ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Стальные жаротрубные котлы. Как работает жаротрубный котел? Принцип работы и особенности конструкции

» Жаротрубные котлы

Жаротрубные котлы

Паровые жаротрубные котлы.

3D - тур по модульной котельной

Жаротрубные котлы

Большим распространением, особенно в мелких установках, пользуются жаротрубные котлы, состоящие из цилиндрического барабана, с одной или двумя жаровыми трубами в которых обычно располагаются топки. Газы, покинув трубы, в дальнейшем обогревают боковые поверхности барабана котла и затем направляются или в экономайзер, или прямо в дымовую трубу. Одножаротрубные котлы выполняются с поверхностями нагрева от 30 до 50 м 2 , двухжаротрубные от 80-до 100 м 2 .

Паровые жаротрубные котлы. На рис. 145 дается пример установки жаротрубных котлов. Обмуровка одножаротрубных и двухжаротрубных котлов выполняется однообразно, видоизменяясь только в своей верхней части, в зависимости от того, работает ли котел как паровой или водогрейный.

На рис. 145 приведена обмуровка парового жаротрубного котла, выполненная в три газохода. Этот тип обмуровки признается наилучшим; газоходы доступны для чистки и достаточно вместительны, в них может отлагаться летучая зола, не загромождая собой путь для газов.

Топочные газы, пройдя жаровые трубы, попадают в поворотную камеру, размеры которой по ширине не следует обуживать, так как в этой камере собирается большая часть летучей золы. На чертеже ширина камеры показана равной около 1 000 мм. Этот размер хорош, и если иногда по местным условиям его и приходится убавлять, то во всяком случае он должен быть не менее 800 мм. Минуя поворотную камеру, газы проходят по второму газоходу, не доходя до фронта котла, поворачиваются и идут по третьему-последнему газоходу, направляясь к общему сборному борову. В пределах поворотной камеры газы проходят особым каналом, разобщающим третий газоход от пространства поворотной камеры.

Стены обмуровки выкладывают в 2 1 / 2 кирпича и реже в 2 кирпича. Верхняя часть газохода не доходит 100 мм до наинизшего уровня воды в котле; это - требование Котлонадзора. Снизу в газоходах поставлены кирпичные перегородки (дефлекторы), выкладываемые насухо для возможности их разборки при чистке золы, когда они могут помешать проникнуть в газоход. Назначение дефлекторов - повысить скорость газов в газоходе и тем увеличить коэффициент теплопередачи, так как последний растет с повышением скорости. Следует отметить, что коэффициенты теплопередачи в боковых газоходах цилиндрических котлов вообще высоки, но это происходит главным образом вследствие косвенного излучения накаленных стен обмуровки на поверхность нагрева, а также излучения значительного по толщине газового слоя; поэтому и отсутствие дефлекторов не очень существенно скажется на снижении коэффициента теплопередачи.

Котел опирается на чугунные опоры, которые и передают его вес на кладку фундамента, выкладываемую на цементном растворе, в то время как вся обмуровка выполняется на простой глине или шамотной - в тех местах, где имеется огнеупорная футеровка.

Огнеупорным кирпичом футеруют газоходы, по которым проходят газы с высокими температурами. Чтобы ориентироваться, какого класса огнеупорный кирпич следует применить, пользуются указаниями ГОСТ 4385-48, по которому шамотные изделия подразделяются на три класса:

Топки для мазута и газа футеруются огнеупорным кирпичом класса А; топки для слоевого сжигания топлива футеруются кирпичом класса Б и котельные газоходы - кирпичом класса В.

Последние газоходы котлов иногда футеруются тугоплавким кирпичом (гжельским), огнестойкость которого по ГОСТ 881-41 равняется для I сорта 1400°, II сорта - 1300°. Сборные борова, экономайзеры, а также частично и последние газоходы котлов выкладывают красным кирпичом без футеровки.

Размеры кирпичей и кладки приведены в табл. 35.

Футеровка огнеупорным или тугоплавким кирпичом с остальной кладкой из красного кирпича выкладывается вперевязь; это распространяется не только на котельные газоходы, но и на топки. Топки больших котлов футеруют огнеупорным кирпичом, не перевязывая его с остальной кладкой, чтобы лучше обеспечить свободное расширение футеровки при нагревании. Для устойчивости футеровка в таких случаях делается наклонной, а стена несколько утолщается книзу или же прихватывается металлическими скобами (кляммерами) к основной кладке.

Чтобы котел при его разогревании и температурных деформациях не перемещался по опорам, что может вызвать их перекашивание и износ котельной стенки, опоры следует делать подвижными, оставляя только одну неподвижной (рис. 145). Неподвижную опору желательно относить ближе к поворотной камере, тогда перемещение днища котла в местах непосредственного соприкосновения со сводами, п

ерекрывающими поворотную камеру, достигнет минимальных значений. В противном случае это место приходится закладывать асбестом, чтобы создать

Примечания. 1. За нормальную толщину шва при огнеупорной кладке считать 3-5 мм, причем высота кладки на 10 плашек будет 680 мм при условии равномерного кирпича.

