигенции вполне подходит под определение «вшивая», так как бедствует вместе с народом и относится сейчас к его беднейшей прослойке. А почему? Да потому что до недавнего времени у власти не было особой нужды в интеллигенции, а тут еще они со своей совестливостью и нежеланием молчать. Поэтому ату их! – «интеллигентщину», «профессуру» и иже с ними!

И только в последнее время, когда заграница объяснила и власть поняла, что без инноваций не будет мировой державы, появилась нужда в интеллигенции, ведь это именно они развивают искусства и науки, генерируют новые идеи и т.д. Оказалось, что мало построить инновационные центры, нужны еще и кадры. Причем «профессионалами» тут не обойдешься, так как они думают только о своей выгоде и расползаются по тем местам, где больше платят. А тут нужны фанаты, которые за гораздо меньшую плату делали бы мировые открытия, совершали «прорывы» и т.д., то есть нужна, туды её в качель, интеллигенция! Можно, конечно, пригласить «профессионалов» из-за границы, но ведь они за гроши работать не будут, верно?

Что же это за феномен такой - русская интеллигенция, и что отличает ее от интеллектуалов? Ну, что касается интеллектуалов, то тут любой западный социолог (наши путаются) запросто объяснит, что интеллектуал - это человек, профессионально занимающийся умственным трудом и имеющий для этого соответствующие образование, подготовку и интеллектуальный уровень. То есть интеллектуал - понятие, относящееся к профессии. Зарубежные интеллектуалы никогда не говорили и не говорят от имени своего народа, не претендуют называться «совестью нации» и т.д., они занимаются своим делом к своей выгоде и помалкивают, как этого и хотел поэт-пародист А. Иванов. Другое дело - интеллигенция. Это понятие чисто русское, и хотя оно в свое время было заимствовано не то у немцев, не то у поляков, но в России получило совсем другое содержание. И поскольку в России простому люду жилось, мягко говоря, не очень хорошо, то в это содержание вошли совестливость (что вообще присуще русскому человеку), сочувствие к своему народу, каким бы плохим он кому-то ни казался, а отсюда и критика власти, которая довела народ до такого состояния.

Слово «интеллигенция» по латыни означает: понимание, познавательная сила, знание, а интеллигент - умный, понимающий, знающий. Это общественный слой людей, преимущественно занимающихся творческим трудом, распространением культуры, науки и т.д. В отличие от интеллектуала, интеллигент не обязательно занимается умственным трудом, тем более сейчас в России, где многие интеллигенты лишились работы и вынуждены зарабатывать себе «на хлеб насущный» не профессией. Однако они остаются интеллигентами, потому что интеллигент - это понятие не профессиональное, а морально-этическое, это человек, обладающий чертами и качествами «интеллигентности».

Интеллигентность - это набор личностных качеств, таких, как чуткость, любознательность, ответственность, скромность, критичность, самостоятельность мысли. Интеллигенция в России существует потому, что у нее есть объективная социальная функция - функция хранителя культуры, критики (анализа), генератора передовых идей и стратегического духовного управления обществом. Поэтому ее обязанность - говорить правду, какой бы неприятной и «неудобной» она ни была, а на власти лежит ответственность - слушать или не слушать, принимать или не принимать плоды духовных поисков интеллигенции. В определенном смысле интеллигенция есть «орган» общественного сознания.

В России, когда есть возможность, интеллигент занимается интеллектуальным трудом, а когда ее нет (как сейчас), он берется за другую работу, чтобы существовать и сохранить свободу и самостоятельность мысли, свои моральные принципы и жизненные установки. В первую очередь это терпимость к чужому мнению, мировоззрению, образу жизни, но нетерпимость к подлости, агрессивности, лицемерию. Второе важное качество - постоянный анализ и самоанализ, оценка и переоценка своих взглядов, выводов и действий, отсутствие готовых рецептов, сознание собственного несовершенства. Интеллигент всегда трудится, постоянно работает над собой, выбирая те сферы деятельности, которые он считает наиболее ценными с точки зрения развития его личности и пользы окружающим и всему обществу (а не те, где больше платят). Потребность передавать людям, в той или иной форме, плоды своего труда является одним из самых отличительных (и привлекательных) качеств российской интеллигенции.