2. В 1 м 3 кладки содержится с прибавкой 5% на бой: огнеупорного и тугоплавкого - 565 шт.; красного - 470 шт.

3. Вес 1 м 3 кладки- 1,6 - 1,8 т.

4.Огнеупорный и тугоплавкий кирпичи имеют также размеры 250 X 123 X 65 мм; в таком случае в таблицу надо вносить соответствующие поправки.

известную эластичность. Асбест вообще прокладывают в местах непосредственного соприкосновения металлических стенок котла с кладкой. Это позволяет котлу свободно расширяться, причем он предохраняется от механических повреждений.

Обмуровка котла скрепляется металлическим каркасом. Стойки каркаса располагаются таким образом, чтобы при выпучивании нагретой обмуровки они были нагружены в направлении их наибольшего момента сопротивления.

Следует также воспринять распор от сводов, перекрывающих поворотную камеру, при помощи горизонтально расположенных швеллеров. Подобно тому, как это делалось в топках, перекрывающий поворотную камеру свод часто защищают сверху сводом разгрузочным; это мероприятие увеличивает срок службы первого свода и облегчает ремонт,

На рис. 145 не дано размещение швов барабана, показано только крепление днищ с барабаном котла и жаровыми трубами. Головки заклепок, соединяющих днище и жаровую трубу, будут обогреваться газами с высокими температурами (до 900° перед поворотной камерой). Так как в шве имеется значительное утолщение металла и несколько затруднен отвод тепла, в особенности если еще в этих местах скопится накипь, то головки заклепок могут и обгореть. Чтобы это предотвратить, швы в пределах топки защищают обмуровкой, подобную защиту желательно выполнить и в конце первого газохода, при соединении жаровой трубы с днищем. Для соединения между собой отдельных звеньев жаровых труб, продольный шов которых обычно осуществляется при помощи сварки, используют стыки специальной конструкции (рис. 254). Эти стыки, кроме защиты от обгорания заклепок и разгрузки их от работы на срез, в особенности силами, возникающими при разогревании котла, также дают жаровой трубе известную эластичность, что необходимо, так как в трубе находится топка и стенки трубы разогреваются сильнее, чем обечайки котла. Еще лучше воспринимается это расширение волнистыми жаровыми трубами (рис. 254), однако вследствие сложности изготовления встречающимися сравнительно редко.

В жаровых трубах за топкой иногда располагают вертикальные кирпичные перегородки, предложенные проф. К. В. Киршем с целью повышения коэффициента теплопередачи в жаровых трубах за счет восприятия излучения от накаленных кирпичей. Практически такие перегородки оказались малоудобными, так как затрудняют чистку жаровой трубы при сжигании зольных топлив. Летучая зола осаждается в местах, образуемых этими перегородками при стыке с жаровой трубой. В итоге значительная часть поверхности нагрева выключается из работы.

В обмуровке котла оставлены два лаза с фронта, дающие возможность проникнуть в газоходы при их чистке. Во избежание излишних присосов воздуха лазы не только имеют хорошо прикрывающуюся крышку (желательно с асбестовой прокладкой), но в них дополнительно еще выкладывается стенка из кирпича, разбираемая в периоды чисток. С целью борьбы с присосами воздуха через тонкую часть кладки во фронтовой стенке, рядом со спускным краном, следует снаружи поставить стальной лист. Также много присасывается в газоходы воздуха через щели у шибера за котлом (рис. 143). При установке над шибером стального кожуха вместо широкой щели в верхней части кожуха остается только круглое отверстие для пропуска троса, поднимающего шибер. Поворотные шиберы (рис. 150) следует предпочесть «задвижкам» как не требующие значительных усилий при открывании, а также не дающие сколько-нибудь значительного присоса воздуха. Сзади котла, напротив жаровых труб, иногда располагают гляделки, отверстия которых перекрывают слюдой или стеклом. Сверху парового жаротрубного котла иногда устанавливают сухопарник (рис. 145), основное назначение которого — уменьшить влажность пара, так как при малых скоростях и достаточной высоте подъема из него выпадают капли воды, уносимые с паром. Сухопарник создает некоторое удобство в эксплуатации, позволяя концентрированно располагать на нем патрубки для крепления к ним вентилей паропроводов, а также предохранительных клапанов.

Питание котла осуществляется через специальные патрубки, располагаемые на цилиндрической части котла (рис. 143) или на днище барабана. По правилам Котлонадзора для вновь изготовляемых котлов при производительности их более 4 т/час обязательно устройство двух питательных линий и не менее двух вводов питания в котел.

Снизу котла, ближе к фронту, помещается патрубок для продувочного вентиля, через который периодически спускается скопившаяся внизу грязь, а также за счет частичного обмена котловой воды уменьшается степень насыщения водяного объема котла растворенными в нем солями накипеобразователей.

С целью улучшения условий циркуляции одножаротрубные котлы часто изготовлялись с жаровой трубой, сдвинутой вбок (рис. 146). При таком расположении в узком пространстве между трубой и корпусом барабана, обогреваемом с двух сторон, больше образуется паровых пузырей, чем с противоположной стороны, что вызовет усиленную циркуляцию, указанную на чертеже стрелкой.

Водогрейные жаротрубные котлы. На рис. 147 приведена типовая обмуровка водогрейного жаротрубного котла. В отличие от парового котла, где запрещается обогревать газами паровое пространство, чтобы не вызвать чрезмерного нагрева стенки, обмуровка водогрейного котла предусматривает полное обогревание цилиндрического корпуса котла. Газы проводятся аналогично предыдущей обмуровке по трем газоходам, причем разобщение второго газохода от третьего, как и в паровом котле, произведено снизу вертикальной стенкой в 1 1 / 2 кирпича, а сверху - утолщением в замке перекрывающего котел свода. Над упомянутым сводом для его разгрузки желательно иметь второй свод. В остальном детали обмуровки те же. Отвод горячей воды производится сверху котла, вблизи его фронта. Подача питательной воды выполняется сверху котла, ближе к поворотной камере, в отличие от довольно часто встречающегося на практике питания водогрейных котлов снизу, что не рекомендуется.

Не следует забывать, что водогрейный котел является в сущности экономайзером, только снабженным самостоятельной топкой, и, как во всяком экономайзере, температура воды в нем всюду разная, постепенно повышающаяся от температуры питательной воды до горячей. В паровом же котле температура воды вследствие хорошей циркуляции всюду одинаковая, соответствующая тому давлению пара, с которым работает котел. Поэтому вода в котле даже при небольшом давлении имеет во всех пунктах температуру во всяком случае не ниже 100°, и паровой котел не боится росы, которая может выпасть в отходящих газах при местном их переохлаждении.

При подводе воды в водогрейный котел снизу вода будет постепенно подогреваться, причем наиболее холодная вода останется внизу барабана, где и будет наблюдаться внешняя коррозия из-за появления росы. При питании сверху холодная вода как более тяжелая тонет в общей массе подогретой воды, лучше происходит перемешивание, и в котле исчезают участки, омываемые наиболее холодной водой.

Указанное относится к отопительным котлам, когда температура обратной воды, идущей из системы отопления, обычно не снижается ниже 30°. Еще более тяжелые условия получаются, когда жаротрубные котлы используются для нагревания воды горячего водоснабжения. В этом случае температура входящей в котел водопроводной воды в зимнее время не превышает 5-7°, стенки котла начинают покрываться росой, ржавеют и котлы быстро выходят из строя. Поэтому в настоящее время для целей горячего водоснабжения применяются паровые котлы. Пар из котлов направляется в поверхностные теплообменники, в которых и приготовляется горячая вода.

Чтобы использовать и сохранить имеющийся в наличии значительный парк жаротрубных котлов и не устанавливать отдельных теплообменников, работники Ленинградского коммунального хозяйства тт. Черенин и Попов предложили переоборудовать водогрейные котлы, находящиеся в банях, на паровые низкого давления со встроенным в них теплообменником. В таких котлах вместо манометра следует ставить мановакуумметр, а в выкидное приспособление добавлять обратную петлю (рис. 148), так как при изменяющемся режиме не исключается возможность образования в котле вакуума.

Чтобы проникнуть внутрь котла с целью его осмотра, очистки накипи и т. п., устраивают лазы овальной формы размерами 325X420 мм, но не менее 300X400 мм. У одножаротрубного котла можно ограничиваться одним лазом (рис. 147), а в двухжаротрубном их приходится делать два, располагая один лаз в верхней части котла и другой - во фронтовом днище, под жаровыми трубами.

Характерной особенностью жаротрубных котлов является внутренняя топка. В этом отношении жаротрубный котел является прототипом котлов с экранированными топками. Сжигая в жаровой трубе антрацит на колосниковой решетке или нефтяные остатки, достигают максимального развития прямой отдачи и, следовательно, наилучшего использования поверхностей нагрева. Однако жаровая труба при сжигании в ней кускового топлива часто ограничивает развитие зеркала горения; кроме того, при засоренных сортах топлива осложняется чистка шлака и сокращаются периоды между чистками. Такое топливо, как торф или подмосковный уголь, вообще не удается сколько-нибудь эффективно сжигать непосредственно в жаровой трубе, так как наряду с повышенной зольностью большая влажность вынуждает снижать прямую отдачу, а низкая теплотворная способность приводит к необходимости увеличивать зеркало горения.