Другое отличительное качество - внутренняя оппозиционность к власти. Не активная политическая деятельность (она плохо сочетается с интеллигентностью), а именно внутреннее отношение к действиям власти и своему в них участию. И речь здесь идет не об отрицании власти вообще, а об изначально настороженной позиции, которая исходит как из нашей истории, не очень богатой позитивными примерами, так и из принципиальной склонности «все подвергать сомнению». Именно поэтому народ не всегда понимает интеллигенцию (мы любим Путина, а они его критикуют!). Недоверие к власти исходит из постоянного внутреннего стремления интеллигента к совершенствованию, что никак не входит в задачи любой власти (она любит стабильность и реформы «сверху», выгодные ей).

Человека интеллигентного всегда можно отличить по двум внешним признакам: по умению выслушать собеседника, не перебивая, даже если с ним не согласен, терпимости к другим, чем твои, даже альтернативным, точкам зрения; и по сочувствию, сопереживанию собственному народу.

Власти и «интеллектуалы» (последние очень злобно) упрекают интеллигенцию в том, что она лишь критикует, а сама ничего не делает. Ну, чтобы что-то делать, нужна возможность, а её часто и нет (помните анекдот – «Партия - дай порулить!»). Кроме того, это просто неправда. Настоящий, подлинный интеллигент исходит из того, что в любом случае, при любой власти можно и нужно честно работать на своем месте, причем выбирает такое место, где можно принести пользу в первую очередь не себе - любимому, а окружающим. Можно и сейчас учить и лечить людей за невысокую зарплату; писать для небольшого круга читателей, не рассчитывая на крупный гонорар; за малые деньги двигать вперед науку и технику в надежде, что это, в конце концов, все равно пригодится; и т.д.

Есть и ещё один путь - конструктивная оппозиция. Можно в очередной раз предложить власти диалог (иногда это получается), стать для нее зеркалом, показывающим истинное положение дел (помните «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи...»). Ведь зеркало не дает советы, оно только отражает действительность, а дальше думай сам, как исправить то, что показано, и хочешь ли ты вообще что-либо исправлять («Стабильность - дороже всего»). В настоящее время русская интеллигенция, осознавая свою ответственность и вину перед народом, постепенно переходит от сопротивления к созиданию. Она все больше понимает, что там, где это не противоречит совести, можно и нужно сотрудничать с властью разных уровней, сохраняя при этом внутреннюю свободу и не скатываясь на прислужничество (ибо сказано: «Служить бы рад - прислуживаться тошно»).

В наше время в СМИ, в выступлениях «интеллектуалов» от социологии время от времени раздаются истошные вопли: «Интеллигенция исчезла! Интеллигенция умерла! Интеллигенция переродилась!» и т.п. Лжете, господа! Интеллигенция неистребима, пока существует русский народ, народ России! И, к счастью, в России не перевелись интеллигенты в самом высоком смысле этого слова. Их высылали из страны, убивали, морили в лагерях, но их ряды множились, и именно они вывели нашу страну на передовые рубежи научно-технического прогресса, превратили в ведущую мировую державу, и успешно продолжают поддерживать этот высокий уровень. Интеллигенция в России - это дух нации, особо ценное достояние народа, всего общества. Это люди высокой умственной и этической культуры, способные подняться над личностными интересами, думать не только о себе и своих близких, но и над тем, что их непосредственно не касается, но относится к судьбам и чаяниям своего народа.

Поэтому, дорогие читатели, если Вы чувствуете себя интеллигентами, ощущаете свою интеллигентность, не надо самому перед собой этого стыдиться. Занимайтесь любимым делом, тем, что хочется Вам, а не кому-то другому, успехов Вам и будьте счастливы!