В таких случаях переходят к выносным топкам, однако они плохо комбинируются с жаротрубными котлами, загромождают доступ к арматуре котла, занимают много места перед фронтом и в большинстве случаев чрезмерно уменьшают прямую отдачу (рис. 37, 44), увеличивая температуру газов за котлом.

Таким образом, жаротрубные котлы удобны и экономичны при сжигании в них только высококалорийного топлива, например, нефтяных остатков, газа или антрацита.

Жаротрубные котлы вмещают большой объем воды; это позволяет поддерживать постоянное давление в котле даже при резко переменном расходе пара. Большой объем воды, нагретой до состояния кипения, является мощным аккумулятором тепла. Даже при незначительном понижении давления из водяного объема котла дополнительно выделяется много пара, и, наоборот, при повышении давления значительная часть тепла, выделяемого топкой, расходуется на нагревание воды до температурного уровня, соответствующего новому давлению.

Большой объем воды увеличивает взрывоопасность котла, поэтому, используя старые паровые жаротрубные котлы, даже при пониженном давлении пара надо тщательно следить за имеющимися в них дефектами, не допуская увеличения разъеданий и пр. Состояние стенок котла внутри и снаружи периодически контролируется; число осмотров и их порядок регламентированы соответствующими правилами Котлонадзора. Для котлов, имеющих те или иные пороки, такие осмотры производятся чаще.

Водогрейные котлы с большим объемом ранее рекомендовалось устанавливать для приготовления воды горячего водоснабжения (бани, прачечные), так как они отчасти заменяли водоразборные баки или позволяли уменьшить размер последних. В настоящее время в связи с общей тенденцией использования местных топлив, по преимуществу сильно влажных, вообще отпадает возможность устройства водогрейных котлов для целей горячего водоснабжения, так как они будут ржаветь и быстро выходить из строя.

Большой объем воды в паровом котле (рис. 145) еще может иметь значение, например, для механических прачечных, где приходится считаться с сильно колеблющейся нагрузкой по пароснабжению стиральных машин, бучильников и прочего оборудования. В более крупных предприятиях бумажной, текстильной промышленности, в паровых кузницах и т. п., где применяются котлы большой мощности, для уменьшения колебаний давления пара устанавливают дополнительно паровые аккумуляторы.

В жаротрубных котлах корпус котла получается значительных размеров и веса. Диаметр барабана 1 6000-2000 мм для одножаротрубных котлов и 2 200-2 400 мм - для двухжаротрубных.

Толщина стенки таких барабанов при сколько-нибудь значительном давлении требуется большая, в связи с чем увеличивается и вес котла, считая на 1 м 2 . Паровые двухжаротрубные котлы поверхностью нагрева 92 м 2 и на давление 8 и 10 ати изготовлялись в последнее время Таганрогским заводом. Вес котла клепаного - 210 кг/м 2 , сварного- 185 кг/м 2 .

Значительный вес 1 м 2 поверхности нагрева, примерно превышающий в 2 раза вес водотрубного котла, является основным недостатком жаротрубных котлов, побуждающим переходить к иным конструкциям, расходующим меньше металла.

Отопительные котлы средней и большой мощностей по типу конструкции разделяются на две большие группы - водотрубные и газотрубные (жаротрубные).

Газотрубные - паровой или водогрейный котёл, у которого поверхность нагрева состоит из трубок небольшого диаметра, внутри которых движутся горячие продукты сгорания топлива. Теплообмен происходит посредством нагрева теплоносителя (воды), который находится снаружи трубок.

Согласно ГОСТ 23172-78, различают жаротрубные , дымогарные и жаротрубно-дымогарные котлы : в жаровых трубах происходит горение, в дымогарных только движутся продукты сгорания. Обычно жаровые трубы толще и их количество меньше.

По направлению движения дымовых газов жаротрубные котлы можно разделить на пролётные, где проходящие огневую камеру и жаровые трубы горячие газы не меняют своего направления, и на оборотные, где газы совершают поворот в огневой камере.

Наиболее распространенная конструкция газотрубных котлов — цилиндрический корпус, расположенный горизонтально. Внутри корпуса у водогрейных котлов находится горячая вода, у паровых водяной и паровые объемы. В качестве топки используется жаровая труба, расположенная либо по центру котла, либо ниже. В переднем торце жаровой трубы устанавливается надувная горелка, рассчитанная на сжигание газообразного или жидкого топлива. Выше топки располагаются пучки дымогарных труб, по которым происходит дальнейшее движение горячих газов с последующим выходом в дымовую трубу.

Котлы такой конструкции бывают двухходовыми и трехходовыми. В двухходовых котлах используется реверсивная топка. В реверсивной топке дымовые газы, отражаясь от задней стенки топки разворачиваются на 180°С и идут к передней стенке котла. Далее горячие газы снова меняют направление движения, отражаясь от передней стенки, и проходя через дымогарные трубы удаляются из котла.