Первооснова возникновения термина «интеллигенция» – греческий язык. Из него термин перешел в латинский язык еще в первом столетии до н.э. Содержание понятия восходит к Аристотелю. Он этот термин употребил для обозначения человека, сознание которого направлено не только на мир природы, но и на самого себя (самопознание, саморефлексия). Из латинского («intelligentsia») оно перешло и на другие языки. Версия, согласно которой понятие интеллигенция придумано русским писателем П.Д.Боборыкином (1866) - несостоятельна.

В России понятие употреблялось, как и в других странах Запада, для обозначения образованных, «прогрессивных» граждан. Энциклопедический словарь Гранат (1890-1907) утверждает, что «понятие «интеллигенция» обьединяет собою представителей умственной культуры, «профессия которых определяется их знаниями и дарованиями».

Отправной точкой в понимании интеллигенции становится социальная и нравственная значимость личности, определенный тип мировоззрения. Этапами социальной эволюции российской интеллигенции являются: 40 -ые годы 19 века –«кающиеся дворяне», 60-годы- разночинцы, 70-80- народники, 90- марксисты. Для этих групп были характерными резко выраженная идейная и эмоционально-волевая направленность их деятельности. Все больше звучало идеологическое содержание: интеллигент - враг рутины и застоя, искатель новой правды…

Первым русским интеллигентом, по утверждению Д, С.Мережковского, был Петр 1, а по Н. Бердяеву – им был Радищев: главной чертой интеллигента Бердяев считал сострадание со стороны просвещенного класса к простому народу.

Можно выделить специфические черты интеллигенции ХIХ и начала ХХ веков: а) маргинальность (находится между классами, а не «парящий класс» –Мангейм); б) оппозиция по отношению к власти, мотивированное также чувством вины по отношению к «страдающему» народу. Именно в этот период революционных изменений ведущей идеей была идея «Служения народу».

В современной русской языковой практике существуют понятия «интеллектуал» и «интеллигенция». Они различаются по содержанию. Понятие интеллектуал– интернациональное. Под ним понимается человек, профессионально занимающийся умственным трудом. В российских условиях образованный человек выделялся еще и «интеллигентностью», т.е. общепризнанными культурно-нраственными качествами (например, естетвенным стремлением подчинить свои поступки служению истине, добру и красоте). Общественныые дискуссии на эту тему (70-90ые г.г. ХХ века) выявили, что большинство под понятием «интеллигенция» понимает именно такое, функционально-духовное содержание. Советские социологи, стремясь максимально объективировать эту категорию, под интеллигенцией стали понимать слой людей, занятых на рабочих местах, требующих высшего или среднего специального образования. Такое понятиие в теории не привилось. Этот факт еще раз доказывает недостаточность для социологии применения при анализе сложных социальных явлений лишь структурно-функционального метода. В социологической литературе ныне высказывается идея о том, что русская интеллигенция как социальное явление все больше уходит в историю. На ее месте появился и начинает процветать слой интеллектуалов, не выходящих в своих устремлениях за пределы своих функциональных обязанностей. Именно этот слой обозначен респондентами как интеллигениция: на вопрос «Выражает ли современная интеллигенция интересы народа» 45%опрошенных ответили «нет», 24% – да, затруднились обозначить свою позицию - 31%.

Интеллигенция и власть

Противостояние власти, хотя бы ментальное, было, начиная с середины 19 века, традиционной для немалой части русского образованного слоя. Власть воспринимала интеллигенцию как противопоставление Уваровской триаде «Правословие, самодержавие, народность»- т.е. как безрелигиозность, оппозиционность, оторванность от народа. Власть менялась, но такое восприятие оставалось. Проводилась двойная политика- привлечение для руководства культурой и преследование инакомыслящих.

Применялись все методы для создания у власти отрицательного имиджа интеллигенции: начиная с 1740гг применяются перлюстрация писем, доносы, слухи. Практиковались засылка лазутчиков на сходки, собрания или просто в толпу (такую практику ввела Екатерина II), обыски и прочие розыскные меры (борьба с масонством, либералами, декабристами и т.д.). Советская власть привлекла к строительству нового общества «буржуазных специалистов», основной же упор делался на формирование новой интеллигенции – выходцев и рабочей и крестьянской среды. В годы советской власти сформировалась «народная интеллигенция», в большинстве своем вышедшая из «социальных низов» - именно она была ведущей силой в борьбе с неграмотностью населения, обеспечила индустриализацию страны – главного технического фактора Победы в годы Великой Отчественной войны. Однако, в годы сталинских репрессий пострадала в первую очередь именно интеллигенция как наиболее мыслящий и противостоящий насилию слой. Выражение «враги народа» появилось именно по отношению к ней.

В годы войны сложился союз рабочих, крестьян и интеллигенции, обеспечивший победу. Эти годы характеризуются складыванием конструктивно-критического отношения интеллигенции к власти. Однако, последующее обострение противостояния двух лидеров мира: США и СССР привело к формировапнию диссидентского движения, особенно среди художественной интелллигенции, нуждающейся, в силу своих профессиональных функций, в свободе творчества. Однако, стало ясно, что «политика как страшная инфекция, заражает и губит писателя как художника. Отдавая свой талант на службу определенной тенденциозности, писатель сужает свой мыслительный потенциал, навешивает ограничительные шоры (или черные очки) на глаза. Он теряет и значительную часть читательской аудитории, потому что его читают только единомышленники» Последующее изменение строя еще раз показало, что интеллектуально-художественная сила является одной из важных ориентирующих и регулирующих движущих сил общества.

Ныне интеллигенция в большинстве исследований включается в состав «среднего класса» - понятия, весьма пока неопределенного.

В структуре интеллигенции различаются слои, называемые обычно как научная, научно-техническая, художественная, управленческая, военная., педагогическая, медицинская и юридическая интеллигенция. Их можно объединить в две большие группы: естественно-научная и гуманитарная интеллигенция.

У естественно-научной, прежде всего научно-технической, интеллигенции объектом исследования и воздействия (разработка технологий) является природа. Поскольку законы природы всюду на Земле одинаковы, то знания и технологии, разрабатываемые в этой сфере имеют универсальный характер. Этим предопределяется возможность распространения знаний и технологий в глобальном масштабе. У гуманитарной интеллигенции профессиональные усилия обращены на человека – это врачи, учителя, юристы, научная и художественная интеллигенция (неясен вопрос о духовенстве). Уровень развития человека, как известно, определяется уровнем культуры, а их в мире насчяитывает свыше 700. Следовательно, наиболее сложным объектом для познания и совершенствования является человек и его общество. Поставим вопрос - почему непрерывно усложняется объект и предмет гуманитарных наук, в том числе и социологии? Каковы ориентиры развития гуманитарной интеллигенции?

Этот вопрос конкретно - обостренно встает в связи с началом реализации проектов серьезного сокращения преподавания гуманитарного знания в системе высшего образования. Разумеется, этот факт есть лишь один из знаков происходящего в российском обществе общего поворота к бытовому и политическому прагматизму. «Истинное знание» начинает уступать свое историческое место «Выгодному знанию», также как в этике наступает эпоха девизов «Морально то, что выгодно» или « Деньги не пахнут!». К сожалению, со стороны многих СМИ идет массированная атака на общественное сознание с позиции местечкового торговца с его железным правилом «Не обманешь - не продашь!».

Требуется еще раз остановиться на, казалось бы, тривиальных и давно решенных вопросах. Однако, уже предварительный анализ сталкивает исследователя с нечто новым, появившимся в вопросе о роли знания и его носителя - интеллигенции в развитии общества и человека.

Попробуем установить общую логику указанной проблемы.

Гуманитарная интеллигенция – сообщество людей, профессионально занимающихся оказанием услуг человеку и его обществу при удовлетворении ими своих потребностей в интеллектуальном и духовном развитии, в сохранении физического и психического здоровья, в информации, необходимой для формировании групповых и индивидуальных картин мира, содействующих саморегуляции поведения миллионов людей. Услуги эти оказывают учителя, врачи, преподаватели вузов –«гуманитарии», юристы, работники масс - медиа и т.д. Шоковый поворот к рыночной экономике привел к резкому сокращению и обесценению ряда их услуг, что немедленно сказалось и на индексе человеческого развития: за 10 лет Россия с первых мест в третьей десятке в мире по показателям образованности, уровню жизни и продолжительности жизни населения скатилась на 71- Россия сейчас, по данным ООН, находится ниже Мексики и Турции. Обесценение гуманитарных услуг привело даже к возникновению протестных движений (забастовки учителей, врачей…), усилению общественной озабоченности происходящей духовной деградацией людей, ростом преступности и самоубийств, особенно среди молодежи.