В трехходовом котле дымовые газы возвращаются к передней стенке котла через вторую жаровую трубу, либо через второй пакет дымогарных труб. Далее горячие газы снова меняют направление движения, отражаясь от передней стенки, и проходя через дымогарные трубы удаляются из котла.

К плюсам газотрубного котла можно отнести следующее:

  • простота изготовления;
  • возможность применения низкокачественной стали, что снижает себестоимость;
  • компактность;
  • простота обслуживания.

Газотрубные котлы обладают рядом эксплуатационных "минусов" , перечеркивающих все их "плюсы". А именно:

  • Высокие требования (по сравнению с котлами водотрубной конструкции) к качеству котловой воды. Более жесткие требования к качеству питательной воды объясняются очень малыми скоростями (на порядок меньше по сравнению с водотрубными котлами) теплоносителя в жаротрубных котлах. У жаротрубного котла скорость воды настолько мала, что он практически является фильтром-осадителем. Такие котлы нельзя включать по одноконтурной схеме в работу со старой тепловой сетью, имеющей многолетнее накопление шлама в нижней части радиаторов, сетевых трубопроводах. В результате осаждения взвешенных веществ и покрытия ими части дымогарных труб, температура этих труб становится выше, давление перегретых труб на трубную доску и напряжения в сварных швах резко возрастают. Что приводит к деформации теплообменника и разрыву швов.
  • Жаротрубный котел взрывоопасен. При большом объеме нагретой воды при внезапном снижении давления внутри котла до атмосферного (раскрытие шва) мгновенно выделяется огромное количество пара и происходит взрыв.
  • У жаротрубных отопительных котлов аэродинамическое сопротивление выше, чем у водотрубных.
  • Необходимо отметить еще одну, хотя далеко и не основную проблему жаротрубных котлов. Наличие большого объема воды делает котел «вяло» реагирующим на потребность в тепле. Характерное для таких котлов длительное время нагрева приводит на практике к необходимости поддерживать высокую температуру большой массы воды в течение какого-то периода времени в ожидании потребности в тепле. А стоимость топлива, идущего на поддержание этого «горячего резерва» может достигать значительной величины.

По конструкции газотрубный котел является противоположностью водотрубному котлу.

Водотрубные котлы - паровой или водогрейный котел, у которого поверхность нагрева (экран) состоит из труб (кипятильных трубок), внутри которых движется теплоноситель (вода). Теплообмен происходит посредством нагрева труб горячими продуктами сгорающего топлива.

Простейший водотрубный теплообменник представляет собой конструкцию из двух параллельно расположенных труб, соединенных между собой большим количеством поперечных труб. Данная конструкция располагается в топке котла и дымовые газы проходя между трубами нагревают теплоноситель. Для увеличения площади нагрева применяют оребренные трубы.

Для примера можно привести радиатор системы охлаждения автомобиля. По сути он является вторичным водотрубным теплообменником.

Отличительными особенностями водотрубных котлов от газотрубных является меньший объем воды и большая скорость протекания теплоносителя. Из этого вытекают следующие преимущества:

  • низкая взрывоопасность;
  • быстрый нагрев воды;
  • меньший вес котла;
  • улучшенный теплосъем;
  • большая долговечность конструкции;
  • более низкие требования к качеству воды.

К недостаткам таких котлов можно отнести:

  • высокие требования к качеству соединений;
  • сложность конструкции;
  • сложность в обслуживании.

Большинство котлов, представленных на Российском рынке являются жаротрубными. Это связано как с более простой технологией производства, так и с простотой обслуживания данных котлов. Несмотря на свои преимущества водотрубные котлы средней и большой мощностей менее популярны у потребителей, но всё же занимают свою часть рынка отопительного оборудования.

Уже более двухсот лет человечество использует жаротрубное оборудование. Такие агрегаты применяются в системах отопления на предприятиях животноводства, на различных производствах, в строительных компаниях, в воинских частях. Компактные решения нашли применение в частном отоплении - в коттеджах, на дачах и в частных домах. Современные жаротрубные котлы существенно отличаются от своих предков - они позволяют без изменения своих габаритных размеров существенно повысить уровень производительности.

В чем особенности?

Форма и внешность данных агрегатов может быть самой различной. Однако в большинстве случаев в продаже встречаются изделия цилиндрической формы. Одножаровые модели оснащены двумя емкостями-резервуарами. При этом один резервуар находится внутри другого. Эти два сегмента связаны через фланцы и паросборники.

В передней части агрегата распложена топка, а в задней установлена система отвода Чтобы паровой котел мог работать, необходимо обеспечивать ему подачу воздуха. Последний подается в принудительном порядке. Подача воздуха осуществляется под колосник при помощи вентилятора. Он зафиксирован на фронтальной площадке.