Встал вопрос и о судьбах гуманитарной интеллигенции, ее воспроизводстве в России. Остановимся на этом.

В стране начинается процесс все более свободного развертывания экономических, политических и интеллектуально-художественных сил людей. Каждая из этих сил обладает своей природой. Анализ показывает, что экономическая и политическая силы не имеют в самих себе норм самовоздержания, самоограничения, вызываемого социальной ответственностью. Предоставленные сами себе эти силы порождают «беспредел». В этом и сила их и слабость. Однако, есть сила, связанная с непосредственным производством знания в любых сферах жизнедеятельности людей – интеллектуальная сила. Эта сила олицетворена научно-технической, гуманитарной, управленческой и художественной интеллигенцией.

В отличие от других групп интеллигенции, гуманитарная интеллигенция производит и внедряет в массы социокультурное знание. Социализация знаний об обществе и человеке позволяет формировать и развивать экономическую, политическую и повседневную культуру населения.

Итак, основная социальная функция гуманитарной интеллигенции: производство, трансляция и применение социокультурного знания. Так обычно называют знание, необходимое для самоорганизации и поддержания социальной и индивидуальной жизни, для ориентации, духовной регуляции и саморегуляции поведения масс, социализации поколений, а также для духовно-правовой интеграции групп, классов и этносов. Говоря в целом, социокультурное знание есть прежде всего знание об образе, уровне и качестве жизни человека (индивидуального, массового или группового), знание о степени оснащенности всех аспектов жизнедеятельности людей конкретными элементами принятой в данном обществе культуры (знаниями, ценностями, правовыми, моральными и художественными нормами и образцами).Такое знание производит также каждый врач, юрист и учитель, причем степень личной ответственности за точность применения знания усиливается по мере движения от общего к конкретному знанию – диагностирование больного, оценка воспитуемого или конкретной социально-правовой ситуации требуют ответственного приложения творческих усилий и знаний специалиста.

Основная функция интеллектуальной силы любого характера - познание ради созидания. Ее интенциональность (напряженная направленность на что-либо) вытекает из этой функции. Стремление добыть истину, т. е. правду предмета или дела - ведет к получению и накоплению достоверных знаний, поступающих в распоряжение общества и формирующих особую общественную силу. Поэтому интеллигенция в целом объективно является носителем силы, способной не только создавать научно-технические и управленческие технологии, но и осознавать социально-гуманистические последствия действия других сил и потому призванная ставить разумные пределы их проявлениям. Эти пределы суть нормы, нарушение которых ведет к санкциям - т.е. это и законы государства, и моральный климат сообщества, и уровень престижа (репутации) конкретного лица или группы, поддерживаемый либо снижаемый средствами массовой информации и локальным общественным мнением и т.д. В связи с процессом исторического возвышения ценности человеческой жизни роль гуманитарного знания усиливается, следовательно, расширяются и функции гуманитарной интеллигенции. Она становится основным т.е. грамотным арбитром в процессе «человеческого измерения» социальных, политических и экономических процессов.

На наших глазах происходит стихийная, т.е. по спросу времени, антропологизация общественных наук – так развиваются политическая, социальная, педагогическая, экономическая антропологии, появились труды по деонтологиям полицейского, юридического и военного характера. Последние призваны оказать гуманистическое воспитательное воздействие на будущих профессионалов в областях, связанных с применением принуждения.

Постепенно человек, вопросы сохранения, обеспечения и совершенствования его жизни становятся стержневой линией, смысловым ориентиром развития всех наук, ибо наступает понимание того, что только от его действий происходят все изменения в обществе и в культуре.

События последних десяти лет, свидетельствуют, что на практике, тем не менее происходит «обесчеловечивание» социальных процессов: растет число преступлений против личности, насилие, в том числе и экономическое, приобрело социально-государственную масштабность, смертность превысила показатели рождаемости, более половины населения живет за чертой бедности и т.д. Эти показатели свидетельствуют, что в российском обществе усиливаются процессы отчуждения человека. В этих условиях роль гуманитарной интеллигенции как единственной интеллектуальной силы в обществе, владеющей знанием и техникой «человеческого измерения», способной предвидеть социогуманитарные последствия решений общественного масштаба, объективно возрастает.

Предвидеть значит еще и проводить социальную профилактику, т.е. с помощью просвещения и ценностной ориентации населения средствами науки и искусства, возбуждением прогрессивного общественного мнения через СМИ, творения и применения необходимых законов государства - обуздывать разрушительные действия экономических и политических сил, не имеющих в структуре своей природы нравственных пределов и смысловых ориентиров самодвижения.

Ныне главной задачей на пути превращения России в великую державу «…становится опора на интеллигенцию как на главный класс общества. А это возможно, только всемерно развивая культуру, образование и прежде всего демократию – среду, необходимую для развития интеллекта».


Похожая информация.


Слова "интеллигенция" и "интеллигентность" имеют общее происхождение от латинского intelligentia -понимание, познавательная сила, знание. Обозначенные этими словами понятия не только близки, но и различаются по своему содержанию.

Единого подхода к понятию "интеллигенция" не существует. Одни ученые полагают, что это социальная группа, объединяющая профессионалов, людей умственного труда. Другие рассматривают интеллигенцию как совокупность наиболее развитых в интеллектуальном, нравственном и эстетическом отношении людей. Для них интеллигенция - духовная элита, а не социальный слой.

Культуролог А.И.Арнольдов определяет интеллигенцию как социокультурную общность, соединяя тем самым тот и другой подход. Итак, интеллигенция - это социокультурная общность, в которую входят люди, профессионально занимающиеся умственным трудом, развитием и распространением культуры. А интеллигентность представляет собой совокупность целого ряда качеств и черт личности, которыми должен обладать интеллигент.

На Западе более распространен термин "интеллектуалы", употребляемый и как синоним интеллигенции. В западном употреблении понятие "интеллектуал" имеет в основном профессиональный смысл. Характерные черты интеллектуала - образованность, компетентность, прагматизм и деловитость. А в традиционном российском понимании интеллигент - это скорее духовная, нравственная категория. Недаром в Британской энциклопедии словарная глава на понятие "интеллектуал" имеет специальную подглавку - "русский интеллигент".

Принято считать, что термин "интеллигенция" был введен в широкий обиход писателем П.Д.Боборыкиным (1836-1921) в 60-е гг. XIX в. Затем из русского он перешел в другие языки. Вместе с тем интеллигенция как общественное явление появляется гораздо раньше. Если под интеллигенцией понимать людей умственного труда, то она зародилась в эпоху Древних цивилизаций и получила значительное развитие в индустриальных и постиндустриальных обществах. Корни отечественной интеллигенции можно обнаружить в деятельности духовенства. А оно, как известно, появилось еще в Древней Руси. Однако как социально-культурный слой с четкой системой ценностей интеллигенция складывается в XIX веке. Безусловно, она не возникла внезапно, а выросла постепенно на почве вековых духовных традиций нашей культуры.

Взгляды на основополагающие черты интеллигенции и ее социальные функции в ходе исторического развития российского общества менялись. Но именно в XIX - начале ХX вв. был заложен фундамент тех представлений, на которые мы опираемся и сегодня.

В это время сложилось устойчивое мнение о том, каким должен быть русский интеллигент. Интеллигент - это не только человек образованный, мыслящий, но и нравственный, то есть честный, порядочный, благородный. Он ориентируется на высокие идеалы и беззаветно служит им. Интеллигент критически относится к себе, окружающий действительности и находится в оппозиции к власти. Его отличает чувство вины перед народом, сочувствие к его тяжелой судьбе и стремление изменить ее к лучшему. Важнейшая черта интеллигента - осознание своей ответственности за состояние российского общества и его культуры.