Жаротрубные котлы, работающие на газу или дизельном топливе, оснащены горелкой и трубой, через которую отводятся продукты горения. Котлы оснащаются теплообменниками - лучшим из них считается стальное изделие. Сталь не подвергается коррозийному воздействию и не деформируется по причине постоянных перепадов температуры.

Принцип действия

Эти котлы являются одним из подвидов газотрубных агрегатов, поверхность которых состоит из жаровых труб. Внутри них циркулирует жидкое или

Принцип работы жаротрубного котла очень прост. На передней части жаровых труб имеется горелка с принудительным наддувом. В ней может сгорать газ или жидкие виды топлива. Жаровая трубка - это не что иное, как топочная камера. Внутри нее эффективно сгорает все топливо, которое подается к прибору.

В процессе работы такого образуется пар. Температура пара не выше, чем 115 градусов. Давление внутри составляет не более 0,07 МПа. Такой пар подходит для отопительной системы частных домов или для использования в производственных процессах.

Виды котлов

Различают паровые и жаротрубные водогрейные котлы для помещений. Первые нагревают теплоноситель при помощи пара. Внутри для этого имеются специальные резервуары. Вторые отличаются тем, что корпус обогревается с использованием воды.

Особенности паровых котлов

Данные модели в большинстве случаев оснащаются трехходовым теплообменником. Прежде, чем продукты сгорания будут выброшены наружу в трубу, они совершают три прохода по трубам, омывающимся водой. Первым ходом является камера сгорания. Там самая большая температура. Далее газы изменяют свое направление и подаются в трубы второго хода, а затем - в трубы третьего хода. Такая схема движения полностью осуществляется за счет вентилятора и естественной тяги дымохода.

Первая труба, как уже указано - это камера сгорания. Вторая служит для отвода нагретой воды в систему горячего водоснабжения. Третья обеспечивает работу отопительной системы.

Уровень воды в баке парового жаротрубного котла нестабилен. В процессе эксплуатации вода может выкипать и в форме пара поступать внутрь, где при помощи сепаратора отделяются капли. Это обязательный процесс. Иначе будут происходить гидроудары, что не лучшим образом скажется на работе оборудования. Владельцы должны постоянно контролировать, сколько воды находится в котле.

Большая часть таких агрегатов применяется в промышленных и технологических процессах, когда нужна максимальная энергоэффективность. Котлы такого типа создают огромное количество тепла для обогрева топливных баков, деаэраторов, турбин.

Водогрейные агрегаты

Конструкция представляет собой корпус и крышки - переднюю и заднюю. Также есть трубы для отвода газов, опоры. В корпусе имеется камера сгорания в виде жаровой трубы с скругленным дном. Внутри есть конвективная зона. Дополнительно котел покрывается специальными материалами для теплоизоляции.

Газы здесь меняют направление и возвращаются во фронтальную часть. После того, как они отдадут тепло воде или другому теплоносителю, они будут выведены в дымоход.

Электрические паровые котлы

Мы рассмотрели принцип работы жаротрубных котлов, работающих на газе или жидком топливе. Но существуют также и электрические агрегаты. В отличии от аналогов, требующих газ или жидкое топливо, электрические устройства не сжигают кислород в воздухе и не нуждаются в запасах горючего. Многие модели оснащаются автоматикой и системами дистанционного управления. Такие модели гораздо выгодней, чем их газовые или дизельные аналоги.

Котлы-утилизаторы

Для производственных процессов используют специальные жаротрубные котлы, в которых нет привычной камеры сгорания. Для приготовления пара в этих моделях используется тепло, которое вырабатывается в результате различных процессов. При небольших нагрузках применяют газотрубные решения.

Для промышленности обеспечивается снижение выбросов опасных продуктов в открытый воздух, значительно снижаются затраты на очистку газов, обеспечивается возможность использовать недорогое топливо для отопления.

Водотрубный и прямоточный паровой агрегат

Жаротрубный котел и водотрубный котел отличаются друга от друга. Водотрубный - прямая противоположность жаротрубному агрегату. По тому, как работают эти решения, выделяют водотрубные и прямоточные.

Паровой барабанный котел имеет в конструкции топочного экрана трубы, соединенные с барабанами среднего поперечника. Вода или другой теплоноситель несколько раз циркулирует по ненагретым трубам, улучшая теплопроводность. Барабаны представляют собой резервуары, внутри которых разделяется вода и пар. Циркуляция в барабанах может быть как принудительная, так и естественная.

В прямоточном котле барабан отсутствует. Это не что иное, как змеевик, находящийся внутри топки. Теплоноситель в змеевик нагнетается при помощи насоса. Вода в водотрубном котле течет через трубки испарителя и превращается в пар. В переходной зоне процесс образования пара заканчивается, и затем он подается в пароперегреватель.

Эти котлы являются разомкнутой гидравлической системой и могут функционировать при давлении больше или меньше, чем заданное.