Вместе с тем многие представители интеллигенции не умели или не могли реализовать свои высокие идеи, претворить слова в реальные дела. Это было обусловлено как самой российской действительностью, так и огромными задачами, которые интеллигенция ставила перед собой.

В советское время отношение властей к интеллигенции было двойственным. С одной стороны, они всячески поддерживали интеллигенцию. Без ее всесторонней деятельности успешное развитие советского общества было просто немыслимым. С другой стороны, относились к ней настороженно и были убеждены, что интеллигенция нуждается в твердом и постоянном руководстве. Последнее объясняется тем, что критичность ума, присущая интеллигентам, представляла угрозу для официальной идеологии. Идеи социализма следовало принимать на веру, отвергая малейшие сомнения в правильности выбранного пути.

В 20-50-е гг. многие интеллигенты подверглись гонениям и репрессиям. В эти и последующие годы творческая деятельность советской интеллигенции ограничивалась жесткой цензурой. Немало интеллигентов, начиная с 70-х гг., были вынуждены эмигрировать из СССР. Впрочем, отъезд представителей отечественной интеллигенции из России, или так называемая "утечка мозгов", продолжается и сегодня.

В непростых условиях большая часть интеллигенции осталась верна нравственным идеалам и добросовестно служила своей профессии, людям и Отечеству. Тем самым духовные традиции российской интеллигенции не только не иссякли, а сохранились и продолжились в советское время.

Сегодня некоторые ученые и публицисты считают, что российское понятие "интеллигент" постепенно утрачивает свое прежнее содержание и сужается до западного понятия "интеллектуал". По их мнению, этот процесс является закономерным. Интеллигенция сложилась в российском обществе в то время, когда в нем отсутствовали политические права и свободы. Поэтому она вынуждена была брать на себя функции, которые в демократической стране выполняют политические партии и свободная пресса. Вместе с тем современные интеллигенты, особенно молодые стали более рациональными и прагматичными. Их мало привлекают духовно-нравственные ценности и высокие идеалы.

Эти взгляды во многом верны, но полностью согласиться с ними нельзя. Как уже было сказано, в российской культурной традиции понятие "интеллигенция" всегда имело более широкий смысл, чем на Западе. Интеллигенты это не только профессионалы, занятые умственным трудом, но и всесторонне развитые, нравственные личности. Без этой духовной составляющей вместо интеллигенции неизбежно появляется то, что известный писатель А.И.Солженицын назвал "образованщиной".

Современное российское общество опирается на демократические ценности, но в нем, как и в любом другом, существует множество социальных и нравственных проблем. Их решение зависит от всех людей и, прежде всего - от интеллигенции.

Безусловно, интеллигенция изменилась. Сегодня её представители в большей степени, чем раньше, настроены на достижение профессионального успеха и материального благополучия. Они более трезво оценивают действительность и решительнее идут к намеченной цели. Эти ориентации и черты соответствуют духу времени и несут положительный заряд. Однако снижение нравственных требований к интеллигенции и отказ от высокого образца, на который ей следует ориентироваться, неминуемо приведет к негативным последствиям. А именно - к дальнейшему снижению уровня духовных потребностей общества и торжеству прагматического и утилитарного подхода к жизни.

Главная задача интеллигента сегодня - самоотверженно, честно и достойно делать свое дело. Проявляя не только компетентность, но и лучшие человеческие качества, интеллигент будет являться нравственным примером для окружающих: преподаватель для студентов, врач для больных, специалист сельского хозяйства для тружеников села и так далее. Тем самым он сможет положительно влиять как на внутренний мир этих людей, так и на духовное развитие нашего общества в целом. Подобные мысли высказывали многие участники II съезда Конгресса российской интеллигенции (М.С.Каган, В.Е.Триодин, А.С.Запесоцкий и др.), состоявшегося 2 декабря 1999 г.