Среди основных преимуществ можно выделить высокую скорость подогрева, отличную циркуляцию, КПД выше, чем у жаротрубных котлов, защиту от перегревов, возможность использовать различные виды топлива, компактные размеры.

Особенности эксплуатации

Принцип жаротрубного котла основан на приготовлении пара. Поэтому агрегат требует должного отношения. Нужно регулярно следить за стабильностью работы. Производитель указывает требования по безопасности.

Основные пункты - это накипь и отложения. Они часто являются причиной выхода оборудования из строя. Из-за особенностей конструкции трубопровода, отложения скапливаются внутри неравномерно, что может вызвать перегрев.

За счет того, что котел стальной жаротрубный использует для работы большее количество воды в отличии от водотрубного аналога, то существует риск взрыва. Строение труб понижает скорость циркуляции теплоносителя - образуются так называемые застойные зоны.

Обслуживание котла - это своевременная замена теплообменников, регулярная чистка, контроль за работой. Если следовать инструкции, то котел будет работать больше заявленного производителем срока.

Плюсы и минусы

Основное преимущество этих решений - это автономность. При помощи доступных агрегатов можно собрать отличную, простую в использовании отопительную систему. Если есть необходимость, трехходовые жаротрубные котлы могут нагревать воду для горячего водоснабжения. Многое зависит и от выбора топлива - перед покупкой стоит ориентироваться на модели, работающие на газу, дизеле и электричестве.

Топливо и материалы, из которых изготовлен котел, существенно влияют на срок службы. В среднем, срок эксплуатации составляет от 20 до 50 лет. При необходимости можно осуществлять ремонт. Автоматика и электроника дает возможность настраивать температуру и удерживать ее на постоянном уровне.

Среди недостатков отзывы выделяют необходимость в постоянном контроле и обслуживании. Через некоторое время котел требует новую закладку топлива. Особенно это касается моделей, работающих на твердом топливе. Иногда приходится чистить камеру сгорания от копоти и шлака, прочищать дымоход.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляют жаротрубные котлы. Эти агрегаты являются отличной заменой традиционным газовым. Но при эксплуатации есть определенные неудобства. Главный плюс данных агрегатов заключается в автономности и универсальности. Также конструкция поддается ремонту и сравнительно несложная. Оборудование подходит для приготовления горячей воды. И пусть для многоквартирного дома подобные системы не слишком актуальны, для загородных домов и коттеджей это доступное отопление.

В водотрубных агрегатах вода двигается внутри труб и нагревается от горячих дымовых газов. Жаротрубные водогрейные котлы устроены по-другому. Внутри в водяном объеме расположена цилиндрическая топка и жаровые трубы. В топке и трубах сжигается топливо. Выделяемое тепло передается воде.

Популярность жаротрубных водогрейных котлов сейчас возрастает. Применяются они как на производстве, так и для отопления жилых домов. Использование агрегатов не требует специальных навыков. Кроме того, их легко ремонтировать, что дает возможность долгосрочной эксплуатации. Стоимость невысока. Заводы-изготовители, как отечественные, так и иностранные, ежегодно наращивают объемы выпуска котлов такого типа.

Компоновка жаротрубных водогрейных котлов

  • Двухходовые
  • Трехходовые

Котлы первого типа образуют два хода газов: движение продуктов сгорания в топке (первый ход) и по жаровым трубам (второй ход).

Котлы второго типа обладают еще третьим ходом, когда продукты сгорания движутся в обратном направлении, развернувшись на сто восемьдесят градусов. Эти агрегаты имеют более высокий КПД по сравнению с двухходовыми. Они обладают большей поверхностью жаровых труб, а значит, лучшей теплоотдачей. Дополнительное увеличение КПД котлу может обеспечить установка экономайзера.

Недостатком жаротрубных водогрейных котлов специалисты называют низкую скорость движения воды во внутреннем объеме агрегата. Это приводит к отложениям накипи и шлама на поверхностях. Накипь ухудшает теплоотдачу и ведет к перегреву стенки трубы. Возникает дополнительная нагрузка на сварочные швы, что снижает срок службы теплового оборудования.

Особенности жаротрубных водогрейных котлов

Современные модели жаротрубных водогрейных котлов усовершенствованы настолько, что снижения эффективности их работы не отмечается:

  • Усиление и выравнивание теплообмена обеспечивают турбулизаторы потока.
  • Жаровые трубы располагаются высоко, что препятствует отложению шлама.
  • Конструкция обеспечивает настолько высокую скоростью перемещения теплоносителя, что накипные загрязнения не успевают образовываться.
  • Уникальные технологии литья и сварки ведущих производителей позволяют на десятилетия продлять срок службы отопительного оборудования.

Для долгосрочной и эффективной работы котлов с жаровыми трубами требуется хорошая очистка воды и тщательный контроль всей системы, в частности, температуры уходящей газовой смеси, потери давления, утечек в теплосетях и т.д. Автоматическая система контроля и соблюдение всех правил эксплуатации, заявленных производителем, обеспечивает бесперебойную работу тепловых генераторов в течение длительного времени.

ПОСЛЕДНИЕ

Выполнение проекта водогрейной газовой установки мощностью 3,6 МВт. Московская Область, Истринский р-н.

Выполнение проекта водогрейной газовой установки мощностью 0.4 МВт для отопления школы. Московская Область, г. Пушкино.

Получение Технических условий на газоснабжение для реконструкции установки работающей на газе в Московской Области, г. Ивантеевка.

Выполнение проекта водогрейной газовой установки мощностью 6.0 МВт на котлах Buderus. Московская Область, г. Ивантеевка.

Получение Технических условий на газоснабжение, выполнение проекта, поставка и монтаж оборудования газовой линии пищевого производства. Москва.

Выполнение проекта, поставка и монтаж оборудования узла учета газа и автоматики безопасности для промышленного предприятия. Московская область, г. Дмитров.

Выполнение проекта, поставка и монтаж оборудования узла учета газа и автоматики безопасности банного комплекса. г. Москва.

Реконструкция системы автоматики установки с проектированием и выполнением монтажных работ г. Воронеж.

Водогрейная установка мощностью 2х6 МВт (12 МВт) работающая на природном газе и два блочных Тепловых Пункта в зданиях Заказчика мощностью 7,79 МВт и 4,5 МВт Московсая область г.Орехово-Зуево

Водогрейная установка установка мощностью 3 x 7,33 МВт работающая на природном газе и дизельном топливе Московсая область, Дзержинский

ВЫПОЛНЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ

Подтверждение Технических Условий на газоснабжение объекта для реконструкции установки 60 тонн пара в час с установкой водогрейных котлов ICI 2х2 МВт. Москва.

Проектирование и строительство установки 9 тонн пара в час. Московская Область. Химкинский район.

Получение Технических Условий на газоснабжение объекта для строительства установки 9 тонн пара в час. Московская Область. Химкинский район.

Проектирование системы сжиженного газа. г. Ростов-на-Дону.

Автоматизация, диспетчеризация газо-дизельной установки 2х3,5 МВт, Нижний Новгород

Паровая стационарная газовая установка. Котлы ICI Caldae 2х1 т/ч, газовые горелки Cib Unigas. г. Москва

Реконструкция водогрейной стационарной газовой установки. Котлы Unical 3х3,5 МВт/ч, Московская область, г. Люберцы

Водогрейная газовая установка. Котлы Viessmann, газовые горелки Weishaupt. г. Москва. 2х3,5 мВт

Водогрейная газовая установка. Котел Ici Clade, газовая горелка Cib Unigas. Московская область, г. Подольск. 1х3,5 мВт + 2х2,5 мВт

Сушильная камера с газовыми горелками Riello. г. Москва. 2х0,4 мВт, Нижегородская область, г. Дзержинск

Водогрейная стационарная газовая установка. Котлы Ici Clade, газовая горелки Cib Unigas. 2х2,0 мВт + 0,35 мВт Московская область, г. Истра

КОМПАНИИ

Водогрейная блочная газовая установка. Котлы Viessmann, газовые горелки Weishaupt. г. Москва. 2х7,8 мВт + 1х 4,5 мВт, Московская область, г. Подольск

Водогрейная блочная газовая установка. Котлы Энтророс, газовые горелки F.B.R. Тульская область 2х3,5 мВт Объект:

Водогрейная блочная газо-дизельная установка. Котлы Ecoflam, Комбинированные горелки Ecoflam. г.Одинцово. 4х2 мВт

Водогрейная установка мощностью 3х6,5 МВт (19,5 МВт) работающая на природном газе и дизельном топливе, г. Екатеринбург

Паро-водогрейная установка мощностью 3х6,5 МВт + 2х5 т/ч (19,5 МВт + 10 т/ч) работающая на газе и дизельном топливе, г. Санкт-Петербург

Водогрейная установка мощностью 2х3,5 МВт + 2х7,5 МВт (22 МВт) работающая на газе, г. Новосибирск

Вогдогрейная установка мощностью 42 МВт (36 Гкал/ч) работающая на газе и дизельном топливе г. Рязань

Паровая установка мощностью 3х22 т/ч (66 т/ч) с возможностью расширения до 5х22 т/ч (110 т/ч), работающая на топливном газе и арктическом дизельном топливе, г. Самара

Комплектная автоматизированная блочно-модульная водогрейная установка мощностью 2х3 МВт (6 МВт) работающая на природном газе Московсая область, Мытищи

Паровая установка установка мощностью 2 х 2,0 т/ч (4,0 т/ч), работающая на природном газе Владимирская обл