Интеллигент должен не только добросовестно выполнять свою непосредственную работу, но и активно участвовать в общественной жизни учреждения, города, страны. По мнению профессора В.Е.Триодина, проповедь конкретным делом - это единственное, что отличает настоящего интеллигента. Только по конкретному делу можно узнать, насколько ответственным, сострадательным и милосердным является человек.

Интеллигенция всегда была неоднородной по своему составу. Сегодня она включает гуманитарную, научную, инженерно-техническую, художественную, медицинскую, сельскую и другие группы. Интеллигенты имеют разные мировоззренческие установки, различаются по своему общественному положению и уровню доходов.

Выпускники ВУЗов, работающие по специальности, формально пополняют ряды интеллигенции. Однако все ли они являются интеллигентными людьми? К сожалению, нет. Настоящий, а не мнимый интеллигент - это человек, обладающий интеллигентностью. Вместе с тем интеллигентность может практически отсутствовать у некоторых профессионалов, занятых умственным трудом. И напротив, она может присутствовать в людях, принадлежащих к другим социальным группам.

Какие же качества и черты включает в себя это многогранное свойство личности? Интеллигентность - это всестороння образованность, независимость взглядов и суждений, критичность ума, терпимость к инакомыслию, умение восхищаться красотой природы, любовь к искусству.

Важнейшей составляющей интеллигентности являются нравственные качества. Это уважение к человеческой личности и культурам других народов, совестливость, доброта, порядочность, милосердие, тактичность и деликатность.

Интеллигентный человек ценит и уважает каждую личность вне зависимости от ее социального положения, национальности и уровня образованности. Он прост и ровен в общении, никому не навязывает свое мнение, умеет войти в положение другого, не проявит грубости, злорадства и зависти.

Интеллигентный человек - это тот, кто обладает богатой внутренней культурой и достойно ведет себя в различных жизненных ситуациях. По мнению академика Д.С.Лихачева, "интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!)".

Если человек неинтеллигентен, но старается выглядеть таковым, тогда все его попытки обречены на неудачу. Коли он не обладает необходимыми внутренними качествами, это непременно обнаружится. Маска добропорядочности в какой-то момент будет сброшена, и окружающие увидят истинное лицо ее владельца. Вот почему Д.С.Лихачев утверждал, что интеллигентным человеком притвориться невозможно.

Названные черты и качества интеллигентного человека в совокупности составляют идеал, образец, на который надо ориентироваться. Но это не означает, что людей соответствующих данному идеалу не существует. Можно назвать множество известных личностей, которые являются настоящими интеллигентами. Это академики А.Д. Сахаров и Д.С.Лихачев, культуролог Ю.М.Лотман, писатели А.И.Солженицын и М.Карим, поэт Б.Ш.Окуджава и музыкант М.Л.Ростропович, директор музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина И.А.Антонова, доктор Л.М.Рошаль и многие другие.

Каждый из нас лично знает хотя бы несколько людей, которых с полным правом можно назвать интеллигентными. Они проявляют лучшие человеческие качества в общении с окружающими и самоотверженно служат своему делу. Причем они так поступают не из соображений личной выгоды, а потому что не могут иначе. Таких людей не очень много, но прежде всего, благодаря им функционирует и развивается культура общества.

Интеллигент, живущий в реальном, а не выдуманном мире со всеми его сложностями и противоречиями, нередко в чем-то не соответствует идеалу интеллигентного человека. Однако это не означает, что к данному идеалу не следует стремиться как к чему-то недостижимому. Любому человеку свойственны ошибки и недостатки. Важно, чтобы он их осознавал и стремился исправить. А именно эта черта характерна для интеллигентного человека. Он понимает всю степень своего несовершенства и стремится быть лучше. А пределов для совершенства, как известно, не существует.

От деятельности интеллигенции зависит прогресс в областях науки, техники, искусства, образования, сельского хозяйства и промышленности. Своей энергией, активностью ума и нравственными качествами она призвана способствовать повышению культуры народа, оздоровлению нравов, гуманизации общества. Интеллигенция в ее традиционном российском понимании является нашим национальным достоянием, которое необходимо сохранять и воспроизводить.